Что такое дадаизм в литературе

Дадаизм как жанр искусства

Вы будете перенаправлены на Автор24

Основные черты дадаизма

Дадаизм, или дада, – это авангардистское направление в живописи, литературе, кинематографе и театре. Это течение возникло во время Первой мировой войны в Швейцарском городе Цюрих, в знаменитом «Кабаре Вольтер». Существовало с 1916 по 1923 годы.

В 1920-е годы французский дадаизм становится частью сюрреализма, тогда как в Германии это движение сливается с экспрессионизмом. Некоторые специалисты в области искусства полагают, что из дадаизма берёт своё начало постмодернизм.

Основоположником движения можно считать поэта Тристана Тцара. Он обнаружил в словаре слово «дада». Это слово на языке негритянского племени Кру означает хвост священной коровы, в некоторых регионах Италии так принято называть мать, оно также может обозначать детскую деревянную лошадку, кормилицу. То, что у одного слова было столько разных смыслов, поэту показалось забавным, и Тристан Тцара выбрал его для обозначения нового течения в искусстве.

Дадаизм возникает как реакция на последствия Первой мировой войны. Ужасы этой войны, её кошмарные последствия, по мнению дадаистов, подчеркнули бессмысленность человеческой жизни. Отныне люди стали считать, что рационализм и логика главные виновники страшных войн. Ключевой идей рассматриваемого нами течения было последовательное разрушение любого проявления эстетики.

Главными принципами течения были:

Принято считать, что дадаизм предвосхитил появление сюрреализма, определил многие моменты в его идеологии и методах.

Родоначальниками дадаизма чаще всего считают поэтов Рихарда Хюльзенбека, Хуго Балля и уже упомянутого Тристана Тцара, художников Марселя Янко, Ханса Арпа и Макса Эрнста. Последний также является ярким представителем сюрреализма.

Готовые работы на аналогичную тему

Специалисты обращают внимание на то, что у дадаизма были предшественники. Основные черты этого направления предвосхитила французская школа фумизма. Многие выдумки представителей фумизма, их музыкальные и художественные произведения очень похожи на творчество дадистов, хотя они были созданы на рубеже 1880-х годов.

Нужно отметить, что дадаизм имел антивоенную и антибуржуазную направленность, а также примыкал к левым политическим течениям, к анархизму и коммунизму.

На советском пространстве отголоском дадаизма была группа «Ничевоки», существовавшая в 1920-1922 годы в Москве и Ростове-на-Дону.

К 1923 году движение теряет популярность, оно сливается или полностью заменяется новыми течениями. Дадаисты переквалифицировались в экспрессионистов и сюрреалистов, которые больше соответствовали новым настроениям в обществе.

Дадаизм в живописи

Самым популярным творческим подходом в дадаизме стал коллаж. Многие художники, взяв за основу какой-либо материал, обклеивали его различными кусочками цветной бумаги, ткани и прочих ярких материалов. Дадаизм в изобразительном искусстве имеет футуристические и конструктивистские черты, когда предпочтение отдается искусственно созданным механизированным предметам. В свою очередь, внутренний мир человека в дадаизме находится на втором плане. Представители и поклонники этого направления стремились уничтожить традиционный язык культуры и классический подход к искусству.

Все представители дадаизма в живописи своими произведениями отрицают всё рациональное и логичное, разрушают социальные, культурные и духовные каноны, которые складывались столетиями. Взамен сложившимся каноном художники выставляли напоказ бессмысленные, смешные своей ареалистичностью и глупостью коллажи и картины. Но эти причудливые художественные произведения имели большой успех, потому что отвечали настроениям публики. Искусствоведы считают, что нет более тесно связанного с литературой течения, чем дадаизм в изобразительном искусстве. Живописцы того времени часто были поэтами по совместительству (Р. Хаусман, Г. Арп, К. Швитерс, Ф. Пикабиа).

Как уже было сказано, непосредственным предшественником дадаизма была школа «фумизма». Представители фумизма предвосхитили основные творческие методы и идеологическую основу дадаистов. Последние много взяли из творчества художника Марселя Дюшана, чьи работы носили авангардистскую направленность уже в начале его творческого пути.

Дадаизм в музыке и поэзии

Дадаизм отметился не только в живописи. Представители движения на одной своей выставке стремились объединить картины, чтение литературных произведений, музыку и танцы.

