Что такое бизнес модель простыми словами
Что такое бизнес-модель: ее компоненты, типы и реальные примеры применения
Основные компоненты бизнес-модели
Хотя бизнес-модели могут различаться по форме и функциям, все они состоят из одних и тех же основных компонентов. Основные элементы включают уникальное торговое предложение, жизнеспособный целевой рынок и конкурентное преимущество. Без них у вас не будет способа получения дохода.
Вот 10 компонентов, о которых вам нужно подумать:
Это основные компоненты бизнес-модели, и они могут измениться по мере развития вашего бизнеса. С самого начала у вас может не быть четкого представления о том, как каждый из этих компонентов будет выглядеть в вашем предпринимательстве. Но они помогут обеспечить видение и направление для вашей идеи.
6 самых распространенных типов бизнес-моделей
Хотя существует много инновационных типов бизнес-моделей, большинство из них используют характеристики более традиционных или устоявшихся архетипов. Чтобы выбрать для себя одну из них, придется внимательно изучить. Возможно, вы поймете, что вам подходят сразу несколько моделей, а значит нужно грамотно их объединить.
Модель производителя
Модель распределения
Компания, действующая в качестве дистрибьютора, несет ответственность за вывод промышленных товаров на рынок. The Hershey Company, например, производит и упаковывает свой шоколад, но дистрибьютором является агент, который передает и продает товары с фабрики розничному продавцу. Чтобы получить прибыль, дистрибьюторы покупают продукт оптом и продают его розничным продавцам по более высокой цене.
Модель ритейлера
Ритейлер является последним звеном в цепочке поставок. Они покупают товары у дистрибьюторов, а затем продают их клиентам по цене, которая одновременно покрывает расходы и приносит прибыль. Розничные продавцы могут специализироваться на определенной нише, например, на посуде, или предлагать ассортимент товаров.
Модель франшизы
Модель Freemium
Бизнес-модель freemium приобрела популярность благодаря преобладанию онлайн-бизнеса и программного обеспечения как услуги (SaaS). Базовая структура выглядит следующим образом: компания-разработчик программного обеспечения размещает и предоставляет своим пользователям собственный инструмент для свободного доступа, такой как приложение или набор инструментов.
Однако компания отказывается или ограничивает использование определенных ключевых функций, которые со временем их пользователи, вероятно, захотят использовать более регулярно. Чтобы получить доступ к этим ключевым функциям, пользователи должны оплатить подписку.
Модель подписки
Бизнес-модель подписки может быть применена как к традиционному бизнесу, так и к онлайн-бизнесу. По сути, клиент платит регулярный платеж ежемесячно за доступ к услуге или продукту. Компания может напрямую отправить вам свой продукт по почте, или вы можете заплатить определенную сумму за использование приложения.
Реальные примеры бизнес-моделей в действии
Чтобы лучше понять, как работают эти бизнес-модели, полезно взглянуть на соответствующие продукты и услуги, которые мы все используем ежедневно. Вот несколько примеров некоторых современных компаний и того, как они применяют эти бизнес-модели.
Intel: производитель
Intel является давней компанией по производству компьютеров. Она изготавливает свои собственные компьютерные чипы с кремниевыми пластинами и другие ключевые компьютерные компоненты в США, Китае, Ирландии и Израиле. Их продукты можно приобрести через Интернет и в таких магазинах, как Best Buy.
Cheney Brothers: дистрибьютор
Cheney Brothers является ведущим дистрибьютором продуктов питания, который поставляет на юго-восток Соединенных Штатов и в другие места такие продукты, как птица, свинина, свежие и замороженные морепродукты, продукты питания и даже напитки. Что касается их инфраструктуры, то в настоящее время они владеют и управляют тремя распределительными центрами в США и отправляют оптовые заказы другим клиентам.
Home Depot: ритейлер
Subway: франшиза
Spotify: freemium
Spotify является отличным примером бизнес-модели freemium. Они предоставляют своим пользователям бесплатный и открытый доступ ко всей своей музыкальной базе данных, в то же время размещая рекламу между песнями. В какой-то момент многие пользователи предпочитают платить ежемесячную плату за услугу премиум-класса, чтобы они могли переключать музыку без рекламной паузы.
NatureBox: подписка
NatureBox отправляет полезные закуски в коробках к порогам своих клиентов за ежемесячную плату. За прошедшие годы они накопили большой запас здоровых, богатых питательными веществами пищевых продуктов, которые отвечают требованиям практически любой диеты. Когда вы заказываете в NatureBox, вы получаете адаптивный бокс ежемесячно, который лучше подходит вам.
Как правильно выбрать бизнес-модель
Итак, как выбрать правильную бизнес-модель? Опять же, нет абсолютного ответа. Это полностью зависит от объема ваших операций и затрат, которые вы можете осилить, но вы можете начать с определения того, какой тип бизнеса вы хотите вести.
Например, если вы хотите работать над производством чего-либо, вам следует изучить бизнес-модели успешных производителей. Оттуда вы можете задать себе следующие вопросы, чтобы лучше понять, как структурировать ваше дело:
Бизнес-модель: что это на самом деле и как ее построить
В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга «Креативное созидание» Гэри Пизано, известного специалиста по инновациям и старшего заместителя декана по развитию в Гарвардской школе бизнеса. Spark публикует отрывок из книги, посвященный построению бизнес-модели.
Для большинства топ-менеджеров, с которыми я встречаюсь, сила новаторских бизнес-моделей очевидна. Менее понятно, как именно разрабатывать и внедрять эффективные и потенциально трансформационные инновации в этой области.
Это во многом связано с неопределенностью самого понятия. Большинство разговоров об инновациях бизнес-моделей ведутся без четкого понимания того, что такие изменения собой представляют. Термин «бизнес-модель» часто используется в качестве синонима стратегии либо для описания структуры бизнеса или потоков поступления доходов. В литературе по этому вопросу тоже нет однозначного ответа. Быстрый просмотр определений являет взору множество абстрактных терминов, таких как «платформа», «структура», «миссия», «обоснование» и т. д. Трудно представить, что можно достичь успехов в инновациях бизнес-моделей, даже не договорившись о том, что такое бизнес-модель! Итак, сначала мы попытаемся изучить это понятие и максимально его конкретизировать.
Основная задача любого субъекта коммерческой деятельности — будь то глобальная транснациональная корпорация вроде IBM или ребенок, продающий лимонад на углу, —заключается в создании ценности, а также в получении и распределении прибыли при использовании определенного набора ресурсов. Любое коммерческое предприятие аккумулирует ресурсы, преобразует их для создания ценности, использует механизмы для получения определенной доли прибыли и в конечном счете должно распределить прибыль среди тех, кто обеспечил эти возможности. Ресурсы включают материальные активы и вложения, необходимые для бизнеса, такие как финансовый капитал, человеческий капитал, интеллектуальная собственность, сырье, капитальное оборудование и информация, а также нематериальные активы, к которым относятся репутация, отношения с клиентами и ноу-хау.
Предприятие создает ценность, преобразуя ресурсы в продукты, услуги, интеллектуальную собственность или другие товары (автомобили, финансовые консультации, запатентованную или защищенную авторским правом собственность, лимонад и т. д.). Оно получает прибыль, находя способы монетизации результатов этого процесса (например, продает лимонад, взимает плату за подписку, выставляет счета за профессиональные услуги, выдает лицензии на интеллектуальную собственность и т. д.).
Наконец, компания должна распределять прибыль между людьми и организациями, предоставляющими ресурсы (акционерами, работниками, поставщиками и др.), чтобы и в будущем обеспечить себе доступ к этим ресурсам. Процесс построения бизнес-модели предусматривает принятие решений относительно ресурсов, создания ценности, способов получения, а также распределения прибыли (рис. 3.1). Для краткости будем называть это матрицей бизнес-модели.
Выбор ресурсов, как правило, включает в себя вопросы, связанные со структурой капитала (частный или публичный капитал, уровень долга относительно собственного капитала и др.), стратегией управления персоналом (к примеру, требуемый уровень компетенции), инвестициями в технологии и нематериальные активы (например, бренд) и политикой аутсорсинга. Создание ценности связано как с его формой, так и с конкретным ценностным предложением. В биотехнологической отрасли мы видим одни компании, которые пытаются создать ценность, сосредоточившись на открытии новых лекарственных препаратов, другие выводят различные препараты на рынок, третьи предлагают услуги по разработке контрактов, а четвертые обеспечивают доступ к интеллектуальной собственности или информации на основе подписки.
Выбор способов получения прибыли предусматривает принятие решения относительно того, за что взимать плату и каковы источники прибыли. Так, одно из подразделений компании GE создает ценность в процессе проектирования, изготовления, продажи и обслуживания авиационных двигателей, но все чаще прибыль в этом направлении бизнеса извлекается посредством взимания фиксированной арендной платы за час работы на таких двигателях. Она включает стоимость как самого двигателя, так и обслуживания. Наконец, компании могут выбирать из широкого спектра подходов к распределению прибыли. Одни делают выбор в пользу стабильных дивидендных выплат инвесторам или обратного выкупа акций. Другие обеспечивают потенциал для существенного увеличения акционерной стоимости.
Так, есть стартапы, которые «создаются для продажи» (что формирует потенциал для значительного прироста капитала). Одни компании выплачивают сотрудникам твердые оклады с небольшими бонусами, другие в большей степени полагаются на акционерные опционы.
Как видите, решения, касающиеся каждого из этих элементов: ресурсов, создания ценности, получения прибыли и распределения прибыли, не являются полностью независимыми. Привлечение финансового капитала от организаций, стремящихся получить дивиденды, приведет вас к необходимости выбрать модель распределения прибыли. Решение о франшизе вашей сети ресторанов серьезно повлияет на то, как вы будете извлекать и распределять прибыль. Бизнес-модели — это системы, в том смысле, что каждый компонент связан с другим, и по сути правильное построение бизнес—модели — это правильное построение системы, учитывающее взаимосвязи между ее компонентами.
Бизнес-модели
Содержание
О понятии бизнес-модели
Термин на английском языке business model
Бизнес-модель – это своего рода истина организации, разработать которую может только управленческая команда этой организации. Она должна быть долгосрочной и отвечать на вопросы: с кем? что? где? как? с какой скоростью и масштабом?
Целью бизнес-моделирования является создание достоверного, наглядного и простого для понимания описания деятельности компании. Это может быть рисунок, схема, объемная модель, выполненные по тем или иным правилам. Самое главное – понятность и применимость.
Бизнес-модель как стремление к совершенству
Термин «бизнес-модель» имеет различные трактовки, но если делать наименее формальное обозначение, то это будет построение бизнеса, который будет представлять собой нечто среднее между представлениями клиента об идеальной компании и теми продуктами, услугами, которые компания может предложить фактически.
Объясняем, почему бизнес-модель – это средняя величина? Дело в том, что все клиенты хотят обслуживаться в компании, которая наиболее полно соответствует их представлениям об идеальной компании: самые низкие цены, самые качественные продукты, самый полный сервис, самое быстрое обслуживание, наиболее удобное расположение и т.п. Попросту говоря, каждый элемент конкурентного преимущества компании должен удовлетворять требования клиентов на 10 баллов из 10 возможных.
Естественно, что таких компаний нет и быть не может. Если какое-либо предприятие может предложить хотя бы 50% от «идеального набора», то остальные его критерии уже будут очень далеки от оценки 10 баллов из 10. Например, возьмем ателье по пошиву одежды. Если качество материала и фурнитуры, месторасположение ателье, качество работы мастеров и обслуживающего персонала, по мнению клиентов, будут соответствовать «идеальным показателям», то уровень цен и скорость исполнения работ не всем будут нравиться. Но таковы условия рынка – если бы субъект предпринимательской деятельности был бы «идеальной компанией» для клиентов по всем показателям, то есть нравился бы всем, но это предприятие очень скоро бы обанкротилось.
Соответственно, бизнес-модель – это построение бизнеса, чтобы давать клиентам чуть больше, чем можешь, по мере возможностей, не всегда будучи близким к «идеалу», но будучи во многом лучше, чем конкуренты.
Для того чтобы определить уровень «успешности» бизнес-модели существует такой показатель, как отношение рыночной стоимости предприятия к его оборотам.
Если говорить о построении бизнес-модели как о модели развития бизнеса в документальном виде, то она представляет собой анализ исходных данных «как есть» и целевых планов «как должно быть».
Ну и, конечно же, разработанная и внедрённая бизнес-модель – это явление не постоянное. Бизнес-модель не может быть сделанной «раз и навсегда», и быть актуальной на протяжении всего периода жизненного цикла компании. Условия внешней бизнес-среды – довольно изменчивы, предприятие тоже развивается. Следовательно, все эти изменения должны адекватно отображаться на модели бизнес-процессов.
Структура
Предполагается, что описание модели бизнеса позволяет охватить организацию в целом, сконцентрироваться на основных вещах, обнаружить «узкие места» и взаимозависимости, противоречия и альтернативы, которые при обычном сканировании деятельности предприятия либо не обнаруживаются, либо выглядят более или менее существенными, чем есть на самом деле. Работа с моделью предприятия теоретически дает шанс значительно повысить эффективность его деятельности.
Любая бизнес-модель предполагает наличие трех факторов: фактор пользы или выгоды (какую пользу приносит компания (клиентам, партнерам)); фактор стоимости и фактор прибыли (каким образом будут заработаны деньги).
В рамках общего подхода к бизнес-моделированию существуют и применяются модели различного уровня и назначения:
Какую модель выберешь, такое и управление будет, такое и развитие…, такая, в конечном счете, и стоимость компании…
Алгоритм поиска и выбора модели
Для выбора подходящей бизнес-модели следует учитывать несколько факторов:
Какую пользу несёт в себе бизнес-модель?
Литература и ссылки
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Виды бизнес-моделей и особенности построения
На сегодняшний день выделяется 7 общепринятых и наиболее популярных бизнес-моделей в интернете. Они не обязательно используются в чистом виде — кто-то удачно их комбинирует. Более того, гораздо выгоднее и правильнее сочетать и дополнять ими друг друга.
Бизнес-модель: что это и для чего
Бизнес-модель — это описание монетизации компании: из чего складывается ее прибыль и какие у нее расходы. Бизнес-модель — это обязательный раздел бизнес-плана любой уважающей себя фирмы.
Бизнес-модель нужна для того, чтобы сайт или компания понимала, как она планирует зарабатывать деньги и какие у нее статьи расходов. Благодаря ей легко выяснить целевую аудиторию, как будет выглядеть продукт и как его продавать.
Бизнес-модель компании нужна потенциальным инвесторам. Если инвестор желает вложить деньги в компанию, то он изучает ее бизнес-модель — она необходима как один из маркеров окупаемости вложений. С бизнес-моделью проект запускается гораздо проще, потому что его руководители имеют представление о том, над чем предстоит работать.
Обычно бизнес-модель состоит из трех взаимозависимых частей. Все упирается в создаваемый продукт, ведь именно за счет него компания получает прибыль:
Как построить бизнес-модель — шаблон Остервальда
А как построить бизнес-модель — на что стоит обратить внимание в первую очередь? Современный швейцарский теоретик бизнеса и консультант Александр Остервальдер, считает, что бизнес-модель должна состоять из 9 ключевых компонентов. Каждый из этих компонентов очень важен и участвует в генерации прибыли. Чтобы построить успешную бизнес-модель согласно Остервальдеру, надо заполнить каждый из этих компонентов с помощью ответов на крайне важные вопросы.
Список блоков бизнес-модели по Остервальдеру и ключевые вопросы:
Главный принцип построения бизнес-модели предельно прост — вам необходимо знать и понимать, кто ваши потребители и како ваше УТП (уникальное торговое предложение) способно их заинтересовать. При этом важно понимать, что современный мир стремительно меняется, и поэтому бизнес-модель компании или сайта тоже может корректироваться. Это особенно актуально для бизнес-моделирования в интернете. Некоторые способы монетизации появились недавно в отличии от рекламной модели, которая стара как мир.
Можно выделить несколько способов генерации прибыли, на которых нужно сфокусировать внимание при построении любой бизнес-модели:
Подписка на доступ к контенту
Обычно в этом случае предоставляется доступ к документам, видео, музыке или другому контенту — в течение месяца или года. Например, вы можете подписаться на новостной или аналитический ресурс и получить доступ к материалам публицистов и видных экспертов. Для обычных пользователей такой контент недоступен или отображается в ограниченном объёме. Эта бизнес-модель может стать альтернативой рекламной модели.
Paywall
Такой способ монетизации часто называют paywall. Многие СМИ используют paywall и, судя по нарастающей популярности этой модели, такая стратегия генерации прибыли способна давать результат. Так, американский медиа The New York Times, The Wall Street Journal, The Financial Times, The Times давно перешли на подписку, которая дает доступ к особенно эксклюзивному или уникальному контенту. В России же такие СМИ пока можно пересчитать по пальцам — « Ведомости» и Republic тоже предлагают подписку, но при этом она не распространяется на новости.
Бизнес-модель по подписке на доступ к контенту перекочевала из медиабизнеса в сферу развлечений, онлайн-услуг и программного обеспечения. Первым на ум приходит Netflix. Netflix — это американская компания, которая занимается производством и дистрибуцией фильмов и сериалов. Чтобы получить доступ к их контенту, пользователю необходимо приобрести платную подписку. По состоянию на 2019 год, у Netflix было 139 миллионов подписчиков по всему миру.
Бесплатная подписка — платная подписка
Многие сервисы и приложения (в особенности мобильные) предоставляют бесплатный доступ к пакету услуг, но расширенный функционал возможен только за платную подписку. Так, бизнес-модель, в основе которой лежит платная подписка, меняется в целях расширения клиентской базы. Например, облачное хранилище Dropbox бесплатно, но платная подписка даст больше места для документов и фотографий. Такую бизнес-модель часто называют freemium, где free означает « бесплатный», а premium « улучшенный».
Покупка контента
Здесь происходит оплата за однократный доступ к документу, видео или музыкальному клипу, который можно загрузить. Он может быть защищен или не защищен паролем либо системой управления цифровыми правами. Например, так можно купить справочные материалы, чек-листы и обучающие курсы по интернет-маркетингу или другой специальности.
Один из ярких примеров использования этой бизнес-модели — Coursera. Coursera — это проект массового онлайн-образования, который разработан профессорами Стэнфордского университета. У платформы сложная схема монетизации, однако основной источник прибыли — покупка целого курса, куда входят видеолекции, тесты и другие обучающие материалы.
Пользователи Apple могут покупать музыку и на iTunes — как отдельные песни, так и целые альбомы за определенную сумму. При этом компания предлагает подписку Apple Music, с помощью которой можно слушать миллионы песен. Такое сочетание бизнес-моделей доказывает, что компании не останавливаются на одной конкретной бизнес-модели и постоянно находятся в поисках.
Например, видеохостинг YouTube предлагает не только приобрести фильмы в хорошем качестве, но и рекомендует подписку YouTube Premium. Хотя, казалось бы, прибыль сервиса генерируется только за счет рекламы.
Компании, которые продают контент, вынуждены прибегать к управлению цифровыми правами (DRM) — это использование различных технологий для защиты распространения цифровых услуг или контента, такого как программное обеспечение, музыка, фильмы или другие цифровые данные. Это особенно актуально для рынка электронных книг, где сайты крупных книжных компаний терпят большой ущерб от пиратства.
17 бизнес‑моделей. Придумать новую или использовать старую?
background:white»> Гарантия того, что продукт соответствует потребностям рынка, является лишь одной из составляющих успеха. Другой ключевой фактор — ответ на вопрос, как вы собираетесь зарабатывать деньги. И здесь вступает в игру бизнес-модель.
Что такое бизнес-модель?
По своей сути бизнес-модель — это описание того, как бизнес зарабатывает деньги. Она объясняет то, как вы создаете выгодные условия клиентам по соответствующей цене.
Термин «бизнес-модель» получил широкое распространение с появлением персонального компьютера и электронных таблиц. Эти инструменты позволяют предпринимателям экспериментировать, тестировать и в то же время планировать затраты и потоки поступления доходов. С помощью таблиц предприниматели вносят быстрые изменения в бизнес-модели и сразу видят, как эти изменения могут повлиять на их бизнес сегодня и в будущем.
Структура бизнес-модели состоит из трех частей:
Очевидно, что бизнес-модель — это просто исследование того, какие издержки и расходы у вас есть, и сколько денег вы можете брать за продукт или услугу.
Суть эффективно работающей бизнес-модели: получать от клиентов денег больше, чем требуется на разработку продукта.
Различные бизнес-модели могут усовершенствовать любой из этих трех компонентов. Возможно, вам по силам минимизировать затраты на стадии проектирования и производства. Или у вас есть ресурсы для более эффективных методов маркетинга и продаж. Может быть, вы готовы предложить инновационный способ оплаты для клиентов?
Как бы то ни было, имейте в виду: для эффективной стратегии не требуется новая бизнес-модель, достаточно подсмотреть на рынке уже существующую. Например, большинство ресторанов работает по стандартной бизнес-модели, но каждое заведение фокусирует свою стратегию на определенной категории клиентов.
7 вопросов для оценки бизнес-модели по Остервальдеру:
1. Стоимость переключения
Насколько сложно потребителям переключиться на товары или услуги другой компании?
2. Регулярный доход
Требует ли каждая продажа новых усилий или она дает определенную гарантию последующих продаж и доходов?
3. Доходы и издержки
Вы получаете доход до или после того, как возникают издержки?
4. Революционная структура издержек
Ваша структура издержек иная и принципиально лучше, чем у конкурентов?
5. Перекладывание работы на другие стороны
Позволяет ли ваша бизнес-модель потребителям и третьим сторонам бесплатно создавать ценность для вашей компании?
Легко ли вы можете расти, не сталкиваясь с препятствиями, например, связанными с инфраструктурой, поддержкой потребителей, наймом персонала?
7. Защищенность от конкуренции
Хорошо ли бизнес-модель защищает вас от конкурентов?
17 наиболее распространенных бизнес-моделей
Подавляющее большинство компаний использует уже существующие и проверенные на практике бизнес-модели, лишь совершенствуя их, чтобы найти конкурентные преимущества. Вот список бизнес-моделей, которые вы можете использовать, чтобы начать бизнес.
1. Реклама
Рекламная бизнес-модель существует уже давно и становится все более оригинальной, по мере того, как мир переходит от печатных материалов в онлайн. Основы модели строятся вокруг создания контента, который люди хотят читать или смотреть, и показа рекламы своим читателям или зрителям.
В рекламной бизнес-модели нужно удовлетворить потребности двух групп клиентов: читателей или зрителей, а также рекламодателей. Читатели могут вам платить или не платить, но рекламодатели, безусловно, платят. Модель рекламного бизнеса иногда сочетается с форматом краудсорсинга, когда создание контента не требует денежных ресурсов, так как его предоставляют пользователи.
Примеры: The New York Times, YouTube
2. Партнерская программа
Партнерская бизнес-модель связана с рекламной моделью, но имеет некоторые специфические особенности. Чаще всего в партнерской модели используются ссылки (они встраиваются в контент), а не визуальные рекламные объявления, которые легко идентифицируются.
Например, если вы запустите сайт, посвященный обзору книг, вы cможете вставлять партнерские ссылки на Ozon или другие книжные интернет-магазины в свои обзоры. Если посетитель, перейдя по ссылке, купить книгу, партнер заплатит вам небольшую комиссию за продажу.
Примеры: «Альпина Паблишер», Ozon, Aviasales
3. Комиссия
Посреднические бизнесы связывают покупателей и продавцов, тем самым упрощая сделку. Они взимают плату за каждую транзакцию либо с покупателем, либо с продавцом, а иногда с обоими.
Одним из наиболее распространенных посреднических бизнесов является агентство недвижимости, но есть много других видов услуг. Например, некоторые помогают строительным компаниям найти покупателей.
Примеры: агентства недвижимости, PR-агентства, event-компании, рекрутинговые агентства
4. Кастомизация
Некоторые компании используют существующие продукты или услуги, дополняя их элементами, которые делают каждую продажу уникальной для конкретного клиента.
Вспомните, к примеру, специальных туристических агентов, которые заказывают поездки для состоятельных клиентов. Кастомизация применима и к таким продуктам, как кроссовки Nike.
Примеры: NIKEiD, «Рубашка на заказ», «Велокрафт»
5. Краудсорсинг
Если вам удалось объединить большое количество людей, которые снабжают ваш сайт контентом, то вы используете модель краудсорсинга. Эта бизнес-модель чаще всего сочетается с рекламным форматом для получения дохода, но есть много других вариантов этой модели. Например, можно предоставить дизайнерам возможность разрабатывать дизайн футболок и выплачивать им процент от продаж.
Компании, которые пытаются решать сложные проблемы, часто публично раскрывают свои проблемы, чтобы кто-нибудь поделился советом. Авторы успешных решений получают награды, и компания за счет этих советов может развивать свой бизнес. Ключом к успешному бизнесу по модели краудсорсинга является предоставление «правильного» поощрения для привлечения «толпы».
Примеры: ЖЖ, YouTube, P&G Connect and Develop
6. Отказ от посредников
Если вы хотите производить продукт и продавать его в магазинах, то вам придется работать через посредников, чтобы ваш продукт попал с конвейера на полку магазина.
Работа без посредников предполагает, что вы обходите всех в цепочке поставок и продаете товары потребителям напрямую. Это позволяет снизить затраты и выстраивать прямые и честные отношения с клиентами.
Примеры: Casper, Dell
Онлайн-бухгалтерия для самостоятельных предпринимателей, которые не разбираются в бухгалтерии. Начинающим ИП — год в подарок!
7. Дробление
Вместо продажи всего продукта вы можете продавать только часть этого продукта, используя бизнес-модель дробления.
Один из лучших примеров этой бизнес-модели — совместная аренда имущества, когда группа людей владеет только частью дома для отдыха.
Примеры: Disney Vacation Club, NetJets
8. Франшиза
Франчайзинг особенно распространен в ресторанной индустрии, но вы также нередко сможете видеть примеры его реализации во всех сферах услуг — от уборки помещений до кадровых агентств.
Эта бизнес-модель предполагает продажу стратегии для запуска и ведения успешного бизнеса кому-то другому. Часто вы также продаете доступ к бренду и службам поддержки, которые помогают новому владельцу франшизы успешно работать на рынке. По сути, вы продаете доступ к успешной бизнес-модели, которую сами же и разработали.
Примеры: Domino`s Pizza, McDonald’s, Subway, «Шоколадница»
9. Freemium
Эта бизнес-модель предполагает, что вы бесплатно предоставляете часть своего продукта или услуги и взимаете плату за дополнительные опции.
Freemium — это не то же самое, что бесплатная пробная версия, которая открывает клиентам доступ к продукту или услуге на ограниченный период времени. Модель freemium позволяет иметь бесплатный доступ к неограниченному использованию базовых функций и предполагает плату только для клиентов, которым нужна дополнительная функциональность.
Примеры: MailChimp, Evernote, LinkedIn, Lingualeo
10. Лизинг
Лизинг может показаться похожим на дробление, но на самом деле эти бизнес-модели очень разные. При дроблении вы продаете постоянный доступ к части чего-то. С другой стороны, лизинг похож на аренду. С окончанием срока действия договора клиент обязуется вернуть продукт, который арендует.
Модель лизинга чаще всего используется для дорогостоящих продуктов, когда клиенты не могут позволить себе покупку, но зато им доступна аренда продукта на определенное время.
Примеры: «Уралпромлизинг», «ЛИАКОН», «ЗЕСТ»
11. Low-touch
Благодаря бизнес-модели с низким уровнем обслуживания компании снижают свои цены за счет предоставления меньшего количества услуг. Один из лучших примеров такого типа бизнес-модели — бюджетные авиалинии и продавцы мебели вроде IKEA. В обоих случаях бизнес-модель low-touch означает, что клиентам необходимо либо приобретать дополнительные услуги, либо делать что-то самостоятельно, чтобы снизить затраты.
Примеры: IKEA, Ryan Air, «Победа»
12. Маркетплейс
Торговые площадки позволяют продавцам выставлять товары для продажи и предоставлять клиентам простые инструменты для контакта с продавцами.
Эта бизнес-модель позволяет получать доход из различных источников, включая сборы с покупателя или продавца за успешную сделку, дополнительные услуги, помогающие рекламировать товары продавца и т.д. Модель может использоваться как для продуктов, так и для услуг.
Примеры: eBay, Airbnb, «Ярмарка Мастеров», Ticketland
13. Оплата по факту использования
Вместо предварительной покупки определенного количества продуктов клиенты оплачивают фактическое использование в конце расчетного периода. Модель pay-as-you-go наиболее распространена в домашних условиях, но она применяется к таким продуктам, как чернила для принтера.
Примеры: HP Instant Ink
14. «Бритва и лезвие»
Эта бизнес-модель названа в честь продукта, благодаря которому и была придумана: продайте долговечный продукт ниже стоимости, чтобы увеличить объем продаж одноразового компонента этого продукта.
Вот почему компании, производящие бритвы, отдают саму бритву практически бесплатно, предполагая, что вы станете постоянным покупателем огромного количества лезвий в долгосрочной перспективе. Цель продажи — завлечь клиента в систему постоянного взаимодействия и гарантия того, что с течением времени будет много дополнительных покупок.
Примеры: Gillette, струйные принтеры, Caterpillar, Amazon’s Kindle
15. «Бритва и лезвие наоборот»
Переосмыслив предыдущую бизнес-модель, вы можете предложить клиентам продукт с высокой стоимостью и развивать продажи дополнительных продуктов с низкой стоимостью. Подобно модели «бритва и лезвие», клиентов часто мотивируют присоединиться к определенной продуктовой системе. Однако в отличие от предыдущего варианта, первоначальная покупка в этом случае становится большой продажей, в результате которой компания зарабатывает большую часть своих денег. Дополнительные продукты предполагаются только для того, чтобы клиенты пользовались изначально дорогостоящей вещью.
Примеры: iPod и iTunes, Keynote, Numbers
16. Обратный аукцион
Эта бизнес-модель дает возможность покупателям называть продавцам свою цену. Так, например, Priceline.com в свое время произвел революцию в онлайн-бронировании именно благодаря такой концепции. Пользователи сайта выбирают интересующий их район города, звездность отеля и называют цену, которую готовы заплатить. Если эта цена не ниже конфиденциальных тарифов на номера, которые предоставляют заведения, сразу же приходят подтверждение и название отеля.
Примеры: Priceline.com, LendingTree
17. Подписка
Эта бизнес-модель становится все более распространенной. Суть ее заключается в том, что потребители должны вносить абонентскую плату за доступ к услуге. Распространение эта бизнес-модель получила благодаря журналам и газетам, теперь она распространяется на программное обеспечение, онлайн-услуги, а иногда возникает и в сфере услуг.
Примеры: Netflix, Salesforce, Comcast
Приведенный список не является исчерпывающим, его можно дополнять. Но начинающим предпринимателям стоит помнить о том, что для достижения успеха в бизнесе далеко не всегда нужно изобретать новую бизнес-модель, ведь все новое сопряжено с более высокими рисками. Напротив, использование существующих моделей может значительно упростить ситуацию, поскольку эти модели уже доказали свою эффективность.
Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram. Присоединяйтесь!
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.