Что такое блиц опрос пример
Блиц-опросная беседа
Бывают случаи, когда причастные подготовлены к проведению беседы. Они заучили ответы, проработали легенду и отрепетировали свое поведение. В этом случае верификатор может прибегнуть к такой разновидности беседы, как блиц-опросная беседа.
Блиц-опросная беседа – беседа, проводимая верификатором с целью выяснения наличия скрываемой информации у опрашиваемого лица, особенностью которой является быстрое задавание вопросов. Задача блиц-опросной беседы – провоцирование опрашиваемого на утечки и оговорки.
Верификатор задает вопросы таким образом, чтобы опрашиваемый не успевал придумывать ответы на вопросы. Таким образом, верификатор провоцирует опрашиваемое лицо отвечать не раздумывая, то есть бессознательно.
Даже если опрашиваемое лицо во время блиц-опроса не допускает утечек информации, то отчетливое увеличение времени на ответы на проверочные вопросы говорит верификатору о том, что, отвечая на эти вопросы, опрашиваемый обдумывает свои ответы, чтобы не оговориться. Данный признак не говорит о том, что человек лжет, а является сигналом того, что для опрашиваемого эта тема является значимой.
Напротив, непричастному человеку не нужно ничего выдумывать. У них время на ответы будет стабильное как на нейтральные вопросы, так и на проверочные. Как правило, верификатор может наблюдать у непричастных торможение ответов на контрольные вопросы, потому что в контексте проверки они будут являться наиболее значимыми.
Тем не менее, верификатору необходимо заранее обдумать все вопросы, потому что они должны сочетаться друг с другом, иначе у человека произойдет «зависание» независимо от того, причастен он или непричастен.
Скорость ответов причастных и непричастных на вопросы, задаваемые верификатором
Вопросы | Непричастные | Причастные |
---|---|---|
Нейтральные | Высокая | Высокая |
Контрольные | Низкая | Высокая |
При проведении блиц-опросной беседы верификатору необходимо помнить о том, что скорость нервной системы и уровень восприятия информации у разных психотипов различны. Это значит, что опрашиваемые с разной скоростью будут отвечать на вопросы верификатора. Именно поэтому верификатор начинает с нейтральных вопросов и калибрует время, требуемое опрашиваемому лицу для ответа. Если верификатор не откалибрует время, требуемое опрашиваемому на ответы, то он не поймет, быстро или долго опрашиваемый отвечает на проверочные вопросы. В этом случае верификатор делает методику блиц-опросной беседы не валидной. Не долгое время ответов на вопросы говорит о значимости темы, а именно увеличение времени ответов на проверочные вопросы.
Таким образом, если верификатор продумал вопросы, которые он будет задавать при блиц-опросе, а также откалибровал время, требуемое опрашиваемому на ответы, то он легко сможет заметить, значима исследуемая тема для опрашиваемого или нет, а также спровоцировать его на утечки и оговорки.
Что такое высокая и низкая скорости ответа на вопросы и что такое психологическое настоящее, Вы сможете узнать, посетив наш курс.
Михаил Потемкин
Специалист-верификатор Международной Академии
Исследования Лжи
48 вопросов, которые помогут вам сделать неуклюжую беседу проще
Сколько раз в неделю вам приходится вести ничего не значащие беседы на неинтересные для вас темы или обсуждать вопросы, которые вы уже обсуждали тысячу раз, из-за того, что просто нужно что-то говорить? Обычно это происходит в моменты вынужденного ожидания чего-либо, например, в ожидании очень медленно движущегося лифта в компании собственных сослуживцев или случайных знакомых во время проведения различных мероприятий. Чтобы сделать подобные скучные разговоры более интересными, стоит задавать людям неожиданные вопросы, которые заставляют их задуматься, и на которые нельзя просто ответить «да» или «нет».
Результат, скорее всего, окажется потрясающим: вы узнаете массу интересных фактов о других людях, которых бы никогда не выудили из привычной нудной беседы. И, как дополнительный бонус, вы станете ближе друг другу. Иной раз это может оказаться по-настоящему важным!
Если вы готовы к нешаблонным действиям — просмотрите список самых удачных вопросов, который для удобства разделен на темы.
