Что такое бко в авиации

Процедура приема БКО и питания при вылете из базового аэропорта, документация по приему.

Действия бортпроводников при выявлении несоответствий:

Если выявленное несоответствие может повлиять на качество обслуживания в полете (если есть время), сообщить СБ, в таком случае возможен довоз. Если нет, необходимо оформить АКТ несоответствия (в 3х экземплярах с 3мя подписями), приложить ярлык с несоответствием. Вместо оригинального ярлыка навесить сервизный ярлык. 1й экземпляр с ярлыком передать СБ. Наличие акта фиксируется в задании на полет и в соответствующей накладной (количество +акт).

Задание №2

Привести примеры фраз при обсуждении меню (лист заказа) на рейсах короткой протяженности в классе Бизнес:

Добрый день! Меня зовут ***, я буду Вас обслуживать в сегодняшнем рейсе. Как я могу к Вам обращаться? Пожалуйста, лист заказа. В нем представлен ассортимент закусок и напитков, которые мы предлагаем сегодня. Пожалуйста, отметьте те, которые Вы желаете заказать и укажите номер своего кресла. Обратите внимание, что ассортимент напитков указан на оборотной стороне Листа заказа. Мы подадим закуски и напитки сразу после взлета. Спасибо! Я подойду через несколько минут чтобы забрать заказ. Позвольте я заберу лист заказа.

Задание №3

Рацион «Горячий обед» для пассажиров класса эконом. Предложить поднос с питанием.

Аперитив, сбор исп. предметов, подача подноса с питанием+горячее блюдо, горячие напитки, доп.горячие напитки+сбор исп. посуды, снэки, горячие пирожки

Сегодня из горячих блюд мы можем предложить на выбор куриную грудку с яичной лапшой, грибами и красным перцем чили; и баранину Прованс с гречневой крупой и брокколи. Какое блюдо Вы предпочитаете? Пожалуйста! Приятного аппетита!

Билет №6

Задание №1

Документация по питанию, выдаваемая в диспетчерской ДОБ. Кратко рассказать о назначении каждого документа.

Инструкция по обеспечению рейсов бортовым питанием, АКТ несоответствия (продукты, инвентарь), АКТ на поврежденный инвентарь и БКО (+зеленый стикер), Сервизные ярлыки, Заявка на напитки (если предусмотрено инстр.по обеспеч.борт.пит.), передаточная ведомость на напитки и питание (эстафета), Перечень перемещения припасов (заграничные рейсы).

Задание №2

Привести примеры фраз, которые Вы произносите при предложении меню и винной карты и при обсуждении заказа на «Напиток после взлета»

Здравствуйте! Разрешите представиться, меня зовут ***. Я буду Вас обслуживать в рейсе. Как я могу к Вам обращаться? Пожалуйста, карта меню и карта вин. Ознакомьтесь с ассортиментом напитков, чуть позже я подойду к Вам, чтобы обсудить заказ на аперитив. Вы ознакомились с винной картой? Вы готовы сделать заказ?

Источник

Бортовой комплекс обороны (авиация)

В техническом плане представляет собой средства за контролем воздушного и наземного пространства (по характерным демаскирующим признакам), средства определения и классификации угрозы и средства противодействия.

Основными методами технического контроля пространства (в плане возможного нападения) остаются различные системы пассивной радиолокации и теплопеленгации. В качестве мер противодействия предусматривается, в том числе, уклонение (выход из зоны поражения), а также радиоэлектронное или иное противодействие средствам наведения противника в виде постановки различных помех системам наведения, или физическое поражение атакующего объекта.

В СССР и далее в РФ, каждый летательный аппарат, предназначенный для непосредственного участия в боевых действиях, в обязательном порядке оснащался хотя бы минимальным оборудованием индивидуальной защиты — системой предупреждения об угрозе и аппаратурой радиоэлектронного подавления, а также часто и устройствами постановки ИК-помех. Летательные аппараты, изначально предназначенные для военных операций в составе групп, имели(-ют) узкоспециализированные машины обеспечения, оснащённые системами групповой защиты. Как правило, эти летательные аппараты не несут никакого наступательного вооружения и не выполняют ударных функций, и предназначены исключительно для своевременного обнаружения, классификации угрозы и максимального подавления радиоэлектронных систем наведения противника.

Основное отличие бортового комплекса обороны от различных систем противодействия в том, что БКО является системой с централизованным, зачастую автоматизированным управлением. В БЦВМ комплекса прошиваются различные алгоритмы действий при возникновении угрозы, а также в памяти имеются параметры различных источников излучений, по которым можно классифицировать источник угрозы (вплоть до типа и названия).

Некоторые типы авиационных БКО

* «Талисман» — БКО самолётов Су-27, Су-25 (Республики Беларусь), Су-27УБМ2 (Казахстан);

* «Хибины» — комплекс групповой защиты «изделие Л-175В» для самолёта Су-30СМ;

* «Карпаты» — БКО «изделие Л-234» самолёта Су-24М;

* «Байкал» — БКО самолёта Ту-160;

* «Урал» — БКО «изделие Л-229» самолёта Ту-22М3;

* «Метеор-НМ» — БКО самолёта Ту-95МС;

* «Саяны-М» — БКО самолёта Ту-142МЗ;

«Витебск» (экспортное обозначение: «Президент-С») — БКО «изделие Л-370» самолётов Су-25 и вертолётов Ми-8, Ми-26, Ка-52.

Связанные понятия

Л-370 «Ви́тебск» (экспортное обозначение: англ. President-S — «Президе́нт-С») — российский авиационный бортовой комплекс обороны (БКО). Предназначен для предупреждения экипажа о радиолокационном и лазерном облучении летательного аппарата (ЛА), фактах пуска по нему управляемых ракет, а также для противодействия нацеленным на ЛА ракетам с радиолокационными (РГСН) и инфракрасными (ИКГСН) головками самонаведения. Данный бортовой комплекс обороны может уводить до 2 ракет в залпе.

Зональная система противоракетной обороны «Барьер» — проект системы противоракетной обороны Москвы, разрабатывавшийся в 1954–1956 гг. коллективом под руководством А. Л. Минца в Радиотехнической лаборатории АН СССР в рамках конкурса на создание новых систем противовоздушной обороны страны и систем беспилотного перехвата ядерных ракет противника.

Источник

Что такое бко в авиации. Смотреть фото Что такое бко в авиации. Смотреть картинку Что такое бко в авиации. Картинка про Что такое бко в авиации. Фото Что такое бко в авиацииmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Появление ПЗРК коренным образом изменило расстановку сил на сухопутном театре военных действий. Еще в середине шестидесятых годов штурмовики и боевые вертолеты могли безнаказанно громить не только тыловые структуры воюющих частей, но смело хозяйничали и над полем боя. Ствольная артиллерия ПВО была все-таки малоэффективна, а зенитные ракеты на малых высотах просто не работали. Но уже в конце шестидесятых годов ситуация начала меняться. Сначала США, а вскоре и СССР создали переносные комплексы, стрелявшие ракетами, имевшими инфракрасные головки самонаведения. Ракеты реагировали на тепло, выделяемое авиационными двигателями, и били точно в цель. В ноябре-декабре 1969 года войсками Египта и Сирии было сбито около двадцати израильских вертолетов и самолетов. Для ВВС Израиля, никогда не несшего за столь короткий срок таких потерь, это был шок. Еще большее потрясение чуть позже испытали американцы, пытавшиеся силой привести к своим ценностям Вьетнам. ВВС США потеряли от огня советских ПЗРК в небе этой страны более двухсот самолетов и вертолетов.

И, к примеру, в Афганистане наши вертолетчики, хоть и сыпали тепловые помехи направо и налево, немалые потери несли именно от ПЗРК. А, уж, когда у душманов появились американские «Стингеры», летать в горах стало очень проблематично.

Триумф, которого не ждали

Вот что сказал корреспонденту «РГ» гендиректор «Зенита» профессор Александр Кобзарь:

— Работа нашего комплекса основана на узконаправленном и особым образом модулированном излучении специально разработанной сапфировой лампы. В системе управления ракеты возникает фантомный образ цели, который ее электронный «мозг» воспринимает в качестве основной цели. Появляется некая запредельная виртуальная реальность, которая настойчиво манит к себе. Ракета устремляется в пустое пространство, где в расчетное время самоликвидируется. Казалось бы, все очень просто, но эту «простейшую» задачу кроме нас еще никто в мире не решил и до промышленного производства не довел.

К словам профессора Кобзаря стоит добавить немаловажную для соотечественников информацию. «Президент-С» не только прошел весь комплекс государственных испытаний, он принят на вооружение и уже запущен в серийное производство. По приказу главкома ВВС генерал-полковника Александра Зелина ни один новый вертолет, предназначенный для эксплуатации в горячих точках, не может быть отправлен в войска без установленного комплекса активной защиты от ПЗРК.

Наверное, впервые за последние двадцать лет мы не только предлагаем на продажу уникальную боевую систему, но одновременно и оснащаем новейшим комплексом свою винтокрылую технику. Естественно, вертолеты, поставляемые за рубеж «Рособоронэкспортом», по желанию заказчика будут комплектоваться комплексом активной защиты. Судя по ажиотажному интересу на «Eurosatory-2010» к «Президенту-С» со стороны делегаций стран, традиционно закупающих российскую вертолетную технику, который проявился в первый же день работы салона, такое желание будет высказано скоро и массово.

Также стоит сказать, что комплекс работает в автоматическом режиме и лишь уведомляет пилота о проделанной работе по защите судна.

Что такое бко в авиации. Смотреть фото Что такое бко в авиации. Смотреть картинку Что такое бко в авиации. Картинка про Что такое бко в авиации. Фото Что такое бко в авиации

На отдельных типах летательных аппаратов могут дополнительно устанавливаться:
многофункциональный индикатор;
устройство согласования.

Конструктивно аппаратура БКО «Президент-С» выполнена в виде блоков (станций), которые могут размещаться как внутри фюзеляжа самолёта (вертолета) так и на внешних узлах крепления.

Источник

Бортовой комплекс обороны летательных аппаратов «Президент-С»

Что такое бко в авиации. Смотреть фото Что такое бко в авиации. Смотреть картинку Что такое бко в авиации. Картинка про Что такое бко в авиации. Фото Что такое бко в авиации

Одной из основных угроз для вертолетов являются переносные зенитные ракетные комплексы. Подобное вооружение позволяет атаковать различные маловысотные воздушные цели на дистанциях не более нескольких километров, что делает его удобным средством для защиты войск от возможного нападения с воздуха. В результате требуется специальное оборудование, способное защитить вертолет или иные летательные аппараты от атаки зенитных средств.

Основным способом защиты являются ложные тепловые цели. Кроме того, к настоящему времени в нашей стране разработан новый комплекс защиты вертолетов «Президент-С».

Проект бортового комплекса обороны (БКО) «Президент-С» разрабатывался с середины прошлого десятилетия. В его создании были заняты несколько предприятий, входящих в состав Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). К проекту привлекли Московский НТЦ «Реагент», СКБ «Зенит», НТЦ «Элинс» и НИИ «Экран». Все эти организации занимались созданием отдельных компонентов комплекса, предназначенных для решения тех или иных задач.

Главной задачей БКО «Президент-С» является защита летательного аппарата от ракет класса «земля-воздух», в том числе ракет переносных ЗРК. Имеющиеся элементы комплекса способны следить за обстановкой, находить потенциально опасные объекты, производить обнаружение пусков ракет и принимать меры, необходимые для срыва атаки.

Первые открытые сведения о комплексе «Президент-С» появились в июне 2010 года. Некоторые компоненты перспективного БКО были показаны на выставке Eurosatory 2010 в Париже. Тогда же представители КРЭТ рассказали о предназначении новой системы и некоторых ее особенностях. Кроме того, пять лет назад стало известно не только о существовании проекта, но и о некоторых успехах, которых удалось добиться его авторам.

Что такое бко в авиации. Смотреть фото Что такое бко в авиации. Смотреть картинку Что такое бко в авиации. Картинка про Что такое бко в авиации. Фото Что такое бко в авиации Лазерная станция оптико-электронного подавления.

Отечественные средства массовой информации со ссылкой на разработчиков сообщали, что БКО «Президент-С» уже прошел некоторые испытания. При этом тесты дошли до проверки работы систем на базовой платформе. Как тогда рассказывалось, стендом для таких испытаний стал переоборудованный вертолет Ми-8, который установили на специальной мачте на возвышении. Двигатели вертолета выводились на максимальную мощность, что должно было облегчить работу систем наведения ракет, используемых в испытаниях.

С расстояния около 1 км по вертолету стреляли ПЗРК «Игла». Несмотря на максимальный режим работы двигателя, большое количество выделяемого тепла и сравнительно небольшое расстояние, комплекс обороны «Президент-С» успешно производил обнаружение ракет и срывал атаки. Все ракеты проходили мимо своей цели.

К настоящему времени была опубликована достаточно подробная информация о комплексе «Президент-С» в целом и его отдельных компонентах. По данным НИИ «Экран», в состав комплекса входят следующие средства:

— устройство управления;
— станции предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении;
— станция предупреждения о ракетной атаке;
— устройство выброса авиационных помех;
— станция постановки активных помех;
— некогерентная станция оптико-электронного подавления;
— лазерная станция оптико-электронного подавления.

Средства комплекса монтируются на базовом вертолете и после соответствующей подготовки способны выполнять задачи по поиску потенциально опасных ракет с дальнейшим их подавлением и срывом атаки. Для обнаружения зенитного вооружения противника используется набор станций, работающих в различных частях спектра. По периметру вертолета монтируются несколько блоков обнаружения радиолокационного и лазерного облучения.

Кроме того, предусматриваются ультрафиолетовые системы обнаружения пусков ракет. Таким образом, автоматика БКО «Президент-С» способна самостоятельно выявлять радиолокационные и лазерные системы противника, а также своевременно производить обнаружение пусков ракет.

Центральная система комплекса, устройство управления, принимает сигналы об облучении или пусках ракет. Средства обнаружения комплекса способны не только выявлять сам факт облучения или пуска, но и определять направление на обнаруженный объект. Эти данные учитываются устройством управления, которое принимает решения об использовании систем защиты. Для противодействия различным угрозам в комплексе «Президент-С» предусматриваются разные системы.

Что такое бко в авиации. Смотреть фото Что такое бко в авиации. Смотреть картинку Что такое бко в авиации. Картинка про Что такое бко в авиации. Фото Что такое бко в авиации Архитектура одного из вариантов комплекса.

Подавлять радиолокационные системы противника предлагается при помощи станции активных помех. Эта станция должна подключаться к работе при использовании противником РЛС или зенитных ракет с радиолокационными головками самонаведения всех типов. Станция активных помех комплекса «Президент-С» может излучать помехи в секторе шириной 120° по азимуту и 60° по углу места. Производитель отмечает, что размеры сектора зависят от типа базового летательного аппарата и могут изменяться.

Потребляя до 2500 ВА из цепи 115/200 В 400 Гц или 300 Вт из цепи 27 В, станция активных помех обладает энергетическим потенциалом на уровне 150 Вт. Реализована номенклатура основных видов помех в диапазонах от G до J. Общий вес станции активных помех – 51,5 кг.

Дополнительным средством противодействия радиоэлектронным средствам противника являются т.н. передатчики помех одноразового использования (ППОИ). Эти изделия представляют собой небольшие устройства (масса не более 600 г) с маломощными (энергетический потенциал до 2 Вт) радиопередатчиками. Одноразовые передатчики помех предлагается отстреливать из имеющихся устройств выброса авиационных расходуемых средств. Таким образом, в зависимости от обстановки и имеющейся ситуации автоматика может отстрелить ложные тепловые цели или выбросить ППОИ.

Из имеющихся данных следует, что в первых версиях БКО «Президент-С» имел только одну систему оптико-электронного подавления – некогерентную. Позже к ней добавилась лазерная система аналогичного назначения. Несмотря на использование различной аппаратуры и излучателей разных типов, обе станции предназначаются для решения одной и той же задачи. С их помощью комплекс должен отводить от летательного аппарата подлетающие ракеты с инфракрасными головками самонаведения.

Еще в 2010 году специалисты КРЭТ описывали общий принцип работы некогерентной станции подавления. Сообщалось, что «рабочим органом» этого устройства является специальная сапфировая лампа. Автоматика комплекса, используя данные с имеющихся датчиков, определяет положение ракеты относительно вертолета, после чего производит наведение оптического устройства станции подавления. Излучение лампы «обманывает» головку самонаведения ракеты, из-за чего она теряет цель в виде летательного аппарата и проходит мимо него. После промаха ракета самоуничтожается по истечении расчетного времени полета. Отмечалось, что на тот момент никто в мире не смог решить эту задачу и поставить новое оборудование в серию.

Что такое бко в авиации. Смотреть фото Что такое бко в авиации. Смотреть картинку Что такое бко в авиации. Картинка про Что такое бко в авиации. Фото Что такое бко в авиации Аппаратура станции активных помех из состава БКО «Президент-С».

К настоящему времени стало известно о существовании еще одной станции оптико-электронного подавления, предлагаемой для использования в составе бортового комплекса обороны «Президент-С». Эта станция может выполняться в виде блока для установки во внутренних объемах летательного аппарата или в варианте подвесного контейнера. Вне зависимости от исполнения лазерная станция подавления способна эффективно решать поставленные задачи по противодействию инфракрасным головкам самонаведения ракет различных типов.

Основной элемент лазерной станции – лазерная установка на основе многоспектрального твердотельного или газового лазера. С лазером связан оптико-механический блок, отвечающий за наведение лазерного луча на цель. Также станция оснащается блоком питания, системой управления и другими узлами различного назначения. Конструкция станции позволяет подавлять ракеты в рабочем секторе шириной 360° по азимуту и 90° по углу места. В дежурном режиме станция потребляет не более 2000 ВА, в рабочем – 5000 ВА. Общий вес аппаратуры не превышает 150 кг.

Мощность лазера станции БКО «Президент-С» позволяет выполнять поставленные задачи на дистанциях от 500 до 5000 м. Обеспечивается подавление ракет как при одиночных пусках, так и залпах. В последнем случае лазерный луч последовательно «ослепляет» головки самонаведения нескольких ракет. Наведение на цель производится по целеуказанию других средств комплекса обороны. Факт поражения цели фиксируется станцией самостоятельно. Сигналом о подавлении ракеты противника является «обратный блеск» отраженного луча.

В 2015 году пресс-служба Концерна «Радиоэлектронные вооружения» и отечественная пресса несколько раз вспоминали про комплекс «Президент-С». Так, в начале июня появились публикации, напоминающие о существовании перспективного проекта и его основных особенностях. Какие-либо новые сведения в этих сообщениях отсутствовали.

2 ноября РИА Новости опубликовало сведения, полученные от заместителя генерального директора КРЭТ по НИОКР техники радиоэлектронной борьбы и инновациям Юрия Маевского. Специалист рассказал, что перспективный бортовой комплекс обороны «Президент-С» прошел испытания на полигонах министерства обороны и подтвердил свои характеристики. В ходе проверок, проведенных совместно с военным ведомством, новейшая система обороны показала высокую эффективность в деле защиты базового летательного аппарата от обстрела с использованием различных управляемых ракет.

Что такое бко в авиации. Смотреть фото Что такое бко в авиации. Смотреть картинку Что такое бко в авиации. Картинка про Что такое бко в авиации. Фото Что такое бко в авиации Передатчик помех одноразового использования.

В ходе проверок испытатели произвели большое количество пусков ракет переносных зенитных комплексов «Игла» по вертолетам, оснащенным аппаратурой системы «Президент-С». Проводились как одиночные, так и залповые пуски. При этом одновременно запускались две ракеты, в том числе с различных направлений и с разных расстояний. По словам Ю. Маевского, все ракеты во время испытаний не смогли поразить свои цели. Вследствие действий БКО «Президент-С» ракеты уходили в сторону от своих целей, не нанося им никаких повреждений.

Результаты испытаний, по мнению специалиста, позволяют утверждать, что в России создана надежная система защиты самолетов и вертолетов от различных управляемых ракет, оснащенных оптическими головками самонаведения.

По данным Маевского и РИА Новости, некоторые средства комплекса «Президент-С» уже устанавливаются на авиационную технику нескольких типов. Так, подсистемы оптико-электронного подавления монтируются на боевых вертолетах Ми-28Н и Ка-52. Кроме того, такую аппаратуру получают транспортные вертолеты Ми-26 и самолеты Ил-76.

По сообщениям КРЭТ и средств массовой информации, бортовой комплекс обороны «Президент-С» и отдельные его системы могут монтироваться и на авиационной технике иных типов. К примеру, ранее организация-разработчик упоминала возможность использования подобного оборудования для защиты гражданских авиалайнеров. Утверждалось, что такая аппаратура может стать удобным и простым ответом на возникающие угрозы.

Летом этого года первый заместитель генерального директора Концерна «Радиоэлектронные технологии» Игорь Насенков говорил, что возможность эффективной защиты от ракет ПЗРК делает комплекс «Президент-С» интересным для иностранных партнеров. В качестве потенциальных заказчиков рассматриваются государства Ближнего Востока, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

Что такое бко в авиации. Смотреть фото Что такое бко в авиации. Смотреть картинку Что такое бко в авиации. Картинка про Что такое бко в авиации. Фото Что такое бко в авиации Лазерная станция подавления в рекламных материалах.

В материалах по проекту «Президент-С» упоминается, что этот комплекс способен защищать авиационную технику не только от ПЗРК семейства «Игла». Перспективный БКО также может противодействовать ракетам предыдущих моделей, таким как «Стрела», а также зарубежному вооружению этого класса, например системам Stinger американского производства.

Также «целью» аппаратуры комплекса «Президент-С» могут быть оптико-электронные системы различных зенитных артиллерийских комплексов. В таком случае, по-видимому, средства комплекса работают по тому же алгоритму, что и при подавлении головок самонаведения ракет, но с учетом особенностей наземных систем ПВО. Системы обнаружения комплекса определяют местоположение оптико-электронных средств противника, таких как прицелы или лазерные дальномеры, после чего лазерная или некогерентная станция подавления наводится на цель и посылает в нее мощный импульс излучения, делающий невозможным дальнейшую работу в штатном режиме.

Несмотря на заявления руководителей организации-разработчика, информация о потенциальных заказах на поставку БКО «Президент-С» зарубежным странам пока отсутствует. Пока имеются сведения только о поставках аппаратуры этого комплекса отечественным авиастроительным предприятиям, которые используют ее при строительстве или модернизации авиационной техники различных типов. Таким образом, носителями различных элементов перспективного комплекса пока являются только российские самолеты и вертолеты.

По последним данным, бортовой комплекс обороны «Президент-С» не так давно прошел испытания на полигонах министерства обороны. Комплекс успешно решил все поставленные перед ним задачи, в результате чего ни одна из ракет ПЗРК, запущенных в ходе испытаний, не смогла поразить свою цель в виде вертолета, оснащенного БКО. Также появились сведения об установке этого оборудования на отечественных самолетах и вертолетах. Информация о принятии комплекса «Президент-С» на вооружение пока отсутствует. Возможно, соответствующие распоряжения командования появятся в самое ближайшее время.

Источник

Бортовой комплекс обороны летательных аппаратов «Президент-С»

Одной из основных угроз для вертолетов являются переносные зенитные ракетные комплексы. Подобное вооружение позволяет атаковать различные маловысотные воздушные цели на дистанциях не более нескольких километров, что делает его удобным средством для защиты войск от возможного нападения с воздуха. В результате требуется специальное оборудование, способное защитить вертолет или иные летательные аппараты от атаки зенитных средств. Основным способом защиты являются ложные тепловые цели. Кроме того, к настоящему времени в нашей стране разработан новый комплекс защиты вертолетов «Президент-С».

Проект бортового комплекса обороны (БКО) «Президент-С» разрабатывался с середины прошлого десятилетия. В его создании были заняты несколько предприятий, входящих в состав Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). К проекту привлекли Московский НТЦ «Реагент», СКБ «Зенит», НТЦ «Элинс» и НИИ «Экран». Все эти организации занимались созданием отдельных компонентов комплекса, предназначенных для решения тех или иных задач. Главной задачей БКО «Президент-С» является защита летательного аппарата от ракет класса «земля-воздух», в том числе ракет переносных ЗРК. Имеющиеся элементы комплекса способны следить за обстановкой, находить потенциально опасные объекты, производить обнаружение пусков ракет и принимать меры, необходимые для срыва атаки.

Первые открытые сведения о комплексе «Президент-С» появились в июне 2010 года. Некоторые компоненты перспективного БКО были показаны на выставке Eurosatory 2010 в Париже. Тогда же представители КРЭТ рассказали о предназначении новой системы и некоторых ее особенностях. Кроме того, пять лет назад стало известно не только о существовании проекта, но и о некоторых успехах, которых удалось добиться его авторам.

Отечественные средства массовой информации со ссылкой на разработчиков сообщали, что БКО «Президент-С» уже прошел некоторые испытания. При этом тесты дошли до проверки работы систем на базовой платформе. Как тогда рассказывалось, стендом для таких испытаний стал переоборудованный вертолет Ми-8, который установили на специальной мачте на возвышении. Двигатели вертолета выводились на максимальную мощность, что должно было облегчить работу систем наведения ракет, используемых в испытаниях.

С расстояния около 1 км по вертолету стреляли ПЗРК «Игла». Несмотря на максимальный режим работы двигателя, большое количество выделяемого тепла и сравнительно небольшое расстояние, комплекс обороны «Президент-С» успешно производил обнаружение ракет и срывал атаки. Все ракеты проходили мимо своей цели.

К настоящему времени была опубликована достаточно подробная информация о комплексе «Президент-С» в целом и его отдельных компонентах. По данным НИИ «Экран», в состав комплекса входят следующие средства: устройство управления, станции предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении, станция предупреждения о ракетной атаке, устройство выброса авиационных помех, станция постановки активных помех, некогерентная станция оптико-электронного подавления, а также лазерная станция оптико-электронного подавления.

Средства комплекса монтируются на базовом вертолете и после соответствующей подготовки способны выполнять задачи по поиску потенциально опасных ракет с дальнейшим их подавлением и срывом атаки. Для обнаружения зенитного вооружения противника используется набор станций, работающих в различных частях спектра. По периметру вертолета монтируются несколько блоков обнаружения радиолокационного и лазерного облучения. Кроме того, предусматриваются ультрафиолетовые системы обнаружения пусков ракет. Таким образом, автоматика БКО «Президент-С» способна самостоятельно выявлять радиолокационные и лазерные системы противника, а также своевременно производить обнаружение пусков ракет.

Центральная система комплекса, устройство управления, принимает сигналы об облучении или пусках ракет. Средства обнаружения комплекса способны не только выявлять сам факт облучения или пуска, но и определять направление на обнаруженный объект. Эти данные учитываются устройством управления, которое принимает решения об использовании систем защиты. Для противодействия различным угрозам в комплексе «Президент-С» предусматриваются разные системы.

Подавлять радиолокационные системы противника предлагается при помощи станции активных помех. Эта станция должна подключаться к работе при использовании противником РЛС или зенитных ракет с радиолокационными головками самонаведения всех типов. Станция активных помех комплекса «Президент-С» может излучать помехи в секторе шириной 120° по азимуту и 60° по углу места. Производитель отмечает, что размеры сектора зависят от типа базового летательного аппарата и могут изменяться.

Потребляя до 2500 ВА из цепи 115/200 В 400 Гц или 300 Вт из цепи 27 В, станция активных помех обладает энергетическим потенциалом на уровне 150 Вт. Реализована номенклатура основных видов помех в диапазонах от G до J. Общий вес станции активных помех – 51,5 кг.

Дополнительным средством противодействия радиоэлектронным средствам противника являются т.н. передатчики помех одноразового использования (ППОИ). Эти изделия представляют собой небольшие устройства (масса не более 600 г) с маломощными (энергетический потенциал до 2 Вт) радиопередатчиками. Одноразовые передатчики помех предлагается отстреливать из имеющихся устройств выброса авиационных расходуемых средств. Таким образом, в зависимости от обстановки и имеющейся ситуации автоматика может отстрелить ложные тепловые цели или выбросить ППОИ.

Из имеющихся данных следует, что в первых версиях БКО «Президент-С» имел только одну систему оптико-электронного подавления – некогерентную. Позже к ней добавилась лазерная система аналогичного назначения. Несмотря на использование различной аппаратуры и излучателей разных типов, обе станции предназначаются для решения одной и той же задачи. С их помощью комплекс должен отводить от летательного аппарата подлетающие ракеты с инфракрасными головками самонаведения.

Еще в 2010 году специалисты КРЭТ описывали общий принцип работы некогерентной станции подавления. Сообщалось, что «рабочим органом» этого устройства является специальная сапфировая лампа. Автоматика комплекса, используя данные с имеющихся датчиков, определяет положение ракеты относительно вертолета, после чего производит наведение оптического устройства станции подавления. Излучение лампы «обманывает» головку самонаведения ракеты, из-за чего она теряет цель в виде летательного аппарата и проходит мимо него. После промаха ракета самоуничтожается по истечении расчетного времени полета. Отмечалось, что на тот момент никто в мире не смог решить эту задачу и поставить новое оборудование в серию.

К настоящему времени стало известно о существовании еще одной станции оптико-электронного подавления, предлагаемой для использования в составе бортового комплекса обороны «Президент-С». Эта станция может выполняться в виде блока для установки во внутренних объемах летательного аппарата или в варианте подвесного контейнера. Вне зависимости от исполнения лазерная станция подавления способна эффективно решать поставленные задачи по противодействию инфракрасным головкам самонаведения ракет различных типов.

Основной элемент лазерной станции – лазерная установка на основе многоспектрального твердотельного или газового лазера. С лазером связан оптико-механический блок, отвечающий за наведение лазерного луча на цель. Также станция оснащается блоком питания, системой управления и другими узлами различного назначения. Конструкция станции позволяет подавлять ракеты в рабочем секторе шириной 360° по азимуту и 90° по углу места. В дежурном режиме станция потребляет не более 2000 ВА, в рабочем – 5000 ВА. Общий вес аппаратуры не превышает 150 кг.

Мощность лазера станции БКО «Президент-С» позволяет выполнять поставленные задачи на дистанциях от 500 до 5000 м. Обеспечивается подавление ракет как при одиночных пусках, так и залпах. В последнем случае лазерный луч последовательно «ослепляет» головки самонаведения нескольких ракет. Наведение на цель производится по целеуказанию других средств комплекса обороны. Факт поражения цели фиксируется станцией самостоятельно. Сигналом о подавлении ракеты противника является «обратный блеск» отраженного луча.

В 2015 году пресс-служба Концерна «Радиоэлектронные вооружения» и отечественная пресса несколько раз вспоминали про комплекс «Президент-С». Так, в начале июня появились публикации, напоминающие о существовании перспективного проекта и его основных особенностях. Какие-либо новые сведения в этих сообщениях отсутствовали.

2 ноября РИА Новости опубликовало сведения, полученные от заместителя генерального директора КРЭТ по НИОКР техники радиоэлектронной борьбы и инновациям Юрия Маевского. Специалист рассказал, что перспективный бортовой комплекс обороны «Президент-С» прошел испытания на полигонах министерства обороны и подтвердил свои характеристики. В ходе проверок, проведенных совместно с военным ведомством, новейшая система обороны показала высокую эффективность в деле защиты базового летательного аппарата от обстрела с использованием различных управляемых ракет.

В ходе проверок испытатели произвели большое количество пусков ракет переносных зенитных комплексов «Игла» по вертолетам, оснащенным аппаратурой системы «Президент-С». Проводились как одиночные, так и залповые пуски. При этом одновременно запускались две ракеты, в том числе с различных направлений и с разных расстояний. По словам Ю. Маевского, все ракеты во время испытаний не смогли поразить свои цели. Вследствие действий БКО «Президент-С» ракеты уходили в сторону от своих целей, не нанося им никаких повреждений.

Результаты испытаний, по мнению специалиста, позволяют утверждать, что в России создана надежная система защиты самолетов и вертолетов от различных управляемых ракет, оснащенных оптическими головками самонаведения.

По данным Маевского и РИА Новости, некоторые средства комплекса «Президент-С» уже устанавливаются на авиационную технику нескольких типов. Так, подсистемы оптико-электронного подавления монтируются на боевых вертолетах Ми-28 и Ка-52. Кроме того, такую аппаратуру получают транспортные вертолеты Ми-26 и самолеты Ил-76.

Летом этого года первый заместитель генерального директора Концерна «Радиоэлектронные технологии» Игорь Насенков говорил, что возможность эффективной защиты от ракет ПЗРК делает комплекс «Президент-С» интересным для иностранных партнеров. В качестве потенциальных заказчиков рассматриваются государства Ближнего Востока, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

В материалах по проекту «Президент-С» упоминается, что этот комплекс способен защищать авиационную технику не только от ПЗРК семейства «Игла». Перспективный БКО также может противодействовать ракетам предыдущих моделей, таким как «Стрела», а также зарубежному вооружению этого класса, например системам Stinger американского производства.

Также «целью» аппаратуры комплекса «Президент-С» могут быть оптико-электронные системы различных зенитных артиллерийских комплексов. В таком случае, по-видимому, средства комплекса работают по тому же алгоритму, что и при подавлении головок самонаведения ракет, но с учетом особенностей наземных систем ПВО. Системы обнаружения комплекса определяют местоположение оптико-электронных средств противника, таких как прицелы или лазерные дальномеры, после чего лазерная или некогерентная станция подавления наводится на цель и посылает в нее мощный импульс излучения, делающий невозможным дальнейшую работу в штатном режиме.

Несмотря на заявления руководителей организации-разработчика, информация о потенциальных заказах на поставку БКО «Президент-С» зарубежным странам пока отсутствует. Пока имеются сведения только о поставках аппаратуры этого комплекса отечественным авиастроительным предприятиям, которые используют ее при строительстве или модернизации авиационной техники различных типов. Таким образом, носителями различных элементов перспективного комплекса пока являются только российские самолеты и вертолеты.

По последним данным, бортовой комплекс обороны «Президент-С» не так давно прошел испытания на полигонах министерства обороны. Комплекс успешно решил все поставленные перед ним задачи, в результате чего ни одна из ракет ПЗРК, запущенных в ходе испытаний, не смогла поразить свою цель в виде вертолета, оснащенного БКО. Также появились сведения об установке этого оборудования на отечественных самолетах и вертолетах. Информация о принятии комплекса «Президент-С» на вооружение пока отсутствует. Возможно, соответствующие распоряжения командования появятся в самое ближайшее время.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *