Что такое большая наука
Большая наука
С превращением науки в непосредственную производительную силу связаны переход от «малой науки» к «большой науке», ее превращение в ведущий фактор развития общественного производства.
Вошедший в мировой обиход термин «большая наука» обозначает новую обширную сферу научной и научно-технической деятельности, теоретических и прикладных исследований и разработок.
В рамках «большой науки» оформилась классическая схема перехода от идеи до конечного продукта, от появления нового знания до его практического использования.
Приведем некоторые примеры исследовательских решений важных проблем постиндустриального общества. Открытия в электронике, оптике, химии позволили создать и развить мощнейшую систему печатных и электронных средств массовой информации, оказывающих глубочайшее воздействие (позитивное и негативное) на умы и чувства личности, на жизнь человечества.
Еще несколько десятилетий назад слово «лазер» мало кто знал. Но после открытий, сделанных лауреатами Нобелевской премии А. М. Прохоровым, Н. Г. Басовым и Ч. Таунсом, оно стало известно многим. Разработка проблем, связанных с лазером, его многообразным применением в биологии, астрономии, средствах связи и других сферах, потребовала перехода на совершенно новые технологии, которых прежде не существовало ни в одной стране мира.
Содружество фундаментальных, прикладных наук и производства обеспечило успех таких крупнейших инноваций, как атомная энергетика, космонавтика, создание электронно-вычислительных машин, информатика. Исследования ученых дают основание выделить, кроме функций, наиболее общезначимые черты современной науки.
Сюда можно отнести попытки клонирования человека, ряд исследований в области биотехнологий. Поэтому, считают сторонники этой точки зрения, на некоторые направления научных поисков должен быть наложен запрет.
Но подавляющее большинство научных исследований современной эпохи требует организации больших коллективов и вдумчивой координации исследований, а также наличия оборудования, созданного на основе высоких технологий.
СОДЕРЖАНИЕ
Разработка
Определения
«Большая наука» обычно подразумевает одну или несколько из этих специфических характеристик:
Критика
Многие ученые также жалуются, что требование увеличения финансирования составляет значительную часть научной деятельности, заключающейся в заполнении заявок на гранты и другой бюджетной бюрократической деятельности, а тесные связи между академическими, правительственными и промышленными интересами подняли вопрос о том, могут ли ученые полностью объективны, когда их исследования противоречат интересам и намерениям их спонсоров.
Кроме того, широкое распространение научных знаний необходимо для быстрого прогресса как фундаментальных, так и прикладных наук. Однако обмен данными может быть затруднен по ряду причин. Например, научные открытия могут быть классифицированы по военным интересам или запатентованы по корпоративным интересам. Конкурсы на гранты, хотя и стимулируют интерес к теме, могут также повысить скрытность среди ученых, поскольку оценщики приложений могут ценить уникальность больше, чем инкрементное совместное исследование.
Историография большой науки
Другие историки постулировали много «предшественников» в большой науке в прежние времена: Ураниборг из Tycho Браге (в которых были сделаны массивные астрономические инструменты, часто с небольшим количеством практических целей) и большая криогенная лаборатория создана Камерлинг-Оннес в 1904 году были названы как ранние примеры Большой науки.
Большая наука
Усилия отдельного человека или небольшой группы ( Small Science ) по-прежнему актуальны сегодня, потому что они могут привести к теоретическим результатам со значительным влиянием. Однако эмпирическая проверка этих теоретических результатов часто требует экспериментов с использованием таких конструкций, как Большой адронный коллайдер (LHC), стоимостью в миллиарды долларов.
Резюме
Разработка
Определения
Большая наука обычно включает в себя один или более из следующих характеристик:
Отзывы
Появление Большой науки породило новые проблемы в управлении наукой и вызвало некоторую критику.
Некоторые ученые также жалуются, что потребность в увеличении финансирования вынуждает их тратить большую часть своего времени на гранты на исследования и другую бюрократическую бюджетную деятельность. Кроме того, тесные связи между академическими, правительственными и промышленными интересами вызывают сомнения в объективности ученых, когда результаты их исследований могут противоречить интересам их спонсоров.
Кроме того, для быстрого прогресса фундаментальных и прикладных наук необходим широкий обмен научными знаниями. Однако обмен данными может быть затруднен по разным причинам. Например, научные открытия могут быть запрещены к публикации по военным интересам или запатентованы компаниями. Конкуренция за средства на исследования может также увеличить секретность между учеными, поскольку рецензенты могут ценить уникальность и оригинальность проекта, а не улучшения известных тем.
Историография большой науки
Большая наука это термин, используемый ученые и историки науки описать серию изменений в наука что произошло в индустриальные страны во время и после Вторая Мировая Война, поскольку научный прогресс все больше полагался на крупномасштабные проекты, обычно финансируемые национальными правительствами или группами правительств. [1] Индивидуальные или небольшие групповые усилия, или Малая наука, по-прежнему актуальны сегодня, поскольку теоретические результаты отдельных авторов могут иметь значительное влияние, но очень часто эмпирическая проверка требует экспериментов с использованием таких конструкций, как Большой адронный коллайдерстоимостью от 5 до 10 миллиардов долларов.
Содержание
Разработка
Определения
«Большая наука» обычно подразумевает одну или несколько из этих специфических характеристик:
К концу 20 века проекты не только в области фундаментальной физики и астрономии, но и в Науки о жизни стали большими науками, такими как массивные Проект генома человека. Крупные инвестиции правительства и промышленных кругов в академическую науку также стерли грань между государственными и частными исследованиями, где целые академические факультеты, даже в государственных университетах, часто финансируются частными компаниями. Не вся большая наука связана с военными проблемами, которые лежали у ее истоков.
Критика
Эпоха Большой науки вызвала критику за то, что она подрывает основные принципы научный метод. [3] Увеличение государственного финансирования часто означало увеличение военное финансирование, что, по некоторым утверждениям, подрывает Просвещение-эра идеал науки как чистого поиска знаний. Например, историк Пол Форман утверждал, что во время Вторая Мировая Война и Холодная война, огромные масштабы финансирования, связанного с обороной, привели к переходу физики от фундаментальных исследований к прикладным. [4]
Многие ученые также жалуются, что требование об увеличении финансирования составляет большую часть научной деятельности, заключающейся в заполнении заявок на гранты и другой бюджетной бюрократической деятельности, а тесные связи между академическими, правительственными и промышленными интересами подняли вопрос о том, могут ли ученые полностью объективны, когда их исследования противоречат интересам и намерениям их спонсоров.
Кроме того, широкое распространение научных знаний необходимо для быстрого прогресса как фундаментальных, так и прикладных наук. [5] Однако обмен данными может быть затруднен по ряду причин. Например, научные открытия могут быть классифицированы по военным интересам или запатентованы по корпоративным интересам. Конкурсы на гранты, хотя и стимулируют интерес к теме, могут также повысить скрытность среди ученых, поскольку оценщики приложений могут ценить уникальность больше, чем инкрементное совместное исследование.
Историография большой науки
Популяризация термина «большая наука» обычно приписывается статье автора Элвин М. Вайнберг, затем директор Национальная лаборатория Окриджа, опубликовано в Наука в 1961 г. [6] Это был ответ на Прощальная речь Дуайта Д. Эйзенхауэра, в котором уходящий президент США предупредил об опасностях того, что он назвал «военно-промышленный комплекс»и потенциальное» господство ученых страны за счет занятости на федеральном уровне, распределения проектов и власти денег «. [7] Вайнберг сравнил крупномасштабное развитие науки в 20 веке с чудесами более ранней цивилизации ( пирамиды, то Версальский Дворец):
В статье Вайнберга рассматриваются критические замечания по поводу того, как эпоха Большой науки может негативно повлиять на науку, например, в отношении астронома. Фред Хойлутверждение, что чрезмерные деньги на науку только сделают науку жирной и ленивой, и поощряло, в конце концов, ограничение Большой науки только национальная лаборатория систему и предотвращение ее проникновения в университетскую систему.
Со времени публикации статьи Вайнберга было проведено множество исторических и социологических исследований влияния Большой науки как в лаборатории, так и вне ее. Вскоре после этой статьи Дерек Дж. Де Солла Прайс прочитал серию лекций, опубликованных в 1963 г. Маленькая наука, большая наука. В книге описывается исторический и социологический переход от «малой науки» к «большой науке» и качественные различия между ними; это вдохновило сферу наукометрия а также новые перспективы крупномасштабной науки в других областях. [8]
Гарвардский историк Питер Галисон написал несколько книг, посвященных становлению большой науки. Основные темы включают эволюцию экспериментального дизайна, от настольных экспериментов до сегодняшних крупномасштабных проектов коллайдеров; сопутствующие изменения в стандартах доказывания; и модели дискурса между исследователями, чьи знания частично совпадают. Галисон ввел понятие «торговые зоны», заимствованное из социолингвистических исследований пиджины, чтобы охарактеризовать, как такие группы учатся взаимодействовать.
Другие историки постулировали множество «предшественников» Большой науки в более ранние времена: Ураниборг из Тихо Браге (в котором были изготовлены массивные астрономические инструменты, часто не имеющие практического назначения) и большие криогеника лаборатория создана Хайке Камерлинг-Оннес в 1904 г. были процитированы как ранние примеры Большой науки. [9]
III. «БОЛЬШАЯ НАУКА»
Наука и техника в XX столетии стали подлинными локомотивами истории. Они придали ей беспрецедентный динамизм, предоставили во власть человека огромную силу, которая позволила резко увеличить масштабы преобразовательной деятельности людей.
Радикально изменив естественную среду своего обитания, освоив всю поверхность 3емли, всю биосферу, человек создал «вторую природу» – искусственную, которая для его жизни не менее значима, чем первая.
Сегодня благодаря огромным масштабам хозяйственной и культурной деятельности людей интенсивно осуществляются интеграционные процессы.
Взаимодействие различных стран и народов стало настолько значительным, что человечество в наше время представляет собой целостную систему, развитие которой реализует единый исторический процесс.
1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
Что же представляет собой наука, которая привела к столь значительным изменениям во всей нашей жизни, во всем облике современной цивилизации? Она сама оказывается сегодня удивительным феноменом, радикально отличающимся от того ее образа, который вырисовывался еще в прошлом веке. Современную науку называют «большой наукой».
Каковы же основные характеристики «большой науки»?
Резко возросшее количество ученых.
Численность ученых в мире, человек
На рубеже ХVIII-ХIХ в. около 1 тыс.
В середине прошлого века 10 тыс.
Конец XX столетия свыше 5 млн
Наиболее быстрыми темпами количество людей, занимающихся наукой, увеличивалось после второй мировой войны.
Удвоение числа ученых (50-70-е годы)
Такие высокие темпы привели к тому, что около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками.
Рост научной информации
В XX столетии мировая научная информация удваивалась за 10-15 лет. Так, если в 1900 г. было около 10 тыс. научных журналов, то в настоящее время их уже несколько сот тысяч. Свыше 90% всех важнейших научно-технических достижений приходится на XX в.
Такой колоссальный рост научной информации создает особые трудности для выхода на передний край развития науки. Ученый сегодня должен прилагать огромные усилия для того, чтобы быть в курсе тех достижений, которые осуществляются даже в узкой области его специализации. А ведь он должен еще получать знания из смежных областей науки, информацию о развитии науки в целом, культуры, политики, столь необходимо ему для полноценной жизни и работы и как ученому и как просто человеку.
Изменение мира науки
Наука сегодня охватывает огромную область знаний. Она включает около 15 тыс. дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом. Современная наука дает нам целостную картину возникновения и развитая Метагалактики, появления жизни на Земле и основных стадий ее развития, возникновения и развития человека. Она постигает законы функционирования его психики, проникает в тайны бессознательного. которое играет большую роль в поведении людей. Наука сегодня изучает все, даже саму себя – свое возникновение, развитие, взаимодействие с другими формами культуры, влияние, оказываемое ею на материальную и духовную жизнь общества.
Вместе с тем ученые сегодня вовсе не считают, что они постигли все тайны мироздания.
В этом отношении представляется интересным следующее высказывание видного современного французского историка М. Блока о состоянии исторической науки: «Эта наука, переживающая детство, как все науки, чьим предметом является человеческий дух, это запоздалый гость в области рационального познания. Или, лучше сказать: состарившееся, прозябавшее в эмбриональной форме повествование, долго перегруженное вымыслами, еще дольше прикованное к событиям, наиболее непосредственно доступным, как серьезное аналитическое явление, история еще совсем молода».
В сознании современных ученых имеется ясное представление об огромных возможностях дальнейшего развития науки, радикального изменения на основе ее достижений наших представлений о мире и его преобразовании. Особые надежды здесь возлагаются на науки о живом, человеке, обществе. По мнению многих ученых, достижения именно в этих науках и широкое использование их в реальной практической жизни будут во многом определять особенности XXI в.
Превращение научной деятельности в особую профессию
Наука еще совсем недавно была свободной деятельностью отдельных ученых, которая мало интересовала бизнесменов и совсем не привлекала внимания политиков. Она не была профессией и никак специально не финансировалась. Вплоть до конца XIX в. у подавляющего большинства ученых научная деятельность не была главным источником их материального обеспечения. Как правило, научные исследования проводились в то время в университетах, и ученые обеспечивали свою жизнь за счет оплаты их преподавательской работы.
Одна из первых научных лабораторий была создана немецким химиком Ю. Либихом в 1825 г. Она приносила ему значительные доходы. Однако это не было характерным для XIX в. Так, еще в конце прошлого столетия известный французский микробиолог и химик Л. Пастер на вопрос Наполеона III, почему он не извлекает прибыли из своих открытий, ответил, что ученые Франции полагают унизительным зарабатывать деньги таким образом.
Сегодня ученый – это особая профессия. Миллионы ученых работают в паше время в специальных исследовательских институтах, лабораториях, различною рода комиссиях, советах. В XX в. появилось понятие «научный работник». Нормой стали выполнение функций консультанта или советника, их участие в выработке и принятии решений по самым разнообразным вопросам жизни общества.
2. НАУКА И ОБЩЕСТВО
Наука является теперь приоритетным направлением в деятельности государства.
Во многих странах проблемами ее развития занимаются особые правительственные ведомства, специальное внимание им уделяется даже президентами государств. В развитых странах на науку сегодня затрачивается 2-3% всего валового национального продукта. При этом финансирование относится не только к прикладным, но и к фундаментальным исследованиям. И оно осуществляется как отдельными предприятиями, так и государством.
Наука не может сегодня обойтись
без помощи общества, государства.
Наука в наше время – это дорогое удовольствие. Она требует не только подготовки научных кадров, оплаты труда ученых, но и обеспечения научных исследований приборами, установками, материалами. информацией. В современных условиях это огромные деньги. Так, только строительство современного синхрофазотрона, необходимою для проведения исследований в области физики элементарных частиц, требует нескольких миллиардов долларов. А сколько таких миллиардов нужно для осуществления программ освоения космоса!
Наука сегодня испытывает огромное
давление со стороны общества.
В наше время наука стала непосредственной производительной силой, важнейшим фактором культурного развития людей, инструментом политики. Вместе с тем резко возросла и ее зависимость от общества.
Как говорил П. Капица, наука стала богатой, но потеряла свою свободу, превратилась в рабыню.
Коммерческая выгода, интересы политиков существенно воздействуют сегодня на приоритеты в области научно-технических исследований. Кто платит, тот и заказывает музыку.
Поразительным свидетельством этого является то, что около 40% ученых в настоящее время так или иначе связаны с решением задач, имеющих отношение к военным ведомствам.
Но общество влияет не только на выбор наиболее актуальных для исследования проблем. В определенных ситуациях оно посягает и на выбор методов исследования, и даже па оценку полученных результатов. Классические примеры политики в области науки дает история тоталитарных государств.
Здесь была развязана политическая кампания борьбы за арийскую науку. В результате к руководству наукой пришли преданные нацизму и малокомпетентные люди. Многие крупнейшие ученые подверглись преследованиям.
Среди них оказался, например, и великий физик А.Эйнштейн. Его фотография вошла в альбом, изданный фашистами в 1933 г., в котором были представлены противники нацизма. «Еще не повешен» – такой комментарий сопровождал его изображение. Книги А.Эйнштейна были публично сожжены в Берлине на площади перед Государственной оперой. Ученым запрещалось развивать идеи А.Эйнштейна, которые представляли важнейшее направление в теоретической физике.
В нашей стране, как известно, благодаря вмешательству в науку политиков, с одной стороны, стимулировались, например, освоение космоса, исследования, связанные с использованием атомной энергии. а с другой – активно поддерживались антинаучная позиция в генетике Т. Лысенко, выступления против кибернетики. Идеологические догмы, внедряемые КПСС и государством, деформировали науки о культуре. человеке, обществе, фактически ликвидировав возможности их творческого развития.
Из жизни А.Эйнштейна
О том, как непросто жить ученому, даже в современном демократическом государстве, свидетельствует судьба А.Эйнштейна. Один из самых замечательных ученых всех времен, великий гуманист, став уже в 25 лет знаменитым, он имел огромный авторитет не только как физик, но и как человек, способный дать глубокую оценку происходящим в мире событиям. Прожив последние десятилетия в тихом американском городе Принстоне, занимаясь теоретическими исследованиями, А.Эйнштейн ушел из жизни в состоянии трагического разрыва с обществом. В своем завещании он просил не совершать во время похорон религиозных обрядов и не устраивать каких-либо официальных церемоний. По его желанию не было объявлено о времени и месте его похорон. Даже уход из жизни этого человека прозвучал как мощный моральный вызов, как упрек нашим ценностям и стандартам поведения.
Удастся ли когда-нибудь ученым обрести полную свободу исследований?
Трудно ответить на этот вопрос. Пока дело обстоит так, что, чем большее значение для общества приобретают достижения науки, тем в большей зависимости от него оказываются ученые. Об этом свидетельствует опыт XX столетия.
Одной из важнейших проблем современной науки является вопрос об ответственности ученых перед обществом.
Наибольшую остроту он приобрел после того, как американцы в августе 1945 г. сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Насколько ответственны ученые за последствия применения их идей, технических разработок? В какой мере они причастны к многочисленным и многообразным негативным последствиям использования достижений науки и техники в XX столетии? Ведь и массовые уничтожения людей в войнах, и разрушение природы, и даже распространение низкопробной культуры не были бы возможны без использования современной науки и техники.
Может быть, Г. Трумэн был прав? Дело ученого решать те задачи, которые перед ним ставят общество, власть. А остальное не должно его касаться.
Вероятно, многие государственные деятели поддержали бы такую позицию. Но она неприемлема для ученых. Они не хотят быть марионетками, безропотно исполняющими чужую волю, и активно включаются в политическую жизнь.
Прекрасные образцы такою поведения продемонстрировали выдающиеся ученые нашего времени А.Эйнштейн, Б.Рассел, Ф. Жолио-Кюри, А.Сахаров. Их активная борьба за мир и демократию была основана на ясном понимании того, что использование достижений науки и техники на благо всем людям возможно только в здоровом, демократическом обществе.
Ученый не может жить вне политики. Но нужно ли ему стремиться стать президентом?
Наверное, прав был французский историк науки, философ Ж. Саломон, когда писал, что О. Копт «не первый из философов, веривших, что настанет день, когда власть будет принадлежать ученым, по он, конечно, последний, у кою были причины верить в это». Дело не в том, что в острейшей политической борьбе ученые не смогут выдержать конкуренции. Мы знаем, что имеется немало случаев, когда они получают самые высокие полномочия в государственных структурах, в том числе и в нашей стране.
Здесь важно другое.
Необходимо построить такое общество, в котором были бы потребность и возможность при решении всех вопросов опираться на науку и учитывать мнение ученых.
Эту задачу решить куда сложнее, чем составить правительство из докторов наук.
Каждый должен заниматься своим делом. А дело политика требует особой профессиональной подготовки, которая отнюдь не исчерпывается приобретением навыков научного мышления. Другое дело – активное участие ученых в жизни общества, их влияние на выработку и принятие политических решений. Ученый должен оставаться ученым. И это его высочайшее предназначение. Зачем ему бороться за власть?
«Здоров ли ум, коли корона манит!» –
воскликнул один из героев Еврипида.
Вспомним, что А.Эйнштейн отказался от предложения выдвинуть его в качестве кандидата на пост президента Израиля. Вероятно, так же поступили бы подавляющее большинство настоящих ученых.