Курт Швитерс – яркий представитель течения, который придумал звуковую поэзию, которую он назвал «хорошими стихами». В данной форме литературный пересказ переплетается с музыкой, к примеру, при помощи шума демонстрировали боевое сражение. Такого рода стихи чаще всего имели антивоенную и антибуржуазную направленность. В поэтических произведениях высмеивались власти и сложившиеся нравственные устои. Часто публике предлагали стихотворения, которые рассказывались не словами и фразами, а передавались при помощи набора звуков, букв, крика, и громкой музыки.

Дадаизм смог закрепиться и в музыке. Среди музыкантов-дадаистов нужно отметить следующих:

Их музыкальные произведения носили шумовой характер и демонстрировали животную сущность человека и социума. Однако такое творчество было не всегда понятно простому обывателю.

Танцы в этом жанре не отличались плавностью движений, а костюмы танцовщиц были сделаны в стиле зигзаг-кубизм, что не добавляло им эстетичности.

Приверженцы дадаизма, устав от национальной розни, которую принесла первая мировая война, мечтали, что творчество всех народов мира однажды станет одним целым.

К концу 1924 года дадаизм как самостоятельное течение в искусстве перестал существовать. В зависимости от страны он слился с сюрреализмом, социальным реализмом, или модернизмом.

Дадаизм справедливо считают предвестником постмодернизма.

Во время Второй Мировой войны большинство художников-дадаистов эмигрировало в США.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 19 11 2021

Источник

Дадаизм: искусство коллажа как протест против рационализма и войны

Дадаизм, или «дада» — стиль в искусстве в рамках авангарда, зародившийся в начале XX века в годы Первой мировой войны на территории Швейцарии — государства, сохранявшего нейтралитет и выглядевшего осколком утерянного мира на полыхающей карте Европы. Это авангардистское направление проникло в изобразительное искусство, литературу, театр и кинематограф. Дадаизм стал узнаваем.

Дадаизм возник в 1916 году. Основателем его считается поэт Тристан Тцара (Tristan Tzara). Его идеи подхватили не только поэты, но и художники — Ханс Арп, или Жан Арп (Hans Arp или Jean Arp), Макс Эрнст (Max Ernst), Марсель Янко (Marcel Janco). Все они в 1916 году оказались в Швейцарии, поскольку, как выразился поэт Карл Хюльзенбек (Carl Hülsenbeck), были выброшены войной из родных стран. Дадаистов объединила «бешеная ненависть» (это слова Хюльзенбека) к агрессивной политике своих правительств.

Что такое дадаизм в литературе. Смотреть фото Что такое дадаизм в литературе. Смотреть картинку Что такое дадаизм в литературе. Картинка про Что такое дадаизм в литературе. Фото Что такое дадаизм в литературе

Дадаисты считали, что жестокость Первой мировой войны, потрясшая Европу, принёсшая боль и страдания миллионам людей, порождена логикой и рационализмом. Поэтому они пропагандировали своим творчеством разрушение эстетических канонов, цинизм, бессистемность, иррациональность.

Что такое дадаизм в литературе. Смотреть фото Что такое дадаизм в литературе. Смотреть картинку Что такое дадаизм в литературе. Картинка про Что такое дадаизм в литературе. Фото Что такое дадаизм в литературе

Разочарование в том, что имеет смысл, привело дадаистов к созданию стиля, воплощающего концепцию бессмысленности. Само слово «дада», выбранное для обозначения течения Тристаном Тцарой, на разных языках означает коровий хвост, мать, детскую лошадку или что-то ещё, а иногда воспринимается как лепет младенца. Поэтому это слово, которое может означать многое и в то же время быть абсолютно бессмысленным, и выбрали в качестве названия для стиля, про который сами дадаисты говорили: он представляет собой «ничего, ничего, ничего».

Коллажи художников-дадаистов

Основным творческим методом художников-дадаистов стал коллаж. Холст или бумага служили фоном, на котором художник создавал коллаж с помощью лоскутов ткани, бумажных обрезков и других материалов.

Что такое дадаизм в литературе. Смотреть фото Что такое дадаизм в литературе. Смотреть картинку Что такое дадаизм в литературе. Картинка про Что такое дадаизм в литературе. Фото Что такое дадаизм в литературе

Искусствоведы выделяют три ветви этого художественного направления:

Что такое дадаизм в литературе. Смотреть фото Что такое дадаизм в литературе. Смотреть картинку Что такое дадаизм в литературе. Картинка про Что такое дадаизм в литературе. Фото Что такое дадаизм в литературе

Просуществовал дадаизм сравнительно недолго: с 1916 по 1923 год. Это объясняется тем, что его мировоззренческой платформой стал антивоенный пафос, противостоящий реальности Первой мировой. В 1920-х годах в Германии дадаизм слился с экспрессионизмом, а во Франции — с сюрреализмом.

Источник

Дадаизм

Дадаизм, или дада, – авангардистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе (Кабаре Вольтер). Существовало с 1916 по 1923 годы.

В 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии – с экспрессионизмом. Некоторые теоретики искусства считают, что из дадаизма берёт своё начало постмодернизм.

История

В феврале 1916 года группа художников, литераторов и просто богемной публики объединилась в местечке под названием «Кабаре Вольтер». И вскоре появилось слово, найденное случайно, само по себе ничего не значащее – слово «дада». Дат начала дадаизма может быть несколько. С тем же правом на столетний юбилей дадаизма мог бы претендовать и 1913 год, когда Марсель Дюшан создал свое легендарное «Велосипедное колесо», или 1917 год, когда он придумал фокус с писсуаром, названным «Фонтан».

Хотя дадаизм в Цюрихе был обязан своим появлением преимущественно немецкоязычным поэтам и художникам, его концептуальная предыстория больше связана с французским искусством и литературой – писателем Раймоном Русселем, драматургом Альфредом Жарри, композитором Эриком Сати, применившими художественные приемы дада. Таким образом, истоки того, что мы называем дадаизмом, возникли не вполне в 1916 году, но были совершенно необходимым и в какой-то степени логичным результатом трансформаций в западноевропейской культуре. В отличие от сюрреалистов, дадаисты не любили опираться на традицию и возводить себя к каким-то фигурам или явлениям.

Параллельно в мире происходило множество аналогичных вещей. В 1915 году, когда Дюшан переезжает в Нью-Йорк, чтобы избежать войны и призыва в армию, и знакомится там с Ман Рэйем, в Цюрихе еще не было никакого дада. Хуго Балль только-только переехал из Германии в Швейцарию, убегая от войны. В это же время продолжает развиваться русский футуризм – антиопера «Победа над солнцем», художественная и экспозиционная деятельность Ларионова, «всёчество» Зданевича, в 1915 году в Москве открылась выставка с названием «1915», на открытии которой поэт Василий Каменский ходил с живыми мышами и бил в сковородку, а Маяковский, судя по воспоминаниям, выставил полцилиндра… Можно вспомнить и много других вещей, которые вписывалась не только в рамки футуризма. Масса каких-то приемов, например чистый жест или перформанс, возникают в русском футуризме спонтанно, и потом мы видим нечто очень близкое в дадаизме уже, так сказать, институциализированном.

1916 год – это условная дата. Когда 2 февраля в «Кабаре Вольтер» прошел первый вечер поэта и драматурга Хуго Балля, Эмми Хэннингс – его подруги, танцовщицы и поэтессы – и Ханса Арпа, они себя не мыслили как отдельная группа. Они стали дадаистами и получили это наименование благодаря Тристану Тцара, который добавил к удачно найденному Баллем слову «дада» окончание «-изм» и сделал из их группы именно движение. Изначально речь шла о том, чтобы создать в Цюрихе интернациональное содружество творческих людей, которые не хотели быть втянутыми в политику, которые объединяли бы в себе совершенно разные художественные традиции, стили, подходы и травестировали, карнавализировали современное искусство. Быть еще одним новейшим течением, еще одним «-измом» они совершенно не хотели.

«Кабаре Вольтер»

Что такое дадаизм в литературе. Смотреть фото Что такое дадаизм в литературе. Смотреть картинку Что такое дадаизм в литературе. Картинка про Что такое дадаизм в литературе. Фото Что такое дадаизм в литературе

«Кабаре Вольтер» – это не литературное кафе и не салон. Это пивная, маленький ресторанчик, в котором собиралась вовсе не интеллигенция – туда приходили обычные люди и видели, что на стенах висят разные работы: Марселя Янко, Артура Сигала, а вместе с тем Пикассо и Кандинского. Тот факт, что они выбрали пивную, нельзя рассматривать как осознанную стратегию Хуго Балля, но это решение оказалось очень символическим. То, что художники собрались не в салоне, не в галерее, а в самом заурядном месте, было травестированием самой идеи искусства, неким вызовом, но в то время они не понимали это как вызов. Они просто договорились с хозяином этого заведения, что сделают ему кассу, повесят афиши, приведут свою публику и устроят представления с чтением, музицированием и прочим.

