Что такое бжд в колледже
Предмет, цель, задачи и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей.
Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и время отдыха человека. Она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.
Деятельность — это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания.
Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью.
Опасность — это угроза природной, техногенной, экологической, военной и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья и смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.
Т.о., безопасность жизнедеятельности — наука, изучающая опасности, средства и методы защиты от них.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.
В учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.
Основная цель учения о безопасности жизнедеятельности — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.
Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий деятельности людей, их жизни, защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов. За любой вред человек расплачивается своим здоровьем и жизнью, которые можно рассматривать как системообразующие факторы в системе “человек — среда обитания”, конечный результат ее функционирования и критерий качества окружающей среды.
Объектом изучения безопасности жизнедеятельности служит комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «человек — среда обитания».
Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.
Цель изучения безопасности жизнедеятельности:
— формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешних факторов и причин;
— создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения.
Объектом защиты («полигоном») является человек.
Задачи БЖД:
1. идентификация опасности, распознавание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;
2. предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
3. защита от опасности;
4. ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
5. создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.
Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
— идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;
— прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;
— создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
— проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;
— разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
— обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;
— принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.
Причины возникновения дисциплины БЖД в России:
— Низкие показатели средней продолжительности жизни (особенно характеры для мужской части населения)
— Ежегодное снижение средней общей численности населения
— Возрастающее число техногенных нарушений и катастроф.
Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения.
Для решения демографической проблемы необходимо:
— Модернизировать государственную систему защиты человека
— Сформировать научный потенциал, направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения
— Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — теоретические основы, что изучает наука
Главная концепция безопасности жизнедеятельности (БЖД) — это предупредить о возникновении опасности и ее последующее устранение. Само слово безопасность окружало человека с момента его появления на Земле. Это понятие говорит нам о том, что мы должны не чувствовать опасений при контакте с внешним миром и при взаимодействии с окружающей нас средой. Она является одной из главных отраслей в каждом государстве, которое должно обеспечивать защиту своему народу и нормальные условия труда, комфортные зоны отдыха.
Безопасность жизнедеятельности, как наука
Сама эта отрасль имеет определенные структуры:
Главная цель БЖД как отрасли науки — это защита людей в определенной сфере, как правило в технической, от нежелательных, воздействий экологического и естественного происхождения, которые могут негативно отразиться на людях.
Рис. 1. Безопасность жизнедеятельности как наука
Основными средствами для этой цели является пропагандирование специальных знаний и навыков в обществе, их расширение, чтобы каждый умел применять полученные умения и информацию на практике.
Из этого вытекают главные задачи БЖД:
Знание практической части этой науки во многом вытекает из правильно сформированных целей. На Земле нет человека, которому бы не угрожала опасность. Инстинкт самосохранения заложен в нас с детства, и чем больше мы знаем, тем выше шанс сохранить свою жизнь и окружающих в благополучии.
Изучения БЖД или такого предмета в школе, как ОБЖ, может помочь нам увеличить свой кругозор свои знания в этой сфере, ведь опасность легче предупредить, нежели ликвидировать. Жизнь каждого человека зависит от того, что его окружает. Поэтому важно соблюдать профилактику возникновения факторов, которые негативно влияют на наше существование:
Рис. 2. Безопасность жизнедеятельности
Негативные факторы производственной среды
Производственная среда — это одна из частей техносферы, на которой всегда больше всего негативных факторов для человека. Основными опасными источниками являются машины, химические вещества, технические устройства, различные биологические вещества и жидкости, а также, как правило, отклонения от допустимых норм на территории рабочей зоны. Все эти факторы подразделяют на 3 основные группы.
Физические
Химические
Биологические
Сюда относится обработка специальными химическими препаратами.
Важно! Источниками негативного влияния на людей служат не только различные внешние факторы, но и психоэмоциональное состояние. Важно создать максимально хорошие условия для обеспечения работающих людей.
Рис. 3. Задачи БЖД
Основные функции БЖД
Функции безопасности в жизни и на производстве:
Учебная дисциплина ОБЖ
ОБЖ — общеобразовательный и общепринятый предмет для обязательного изучения. Этот предмет учит людей взаимодействовать с окружающим его миром. Обучение формирует у обучаемого определенные представления о единстве труда и отдыха с определенными охранами труда.
Рис. 4. Методы познания в БЖД
Аксиомы безопасности жизнедеятельности
Для такой науки, как БЖД, существуют несколько неоспоримых аксиом, не требующих доказательств:
Безопасность жизнедеятельности — это навыки и знания, которыми должен владеть каждый человек на Земле. Только в этом случае более высокая вероятность избежать негативных последствий для здоровья и жизни.
Для получения еще большего объема информации советуем посмотреть видео-лекцию по БЖД.