Безусловно, далеко не каждый из этих вопросов уместен для разговора с любым человеком и в любой ситуации, но, тем не менее, в этом списке представлен довольно широкий выбор, чтобы избежать неловкого молчания.
Работа
Развлечения
9. Вы читаете какую-либо интересную книгу сейчас? Мне бы хотелось получить какие-нибудь рекомендации. А как на счет шоу?
10. Есть ли в вашем телефоне какие-либо приложения, без которых вы уже не можете жить?
11. Если бы у вас была возможность смотреть только один из жанров кино всю оставшуюся жизнь, что бы вы выбрали? А как насчет музыкальных предпочтений?
12. Какую книгу из тех, которой все восхищались, вы ненавидели? И наоборот?
13. Есть ли у вас какие-либо рекомендации в отношении подкастов?
14. Какой из фильмов, которые вы просмотрели за последнее время, заставил вас плакать? А громко смеяться?
15. Кого бы вы хотели видеть своим партнером по реалити-шоу Amazing Race («Удивительная гонка»)? В наших реалиях можно задать аналогичный вопрос о передачах вроде «Форт Боярд» или «Последний герой».
16. Кто ваш фаворит в Instagram? И наоборот? Ах, у вас нет Instagram? Почему?
17. Если бы вам сказали, что до конца жизни вы можете есть только один продукт, что бы это было?
18. Какое самое странное блюдо вы пробовали когда-либо в своей жизни?
19. Какая привычная еда является для вас наиболее комфортной?
20. Есть ли такая еда, которую вы никогда не будете есть?
21. Посоветуйте, что можно легко и без проблем взять с собой на работу/учебу в качестве ланча, только это не должны быть бутерброды.
22. Где здесь можно недорого поесть?
23. Есть ли в вашей семье какие-либо кулинарные секреты или традиционные рецепты?
24. Какой ваш любимый ресторан/кафе из тех, которые не очень известны широкому кругу лиц?
Путешествия
25. Есть ли где-то поблизости «райское» местечко для отдыха?
26. Если бы у вас была возможность полететь куда-либо абсолютно бесплатно, куда бы вы отправились?
27. Какое самое крутое автопутешествие вам когда-либо довелось совершить?
28. Какое путешествие вы совершили во время вашего последнего отпуска? Чем вы там занимались? Что вам запомнилось?
29. Какой вид отдыха вы предпочитаете — активный или релаксационный где-нибудь на уютном пляже?
30. Какое следующее путешествие уже запланировали?
31. Если бы вам удалось взять отгул, или появилась возможность поработать на удаленном доступе, куда бы вы отправились и чем занимались бы?
32. Чем вы больше всего любите заниматься на выходных?
Биография
33. Где вы раньше жили? Чем тот город отличается от вашего теперешнего места жительства?
34. Кем, будучи ребенком, вы хотели стать, когда повзрослеете?
35. Есть ли у вас какие-то скрытые таланты или неожиданные увлечения?
36. Чем вы любили заниматься в начальной школе (вне школьной программы)?
37. Какой аксессуар или предмет был вашим «must-have» в детстве/подростковом возрасте, т.е., в период взросления?
38. Что, из того, что когда-либо происходило с вами, было самым невероятным событием?
39. Кто для вас был самым значимым человеком, наставником, примером для подражания?
40. Какой из советов, который вам когда-либо давали, оказался самым ценным?
Разное
41. Если бы вам доверили выбрать восемь объектов, которые бы получили статус «8 чудес света», что бы вы внесли в этот список?
42. Что бы поместили в «капсулу времени» 15 лет назад?
43. Какой из всех полученных вами комплиментов был самым странным?
44. Вы когда-нибудь задумывались о «крутых» изобретениях или основании компаний, которые, как потом оказывалось, были уже сделаны или основаны?
45. Если бы вы могли преподавать в колледже любой курс, какой предмет вы бы выбрали?
46. Какой, абсолютно не характерный для вас, поступок вы когда-либо совершали?
47. Какой сверхспособностью вы бы хотели обладать?
48. Если бы у вас была возможность завести абсолютно любое домашнее животное, кого бы вы выбрали?
