Что такое дабл опт ин
Законопослушный Double Opt-in
Функция double opt-in стала обязательной во многих сервисах рассылок. Зачем она нужна? С помощью двойного подтверждения почтовые провайдеры проверяют базу на легальность. Но это только одна из причин. Давайте разберем всё по порядку.
Что такое Double Opt-in?
Double Opt-in, или двойное подтверждение подписки. Механизм, позволяющий пользователю выразить согласие на получение емейл-рассылки.
Как это обычно происходит?
Казалось бы, всё просто и логично. Но на практике такое встречается далеко не всегда. А клиентам порой приходится доказывать важность и необходимость настройки двойного подтверждения. Какая же польза от double opt-in и почему не все хотят внедрять этот элемент в свою емейл-стратегию? Давайте разберёмся.
Зачем нужен?
Второй пункт не так страшен, и его можно избежать, настроив проверку формы на корректность введённого адреса. А вот от регистрации на сайте или тысяч подписок ботов это уже не спасёт.
Не раз сталкивался с ситуацией, когда в результате атаки на сайте в базу добавлялось большое количество совершенно «левых» емейлов. Всем им начинали отправляться письма приветственной цепочки. В результате:
Всего этого можно было бы избежать, настроив double opt-in. Это, конечно, не полный цикл того, как обезопасить свой сайт от атак недоброжелателей, но в данном случае дальше писем подтверждений это бы всё не зашло.
Вроде бы польза очевидна, но давайте разберёмся, какие аргументы приводят те, кто не хочет настраивать double opt-in.
Почему двойное подтверждение есть не у всех?
«Мы потеряем часть контактов, которые оставили свой емейл, но не подтвердили. А мы могли бы продавать им нашу прекрасную продукцию».
Действительно. Если взять все емейлы, оставленные в форме на сайте, за 100 %, то процент тех, кто подтвердил рассылку, всегда будет меньше. В предыдущей главе я описал, почему это происходит.
Случается так, что вполне реальный человек, подписавшийся на рассылки, может пропустить письмо-подтверждение и не попасть в базу. Чтобы избежать этой ситуации, напомните забывчивому подписчику о необходимости подтверждения вторым письмом. В некоторых случаях можно и третьим, но сильно не увлекайтесь, а то есть вероятность попадания в спам.
Итак. Даже несмотря на то, что вы отправили новым подписчикам уже несколько писем с просьбой подтвердить подписку. Всё равно останутся те, кто этого не сделал. Насколько ценны эти контакты, если представить, что за ними скрываются реальные люди, валидные емейлы и т. д.? Думаю, это явно не самая активная часть вашей аудитории. А благодаря double opt-in вы получите в базу реальных людей, заинтересованных в ваших рассылках на законных основаниях.
Чек-лист. Что важно помнить при настройке double opt-in?
Форма подписки
Она должна быть простой. Содержать действительно важные обязательные поля.
Содержать чек-бокс о согласии пользователя на обработку персональных данных.
Содержать ссылку на Политику конфиденциальности.
Отправка формы
Информируйте пользователя о том, что его контакт добавлен в базу и в ближайшее время он получит письмо на почту, в котором нужно будет подтвердить подписку.
Письмо подтверждения
Не делайте сложное письмо. Нередко сталкивался с просьбами добавить в первый емейл преимущества компании, суперакции, ссылку на сайт и т. д.
Во-первых, пользователь ещё не давал вам своего согласия на получение такой информации и имеет полное право отправить письмо в спам.
Во-вторых, добавляя лишние блоки и ссылки в письмо, вы тем самым рассеиваете внимание пользователя и снижаете вероятность перехода по ссылке подтверждения, а это чревато потерей контакта.
Делайте письмо максимально простым, с чётким и понятным CTA.
Напишите про условия осуществления коммуникации.
Нелишней будет ссылка на Политику конфиденциальности.
Страница «Спасибо за подписку»
Проинформируйте подписчика о том, что он всё сделал правильно.
Перенаправьте его на специальную страницу-заглушку или pop-up, на котором поблагодарите его за оставленный контакт.
На странице можно попросить заполнить больше информации о себе в личном кабинете, попросить добавить адрес в адресную книгу или вернуть пользователя на главную страницу.
Вывод:
Double opt-in позволит вам:
C 31 октября 2017 года компания Mailchimp ставит single opt-in в качестве настройки по умолчанию. Пользователи платформы могут сохранять спокойствие, double opt-in останется в настройках и желающие могут подключить его в личном кабинете. Все подробности новости здесь.
Double opt-in или single opt-in?
Блочный редактор писем, готовые шаблоны email, формы подписки и автоматизация. Запускайте email-рассылки, чтобы быть на связи со своими клиентами.
Как развиваться в диджитал. Какие каналы сейчас в тренде. Как зарабатывать больше и поднимать чек за свои услуги.
Рассказываем про инструменты для email-рассылок. Обсуждаем лучшие примеры и механики. Говорим о деньгах. Публикуем вакансии.
Подписка методом двойного подтверждения (double opt-in) — стандарт email-рассылок. Но многие компании по-прежнему подписывают пользователей через single opt-in — достаточно вбить адрес в форму и пользователь уже в базе.
У обоих методов подписки есть свои плюсы и минусы. Разбираемся, что правильнее с точки зрения бизнеса, законов и клиентов.
Что такое double opt-in и single opt-in
Мы говорим о двух методах подписки на рассылку.
Double opt-in — метод с двойным подтверждением.
Как это выглядит. Объясним на примере новостной рассылки The Bell.
Single opt-in — подписка без двойного подтверждения. Один раз заполняете форму, жмёте кнопку «Подписаться» и готово. Подробнее о single и double opt-in в Базе знаний.
Почему double opt-in — важно
Рассказывает руководитель антиспам-службы UniSender Кирилл Колпакович:
— Прежде всего, обратимся к странице помощи Mail.ru, почтового провайдера, на котором расположены около 40% email-адресов русскоязычных пользователей.
Итак, Mail.ru заявляет, что double opt-in — это обязательная практика для email рассылок.
Что не так с single opt-in
Желание владельцев рассылок сделать single opt-in понятно: база будет расти быстрее, можно охватить большее количество потенциальных покупателей. Но тут надо помнить 2 вещи.
Интерес к рассылке. Email-маркетинг — это не про спам. Это про планирование, стратегию и выстраивание отношений с клиентом. Надо задаться вопросом: если с double opt-in у меня низкий процент подписок на рассылку, может быть, моя рассылка не нужна подписчикам?
Часто такое бывает, если люди вводят свой адрес в форму не потому, что осознают ценность рассылки, а потому, что хотят получить какую-то скидку или подарок, участвовать в конкурсе. И им реально не нужна рассылка.
Будем честными, сейчас в каждый ящик падает столько спама, что пользователь может не вспомнить, что когда-то участвовал в каком-то конкурсе, и письмо будет отправлено в папку спам. Да-да, это сделает тот самый потенциальный клиент, на которого мы так рассчитывали.
Конкуренты. У вас есть конкуренты, а в интернете полно роботов.
О подписчиках-роботах
Недавно мы столкнулись с резким ростом подписок у нескольких наших клиентов. За несколько дней в список добавилось несколько десятков тысяч адресов. Казалось бы: вот это удача, сколько новых клиентов! Но нет, все эти адреса (на китайском домене) добавляли в списки роботы. Что произошло бы, если бы у клиента не было double opt-in? В лучшем случае, клиент бы заметил и начал кропотливо вычищать базу. В худшем — сделал бы рассылку по ним.
Без double opt-in в список могут попасть роботы, а может конкурент ввести какие-то левые адреса. Если рассылку будут получать те, кто на неё не подписывался, они будут жаловаться, и репутация отправителя будет падать.
Письма начнут падать в спам либо вообще блокироваться. В списки могут попасть адреса-ловушки разных почтовых провайдеров. А восстановить репутацию очень непросто. Надо будет переписываться с почтовыми службами, искать компромиссы (а это и есть double opt-in). С Gmail вообще переписываться бесполезно — не отвечают.
Вывод
Email-маркетинг — это качественное планирование, выстраивание стратегии и длительных отношений с подписчиками. И тут double opt-in приносит только пользу. Не нужно его бояться. Добавим, что Spamhouse легальной рассылкой считает лишь double opt-in.
От чего защищает double opt-in
Об этом на своей странице в Фейсбуке рассказал Александр Пуртов, руководитель группы спам-анализа Mail.ru.
Грязная конкуренция. Никто не мешает конкуренту прокинуть через вашу форму подписки, не имеющей double opt-in базу живых пользователей, на которых email-маркетолог сразу отправит свои цепочки, welcome-письма и так далее.
Появление невалидов в базе. Люди вводят чужие ящики, свои старые, выдуманные, ошибаются… В этом случае рассыльщик получает непонятный нерелевантный трафик, строит неправильные выводы.
Базовый тест на лояльность подписчика. Если подписчик по каким-то причинам не готов перейти по (ссылке из письма подтверждения) — ваша рассылка ему не нужна. Либо он редко ходит в ящик, либо забыл к нему пароль — много чего. Но он не релевантен.
Статистика. Нелояльные подписчики, левые адреса, невалиды — вот это все внесет существенный шум в данные исходя из которых вы вообще будете строить стратегию.
Попадание в ящики-ловушки (для спама).
Single opt-in и double opt-in: что лучше использовать для бизнеса
Перед началом рассылок нередко стоит выбор между использованием double opt-in и single opt-in для сбора базы адресов. Сегодня расскажем, чем отличаются эти два вида подписки и какие у них особенности, чтобы вы смогли принять взвешенное решение, какой же из них вам походит.
Что такое single opt-in и double opt-in
Single opt-in — одноэтапное подтверждения подписки, когда пользователю достаточно ввести свой email и нажать кнопку «Подписаться». Его адрес сразу же попадает в базу рассылки.
Double opt-in — это двойное подтверждение подписки на рассылку. Пользователь вводит email адрес, нажимает кнопку «Подписаться» и ему отправляется письмо, где нужно перейти по ссылке. Только после клика по этой ссылке его адрес попадет в рассылочную базу.
Вот как это происходит на примере Anywayanyday. На главной странице установлена форма подписки, в которой вводим email и нажимаем «Подписаться».
Далее мы видим уведомление с благодарностью и просьбой подтвердить подписку через клик в письме.
В почте видим письмо со ссылкой для подтверждения.
Преимущества single opt-in
Быстрая подписка. Пользователю достаточно ввести свой email и нажать на кнопку «Подписаться».
Быстрый прирост адресной базы. Поскольку для подписки не нужно выполнять дополнительные действия, адресный список наращивается быстро. По данным Litmus, на 20-30% быстрее, чем с помощью double opt-in.
Недостатки single opt-in
В базу рассылок попадают невалидные email адреса. Люди могут сделать опечатку при вводе адреса, например, ввести не gmail, а gnail. Бывают также и случаи недобросовестной конкуренции, когда конкурирующая компания устраивает «атаку» на вашу форму подписки и намеренно вводит туда невалидные адреса. Если проводить по таким адресам рассылки, почтовые сервисы будут помещать ваши письма не во «Входящие», а в «Спам», что негативно повлияет на репутацию адреса отправителя и снизит доставляемость рассылок.
В адресную книгу могут попадать спам-ловушки. У почтовых провайдеров есть несколько видов спам-ловушек для выявления спамеров. Один из них — это адреса которые когда-то принадлежали реальному человеку, но по каким-то причинам уже не используются длительное время. У каждого почтового сервиса свои периоды времени: от года до пяти лет. Если на на такой неактивный адрес постоянно идут только входящие письма и при этом нет открытий, ответов или переходов по ссылкам, это сигнал для почтовика что отправляется спам. Иногда люди могут сознательно вводить в форму подписки такие свои неактивные адреса, чтобы оградить себя от получения ненужных писем.
Преимущества double opt-in
Сохраняется чистота базы. Этот метод исключает возможность попадания невалидных email адресов и спам-ловушек.
Экономия на тарифах сервисов email рассылок за счет того, что вы не отправляете письма на невалидные адреса.
Легче доказать законность рассылки техподдержке почтового сервиса. Если рассылка попадает в спам у какого-то почтового сервиса, то при обращении в техподдержку этого почтовика, вы можете доказать ее законность. Ведь вы собирали ее через double opt-in — а это явное согласие на получение рассылки.
Недостатки double opt-in
Медленный рост базы подписчиков. Письмо подтверждения открывают не всегда — о нем могут забыть, особенно, если оно по каким-то причинам приходит не сразу. А иногда оно оказывается в спаме и пользователь не ищет его там. Из-за этого вы теряете часть подписчиков и адресный список формируется медленнее, чем при использовании single opt-in.
Как с получением согласия на рассылку в разных странах
Россия. Получать согласие на рассылку обязательно, но сделать это можно и через single opt in.
США. Double opt-in не является обязательным — для соблюдения закона «О спаме» CAN-SPAM, можно использовать и single opt-in.
Евросоюз. Новая политика обработки и хранения персональных данных GDPR предусматривает, что пользователь должен показать явное согласие на получение рассылки. Большинство email маркетологов трактуют double opt-in, как способ получения явного согласия. Сказать однозначно, что он обязателен нельзя, но доказать законность сбора персональных данных с ним будет проще. Более подробно об этом вы можете прочитать в статье Лены Вовченко «Регламент по защите данных GDPR — последствия для email маркетинга».
Заключение
Выбирая между этими двумя способами подписки, важно учитывать специфику вашего бизнеса, место жительства вашей аудитории и особенности местного законодательства. А также не забывайте о том, как метод сбора базы может повлиять на чистоту вашей базы адресов и репутацию отправителя. Отправляйте рассылки только тем, кто дал на это согласие, а об автоматизации процесса позаботится SendPulse.
Double Opt-In (двухэтапная подписка)
Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.
Отправить рассылку
Double Opt-In — это разновидность подписки, которая подразумевает дополнительное подтверждение email-адреса из письма. Подобная двухэтапная система позволяет не засорять базу нерабочими почтовыми ящиками и снижает риск попадания писем в папку «Спам».
Зачем нужна двухэтапная подписка
Сначала появилась подписка Single Opt-In, которая подразумевает указание почтового адреса при регистрации без последующего подтверждения из письма. Основной недостаток такой системы — большое количество случайных ошибок в email-адресах и ложных почтовых ящиков. Обе эти проблемы помогла решить система Double Opt-In.
Двухэтапная подписка Double Opt-In требует, чтобы человек, который проходит регистрацию, подтвердил электронный ящик из письма, отправленного сайтом. С такой системой оставить свой email на сайте для подписки недостаточно — необходимо найти сообщение на почте и перейти по ссылке.
Double Opt-In позволяет снизить количество жалоб на рассылку до 1%. Применение системы двойного подтверждения оставляет только пользователей, которые заинтересованы в материале, присылаемом вашей компанией.
Почтовые системы собирают информацию о количестве жалоб и на основании этих данных блокируют адресатов, рассылка которых была определена как «Спам». Поэтому, чем меньше недовольных пользователей получит вашу рассылку, тем больше шансов, что вы не заработаете блокировку от почтовой системы. Снять подобные ограничения и выбраться из спам-списка — сложная задача, с которой не всегда получается справиться. Double Opt-In позволяет решить проблему еще до ее появления — активная и действительная база предотвращает жалобы на спам от пользователей.
Сравнение Single Opt-in и Double Opt-In
Разновидность подписки | Single Opt-in | Double Opt-in |
Удобство для человека, который проходит регистрацию | Нет необходимости заходить в почтовый ящик и подтверждать регистрацию. | Дополнительный шаг усложняет подписку. Некоторые люди забывают или не хотят подтверждать свою регистрацию из почтового ящика. |
Приветственная серия | Активируется сразу после регистрации. Рассылка начинается без ожидания подтверждения почтового адреса. | Серия писем активируется только после подтверждения через email. |
Рост базы | Происходит значительно быстрее, чем при двухэтапной подписке. Но при этом в базу попадают недействительные email-адреса, нерабочие ящики и боты. | База складывается из адресов, прошедших регистрацию, однако рассылка отправляется только клиентам, подтвердившим свой почтовый ящик. |
Активность базы | Наблюдается меньшая активность базы. Многие почтовые ящики оказываются неактивными. | Большая заинтересованность пользователей в рассылке. Дополнительный этап в виде активации аккаунта из почтового ящика позволяет «вычистить» базу и сформировать сообщество активных подписчиков на ваши письма. |
Попадание в спам | Репутация отправителя может значительно ухудшиться из-за большого количества нерабочих почтовых ящиков. | Дополнительный этап в виде подтверждения регистрации предотвращает отправку рассылки на нерабочие адреса. |
Почтовые системы | Почтовая система может подвергнуть критике вашу базу. Большое количество несуществующих адресов и спам-ловушек заставляют усомниться в том, что список рассылки собран законным путем. | При малейшем подозрении на отправку спам-сообщений предъявление Double Opt-In подписки станет веским аргументом в вашу пользу — такая база собрана честным путем. |
Как настроить Double Opt-In на своем ресурсе
Окно регистрации или оформления подписки. Обязательно сообщите пользователю о необходимости подтвердить адрес после заполнения формы — далеко не каждый сайт имеет Double Opt-In систему. Для этого после отправки формы направьте посетителя сайта на страницу с уведомлением о письме, которое было отправлено ему на почтовый ящик.
Письмо для подтверждения адреса. В тексте письма обязательно должна быть ссылка, подтверждающая подписку на вашу рассылку. Сообщение желательно очистить от других ссылок и баннеров. Минимизируйте количество слов — все внимание пользователя должно быть обращено только на ссылку, по которой нужно перейти. Если этого не произойдет, то клиент останется в базе, но рассылку получать не будет.
Сообщение «Спасибо за подписку/регистрацию». После активации подписки пользователь должен попасть на одну из страниц вашего сайта. Подобное сообщение подтвердит, что подписчик все сделал правильно.
Письмо с поощрением. Если вы считаете, что двухэтапная подписка Double Opt-In снизит количество пользователей в вашей базе, то предложите бонус сразу после активации рассылки. Это может быть промо-код со скидкой, акция на определенный вид товара, полезная информация.
Если вы хотите добиться максимальной пользы от email-маркетинга, то Double Opt-In — то, что вам нужно. Вы значительно cнизите риск потери репутации, а в вашей базе останутся только заинтересованные пользователи. Double Opt-In позволит уделять больше внимания повышению качества рассылки, тестированию систем поощрений и увеличению количества писем для ваших клиентов.
Что будет, если отказаться от DOI?
Email-маркетинг начинается с Double Opt-In. Мы в этом уверены на все 100% и готовы поспорить с теми, кто считает по-другому. Рассылки без DOI запрещены правилами использования многих ESP, включая eSputnik, а также не приветствуются почтовиками. Тем не менее многие маркетологи все еще ищут способы обхода этого требования и преуспевают в этом. Но последствия, как правило, достаточно печальны.
Чем руководствуются компании, которые все еще стремятся избежать внедрения DOI?
Частые причины отказа от двойного подтверждения
Те компании, которые не до конца осознают, зачем нужен double opt in, могут быть достаточно изобретательны, когда речь идет о поводах не внедрять этот инструмент. Но в целом основных причин, из-за которых маркетологи стремятся избежать DOI, всего три, и все они не выдерживают критики:
снижение конверсии в подписку, медленнее растет база.
Разберем эти возражения по пунктам.
Сложность. Внедрение двойного подтверждения в нашем сервисе не займет много времени и не требует особых навыков. Все, что потребуется, – это сделать два письма и два сценария. Посмотреть процесс в деталях можно в нашей видеоинструкции. А если потребуется помощь, служба техподдержки eSputnik всегда подскажет оптимальное решение.
Медленный рост базы. Противники DOI считают, что использование Single Opt-In положительно влияет на конверсию в подписку. Как известно, добавление любого дополнительного этапа снижает конверсию. Это актуально и для подписки, и для совершения покупок онлайн: чем больше шагов пользователю нужно пройти, тем меньше вероятность, что он достигнет финиша, даже если эти шаги на первый взгляд просты и не требуют сверхусилий. Если говорить о цифрах, то без письма Double Opt-In подписчиков будет на 20-30% больше. Но при DOI качество базы будет ощутимо выше. Плюс так вы не рискуете попасть на спам-ловушку и испортить репутацию отправителя.
Меньший объем продаж и выручки. Больше подписчиков – больше продаж. Руководствуясь этой логикой, сторонники отказа от DOI считают, что подписка без подтверждения приносит больше выручки. Но на самом деле при использовании двойного подтверждения ваши подписчики будут более вовлеченными.
Итак, эти аргументы мы опровергли, и ни один из сторонников Single Opt-In не привел реальных примеров, когда положительный результат был связан именно с SOI. Зато доказательств обратного очень много, давайте некоторые из этих кейсов и рассмотрим.
Аргументы в пользу Double Opt-In на реальных кейсах из практики
Чтобы у вас не осталось сомнений в том, что внедрение DOI не пустая трата времени, а действенный способ улучшения работы емейл-канала, приведем вам главный аргумент – это требования почтовиков, в частности Gmail.
Далее – положительные стороны и возможности DOI в реальных историях из нашей практики.
Вовлеченность подписчиков
При двойном подтверждении база более активная и вовлеченная. Эти люди приложили больше усилий на старте и реальным действием подтвердили свое желание получать рассылки и потенциальную заинтересованность в продукте/услуге. Это отражается на показателях рассылок. Разницу можно увидеть на следующем примере.
Так, компания, предлагающая услуги по обеспечению безопасности детей, разослала одинаковые письма, идентичные по теме, контенту и времени отправки, разным группам подписчиков. Отличие заключалось в том, что контакты в первой группе подтвердили свои емейлы, а контакты во второй группе процедуру двойного подтверждения не прошли (эти емейлы были собраны до перехода в наш сервис). В итоге Open Rate рассылки подтвержденным контактам составил 19,6%, а тем, которые попали в базу без DOI, – 16,3%.
Гигиена базы
Процент подписчиков, не доходящих до самой подписки при DOI, в среднем составляет около 20, но может достигать и 50. На самом деле эта цифра не так страшна.В среднем 10% адресов, полученных без двойного подтверждения, – это несуществующие емейлы или адреса, написанные с ошибками, которым ничего отправить не удастся. Эти данные подтверждает статистика наших клиентов.
Атака ботов: кейс проблемы и ее решения от сети аптек
Орфографические ошибки в емейлах – это не самое страшное, что может случиться с базой, которая собирается без Double Opt-In. Бывают ситуации, когда DOI в буквальном смысле слова может спасти репутацию отправителя. Мы в практике неоднократно сталкивались с атаками ботов: в таких ситуациях в базу через форму подписки добавляется большое количество нерелевантных адресов, среди которых попадаются и спам-ловушки. Даже если компании повезло и spam trap не было в числе добавленных в базу рассылки адресов, эта ситуация может негативно повлиять на репутацию отправителя по таким причинам:
превышение допустимого процента ошибок;
резкое увеличение объема отправляемых писем;
ухудшение показателей рассылок;
Как мы узнали об атаке ботов, когда это случилось с одним из наших клиентов:
за сутки в аккаунте появилось 12000 новых адресов, что в десятки раз превышало обычный показатель прироста базы;
у этих контактов были нетипичные имена и адреса.
Контакты, внезапно появившиеся в таком количестве, были проверены через Mailvalidator, в результате они оказались несуществующими адресами.
Боты как обеспечение безопасности
Еще одна опасность использования емейлов, не подтвержденных с помощью DOI, – это технологии защиты ящиков от нежелательной почты, которые часто используются на корпоративных серверах. Так, один из наших клиентов, американская компания, специализирующаяся на проведении медицинских конференций, столкнулась со следующей проблемой: показатели открываемости и прочтений были хорошими, а конверсии были далеки от желаемого уровня.
Проанализировав ситуацию, мы выяснили, что такая динамика спровоцирована действиями антиспам-ботов (firewalls). Картина оказалась следующей: в промописьмах компании значительный процент ссылок прокликивался в первые секунды после отправки. Реальные подписчики так себя вести не могли, а значит, это действие ботов, которые используются компаниями для защиты корпоративной почты.
В базе клиента оказалось много не личных почтовых адресов, а рабочих, так как часть данных была взята из открытых источников (в США это не запрещено), поэтому и столкнулись с описанной проблемой. Если бы база собиралась по всем правилам, с использованием Double Opt-In, то реальные подписчики вряд ли бы оставили свои рабочие адреса в таком количестве. С большей вероятностью они бы поделились личными емейлами, и тогда проблемная ситуация не возникла бы.
Настроить Double Opt-In в eSputnik
Репутация домена
Даже если вы не отправляете холодные письма, репутация отправителя может оказаться под угрозой. Плохие показатели проморассылок могут негативно повлиять на репутацию домена, а значит, письма могут оказаться в спаме.
Отсутствие DOI и жалобы на спам: кейс интернет-магазина одежды
Компания, занимающаяся fashion-ритейлом, отправила несколько рассылок по импортированной базе контактов, которым ранее промописьма не отправлялись. Так как пользователи не подтвердили свое согласие на получение рассылок от компании, это спровоцировало ряд отписок и пометок писем спамом, несмотря на то, что адресаты в прошлом были покупателями интернет-магазина и их контакты были получены легальным способом.
Наглядно это показано в отчетах Postmaster Gmail. Здесь видны три пика жалоб на спам, которые приходятся на даты, когда были отправлены рассылки неподтвержденным емейлам, – 25 июня, 18 июля, 20 июля:
Вот эти данные в другом разрезе:
Кстати, в отчетах по рассылкам в системе eSputnik отображаются жалобы на спам всех почтовых сервисов, кроме Gmail, поскольку этот единственный сервис, который не отдает подобные данные. Поэтому отслеживать показатели жалоб в рассылках на Gmail можно только c помощью постмастера.
Причем исключить их из рассылок не получится: постмастер не показывает емейлы получателей, пожаловавшихся на спам. Поэтому нет критерия для удаления этих контактов из группы, которой отправляются промописьма, и эти электронные адреса продолжают получать почту от отправителя, на которого они пожаловались. Вот почему, отправляя рассылки на Gmail, нужно быть особенно осторожными.
Если проанализировать причины отписок, то можно сделать вывод о том, что пользователям, не подтвердившим желание получать рассылки, не стоит слать письма против их воли. Ничего, кроме негатива, это не вызывает.
Более того, рассылки на неподтвержденные контакты не случайно считаются грубым нарушением правил работы с базой. В данном случае это привело к резкому падению репутации домена:
Из этого кейса можно сделать вывод, что в погоне за увеличением базы не стоит забывать о правилах, иначе приложенные усилия не помогут, а навредят. Поэтому лучше отправлять промописьма по меньшей базе вовлеченных подписчиков, чем по большой, но не заинтересованной в продукте компании. Увеличения продаж добиться вряд ли удастся, а вот получить ощутимое количество жалоб на спам и навредить репутации домена вполне возможно.
Более того, резкое увеличение объема рассылок само по себе является для почтовиков маркером того, что письма могут оказаться нежелательной или даже опасной почтой. На графике ниже показана зависимость между объемом рассылок и репутацией домена. Здесь видно, что при резком росте количества отправок репутация ухудшается.
А скорость прироста базы – один из аргументов отказа от DOI. Как видите, стремительный рост базы несет в себе больше угроз, чем пользы. Так что наращивайте базу постепенно и не пренебрегайте правилами, чтобы потом не пришлось прилагать сверхусилия для вывода домена из спама.
Так ли необходим DOI?
Наверняка вы уже убедились в пользе Double Opt-In. Вся наша практика, кейсы из которой описаны выше, показывает, что двойное подтверждение подписки не просто нужно, а необходимо.
собирать только вовлеченных подписчиков;
соблюдать гигиену базы;
поддерживать репутацию домена на высоком уровне;
Ну и последний аргумент – без двойного подтверждения подписки пользоваться системой eSputnik невозможно.
Нарушение принципа двойного подтверждения снижает эффективность емейл-маркетинга как инструмента продвижения вашего бизнеса. Так что напоследок хочется пожелать принимать взвешенные решения и внедрять именно те инструменты, которые доказали свою результативность!