Что такое бочка в рафтинге
Статьи о туризме и активном отдыхе. > Водные походы и сплавы
Случился как-то спор между маститым сплавщиком и любителем картинга – какой спорт рискованнее. Итог, понятное дело, был закономерен – опасности подстерегают везде, но для каждого они разные. И если скорость движения на реках существенно меньше, то вода – это вам тоже не трасса, и препятствий на ней – особенно кажущихся незначительными с первого взгляда – намного больше. Это и нагромождения камней и скальных обломков в русле, неоднородности водного потока, извилистость реки и их разнообразные комбинации. Причем, сложность препятствий еще и повышается в зависимости от их размеров, расхода воды, скорости течения, а нередко и погодных условий. Общее одно: наличие достаточного уклона русла (не менее 3 м падения уровня воды на 1 км пути).
Сегодня мы рассмотрим наиболее характерные примеры: сливы, валы и бочки, и как совокупность их в целом на определенном участке – пороги.
О классификации препятствий
Как в международной, так и в отечественной классификации существует шесть категорий – от простейшей первой до максимально сложной и опасной шестой. Но если международная школа в основном ориентирована на технические трудности определенных участков, то наша, помимо всего прочего, учитывает еще и автономность путешествия и протяженность маршрута в целом.
При оценке сложности препятствия обе системы принимают во внимание уклон русла и расход воды, концентрацию труднопроходимых элементов, их протяженность, возможность или невозможность обхода порога по более спокойной воде, а также уровень риска для жизни спортсмена.
Интересный факт: для некоторых типов спортивных судов сложность препятствий может оцениваться индивидуально.
Валы – это стоячие волны, неподвижные относительно берегов. Они образуются при токе воды в пологих сливах, обычно в виде дорожки из нескольких валов. Стоит избегать встречи с мощными крутыми валами с пенным гребнем на вершине – высота таких волн в реках с большим расходом воды может достигать трех и более метров.
Порог – это сочетание различных препятствий (валов, бочек, надводных и подводных камней). Пороги формируют участок реки повышенной сложности, иногда превращаясь в каскады – последовательное сочетание нескольких порогов. Наиболее трудная для сплава и рискованная для участников разновидность – каскады в каньонах, где поток заключен в отвесные скальные стены, что создает массу специфических препятствий повышенной сложности и затрудняет обеспечение и страховку прохождения.
Опытные водники при выборе маршрута рекомендуют придерживаться следующих правил: спортивный сплав следует проводить по рекам с расходом от 5 кубометров воды в секунду и при уклонах русла до 100 м на 1 км. Не стоит рисковать на водопадных сливах высотой 30 м и выше, а также по мере возможности старайтесь избегать валов и бочек, по геометрическим размерам превосходящие судно более чем вдвое.
Приятного вам сплава и успешного преодоления всех препятствий!
Что такое бочка в рафтинге
При прохождении бочки на каяк действует его собственный вес и встречное течение. И то, и другое препятствуют дальнейшему движению лодки вниз по течению. В некоторых случаях именно это и требуется; если же каякер намерен пройти бочку, он использует для этого донное течение под бочкой и инерцию своего судна.
Прохождение носом
|
Как и при прохождении валов, это самый простой способ. Для большинства бочек, за исключением самых маленьких, это единственная возможность пройти бочку насквозь.
Бочку можно рассматривать как предельный случай вала. Соответственно, и прохождение бочки больше всего похоже на прохождение крутого остроконечного вала. Оверкиль также происходит одинаково в обоих случаях.
Для небольших бочек, которые можно «накрыть» носом лодки, можно использовать и другую тактику. На краю слива гребец откидывается назад, приподнимает нос лодки и перепрыгивает через основную часть бочки. Этот способ весьма эффективен также при прохождении бочек после крутопадающих сливов. По существу, это вариант прыжка с водопадного слива, который будет рассмотрен в следующей главе.
