Что такое бюджетная сфера
Работники бюджетной сферы – кто к ним относится
В законодательстве нет четкого определения кто относится к работникам бюджетной сферы, однако сам термин в документах, которые регулируют трудовые отношения, существует.
Основным критерием, определяющими что работники относятся к данной области, считается оплата труда, то есть, источник финансирования.
В случае, если перечисления происходят из бюджета, значит, сотрудников финансирует государство (бюджет).
Общие сведения
О деньгах
Денежные средства могут быть выделены из следующих видов бюджета:
Однако, на правовой статус человека совершенно не оказывает влияние из какого вида бюджета ведется финансирование, в любом случае он считается работником бюджетной сферы. Гражданский служащий осуществляет трудовую деятельность на определенной должности согласно акту о назначении и заключенного контракта. При этом он получает денежные средства за счет федерального бюджета либо бюджета субъекта РФ. Большая часть населения, занятого в данной сфере, является работниками государственных учреждений (обслуживающим либо руководящим персоналом).
Примерный перечень работников бюджетной сферы:
— работники налоговой инспекции, деятельность которых связана с пополнением бюджета (регионального и государственного),
— работники казначейства и таможенники,
-работники, занятые в сфере здравоохранения (исключая персонал частных медицинских учреждений),
— работники, занятые в сфере образования (исключая педагогический состав, трудящийся в частных образовательных учреждениях),
— военнослужащие разных категорий (исключая военнослужащих по призыву),
— сотрудники полицейских органов, ученые и т.д.
Теперь мы имеем представление о категориях работников бюджетной сферы и, становится понятна значимость для жизнедеятельности государства финансирования этой части населения.
Кроме финансирования денежных средств из бюджета на выплаты, существует перечень разных видов льгот, направленных, в том числе на улучшение условий их проживания. На сегодняшний день, численность населения, занятого в бюджетной сфере составляет больше 14 миллионов человек. Из них, около 4 миллионов занято в государственных учреждениях, а оставшаяся часть — в организациях муниципального и регионального значения.
Нагрузка на бюджет
Исходя из численности, делаем вывод о том, какая значительная нагрузка ложится на бюджет. Надо сказать, что затраты на финансирование работников бюджетной сферы, однозначно, планируются в расходной части бюджета. В случае задержки выплат по заработной плате, виновны лица, участвующие в планировании бюджетных расходов.
Для бюджетных работников утверждается тарифная сетка и оклад. Размер заработной платы может существенно меняться в зависимости от штатной должности, трудового стажа, местности, в которой трудится работник и т.д. Оклады бюджетникам устанавливаются в соответствии с местом трудовой деятельности. Всем известно, что в Москве и крупных городах врачи, педагоги и другие бюджетники имеют выплаты значительно выше, чем их региональные коллеги. Это большая проблема, которая существует на сегодняшний день.
Надо отметить, что оплата труда категории бюджетников также зависит от других факторов. Например, определенные денежные надбавки предусмотрены за совмещение должностей, квалификацию и т.д. Кроме того, может быть применено поощрение в виде денежных премий от руководства организаций. Есть ряд регионов с тяжелыми условиями для жизни, требующими больших расходов (к примеру, находящийся на севере город Норильск), где заработные платы значительно больше, однако, и расходы на оплату жилья тоже превышают средние по стране.
Несмотря на проводимые индексации, заработная плата работников бюджетной сферы, достаточно низкая. Естественно, и заинтересованность граждан к вакансиям в данной области значительно ниже, чем в любой другой. Большой проблемой является дефицит профессиональных кадров, особенно в маленьких городах. Причина прозрачна — при отсутствии перспектив низкий уровень дохода.
Подробности
В период кризиса, в плане защищенности работники бюджетной сферы имеют некоторые преимущества: в других сферах, в это время уровень зарплат может снижаться, а у бюджетников она индексируется. К тому же данная категория работников вполне может рассчитывать на определенную стабильность и дополнительные бонусы, которые зависят от сферы деятельности. Значительную роль играет место проживания, где бюджетникам льготы определяет местные органы власти (например, выделяются участки земли вне очереди, предоставляется санаторное лечение).
К плюсам также можно отнести отпуска, которые несколько продолжительнее, чем у граждан, работающих на частных предпринимателей. Например, отпуск учителя составляет 60 суток, а рабочая неделя, определенная по закону, составляет от 18 часов. Бюджетники имеют право на обязательные медицинские осмотры на бесплатной основе, для представителей определенных профессий предоставляется скидка на оплату коммунальных услуг.
Дети работников бюджетной сферы на льготных условиях обеспечиваются местами в детских садах (например, дети военнослужащих, воспитателей и полицейских).