Дадаисты пробыли там три месяца, а после кабаре закрылось. В то время это не было прецедентом искусства, открытие дада задержалось на полвека, несмотря на старания Тристана Тцара. В отличие от футуризма, сюрреализма и конструктивизма, подлинное открытие дадаизма происходит уже после Второй мировой войны. Во многом это связано с тем, что это явление было крайне сложно уложить в какие-то рамки, потому что оно возникало спорадически, непрограммно. И, самое главное, как писали все дадаисты, программа дадаизма заключалась в том, чтобы не иметь никакой программы. Это парадоксально: когда дадаист говорит, что лучший дадаист – противник дадаизма. Это ситуация парадокса, ставящая тебя в неловкое положение, аполитическая позиция. Когда все другие движения себя утверждали, дада себя отрицали. Как писал Маяковский, «всеутверждающее и всеотрицающее дада» – и это была игра со смыслом, потому что «дада» по-русски означает утверждение.

Происхождение названия

Что такое дадаизм в литературе. Смотреть фото Что такое дадаизм в литературе. Смотреть картинку Что такое дадаизм в литературе. Картинка про Что такое дадаизм в литературе. Фото Что такое дадаизм в литературе

Вокруг возникновения слова «дада» сложился целый жанр в дадаистской литературе. Это смешно, поскольку само это слово ничего не должно означать. После того как Хуго Балль оставил движение, уехав в 1917 году в Аскону и порвав с дадаистским прошлым, место швейцарского, а затем и парижского лидера дада занял Тристан Тцара. Ему было крайне важно закрепить за собой первенство, и в литературе писали, что он изобрел термин «дада». В своем манифесте 1918 года Тцара пишет о разных значениях этого слова: в румынском оно означает утверждение, еще где-то – хвост священной коровы, в немецком – детскую деревянную лошадку. Тцара говорит, что дада – это возвращение к первоначальному состоянию, некоторому инфантилизму, обнулению. Позже выяснилось, что Тристан Тцара и Хуго Балль спорили о том, кто же из них, листая словарь Ларусс, наугад попал на это странное слово «дада». Важно, что таким образом они абсолютизировали случайность, жестовость.

После того как в Цюрих приехали румыны Тристан Тцара, Марсель Янко и его брат Жорж, присоединился Рихард Хюльзенбек, решено было издать альманах. Первый и единственный номер, который они издали, назывался «Кабаре Вольтер». Это было вызовом художественному сообществу: с одной стороны, кабаре – это нечто уличное, прозаичное, сниженное; с другой стороны, Вольтер – это фигура Просвещения, а наследие Просвещения жутко тяготило дадаистов, они порывали со всеми его идеалами, особенно с идеей прогресса. Собственно, они и являлись результатом кризиса этого просвещенческого идеала прогресса. В то же время Вольтер – это фигура критическая, ставящая многое под сомнение и в этом смысле близкая дадаизму по духу.

В орбите сюрреализма оказалось огромное количество людей, разных интеллектуалов: философов, психологов, писателей и так далее. В этом смысле дадаизм кажется и проще, и сложнее одновременно. Центров дадаизма было несколько, но дадаистский дух распространился на очень многие явления художественной жизни, на многие фигуры и творческие позиции. Это влияние заметно в западноевропейском конструктивизме: отзвук дада оказался очень мощным. Преемственность дадаизма, антипросвещения и левых идей второй половины XX века стала возможной благодаря связующей роли сюрреализма. Сюрреализм впитал в себя практически все жесты, найденные дада, кроме внимания к психоанализу и психологии, свойственной этому движению, тогда как дадаизм всячески противостоял теоретичности. Значительная часть современного искусства восходит к опыту дада.

Дада в Берлине (1981-1920)

Что такое дадаизм в литературе. Смотреть фото Что такое дадаизм в литературе. Смотреть картинку Что такое дадаизм в литературе. Картинка про Что такое дадаизм в литературе. Фото Что такое дадаизм в литературе

В 1917 году в Берлине организовалась группа дадаистов, которую возглавил Гюльзенбек. Деятельность этой группы имела ярко выраженную социально-критическую и антимилитаристскую направленность, поскольку в нее входили в основном художники, занимавшие по отношению к власти позицию открытой конфронтации – Георг Гросс, Джон Хартфильд, Хана Хёх, Иоганнес Баадер. Главными средствами художественного выражения стали памфлет, политический плакат, карикатура, фотомонтаж, листовка, в которых коммунистические и анархические идеи вытеснили спонтанный дух отрицания цюрихской группировки.

Дада в Ганновере (1919 – 1923)

Движение в Ганновере связано исключительно с деятельностью голландца Курта Швиттерса, автора и создателя необычных мерцпроизведений. Утверждая, что границы между видами в современном искусстве сглаживаются, что ведет к их полному исчезновению, Швиттерс выдвинул понятие «Мерц» как единое начало в искусстве, освобождающее художника от всяких оков и ведя его к творческому созиданию.

Дада в Кёльне (1919-1922)

Что такое дадаизм в литературе. Смотреть фото Что такое дадаизм в литературе. Смотреть картинку Что такое дадаизм в литературе. Картинка про Что такое дадаизм в литературе. Фото Что такое дадаизм в литературе

Ключевыми фигурами кёльнской группы, сформировавшими ее неповторимое лицо, стали художники Макс Эрнст и Жан Арп. Основной формой их деятельности стали представления, поставленные по цюрихскому образцу, и выставки. В 1920 г. состоялась самая скандальная в истории дада выставка, в помещение которой можно было пройти только через мужской туалет при кафе. В центре зала стояла девочка в библейских одеждах и читала непристойные стихи, а зрители могли во время просмотра крушить экспонаты, что отвечало концепции дада, отрицающей ценность искусства.

Дада в Нью-Йорке (1913-1921)

История американского дадаизма началась со скандально-известной выставки Армори-шоу 1913 года, на которой были представлены работы европейских мастеров Марселя Дюшана и Франсиса Пикабиа.

Пикабиа создавал фантастические конструкции, чьи названия и биомеханический вид были одновременно и гимном и приговором индустриальному обществу. Его работы оказали значительное влияние на Ж.Арпа и М.Эрнста.

Дюшан прославился как автор концепции «ready made» (готовых объектов) – предметов промышленного и производства, художественной волей преобразованных в произведения искусства. Эта теория давала понять, что искусство – это идея, которая может быть заключена и в готовом предмете, а не только в создана художником или скульптором.

Дада в Париже (1919-1924)

В 1919 г. Дюшан и Пикабия знакомятся с Тцара и вместе перебрались в Париж, где влились в группу молодых поэтов и художников, сплотившихся вокруг Андре Бретона. Парижский период 1920-1922 гг. стал временем нового расцвета дадаизма – опять с проведением всевозможных шумных представлений, выставок, провозглашений разного рода заявлений и манифестов. Однако, внутри группы назревал конфликт: Бретона и его сторонников уже не устраивал скандал ради скандала и дух всеобщего отрицания. В его голове созревал план создания нового объединения с конкретно поставленными задачами и ясной перспективой. В 1923 г. произошел окончательный разрыв, приведший к появлению нового направления – сюрреализма. Дадаизм вынужден был отойти на второй план и постепенно сойти с художественной арены.

Знаковые работы

Вот, это Стиглиц, Франсис Пикабиа

Что такое дадаизм в литературе. Смотреть фото Что такое дадаизм в литературе. Смотреть картинку Что такое дадаизм в литературе. Картинка про Что такое дадаизм в литературе. Фото Что такое дадаизм в литературе

Пикабиа был французским художником, который разделял многие идеи дадаизма,а некоторые даже провозгласил сам. Он с удовольствием шел против традиций и на протяжении всей своей 45-летней творческой жизни изобретал новые способы работы. В начале своей карьеры Пикабиа плотно сотрудничал с Альфредом Стиглицем,который организовал его первую персональную выставку в Нью-Йорке. Однако в 1915 году художник пишет этот механический «портрет», в котором явственно просматривается критика Стиглица: Пикабиа изображает его в виде сломанной старой фотокамеры, поставленной на нейтральную скорость коробки переключения передач и тормозного рычага. Все эти детали, как и написанное готическим шрифтом слово«Идеал», символизируют устаревшие ценности искусства прошлого и старомодность самого Стиглица. Рисунок, посвященный знаменитому фотографу, стал частью серии механических портретов Пикабиа, хотя сам художник не был большим поклонником прогресса.

Фонтан, Марсель Дюшан

Что такое дадаизм в литературе. Смотреть фото Что такое дадаизм в литературе. Смотреть картинку Что такое дадаизм в литературе. Картинка про Что такое дадаизм в литературе. Фото Что такое дадаизм в литературе

Марсель Дюшан стал первым художником, использовавшим реди-мейды в своей работе. А предмет, выбранный для первого такого произведения, стал своеобразным вызовом и провокацией не только для критиков и зрителей, но даже для его коллег-художников. Художественное вмешательство Дюшана было здесь минимальным: он всего лишь перевернул писсуар и подписал его вымышленным именем. Изъяв этот предмет из его привычного окружения и поместив его в художественную среду, Дюшан поставил под вопрос само определение искусства и роль художника в создании арт-объектов. Бескомпромиссная смелость этой работы превратила ее в своего рода икону дадаистов, одной из главных ценностей которых было максимально непочтительное отношение к художественным традициям. «Фонтан» оказал огромное влияние на художников ХХ века, в том числе на Джеффа Кунса, Роберта Раушенберга и Дэмиена Херста.

Без названия (Квадраты, расположенные по законам случая), Жан Арп

Что такое дадаизм в литературе. Смотреть фото Что такое дадаизм в литературе. Смотреть картинку Что такое дадаизм в литературе. Картинка про Что такое дадаизм в литературе. Фото Что такое дадаизм в литературе

Эта работа стала частью серии коллажей Жана Арпа, при создании которых он полагался на волю случая. Художник вырезал из бумаги квадраты контрастных цветов, а затем ронял их на большой лист и приклеивал ровно в том месте, где они упали. Результат всегда был непредсказуемым, как китайское гадание на монетах. Вероятнее всего, причиной возникновения этой техники стало разочарование Арпа в традиционных способах создания геометрических узоров. Коллажи Арпа стали наглядной иллюстрацией одной из главных целей дадаизма как «анти-искусства» – полагаться на волю случая, бросая вызов традиционным способам создания арт-объектов.

Дух нашего времени, Рауль Хаусманн

Что такое дадаизм в литературе. Смотреть фото Что такое дадаизм в литературе. Смотреть картинку Что такое дадаизм в литературе. Картинка про Что такое дадаизм в литературе. Фото Что такое дадаизм в литературе

Этот ассамбляж был призван отобразить разочарование Хаусмана в немецком правительстве и его невозможности произвести изменения, необходимые для создания лучшей страны. Это ироническая скульптурная иллюстрация веры Хаусмана в то, что среднестатистический член общества «имеет не больше возможностей, чем тот, чья судьба приклеена снаружи к его черепу; его мозг остается пустым». В своей работе Хаусман использовал манекен шляпника, как символ болвана, который может переживать только то, что можно измерить механическим способом. Для этого к его голове прикреплены разнообразные инструменты: линейка, рулетка, карманные часы,шкатулка с колесом от печатной машинки, латунные ручки от фотокамеры, дырявый телескопический стаканчик и старый кошелек.

Китайский соловей, Макс Эрнст

Что такое дадаизм в литературе. Смотреть фото Что такое дадаизм в литературе. Смотреть картинку Что такое дадаизм в литературе. Картинка про Что такое дадаизм в литературе. Фото Что такое дадаизм в литературе

Рэйограф, Ман Рэй

Что такое дадаизм в литературе. Смотреть фото Что такое дадаизм в литературе. Смотреть картинку Что такое дадаизм в литературе. Картинка про Что такое дадаизм в литературе. Фото Что такое дадаизм в литературе

Ман Рэй был американским фотографом, который большую часть своей творческой жизни провел в Париже. В 1920-х годах он начал свои фотографические эксперименты,которые назвал «рэйографами». Он помещал разные предметы на фотобумагу, после чего подвергал их воздействию света. На фотографиях оставался призрачный«отпечаток» предметов, совершенно не похожий на любое иное их изображение. Первый из подобных снимков, в лучших традициях дадаизма, получился случайно. И в то время,как другие дадаисты исследовали границы возможного в живописи и скульптуре, Ман Рэй делал то же самое в фотографии. Благодаря ему, она перестала быть зеркальным отражением реальности.

Дадаизм в поэзии

Андре Бретон (1896–1966)

Что такое дадаизм в литературе. Смотреть фото Что такое дадаизм в литературе. Смотреть картинку Что такое дадаизм в литературе. Картинка про Что такое дадаизм в литературе. Фото Что такое дадаизм в литературе

Из книги «Седовласый револьвер» (1932)

Совершенно белые мужчина и женщина

Я вижу волшебных проституток укрывшихся под зонтами

Их платья древесным цветом слегка поджелтил фонарь

Они гуляют а рядом свисают лохмотья обоев

Сердце щемит как посмотришь на этот полуразрушенный дом

На беломраморную раковину слетевшую с каминной доски

На смутные вереницы вещей в зеркалах вставших за ними

Кварталом где бродят они овладевает

Великий инстинкт сгоранья

Они подобны опаленным цветам

Далекий их взгляд взвивает камни вихрем

Но сами они неподвижны и пропадают

В сердцевине этого смерча

Для меня ничто не сравнится со смыслом их вялых мыслей

Свежестью ручья куда они окунают тень своих остроносых

Плотностью летучих клочков сена их затмивших скрывших из

Я вижу их груди последние капельки солнца в глубоком мраке

Они опадают вздымаются и этот ритм единственная

Я вижу их груди и это звезды

Качающиеся на волнах

Их груди внутри которых всегда рыдает незримое синее

Перевод Марка Гринберга

Луи Арагон (1897–1982)

Что такое дадаизм в литературе. Смотреть фото Что такое дадаизм в литературе. Смотреть картинку Что такое дадаизм в литературе. Картинка про Что такое дадаизм в литературе. Фото Что такое дадаизм в литературе

Из книги «Предназначение поэзии»(1925–1926)

Доброе мартовское пиво

В прелестном шале я Тебя обожая

Дрожа я В пылу поцелуя

Перевод Елены Березиной

Робер Деснос (1900–1945)

Что такое дадаизм в литературе. Смотреть фото Что такое дадаизм в литературе. Смотреть картинку Что такое дадаизм в литературе. Картинка про Что такое дадаизм в литературе. Фото Что такое дадаизм в литературе

Из книги «Причесанный язык»(1923)

В море морском пропащие пропадают

Мертвые мрут преследуя следопытов

Пляшут кружась в кругу.

Божеский бог! Человечьи люди!

Сдавлю себе церебральный мозг

пальпируя сразу десятком пальцев —

А вот у красоток у крашеных прически в отменном порядке.

А все-таки где же небесные земли?

Перевод Алины Поповой

Бенжамен Пере (1899–1959)

Что такое дадаизм в литературе. Смотреть фото Что такое дадаизм в литературе. Смотреть картинку Что такое дадаизм в литературе. Картинка про Что такое дадаизм в литературе. Фото Что такое дадаизм в литературе

Из книги «Припрятанное на случай»(1934)

Среди золотистых развалин газового завода

ты найдешь шоколадку и она от тебя даст деру

но если побежать так же быстро как баночка с аспирином

шоколадка заведет тебя далеко

Она изменит окрестный пейзаж

как дырявый ботинок

который прикрывают дорожным плащом

чтоб не пугать прохожих зрелищем обнаженной натуры

от него стучат зубы в коробочках рисовой пудры

и осыпаются листья с деревьев словно фабричные трубы

А поезд минует заштатную станцию без остановки

потому что еще не хочет ни пить ни есть

потому что на улице дождь а он без зонта

потому что коровы еще не вернулись

потому что дорога неспокойна и он боится

встретить пьяных дядек воров или злых полицейских

Вот если бы ласточки встали в очередь у кухонных дверей

чтобы попасть в жаркое

если б вода отказалась подмешиваться в вино

а у меня завелось бы несколько франков

То было бы наконец что-то новое в этом мире

тогда от булочек на колесах пришли бы в экстаз жандармы в

и был бы огород для бороды и в нем воробьи разводили бы

и был бы у меня на ладони

крошечный холодный фонарик

золотистый как яйцо на тарелке

и настолько легкий чтобы мои подошвы вспорхнули что твой

и тогда дно моря превратилось бы в телефонную будку

из которой никто никогда никому не звонит.

Перевод Алины Поповой

О дада

Ключевые моменты

Что такое дадаизм в литературе. Смотреть фото Что такое дадаизм в литературе. Смотреть картинку Что такое дадаизм в литературе. Картинка про Что такое дадаизм в литературе. Фото Что такое дадаизм в литературе

Видео

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *