Что такое былина ответ
Значение слова «былина»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Былина
1. река в России ◆ Былина — одна из многочисленных рек, протекающих по территории России.
были́на I
1. филол. жанр русской народной эпической песни-сказания о богатырях и их подвигах, обычно исполнявшейся нараспев под аккомпанемент гуслей ◆ Былины и исторические песни выросли из прославлений умерших или героев при определенных обрядах, оплакиваний поражений и других общественных бедствий. Д. С. Лихачев, «Зарождение и развитие древнерусской литературы», 1973 г. (цитата из НКРЯ)
2. произведение такого жанра ◆ Особенно привлекательными для детей оказались былины о Добрыне, Ваське Буслаеве, Чуриле, Илье Муромце, Дюке, Алеше Поповиче. К. И. Чуковский, «От двух до пяти», 1933 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В первой былине, «Как разбогател Садко», рассказывается, как новгородец Садко, гусляр-музыкант, в награду за искусную игру свою на гусельках получает от морского царя необыкновенный улов рыбы. Н. Г. Порфиридов, «Древний Новгород. Очерки из истории русской культуры XI–XV вв.», 1947 г. (цитата из НКРЯ)
были́на II
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: располагать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое былина и какие бывают былины
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. С героями былин, легендарными богатырями, могучими чудовищами и доблестными князьями, мы знакомимся за школьной партой.
Образы русских воинов, то ли правда существовавших в былые времена на Святой Руси, то ли созданных воображением наших предков, прочно остаются в сердце и памяти, становятся национальными символами.
Кем же были первые авторы древних поэтических сказаний? Что такое былина? И, наконец, какие бывают былины? Поищем ответы на эти вопросы вместе.
Былина — это жанр фольклора
Былина – это жанр фольклора, изначально устная героико-историческая песнь, сочетающая установку на достоверность с элементами народной фантазии.
Первые образцы жанра, которые, по мнению исследователей, относятся к эпохе создания и становления древнерусского государства (ХI-XIII века), существовали в качестве песен, исполнявшихся под аккомпанемент щипковых инструментов (гуслей) и передававшихся из уст в уста.
Так как сюжеты былин касались исторических фигур и реальных событий, предметом повествования становилось прошлое, ведь вывод о чём-либо можно сделать лишь тогда, когда оно прошло, завершилось. Вот почему подобные песни изначально назывались старинами.
Термин «былина» вошёл в обиход в 1839 году, когда фольклорист и этнограф И. П. Сахаров приступил к изучению этого самобытного жанра.
В книге «Сказания русского народа» собиратель представил эпические песни о подвигах богатырей и поляниц (женщинах-богатыршах), о княжеской дружине князя Владимира в стольном граде Киеве, о Соловье-Разбойнике и Змее Тугарине.
Традиция записи былин, начатая в XIX веке, перешагнула в XX столетие и закончилась экспедициями в Онежский край, где была обнаружена последняя сказительница Марья Дмитриевна Кривополенова. С её слов было записано несколько десятков ранее не зафиксированных текстов. На этом история собирания былин закончилась.
Какие бывают былины
В фольклористике былины традиционно делят на 3 группы:
Героические былины бывают двух типов:
К социально-бытовым можно отнести былину «Садко».
Хвастливого гусляра перестают звать на пиры. Садко уходит на берег Ильмень-озера, где в одиночестве играет на гуслях. Игра приходится по нраву Морскому Царю, который заключает с музыкантом сделку.
Садко богатеет, становится первым купцом и хвалится, что скупит весь новгородский товар. Но это ему не удаётся. Однажды Садко попадает в сильную бурю и понимает, что Морской Царь требует его в жертву.
Под водой Садко играет на гуслях, отчего водяной пляшет так, что дрожит земля. По людским молитвам, Никола Можайский спасает Садко. Гусляр просыпается в родном Новгороде и мирно доживает свой век, строя храмы и помогая бедным.
Сказочные былинные тексты сочетают черты сказки (наличие волшебных персонажей, троекратность испытаний) и образы былинных героев.
Герои русских былин
Подобно циклу воинских преданий европейского средневековья, в которых повествуется о подвигах рыцарей Круглого стола и короле Артуре, в русском героическом эпосе прославляются могучие защитники родной земли.
Их король Артур – это киевский князь Владимир Красно Солнышко, собирающий в своей дружине весь цвет воинства. Самые популярные богатыри, обессмерченные художником В. Васнецовым: Илья из-под города Мурома села Карачарова, Добрыня, родившийся по разным версиям то ли в Искоростени, то ли в Рязани, и сын ростовского священника Алёша (Олёша).
Также известны киевские герои: Михайло Потык, Ставр Годинович и Чурило Пленкович. Сохранились предания (что это такое?) и о славных новгородцах: купце Садко и силаче Василии Буслаеве.
Не менее интересны истории о поляницах (женщинах-богатыршах). Например, Добрыня находит свою жену в бою. В конце поединка, когда соперники по воинскому обычаю должны снять забрала и показать лица, воин понимает, что бился с женщиной.
Прекрасной воительницей оказывается Настасья Микулишна – дочь богатыря Микулы Селяниновича. С Настасьей связан любопытный сюжетный поворот. Отлучившись в очередной поход на целых 12 лет, Добрыня оставляет молодую жену одну.
В это время Алёша Попович приезжает к ней и сообщает, что видел друга погибшим, после чего предлагает прекрасной «вдове» руку и сердце. Та соглашается, но Добрыня возвращается и вовремя разоблачает их. Он задаёт Алёше трёпку. Примирить их удаётся Илье.
Подвиги былинных героев
Но главное в воинских песнях – не любовные коллизии (это как?), а ратные подвиги. Чем же прославился каждый из народных героев?
Среди былин об Илье Муромце самой популярной стало сказание «Илья Муромец и Соловей-разбойник», которое рассказывает о расправе с легендарным свистуном. Выколов ему глаз стрелой, Илья привязывает пойманного разбойника к седлу и привозит прямо в Киев на показ князю.
Тот сомневается, действительно ли перед ним Соловей, и Муромец приказывает пленнику засвистеть вполсилы. От свиста гнутся церковные маковки – и Владимир велит расправиться со злодеем. В чистом поле Илейка срубает Соловью голову.
Былина «Святогор» тоже связана с Ильёй. Старший богатырь, сидящий во Святых Горах, хранит силу земли. Он ловит Муромца и сажает в свой карман, где носит его два дня. Признав, что Святогор сильней, Илья завоёвывает его благосклонность. Богатыри обмениваются крестами, братаются, клянутся вместе беречь землю русскую.
Однажды они находят в горах белый гроб и по очереди ложатся в него. Для Ильи гроб велик, а вот Святогору – по росту. Великан просит накрыть его дубовыми досками. Муромец делает по сказанному, а вот поднять их уже не могут ни тот, ни другой. Святогор понимает, что ему пора уходить, и передаёт свою силу Илье.
Второй по популярности герой народного эпоса – Добрыня Никитич. Былины о Добрыне Никитиче сообщают, что главный его соперник – Змей Горыныч. Припадая к земле, богатырь всякий раз набирает силу и одерживает победу в тот самый миг, когда кажется, что чудище уже не умертвить.
У былинного змееборца любопытные характеристики: его величают умным, хитрым. Именно Добрыню, да ещё богатыря Дуная князь выбирает в сваты, когда хочет просить руки королевны ляхов Апракси.
Алёша Попович знаменит поединком с Тугарином. Тугарин – татарский военачальник Тугархан.
Предание рассказывает, как Попович убивает Тугархана под стенами Киева, вызвав его на поединок прямо из-за княжеского стола. От вражеского войска не остаётся ничего, а от награды витязь отказывается.
Краткое резюме
Учёные находят в летописях почти всех героев песенного народного эпоса, что подтверждает факт их существования. Несокрушимые русские воины напоминают нам о воинской славе и ратных подвигах предков.
Былины о русских богатырях – лучшее чтение для будущих защитников Отечества.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
В былинах, если они касаются исторических персонажей, слишком много мифов, тем более, что былины передавались из уст в уста и каждый следующий рассказчик добавлял что-то своё, искажая первоначальный смысл.
Я ничего не понял, что такое былина
Алексей: сказание старины глубокой, устный рассказ (часто в поэтической форме, ибо исполнялась нараспев). По сути, это исторические зарисовки с элементами сказки.
Ну, а былинники — это артисты (исполнители песен), зарабатывающие этим на хлеб. Пользовались спросом в силу отсутствия других доступных путей получения (для широких масс населения) познаний об уже ушедших временах и людях.
Это если простыми словами и без присущего былинам пафоса.
Отличительные черты
Большинство исследователей склоняется к тому, что первые былины появились во времена становления древнерусского государства (XI—XIII вв.). Они начинали своё существование в качестве песни, которая исполнялась под сопровождение игры на гуслях и передавалась из уст в уста. Напевы её были скучны и монотонны.
Некоторых интересует, можно ли найти в былинах какие-то исторические факты. Несомненно, эпосы отражают события, которые имели место быть, их герои реальные, они жили когда-то на нашей земле. Проще сказать, что предметом повествования было прошлое, поэтому изначально эти песни назывались старинами.
Северные певцы, например, в своих напевах описывали пейзаж Киевской Руси и её географию, отражали борьбу своего государства со степняками-кочевниками и с необычайной точностью передавали некоторые детали военного быта.
Сказатели былин не стремились к хронологической точности произошедших событий, они рассказывали лишь о важных моментах, которые находили место в песне.
Специалисты отмечают то, что сказания смогли донести имена реальных героев, существовавших в древнерусском государстве: Добрыня, Владимир Мономах, Илья Муромец, Алёша Попович, Батый и многие другие.
Народная память и рассказывание былин из уст в уста исказили расстояния между странами, названия городов, вытеснили упоминания о половцах и печенегах.
Традиция записи и собирательства легенд началась в XIX веке и закончилась в XX столетии. Последней сказительницей была Марья Дмитриевна Кривополенова. Ученые нашли ее в Онежском крае. Она рассказала несколько десятков текстов, которые нигде раньше не упоминались. Все они имели великое значение и были занесены в сборник эпосов. На этом собирательство основных циклов былин закончилось.
Авторы эпосов
Для многих ученых до сих пор остаётся загадкой, кто являлся автором былин. Большинство специалистов пришли к единому мнению, что их сочинял народ. Устный рассказ передавался из поколения в поколение, строго сохраняя все произошедшие события.
Бо́льшая часть былин была записана учеными-собирателями со слов жителей определённых местностей. Каждая из них входит в список художественных ценностей в русской литературе.
Человек, который рассказывал эпосы, назывался сказителем. Он должен был обладать специальными качествами. Короткий текст необходимо было запомнить и рассказать его, не искажая сути услышанного.
Сказителем мог быть кто угодно, человек абсолютно любой профессии. Поэтому часто в текстах упоминались сравнения, близкие рассказчику. Например, сказитель-портной мог сравнить отрубленную голову с маленькой пуговицей, отвалившейся от рубахи.
Рассвет былин и их виды
Самый ранний рассвет литературного эпоса происходил в Киеве в XI—XII вв. А после его ослабления они переместились в северные и западные части. Дошедшие до наших времён народные сказания позволяют судить только о содержании народного творчества Киевской Руси, но не о его форме.
Рассказы из уст в уста очень быстро усвоили скоморохи и внесли в них своё влияние. Например, в некоторых сценах говорится, что на пирах у Владимира присутствовали певцы-скоморохи.
Былины XVI—XVII вв. отражают быт казачества и высших кругов Московской Руси. Миру известно около ста сюжетов различных былин, а текстов насчитывается около трёх тысяч. По объективным причинам они не сложились в эпопею. Краткие сюжеты остались разрозненными по месту действию и по героям. Их также разделяют на три типа:
В первых прослеживается героическая борьба ради государственных целей. Они, в свою очередь, разделяются на две группы:
Герои сказаний
Русские былинные герои представляются как могучие и смелые защитники великой земли русской. Киевский князь Владимир Красно Солнышко собрал в своей дружине весь свет воинов (Илья из города Мурома, Добрыня из Рязани, Алёша, родившийся в Ростове, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чирило Пленкович).
Имеются предания и о новгородских героях (Василий Буслаев — силач, купец Садко). Существуют истории, в которых рассказывается о женщинах-богатырках. Так, Добрыня нашёл свою жену в битве и понял это только после того, как она закончилась. Прекрасный воин оказался дочерью Микулы Селяниновича.
С появлением этой героини происходит интересный поворот сюжета. После того как муж ее, Добрыня, уходит в поход на целых 12 лет, к Настасье приходит Алёша Попович и говорит, что видел её мужа убитым. После этих слов он делает предложение руки и сердца молодой женщине и она, не долго думая, соглашается.
Добрыня успевает вовремя вернуться и рушит планы Алёши, после чего учиняет разбор и задаёт ему трёпку. Дальнейшее их примирение устроил Илья Муромец.
Подвиги богатырей
Но главное в народных сказаниях — не любовные передряги, а ратные подвиги, читать про которые очень интересно. Каждый из героев смог чем-то прославиться и отличиться.
Например, в былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» рассказывается о расправе над коварным свистуном. Богатырь выколол ему стрелой глаза и привёз в Киев, чтобы показать разбойника народу и князю. Того мучали сомнения, настоящий ли Соловей перед ним, поэтому Илье пришлось приказать разбойнику свистеть вполсилы. После чего князь велел расправиться со свистуном и ему отрубили голову в чистом поле.
В сказании «Святогор» также упоминается Илья. Святогор, являясь старшим богатырем, хранит силу земли. Он ловит Илью Муромца, сажает его к себе в карман и носит два дня. Богатырь понимает, что Святогор сильнее его, и завоёвывает его расположение. Герои меняются крестами, обнимаются и дают друг другу клятву беречь землю русскую от врагов.
После в горах богатыри находят гроб, в который поочередно ложатся. Для Ильи он большой, а Святогору в самый раз. Муромец накрывает крышку по просьбе старшего богатыря, а открыть её обратно уже нет возможности. Тут Святогор понимает, что его пора прошла — он должен уйти, и передает свои богатырские силы Илье.
Следующим по популярности в народных сказаниях является Добрыня Никитич, а его главный враг — Змей Горыныч. В тот самый миг, когда схватка кажется проигранной, богатырь припадает к земле русской, вновь встаёт с прежними силами и побеждает коварного врага. Про Добрыню говорят, что он умный и хитрый. Именно его князь выбирает в сваты, когда едет просить руки королевны Апраски.
Следующий богатырь — Алёша Попович. Он прославился поединком с Тугариным — военачальником татарского ига. Герой убивает врага прямо у стен города Киева, вызвав его на бой из-за княжеского стола. Вражеское войско повержено. Алёша отказывается от награды.
Ученные до сих пор находят в летописях героев, которые упоминаются в былинах. Это подтверждает факт их реального существования. При чтении о подвигах непобедимых русских воинов мы вспоминаем наших предков и восхищаемся их отвагой и готовностью защищать свою землю. Былины являются источником вдохновения для композиторов, писателей, художников, кинематографистов.
Что это такое былины.
Былина представляет собой эпическую песню, посвященную какому-нибудь важному событию. Этот жанр считается классикой русского фольклора.
В сюжет произведений, написанных в формате былин, ложится рассказ о каком-либо событии, в котором принимали участие герои древности. Также, в некоторых произведениях освещаются и другие, менее эпические истории, которые происходили в России в старые времена. Например, войны между странами.
Раньше произведения из жанра былины называли «старинами». Истории, которые освещались в них, происходили в древности. Отсюда и пошло такое название.
Сам термин «былина» появился в 1839 году. Его «создал» авторитетный русский фольклорист по имени И. Сахаров. Он упомянул термин «былина» в собственном произведении под названием «Песни русского народа».
Также, аналогичный термин применялся в произведении «Слово о полку Игореве». Там его использовали в том смысле, что «по былинам» = «по фактам».
За всю историю нашего фольклора, творцам удалось придумать, как рассказывать былины в жизни. Русские мастера разговорного жанра даже создали технологию, по которой их можно сочинять. А также научились играть произведения на различных инструментах.
В дальнейшем, жанр немного видоизменился. Произведения начали «пропевать» речитативом.
Мастера слова, создававшие былины, разобрались в технологии создания произведений этого жанра. Правило написания былины было только одно:
Если добиться этого при написании произведения, то оно получится красивым и ритмичным.
Примечательно, что все былины накладывались на одну и ту же музыку. Разнообразить произведение можно было только особой подачей. Авторы, воспроизводящие былины, никогда не использовали один и тот же стиль пения. Они каждый раз по-новому подстраивали тембр голоса, делали разные интонации, использовали другие приемы. За счет этого, каждая былина звучала оригинально. И не была похожа ни на какое другое произведение с аналогичным музыкальным сопровождением.
Былины подавали в торжественном стиле
Былины всегда пропевали с нотками торжественности в голосе. Причем, не важно, о каком конкретно событии в них шла речь. О героическом, с хорошей концовкой. Или о трагическом, когда герой умирает.
Чтобы было легче петь, фольклористы пришли к выводу, что процесс подачи произведений нужно немного замедлить. Для этого они прибегли к многочисленным повторением одних и тех же (или похожих по звучанию) слов. Например:
Также, в былинах авторы могут намеренно ставить рядом друг с другом синонимы. К примеру, писать «биться-ратиться». Либо, говорить «дани-пошлины».
Интересно, что в былинах могут повторяться не только слова. Часто бывает и такое, что авторы могут несколько раз описывать один и тот же эпизод в одном произведении. И повторный рассказ про то же событие каждый раз будет подаваться более рьяно, и динамично. С разными интонациями, и тембром голоса. Чтобы былина звучала интереснее.
В былинах действия описываются общими словами
В этом жанре принято не говорить напрямую о том, что персонаж собирается сделать (например, «он залез на коня, и поехал»), а расписывать его текущие деяния. И плавно подводить к основному действию. Причем, делать это в максимальных деталях.
К примеру, в произведении про Добрыню Никитича не говорится напрямую о том, что он «сядет на коня». Все действия персонажа расписываются в стихах. Описывается, что он подходит к коню. Закидывает на него ногу. И залазит на него. При этом, указывается множество деталей.
В старину в подобном формате авторы былин могли описывать какие угодно действия. У них была возможность рассказывать в аналогичном ключе о пире царей, о походе героев куда-либо, и о других событиях. Ограничений не было, и многие сказители пользовались этой особенностью жанра. Активно эксплуатировали ее.
Какие выразительные средства используются в былинах?
Часто в былинах используются гиперболы. С помощью них, автор раскрывает характер одного из героев. А также более подробно описывает его внешность.
Также, в былинах применяются и эпитеты. Их часто используют для того, чтобы сформировать у читателя определенное мнение по тому или иному вопросу. Если эпитеты применяются по отношению к богатырям, то используются прилагательные «могучий, злой». Также, встречаются и более интересные выражения. К примеру, «кровь горячая, ноги резвые». Они помогают лучше описать тех или иных персонажей. И сформировать в голове у читателя/слушателя представление о том, какой герой описывается в произведении.
В былинах применяются и суффиксы. С помощью них, авторы показывали свое уважение по отношению к богатырям. Все слова, которые адресовались им, были произнесены в уменьшительно-ласкательной форме. Например, «думушка, Добрынюшка, шапочка», и так далее. Это свидетельствовало о том, что автор уважает наших богатырей. И относится к ним положительно.
По отношению к отрицательным персонажам тоже применялись суффиксы. Однако, они были направлены на то, что показать негативное отношение автора к подобным героям.
Злых персонажей сказители называли «Угрюмищем, Угарищем поганым», и так далее.
Часто применяются так называемые «ассонансы». Это художественный прием, в рамках которого автор несколько раз повторяет гласные.
Также, сказители используют и аллитерацию. Это художественный прием, в рамках которого автор повторяет согласные звуки.
Два вышеназванных элемента помогают сделать былину красивее. И добиться того, чтобы ее было легко петь.
Былины всегда состоят из трех частей:
Учитывайте, что вышеперечисленные приемы нельзя использовать в абсолютно любом произведении. Все зависит от темы, на которую была написана былина.
К примеру, если автор создает произведение про богатырей, то он может использовать исключительно антитезу. Другие приемы применять запрещено.
Наиболее популярные сюжеты былин
Главных сюжетов в былинах относительно немного. Всего за историю русского фольклора их было создано сто штук.
Однако, каждый из этих 100 сюжетов многократно переписывался другими авторами. Они немного меняли историю, и выразительные средства. Однако, по сути, смысл оставался такой же.
Большинство былин написано про то, что дочь одного царя выходит замуж за сына другого. Или наоборот: один государь сватает свое чадо с дочкой другого. Либо, в произведении описывается то, как несколько мужей борются за одну женщину. И один из них впоследствии берет ее в жены. Речь идет о культовых былинах про Садко, Дуная, Козырина, и других произведениях русского фольклора.
Также, в былинах освещаются события, в рамках которых одно государство борется с вторжением другого. Отбивается от врагов, и отвоевывает свои земли.
В частности, в некоторых произведения описывается борьба русского государства с татарами. Войско России в произведениях с подобным сюжетом отражает набеги врага, и побеждает. Об этом написано в произведениях про ссору Владимира с Ильей, былине про Василия и Добрыню Казимировича, и так далее.
Также, есть былины, в которых рассказывается про борьбу Руси с литовцами. Прочитать об этом можно в произведении «Былина о наезде литовцев».
На полках книжных магазинов представлено множество книг, в которых рассказывается про былины. Рекомендуем приобрести сборник рассказов. В нем будет представлено множество интересных произведений, которые определенно понравятся ребенку любого возраста.