Что такое божественное откровение

Божественное Откровение

Мы знаем о Боге, в Которого веруем, прежде всего по тому, что Он Сам открывает Себя людям. Это знание называется Откровением, и записано оно в Библии. Воспринято Откровение может быть только умом, согретым живой верой.

Необходимость Откровения возникла после грехопадения прародителей. Человек отпал от Бога, лишился того непосредственного общения «лицом к лицу» со своим Творцом, которое было в раю. Отдаленный от Источника жизни, имея поврежденную грехом природу, человек не может правильно оценивать прошлое, не может собственными силами постичь настоящее, не ведает будущего. Человек знает только то, что открывает ему Господь: Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего (Втор 29, 29).

Бог пребывает в неприступной Своей славе. Он — всемогущий Дух, а человек — существо земное, конечное. Однажды блаженный Августин, пытаясь постигнуть тайну Пресвятой Троицы, утомился и вышел на берег Средиземного моря. Он увидел мальчика, который выкопал лунку и ладонями носил воду в нее. Блаженный Августин спросил, что он делает. «Хочу перелить море в эту ямку», — ответил мальчик. Святой удивился и сказал, что это невозможно. Пройдя немного, он оглянулся. На берегу никого не было. Тогда блаженный Августин понял, что Бог послал Ангела, чтобы показать тщетность его усилий.

Для чего Бог дал людям Откровение? Главная причина библейских откровений — любовь Бога к Своему творению. Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2, 4).

Чтобы дать человечеству Откровение, Господь избрал из всех народов один — еврейский: именно евреи в лице Авраама сохранили истинное почитание, когда по всей земле распространились языческие заблуждения. Этому народу спустя века и было, как писал апостол Павел, вверено слово Божие (Рим 3, 2). С приходом на землю Спасителя мира Иисуса Христа Откровение Библии проповедуется всему человечеству.

Другим источником нашего познания Бога является совершенство, красота и целесообразность созданного Творцом мира. Это — естественное откровение. Оно доступно всем, но особенно восприимчивы к нему люди, посвятившие жизнь изучению окружающего мира, — ученые, философы, художники.

Видимая природа как открытая книга свидетельствует о премудрости и всемогуществе Бога. Весь окружающий человека мир показывает чудные дела Божии: всюду упорядоченность, мера, закономерная повторяемость и целесообразность. Язычник, не просвещенный богооткровенной истиной, скорее это чувствовал, чем понимал. Ветхозаветный человек и чувствовал, и понимал, что весь природный мир, в котором он живет, является безмолвным гимном Творцу: По слову Господа явились дела Его: сияющее солнце смотрит на все, и все дело его полно славы Господней (Сир 42, 16).

Источник

Откровение Божественное

Открове́ние Боже́ственное – про­яв­ле­ние Бога в мире; само­рас­кры­тие Бога миру и чело­веку, в рамках кото­рого даются знания о Нем Самом, о Его воле, замыс­лах, дей­ствиях (а также о резуль­та­тах неко­то­рых Его дей­ствий).

Можно ска­зать, что Боже­ствен­ное Откро­ве­ние – рас­кры­тие Богом Себя чело­веку в ответ на чело­ве­че­ское жела­ние познать своего Созда­теля, в ответ на дея­тель­ный поиск Бога со сто­роны людей. Бог сотво­рил весь род чело­ве­че­ский, чтобы люди искали Его, «не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и неда­леко от каж­дого из нас» ( Деян.17:27 ). Стре­мясь к Богу, чело­век не может познать Его исклю­чи­тельно соб­ствен­ными уси­ли­ями, но и само это стрем­ле­ние имеет, в созна­нии Божьем, опре­де­лен­ную цен­ность.

В рамках пра­во­слав­ного бого­сло­вия раз­ли­чают два вида Боже­ствен­ного откро­ве­ния: есте­ствен­ное и сверхъ­есте­ствен­ное.

Есте­ствен­ное Откро­ве­ние состоит в том, что Бог откры­вает Себя в Своём тво­ре­нии, подобно тому как худож­ник откры­вает себя в своей кар­тине или автор в своём сочи­не­нии. Но такой метод Бого­по­зна­ния весьма огра­ни­чен, ведь Боже­ствен­ное бытие нетварно. В Своем сверх­бы­тии Бог пре­вос­хо­дит все Свои созда­ния. Не явля­ясь умо­по­сти­га­е­мым объ­ек­том или вос­при­ни­ма­е­мым чув­ствами явле­нием, Он не может быть познан уси­ли­ями чело­ве­че­ского ума или чувств, как позна­ются твар­ные пред­меты нашего мира. Именно поэтому, рас­кры­вая Себя, Бог нис­хо­дит к чело­веку Сам. «Спа­си­тель отнюдь не сказал, будто познать Бога реши­тельно невоз­можно, – учит св. Ириней Лион­ский, – а сказал только, что никто не может познать Бога без Боже­ствен­ной воли, без науче­ния от Бога, без Его откро­ве­ния («и кому Сын хочет открыть»). Но так как Отец соиз­во­лил, чтобы мы познали Бога, а Сын открыл Его нам: то мы имеем о Нем необ­хо­ди­мые позна­ния».

Рас­кры­ва­ясь чело­веку, Бог сооб­щает ему знание о Себе сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом. «Сверхъ­есте­ствен­ное знание есть то, кото­рое при­вхо­дит в ум путем, пре­вы­ша­ю­щим его есте­ствен­ные спо­собы и силы, – учит св. Феодор Студит. – Бывает же оно от еди­ного Бога, когда найдет Он ум очи­щен­ным от вся­кого веще­ствен­ного при­стра­стия и объ­ятым Боже­ствен­ной любо­вью». Сверхъ­есте­ствен­ное знание о Боге сооб­ща­ется чело­ве­че­ской душе Боже­ствен­ной бла­го­да­тью, исхо­дя­щей от Отца чрез Сына в Святом Духе. Именно посред­ством Боже­ствен­ной бла­го­дати Свя­того Духа чело­век усва­и­вает истины Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Апо­стол Павел утвер­ждает, что: «…никто не может назвать Иисуса Христа Гос­по­дом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ). Это значит, что испо­ве­дать Христа Гос­по­дом может только тот, на чье ум и сердце воз­дей­ство­вала Боже­ствен­ная бла­го­дать.

Боже­ствен­ная бла­го­дать пре­бы­вает в Церкви, пода­ется в Святых Таин­ствах. Поэтому Цер­ковь явля­ется и хра­ни­тель­ни­цей Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. «Позна­ется Бог только Духом Святым, – учит св. Силуан Афон­ский. – Нашей Пре­слав­ной Церкви дано Духом Святым разу­меть тайны Божии». Всю пол­ноту истины, полу­чен­ную от Христа, апо­столы воз­ве­стили Церкви ( Деян.20:27 ). По слову св. Иринея Лион­ского, апо­столы поло­жили в Цер­ковь все, что отно­сится к истине. Будучи «стол­пом и утвер­жде­нием истины» ( 1Тим.3:14 ), Цер­ковь хранит бого­от­кро­вен­ные веро­учи­тель­ные истины, назы­ва­е­мые дог­ма­тами.

При­знаки истин­но­сти сверхъ­есте­ствен­ного откро­ве­ния:

Хри­сти­ан­ское учение об откро­ве­нии

Из книги про­фес­сора Иван Михай­ло­вич Андре­ева (Андре­ев­ского) «Пра­во­слав­ная апо­ло­ге­тика»

Слово «откро­ве­ние» озна­чает сверхъ­есте­ствен­ное откры­тие Богом непо­зна­ва­е­мых истин людям. Чело­век есть часть мира. Мир создан без уча­стия чело­века. Чело­век огра­ни­чен вре­ме­нем своего рож­де­ния и смерти и про­стран­ством своего пре­бы­ва­ния. Как часть не может познать целого, так и чело­век не может познать всего. Он не может сам, соб­ствен­ными силами ума постичь ни пер­во­при­чины всего суще­ству­ю­щего, ни смысла своей и миро­вой жизни, ни цели все­лен­ной. Эти вопросы, кото­рые встают и тре­буют раз­ре­ше­ния в созна­нии каж­дого чело­века, нераз­ре­шимы чело­ве­че­ским умом. Един­ствен­ный воз­мож­ный способ раз­ре­ше­ния этих и многих других насущ­ней­ших духов­ных запро­сов заклю­ча­ется в откро­ве­нии. Если Бог захо­чет открыть людям эти непо­зна­ва­е­мые истины, тогда и только тогда чело­век сможет познать их.

Бог захо­тел этого и открыл людям истину. Он послал на землю своего Еди­но­род­ного Сына, Гос­пода нашего Иисуса Христа, Кото­рый принес людям истину, способ ее позна­ния (метод или путь позна­ния истины) и под­лин­ную жизнь (ибо без помощи Божией не может быть вечной жизни). «Я есмь путь и истина и жизнь», – сказал Хри­стос ( Ин.14:6 ).

В другом месте Он сказал: «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ).

Никто нико­гда не гово­рил так, как име­ю­щий власть откры­вать истину.

Хри­стос есть пол­нота бого­от­кро­вен­ной истины. Его устами гово­рил Сам Бог, каждое слово Его было абсо­лют­ная чистая истина. Ибо Сам Он, Спа­си­тель мира, был Сын Божий, был истин­ный Бог.

Откро­ве­ние совер­ша­лось посте­пенно. Гос­подь открыл Себя и Свою волю не сразу. Сна­чала Он дал, через чудес­ные и дивные явле­ния при­роды и ее зако­нов, так назы­ва­е­мое есте­ствен­ное откро­ве­ние. Затем дал сверхъ­есте­ствен­ные откро­ве­ния через духо­нос­ных про­ро­ков и через чудес­ные явле­ния в чело­ве­че­ской исто­рии. И нако­нец, дал полное бла­го­вест­ное откро­ве­ние в Сыне, Бого­че­ло­веке Христе.

В состав вся­кого сверхъ­есте­ствен­ного откро­ве­ния непре­менно входит: пред­ска­за­ние буду­щего, рас­кры­тие тайн Божиих и разъ­яс­не­ние таких рели­ги­озно-нрав­ствен­ных истин, кото­рые пре­вы­шают все воз­мож­но­сти и спо­соб­но­сти чело­ве­че­ского позна­ния.

Откро­ве­ние при­роды (как окру­жа­ю­щей чело­века, так и самого чело­века, глав­ным обра­зом его созна­ния) гово­рит о том, что вне чело­века, над ним, т. е. выше его, есть при­чина, сила и муд­рость твор­че­ского начала, сви­де­тель­ству­ю­щая о нали­чии Выс­шего Суще­ства, име­ю­щего харак­тер лич­но­сти, т. е. что суще­ствует Бог. Все так назы­ва­е­мые дока­за­тель­ства бытия Божия есть резуль­тат этого есте­ствен­ного откро­ве­ния.

Чест­ный и нор­маль­ный чело­ве­че­ский ум через рас­смот­ре­ние при­роды мира и при­роды соб­ствен­ного созна­ния при­хо­дит к убеж­де­нию в суще­ство­ва­нии Бога. И только лука­вый или ненор­маль­ный ум может Его отри­цать.

«Сказал безу­мец в сердце своем: нет Бога» ( Пс.13:2, 52, 2 )…

Но кроме убеж­де­ния в суще­ство­ва­нии Бога, чело­век желает и лич­ного с Ним обще­ния.

Рели­гия начи­на­ется не с при­зна­ния Бога (это, соб­ственно говоря, задача фило­со­фии), а с обще­ния с Ним. Это обще­ние чело­века с Богом невоз­можно без помощи Божией. Вот эту помощь-то и дает так назы­ва­е­мое сверхъ­есте­ствен­ное откро­ве­ние.

Кроме под­раз­де­ле­ния откро­ве­ния на есте­ствен­ное и сверхъ­есте­ствен­ное, раз­ли­ча­ются еще и другие виды откро­ве­ния: непо­сред­ствен­ное и посред­ствен­ное, внеш­нее и внут­рен­нее.

Непо­сред­ствен­ное откро­ве­ние есть сооб­ще­ние Самим Богом тех или других рели­ги­оз­ных истин избран­ни­кам-людям (напри­мер, про­року-бого­видцу Моисею).

Посред­ствен­ное откро­ве­ние бывает тогда, когда оно сооб­ща­ется людям через бого­вдох­но­вен­ных лиц (напри­мер, про­ро­ков) или высших разум­ных существ – Анге­лов (напри­мер, бла­го­ве­стие Деве Марии).

Внеш­ним откро­ве­нием назы­ва­ется самый факт сооб­ще­ния истины, а внут­рен­ним – факт усво­е­ния сооб­щен­ного. Для послед­него необ­хо­димо сверхъ­есте­ствен­ное вдох­но­ве­ние, кото­рое обычно опре­де­ля­ется словом «бого­вдох­но­ве­ние».

Обычно «бого­вдох­но­вен­но­стью» обо­зна­ча­ется сверхъ­есте­ствен­ное воз­дей­ствие Духа Божи­его на про­ро­ков и апо­сто­лов, под наи­тием Кото­рого они пра­вильно изъ­яс­няли сооб­щен­ные им откро­ве­ния и верно изла­гали их в свя­щен­ных книгах. Такие свя­щен­ные книги полу­чали наиме­но­ва­ние «бого­вдох­но­вен­ных».

Источник

Что такое Божественное Откровение?

В создании мира человек не принимал никакого участия. Мы лишь часть целого, ограничены пребыванием во времени и пространстве. Человеку, за короткий период жизни, нереально постичь секреты мироздания. Ответы и решения он может получить только через Откровение Бога. Господь открывает людям истину. Это и есть Божественное Откровение.

Метод и путь познания истины Бог показал нам через своего Единородного Сына Иисуса Христа. Он сказал: «Я есть и путь, и истина, и жизнь».

В Сыне Божием полноту Богооткровенной истины могут увидеть не все. По свидетельству Святителя Филарета Московского, люди неспособны принимать истину непосредственно от Бога из-за телесной и духовной немощи, греховной нечистоты.

Определение

Божественное Откровение – проявление Бога в мире; самораскрытие Бога миру и человеку, в рамках которого даются знания о Нем Самом, о Его воле, замыслах, действиях (а также о результатах некоторых Его действий).

Этапы Богооткровений

Подготовительный

До Рождества Христова Бог Отец открывал Свою волю через пророков. Самые известные из них: Ной, Авраам, Моисей, Самуил, Илия, Нафан, Иона. В Священном Писании пророк («невиим», «нави») означает – возвещающий, призванный Богом. Они познали через Святого Духа сокровенную, тайную Божию премудрость и провозгласили её всем людям.

Центральный

Через Единородного Сына Иисуса Христа открывается сущность и характер Бога Отца. Истина, данная Господом, не отрицает, не изменяет, а подтверждает ветхозаветные пророчества.

Заключительный

В Апостольскую эпоху Откровение Христа распространили его ученики.

В известной книге Апостола Иоанна Богослова содержится Откровение о Втором пришествии Господа на землю. Иначе её называют «Апокалипсис», так как в ней описываются апокалиптические и постапокалиптические катаклизмы.

В последующие века многие святые получали от Бога индивидуальные и общие откровения.

В Откровениях новозаветному человеку не даётся новых истин. Он получает глубокое, осмысленное познание того, что уже открыто Господом.

Виды Откровений

В Православии признаны естественное и сверхъестественное Откровения.

Естественное

Господь открыл нам себя через Рождество. Мы имеем необходимые представления о мироздании, Боге и человеке. Естественное Богопознание – процесс, присущий каждому человеку. Мы исследуем стройный порядок Вселенной, исторические события, прислушиваемся к голосу совести. Благодаря этому, можно прийти к умозаключению о действии в мире Премудрого Творца.

Сейчас приходят к вере люди, которые ничего не знают о Православии. Они не читали Библии, о творчестве Святых отцов не слышали. Новоначальные имеют собственные смутные или абсолютно неверные представления о Православном вероучении. Такое естественное Богооткровение часто уводит их от истины. Необходимо изучать и всегда сверять представления о Боге с тем, что он нам завещал в Священном Писании.

Сверхъестественное

Естественное Богопознание строится на фундаменте сверхъестественного. Такое Божественное Откровение включает в себя знание о Боге, мире и человеке от Первоисточника. О правильной вере, спасении, достойном почитании Господа, открывает человеку Православие. Божественное Откровение служит неиссякаемым источником для Православной веры.

Сверхъестественное Богопознание бывает индивидуальным или общим. Индивидуальное – для назидания одного человека. Общее откровение возвещается некоторым людям (апостолам, пророкам, святым), чтобы передать через них Божью волю отдельным народам или всему человечеству.

Конечной целью Богооткровения является спасение человека.

Библия, как источник Богооткровения

Библия, не выдуманная кем-либо книга. Содержание, которое пророки и Апостолы лишь «изрекли, по действию Духа Святого», исходило от Бога.

Библейское Откровение необходимо людям, потому что мы разделены с Господом первородным грехом. Библейское слово означает, что ранее неизвестное, теперь явлено человеку и больше нет ничего сокрытого от него.

Библия – это словесное общение с Богом. Это общение полезно, богодухновенно для человека. Святое Писание открывает нам истину, научает праведности, наставляет в добротолюбии, обличает греховные помыслы, поступки, приуготовляет к Вечной жизни.

Чтобы избежать ересей и личных домыслов, необходимо исследовать Святое Писание. В этом помогают Толкования святых Отцов Церкви, проповеди священников, внимательная молитва.

Слово Живого Бога питает бессмертную душу человека, как пища питает бренное тело.

Новозаветное Откровение

Откровение во Иисусе Христе, в отличие от ветхозаветного, предназначено для всех людей на Земле. Господь посылает Апостолов на проповедь, чтобы все народы, независимо от времени и места проживания, спаслись. Всё необходимое для этого Господь сообщил нам в Новом завете. Это Божественное Откровение целостно и полно, так как Христос сам Господь. Его учение, не описание опыта Богопознания человеком, а истина о Себе. Это свидетельствует о том, что после прихода Богочеловека, уже не может быть новых Откровений. Никому, даже Ангелам, нельзя ни добавлять, ни изменять ничего в Богооткровении Нового Завета. По слову Апостола Павла, тот кто решится так сделать, попадёт под проклятье – анафему.

Божественное Откровение сохраняется и распространяется только посредством Священного Писания в ограде Святой Апостольской Церкви. В «Символе веры», как догмате христианского учения, предлагается придерживаться Апостольского Предания. Его принято считать единственно верным.

Что такое божественное откровение. Смотреть фото Что такое божественное откровение. Смотреть картинку Что такое божественное откровение. Картинка про Что такое божественное откровение. Фото Что такое божественное откровение

Что такое божественное откровение. Смотреть фото Что такое божественное откровение. Смотреть картинку Что такое божественное откровение. Картинка про Что такое божественное откровение. Фото Что такое божественное откровение

Что такое божественное откровение. Смотреть фото Что такое божественное откровение. Смотреть картинку Что такое божественное откровение. Картинка про Что такое божественное откровение. Фото Что такое божественное откровение

Что такое божественное откровение. Смотреть фото Что такое божественное откровение. Смотреть картинку Что такое божественное откровение. Картинка про Что такое божественное откровение. Фото Что такое божественное откровение

Требуется несколько уточнений.
То, что описано в статье как «подготовительный этап Откровения», — это колоссальный этап человеческой истории, который описан в большей по объему части Библии — в Ветхом Завете. Нельзя сказать, что Бог возвещал людям знание о Себе только через пророков. Они просто были в центре Откровения. Адам и Ева видели Бога и разговаривали с Ним в раю. Допотопный праведник Енох «ходил перед Богом» и был взят Богом живым, как и Илия. Бог дал огромному числу людей множество знамений — в египетских язвах, в переходе через Красное море, в манне, в столпе огненном, в медном змие, в содрогающейся горе Завета. Бог дал людям скрижали с записанными на них заповедями Закона. Благодать Бога обитала в скинии и затем в Храме Иерусалима. Бог посылал ангелов множеству людей. Среди пророков Ветхого Завета не упомянуты несколько величайших — Давид, Иеремия, Иезекииль, Исаия, Даниил. Кстати, пророка Исаию называют «ветхозаветным евангелистом» — настолько ясно изложил он пророчество о Христе.
Статья написана так, словно Новый Завет не является частью Библии. Но он является второй частью Библии, а первой является Ветхий Завет.
«Откровение во Иисусе Христе, в отличие от ветхозаветного, предназначено для всех людей на Земле. Господь посылает Апостолов на проповедь, чтобы все народы, независимо от времени и места проживания, спаслись. Всё необходимое для этого Господь сообщил нам в Новом завете. Это Божественное Откровение целостно и полно, так как Христос сам Господь.» — Приведенный текст из статьи — чисто протестантский, неправославный. Первая фраза верна лишь в историческом смысле. Изначально Бог сделал хранителем Откровения один народ — евреев. Но само Откровение обращено ко всем людям. Христос говорил о Ветхом Завете: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.» (Ин.5:39) «Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.» (Лк.24:25-27) «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» — говорил апостол Павел во времена, когда Новый Завет еще только начинал создаваться. Поэтому утверждение о том, что «Никому, даже Ангелам, нельзя ни добавлять, ни изменять ничего в Богооткровении», следует относить ко всем каноническим книгам Библии (есть еще неканонические, которые признаются Церковью как полезные, назидательные, но не богодухновенные, не излагающие Откровение Бога).
Но главное — нельзя утверждать, что вся полнота Откровения, все необходимое для нашего спасения содержится в Новом Завете и даже во всей Библии. «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.» (2Пет.20-21) Толкование Библии невозможно без Священного Предания Церкви, накопленному со времен, когда книги Нового Завета еще не были написаны, и до нынешнего времени. Следует трактовать тексты Библии только так, как трактовали большинство Святых Отцов Церкви. Вся полнота Откровения, все необходимое для нашего спасения содержатся именно в Церкви, созданной Самим Христом как Столп и Утверждение Истины (1Тим.3:15). Глава Церкви — Сам Христос (Кол.1:18). В Церкви, в Ее богослужениях, в Ее Таинствах, в Ее святынях, в Ее Святых людях обитает благодать Духа Святого. Церковь — единственный правильный путь к Богу, данный нам Христом.

Если Филарет сказал такое, то извините меня Он так себе Святитель. А разве откровение Бога принимали не люди? Пророки чё не люди, Апостолы разве не люди и Святые не люди. Так вот чтобы принять от Бога истину, надо стараться полностью исполнять учение Бога. Полностью. И тогда, как сказал Христос просите и дано будет вам. А чтобы выискивать истину из книжек, надо принять Святой дух, который откроет вам, опять же по словам И. Христа, всю истину и писания. И опять, чтобы Его принять, надо стараться полностью исполнять учение Христа. И дух СВЯТОЙ ТОГДА ОЧИСТИТ ВАШЕ СЕРДЦЕ — РАЗУМ ОТ ТЬМЫ, И ЗАПОЛНИТ ЕГО ДУХОМ ИСТИНЫ И ЗНАНИЯМИ НЕ ДОСТУПНЫЕ НИ СВЯЩЕННИКАМ НИ ОБЫКНОВЕННЫМ ЛЮДЯМ. А наша задача им это объяснить.

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.

Источник

Христианское учение об откровении

Что такое божественное откровение. Смотреть фото Что такое божественное откровение. Смотреть картинку Что такое божественное откровение. Картинка про Что такое божественное откровение. Фото Что такое божественное откровениеСлово «откровение» означает сверхъестественное открытие Богом непознаваемых истин людям. Человек есть часть мира. Мир создан без участия человека. Человек ограничен временем своего рождения и смерти и пространством своего пребывания. Как часть не может познать целого, так и человек не может познать всего. Он не может сам, собственными силами ума постичь ни первопричины всего существующего, ни смысла своей и мировой жизни, ни цели вселенной. Эти вопросы, которые встают и требуют разрешения в сознании каждого человека, неразрешимы человеческим умом. Единственный возможный способ разрешения этих и многих других насущнейших духовных запросов заключается в откровении. Если Бог захочет открыть людям эти непознаваемые истины, тогда и только тогда человек сможет познать их.

Бог захотел этого и открыл людям истину. Он послал на землю своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Который принес людям истину, способ ее познания (метод или путь познания истины) и подлинную жизнь (ибо без помощи Божией не может быть вечной жизни). «Я есмь путь и истина и жизнь», – сказал Христос (Ин. 14, 6).

В другом месте Он сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).

Никто никогда не говорил так, как имеющий власть открывать истину.

Христос есть полнота богооткровенной истины. Его устами говорил Сам Бог, каждое слово Его было абсолютная чистая истина. Ибо Сам Он, Спаситель мира, был Сын Божий, был истинный Бог.

Откровение совершалось постепенно. Господь открыл Себя и Свою волю не сразу. Сначала Он дал, через чудесные и дивные явления природы и ее законов, так называемое естественное откровение. Затем дал сверхъестественные откровения через духоносных пророков и через чудесные явления в человеческой истории. И наконец, дал полное благовестное откровение в Сыне, Богочеловеке Христе.

В состав всякого сверхъестественного откровения непременно входит: предсказание будущего, раскрытие тайн Божиих и разъяснение таких религиозно-нравственных истин, которые превышают все возможности и способности человеческого познания.

Откровение природы (как окружающей человека, так и самого человека, главным образом его сознания) говорит о том, что вне человека, над ним, т. е. выше его, есть причина, сила и мудрость творческого начала, свидетельствующая о наличии Высшего Существа, имеющего характер личности, т. е. что существует Бог. Все так называемые доказательства бытия Божия есть результат этого естественного откровения.

Честный и нормальный человеческий ум через рассмотрение природы мира и природы собственного сознания приходит к убеждению в существовании Бога. И только лукавый или ненормальный ум может Его отрицать.

«Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс. 13, 2; 52, 2)…

Но кроме убеждения в существовании Бога, человек желает и личного с Ним общения.

Религия начинается не с признания Бога (это, собственно говоря, задача философии), а с общения с Ним. Это общение человека с Богом невозможно без помощи Божией. Вот эту помощь-то и дает так называемое сверхъестественное откровение.

Кроме подразделения откровения на естественное и сверхъестественное, различаются еще и другие виды откровения: непосредственное и посредственное, внешнее и внутреннее.

Непосредственное откровение есть сообщение Самим Богом тех или других религиозных истин избранникам-людям (например, пророку-боговидцу Моисею).

Посредственное откровение бывает тогда, когда оно сообщается людям через боговдохновенных лиц (например, пророков) или высших разумных существ – Ангелов (например, благовестие Деве Марии).

Внешним откровением называется самый факт сообщения истины, а внутренним – факт усвоения сообщенного. Для последнего необходимо сверхъестественное вдохновение, которое обычно определяется словом «боговдохновение».

Обычно «боговдохновенностью» обозначается сверхъестественное воздействие Духа Божиего на пророков и апостолов, под наитием Которого они правильно изъясняли сообщенные им откровения и верно излагали их в священных книгах. Такие священные книги получали наименование «боговдохновенных».

О природе откровения часто высказывались и высказываются ложные воззрения. Их необходимо разоблачить. Знаменитый философ еврей Филон Александрийский и некоторые христианские сектанты древности (например, так называемые монтанисты) высказывали взгляд, что для восприятия откровения необходимым условием следует признать особое состояние бессознательного экстаза. В новое время подобный взгляд был высказан в протестантском богословии XVII–XVIII веков. По этому учению, лица, сподобившиеся быть провозвестниками Божественных откровений, сами не сознавали этих откровений, а воспринимали их пассивно и были только техническими передатчиками Божественной благодати. Это учение глубоко ложно. Самое понятие откровения предполагает принимающий его разум. Отнимать свет разума у человека в момент откровения нет никакого основания, ибо сам разум дан человеку Богом именно для познания истины!

Крайне рационалистические взгляды на природу откровения сводятся к отрицанию возможности сверхъестественного откровения и попыткам свести его к откровению только естественному. Все эти попытки оказываются бесплодными, ибо приводят к неразрешимым противоречиям. Анализ понятия абсолютной истины приводит к дилемме: либо такая истина непостижима, либо может быть только богооткровенной и сверхъестественной.

Пантеистическое понятие об откровении фактически сводится к отрицанию откровения. Если природа есть Бог, то Ему некому и не в чем открываться. В философских пантеистических системах откровение понимается как самооткровение Бога в человеческом духе. По учению, например, Гегеля, абсолютный дух вечно и разнообразно открывается в разнообразных видах (в природе, в человеческом духе, в истории человечества); он открывается не человеку, а в человеке, приходя в нем к самосознанию. Таким образом, знание человека о Боге, в сущности, есть знание Бога о Себе Самом.

В истории новейшей философии были попытки построения целых сложных теорий об откровении.

Одной из таких теорий, получивших значительное распространение, была теория немецкого философа Шлейермахера, жившего в первой половине XIX века. Шлейермахер считал чудом всякое жизненное явление, ибо ни одно явление жизни не может быть до конца понято. Расширяя так понятие чуда, он тем самым отрицал явления чудесного, как его понимает христианство. Откровением Шлейермахер признавал всякое новое, выдающееся явление человеческого духа, свойственное гениям. Таким образом, сверхъестественное, по его мнению, есть то же естественное, только чрезвычайно редкое и исключительное по значению в человеческой жизни.

Эта смесь деизма с пантеизмом полна противоречий. Произвольно и чрезмерно расширяя понятия чуда, откровения, вдохновения, Шлейермахер делает их расплывчатыми и ничего не объясняющими.

Часто среди философов нового времени высказывалось сомнение в возможности сверхъестественного откровения. Проблема сверхъестественного откровения по существу упирается в проблему чуда вообще. Если возможно чудо (см. главу о проблеме чуда), то возможно и сверхъестественное откровение. Вера в него зависит от доброй или злой воли человека. Истинность откровения, кроме рационалистического обоснования, окончательно доказывается прагматически, опытным путем христианской жизни.

Вопрос о критерии истинного откровения принадлежит к числу серьезных вопросов апологетики христианства, а потому и подлежит более тщательному рассмотрению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *