Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте

Зачем сервисам каршеринга и такси нужны биометрические данные

Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть картинку Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Картинка про Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте

Об эксперте: Алексей Новиков, технический директор Axoya.tech.

Повышение качества обслуживания

Биометрическая система легко различает новых пользователей и узнает тех, кто уже прибегал к услугам компании. Это избавляет постоянных клиентов от заполнения документов и позволяет получать персональные бонусы в рамках программы лояльности. Например, важный для компании клиент может брать напрокат более дорогие и новые машины, пользоваться выгодными тарифами и стоимостью страхования, или вовсе обойтись без предоплаты. Важно, что такие решения могут приниматься моментально, и для этого не нужно участие или даже присутствие менеджера — вся информация о пользователе уже есть в системе, идентификация происходит автоматически, за чем следует персонифицированное предложение условий и опциональных возможностей.

Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть картинку Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Картинка про Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте

Благодаря внедрению технологии первая полностью автоматизированная служба аренды автомобилей появилась у американской компании по аренде автомобилей Hertz еще в 2018 году. Киоски самообслуживания с биометрией разместили в пунктах проката при аэропортах в США.

Принцип работы следующий: пользователи предварительно резервируют автомобили через приложение, а затем забирают их самостоятельно без участия сотрудников каршеринга — пропускная система срабатывает на отпечаток пальца или сканирование лица. Технология позволила сократить процесс обслуживания клиентов почти в два раза — до двух минут.

Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть картинку Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Картинка про Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте

Биометрия уже стала безусловным мейнстримом в каршеринге Китая, где также появилась автоматизированная служба аренды автомобилей с распознаванием лиц на основе блокчейна. Китайская платежная система Alipay, принадлежащая Alibaba, встроена в целую экосистему сервисов. В 2017 году компания представила свое решение с распознаванием лиц, а в 2020 году совместно с Wukong Car Rental создала сеть автоматизированных киосков для каршеринга.

Процесс аренды автомобиля можно запустить прямо на смартфоне: пользователь просто открывает приложение Alipay, создает учетную запись для каршеринга (загружает водительские права), затем размещает заказ на выдачу авто в ближайшем пункте у каршеринговых компаний-партнеров платежной системы. После этого клиент прибывает в пункт проката, где подтверждает свою личность. Для этого ему достаточно посмотреть в камеру на площадке с авто, сделать определенный жест, а потом самостоятельно забрать автомобиль. Данные об операциях сохраняются в блокчейн-реестрах.

Биометрические решения удобно встраиваются в индивидуальные рейтинги пользователей, что поощряет добросовестных клиентов. В Китае такие системы не редкость: в них отражается потребительская история человека, на основании которой он может получать разные уровни доступа к сервисам, продуктам и услугам. В России и по миру такие системы реализованы, например, в банковской индустрии — речь идет о скоринге, который представляет собой по сути рейтинг добросовестности заемщика. Например, у гиганта Alibaba, под управлением которого находится множество самых разных бизнесов, есть своя система Sesame Credit. Пользователь, набравший в ней 550 баллов и выше, имеет право на аренду без залога у операторов каршеринга, которые подключены к этой системе. Таких клиентов компании благодаря биометрии распознают мгновенно.

Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть картинку Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Картинка про Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте

Полностью автономный каршеринг на основе биометрии в России пока еще не появился. Технических препятствий для внедрения и широкого распространения подобных систем в стране нет, остались только вызовы прикладного характера:

Защита автомобилей от угона и нецелевого использования

Биометрия помогает защитить автомобили парка от подмены водителей и вождения по чужим документам. Наличие биометрической системы удерживает злоумышленников от угона, преднамеренной порчи имущества и замены деталей. Кроме того, «умное» видеоустройство (смарт-камера или «смартбокс», интегрированный со специальным видео-сенсором), которое устанавливается в салоне, позволяет определить, что автомобиль используется по назначению, для поездок. Это особенно актуально, потому что с недавних пор некоторые пользователи стали брать машины для обучения вождению и даже организовывать в них вечеринки. Компания «Делимобиль» одна из первых на российском рынке столкнулась с такими проблемами и выступила инициатором внедрения биометрии в каршеринге.

Сегодня многие каршеринговые компании России уже используют «умные» камеры в салонах автомобилей, оснащенных технологией распознавания лиц. Например, такая система есть у Matreshcar: она моментально уведомляет службу безопасности компании, если за рулем находится кто-то, кроме арендатора. В отличие от кодов или паролей, биометрические данные не могут быть переданы другому человеку. Это и является гарантией того, что зарегистрированное и застрахованное лицо действительно арендует автомобиль. В итоге снижаются риски краж машин с помощью чужих идентификационных карт.

Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть картинку Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Картинка про Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте

Контроль за самочувствием водителя и исправностью автомобиля

Сегодня появляется все больше технологических решений для каршеринга, направленных на контроль адекватности, текущего тонуса и даже настроения водителя. Например, американский разработчик «умных» камер Magna представил свою систему мониторинга, которая оценивает внимательность и концентрацию человека за рулем. Она сканирует положение головы, глаз и движения тела, определяя степень отвлеченности от происходящего на дороге. Однако о масштабных внедрениях пока не известно — вероятно, технология пока проходит стадию пилотных испытаний.

Мониторинг биометрической системой «признаков лица» водителя мог бы принести большую пользу в такси и каршеринге. Например, с его помощью можно выяснить, не употреблял ли он спиртное или некоторые медпрепараты, не испытывает ли усталость, сонливость, беспокойство, сильные негативные эмоции. Некоторые из этих мер контроля в будущем помогут прямо бороться с нарушением закона (как в случае с алкоголем), другие — лечь в основу прогнозирования поведения водителей и рисков опасного стиля вождения, чтобы предупредить аварии и снизить количество страховых случаев на дороге.

Биометрическая система делает выводы на основе оценки как общего эмоционального состояния водителя, так и отдельных проявлений — ярких и выраженно негативных эмоций. Она также умеет распознавать измененное состояние нервной системы по характерным вазомоторным признакам. На основе этих данных можно прогнозировать агрессивный стиль вождения водителя и его эмоциональную нестабильность, выдавая рекомендации по режиму и пути движения, реакции на раздражители, тем самым помогая взвешенной самооценке водителем своего самочувствия.

В составе биометрической системы могут быть использованы тепловизоры или даже смарт-тепловизоры — устройства, образующие единый блок с видеокамерой, оснащенные функционалом видеоаналитики «на борту». Смарт-тепловизор измеряет температуру в конкретной контрольной области лица, не покрытой маской, очками или головным убором, и способен сразу распознать человека с повышенной температурой. Система может предупредить самого водителя о надвигающемся недомогании, а также проинформировать службу оператора или органы эпидемиологического контроля.

В России биометрические системы контроля состояния еще не используются в такси или каршеринге, но уже появились в общественном транспорте. В 2020 году в Москве их установили в 9 тыс. автобусов, троллейбусов, трамваев, а также в метрополитене. За 12 месяцев они предотвратили около 5 тыс. опасных инцидентов. Решение включает в себя три составляющие: «умные» камеры, нейросеть, которая распознает признаки сонливости, усталости, потери внимания или плохого самочувствия, и центра мониторинга, куда направляется эта информация в режиме реального времени. В случае, если водитель не реагирует на автоматические предупреждения системы (например, громкий звуковой сигнал), центр мониторинга может связаться с ним и снять с маршрута.

Технология постепенно проникает в некоторые транспортные сферы по всему миру — например, высокоскоростные поезда, городские электрички, перевозку опасных грузов, транспортировку на большие расстояния, «скорую помощь» и т.д. Такие системы помогают контролировать состояние водителей и операторов, которые работают в условиях повышенной сложности и риска. Они медленно вытесняет классические системы контроля, которые измеряют время рабочей смены или требуют от водителя подтвердить свое состояние и внимание с помощью обычной кнопки, до сих пор доминирующие на рынке.

Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть картинку Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Картинка про Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте

Законодательная база

Внедрение биометрии как средства контроля состояния водителя в каршеринге и такси — дело будущего. Однако можно предположить, что уже вскоре Европа станет пионером в этом отношении. В ЕС согласованы новые правила, согласно которым все автомобили, построенные после мая 2022 года и проданные в странах региона, уже будут иметь ряд встроенных устройств, включая сенсоры состояния водителя и его здоровья.

Один из стоп-факторов более масштабного внедрения биометрии в отрасли — несовершенство законодательства в части регулирования сбора биометрических данных и их использования в каршеринге и такси. Они в основном нацелены на регламентацию характеристик устройств (например, определенной производительности и точности работы) и соответствуют потребностям полномочных служб. Что касается интересов пассажиров, то их, с одной стороны, защищает федеральное регулирование работы с персональными данными (152-ФЗ и некоторые смежные НПА).

Однако эти же документы ставят большие бюрократические барьеры на пути к тому, чтобы бизнес мог развивать сервис на основе биометрии. Возможно, они исчезнут, если Россия адаптирует ряд успешных европейских практик в рамках GDPR, суть которых сводится к разрешению использовать биометрию, если пользователь не возражает, и строгому наказанию за непрозрачность, любые риски для пользователя и несоответствие действующему регулированию. В этом случае рынки каршеринга и такси в России могут стать одними из самых активных потребителей биометрических систем, особенно при условии быстрого развития импортозамещающих решений.

Источник

Минтранс пообещал начать применять биометрию в транспорте к 2024 году

Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть картинку Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Картинка про Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте

Система распознавания людей по биометрии будет применяться во всех видах общественного транспорта уже к 2024 году. Об этом в пятницу, 3 августа, заявил министр транспорта России Виталий Савельев на марафоне «Новое знание».

Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть картинку Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Картинка про Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте

«Мы собираемся к 2024 году в России уже создать возможность по биометрии, как по паспорту, вы будете пользоваться во всех общественных видах транспорта. По вашему лицу будут сканировать, будут узнавать, что это вы», — рассказал он.

1 сентября мэр Москвы Сергей Собянин рассказал, что с 15 октября текущего года на всех станциях столичного метро заработает система FacePay для оплаты проезда. Он пояснил, что для применения новой системы необходимо скачать специальное приложение, в которое нужно загрузить свою фотографию. Затем информация регистрируется в информационной транспортной системе и используется при проходе в метрополитен при помощи видеокамеры.

В июле Минтранс представил Стратегию цифровой трансформации отрасли до 2030 года. На реализацию проекта потребуется 665 млрд рублей.

В документе говорится, что к 2030 году пассажиры смогут оплачивать проезд и проходить досмотры в аэропортах и на вокзалах страны при помощи биометрии. До 2024 года должна быть увеличена средняя скорость перемещения пассажиров в городском общественном транспорте на 5%, а до 2030 года — на 37%.

3 июня глава Министерства транспорта заявил, что ведомство к 2024 году рассчитывает ввести биометрическую систему идентификации пассажиров на авиа-, ж/д и общественном транспорте.

Минцифры в феврале подготовило законопроект о создании в России реестра государственных и коммерческих организаций, которые получат доступ к Единой биометрической системе (ЕБС).

ЕБС запустили в 2018 году. Доступ к данным получили банки и страховые компании, внесенные в реестр.

Источник

Как работает биометрия в России и следует ли ее опасаться?

Биометрию можно назвать самым многообещающим способом идентификации и аутентификации: удобство пользования сочетается в ней с надежностью, а считыватели уже достаточно просты, чтобы встраиваться в мобильные телефоны. Россия также следует общемировому тренду. Рассказываем, как в нашей стране работает биометрическая система.

Читайте «Хайтек» в

В последние пару лет в России тема биометрической идентификации граждан находится в фокусе общественного и политического внимания. Это связано главным образом с развитием Единой биометрической системы, для нормативно-правового обеспечения которой был принят Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В частности, Центробанк уже довольно давно прилагает усилия к тому, чтобы стимулировать банки к применению таких систем удостоверения личности. Банки стараются: например, Сбербанк разворачивал в Москве пилотную зону с банкоматами, способными опознавать клиента по лицу. Выгоды кажутся очевидными: скажем, для открытия вклада не нужно беспокоиться о наличии паспорта, достаточно прийти в отделение и предъявить самого себя, а при общении с банкоматом не понадобится и пластиковая карта.

Что такое биометрия?

Общеизвестные примеры биометрических данных — это характерные рисунки радужной оболочки глаза или папиллярных линий на подушечках пальцев. Впрочем, стоит отметить, что к биометрии относят не только физические, но и поведенческие показатели, наподобие походки или индивидуальных особенностей набора текстов на клавиатуре.

Однако к какому бы типу ни относились эти данные, они в любом случае неотъемлемы от человека и поэтому могут гарантировать очень высокую надежность удостоверения личности — при условии, что считыватели трудно обмануть. В целом биометрическая аппаратура развивается сейчас именно в этом направлении, повышая устойчивость к фотографиям лиц и напечатанным на 3D-принтерах пальцам.

Главные требования к биометрическим характеристикам можно назвать «тремя У»: универсальность, уникальность, устойчивость. Иначе говоря, для того, чтобы стать критерием распознавания личности, параметр должен иметься у каждого человека, отличаться в каждом конкретном случае и оставаться относительно неизменным со временем. Есть и несколько сопутствующих требований: например, характеристика должна быть удобна для измерения, включая общественную приемлемость этой процедуры.

Имеются ГОСТы по следующим методам:

Помимо этих способов известен или обсуждается ряд других, в том числе довольно экзотичных:

Какие существуют проблемы с биометрией?

В то же время способ имеет свои изъяны. Так, заметной теоретической проблемой является требование уникальности, которое, согласно некоторым измерениям, не может быть полностью выполнено. В связи с этим вводят два понятия: частота ложного одобрения (false acceptance rate, FAR) и частота ложного отказа (false rejection rate, FRR).

Первый параметр отражает вероятность того, что по данным пользователя А будет идентифицирован / аутентифицирован пользователь В — например, в результате совпадения их показателей.

Второй параметр — это, наоборот, вероятность того, что система не узнает пользователя, посчитав его посторонним лицом. По некоторым данным, если для отпечатков пальцев средний FAR составляет 0,01%, то для лица и голоса (тех самых параметров, которые будут использовать отечественные банки) он может достигать 1-2%. Именно поэтому существует мнение, что биометрия не подходит для массового внедрения: если одна попытка аутентификации из ста будет заканчиваться несанкционированным доступом, то в масштабах страны это даст миллионы инцидентов.

Практика применения биометрии в России:

Исторически первой формой работы с биометрическими данными можно смело назвать сбор сведений о правонарушителях в рамках работы силовых ведомств. Отпечатки пальцев, например, — классическое доказательство при расследовании преступлений. Работая с подозреваемыми и осужденными, правоохранительные органы фиксируют рост человека, характерные приметы его внешности.

При этом, если в обычных биометрических системах данные обезличиваются, то здесь, напротив, устанавливается точная связь измеренных параметров с конкретным человеком. В предыдущем разделе, рассматривая законодательство о персональных данных, мы отметили, что в связи с осуществлением правосудия или оперативно-розыскными мероприятиями согласие субъекта на сбор биометрических ПД не требуется; эти положения подчеркивают особый характер таких сведений.

Упоминания о биометрии в нашем обзоре законодательства начались с заграничных паспортов. Действительно, основной документ гражданина России за рубежом по сей день остается одной из главных областей применения биометрических технологий. Микросхема в подобном изделии бывает способна хранить не только общие сведения о владельце (например, имя, фотографию и т. п.), но и рисунок радужной оболочки глаза или отпечаток пальца.

Что можно делать при помощи биометрии В России?

Для чего российские банки собирают биометрию?

Работа над системой хранения и использования данных началась еще в 2017 году. С 1 июля 2018 года была запущена Единая биометрическая система — база, в которой хранятся биометрические данные граждан. Тогда же начали прием биометрии несколько крупных банков — Сбербанк, Альфа-Банк, ВТБ, Почта Банк, Райффайзен и другие.

Разработчиком и оператором системы выступает Ростелеком — он обрабатывает данные и обеспечивает их безопасное хранение. Сейчас в биометрическую систему можно сдать запись голоса и изображение лица. По этим данным можно идентифицировать человека как в отделении, так и удаленно — например, по телефону или через мобильное приложение. Возможно, в будущем в системе будут храниться и другие параметры — отпечатки пальцев или снимки радужки глаза.

Как сдать биометрию?

Узнать, где в вашем городе можно сдать свои голос и лицо, можно с помощью карты на сайте Центробанка. Здесь можно найти список отделений банков с адресами и временем работы. Список постоянно расширяется, в нем появляются новые отделения и банки.

Отметим, что сбор биометрии может отличаться от места к месту.

Безопасно ли сдавать биометрию?

Сразу после первых новостей о начале сбора банками биометрии появились люди, которые начали сомневаться в надежности хранения своих данных. С одной стороны, они боялись, что дырами в системе могут воспользоваться мошенники – в том числе, подставные люди в банках – чтобы оформлять на посторонние лица кредиты. Другие опасаются того, что система не сможет правильно распознать человека из-за изменений в голосе (например, при простуде) или во внешности (например, после пластической операции или травмы).

Конечно, уже сейчас можно достаточно точно смоделировать внешность любого человека и даже подделать его голос. Чтобы распознавать и отметать имитации, ЕБС вводит дополнительные методы подтверждения личности. Она обращает внимание на выражение лица, расположение камеры, интонацию и другие параметры, которые могут показать, что к системе обращается сам клиент, а не имитация. Иногда нужно будет ответить на контрольные вопросы или совершить дополнительные действия – например, дотронуться до мочки уха. Так дополнительно будет подтверждаться факт того, что с системой взаимодействует реальное лицо.

Источник

7 мифов о биометрии: разбираем с экспертом

Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть картинку Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Картинка про Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте

Об эксперте: Евгений Золотарев — директор компании-интегратора систем безопасности «Делетрон».

Миф 1. Биометрия позволяет следить за каждым

Распознавание лиц (Face ID, биометрия) — это результат работы видеоаналитики, которая определяет соответствие лица в кадре имеющемуся изображению в базе данных. Вопреки распространенному мнению, биометрия не может идентифицировать людей, которые не являются их целью.

«Поясню на примере системы «Безопасный город» в Москве. Камеры видеонаблюдения, которые установлены в общественных местах и на улице, не могут следить за всеми и каждым человеком в отдельности. Это и не нужно. Она лишь «перебирает» лица в кадре и сверяется с базой данных. Например, это могут быть базы правоохранительных органов».

Иными словами, Face ID используется только для распознавания «интересующих» ее лиц. Остальные данные для системы излишни.

Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть картинку Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Картинка про Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте

Миф 2. Биометрия распознает лица не на 100%

Сегодня точность распознавания лиц из базы данных — выше 99%.

«Согласно тестам Национального института стандартов и технологий министерства торговли США (NIST), проведенным в ноябре 2018 года, всего 0,2% поисков в базе данных из 26,6 млн фотографий не соответствовали правильному изображению, по сравнению с 4% в 2014 году. А в тестах 2020 года лучший алгоритм идентификации лица имеет коэффициент ошибок 0,08%, что меньше одной ошибки на 1000 изображений. Это 50-кратное улучшение за шесть лет. И система продолжает совершенствоваться. Повысить точность распознавания позволяют алгоритмы нейронной сети».

И если раньше на результат могли повлиять угол зрения, погодные условия, то сейчас система распознает человека из базы даже при наличии головного убора или очков. Такая технология уже используется в офисах компаний и торговых сетях России.

«В целях безопасности «Северсталь» внедрила Face ID в здании своего представительства в Москве. Система сверяет данные магнитного пропуска и показания биометрии. Если обнаружит несоответствие с внесенными в базу сведениями и изображениями, то немедленно подаст сигнал службе охраны. К тому же, она сообщит о несанкционированном доступе лиц, внесенных в «черный список».

Добиться 100% точности тоже можно, но для этого придется задать алгоритму более высокий уровень соответствия. При этом ужесточатся требования и по входной информации, то есть эталону в базе данных и качеству изображения видеоданных. А значит, при малейших несовпадениях с эталоном алгоритм будет отказывать в обслуживании. Такие меры обоснованы в банковских системах. Там внедрение строгого алгоритма оправдано рисками, которые могут понести пользователи при попадании данных в руки мошенников. Но на практике все же нужно соблюдать баланс.

Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть картинку Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Картинка про Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте

Миф 3. Биометрия — дорогое удовольствие

Здесь важно понимать, как и в случаях с другими технологиями, что стоимость решения зависит от сложности применения и архитектуры системы, от скорости работы и степени надежности (качества «железа»), от возможности масштабирования и даже от цены владения лицензией. Все эти моменты нужно соотнести с теми задачами, которые ставятся перед Face ID.

Например, стоимость терминала для распознавания лиц и комплексной системы распознавания лиц для крупного объекта со всеми необходимыми системами интеграции будут отличаться. Простой терминал может стоить от ₽17 тыс., а комплекс программного обеспечения по распознаванию лиц для сети ресторанов быстрого питания — около ₽180 млн и охватывать полторы тысячи объектов. Здесь речь идет уже о полноценной разработке ПО под конкретные задачи бизнеса, включая интеграцию Face ID с системой учета рабочего времени, фиксацию температуры тела, ограничение на проход уже уволенных или нежелательных к посещению сотрудников из «черного списка». Также можно интегрировать систему контроля нахождения сотрудников на смене, фиксацию обеденного перерыва и даже выбор блюд на обед для дальнейшего списания его себестоимости с сотрудника.

И не стоит забывать, что сейчас большинство поставщиков стараются максимально эффективно интегрировать Face ID в свои системы, например, в привычные всем смартфоны.

Миф 4. Все системы распознавания одинаковы

Схемы работы Face ID могут сильно отличаться друг от друга. Для примера обратимся снова к сравнению простого терминала распознавания и сложной системы для крупного предприятия. Различия в схеме их работы будут не столько в алгоритмах (теоретически они могут быть одинаковыми), сколько в их устройстве, в «железе».

Терминал — автономное устройство. В него, как правило, встроен дополнительный считыватель карт, управление входом/выходом, сама система распознавания. База образов также хранится непосредственно на нем. Решение о допуске или запрете на проход терминал принимает самостоятельно. Настройка может производиться на самом устройстве. Также возможна схема, при которой несколько терминалов объединены в единую систему с общей базой лиц. В таком случае решение принимает софт.

Распознавание лиц средствами системы видеонаблюдения всегда связано с сервером. Отсюда и дороговизна таких систем. Камера выступает просто инструментом получения исходной информации (снимка лица) для дальнейшей обработки на сервере.

При этом нельзя сказать что система на терминалах «неполноценная». Она имеет место быть и на крупных объектах. Все зависит от конкретной задачи и функций системы распознавания лиц.

Миф 5. Технология не справляется с большими объемами информации

Биометрические системы проходят обучение и тестирование на огромных массивах данных, используя несколько идентификационных параметров. И если в процессе работы система получает данные высокого качества, она успешно справится и с большим объемом данных.

«Например, крупнейшая в мире система биометрической идентификации действует в Индии. В ней содержатся сведения о 1,3 млрд жителях страны. Это отпечатки пальцев, радужные оболочки глаз, фотографии, а также персональные данные. Такая система позволила присвоить каждому гражданину уникальный ID. Чтобы получить любые услуги, требующие подтверждения личности, житель должен ввести номер ID-карты и пройти биометрическую проверку. Недавно власти страны сообщили о модернизации системы. К слову, алгоритмы этой разработанной системы получили наивысшие результаты по итогам независимых оценок технологий, включая NIST MINEX, PFT, FRVT, IREX и FVC-onGoing».

Подтверждение эффективности алгоритмов Face ID проводится на конкурсе алгоритмов распознавания лиц Face Recognition Vendor Test (FRVT). Среди победителей конкурса есть и отечественные алгоритмы интеллектуальной видеоаналитики. К примеру, российский FindFace по итогам тестирования в 2021 году показал лучший результат за все время проведения FRVT.

Миф 6. Биометрическую базу могут взломать хакеры и использовать данные в своих целях

Мы констатируем повышенный риск для любых информационных систем со стороны хакерских атак. Это факт сегодняшнего дня. Биометрические данные, причисленные к персональным, всегда требуют повышенного внимания со стороны информационной безопасности.

Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть картинку Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Картинка про Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте

Для защиты таких данных сейчас используется распределенное хранение. Зашифрованный биометрический шаблон хранится на защищенных серверах в обезличенной форме отдельно от персональных данных. Выглядит он как некая математическая модель биометрических данных (лицо, отпечаток пальца, голос и так далее). Для обычного человека это представляет собой условно набор цифр. Восстановить из таких шаблонов образец голоса, изображение, отпечаток пальца без системы нельзя. А обезличенные сведения, даже с точки зрения внесенных в базу фотографий, не особенно интересны хакерам, поскольку для совершения каких-то мошеннических действий одного лишь изображения будет недостаточно.

«Для противодействия атакам биометрического спруфинга сегодня в банках используются такие механизмы подтверждения личности как liveness detection (дословно «проверка живости»). Это способность системы определять, является ли отпечаток пальца, лицо или другие биометрические данные реальным или поддельным. В качестве такой активной проверки биометрических данных, в частности, видеоизображения, человека могут попросить улыбнуться или повернуть голову. Система следит за естественностью движений пользователя, их соответствием полученному заданию и непрерывностью действий. При этом алгоритмы контролируют статику и динамику, что позволяет обнаружить взлом с использованием маски».

Как показывает практика, в большинстве случаев злоумышленники выбирают другие способы. Алгоритмы аутентификации пользователя мошенники стараются обходить с помощью социальной инженерии или уязвимостей в платежных приложениях.

Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть картинку Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Картинка про Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте

Но нельзя исключать интерес злоумышленников к таким базам в части вывода системы из строя, что может стать элементом шантажа или вымогательства. Для защиты систем разработчики используют трансформацию биометрических параметров и криптографию. То есть в системе хранится только часть информации — защищенный эскиз.

«К примеру, при защите Единой биометрической системы в России, используется не один, а множество алгоритмов. Взлом даже одного займет у хакера много времени, сил и средств. А таких там десятки. К тому же они постоянно совершенствуются».

Миф 7. Биометрия, распознавая лица, нарушает закон о персональных данных

Обработка данных для систем распознавания не всегда попадает под действие законодательства. Это зависит от множества факторов, например, кем и для чего используется система, где она применена и так далее. Например, распознавание лиц в магазине под действие закона не подпадает, так как торговая точка считается общественным местом, съемка там не запрещена, а данные не персонализированы.

Надо разделять данные, используемые системой распознавания, в соответствии с требованиями Федерального закона N 152-ФЗ «О персональных данных». Но даже в судебной практике встречаются совершенно противоположные подходы относительно того, какие сведения относятся к биометрическим персональным данным (далее — БПД), а какие — нет. Например, фотографии на пропуске они оценивают как БПД.

Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Смотреть картинку Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Картинка про Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте. Фото Что такое биометрия человека и для чего она нужна в транспорте

Законодательство требует наличия согласия носителя БПД в письменной форме. Если у человека не было возможности дать отказ от передачи его персональных данных третьим лицам, это считается нарушением законодательства.

Без согласия идентификация может быть использована лишь:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *