Что такое благие помыслы
Православная Жизнь
«Я мыслю – значит существую», – учит французский философ Рене Декарт. Нет человека, который бы никогда не имел никаких помыслов. Даже в сонном состоянии в голове каждого из нас роятся мысли, проявляющиеся порой в сновидениях. Однако не со всеми помыслами надо бороться. Отбрасывать нужно лишь те, которые в святоотеческой литературе называются злыми, плотскими, дурными, постыдными, вредными, невоздержными, страстными, напоминает архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.
Фото: © Православная жизнь
– Почему так важно бороться с помыслами?
– Существование дурных помыслов является убедительным доказательством греховности и испорченности человека. По мысли святого Григория Нисского, все страсти произрастают от худого делания ума и помраченного разума. Фактически нет людей, которые бы в той или иной степени не подвергались злым помыслам. Разница может быть лишь в том, что образованные люди более склонны к утонченным помыслам тщеславия и гордыни, а простые – к грубым и плотским. Правда, иногда бывает наоборот.
– Как же научиться отличать добрые помыслы от злых?
– Для приобретения навыка различения помыслов очень важно регулярно ходить на исповедь. От этого, как учит преподобный авва Дорофей, бывает великая и несказанная польза. Не случайно монастырская братия старается как можно чаще исповедоваться, в некоторых обителях – ежедневно. Кроме того, необходимо читать творения святых отцов Церкви, в которых детально раскрыты все тонкости невидимой духовной брани.
– Как быть мирянам, которым катастрофически ни на что не хватает времени?
Люди, живущие в миру, опутанные множеством дел, должны понуждать себя хотя бы раз в месяц, лучше всего в канун великих и двунадесятых праздников, приходить в храм на исповедь. Также важно получить элементарное духовное образование. Это можно сделать ныне во многих городских и сельских приходах во внебогослужебное время. Если же человек не получил элементарного духовного воспитания, а также никогда не читал Евангелие, не научился утром и вечером совершать молитву, которая возрождает добрые помыслы, то ему почти невозможно устоять против «бури помышлений сумнительных», как мы читаем в акафисте Божией Матери.
– А может быть, при нападении тревожных мыслей человеку лучше обратиться к психологу? Это сейчас стало более модно.
– Психология – относительно молодая наука, которая активно начала развиваться лишь со второй половины XIX века. Кстати, профессор нашей Киевской духовной академии архимандрит Феофан (Авсеньев) написал один из первых учебников по психологии и преподавал эту науку в Университете святого равноапостольного князя Владимира (ныне – университет им. Т. Г. Шевченко). Но, к сожалению, каким бы хорошим ни был психолог, как бы успешно ни разбирался во всех тонкостях души, он не может дать силы человеку для того, чтобы исправить его жизнь. Такая сила подается лишь в Таинствах и обрядах, которые совершаются в Церкви. Кроме того, важнейшая часть богослужения – проповедь, направлена на то, чтобы укоренить в душе добрые помыслы и отринуть злые. После усердной молитвы, неформальной исповеди, причастия Святых Христовых Таин и вдохновенной проповеди священника люди, как правило, выходят из храма духовно окрыленными.
Иероним Босх. Искушение святого Антония
– Не секрет, что в наше время в храм ходит относительно небольшой процент людей.
– Если человек пренебрегает посещением храма Божия, он становится легкой добычей, а точнее – жертвой недобросовестных политиков и коммерсантов, постоянно ведущих через средства массовой информации войну за умы и сердца человеческие. В эпоху глобализации таких жертв с каждым годом становится все больше и больше.
– Не настало ли уже такое время, когда, по пророчеству преподобного Антония Великого, будут говорить: «Ты безумствуешь, потому что не хочешь принимать участия в общем безумии»?
– Большая индустрия СМИ, для которой в большинстве случаев важно не спасение души человеческой, а гонорары и рейтинги, очень легко манипулирует человеческим сознанием, внушая не добрые помыслы, а злые, вводящие нас в смущение и страх за свое будущее. И в тоже время большое число развлекательных передач, которые до бесконечности тиражируются теми же СМИ, провоцирует легкомысленное и безответственное отношение к жизни.
– Не потому ли ныне так легко распадаются семьи, а в обществе процветает воровство и коррупция?
– Да, это того же поля ягоды.
– Может, помогла бы строгая цензура?
– В эпоху быстрого развития новых информационных технологий это осуществить нереально. Но каждый человек, тем более христианин, может установить такую цензуру у себя в уме и сердце, принимая добрые помыслы о том, чтобы пойти в храм, помолиться, помочь ближним и нуждающимся и отвергнуть злые, внушающие гнев, злобу, подозрительность, неправду.
Влияние добрых мыслей на человека
Если бы каждый человек осознавал какую огромную пользу он получает от добрых мыслей в своей душе, то старался бы всемерно держаться добрых мыслей. Поэтому большое значение имеет в жизни само знание о том, что дают человеку добрые мысли.
Добрые мысли также верное средство исправления души: «Единственное врачевство для души – с любовью помнить о Боге и всегда держаться добрых мыслей» 114 .
Следует обратить внимание на то, как добрые мысли уничтожают зло, приведём здесь лишь один пример:
В рассказе В.А. Солоухина «Под одной крышей» описана история взаимоотношений соседей, живущих в одном деревенском доме. Поссорившиеся женщины-соседки не могли примириться, имея каждая со своей стороны жажду мщения, пока муж одной из них, понимая, что зло невозможно остановить злом, подал жене добрую мысль: подарить соседке пачку дрожжей. Жена не сразу согласилась, но всё же последовала совету мужа. В результате доброй мысли мужа, реализовавшейся на деле, изменилось внутреннее состояние двух враждующих женщин. Когда жена вернулась домой, муж так описал встречу с ней: «она была возбуждена, будто только что получила известие самое радостное в своей жизни. Глаза её сияли, а голос, когда она заговорила, прерывался от радостного волнения. У меня самого запершило в горле, и я понял что мы только что прикоснулись к чему-то очень сокровенному и важному, может быть, самому сокровенному и самому важному в человеческом поведении. Потом, уже успокоившись, жена рассказала мне, как было дело. Когда она вошла в дом, соседка потянулась за ухватом, думая, что визит связан с местью. Она могла ожидать чего угодно, только не мирного прихода представителя враждебного лагеря. Но жена развернула и положила на стол пачку дрожжей. У жены хватило мужества и находчивости спокойно и тихо сказать, что «сегодня воскресенье и вот мы решили, может быть, вам понадобятся дрожжи. » Соседка будто бы заплакала и бросилась её обнимать. Тогда и жена заплакала, и они обе плакали на плече друг друга. Что-то одновременно говорили. Не успели мы успокоиться от такого поворота событий, как соседка появилась на нашем пороге. В руках она держала большое решето, полное отборного репчатого лука, и радостно улыбалась. ».
Теперь мысли соседей были заняты не жаждой мести, а тем, чем лучше порадовать друг друга.
Так добрая мысль уничтожила ядовитую силу мести.
Добрые мысли отражаются на внешности человека, делают весь его облик привлекательным; лицо красивым, позволяют снискать любовь и расположение других.
Как много дают человеку добрые мысли!
И как прекрасен их результат:
«Истинная мысль есть источник всех благ. » Игнатий Брянчанинов, святитель. Симфония по трудам. М., 2008. С. 360.
«Занятие добрыми мыслями приносит добрый плод». Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. М., 1881. Ч.1. С. 410.
Макарий Великий, преподобный. Духовные беседы. ТСЛ. 1904. С. 335.
Феофан Затворник, святитель. Сборник проповедей. М., 1899. С. 221.
Симфония по творениям святителя Иоанна Златоуста. М., 2009. С. 226.
Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста. Т.8. Спб., 1902. С. 411.
Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста. Т.9. Спб., 1903. С. 288.
Иоанн Кронштадский, святой, праведный. Моя жизнь во Христе. Спб., 1883. Т.1. С.123.
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениях святителя Тихона Задонского. М., 2003. С. 322.
Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 2007. С.610.
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениях святителя Тихона Задонского. М., 2003. С. 320.
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задоский и его учение о спасении. М., 1995. с.272–273.
Симеон Новый Богослов, преподобный. Слова. Т.1 М., 1892. Сл.10.
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениях святителя Тихона Задонского. М., 2003. С. 1028.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
“Фабрика добрых помыслов” Как изменить свои мысли и научиться любить людей. Св. Паисий Святогорец
«ФАБРИКА ДОБРЫХ ПОМЫСЛОВ»
Пока помысел Адама был чист, он жил в гармонии с окружающей природой, и она служила ему. После грехопадения этот порядок нарушается. Природные стихии, животный мир ополчаются против наших прародителей. Грех посеял эту вражду. Для того чтобы вернуться к мирному устроению, человек должен преодолеть в себе грех, который начинается с греховного помысла.
«Властвуй над своими мыслями, чтобы стать властителем над всеми существами», – говорит святитель Василий Великий. Аналогичные рассуждения находим и у святителя Григория Нисского: «Управляй мыслями в себе, чтобы стать тебе правителем всех вещей».
Святитель Николай Сербский более подробно раскрывает эту взаимосвязь:
«Как какое-либо желание, мысль или страсть действуют на все тело человека, так и его характер, настроение, вера и нравственность воздействуют на природу. Человеческая злоба может наполнить природу злобой, а милость – милостью… К святым людям природа всегда милостива, к нечистым и злонамеренным – беспощадна… По мере добра в человеке и природа дарит свою меру плодов и здоровья… Если бы исчезли наши дурные качества, грехи и страсти, исчезли бы и соответствующие им в природе образы».
«Добрый помысел обладает великой силой – он духовно изменяет человека. Когда человек изгоняет злые и возделывает добрые помыслы, его ум и сердце очищаются и в нем живет Божественная Благодать», – пишет Афонский старец Паисий Святогорец.
Добрые помыслы в учении преподобного способны возникать при четырех условиях: подвижник должен видеть в ближних образ Божий; сострадать; сорадоваться; во всем видеть благой Промысл Божий. При этом каждый раз происходит отсечение собственного «я».
Конечно, способность видеть все свято и чисто приходит не сразу. Как и в любом деле, здесь требуются внимание, трезвение и время, чтобы добродетель перешла в навык. Святой Паисий различал несколько стадий творения добрых помыслов:
«Вначале человек подвизается, стараясь не осуждать других. Вступив во вторую стадию, противодействуя помыслу осуждения, он старается включать в работу добрые помыслы. Находясь в третьей стадии, он все, что видит, истолковывает в добром смысле. Появляются любовь и смирение. Когда душа очистится, уцеломудрится, то она не только не утруждается над тем, чтобы включать в работу добрые помыслы, но помыслы «слева» к ней даже не приходят. То есть то, что кажется достойным осуждения, она видит достойным оправдания».
Далее старец показывает, как творить добрые помыслы в повседневной жизни:
«Например, гостиничная просит у поварихи немного салата, та говорит, что у нее нет, но первая знает, что есть. Если у гостиничной нет добрых помыслов, то она скажет: «Вот лгунья!» Однако если у нее есть добрые помыслы, она скажет: «Бедняжка, замоталась с работой и забыла, что у нее остался салат». Или же она может оправдать сестру таким помыслом: «Видимо, она решила приберечь салат для какого-то другого более важного случая…» Тот, у кого есть добрые помыслы, духовно здрав и зло претворяет в добро».
Человек, научившийся включать в работу добрый помысел, всему находит оправдание. Как учил преподобный Паисий:
«Подвизаясь подобным образом, ты возделываешь свое внутреннее духовное расположение и делаешь его добрым. И тогда, взирая на твое доброе расположение, Бог умилосердится над тобой и поможет тебе, после чего худые помыслы уже не найдут в тебе места. Они будут уходить, а для тебя уже совершенно естественным станет иметь в себе помыслы добрые.
Ты приобретешь привычку к доброму, в твое сердце войдет доброта, и тогда в своей внутренней храмине ты примешь небесного Гостя – Христа. Однако это дело не одного-двух дней. Необходимо время и непрестанная борьба, для того чтобы душа увенчалась победным венцом. Когда это произойдет, брань прекращается уже насовсем».
Правильный духовный путь таков: не смотреть на других, а следить за собой. Если же поведение ближних нас соблазняет, значит, с нами еще не все в порядке.
Старец Паисий учит, что если диавол подкидывает нам лукавый помысел в отношении кого-то из ближних, то уместно и самому поискать в себе тот же недостаток, так как душа узнает только то, что ей знакомо. Например, если мы видим в человеке раздражительность, то замечем ее только потому, что знаем, что это такое, так как сами раздражаемся.
Если человек чего-то опытно не познал, то при встрече с этим предметом или явлением он не сможет его узнать. В этой связи святой Паисий советовал «смотреть в ближних как в зеркало», такие помыслы учат смирению и предостерегают осуждать.
С другой стороны, лукавый человек даже добродетели ближних истолковывает лукаво. Если он увидит ночью прохожего, который творил тайную милостыню и поэтому поздно возвращается домой, то будет думать о нем примерно следующее: «Ну вот, всю ночь где-то гулял». Как объяснял старец, такие люди не получат помощи даже от святого, так как и добродетели они будут истолковывать лукаво.
А человек, включающий в работу добрый помысел, даже если видит преступника, жалеет его: «Кто знает, как сложилась его жизнь, может, его с детства учили воровать, много лет он провел в тюрьме и не видел ничего хорошего. Если бы я оказался на его месте, то совершил бы еще худшие преступления».
Молитва и творения добрых помыслов о человеке буквально возрождают его, изменяя к лучшему. Святой Паисий замечает, что даже вещи, рукоделия «пропитываются» тем или иным духом, в зависимости от того, в каком духовном состоянии находился человек, изготовляющий вещи.
Если он имел внутренний мир и творил молитву, то доброе духовное состояние «отпечатывается» на рукоделии, и наоборот, вещь, выполненная в спешке или в то время, когда человек гневается, нервничает, несет на себе нечто отрицательное. Человеку, который в дальнейшем будет пользоваться этой вещью, будет передаваться либо благая, либо негативная энергия.
Если молитва и доброе внутреннее расположение так благотворно влияют даже на бездушные вещи, насколько же большее воздействие они оказывают на душу человека, которого мы любим и которому желаем добра.
«Добрый помысел содержит в себе любовь. Он обезоруживает человека и подвигает его отнестись к тебе по-доброму», – говорит святой Паисий. Чтобы показать, как это происходит в жизни, старец рассказывал случай про разбойника, который проник ночью в монастырь, чтобы его ограбить, при этом монахини приняли его за старца. Добрый помысел монахинь привел разбойника к покаянию, и он изменил свою жизнь.
Огромное влияние на события помыслов иллюстрирует и случай, происшедший со святым Макарием. Когда авва возвращался со своим учеником в монастырь, им встретился язычник. Ученик преподобного шел впереди, а потому увидел его раньше и обругал. Язычник пришел в ярость и избил ученика. Спустя некоторое время и святой Макарий встретился с язычником, но он сотворил о нем добрый помысел, – увидев его несшим бревно, святой похвалил его трудолюбие и пожелал Божией помощи. Это тронуло сердце язычника, он пошел за аввой и сделался его учеником.
Также приведем пример из жизни самого преподобного Паисия, когда сострадание и доброта к ближнему преображают духовно. Однажды, сидя во дворе своей бедной каливы, старец заметил неизвестного, который прятался в лесу и следил за ним. Было похоже, что этот человек ищет удобного случая, чтобы обворовать келью старца. Но старец сказал себе: «Должно быть, несчастный испытывает нужду». Не медля ни минуты, он ушел из каливы, оставив дверь открытой.
Вор свободно зашел внутрь, но, к своему огорчению, не нашел в жилище старца ничего «достойного» воровства… «Хотя, – рассказывал старец, – вор и был человек дикий, неотесанный, но увиденное тронуло его сердце. Потом он уже сам принес мне продуктов». Раскаявшись, вор попросил у старца прощения, и тот простил его от всего сердца.
«Доброе расположение – это все», – часто повторял в беседах святой Паисий. Поистине чудотворец тот, кто видит все чистым и на все смотрит через призму доброго помысла. Добрый помысел несет в себе любовь, а любовь – это Христос. Поэтому, когда о ком-то творят добрые помыслы, к нему направляется любовь и в эту душу тоже приходит Христос, в каком бы падшем состоянии ни находился человек. Стоит ему лишь на секунду свою свободную волю направить к Богу, Господь тут же ему поможет.
Добрый помысел «уничтожает» врагов любовью, превращая их в друзей. В то же время нельзя считать, что человек, имеющий добрые помыслы, оправдывает буквально все. Наоборот, в таком подвижнике нет безрассудного равнодушия. Существует такое понятие, как «праведный гнев». Человек, непрестанно творящий добрые помыслы, привел раздражительную силу души в правильное духовное устроение, научился пользоваться своим гневом во славу Божию, направляя его на врагов – демонов. Это то, о чем сказал пророк Давид:
«Гневаясь, не согрешайте» (Пс. 4:5), и тот случай, когда святитель Николай заушил (дал пощечину. – Ред.) еретика Ария. Святой Паисий объясняет это духовное состояние следующим образом: «Вопиять и гневаться от действительной боли, когда обижают других, – это «праведнейший гнев». Гневаться, когда обижают тебя самого, – это гнев нечистый».
В заключение еще раз заметим, как важно творить добрые помыслы. По слову святого Паисия, «эту добрую привычку мы можем передать по наследству». От добрых людей происходит и поколение доброе. Хорошие, добрые традиции пропитывают все вокруг – землю, воздух, людей – и продолжают жить в потомках. Старец замечал, что если в какой-нибудь деревеньке держатся доброго предания, то, расспросив старчиков той местности, всегда можно услышать, что когда-то там жили добрые люди, которые и оставили им это предание в наследство.
«Не будь побежден злом, но зло побеждай добром» (Рим. 12:21), – наставляет апостол Павел. Согласно этому высказыванию, учит и преподобный Паисий. Преодоление зла в самом себе и в окружающих – это взаимосвязанный процесс. Потому что зло в самом себе обнаруживается через мысленные и действенные реакции, которые возникают у человека при соприкосновении с окружающим миром: с людьми, ситуациями.
Совершенствуя себя, человек изменяет окружающий мир. Подвижнику, который отстраняется от недостатков ближних, Господь будет открывать все больше и больше их достоинств. Добрый помысел и молитва, по учению преподобного Паисия, два чудодейственных средства, которые помогают преодолеть зло как в самом себе, так и в окружающих. Когда мы творим о ком-то добрые помыслы и молимся с болью, то это преображает нас самих, помогая тому, за кого молимся.
Монахиня Феодосия (Тимашева), Источник: Журнал “Покров”
Если вы хотите научиться управлять своей РЕАЛЬНОСТЬЮ и своей ЛИЧНОСТЬЮ через силу энергии СЛОВ, достигнув при этом здоровья души и тела, радости каждого дня, общения и ускоренного получения того, что вы пишите Словом в виде ваших целей, то присоединяйтесь к моему авторскому уникальному (в нем нет методов аффирмаций и НЛП) базовому тренингу «СЛОВА – ПРОГРАММЫ ЖИЗНИ. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛЬНОСТЬЮ ЧЕРЕЗ СЛОВО» ПРЯМО СЕЙЧАС здесь, нажав на банер ниже
Палестинское руководство к духовной жизни
Сами покаянные труды заповеданы Спасителем, о них мы можем прочитать в Евангелии. Но не только. В истории монашеского покаяния появляется особая тема – откровение помыслов.
Диакон Павел Сержантов
Совершается это откровение между послушником (начинающим монахом) и старцем (опытным монахом). С одной стороны, откровение помыслов оставалось сугубо монашеским деланием, с другой – заметно повлияло на приходскую исповедь.
Надо говорить именно о влиянии, а не о равенстве между исповедью и откровением помыслов. И тем не менее…
Как понимать откровение помыслов?
Для начала выясним, что такое помысел. Часто помысел просто уравнивают с мыслью. Сильно возражать не будем, однако примем в расчет, что помыслом считается не только мысль, но и «полмысли», то есть не успевшая сформироваться мысль, только-только промелькнувшая мысль.
Стоит ли ей тогда заниматься, да еще открывать ее старцу? Стоит. Потому, что такая невызревшая, «неполноценная» мысль может мелькать по многу раз за день, и в силу своей навязчивости «полумысль» будет оказывать на послушника весьма заметное воздействие.
Кроме того помыслом могут считаться не только «полумысли», но и любые движения в эмоционально-волевой сфере человека, внезапные наплывы того или иного настроения, возникающие побуждения к каким-либо поступкам, обрывки воспоминаний о чем-то и т. д.
Опытные монахи хорошо понимали, какую важную роль играют помыслы. Особо следили за страстными помыслами. Тем более, что страстные помыслы подчас трудно отличить от благих помыслов. Страстные помыслы послушнику подкидывают враги рода человеческого, стараясь сделать их притягательными, благовидными.
На откровении помыслов старец помогает отличить благие помыслы от страстных, греховных помыслов. Тогда послушник с ними поступает по справедливости. Как? Об этом позже.
Умение разобраться с помыслами составляет целое аскетическое искусство. Поговорим о нем, обращаясь к одному древнему руководству. Написано оно было в Палестине, полностью называется так: «Преподобных отцев Варсануфия Великаго и Иоанна Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников».
К откровению помыслов готовились
Преподобные Варсануфий Великий и Иоанн Пророк
Помыслы открывались старцу регулярно, очень часто, в личном повседневном общении. Послушник и старец жили, так сказать, под одной крышей. И послушник постоянно открывал старцу помыслы. Для этого важного дела послушнику нужно было как-то помыслы отслеживать.
То есть перед знаменитым откровением помыслов имела место еще одна стадия духовного делания, подготовительная. О ней гораздо меньше говорится в аскетических писаниях, но она была. И мы приведем о ней авторитетное свидетельство.
Вот что записал старец Иоанн Пророк: «Отцы назначили время для внимания помыслам, говоря: «утром испытай себя, как провел ты ночь, и вечером также, как провел ты день; и среди дня, когда отяготишься помыслами, рассмотри себя» (Ответ на вопрос 288).
Старец Иоанн вошел в святцы под именем «Пророк». Монашеское понятие «старец» (в сильном смысле слова) и библейское слово «пророк» близки по значению. И пророк, и старец поясняют людям, в чем воля Божия.
Преподобный Иоанн Пророк пишет об уже сложившейся аскетической традиции касательно помыслов: «Отцы назначили время для внимания помыслам». Итак, откровение помыслов предваряет внимание помыслам.
Причем, для ежедневного внимания помыслам назначено время. Как для ежедневных молитв: утром, вечером и днем. В этом монашеском обычае ощутим палестинский колорит. При жарком климате ночью прохладнее дышится, какие-то дела поэтому совершались после заката и до рассвета.
В Палестине ночь не только время сна, но и отчасти время бодрствования, активных действий. Утром послушник вспоминает, как трудился и молился ночью, а не только как спал.
Вечером послушник снова обращает внимание на помыслы, какие приходили ему в течение дня. И, наконец, мало бывает этих двух моментов самоотчета. Посреди дня нужно рассмотреть себя, если отягощаешься помыслами. Во время солнцепека любит приступить бес полуденный, докучающий послушнику страстью уныния.
Остается сказать, что не надо путать внимание помыслам и сочетание с помыслами. Заповеданное отцами внимание помыслам нужно христианам, чтобы отслеживать, какие помыслы сегодня пришли. Этим помыслам уделяется ровно столько внимания, чтоб их «зарегистрировать» – и только.
Теперь сравним: сочетание с помыслом может быть по сути и «бесстрастным», «регистрирующим», а может перейти в сосложение с помыслом (здесь уже человек подпадает под некоторое действие страсти) и дальше оно может перейти в пленение помыслом (здесь человек не имеет силы сопротивляться действию страсти).
Искусство обращения с помыслами
Итак, палестинское духовное руководство советует послушнику внимать помыслам несколько раз в день и открывать помыслы старцу. Старец поясняет послушнику, какие помыслы пришли от бесов и какие — от Бога. С первыми надо поступать решительно, лучше всего отсекать страстные помыслы, как только они приложились.
Более опытные могут противоречить страстным помыслам, что небезопасно для новичков. Очевидно, благие помыслы надо хранить и воплощать их в реальные дела. Все это составляет большое аскетическое искусство монашеской жизни.
Преподобный Иоанн Пророк упоминает о внимании помыслам. И его ценное свидетельство не единственное. Главное, он свидетельствует о том же, о чем наставляют и другие великие подвижники: «Внимай себе!» Эту заповедь открыл отцам и пророкам Господь. Заповедь о внимательной жизни…