Для представителей некоторых профессий (например, медицинских работников, полицейских и преподавателей) государство предоставляет льготы, привлекая их для работы в сельской местности. Например, для медиков, готовых трудиться и проживать в сельской местности, государство выплачивает сумму в 1 миллион рублей, решая, таким образом, жилищную проблему.
Помимо этого, бюджетные работники, работающие на селе, могут рассчитывать на скидку в оплате коммунальных услуг и получении дополнительных средств в качестве премий. Для бюджетников, работающих в сельской местности, предусмотрены льготы при пользовании междугородным транспортом, а также (в зависимости от региона) льгота на оплату стационарного телефона либо покупки твердого топлива. Надо учесть, что для получения перечисленных льгот, специалист должен заключить с госучреждением контракт на срок не менее чем на 5 лет.
Итоги
Государство предлагает специальную программу кредитования для бюджетников — более низкую процентную ставку при покупке жилой недвижимости в ипотеку. Это касается медицинских работников, преподавателей, работников как муниципальных, так и государственных учреждений.
Характеристика бюджетной сферы
Специалисты бюджетной сферы – работники окружных государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания (социальной защиты), культуры и искусства, физической культуры и спорта, ветеринарии, занимающие должности руководителей и специалистов в соответствии с тарифным квалификационным справочником по соответствующей отрасли (за исключением работников, выполняющих функции по обеспечению деятельности указанных учреждений), проживающие и работающие в автономном округе в сельской местности и поселках городского типа.
Бюджетные организации могут классифицироваться по ряду признаков:
1. В зависимости от выполняемых ими функций (т.е. по роду деятельности) бюджетные организации могут подразделяться в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета.
По этому признаку можно выделить бюджетные организации, реализующие функции государства и, соответственно, получающие финансирование по разделам бюджетной классификации [24, c. 50]:
· государственное управление и местное самоуправление, к которому, в частности, относится Комитет РФ по финансовому мониторингу, Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, Федеральная служба РФ по финансовому оздоровлению и банкротству, Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ;
· судебная власть, в том числе Конституционный Суд, Верховный Суд, суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд;
· международная деятельность, посольства и представительства за рубежом и т.д.
2. В зависимости от источника финансирования бюджетные организации могут быть разделены на следующие группы [24, c. 50]:
· финансируемые за счет средств федерального бюджета;
· финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ;
· финансируемые за счет средств местных бюджетов.
3. По источникам формирования средств бюджетные организации могут быть разделены на две группы [24, c. 51]:
· бюджетные организации, оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, имеющие собственные источники средств;
· бюджетные организации, не оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, не имеющие собственных источников средств.
В состав учреждений бюджетной сферы входят:
· культура и искусство, кинематография;
· физической культуры и спорта;
· средства массовой информации;
· жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство.
Сложившаяся в настоящее время в Российской Федерации система образования – весьма сложный объект, описание которого приводится в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ее составляющие включают: сеть образовательных учреждений, образовательные стандарты и программы, ресурсное, кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое обеспечение, организация сотрудничества с другими образовательными системами, управление [19].
Неотъемлемым элементом российской системы образования выступает сеть образовательных учреждений, осуществляющих образовательный процесс. Она имеет весьма сложную структуру, состоящую из следующих типов учреждений:
· общеобразовательные, состоящие из трех ступеней: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
1. для детей с отклонениями в развитии;
3. дополнительного образования взрослых;
4. дополнительного образования детей;
5. специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников, детей, остающихся без попечения родителей (законных представителей);
6. другие учреждения, проводящие образовательный процесс.
Трудовые договора с педагогическими работниками согласно Постановлению Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (ред. от 14.01.2014 г.) должны предусматривать такие обязательные условия оплаты труда, как:
· размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, конкретно установленный за исполнение работником трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы);
· размеры выплат компенсационного характера (при выполнении работ, в условиях, отклоняющихся от нормальных);
· размеры выплат стимулирующего характера либо условия для их установления со ссылкой на локальный нормативный акт, регулирующий порядок осуществления выплат стимулирующего характера, если их размеры зависят от установленных в организации показателей и критериев.
Здравоохранение — отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья [18, c. 8].
Учреждения здравоохранения подразделяются на три типа:
1. Лечебно-профилактические учреждения:
· учреждения здравоохранения особого типа (патологоанатомическое бюро; центры медицины катастроф и др.);
· учреждения скорой медицинской помощи и др.;
· учреждения охраны материнства и детства;
2. Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы: а) санитарно-эпидемиологические учреждения (дезинфекционные станции, противочумные центры (станции), центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, городах и районах, административных округах и районах в городе и др.); б) учреждения профилактической медицины, например, Центр гигиенического образования в г. Москве [18, c. 55].
3. Аптечные учреждения — аптеки лечебно-профилактических учреждений, медицинские склады, контрольно-аналитическая лаборатория, центр контроля качества и сертификации лекарственных средств [18, c. 55].