P.S. Рекомендуем ещё одну полезную статью по теме работы над собой — 30 вебсайтов, которые сделают вас значительно образованнее
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании TESTutor
Блиц-опрос как вид проверки знаний учащихся
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Блиц – опрос на уроках русского языка и литературы
Одним из приемов опроса в методической копилке учителя является блиц-опрос. Он очень важен для учителя и ученика, так как позволяет оперативно проверить насколько понятны обучающимся изучаемая тема, текст произведения, прочий учебный материал.
Блиц-опрос может проводиться на этапе отработки и закрепления новой темы, во время проверки домашнего задания, при повторении ранее изученного материала. Количество вопросов варьируется от 6 до 10. Время на обдумывание и ответ – одна минута. Просьба учеников: «Подождите!» не работает. Не знаешь – ставь прочерк и изучай материал повторно. Ответы записываются в заранее подготовленный лист, где около каждого номера вопроса ученики записывают краткий ответ.
Проверка осуществляется в одном из следующих форматов: проверяет учитель, проверяют обучающиеся (самопроверка, взаимопроверка) с использованием ключей правильных ответов.
В зависимости от полученных результатов учитель выстраивает дальнейшую работу: идет вперед в соответствии с программой или корректирует знания обучающихся через сопутствующее повторение.
Русский язык. Тема «Причастие». Этап закрепления знаний по теме.
1) Причастие – это глагольная форма?
2) Назовите разряды причастий.
3) Действительные причастия имеют суффиксы –ущ (-ющ)?
4) Какие суффиксы имеют страдательные причастия прошедшего времени?
5) Что такое причастный оборот?
6) Как подчёркивается причастный оборот?
Ключ (правильные ответы):
2) действительные, страдательные
5) причастие с зависимыми словами
6) волнистой линией
Литература. Тема «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Этап закрепления знаний по теме.
1) Кто написал роман «Евгений Онегин»?
2) Каков жанр произведения А. Пушкина «Евгений Онегин»?
3) Где родился Е. Онегин?
4) «Она по-русски плохо знала, Журналов наших не читала
И выражалася с трудом
На языке своем родном».
5) Кто стал мужем Татьяны?
6) У кого была «Охота к перемене мест»?
Ключ (правильные ответы):
3) в Петербурге, «на брегах Невы»
5) «Толстый этот генерал»
(учитель русского языка и литературы С.И. Харламова)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Интервью как жанр
Глава 1. Интервью как жанр.
1. 1. Классификация интервью.
Эта глава посвящена различным видам интервью. Нужно заметить, что, готовясь к написанию диплома, мы столкнулись со множеством различных классификаций. Мы решила организовать собственную классификацию, которую и представим в этой главе.
1.1.1. Классификация видов интервью в зависимости от целей.
В зависимости от целей можно выделить следующие виды интервью: информационное, блиц-опрос, креативное, интервью-расследование, проблемное и интервью-портрет.
Информационное интервью используется в СМИ чаще всего, так как является самым лучшим способом для сбора материала для новостей. Это интервью отличается жесткими временными ограничениями.
Как я уже сказала, к такому интервью репортер готовится редко поэтому в ситуации недостатка времени он должен полагаться только на свою интуицию и наблюдательность. Здесь также помогают 7 ключевых вопросов, которые являются основой информационного интервью: что? где? когда? почему? зачем? Этих вопросов вполне хватает для того, чтобы получить полную картину для репортажа или другого материла.
Блиц-опрос. Цель этого интервью – выяснение мнения различных людей по одному и тому же вопросу. Это интервью еще называют опрос на улице или стрит-ток, vox-pop.
Vox-pop создает эффект присутствия. Еще один плюс опроса: практика показывает, что когда человек слышит большое количество разных голосов, которые смонтированы в единое целое, он больше доверяет радиостанции. Поэтому этот вид интервью можно назвать одним из способов манипуляции сознанием аудитории.
Опрос несколько отличается от других интервью. Мы сделали вывод, самое важное отличие это то, что опрос не требует тщательной подготовки. Перед любым другим интервью журналист должен узнать о будущем собеседнике все, что можно. Здесь же репортер не может знать, каких людей он будет интервьюировать, ему нужно только придумать тему опроса и сам вопрос.
Vox-pop уже давно популярен за рубежом, наши же журналисты стали использовать его сравнительно недавно. По мнению Ирины Мурашевой, редактора службы информации «ТОК-радио 107,6 FM», возросшая популярность опроса связана еще и с тем, что стало модным практиковать интерактивное общение, можно сказать, что опрос является формой такого интерактивного общения. Опрос в нашу журналистику принесли такие радио как BBC и «Радио Свобода».
Простые люди на улице часто говорят более точно и своеобразно, чем, например, специалисты. Анонимность высказывания нередко приводит к поразительной откровенности.
Опрос используется как в печатных, так и в электронных СМИ. В газетах и журналах блиц-опрос обычно сопровождает какие-либо проблемные статьи. Например, опрос в газете «Городские куранты» сопровождает статью о санитарном состоянии города, о приезде Главного санитарного врача Геннадия Онищенко. Всем екатеринбуржцам был задан вопрос о том, удовлетворены ли они санитарным состоянием города[1].
На радио у опроса кроме этой, есть еще одна функция: он используется для более живой картинки, для добавления в эфир голосов людей, чтобы аудитории было интересней слушать.
На «ТОК-радио 107,6 FM» опрос используется наиболее часто. Он выходит обязательно раз в неделю в эфире программы «Народный форум» по четвергам. Эта передача выходит совместно с газетой «Уральский рабочий». К сожалению, в архиве радио не осталось интересного опроса по поводу повременной оплаты телефона. Поэтому мы приведем пример печатной версии этого опроса из газеты «Уральский рабочий»[2].
Вот последние темы, по которым проводились опросы на «ТОК-радио 107,6 FM»:
· Повлияют ли митинги против войны в Чечне на решение властей.
· Достаточно ли школьных знаний для поступления в Вуз?
Мы приведем пример опроса, в котором аудитории было предложено ответить на вопрос «Что такое ревность?»
Дев.: Это когда хочешь чтобы твой любимый человек был постоянно рядом с тобой.
Дев.: Ну ревность есть ревность…
Дев.: Это не самая лучшая черта. Это считается изъяном человека
Парень.: Когда человек любит другого человека и не получает ответных чувств, это его начинает раздражать, вызывает какие-то негативные эмоции, это наверное и есть ревность.
Жен.: Это, прежде всего, наверное, невоспитанность.
Жен.: Ни у меня, ни у моего мужа нет такого чувства; ни у меня нет ни, у него. Просто люди доверяют друг другу, и ревности здесь нет места.
Девушка: Это проявление любви в какой-то степени. Это показывает, что человек любит и ему этот человек нужен.
Девушка: Это даже льстит иногда немножко…
Мужчина: Ревность порою полезное чувство, иногда «строит» людей, вторую половину.
Парень: Заставляет думать о том, что вообще девушка делает. То есть заставляет оборачиваться на мужчин и смотреть, на своего мужчину.
Девушка: Это, скорее всего, неуверенность в своих способностях.
Парень: Возможно, это чувство собственности, я сам очень ревнивый, зачастую она мешает, портит отношения.
Девушка: Ревновать вообще-то глупо, потому что когда люди ревнуют друг друга, между ними возникает недоверие, начинают ссориться, поэтому лучше всего не ревновать.
Парень: Это когда девушка ревнует парня или парень ревнует девушку к другим парням.
В опросе важно соблюдать пропорции голосов. Vox-pop не может состоять только из мужских голосов или только из женских. Данный опрос не совсем соответствует этому требованию. В самом начале аудитория услышала сразу 4 женских ответа, только потом один мужской и опять три женских ответа. В сбалансированном опросе голоса должны чередоваться по полу, возрасту и даже по сочетанию низких и высоких тонов, а ответы по объему и смыслу (отрицание-утверждение, порицание-поощрение и т. п.). Это обеспечивает восприятие данного вида интервью как представляющего объективную картину отношения общества к обсуждаемому вопросу.
Цель интервью-расследования изучить какое-либо событие или проблему.
Вот первый фрагмент такого интервью с Виктором Даниловым-Данильяном – известным российским экономистом из журнала «Эксперт». Статья называется «Преступная расточительность»[3]:
Корреспондент: Виктор Иванович, возможно ли укоренение экономического роста российской экономики с четырех до шести-восьми процентов в год? Что необходимо сделать, чтобы произошел прорыв в экономической динамике?
Данилов-Данильян: Нам, к сожалению, в ближайшее время не только восемь, но и шесть процентов нам не грозят, потому что базы для экономического роста в данный момент нет. Я могу точно сказать: до двух тысячам десятого года шесть процентов – недостижимый для нас темп роста. Будет ли возможен темп в шесть процентов или выше в следующие пять лет – об этом можно судить в две тысячи восьмом-девятом годах, не раньше.
База для экономического роста – это, безусловно, возможность инвестирования. Но иностранный капитал в Россию не идет. Не идет, потому что сильно сомневается в наличии в стране нормальных условий для хозяйственной деятельности. И дело не в низкой доходности, как о том говорят чиновники. Есть масса вещей, которые мы можно делать с большой доходностью, если бы этому не мешали социальные, экономические и политические обязательства. Что имеется в виду? Прежде всего, наша система поголовного взяточничества. Именно взятки являются фактором, повышающим затратность российской экономики и уменьшающим ее доходность.
Вот вопросы, которые идут далее в этом интервью:
— Как, наконец, поднять экономику с сырьевой иглы?
— Но ведь вряд ли будет толк оттого, что государство просто так скажет: берегите электроэнергию. Как конкретно оно может побудить к этому рынок?
— Правительство наращивает профицит бюджета и золотовалютные резервы. Как вы считаете, это нужно делать?
В интервью-расследованиях ответы собеседника обычно бывают длинными и обстоятельными. Журналист в этом интервью попытался разобраться, что творится с национальной программой энергосбережения, что нужно сделать для того, чтобы поднять экономику в России. Такие интервью обычно берутся у всякого рода экспертов, что и сделал журналист в данном материале: он провел интервью с экономистом, экс-министром природных ресурсов РФ.
Также такой вид беседы требует от журналиста большой подготовки, может даже какой-то специализации. Потому что репортер, который специализируется, например, на культуре, не сможет беседовать с экспертом в области экономики. Теоретически это возможно, но в этом случае большая вероятность того, что журналист ничего не поймет, а, следовательно, не сможет донести смысл до слушателя или читателя.
Интервью-расследование обстоятельно, его предварительная подготовка и написание (создание) требуют много времени. Предмет расследования может быть сложен и противоречив. Поэтому желательно изучить все документы по теме расследования, максимально охватить письменные и устные источники прямой и дополнительной информации. Нужно особое внимание сосредоточить на формулировке вопросов, проработать план беседы. Огромное значение имеет способность журналиста использовать и применять методы и правила коммуникации: первый контакт, умение слушать, умение расположить к себе собеседника. Для полного раскрытия темы опытные журналисты в интервью-расследовании используют несколько персонажей, которые могут быть из разных социальных слоев, с разными точками зрения, разными темпераментами. И к каждому из них нужен индивидуальный подход.
Вследствие всего этого этот вид интервью представляется одним из самых сложных и, в отличие, например от опроса, требует большого опыта от журналиста.
Интервью-портрет. Цель – раскрытие личности собеседника. Его еще называют «персональное интервью» или «интервью о личности». В данном случае журналист уже не просто посредник между аудиторией и интервьюируемым, он также творческий модератор. Интервью-портрет сфокусировано на одном герое, задача такого интервью – дать наиболее полное и адекватное представление о личности интервьюируемого. Интервью-портрет уместно с человеком, который проявил себя в сфере общественной жизни и вызывает интерес аудитории. Реже встречаются персональные интервью с «простыми людьми», их «портрет» пишут, если они чем-то отличились или наоборот, представляют класс типичных людей. Интервью о таком человеке делают, чтоб представить общие и типичные черты какого-то слоя население, класса.
И все же, как правило, героем такого интервью становится какая-то знаменитая личность. Чаще всего этот жанр встречается в печатных СМИ развлекательного характера. Вот, например интервью с актером Сергеем Юрским в газете «Телесемь»[4]. Вопросы, которые были ему заданы в ходе интервью, относятся, прежде всего, к его личной жизни:
— Вам случалось становиться жертвой мошенников?