Прохождение лагом и траверс
При движении лагом каяк проваливается между сливом и собственно бочкой, и обе эти струи стремятся перевернуть его на свою сторону. Поскольку и плотность пены в бочке, и ее скорость меньше, чем плотность и скорость воды в сливе, оверкиль происходит всегда против струи. Поэтому если вы хотите устойчиво угнездиться в бочке (точнее, во впадине непосредственно перед ней), следует накренить каяк в сторону бочки и опереться веслом на обратную сторону бочки. (Если вы не можете до нее дотянуться ≈ вы выбрали неподходящее место для игр.) Однако для того, чтобы взойти на бочку лагом, необходимо энергично подтянуться к выходящей из-под нее струе и одновременно сменить крен на противоположный, чтобы втаскивать каяк на бочку плашмя, а не ребром. Изогните корпус, чтобы перенести его вес на нижний по течению борт; тогда, как и при прохождении носом, восходящее течение в бочке будет поднимать всю лодку, а не переворачивать ее. Однако не забудьте вовремя выпрямиться, как только вы пройдете через вершину бочки. Не вывешивайтесь слишком далеко и не ставьте весло вертикально; в таком положении вы не сможете ни убрать крен, ни опереться, и немедленно перевернетесь вниз по течению, как только выйдете из бочки.
Остановки в небольших бочках ≈ полезный прием, который можно использовать на сплаве для поддержания дистанции до предыдущего и последующего судов, внимательного просмотра последующего участка. Начните с прохождения самых маленьких бочек и постепенно обкатывайте все более крупные до тех пор, пока можете уверенно выходить из них.
При траверсе бочки самое сложное ≈ поддерживать небольшой угол траверса, поскольку и слив, и бочка согласованно стремятся развернуть лодку лагом. Тем не менее, носовой траверс по небольшой бочке ≈ удобный способ для пересечения струи или смещения поперек русла.
Сложные бочки и котлы
При входе в котел особенно важно нагрузить нос каяка, чтобы он ушел глубоко под пену. Там вы можете найти нужную вам струю, подставить ей днище каяка и с ее помощью выйти из котла в нужном вам направлении. Однако на маловодной речке важно не переусердствовать и не утопить нос каяка слишком глубоко; в противном случае он может достать до дна и заклинить в камнях.
Выход из бочки на ровном киле
|
Попытка пройти бочку напролом не всегда бывает успешной. Тем не менее, если у вас не получается с первого раза, не торопитесь снимать юбку. При активном участии гребца каяк может совершать в бочке вполне целенаправленные движения; в этом и состоит основная часть упражнений родео на бурной воде. Конечно, туристу необязательно владеть всеми этими приемами, но он должен знать, по крайней мере, те из них, которые позволяют сохранять равновесие и выходить из бочек достойным образом.
Выберите для упражнений небольшую прямую поверхностную бочку на глубоком, чистом от камней участке реки. Желательно иметь каяк большого объема с круглыми бортами. Попросите товарищей подстраховать вас.
В таком положении вы можете задержаться на достаточно долгое время, чтобы отдохнуть и оглядеться по сторонам. Старайтесь нагружать весло как можно меньше, чтобы не расходовать свои силы напрасно. Обратите внимание на то, чтобы не поднимать весло выше уровня головы; высоко поднятое весло легко может уйти назад, и в этом положении весьма вероятен вывих плеча.
Итак, полдела уже сделано: вы сумели не перевернуться тотчас же, как только попали в бочку. Теперь подумайте, как вы будете выбираться отсюда.
|
Следующий по сложности и эффективности способ выхода ≈ это кормовая «свечка». Как правило, подобные бочки бывают ограничены с обоих сторон более пологими языками, взобраться на которые удается не всегда. В таком случае, попробуйте использовать их, чтобы глубоко утопить лодку в донной струе:
Для успешного выхода из бочки необходимо погрузить лодку в донную струю, как минимум, наполовину. Это удается не всегда; в таких случаях лодка совершает оверкиль через корму и остается в бочке. Дальнейшие действия гребца описаны в следующем параграфе.
Наконец, наиболее сложный вариант ≈ это движение «враскачку». Им можно пользоваться в тех случаях, когда ширина бочки не превосходит одного корпуса лодки.
