Что такое биологическое развитие
РАЗВИТИЕ (биологический процесс)
Смотреть что такое «РАЗВИТИЕ (биологический процесс)» в других словарях:
РАЗВИТИЕ — биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на … Большой Энциклопедический словарь
БИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ — БИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, отрасль прикладной гидробиологии, позволяющая установить степень загрязнения воды и находящая в наст, время широкое применение в области сан. практики. Б. а. исхо Рисунок 1. Продукция дна реки Москвы в незагрязненном районе … Большая медицинская энциклопедия
Биологический объект — Жизнь способ бытия сущностей (живых организмов), наделенных внутренней активностью,[1] процесс развития тел органического строения[2] с устойчивым преобладанием процессов синтеза над процессами распада, особое состояние материи, достигаемое за… … Википедия
Биологический факультет БГУ — У этого термина существуют и другие значения, см. Биологический факультет. Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на страни … Википедия
РАЗВИТИЕ — 1. Последовательность изменений в течение всей продолжительности жизни организма. Это значение, которое первоначально было введено в психологии; в первые десятилетия XX века считалось, что область психологии развития изучение всей… … Толковый словарь по психологии
Биологический ритм — Биологические ритмы периодически повторяющиеся изменения в ходе биологических процессов в организме или явлений природы. Является фундаментальным процессом в живой природе. Наукой, изучающей биоритмы, является хронобиология. По связи с… … Википедия
Эпидемический процесс — Эпидемический процесс непрерывное взаимодействие на видовом и популяционном уровнях неоднородных по эволюционно сопряженным признакам отношения друг к другу возбудителя паразита и организма человека в необходимых и достаточных социальных и… … Википедия
ЗАРОДЫШЕВОЕ РАЗВИТИЕ — эмбриональное развитие, эмбриогенез, развитие животного организма, происходящее внутри яйцевых оболочек вне материнского организма или внутри него в зародышевых оболочках. 3. р. следует за предзародышевым развитием (оогенез, сперматогенез) и… … Биологический энциклопедический словарь
Зародышевое развитие — эмбриональное развитие, развитие организма животного, происходящее в оболочках яйца вне материнского организма или внутри него. З. р. предшествует период предзародышевого развития, когда растет, формируется и созревает яйцо. За З. р.… … Большая советская энциклопедия
Вид биологический термин — (Species) одинаково употребляемый в зоологии и в ботанике для обозначения различных форм растительных и животных организмов. В общих чертах понятие о виде совпадает с обыденным представлением о породе животных или растений (диких, но не домашних) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Биология развития
При этом изучаются все этапы онтогенеза: и с момента рождения до момента смерти, и самые начальные (зародышевый и предзародышевый) этапы. Начальные этапы онтогенеза исследует также эмбриология.
Специфика биологии развития состоит в том,что она рассматривает формообразовательные процессы в четырех измерениях: не только в пространстве, но и во времени.
Современная биология развития изучает интенсивные исследования молекулярных,биохимических и генетических механизмов различных формообразовательных процессов, активно изучает особенности субклеточной и клеточной организации зародышей.
Как наука биологоия развития начала формироваться с середины XX века на основе данных молекулярной биологии, эмбриологии, генетики. Изучает различные аспекты процесса развития на молекулярном, клеточном, тканевом, органном и организменном уровнях, решает фундаментальные проблемы реализации программ генетической информации в ходе онтогенеза и молекулярных основ фенотипических изменений, нормального и опухолевого роста клеток и клеточных популяций, морфогенеза, специфики клеточной, тканевой, органной дифференцировки, клеточных взаимодействий, возникновения и становления регуляторных механизмов, обеспечивающих целостность развития.
Основные направления исследований:
* Биология развития животных.
* Биология развития растений.
* Молекулярная биология клетки.
* Генетическая регуляция развития.
* Молекулярные механизмы дифференциации.
* Разработка новых методов биологии развития.
* Цитологические основы онтогенеза.
Биологическое развитие человека и становление личности
Биологический возраст человека, критерии, понятие его психологической морфологической психологии. Определение возраста по степени зрелости. Проблемы соответствия физического и умственного развития. Реализация программы биологического развития человека.
Рубрика | Биология и естествознание |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 10.05.2011 |
Размер файла | 20,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Понятие биологического возраста появилось в результате осознания геронтологами неравномерности старения. Один из общих законов геронтологии гласит: «Стареют все и всё внутри всех с разной скоростью». Поэтому при одном и том же астрономическом или календарном возрасте различных индивидов, степень постарения их организмов в целом, а также отдельных органов, элементов и систем их организмов, будет различна.
Возрастным статусом (ребенка, подростка, взрослого гражданина) называется положение в обществе, которое человек занимает в зависимости от своего возраста, т.е. количества лет, прожитых со дня рождения. Конечно, с другой точки зрения возраст можно рассматривать как нечто «достигнутое»; например, многие старики полагают, что дожили до старости (сохранив хорошее здоровье) потому, что жили разумно, не курили, не пили и т.п.) Но даже несмотря на то, что возраст обычно определяется исходя их даты рождения, возрастной статус представляет собой более широкое понятие. Кроме того, в любом обществе устанавливаются возрастные роли, или совокупность ожиданий, связанная с возрастным статусом. Например, предполагается, что влечение к людям противоположного пола должно проявляться уже у подростков; ожидается (даже требуется по закону), что дети в возрасте от 5 до 16 лет должны ходить в школу; считается, что активная трудовая деятельность человека продолжается с 19 или 20 лет (в зависимости от требований квалификации) до 65 лет. Нужно рассмотреть взаимосвязь между хронологическим возрастом и социальным ожиданиями, связанными с процессом старения.
1. Биологический возраст человека
Функциональный возраст (ФВ) (или физиологический возраст) отражает возрастную динамику физиологических функций и функциональных резервов, способность человека функционировать. Некоторые из этих процессов могут существенно не влиять на ОПЖ, но определять качество жизни, а некоторые могут влиять на ОПЖ. ФВ может существенно уменьшаться в результате тренировки. При оценке ФВ желательно учитывать показатели мышечной работоспособности, познавательной деятельности и эмоциональный профиль индивида.
Когда возраст биологический меньше паспортного?
Известный немецкий зоолог А. Вейсман с эволюционной точки зрения пришел к обоснованию того, что биологический вид, чтобы выжить и достигнуть бессмертия в условиях беспрестанно меняющейся внешней среды, должен состоять из смертных индивидуумов. Именно смертных, ибо изношенные особи не только бесполезны для коллективного бытия, но даже вредны. До самой смерти у животных и человека ткани и клетки сохраняют регенеративную и репаративную способности. Но с возрастом нарастают нарушения и дефективные изменения, приводящие к отмиранию одних или других органов раньше или позже, а иногда играют роль внешней причины. Так или иначе, гена смерти не обнаружено.
Преждевременное старение, это когда люди среднего и пожилого возраста не могут считать себя совершенно здоровыми, хотя вроде и не больны по настоящему, но ощущают слабость и внутренний дискомфорт.
Они также эмоционально воспринимают окружающий мир, как в молодости, иногда даже также глубоко мыслят, в душе ощущают себя молодыми, но также полноценно жить и работать как в молодые годы, они не могут.
Преждевременно стареющие люди быстро устают, ощущают слабость, у них нарушается сон, появляются боли в конечностях, в суставах, разнообразные боли во всем теле и частые головные боли.
Сейчас не редкость, когда такое самочувствие появляется у совсем молодых людей (от 35 лет), безусловно, это явление ненормально, преждевременного старения надо избежать. Возможно, что не все эти симптомы можно отнести к понятию преждевременное старение, кое какие факторы объясняются синдромом хронической усталости, также приводящего к преждевременному старению.
2. Понятие его психологической морфологической психологии, физиологические критерии их взаимоотношений и связь с хронологическим (паспортным возрастом)
Среди сверстников по хронологическому возрасту обычно существуют значительные различия по темпам возрастных изменений. Расхождения между хронологическим и биологическим возрастом, позволяющие оценить интенсивность старения и функциональные возможности индивида, неоднозначны в разные фазы процесса старения. Самые высокие скорости возрастных сдвигов отмечаются у долгожителей, в более молодых группах они незначительны.
Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений.
Биологический возраст, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды и образа жизни. Поэтому во второй половине жизни люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по морфо-функциональному статусу, то есть биологическому возрасту. Моложе своего возраста обычно оказываются те из них, у которых благоприятный повседневный образ жизни сочетается с положительной наследственностью.
3. Определение возраста по степени зрелости
Возрастная периодизация в значительной мере определяется средней продолжительностью жизни человека, изменения которой резко меняют и представления о сроках наступления старости.
На симпозиуме в Ленинграде (1962) и международном симпозиуме по проблемам геронтологии ВОЗ в Киеве (1963) была принята возрастная классификация, в соответствии с которой рекомендуется различать три хронологических периода в позднем онтогенезе человека:
В последнем периоде выделена отдельная категория людей 90 лет и старше, так называемых долгожителей.
Критерии определения биологического возраста:
зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);
скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);
зубная зрелость (оценивается по сроками прорезывания молочных и постоянных зубов);
зрелость интеллекта (уровень развитие как личности).
Темпы старения, как и развития, в определенной степени зависят и от конституции человека.
При определении «возрастных норм» и биологического возраста человека следует учитывать пол, индивидуальные и конституциональные особенности, а также принадлежность к определенной эколого-популяционной группе, влияние социальных факторов и другие обстоятельства.
4. Проблемы соответствия физического и умственного развития
Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека. Среди сверстников по хронологическому возрасту обычно существуют значительные различия по темпам возрастных изменений. Расхождения между хронологическим и биологическим возрастом, позволяющие оценить интенсивность старения и функциональные возможности индивида, неоднозначны в разные фазы процесса старения. Самые высокие скорости возрастных сдвигов отмечаются у долгожителей, в более молодых группах они незначительны. Поэтому определять биологический возраст имеет смысл лишь у лиц старше 30 лет или даже 35 лет. Его оценка при старении необходима геронтологам, клиницистам, социальным работникам для решения социально-гигиенических задач, диагностики заболеваний, суждения о здоровье и эффективности мероприятий по замедлению темпов старения и продлению активной старости.
Из-за разновременности возрастных сдвигов в разных системах и функциональных показателях возможны значительные расхождения: так, например, при значительном увядании кожи, появлении морщин и седины, сердце и мозг могут работать вполне исправно, то есть биологический возраст оказывается более низким, чем если бы суждение о нем основывалось только на внешнем виде. И наоборот, при «здоровом» виде у человека могут быть болезни важных для жизни органов. Таким образом, оценка биологического возраста возможна только на основе тщательного и всестороннего медико-антропологического обследования.
Биологический возраст мужчин и женщин
У мужчин увядание менее отчетливо и растягивается на больший срок, но оно равномерно подводит к постарению всего организма. Поэтому мужчины дольше сохраняют свой репродуктивный потенциал и имеют более молодой вид. Однако это сохранение сексуальной способности не распространяется на истинную жизнеспособность организма: у них сильнее выражены склеротические процессы, более высокий биологический возраст, а общие жизненные шансы ниже, чем у женщин аналогичного хронологического возраста. Длительность жизни мужчин меньше, чем у женщин.
Биологический возраст в различных эколого-популяционных и этнических группах
Имеются многочисленные данные о различных темпах старения в разных группах населения с резко отличными экологическими и социальными условиями. Они выявлены, например, в скорости уменьшения роста, массы, мышечной силы, основного обмена, для динамики артериального давления, скорости психомоторных реакций и других показателей.
Весьма значительно и влияние социальных факторов: в группах с повышенным долголетием широко распространены традиции уважения к старикам, их особый социальный статус. Чрезвычайно важна роль социальных преобразований, направленных на повышение здоровья, при освоении новых экстремальных экологических ниш, таких как космос, вахтовые поселения на севере, в пустыне и т.д.
Роль этнической принадлежности в определении биологического возраста меньше, чем экологии. Напомним, что речь все время идет об остеоморфном статусе, то есть старении скелета. По этому показателю в экстремальных районах существует ограничение индивидуального разнообразия биологического возраста, т.е. возрастной динамики скелетных признаков. В комфортных же регионах отмечено повышение разнообразия. Таким образом, каждой зонально-климатической области свойственны свои особенности протекания «нисходящего этапа» онтогенеза, и они в большей степени ассоциируются с внешними факторами, чем с этнической принадлежностью.
При определении «возрастных норм» и биологического возраста человека следует учитывать пол, индивидуальные и конституциональные особенности, а также принадлежность к определенной эколого-популяционной группе, влияние социальных факторов и другие обстоятельства.
Понятие биологического возраста. «Биологический возраст» человека отличается от «паспортного» (хронологического) возраста. Его называют также возрастом развития. Он отражает темп индивидуального роста, развития, созревания и старения организма. У всех приматов существуют индивидуальные отличия в ростовых процессах. Темп роста, сочетание скоростей роста и развития на разных этапах онтогенеза могут существенно варьировать у разных людей.
Критерии биологического возраста
Основными и наиболее существенными свойствами биологического возраста являются его измеряемость и изменяемость. Для определения биологического возраста используются различные критерии: костный (или скелетный) возраст, телесное развитие, половое созревание, зубная зрелость, физиологическое, психическое, психосексуальное и умственное развитие.
Возрастные изменения физиологических процессов. Возрастные изменения в темпах основного обмена веществ (метаболизма) могут быть использованы в некоторой степени при определении биологического возраста. С 2-3 дней до 1,5 лет обмен повышается, с 1,5 лет до 18-20 лет постепенно понижается с некоторым повышением в пубертатном периоде.
психологический возраст биологический развитие
5. Роль социального фактора в реализации программы биологического развития человека и становления личности
В психологии существуют пять моделей индивидуального развития. Первая предполагает, что темпы развития разных индивидуумов неодинаковы, зрелость возникает в разном возрасте, но критерий ее один для всех.
Вторая исходит из того, что период роста и развития жестко ограничен календарным возрастом, свойства взрослого человека прогнозируются в детстве.
Третья модель исходит из того, что продолжительность периода роста и развития у разных людей неодинакова, прогноз формирования особенностей зрелого возраста по свойствам детских периодов развития невозможен.
Четвертая модель подчеркивает, что разные подсистемы организма и личности достигают пика своего развития разновременно, поэтому взрослый в чем-то превосходит ребенка, в чем-то ему уступает.
Сложен вопрос, касающийся влияния физического развития (тип телосложения и темпы созревания организма) на психические процессы и свойства личности, потому что трудно вычленить влияние природных свойств из совокупности социальных условий. Можно допустить генетическое наследование некоторых психических особенностей.
6. Связь биологического возраста, интеллектуального и эмоционального детей подростков
Сопоставление поведения детей от 5 до 16 лет с их внешностью и физическими данными показало, что между телосложением и психикой существует зависимость. Например, мальчики-акселераты более естественны, меньше рисуются, послушны, сдержанны. Больше трудностей в общении со сверстниками у мальчиков с эндоморфным типом телосложения. Они подвергаются насмешкам, чаще нуждаются в поддержке, меньше имеют возможностей в выборе друзей.
Развитие ребенка подчиняется определенным закономерностям, которые находят свое отражение в морфологических и функциональных особенностях, присущих различным возрастным периодам. К ним относятся неравномерность, неодновременность и обусловленность полом процессов роста и развития, а также влияние генетических и средовых факторов.
Одним из основных принципов сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является своевременное определение морфо-функциональной зрелости, готовности растущего организма к новым для него условиям и видам деятельности и организация с ее учетом возраста ребенка, профилактических и оздоровительных мероприятий. Определение морфофункциональной зрелости базируется в первую очередь на оценке соответствия возраста и гармоничности физического и психического развития ребенка.
По данным большинства исследователей, в настоящее время в России в физическом развитии детей и подростков отмечаются следующие тенденции:
? завершение акселерации роста и развития;
? увеличение числа детей с низким ростом и дефицитом массы тела, отставанием в биологическом развитии;
? уменьшение широтных и обхватных размеров тела и функциональных показателей.
Современными научными исследованиями показана важность определения биологического возраста как для диагностики соматических заболеваний и выявления групп риска их развития, так и для определения неблагоприятного влияния факторов среды обитания.
Выявленные отклонения в физическом развитии являются маркерами определенных нарушений в состоянии здоровья. Дети с замедленным и ускоренным развитием, низкорослостью или избытком массы тела должны направляться к эндокринологу. Дети с дефицитом массы тела подлежат обследованию и наблюдению у педиатра для установления причин этих отклонений. У всех этих детей педиатру следует также оценить воздействие таких средовых факторов, как двигательная активность, питание и антропогенное загрязнение окружающей среды.
Наряду с определением уровня физического развития одной из важнейших характеристик состояния здоровья является оценка нервно-психического развития ребенка. Ранняя диагностика отклонений в психическом развитии ребенка и направление к специалистам является задачей педиатра, так как осмотр малыша невропатологом происходит лишь при углубленных медицинских осмотрах, а психиатр консультирует детей только по показаниям.
Критерии оценки гармоничности и соответствия возрасту психического развития изменяются с возрастом детей и подростков.
Выявление детей со сниженным уровнем работоспособности делает необходимым изучение их режима дня, объема учебной нагрузки, организации физического воспитания, обследование их для исключения скрыто протекающих заболеваний.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Биологический возраст — понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма. Основные критерии биологического возраста мужчин и женщин, его соотношение с хронологическим: методы определения и управление возрастом человека.
презентация [1,2 M], добавлен 08.02.2012
Возраст человека: абсолютный, биологический, паспортный, психический, социальный. Критерии биологического возраста. Эволюция человека. Характеристика австралопитека. Расизм, его социальные корни. Прогрессивная общественность в борьбе против расизма.
реферат [33,0 K], добавлен 31.10.2008
Понятие биологического возраста и фундаментальные характеристики ростового процесса. Определение морфологической зрелости и методы оценки интенсивности старения. Типы увядания репродуктивной системы женщин и особенности их гормональной конституции.
реферат [38,6 K], добавлен 10.11.2010
Понятие биологического возраста: критерии, признаки и методы оценки. Особенности биологического возраста в различных эколого-популяционных и этнических группах. Оценка биологического возраста лиц умственного труда на примере студентов и учителей школы.
дипломная работа [1,4 M], добавлен 27.03.2014
Оценка личностных ценностных ориентаций индивида и выявление ценностной ориентации на здоровье, здоровый образ жизни. Определение биологического возраста человека. Оценка режима деятельности и отдыха человека. Тест самооценки психических состояний.
контрольная работа [104,4 K], добавлен 23.02.2018
Молекулярно-генетические гипотезы старения. Феномен долгожителей горных народов культурными и средовыми факторами. Понятие геронтологии и гериатрии, возрастные изменения. Прогерия, симптомы заболевания. Критерии оценки биологического возраста человека.
презентация [1,8 M], добавлен 21.02.2014
Системы оценки биологического возраста. Особенности полового различия. Костный возраст или скелетная зрелость. Зубной возраст или зубная зрелость. Уровень полового созревания или половое развитие. Психическое, умственное развитие, физиологический возраст.
реферат [38,3 K], добавлен 18.01.2013
биологическое развитие
biological development
The action of growing of living organisms. (Source: RRDA)
[http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en]
Тематики
Смотреть что такое «биологическое развитие» в других словарях:
биологическое развитие — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN biological development The action of growing of living organisms. (Source: RRDA) [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] Тематики охрана окружающей среды EN… … Справочник технического переводчика
биологическое развитие организма — biologinis vystymasis statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Organizmo formų, sistemų ir funkcijų tobulėjimo vyksmas. Žmogaus biologinis vystymasis yra intensyviausias iki 18 metų. atitikmenys: angl. biological development of… … Sporto terminų žodynas
Развитие взрослых (adult development) — Подход к Р. в. в перспективе времени жизни включает: а) изучение фазы жизни от окончания формального обучения до наступления пенсионного возраста; б) исслед. воздействий предшествующей жизни на развитие взрослых и последующего воздействия событий … Психологическая энциклопедия
Развитие — биологическое: 1) необратимый, закономерно направленный процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост, увеличение числа клеток и т. п.) и качественных (дифференцировка, созревание, старение и т. п.) изменений индивида и особи с момента… … Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов
БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ИЗЛУЧЕНИЙ — постоянное воздействие на биосферу Земли элекгромагнитных и корпускулярных излучений внеземного и земного происхождения, приводящее к биохимич., физиол., генетич. и др. изменениям, возникающим в живых клетках и организмах. Наиболее мощный… … Биологический энциклопедический словарь
Биологическое оружие — … Википедия
развитие — Сущность культурного развития <. > заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для этого овладения является образование личности, и поэтому развитие той или иной функции является … Словарь Л.С. Выготского
Биологическое и социальное в человеке — кратко Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности. Конкретно историческую детерминацию форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Фил я выявляет место человека в мире и его отношение … Малый тезаурус мировой философии
Развитие интеллектуальной сферы — Одна из важнейших задач школы развитие интеллектуальной сферы. При этом надо занять ум чем то интересным и направить энергию на созидание, а не на разрушение. Интеллектуальные умения включают в себя: развитие мышления (логического, критического,… … Энциклопедия педагогических технологий
Биологическое образование — система подготовки биологов для научно исследовательских учреждений и преподавателей биологических дисциплин. Знание биологии (См. Биология) предусматривается при подготовке специалистов с медицинским, с. х., педагогическим и другим… … Большая советская энциклопедия
Биологическое действие ионизирующих излучений — изменения, вызываемые в жизнедеятельности и структуре живых организмов при воздействии коротковолновых электромагнитных волн (рентгеновского излучения и гамма излучения (См. Гамма излучение)) или потоков заряженных частиц (альфа частиц… … Большая советская энциклопедия