— В «Пятом ангеле» ваш герой, как и Бендер, играет в шахматы… А сами вы в шахматы играете?
— Вы переехали в столицу из Петербурга. Ощущаете себя больше петербуржцем или москвичем?
— У вас в семье три актера, и работаете вы обычно вместе. У вас не возникает конфликтов?
Такие интервью редко встречаются на радио, вероятно, вследствие того, что требуют много эфирного времени. К тому же, чтобы создать качественное «личностное» интервью, нужно провести не одну встречу с героем. В таком материале должны быть непременно переданы детали его быта, интерьера, одежды, особенности речи. Все это не соберешь за одну короткую встречу. Поэтому журналисты, работающие в сфере новостей и постоянно ощущающие на себе нехватку времени, не берутся за такие интервью.
А Ирина Мурашева, редактор службы информации «ТОК-радио 107,6 FM» считает, что интервью-портрет – это изживший себя жанр. Вот что она говорит: «Даже если человек очень интересный и журналист сделает все очень хорошо, слушателя это не зацепит, а на радио главное удержать его внимание».
Еще один вид интервью, когда журналист оказывается не просто посредником в передаче информации, а выступает почти на равных со своим собеседником в процессе совместного творчества, это креативное интервью. Еще его называют беседой или диалогом. Итогом такого интервью является информационный продукт в художественном жанре. Он может стать художественным очерком, эссе; может воплотиться в документально-публицистическом фильме. «Первое условие такого интервью – большой профессиональный опыт, творческая репутация журналиста. Второе – правильный выбор собеседника, с помощью которого удастся выйти на глубокий уровень обобщений, увидеть в проблеме драму, в персональной судьбе – общечеловеческое начало»[5].
1.1.2. Классификация интервью по форме организации.
Часто интервью проводятся в заранее определенных местах, по определенной схеме. К таким традиционным формам относятся пресс-конференция, выход к прессе, брифинг, круглый стол, интервью по телефону. Такие интервью еще называют «массовыми».
Все эти виды объединяет то, что время и место проведения интервью задает информационная служба, которая является как бы посредником между журналистами и источником информации. При такой организации есть своеобразный контроль над информацией, дозированность сведений, особенно если речь идет о политической или экономической информации. Хотя мне представляется, что почти все эти интервью связаны именно с такой информацией (а именно пресс-конференции, брифинги, круглые столы).
Такие интервью имеют много общих черт, поэтому мы рассмотрим их кратко.
Пресс-конференция – это коллективное интервью. Журналистов заранее приглашают на встречу с какой-то персоной, в определенное время и в назначенном месте. Пресс-конференции созывают по каким–то определенным поводам. Цель – разъяснение, распространение или опровержение какой-либо информации.
Пресс-конференции проходят по давно сложившемуся порядку: сначала инициатор рассылает пресс-релизы, то есть информация распространяется еще и в письменном виде. Это облегчает работу журналистов, им в этом случае легче готовиться к интервью. С другой стороны, это своеобразный способ контроля за информацией, о котором я уже упоминала: пресс – служба, таким образом, выносит в свет ту информацию, которая ей выгодна.
Уже на самой пресс-конференции инициатор делает сообщение о свершившемся и планируемом событии, решении, предложении, после этого журналисты могут задавать вопросы.
Выход к прессе – малая форма пресс-конференции. Цель – сообщить об итогах прошедшего мероприятия, заседания и т. д. Выход к прессе отличается от пресс-конференции тем, что оно заранее не планируется. Выход к прессе ньюсмейкер осуществляет сразу после окончания заседания. Он же и определяет дозу информации.
Хорошая сторона выхода к прессе – он происходит сразу же после события, когда эмоции еще не улеглись. Журналист получает оперативную информацию, может проследить и за настроением ответчика, и сделать выводы об отношения собеседника к происшедшему событию.
Брифинг проходит регулярно, это плановое мероприятие. Цель брифинга – распространить текущую информацию о деятельности организации или компании. Например, на брифинге МВД можно услышать статистику преступлений за месяц, количество ДТП.
«Круглый стол». Здесь журналист ведет разговор с несколькими участниками. Функция репортера здесь немного шире: он должен управлять разговором, а не только задавать вопросы. К «круглому столу» также нужна тщательная предварительная подготовка, осмысление хода беседы, четкий сценарий. Здесь журналист выполняет роль режиссера.
«Круглый стол» подразумевает серьезность и глубину анализа затрагиваемых проблем. В нем в основном принимают участие эксперты.
Британцы называют этот жанр «2 way» или «2 пути». Как говорит Елена Филимоновых, журналист Фонда Независимого Радиовещания, телефонный репортаж – это жанр, который позволяет радио быть самым оперативным средством массовой информации.
Интервью по телефону используется и при подготовке публикаций и может быть вполне самостоятельным форматом. На радио оно часто используется для прямых включений с места события, в экстренных выпусках новостей. Например, многие узнавали новые факты во время войны в Ираке благодаря телефонным интервью, также следили о событиях и во время взятия заложников на спектакле «Норд-Ост». Таких примеров можно привести много.
Вот что мы находим по этому поводу в книге Лукиной Марии: «На радио, к сожалению, интервью по телефону чуть ли не самый распространенный способ добычи информации. К нему прибегают как в чрезвычайных ситуациях (взрывы, падения самолетов, убийства и т. д.), так и в обычные дни для получения комментария или подтверждения информации из официальных источников»[6].
При телефонных контактах желательно:
· Представляться, по возможности полно и точно;
· Говорить медленно и содержательно;
· Задавать вопросы короткие и сжатые по мысли;
· Помогать собеседнику чувствовать себя непринужденно, для чего вставлять в речь разговорные слова, осторожно шутить.
Телефон делает интервью и легче и сложнее. Оно незаменимо в ситуации сбора актуальной информации; надежно, когда нужно подтвердить факты. Иногда оно предпочтительнее интервью «с глазу на глаз», особенно это касается начинающих журналистов, которые еще не научились восстанавливать первый контакт, смущаются, не могут преодолеть психологическое напряжение. В таких случаях телефонное интервью помогает сэкономить и нервы, и силы, и время.
В то же время телефонное интервью заключает в себе и дополнительные трудности. Журналист не видит своего партнера, не может воспользоваться средствами невербальной коммуникации. Возникают и технические сложности.
Надо сказать, что телефонный контакт не подойдет в случае, если нужно составить интервью-портрет, или интервью-расследование, когда нужен полноценный диалог с собеседником. Также нежелательно подменять непосредственное общение телефонным, если:
· Собеседник – нервный человек;
· Для выявления новости или разоблачительных фактов нужно провести несколько интервью, ряд контактов.
Есть еще некоторые классификации интервью. Например, американские журналисты классифицируют интервью так: в зависимости от типа последующего материала (информационное для информационных жанров, личностное для интервью-портрета); в зависимости от типа организации: пресс-конференция, случайное интервью, интервью по договоренности; в зависимости от предмета обсуждения: преступления, политика, происшествия; в зависимости от типа собеседника (хорошо известные, звезды, незаметные, очевидцы); от способа общения: лицом к лицу, по телефону.
Немецкие радиожурналисты выделяют три типа интервью: интервью о факте, интервью-мнение, интервью о личности[7].
Интервью о факте представляет информацию о каком-либо предмете или явлении. Мы назвали это интервью информационным. Цель интервью-мнения – выяснение мнения интервьюируемого, его оценка событий. В интервью о личности речь идет об информации о самом опрашиваемом или об информации, получаемой при помощи опрашиваемого. Интервьюируемый как личность стоит здесь на первом плане. Это интервью в нашей классификации названо интервью-портретом.
[3] Приложение 3. Журнал «Эксперт». 27 января 2003 № 3.
[4] Приложение 4. «Сергей Юрский: большие деньги – это зло, поэтому они всем интересны». «Телесемь», № 16, 14 мая 2003 года.
[5] Лукина Мария. Технология интервью. М., 2003. С.19.
[6] Лукина Мария «Технология интервью», М., 2003. С.25.
[7] Пока микрофон не включен… Из опыта немецких радиожурналистов. М., 1991. С.17.
[8] Пока микрофон не включен… Из опыта немецких радиожурналистов. М., 1991. С.50.