Что такое переплеты оклады
Переплеты и оклады древнерусских напрестольных Евангелий
Переплет – необходимый элемент книги-кодекса, выполняющий не только защитную функцию. Переплеты средневековых манускриптов нередко являются также памятниками ремесла и произведениями искусства. Несколько таких образцов ( №№ 60–64 ) составляют отдельный небольшой раздел экспозиции.
Типичный древнерусский переплет имеет крышки, изготовленные из дерева и поволоченные, вместе с корешком, материалом покрытия (кожа, ткань). Переплет непременно имел застежки, которые надежно фиксировали блок книги в закрытом состоянии, предохраняя пергаменные листы рукописи от деформации, а бумажные – от механических повреждений. Основным способом украшения переплетов было слепое тиснение по коже, которое появляется на русских переплетах в XIV в. Поверх материала покрытия на нижнюю крышку переплета обычно набивались защитно-декоративные металлические детали: средники, наугольники-жуки (металлические бляхи разных форм). Они украшали книгу, одновременно предохраняя тисненую кожу или дорогую ткань от трения.
Верхние крышки переплетов книг Священного Писания стремились украсить окладами, которые часто являются произведениями золотого и серебряного дела. Оклады литургических книг составляют образное украшение книги, священные изображения на них призваны раскрыть всю полноту роли этих кодексов в богослужении. Создание драгоценного оклада напрестольного Евангелия, являющегося образом самого Спасителя, было важнейшим деянием при устройстве каждого нового храма, главной заботой его ктиторов. Драгоценность используемых материалов: золота, серебра, драгоценных камней и жемчуга, а также различных техник: чеканки, тиснения, литья, гравировки, цветных эмалей, чернения, — были призваны подчеркнуть значимость святыни и воздаваемое ей исключительное почитание.
Евангелие неизменно находилось на храмовом престоле и участвовало во всех службах церкви. В русской Церкви утвердился обычай украшения в основном верхней крышки напрестольных Евангелий. Нижняя крышка переплетов, за редким исключением, не имела лицевых изображений. Священные изображения окладов раскрывают идею воплощения, искупительной жертвы и второго пришествия Христа, поэтому в центре окладов помещается образ Христа Вседержителя с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей (Деисус), Голгофский крест, сцены Распятия и Сошествия во ад. В углах оклада располагаются образы авторов канонических текстов — четырех евангелистов. Эти изображения нередко дополняли образы небесных сил и чины святых, среди которых мог находиться святой, во имя которого был освящен храм, основатель монастыря, небесные заступники заказчиков кодекса. Менее роскошное украшение древнерусских напрестольных Евангелий составляла наборная декорация, состоявшая из отдельных пластин средника, наугольников и декоративных элементов.
На выставке представлены переплеты с окладами трех Евангелий из собрания новгородского Софийского собора: два наборных оклада, укрепленных поверх тканевого покрытия ( №№ 62, 64 ) и оклад с накладными элементами поверх металлической басмы ( № 63).
Редким типом украшения крышек переплетов напрестольных Евангелий являются живописные образы, превращающие закрытую книгу в икону. На верхнюю крышку переплета Евангелия наносили слой левкаса, по которому темперой или масляными красками писали традиционные изображения: Деисус – сцена моления Богородицы и Иоанна Крестителя ( № 60 ); Распятие и четыре евангелиста ( № 61 ).
Переплеты датируют по особенностям конструкции крышек и корешка, их креплению, типу декора. Поскольку переплет, оберегая книжный блок, по мере пользования книгой мог разрушаться, выходить из строя и заменяться другим, возможны случаи хронологического несоответствия рукописи, переплета и его оформления. Так, экспонируемый рукописный кодекс ( № 60 ) был создан в cepедине XVI в., этим столетием может быть датирован и его переплет, а живопись, украшающая верхнюю крышку, относится к первой половине XIX в.
В ТЕТРАДЯХ – непереплетенная книга. XIV-XV вв.
ВЕРТЛЮГ – две планки на стержне, служащие для прикрепления металлической, например литой, застежки к нижней крышке переплета. 1641 г.
ВИНТ – деталь тисков, деревянный или металлический стержень со спиральной нарезкой, соединяющий неподвижную и подвижную колоду, сверху которой на него навертывается гайка (см. ключ). 1701 г.
ВОЛОЧИТЬ – обтягивать, покрывать переплетные крышки каким-либо материалом. XV в.
ВЫБИВАТЬ – 1) тиснить на переплете. 1630 г. 2) басмить холодным способом на обрезах книги. 1630 г.
ВЫБОЙКА – хлопчатобумажная ткань с набивным узором. 1592-1593 гг.
ВЯЗАТЬ – шить (1629 г.) или переплетать (1656 г.)
ГВОЗДЬ – то же, что жук. 1695 г.
ГЛАВИЦА – то же, что закладка. 1589 г.
ГЛАВКА – то же, что каптал. XVIII в.
ГЛАЗОК – место на корешке книги, где оттиснуто ее название. XIX в. – нач. XX в.
ГЛЯНЕЦ – 1) блеск отполированной или начищенной поверхности. XVII в. 2) утюг для лощения позолоты, глаженья бумаги или кожи. XVIII в.
ГНЕЗДО – сквозное отверстие или небольшое углубление на внешней стороне нижней крышки переплета, в котором крепится ремень застежки. XVIII в.
ГОЛОВКА – 1) верхний конец корешка книжного блока (ср. хвостик); 2) корешок тетради XX в.
ГУБОЧКА – загиб кожи на конце корешка, прикрывающий сверху каптал. XVIII в.
ДО ПОЛУДОСОК – то же, что в затылок. 1653 г.
ДОРОГИ (дорога) – восточная шелковая ткань с полотняным (гроденаплевым) переплетением нитей, тождественная тафте. 1586 г.
ДОРОЖИТЬ – тиснить дорожником на переплете. XVIII в.
ДОРОЖКА – прямая линия на переплете, оттиснутая дорожником. XIX в. – нач. XX в.
ДОРОЖНИК – инструмент в виде короткого тупого ножа или копья для тиснения на переплетных крышках непрерывных гладких линий; по гравировке дорожники бывают в одну, две и более полосок. 1640 г.
ДОРОЖНИК КОЛЕСНЫЙ – то же, что прокат. 1665 г.
ДОРОЖНИК УКЛАДНОЙ – стальной с хорошо наваренным лезвием дорожник. 1645 г.
ЖЕЛОБОК – углубление, выдолбленное вдоль торца переплетной доски. XX в.
ЖУК – небольшое защитно-декоративное украшение в виде гвоздя, шляпка которого может иметь разнообразную форму: квадратную, круглую, ромбовидную, копьевидную и др. 1583 г.
ЖУКОВИНА – то же, что жук. XX в.
ЖУЧОК – то же, что жук. 1579 г.
ЗАВЯЗКА – лента, тесьма, шнурок и т.п. на верхней и нижней переплетной крышке для завязывания книги. 1673 г.
ЗАГЛАВИЦА – то же, что и каптал. XVIII в.
ЗАГОЛОВОК – то же, что каптал. XIX в.
ЗАДВИЖКА – то же, что застежка. 1701 г.
ЗАДОК – 1) то же, что корешок – край книжного блока, где скреплены тетради. XIX в. 2) часть переплетной крышки, прилегающей к корешку. XIX в. – нач. XX в.
ЗАКЛАДКА – книжная закладка. 1689 г.
ЗАКРАЕК – то же, что кант. XVIII в.
ЗАМЕТКА – то же, что застенок. XVII в.
ЗАМОК – приспособление для застегивания книги, которое состоит из спня (спенька), пробоя, застежки, ремешка, гнезда и прибоя. 1676 г.
ЗАСТЕЖКА – приспособление для сохранения книги, стягивающее крышки переплета не со стороны корешка, бывает двух видов: 1) кольцо из металла или кости, петля, прорезное отверстие на конце ремешка, которое накидывается на спень (деревянный или металлический штырек). 1359 г. 2) находящаяся на конце ремешка пряжка с крючком по размеру пробоя – прорезного отверстия второй металлической части застежки. 1514 г.
ЗАСТЕНОК – часть книжного оклада; покрышка из металла или ткани у каждого из трех обрезов книги для их защиты от загрязнения и повреждения. 1577-1578 гг.
ЗАТЫЛОК – то же, что корешок – край книжного блока, где скреплены тетради. XVI в. 2) наклеенный на него покровный материал. 1599 г.
захабцы – отогнутые корешки крайних тетрадей для того, чтобы переплетные крышки имели надежную опору и не выступали над корешком книги. XVIII в.
ЗЕМЛЯ – фон, поле, грунт. 1582-1583 гг.
ЗЕНДЕНЬ – дешевая хлопчатобумажная ткань, тождественная по технике изготовления миткалевым тканям (выбойка, киндяк, кумач, миткаль), но с чуть более толстыми нитями, чем в киндяке. 1568 г.
ЗУБЧАТКА – разновидность проката с зубчатым колесиком для тиснения на материале покрытия. 1665 г.
ИЗОРБАФ – восточная, скорее, персидская шелковая ткань с введением в нее тонкого пряденого и ленточного золота и серебра. 1666 г.
– небольшой драгоценный камень или его блестка на книжном окладе. XVII в.
ИРХА – козлиная, ослиная, овечья, оленья и др. кожа, обработанная под замшу.
ИСПОДНИК – защитно-декоративное украшение на нижней (исподней) доске переплета.1675 г.
КАМКА – шелковая цветная узорчатая ткань, отличительными признаками которой являются: 1) наличие только одной основы и одного сквозного утка; 2) почти одинаковая толщина нитей в основе и утке (в основе нити несколько тоньше). 1486 г.
КАМКА АДАМАШКА – камка, привозимая первоначально из Дамаска, по которому она получила свое название; ее характерным признаком является очень мелкий («мелкотравчатый»)узор. 1626 г.
КАНТ – выступающий за книжный блок край переплетной крышки. XIX в. – нач. XX в.
КАПТАЛ – декоративно-техническая тканая или плетеная деталь на верхнем и нижнем концах корешка, защищающая его и придающая большую прочность. XIX в.
КИНДЯК – тонкая просвечивающая хлопчатобумажная ткань без узоров с полотняным (гроденаплевым) переплетением нитей, окрашенная в один цвет после ее снятия со станка. XVI в.
КОЖА НАКРОПЛЕННАЯ – украшенная напрыском кожа. 1687 г.
КОРЕНЬ – окончание ремня застежки, которое крепится в гнезде на нижней крышке переплета. XVIII в.
КОРЕШОК – 1) край книжного блока, где скреплены тетради. XVIII в. 2) корешок тетради. XIX в. – нач. XX в.
КОСИНА – скос на канте к наружному или внутреннему краю переплетной крышки. XVIII в.
КРАШЕНИНА – грубый крашеный холст. 1551 г.
КРОВЛЯ – то же, что поволочка. 1829 г.
КРЮЧОК – крючок застежки по размеру прорезного отверстия у пробоя. XVII в.
МОТОУЗ – то же, что шнур. XVIII в.
МУХОЯР – хлопчатобумажная ткань с шерстяной или шелковой нитью. 1577 г.
НАВОД – узор, наведенный золотом, чернью и т.п. XVI в.
НАГАЛИЩЕ – то же, что чехол. 1635 г.
НАКАТКА – оттиск, получившийся в результате тиснения прокатом. XIX в.
НАКЛЕЙКА – 1) приклеенная полоска бумаги, кожи, пергамена или ткани на корешке книжного блока между шнурами; 2) то же, что шпонка. XVIII в.
НАПРЫСК – крапчатая окраска переплетных крышек или обрезов. XVIII в.
НАРЯД КНИЖНЫЙ – накладные украшения. 1558 г.
НАУГОЛЬНИК – 1) защитно-декоративное украшение, прибитое в углу переплетной доски. 1567 г. 2) штамп для тиснения в углах крышек. 1626 г. 3) оттиск, получившийся в результате тиснения. XX в.
ОБЛОЖКА – мягкая крышка книги (в отличие от твердого переплета). XIX в.
ОБОЛОЧКА – 1) процесс покрытия переплетных крышек и корешка каким-либо материалом. XVII – XVIII в в.
ОБРЕЗ – поверхность обрезанного торца книжного блока сверху и спереди. 1630 г.
ОБЪЯРЬ – одноцветная безузорная или, как правило, с «травами» шелковая ткань, нередко обогащенная введением сквозного утка из тончайших полосок золота или серебра. 1328 г.
ОКЛАД – книжный оклад, декоративное покрытие переплета, выполненное в жестких материалах. 1627 г.
ОКОВАТЬ – изготовить книжный оклад. XV в.
ОКОВЫ – то же, что оклад.1642 г.
ОСЕРЕДОК – то же, что средник в 1) значении. 1689 г.
ПЕРЕПЛЕТ – 1) книжный переплет. 1498 г. 2) переплетание книги. 1626 г.
ПЕРЕПЛЕТ «СУМКОЮ» – мягкая обложка из кожи или ткани с широким, чаще всего треугольным, клапаном, как у конверта, на одной из крышек, далеко выступающим за ее передний край. XX в.
ПЕТЛЯ – см. застежка в 1) значении. 1631 г.
ПЛАЩ – полое украшение (наугольник или средник) со вставленным внутрь плоским куском дерева. 1630 г.
ПЛЕСТИ ЗАГОЛОВКИ – обшивать нитками верхний и нижний концы корешка книжного блока, изготовляя каптал. XVII- XVIII вв.
ПЛЕТЬ – то же, что шнур. XVIII в.
ПОВОЛОКА (ПОВОЛОЧКА) – материал покрытия, обтягивающий переплетные крышки. 1545 г. (1622 г.)
ПОДЗОР (ПОДЗОРЫ) – то же, что каптал. XIX в. – нач. XX в.
ПОКРЫШКА – то же, что поволочка. XIX в. – нач. XX в.
ПОЛЕ – 1) чистая полоса вдоль края листа в книге; различаются верхнее, нижнее, корешковое и наружное поля. 1687 г. 2) то же, что кант. XVII–XVIII вв.
ПРИБОЙ – металлическая накладка, закрепленная поверх ремня застежки на лицевой стороне нижней крышки. 1641 г.
ПРИКРЕПА – то же, что прибой. 1685 г.
ПРИПЕРЕПЛЕТНЫЙ ЛИСТ – первый лист между переплетной крышкой и титульным листом (не путать с листом, приклеенным к переплетной крышке изнутри), употребляется в охранных целях; используется для датировки переплета, в том числе по бумажным филиграням; чаще не совпадает с бумагой самой книги
ПРИСТЕНКА – то же, что застежка. 1598 г.
ПРОБОЙ – металлическая или костяная планка с прорезом по размеру крючка застежки на лицевой стороне верхней переплетной крышки. XVI в.
ПРОПИЛ – углубление в доске переплета для ремня, соединяющего книжный блок с крышками. XIX в.
РЕМЕНЬ – 1) полоса кожи, соединяющая книжный блок с переплетными досками. XIX в. РЕМЕШОК – лента из кожи, ткани, веревка и т.п., соединяющая застежку с нижней крышкой переплета. 1678-1679 гг.
РЕПЕЙ – то же, что жук. 1642 г.
РУБЕЖОК – 1) небольшой желобок на коротком торце переплетной доски у корешка для основы каптала. 2) углубление для шнура в крышке переплета, соединяющее в ней сквозные отверстия. XVIII в.
САФЬЯН – кожа таннидного (растительного) дубления, выделанная из шкур коз или овец. 1589 г.
СКОБКА – металлическая полоска на коротком торце переплетной доски; прибивается для того, чтобы книгу можно было ставить в вертикальном положении. XIX в. – нач. XXв.
СЛОВЕСНИК – штамп для тиснения надписи « к % нга % глемая » и ее названия. XIX в. – нач. XX в.
СПЕНЬ (СПЕНЕК) – стержень на верхней доске переплета, на который накидывается ремень с прорезным отверстием, петлей или кольцом из металла или кости. 1515-1591 гг.
СРЕДНИК – 1) защитно-декоративное украшение различной формы (часто в виде креста). 1669 г. 2) штемпель для тиснения посередине крышки переплета. 1635 г. 3) оттиск, получившийся в результате тиснения. 1687 г.
СУПЕРЭКСЛИБРИС – оттиснутый на внешней стороне переплетной крышки или корешка знак, обозначающий принадлежность книги какому-либо владельцу. XIX в.
ТАФТА – гладкая шелковая ткань без узоров с полотняным (гроденаплевым) переплетением нитей, одинаковая с лицевой и внутренней стороны; узорные сорта тафты с введением в нее нитей пряденого золота или серебра встречаются очень редко. 1503 г.
ТИТЛО – то же, что глазок. XIX в. – нач. XXв.
ТРАВЫ – узорчатый рисунок. 1579 г.
УГОЛЬНИК – то же, что наугольник в 1) и 2) значении. 1701 г. и 1875 г.
УДЕЛЬ – пачка, состоящая из 15 тетрадей по 4 двойных листа в каждой. XIX в. – нач. XXв.
УСТАВКА (СКАМЬЯ ШИТЬЯ) – переплетный (швальный) станок для шитья книжного блока, состоящий из широкого основания, двух стержней с винтовой нарезкой по бокам доски, надетой на них сверху подвижной планки, поддерживаемой двумя деревянными гайками; между планкой и основанием натягиваются шнуры, к которым пришиваются тетради книги. 1665 г.
ФИЛЕТА – инструмент с печатающей дугообразной поверхностью для тиснения гладких или орнаментальных линий самой разнообразной формы на переплетных крышках и корешке; по гравировке филеты бывают в одну, две и более полосок. XIX в.
ФИНИФТЬ – название эмали, употреблявшейся в Древней Руси. XVI в.
ФИЦБУНД – неглубокий горизонтальный прорез на корешке со стороны головки или хвостика, в котором нитки при шитье книжного блока переходят из одной тетради в другую. XIX в.
ФОРЗАЦ – оборотный лист верхней переплетной крышки; сложенный пополам лист бумаги, пергамена или ткани, одной половиной приклеенный к оборотной стороне переплетной крышки, а другой – к первой тетради книжного блока (не смешивать с припереплетным листом). XIX в.
ХВОСТИК – нижний конец корешка книжного блока. XIX в. – нач. XX в.
ЧЕХОЛ – покрышка из мягкой кожи или ткани для сохранения книги. 1685 г.
ШИТЬ – шить нитками книжный блок. XVII в.
ШНУР – крученая веревка из пеньки, реже льна, соединяющая книжный блок с переплетными крышками. XVIII в.
ШПЕНЬ (ШПЕНЕК) – то же, что спень. XIX в.
ШПОНКА – узкая дощечка небольшой толщины, вставленная в паз переплетной крышки для большей прочности и во избежание ее деформации. XIX в.
ШТЕМПЕЛЬ – разнородный по форме и гравировке штамп для тиснения на материале покрытия. 1875 г.
ЭКСЛИБРИС – книжный знак (бумажный ярлык или рисунок) преимущественно на внутренней стороне переплетной крышки, содержит сведения о владельце книги. XIX в.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Гусева А.А. Украинский переплет XVII – XVIII в в. // Идентификация экземпляров украинских изданий кирилловского шрифта второй половины XVI – XVIII в в.: Методические рекомендации. М., 1997. С.43–51.
2. Калугин В.В. Вопросы описания древнерусских обиходных переплетов: Словарь специальной лексики переплетного дела // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописных книг. М., 1990. Вып.3. С. 201–245.
3. Клепиков С.А. Из истории русского художественного переплета // Книга: Исследования и материалы. М., 1959. Вып.1. С. 98–166.
4. Клепиков С.А. Описания древних русских обиходных переплетов // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып.2. Ч.1. С. 51–37.
5. Клепиков С.А. Орнаментальные украшения переплетов конца XV – первой половины XVII в в. в рукописях библиотеки Троице-Сергиева монастыря; Альбом орнаментальных украшений переплетов рукописей собраний // Записки ОР ГБЛ. 1960. Вып.22. C. 57–73, 313–447, 463, 464.
6. Мотовилов В., Валк-Халк Э. Русская переплетная техника и ее терминолгогия по работам Симони П. // Raamat – aeg restaureerimine: Artiklite kogumik III. Tartu, 1976. С. 64–110.
7. Симони П.К. Опыт сборника сведений по истории и технике книгопереплетного художества на Руси, преимущественного в допетровское время, с XI-го по XVIII-е столетие включительно: Тексты–материалы–снимки. [СПб.,] 1903 (ПДПИ. № 122 ).
8. Симони П.К. К истории обихода книгописца, переплетчика и иконного писца при книжном и иконном строении. Материалы для истории техники книжного дела и иконописи, извлеченные из русских и сербских рукописей и других источников XV – XVIII столетий, [СПб.,] 1906 (ПДПИ. № 161 ).
УСТАВ КНИЖНАГО ПЕРЕПЛЕТА
Переплетать книгу, и корень перевязавши выгибать, потомъ в тисках быть, и клею намоченаго растопить, и мазать корень щетинною щеткою или лопаткою деревянною.
Потомъ гладкою дощечкою, или круглой между шнуръ корень выгладить чтоб ровенъ былъ. А от шнуръ клей щистить, которой наплыветъ. Ишушить книгу в тисках. А клеи когда варить и в него положи немного соли, чтобы у книги неломокъ и нежестокъ былъ корень. Потомъ немного засуша, разогр#вай клей, паки мазать. И между шнуръ холстъ неочень тонкой накладывать, которыя концы опосл# к доскам будут клестеромъ прил#пленны, позасушк# обр#зывать положа в тиски къ книг# дв# доски, уставить обр#зъ прямо и р#зать одну сторону, исподнюю или верхнюю поперешныя, потомъ третию сторонуотр#зать, отвернув книгу взять ис тисков и обмоча мало отволожа корень и привязать къ корню дощечку шириною противъ нижнаго корня, или палочки зашнуры привязать, чтоб прямой корень бых, и р#зать ту сторону, и другия дв#, прямо полин#йки, потом доски привязыват и обр#зат какъ быть полямъ.
Потом красить, или зеленить. И заголовки плести, од#вать кожею, и по оболочке поставить для засушки в сухое м#сто.
Потомъ басмить, и прокатами катать, науголники и средники накладывать втискахъ положа насредникъ дв# дощечки. Сверху и сысподи и тискать. А когда похощешъ, по обр#зе золотомъ накладывать, то обр#завши одну сторону какъ выше значитъ чисто. Потомъ полиментомъ посыпать сухим, и пальцемъ растереть, и кляром мазать много. И засуша паки мазать, т#мъ же кляромъ, а кляръ д#лать изъ яишнаго белку, мало сводою растворенной, по помазании доволномъ кляром, апробовавъ палцемъ, что мало приставалъ, и накладывать золотомъ, разр#зывать оное наподкушк#, на сие приготованной, и набрать на подушечку меломъ посыпанную, тонку и гладкую, или налощеную бумагу, и сверхнеи стороны опускать на книгу, и мало поприжать то золото, хлопчатою бумагою, и погодя мало зубомъ волчиимъ легонко гладить, положа лощеную бумагу.
Потомъ когда совершенно высохнитъ всею силою гладить, и будетъ гладитца, потомъ травы чеканить. Итаково окончание привести ту сторону.
А покоже золотом или сребромъ, наложить по оболочк# и по засушке, всю книгу гладить между шнуръ иподосках, пристойнымъ жел#знымъ костылем, или тупымъ молоткомъ. Потом мазать кистью кляромъ, изасуша вовторыя мазать и сушить. Потомъ и еще втретий разъ мазать, и мало засуша чтоб волгла кожа была, горячимъ дорожником пройти возл# краевъ, потомъ гд# колесами катать возли дорожника, мазать кистью деревяннымъ масло. А гд# некатать тутъ инемазать, ато потемн#етъ кожа, и накладыват на оныя м#ста гд# мазано, нарезаннаго инаготовленнаго наподушки золота. Абрать ево сподушки планцырем которымъ, иконники золотятъ махнатая ножка зайчья или другая какая, мало е# хватать т#мъ деревяннымъ маслом, чтобъ пристало золото к нему,отподушки и накладывать намазанныя масломъ м#ста, и катать горячимъ колесомъ, и травы такъ же. А средники накладыват и науголники на одинъ толко кляръ, а маслом немазать, и неочинь чтоб горячи были, и тискать. Атравы по корню и подоскам печатать подмазыват масломъ. Потомъ всю книгу выгладить, и во окончание привести.
Из книги: Симони П.К. Опыт сборника сведений по истории и технике книгопереплетного художества на Руси, преимущественного в допетровское время, с XI-го по XVIII-е столетие включительно: Тексты–материалы–снимки. [СПб.,] 1903 (ПДПИ. № 122 )
Оклад
Оклад иконы «Одигитрия» из Архангельского собора Московского Кремля. Золото, эмаль. Около 1560. Оружейная палата. Москва.
в искусстве, декоративное покрытие на иконе или книжном переплёте из золота, серебра, золочёной и серебрёной меди, обычно украшенное чеканкой, эмалью, жемчугом, драгоценными камнями и т. п. Оклады применялись с 9—10 вв. в Византии, позднее на Руси. Первоначально закрывали только фон иконы. С последней четверти 17 в. создавались глухие оклады, выполненные из цельных металлических листов, которые оставляли открытыми только лик и руки иконных образов.
Оклад иконы «Богоматерь Одигитрия». Ок. 1560 г.
Полезное
Смотреть что такое «Оклад» в других словарях:
Оклад — Оклад: Должностной оклад (тарифная ставка) фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и… … Википедия
ОКЛАД — оклада, м. 1. Размер денежного вознаграждения, заработной платы. Назначить кому н. оклад. Повысить оклад. Перевести кого н. на высший оклад. Годовой оклад. Месячный оклад. «Учинить им оклады денег по пяти рублев человеку, хлеба по пяти четвертей… … Толковый словарь Ушакова
Оклад — (должностной оклад) фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый… … Бухгалтерская энциклопедия
оклад — См. жалованье … Словарь синонимов
ОКЛАД — должностной размер номинальной месячной заработной платы, установленный работнику в соответствии с занимаемой им должностью. Оклад устанавливается в соответствии со штатным расписанием и должностной вилкой, шкалой категорий. К должностному окладу … Экономический словарь
Оклад — (salary) Регулярный, обычно помесячный, платеж лицу наемного труда. Представляет собой вознаграждение служащим сферы управления – руководителям, управленцам среднего звена, конторским служащим. В отличие от заработной платы рабочих не зависит от… … Словарь бизнес-терминов
оклад — 1. ОКЛАД, а; м. 1. Установленный размер регулярно выплачиваемой заработной платы. Месячный о. Получить большой о. Повысить о. Выплатить премию в размере оклада. Зачислить с окладом в три тысячи рублей. 2. Финанс. Денежное обложение, налог… … Энциклопедический словарь
ОКЛАД — в полтора уха. Жарг. арм. Шутл. ирон. Высокий оклад офицера, который проходит службу на Севере. /em> По виду форменной зимней шапки. Югановы, 152 … Большой словарь русских поговорок
оклад — ОКЛАД, риза … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ОКЛАД — ежемесячный размер заработанной платы. Согласно ст. 81 КЗоТ РФ оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится, как правило, на основе должностных О., которые устанавливаются администрацией предприятия в соответствии с должностью … Юридический словарь