Эскимосский переворот и выход из бочки вверх килем
При перевороте в бочке эскимосский переворот выполняется строго определенным образом: только «винтом» и только со стороны бочки. Это может быть не лучший вариант для конкретного гребца, но его задача облегчается тем, что движение воды в бочке способствует перевороту. Если бочка настолько мощная, что удерживает перевернутый каяк, то, как правило, достаточно просто поймать нужной лопастью нужную струю и позволить ей поднять каяк; проблемы возникают в связи с тем, чтобы вовремя остановить вращение и не уйти на второй оборот.
Возможность выполнения переворота в значительной мере определяется тем, насколько успешно вы заняли исходное положение в момент оверкиля. Сделать это, оказавшись под водой, значительно труднее.
После выполнения эскимосского переворота каяк часто остается в бочке и прежняя ситуация восстанавливается полностью. Поэтому первое, что вы должны сделать ≈ это восстановить ориентировку. Если вы вместо этого начнете машинально грести вперед, вы можете собственными руками загнать лодку в самую нехорошую часть бочки, откуда вы, возможно, только что пытались уйти подальше.
Другой вариант действий гребца ≈ выход из бочки в подводном положении. Часто это бывает значительно легче, поскольку тело гребца и весло оказываются в донной струе. Однако необходимо некоторое время для того, чтобы она вытащила лодку из бочки.
Следует отметить, что такой преднамеренный переворот, как и непроизвольный оверкиль, свидетельствует о потере контроля над лодкой, хотя в данном случае эта потеря лишь частичная. Я не встречал еще ни одного каякера, который, заходя в порог, заранее намеревался бы перевернуться в нем и плыть какое-то время под водой; там темно, холодно, страшно, и дышать хочется. Поэтому если каякер действительно полностью контролирует ситуацию, он не только не переворачивается, но и не позволяет реке поставить себя в такое положение, выход из которого возможен только с помощью оверкиля. Проводя аналогию с шахматами, можно сказать, что если обычный оверкиль ≈ это шах в один ход, то преднамеренный оверкиль для выхода из бочки или с какой-либо другой целью ≈ тот же шах, но в качестве второго хода двухходовки.
Наконец, если вы убедились, что бочка не отпускает вас и в перевернутом состоянии, вам остается только одно: катапультироваться. Оверкиль в жесткой бочке ≈ одна из немногих ситуаций, когда бывает целесообразно бросить каяк. Если вы не можете зацепиться за донную струю в достаточной степени, сидя в каяке и полностью раскрывшись, то маловероятно, чтобы она могла вынести вас, когда вы держитесь за перевернутый каяк. Поэтому снимите юбку и оттолкнитесь от каяка как можно сильнее, чтобы глубже нырнуть в донную струю. Однако старайтесь не выпускать из рук весло; оно может сильно пригодиться вам для дальнейшего сплава. К тому же ваши товарищи едва ли обрадуются, если им придется ловить три предмета вместо двух.
Глубокие бочки
Даже если область обратного течения за бочкой очень невелика и бочка выглядит вполне безопасно, это не что иное, как глубокая щель, заполненная пеной. Если каяк провалится в нее, у вас не будет никаких шансов вытащить его наверх, против его веса и против обоих струй, отвесно падающих на деку. Оверкиль в такой ситуации не занимает много времени, а эскимосский переворот только возвращает вас на прежнее место. Единственное, что остается делать в такой ситуации ≈ покинуть лодку и спасаться вплавь.
«Покажи бабочку!»: сплав по реке в Горном Алтае глазами новичка
Постоянный автор Playboy Мария Минаева делится впечатлениями о первом опыте рафтинга на Катуни.
Здесь и далее фото автора
Отдых бывает разным. Кто-то предпочитает загорать на пляже, осматривать достопримечательности или играть в «литрбол», выстраивая рядом со столом батарею пустых бутылок из-под спиртного. А еще есть и те, для кого лучшим способом расслабиться является ситуация, провоцирующая резкий выброс адреналина в кровь и потенциально угрожающая жизни.
Хотя я и не из их числа, но давно хотела попробовать рафтинг в Горном Алтае, чтобы поставить своеобразную «галочку». Успешно вернувшись со сплава живой и невредимой, спешу поделиться с тобой своими впечатлениями о волнующем и трепетном первом разе.