Учреждения здравоохранения могут осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии на избранный вид деятельности. Лицензии выдаются Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ее территориальными органами.
Рекомендуемые минимальные размеры окладов медицинских работников учреждения устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей служащих к ПКГ, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. № 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников» (зарегистрировано в Минюсте России 27 сентября 2007 г. № 10190). (см. рис. 1.1)
Оклады заместителей руководителей структурных подразделений рекомендуется устанавливать на 5-10 процентов ниже окладов соответствующих руководителей [5].
К субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся:
· физкультурно-спортивные организации, спортивные клубы;
· детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры спортивной подготовки, центры олимпийской подготовки;
· образовательные учреждения, физкультурно-спортивные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта;
· Олимпийский, Параолимпийский, Сурдоолимпийский комитеты;
· федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, муниципальные органы в области физической культуры и спорта, подведомственные им организации;
· профессиональные союзы в области физической культуры и спорта;
· граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены, спортивные судьи, а также тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта [11, c. 150].
Кто относится к работникам бюджетной сферы
Содержание статьи
Кто платит зарплату
В большинстве нормативных актов, регулирующих вопросы денежного содержания работников бюджетной сферы, специальной строкой оговаривается, что подразумевает данный документ под понятием «бюджетная организация». Как правило, это те организации, функции и полномочия учредителя которых выполняют органы исполнительной власти разных уровней – государственного, регионального и муниципального.
В настоящее время определяющим критерием является источник финансирования выплат заработной платы из средств, выделяемых бюджетами этих трех уровней. Получается, что к работникам бюджетной сферы относятся все, кто получает зарплату из бюджета, чей труд оплачивается в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС) и те, которые получают оплату непосредственно из того или иного бюджета. Эти выплаты, конечно, заложены в статье «Расходы» этих бюджетов.
В некоторых законодательных актах содержатся определения, по которым работниками бюджетной сферы признаются те физические лица, которые состоят в трудовых отношениях с бюджетными организациями и получают зарплату с учетом окладов, устанавливаемых на основе ЕТС.
Кто является бюджетником
В 2012 году в Российской Федерации численность сотрудников бюджетных организаций составляла более 14 миллионов человек. Из них около 3,7 миллионов работали в федеральных государственных учреждениях, 4 миллиона – в государственных учреждениях субъектов РФ и 7 миллионов – в муниципальных учреждениях.
Кроме работников федеральных государственных учреждений, таких, как налоговая инспекция, казначейство, таможенная служба и пр., к бюджетникам относятся работники образования и здравоохранения, социального обслуживания, культуры или науки.
В эту категорию попадает также гражданский персонал воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых по закону предусмотрена воинская служба, а также гражданский персонал некоторых федеральных органов исполнительной власти, связанных с деятельностью в области обороны, правоохранительной и государственной безопасности.
Тем, кто может считать себя работником бюджетной сферы, государство предусматривает в бюджете средства на целевые программы, в том числе и на субсидии для приобретения жилья. В государственной казне предусмотрены средства и на различные социальные льготы работникам бюджетной сферы.
Понятие и сущность бюджетной сферы. Роль Российской Федерации в сфере бюджетных правоотношений
Макаров А.В., директор Юридического института Читинского государственного университета, кандидат юридических наук.
В сфере экономической деятельности государства в настоящее время нет актуальней проблемы, чем правовое регулирование отношений по созданию, распределению, перераспределению, использованию и контролю бюджетных средств. В юридическом отношении это сложная междисциплинарная проблема.
См.: Кучеров И.И. Бюджетное право России: Курс лекций. М.: АО «ЦентрЮрИнфор», 2002. С. 53.
Понятие «бюджетная сфера» отнюдь не тождественно предмету бюджетного права. Оно гораздо шире, хотя и основывается на бюджетном законодательстве.
К бюджетной сфере следует отнести не только собственно бюджетные отношения, но и отношения, касающиеся налоговых платежей в бюджет.
Это существенное дополнение обусловливается тем, что эффективность функционирования бюджетной системы РФ в целом существенно зависит от доходов, около трети из которых состоят из доходов налоговых. Тем более что на налоговые доходы бюджета указывается в ч. 1 ст. 39 БК РФ: «Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации». Таким образом, БК РФ в данной норме отделяет отношения, возникающие при формировании налоговых доходов, от правоотношений, регулируемых БК РФ.
Итак, бюджетную сферу следует определить как совокупность общественных отношений, возникающих в связи с образованием и использованием фондов денежных средств, сосредоточиваемых в бюджетах всех уровней.
Содержание любых общественных отношений заключается в совокупности прав и обязанностей их субъектов. Российская Федерация обладает рядом суверенных прав, в числе которых важнейшее место занимают бюджетные полномочия.
См.: Крохина Ю.А. Вопросы бюджетно-правового статуса Российской Федерации // Право и политика. 2001. N 6. С. 17.
См.: Погосов И.А. Бюджет государства. В кн.: Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. В.Н. Сенчагова, А.И. Архипова. М., 1999. С. 168.
При реализации бюджетной компетенции Российской Федерации происходит частичное перераспределение денежных средств федерального бюджета между субъектами РФ в целях выравнивания их социально-экономических условий. Такое положение дел имеет принципиальное значение для становления подлинно федеративных отношений в российском государстве, поскольку показывает соотношение объема бюджетных прав центра и субъектов Российской Федерации, а также порядок бюджетных взаимоотношений.
Законодательное регулирование бюджетных правоотношений осуществляется Российской Федерацией в пределах ее компетенции относительно установления основ федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития. Согласно федеративному устройству государства в сфере бюджетной деятельности Россия устанавливает основы регулирования бюджетных правоотношений (дальнейшая детализация которых осуществляется субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в рамках их компетенции).
Таким образом, содержание бюджетных правоотношений выражается в праве установления доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы, в том числе налогов, сборов и иных обязательных платежей; разграничении полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации; установлении минимальных государственных социальных стандартов норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг; утверждении бюджетной классификации Российской Федерации; установлении единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации; установлении оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации; централизации средств иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования общегосударственных мероприятий.
Бюджетные правоотношения порождают совокупность прав и обязанностей субъектов этих отношений. Так, бюджетная компетенция Российской Федерации относительно собственного (федерального) бюджета складывается из совокупности следующих прав: право иметь свой (федеральный) бюджет (ст. 10 БК РФ); право нормативно-правового регулирования бюджетной деятельности федерального уровня (ст. ст. 2, 3 БК РФ); право на получение собственных доходов, включаемых в федеральный бюджет (п. 1, 2 ст. 49 БК РФ); право на установление предельного размера дефицита федерального бюджета и разработку мер по его сокращению (глава 13 «Дефицит бюджета и источники его покрытия» раздела IV БК РФ); право самостоятельно определять направления использования федерального бюджета и объем средств, выделяемых по конкретным статьям (ст. 84 БК РФ); право утверждать состав защищенных статей текущих расходов федерального бюджета (ст. 84 БК РФ); право образовывать в составе федерального бюджета бюджет развития, резервные и иные целевые фонды (ст. 81 БК РФ; ст. ст. 52, 148 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год»); право на утверждение в составе федерального бюджета оборотной кассовой наличности (ст. 81 БК РФ; ст. ст. 52, 148 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год»); право на организацию и осуществление бюджетного процесса относительно федерального бюджета (часть 3 «Бюджетный процесс в Российской Федерации» БК РФ).
Бюджетная компетенция Российской Федерации по отношению к бюджетам субъектов Российской Федерации складывается из совокупности следующих прав: разграничивать бюджетные доходы между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации; осуществлять бюджетное регулирование путем утверждения дифференцированных или единых нормативов отчислений от регулирующих доходов для зачисления их в бюджеты субъектов РФ и (или) путем выделения определенных форм финансовой помощи; образовывать в числе прочих фонды финансовой поддержки субъектов Российской Федерации; возмещать субъектам Российской Федерации дополнительно произведенные расходы или выпавшие доходы, обусловленные действиями органов власти Российской Федерации; устанавливать порядок и осуществлять судебную защиту бюджетных прав субъектов РФ.
Бюджетная компетенция Российской Федерации по отношению к местным бюджетам складывается из совокупности следующих прав: создание правовых основ порядка аккумулирования, распределения и использования централизованного денежного фонда муниципального уровня; правовое регулирование основных вопросов организации межбюджетных отношений органов местного самоуправления субъектов РФ; определение единых методологических подходов формирования местных бюджетов; установление минимальных государственных социальных стандартов для формирования местных бюджетов; регулирование порядка передачи в местные бюджеты части доходов федерального бюджета для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий федерального уровня; установление видов и порядка предоставления финансовой помощи из федерального бюджета в бюджеты муниципальных образований; установление порядка предоставления средств, выделяемых из федерального бюджета, в фонды финансовой поддержки местного самоуправления субъектов РФ; установление порядка компенсации увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти; правовое регулирование особенностей порядка образования, распределения и использования средств местных бюджетов в приграничных и закрытых административно-территориальных образованиях; установление порядка и осуществление судебной защиты бюджетных прав муниципальных образований; обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления; осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления нормативных бюджетно-правовых актов Российской Федерации.
См.: Крохина Ю.А. Вопросы бюджетно-правового статуса Российской Федерации // Право и политика. 2001. N 6. С. 19.
Перечисленные и систематизированные бюджетные права Российской Федерации порождают соответствующие обязанности, а также определяют содержание прав иных субъектов бюджетных правоотношений.