Подготовка
Коммерческие сплавы по рекам (ака рафтинг) — одна из основных «фишек» Горного Алтая, поэтому недостатка в организациях, которые их проводят, нет. Проезжая по трассе в туристических районах можно встретить массу объявлений и номеров телефонов, так же как и на турбазах.
Но все же для того, чтобы огородить себя от «кота в мешке» и заранее убедиться в профессионализме инструкторов, неплохо задаться этим вопросом еще дома, почитать отзывы на разные компании и посмотреть их странички в интернете (если таковые имеются). Хотя лично мы заказывали сплав уже на базе и в итоге не пожалели.
Поскольку в моей компании большинство людей были новичками, мы выбрали трехчасовой сплав с двумя порогами. Если раньше ты никогда не занимался рафтингом, советую тоже выбрать что-то в режиме «лайт».
Риски на «активных» маршрутах гораздо выше и требуют от сплавщиков опыта, кроме того, в этот первый раз стоит оценить, насколько вообще это «твое» — потом, при желании, всегда можно попробовать что-то более серьезное, но вот для пробы все же лучше недооценить свои силы, чем переоценить.
Инструктаж
Нам очень повезло с инструктором, по имени Дмитрий, который толково объяснил все в самом начале, грамотно провел нас через все трудности на реке, уверенно руководил и смешно шутил, помогая расслабиться.
На самом деле то, насколько безопасным и веселым будет ваш сплав, во многом зависит именно от инструктора, поэтому если появится возможность, выбери того, кому ты сможешь доверять.
Но, перефразируя старую поговорку «на инструктора надейся, а сам не плошай», не отвлекайся во время инструктажа и внимательно слушай все, что тебе говорят, не пренебрегая правилами безопасности.
Их не так уж много: зафиксировать ноги, грести, когда это нужно, слушать инструктора и выполнять его указания, а также не паниковать. Особенно если упадешь за борт, или рафт перевернется, а такое иногда случается.
Новость так себе, но смертельные исходы случаются крайне редко. Чтобы не портить статистику и продолжить свои приключения — не отвлекайся, когда говорит инструктор, и следуй его советам.
Гребля
В спортзале я всегда разминаюсь на гребном тренажере. Хочется верить, что этот навык помог мне на сплаве, но насколько именно — затрудняюсь сказать. Я сидела в середине, и мой вклад в общее дело был весьма скромным, но я очень старалась делать все правильно.
Гребла я, разумеется, неидеально, и несколько раз стукалась о весло сидящего впереди человека. Однако чем чаще инструктор давал команду «вперед», тем естественнее становились для меня проделываемые движения: слегка наклониться вперед, «воткнуть» весло в воду и прогрести им, а в конце отклониться назад.
Делали мы это за три часа не так уж и часто, и после нескольких минут интенсивной работы следовали долгие перерывы отдыха, так что на маршрутах для новичков с веслом справится и человек без основательной физической подготовки.
А еще мы «слушали» реку, прикладывая весло к уху. Звучит странно, но звук воды через весло действительно становится сильнее.
Шиверы, бочки и «бабочка»
Если открыть словарь терминов рафтинга, то можно увидеть, что их несколько десятков. Во время нашего «лайтового» заплыва нас познакомили всего с несколькими. Не буду копипастить сюда описания из словарей — при желании найдешь и прочтешь их сам. Скажу, что запомнила, своими словами.
Бочки, шиверы и пороги — виды речных препятствий, из которых порог — самый жесткий и представляет комбинацию первых двух. Плюс, иногда встречаются воронки, из которых бывает трудно выбраться (вплоть до необходимости помощи с другого рафта или берега).
«Табань» — команда начать грести в обратном направлении. Еще есть «бабочка» — своеобразное развлечение на «тихой воде». Левый и правый борта рафта гребут в разные стороны, раскручивая судно, затем гребцы поднимают весла вверх и скрещивают их все вместе, бьют по воде и кричат «ура» (трижды), а в конце слегка подпрыгивают на рафте.
Иногда этот трюк проделывают «по заказу» от туристов с берега, когда они кричат кодовую фразу: «Покажи бабочку!»
Паника
Один копипаст я все же сделаю. Рафтинг — сплав (чаще групповой) по бурной (белой) воде, часто сопряженный с мощной адреналиновой инъекцией. И хотя мой первый сплав был довольно «лайтовым», недостатка в адреналине не было. Я боюсь глубокой воды и плохо плаваю, поэтому была готова к тому, что все три часа сплава превратятся для меня в период сильного стресса.
Однако, в отличие от дайвинга, во время которого я сделала знак инструктору и тут же благополучно вернулась на яхту, на рафтинге сказать «Остановите прямо здесь, я выйду» — не получится.
Большая часть сплава была расслабленной и спокойной — на моторной лодке плавать гораздо страшнее. Весь адреналин пришелся на те самые бочки, шиверы и два порога, предусмотренных в наших маршрутах.
Из разговоров с инструктором и стажером я узнала, что от паники в эти моменты не застрахован никто — даже самые брутальные и смелые новички. Вопреки моей невезучести и страху, за борт я так и не выпала, хотя на первом пороге ноги вылетели из веревки, из-за чего я упала на дно рафта.
Бороться с зашкаливающей паникой в действительно пугающей обстановке, когда тебя обливает с ног до головы и подбрасывает на волнах, мне помогли две вещи.
В первую очередь, нужно слушать инструктора и продолжать грести. С одной стороны, это вклад в общее дело, сокращающий шанс перевернуться, а с другой, когда ты «втыкаешь» весло в воду, проще сохранить равновесие и не оказаться выброшенным за борт.
Во-вторых. песня! Перед вторым порогом кто-то из нашей команды запел ретро-композицию «И вновь продолжается бой», и те несколько минут, когда мы буквально боролись со стихией, я продолжала ее петь, потому что ничто другое на ум не приходило. Как-то успокаивало.
Так что если собираешься на свой первый сплав, подумай о какой-нибудь бодрой песне, которая поможет отвлечься и взбодриться в самые напряженные моменты.
Команда
Как сказал мне стажер Сергей, работа команды гребцов важна почти так же, как и опытность инструктора. Нас, кстати, похвалили.
Как бы странно это ни звучало, но во время коллективной гребли мы словно превращались в единый организм (головой которого был инструктор, хоть он и находился в «хвосте»), благодаря чему преодолевать препятствия было проще.
А в «мирное» время, когда мы плыли по спокойной воде, в нашем рафте было много забавных и смешных шуток, в меру (совсем чуть-чуть) домашнего коньяка и песни на сербском от одного из туристов, который пел на родном языке. Так что для отличных впечатлений важны не только маршрут и крутой инструктор, но и классная команда.
На сухой земле
Когда наше путешествие подошло к концу, и мы вернулись на берег, футболка под спасательным жилетом была сухой, а вот штаны с кроссовками — мокрые насквозь. Ноги немного тряслись, но желудок, который впервые в жизни свело от страха, начал приходить в норму.
Лицо в это время активно улыбалось. Уже в тот момент я поняла, что рафтинг для меня — не просто «галочка», полученная через страдания, а то, что я хочу повторить. Может быть, еще не раз.
Спустя пару часов стало понятно, что такому приятному первому впечатлению поспособствовали несколько факторов: инструктор (снова о нем), веселая компания, комфортная погода, удача (не стоит ее недооценивать) и совсем чуть-чуть — то, что я изо всех сил старалась все делать правильно.
Лежать на диване и пить пиво под сериал очень удобно, спокойно и приятно. Активный отдых, с другой стороны, полон испытаний и неудобств (мокрые штаны на протяжении трех часов — то еще «удовольствие»), а также зашкаливающего страха. Но самый главный его «минус» — зависимость. Потому что хочется еще.
Что такое бочка в рафтинге
V-образная струя и улова после слива.
«Усы» после подводного камня.
Простая шивера. V-образные структуры потока определяют линию движения.
Простейшая структура неоднородного потока образуется, когда вода внезапно ускоряется. Это обычно происходит при прохождении в узости между крупными камнями. Вода в таком случае образует характерный рисунок: язык быстрой воды похож на вытянутую букву «V», обращенную вниз по течению, а по бокам от него остаются участки спокойной воды. Обратная картина возникает, если неглубоко под водой лежит крупный камень. В этом случае на поверхности воды ниже него образуются расходящиеся «усы», и вся структура становится похожей на букву «V», обращенную против течения.
Разглядеть в пороге эти V-образные структуры обычно бывает нетрудно, если смотреть с берега. Но для того, чтобы бегло читать их, глядя из каяка, требуется определенная практика. Умение быстро находить их очень важно, потому что «языки» указывают вам глубокие и чистые проходы, а «усы» — скрытые камни. В простых порогах обычно имеется всего один «язык», и гребцу достаточно направить лодку в его вершину. Более сложные пороги содержат несколько таких структур, и ваша задача состоит в том, чтобы последовательно связать их в единый маршрут от начала до конца порога. В еще более сложных препятствиях таких структур очень много, причем некоторые из них не очень четко выражены либо сопряжены с другими структурами течений. Вы должны выполнить последовательность ходов, зависящую от того, что вы видели при просмотре порога, и от того, насколько успешными были предыдущие ходы.
Участки спокойной воды, защищенные от основного потока крупными надводными преградами, называются уловами. Уже при умеренной скорости потока в них образуется локальное течение, направленное навстречу основному потоку. Попавший туда предмет способен долго кружиться на одном месте, прежде чем будет снова унесен основной струей или окончательно выброшен на берег. Поэтому улова накапливают все, что плывет по реке — бревна, каяки, брошенные весла и прочий мусор — чем и объясняется их название.
Улово — практически единственное место, где можно отдохнуть, подождать товарищей, изготовиться для страховки, просмотреть последующий участок реки, выйти на берег или отчалить от него.
Самое сложное место — это граница улова и струи, называемая сбойкой. Из-за разности скоростей по обе стороны от нее плывущий предмет начинает не только вращаться вокруг вертикальной оси, но может также легко перевернуться через борт (если это не абсолютно круглое бревно). При увеличении скорости течения возрастает и разность скоростей между основной струей и уловом. Из-за этого на сбойке образуется опасная вертикальная турбулентность в виде воронок и перепад уровней воды. В одних ситуациях, например, если улово образовано крупным надводным камнем выше по течению, то его уровень оказывается ниже уровня основной струи; такое улово называется пониженным. В некоторых других, например, когда основную роль в возникновении улова играет подпор крупного камня ниже по течению, уровень воды в улове оказывается выше уровня потока; такое улово называется повышенным. Прохождение такого перепада с низшего уровня на высший требует определенного запаса скорости; в любом случае, при прохождении таких сложных сбоек лодка ведет себя весьма неустойчиво.
Каяк, оказавшийся на сбойке струй, попадает в весьма сложное положение. Во-первых, разность горизонтальных скоростей потока у носа и у кормы стремится развернуть его строго вдоль границы, и тогда крен в любую сторону позволяет либо одной, либо другой струе притопить борт и перевернуть лодку. Во-вторых, вертикальная турбулентность сама по себе делает поведение каяка неустойчивым. Сложность прохождения сбоек тем больше, чем больше угол схождения струй и их скорость; по существу, она определяется разностью поперечных составляющих скорости по обе стороны границы.
Возмущения водной поверхности могут быть вызваны либо неровностью дна, либо торможением потока. Если изменение энергии потока невелико, возникает «гладкое» возмущение — стоячий вал. Существуют несколько типов валов, но все они объединяются одним общим признаком: в любой точке вала горизонтальная скорость воды направлена по ходу основного потока.
Это самый простой тип валов. Гребень такого вала перпендикулярен направлению потока, и вода движется строго вдоль склонов вала вверх и вниз. Ориентация вала относительно берегов может при этом быть достаточно произвольной.
Косые валы отличаются от прямых тем, что скорость течения в самом валу, до и после него имеет составляющую, параллельную гребню. Иначе говоря, поведение лодки на косом валу можно рассматривать как прохождение прямого вала плюс боковой снос. Последний облегчает движение по валу в одну сторону, но препятствует движению в противоположную. При прохождении вала лодка тормозится, однако боковая скорость остается неизменной, поэтому в результате лодка смещается поперек потока.
Если вал очень узкий, то его гребень превращается практически в точку. Такие валы возникают, например, в конце «языка» после сужающегося слива. На переднем и боковых склонах вала вода движется вверх, и только на заднем — вниз.
При заходе на такой вал носом лодка ведет себя по-разному в зависимости от того, в какое место вала вы попадаете. Если вы движетесь строго через центр вала — а сходящиеся боковые струи приводят вас именно в эту точку — то ситуация полностью совпадает с прохождением прямого вала носом. Если же вы умышленно направляете лодку поперек бокового склона, то вы проходите его, если уподобить его фрагменту прямого вала, лагом. Соответственно, поведение лодки в том и в другом случае будет сильно различаться.
В том случае, когда вы заходите на пирамидальный вал лагом, прохождение сильно зависит от того, какое именно место каяка проходит через вершину вала. Если это центр лодки, то ситуация развивается примерно так же, как и при прохождении прямого вала. Если же вершина вала оказывается ближе к носу, то нос тормозится сильнее, а корму течение проносит мимо, и в результате лодка разворачивается кормой вперед. Аналогично, если вершина вала оказывается ближе к корме, то лодка стремится развернуться носом вниз по течению. Такие маневры могут соответствовать замыслу гребца, а могут и противоречить ему.
Если энергия, высвобождаемая в данном месте потока на 1 м 3 воды, невелика, вал имеет очень пологую форму. Абсолютная высота вала при этом может быть очень большой, но тогда велика и его длина. Масштабом в данной задаче является глубина реки, и 3-метровый вал на Катуни имеет такую же удельную энергию, как 30-сантиметровый вал на Пехорке.
Эволюция формы вала при изменении глубины потока.
Эволюция формы вала при изменении скорости потока.
Подобные изменения можно наблюдать при изменении расхода воды на одной и той же реке. На реках с уклоном порядка 10 м/км (такой уклон характерен, например, для саянских рек) при увеличении расхода обычно возрастает, в основном, глубина. При этом расход воды растет быстрее, чем высвобождаемая энергия, поскольку поток становится более однородным. Существующие бочки превращаются в валы, а крутые валы становятся более пологими — препятствия «смываются». (Правда, при этом часть надводных камней становятся обливными, так что количество бочек и сложных валов в среднем сохраняется. Заранее предсказать, сложнее или проще станет данная река при увеличении расхода, очень сложно; это зависит от конкретной реки.) При уклоне порядка 20 м/км и более (такие уклоны типичны для рек Памира и Тянь-Шаня) увеличение расхода выражается, в первую очередь, в увеличении скорости потока. Соответственно возрастают и неоднородности скорости, из которых и черпается необходимая энергия для образования валов. Эта энергия растет быстрее, чем расход воды, поэтому валы становятся круче, выше и превращаются в бочки. Река при этом практически всегда становится сложнее.
СТРУКТУРЫ С ПРОТИВОТОКОМ
Каяк, проходящий через такую структуру, сталкивается с водой, которая движется навстречу ему, то есть против основного потока. Во многих случаях давление этой воды на корпус каяка и грудь гребца способно остановить его, и необходимо интенсивно грести вперед, чтобы вырваться из этой ловушки. Большие бочки вполне способны удерживать каяк вместе с гребцом и вращать его во всех направлениях, да и маленькие тоже способны доставить немало острых моментов. Неуправляемое движение лодки в бочке происходит так же, как и на переднем склоне вала: лодка останавливается, разворачивается поперек течения и затем переворачивается навстречу основному потоку. Если вы не имеете достаточного опыта или не ищете себе лишних приключений, то лучше обойти это место стороной.
Типы бочек: а — поверхностная, б — глубокая, в — глубокая на всю глубину реки.
Бочки можно разделить на два основных типа: поверхностные и глубокие, в зависимости от того, где сосредоточена основная циркуляция. Поверхностные бочки могут быть очень мощными, но под турбулентной, пенящейся поверхностью скрывается мощный невозмущенный поток, называемый донной струей. Если вы перевернетесь в такой бочке, он быстро вынесет вас прочь. Пловец без лодки легко проходит такие бочки именно потому, что он глубоко сидит в воде и проходит под циркулирующей пеной. Такие бочки обычно бывают очень шумными и эффектными, но относительно безопасными.
Для такой структуры характерна большая область обратного течения, направленного к сливу, и пузырьки, поднимающиеся на поверхность, как при кипении. Донная струя проходит в этом случае очень далеко от поверхности, и пловец имеет мало шансов воспользоваться ею. Пловец, попавший в мощную глубокую бочку, не способен удержаться на поверхности и вдохнуть воздуха, и он обречен вращаться в этой циркуляции, возможно, до конца своей жизни — а иногда и дольше.
Страховать гребца, проходящего глубокую бочку, обычно бывает очень трудно и опасно для самих страхующих. Единственный безопасный способ прохождения таких препятствий — по берегу.
Часто встречаются бочки более сложной формы, которая определяется сложной формой дна реки. Например, из-за постепенного разрушения средней части донного уступа широкая прямая бочка постепенно становится подковообразной: в средней части она прямая, а ближе к краям — косая.
Если скорость течения невелика, а слив имеет подковообразную форму и обращен навстречу течению, то за ним образуется предельный случай бочки — пенный котел. Иногда котел бывает замаскирован в середине широкой неоднородной бочки. Вода падает в него с трех сторон, а с четвертой стороны — снизу по течению — его запирает глубокая бочка. Выходит вода из такого слива только в виде глубокой донной струи под бочкой. В отличие от обычных бочек, из которых каякер может выйти и вбок, единственный способ прохождения котла — напролом через бочку. Или в обход.
ВОДОПАДНЫЕ СЛИВЫ
Из-за высокой скорости потока дно слива разрушается сильнее, чем дно горизонтального участка реки, поэтому на нем вероятно образование выступов и неровностей. При недостаточной глубине они могут развернуть каяк нежелательным для гребца образом или вовсе заклинить его.
Прямой слив представляет собой однородную вертикальную ступеньку через все русло. За ним, как правило, образуется столь же однородная бочка. Чем меньше начальная скорость потока и чем выше слив, тем более круто падает вода в конце него и тем более глубокой и жесткой оказывается бочка. Под ступенькой может образовываться полость — карман — в которой существует своя собственная циркуляция. Выбраться из такого кармана крайне сложно.
Наклонный слив дает потоку достаточный разгон. Если бассейн под сливом достаточно глубок и не засорен скальными обломками, в нем образуется мощная бочка во всю ширину слива.
Г-образный слив состоит из двух частей, повернутых друг к другу примерно под прямым углом. Такой слив образуется, когда часть русла перегорожена крупным камнем немного ниже основной ступеньки. Перед камнем вода тормозится и затем падает сбоку на основной, прямой слив. Попадание на сбойку этих двух струй практически неизбежно заканчивается переворотом. Под сливом образуется единая бочка с боковым сносом сначала поперек основного слива под самую сбойку, а затем поперек бокового — вниз по течению. Она очень несимметрична, и поэтому выбрасывает плывущие предметы достаточно быстро.
Комбинированные сливы. Все вышеперечисленные типы могут соседствовать друг с другом, образуя сложный слив с самыми различными вариантами прохождения.
О структуре бочки и состоянии дна можно судить по вспененности потока, его однородности и характеру линии раздела между прямым и обратным течением ниже бочки.
Если поток содержит большое количество воздуха в виде мелких пузырьков, это свидетельствует о ровном дне и достаточно большой глубине. Бочка не распространяется на всю глубину потока, и под ней существует донная струя. Все это обещает вам мягкое приземление. Но, с другой стороны, такая однородная бочка бывает очень мощной, а в силу большого содержания воздуха она практически не дает опоры ни веслу, ни спасжилету.
Скальные обломки, спрятанные под такой бочкой, проявляют себя на поверхности в виде вертикальных восходящих течений ( «поганок» ) и других неоднородностей потока. Чрезвычайно сильно вспененная вода, многочисленные поганки и пульсирующие течения указывают на недостаточную глубину и большую вероятность встречи с подводными препятствиями.
Сильно вспененная бочка после крутопадающего слива обычно бывает очень глубокой и опасной; ее глубина может быть значительно больше, чем протяженность вниз по течению, так что вода циркулирует в ней скорее не по кругу, а по вертикальному эллипсу. Если же слив пологий, то такая бочка, как правило, оказывается более поверхностной
- Что такое окно в европу в истории
- Что такое водевиль в литературе кратко