Что такое данное новое в русском языке 6 класс
Презентация в 6 классе «Связь между предложениями в тексте»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цель Обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Текст».
План Что такое текст? Смысловая цельность текста. Тема и основная мысль. Способы связи предложений в тексте. «Данное» и «новое». Средства связи предложений в тексте (повтор, синонимы, местоимения). Повтор как средство связи предложений в тексте. Речевой недочёт.
Что такое текст. Текст – ряд предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Смысловая цельность текста. Тема и основная мысль объединяют предложения текста и придают ему смысловую цельность. Тема – это то, о чем (или о ком) в нем говорится. Часто тема отражается в его заглавии. В большом тексте тема распадется на микротемы.
Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан. Основная мысль может быть выражена в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.
Способы связи предложений в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях. «Данное» служит для связи предложений в тексте. В нём повторяется какая-либо часть предыдущего высказывания, и с него обычно начинается следующее предложение. В первом предложении текста «данного» нет. «Новое» в предложении содержит основное сообщение. «Новое» выделяется логическим ударением и обычно находится в конце предложения.
Задание. Прочитайте текст. Найдите «данное» и «новое». Определите место «данного» и «нового» в предложении. Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Он был совсем настоящий, только маленький.
Два способа связи предложений в тексте: последовательный (цепной) и параллельный При последовательном соединении предложений «данным» каждого следующего предложения становится «новое» предыдущего предложения. При параллельном соединении во всех предложениях текста повторяется одно и тоже «данное».
Задание. Постройте текст, используя «новое» в качестве «данного» каждого последующего предложения. Определите способ связи предложений в тексте. Есть в России валдайский лес. … в ложбинке пробивается родник. Светлая вода из … течет ручейком. … мал. Но это – начало великой Волги.
Задание. По данному началу составьте один из текстов, используя параллельный способ связи предложений. Лесные жители готовились к зиме. … Утро было хмурое, холодное. … В лесу было нарядно и тихо. …
Средства связи предложений в тексте. В тексте могут быть использованы три основных средства связи: повтор, синонимы, местоимения.
Повтор как средство связи предложений в тексте. Повтор при параллельной связи усиливает, подчеркивает самое важное в высказывании, его основную мысль. Неоправданное использование повтора приводит к однообразию, монотонности речи. В этом случае повтор является речевым недочетом. Повтор как средство связи предложений в тексте. Повтор при параллельной связи усиливает, подчеркивает самое важное в высказывании, его основную мысль. Неоправданное использование повтора приводит к однообразию, монотонности речи. В этом случае повтор является речевым недочетом.
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок развития речи в 6 классе
Цели урока:
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
воспитывать интерес к предмету.
Задачи:
Номер материала: ДБ-1586472
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация «Способы связи предложений в тексте. «Данное» и «новое». 6 класс
Просмотр содержимого документа
«Презентация «Способы связи предложений в тексте. «Данное» и «новое». 6 класс»
А) Чем выше луна, тем приливы сильнее. (С. Сахарнов)
В) Плавали по морю морские разбойники. Осенью листья устилали землю. На улице шел дождь.
С) Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо. (М. Пришвин)
— наличие группы предложений; — смысловая связность; — единство темы, предмета речи; — наличие основной мысли и ее развитие; — структурная связность.
Способы связи предложений в тексте
Роль «данного» заключается в связи предложений между собой. Роль «нового» — в развитии мысли в тексте. «Новое» в предложении содержит основное сообщение. «Новое» выделяется логическим ударением и обычно находится в конце предложения. «Данное» служит для связи предложений в тексте. В нем повторяется какая-либо часть предыдущего высказывания, и с него обычно начинается следующее предложение.
Определите автора и произведение. Подчеркните грамматическую основу во всех предложениях. Начертите схему текста, определите способ связи предложений.
Почти всю ночь не спал Жилин. (…). Видит – в щелке светиться стало. Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть. Видна ему из щелки дорога – под гору идет, направо сакля татарская, два дерева подле нее…
Определить тему стихотворения и его основную мысль. Подчеркнуть грамматические основы, определить способ связи предложений в тексте.
Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.
Определить способ связи предложений в тексте
Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Укажите средства связи (сцепляющие слова) в тексте.
Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверёк.
В. Как она очутилась в городе?
Г. В городе Орле рабочие пилили толстые брёвна на доски.
Средства связи: брёвна – бревно (повторяющиеся слова), рыжий зверёк – белка (синонимы), белка – она (местоимения).
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. «Данное» остается тем же.
Определить средства связи, способ
Докажите, что это текст. Найдите ключевые слова, которые образуют параллельную связь предложений в тексте.
Лё…кий в…терок шев…лил ярко-зелёные лист…я дерев…ев. Белые обл…чка бр…дили в голубом небе. Утро было свежее, чистое. А ласковое со…нце д…рило т…плоту и вселяло надежду на будущее.
Портал образования
Автор: Шейкина Людмила Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ «СОШ № 2»
Населённый пункт: ст. Тбилисская Краснодарского края
Наименование материала: мультимедийная презентация
Тема: «Данное и новое в тексте. Способы связи предложений в тексте»
Раздел: полное образование
ДАННОЕ и НОВОЕ в тексте.
Способы связи предложений в тексте.
Связь предложений в тексте
– это прежде всего связь
Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями
великого человека есть наука замечательная.
В предложении обычно выделяются ДВЕ ЧАСТИ:
Самая большая цель жизни –
увеличивать добро в окружающем
нас. А добро – это прежде всего
счастье для всех людей. Оно
слагается из многого, и каждый раз
жизнь ставит перед человеком
задачу, которую важно уметь решать.
Рассмотрим схему строения текста
ЦЕПНАЯ – это такая связь предложений в тексте, при которой
мысль развивается как бы по цепочке:
Что такое счастье? Соучастье в добрых человеческих
запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то,
что есть в человеке наилучшего, красивого, честного,
при помощи лексических и
морфологических средств связи,
только предложения, но и смысловые части текста.
При ЦЕПНОЙ связи предложений в тексте используются
следующие лексические средства связи:
Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека.
Огонь этот жжёт, греет, освещает (Л.Толстой)
Имена героев Великой Отечественной для нас
святы. Вспоминая поимённо каждого, мы отдаём им дань уважения к их
За свою жизнь И.К.Айвазовский написал около
шести тысяч морских пейзажей. Его картины есть почти во всех музеях
мира. (О. Туберовская). Меня всегда пленял дар Андроникова-артиста.
Талант его необычен и являл себя особенным блеском, когда выступал
Андроников не в большом зале. а в комнате перед двумя-тремя…
Синонимы текстовые (контекстные):
Наша память хранит с
малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет
собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров,
полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников
жизни. И рядом с ними – это лёгкое имя: Пушкин. (А.Блок)
У каждого времени – своя жестокость. А доброта одна на
все времена. (А.Лиханов)
Кроме лексических, есть МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ средства связи
предложений в тексте:
Точность и краткость – вот первые
достоинства прозы. Они требуют мыслей и мыслей – без
них блестящие выражения ни к чему не служат. (А.Пушкин)
Мы читаем у Пушкина стихи гладкие, такие
простые, и нам кажется, что у него
такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда
для того, чтобы вышло
просто и гладко. (Л.Толстой)
Всякий великий писатель оставляет за собой школу.
И Пушкин оставил школу и последователей. (А.Островский)
Практическая работа: укажите средства связи
предложений в тексте и способы связи частей текста
… 1) У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся одним для всех. 2)Он
входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца.
3)Я узнал и полюбил Пушкина в том возрасте, когда гораздо слаще
слушать чтение, чем читать самому. 4)Со слуха я знал его «Сказку о царе
Салтане», «Полтавский бой» из «Полтавы», «Сон Татьяны» из «Евгения
Онегина», «Жениха». 5)Но «Капитанская дочка» явилась для меня первой в
жизни самостоятельно прочитанной книгой. 6)Я помню формат книги, её
запах, помню, как я был счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со
7)Я был захвачен ею и засиделся у окна избы дотемна, и когда дошёл
до бурана в Оренбургской степи, то увидел, что за окном пошёл снег, и
это стало неизгладимым до сих пор впечатлением как бы магической
силы, изошедшей от пушкинской страницы. 8)С того вечера я стал
читателем книг, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину.
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ связь предложений в тексте
В текстах с ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ все предложения, начиная со второго,
конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении:
Тёплый, солнечный день.
Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце.
Стрекочут, как летом, кузнечики. Пересвистываются птицы.
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ связь предложений в тексте может быть особо
подчёркнута, усилена их одинаковым началом или одинаковым
нескольких соседних предложений
Вы думаете, павшие молчат.
Конечно, да, вы скажете.
Приходят в город ветры полевые,
И со звездою говорит звезда,
И памятники дышат, как живые.
Сердца живых и осязают нервы.
не где-нибудь, а в нас,
Невидимыми, чуткими руками.
За нас кричат, особенно ночами,
хотят, чтоб памятником их
Когда стоит бессонница у глаз
Была земля с пятью материками.
И прошлое толпится за плечами.
Одинаковая КОНЦОВКА нескольких соседних предложений
Самое лучшее и дорогое –
Слава твоя – это наша слава,
Иногда АНАФОРА и ЭПИФОРА используются в одном тексте
для придания ему ещё большей выразительности:
детство, но в наследство
Остаётся людям песня детства,
То, что утекает, не вернётся.
От неё лишь подвиг остаётся,
Практическая работа: укажите средства связи
предложений в тексте и способы связи частей текста.
1)Доброта, терпимость, взаимное прощение обид
переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря
на семейную многочисленность. 2)Ругань, зависть,
своекорыстие не только считались грехом. 3)Они просто
лично невыгодны для любого члена семьи.
4)Любовь и согласие между родственниками давали начало
любви за пределами дома. 5)От человека, не любящего и не
уважающего собственных родных, трудно ждать уважения к
другим людям, к соседям по деревне, по волости, по уезду.
Презентация на тему: Как связываются предложения в тексте «Данное» и «новое» в предложениях
Тема урока Как связываются предложения в тексте «Данное» и «новое» в предложениях
ЦЕЛЬ: Повторить изученные понятия “текст, тема текста, основная мысль текста”. Закрепить на практике умение разграничивать способы связи предложений в тексте: последовательную и параллельную. Уметь определять “данное” и “новое” в тексте.
Найдите неверные утверждения Текст – это высказывание на определенную тему. В тексте есть основная мысль. К тексту можно подобрать заголовок. В тексте может быть нарушен порядок предложений. Текст может быть большим и маленьким. В тексте все предложения не связаны между собой грамматически. В тексте есть смысл.
Проверим себя! В тексте может быть нарушен порядок предложений. В тексте все предложения не связаны между собой грамматически.
Тема текста Тема текста – это о чём или о ком говорится в тексте. Основная мысль текста Основная мысль текста – то, что хотел сказать нам автор.
какой из предложенных вариантов является текстом и почему 1) Чем выше луна, тем приливы сильнее. 2) Плавали по морю морские разбойники. Осенью листья устилали землю. На улице шел дождь. 3) Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо.
Определите тему и основную мысль предложенного отрывка из сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца» Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо.
Тема Дети войны. Основная мысль Дружба помогла ребятам пережить все трудности.
За счет чего обеспечивается развитие основной мысли? Каждое новое предложение добавляет к сказанному какую-то новую информацию. Отталкиваясь от “данного”, сообщается «новое”.
«Данное» Служит для связи предложений в тексте. В нем повторяется часть предыдущего высказывания. В первом предложении текста «данного» нет. “Новое” Содержит основное сообщение. Выделяется логическим ударением. Обычно находится в конце предложения.
Задание Определите «данное» и «новое» в тексте Пришла весна. Но не хочет уступать и сдаваться зима. Еще кругом лежит снег, и стоит на реках лед. А в воздухе уже чувствуется приближение весны.
способ связи предложений в тексте Последовательный Параллельный средства связи предложений в тексте прямой повтор; синонимы; союзы; местоимения.
Параллельная связь В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. (К. Паустовский). Последовательная (цепная) связь Однажды Коля заболел и лежал в кровати. Кровать поставили к окну. Неожиданно в окне Коля увидел красный шар. А на шарике была нарисована рожица. («Шар в окошке» (А. Митта)
В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. (К. Паустовский).
Однажды Коля заболел и лежал в кровати. Кровать поставили к окну. Неожиданно в окне Коля увидел красный шар. А на шарике была нарисована рожица. («Шар в окошке» (А. Митта)
Домашнее задание 1.Выучить материал параграфа 85. 2. Выполнить упражнение 654
Презентацию выполнила Чепкасова Л.И., учитель русского языка и литературы 21.03.2012г
Русский язык и занимательные факты о нем
Считается, что русский язык достаточно сложен и очень многогранен. На нем говорят люди в самых разных странах мира, многие его понимают. На сегодняшний день он занимает 6 место в мире по числу говорящих на нем людей, а что касается количества носителей языка — здесь русский занял почетное 8 место.
Но, говоря по-русски, люди зачастую даже не задумываются о том, на каком удивительном языке они говорят и не знают его истории. Многие из нас не знают о родном языке практически ничего. А между тем, есть очень любопытные факты, на тему которых мы и поговорим в этой статье. Мы уверены, что вы узнаете много нового и интересного.
Факт 1
Практически все слова, которые в русском языке начинаются на букву «А», были заимствованы из иностранных языков. Истинно русскими в этом отношении являются всего три слова. А именно «авось», «азбука» и «аз».
Факт 2
Всем привычная буква «Х» изначально называлась несколько длиннее, а именно «хер». От названия этой буквы появилось слово «похерить». Смысл в том, что по виду буква напоминает крест, то есть «похерить» значит каким-то образом что-то перечеркнуть. Смысл этого слова неизменен и в наши дни.
Факт 3
Немногие знают, что в русском есть 2 слова, в которых подряд целых три гласных — это слова змееед и длинношеее.
Факт 4
На Руси и в Российской империи существовало понятие «нелепый глагол». Поскольку устаревшее слово «лепота» означало красоту и правильность чего-либо, то слово «нелепый» означало полную противоположность этому понятию. Слово «лепота» на данный момент почти не используется, а слово «нелепый» осталось и сохранило свой первоначальный смысл.
Факт 5
Самое длинное слово в русском языке, которое достаточно часто употребляют его носители — соответственно. В нем целых четырнадцать букв!
Факт 6
Носители английского языка, которые решили изучать русский, придумали оригинальную идею, как запомнить по-русски выражение «я люблю вас». Чтобы им было проще его выучить, они перекроили его на свой лад — «yellow blue bus», что в переводе на русский означает желто-голубой автобус.
Факт 7
Русский алфавит очень интересный и иностранцам может показаться даже странным. Например, многие буквы сильно напоминают латинские. Но самое забавное, что есть буквы, которые вообще невозможно произнести и как-то обозначить. Трудно также и объяснить их значение. Это Ъ и Ь.
Факт 8
Буква «й» сама по себе не вызывает ни у кого удивления, если встречается в середине слова, но вот чтобы слово с нее начиналось — это считается редкостью. Даже носители языка, как правило, в состоянии вспомнить всего пару-тройку таких слов, например, йога или йод. И только единицы в курсе, что слов, начинающихся на «й», в русском языке насчитывается 74 штуки.
Факт 9
Еще одна редкая буква — «ы». На нее начинаются некоторые названия географических объектов в России.
Факт 10
Еще один занимательный факт — в слове «обороноспособность» целых 7 букв «о»!
Факт 11
На сегодняшний день по популярности в сети Интернет русский язык уступает только английскому и занимает 2 место. Всего в мире на нем изъясняется более 260 миллионов людей.
Факт 12
Русский язык постоянно меняется. Не только уходят архаизмы, но и появляются новые правила. Например, ранее слово «кофе» употреблялось только в мужском роде, но уже 10 лет его официально можно употреблять и в среднем. Таким образом, у этого слова целых два рода одновременно.
Факт 13
Современное слово «баба» считается просторечным и иногда даже оскорбительным, но немногие знают о том, что раньше звание «баба» нужно было еще заслужить. Так называли только тех женщин, которые смогли родить сына. Если у женщины рождались только девочки, то бабой ее не называли вплоть до того момента, пока она не родит мальчика.
Факт 14
Еще одно интересное заимствованное слово — хулиган. Оно было заимствовано в английском языке, от фамилии Халиган одного из английских семейств. Свой сегодняшний смысл в русском получило из-за того, что представители английского семейства отличались весьма буйными чертами характера.
Факт 15
Долгое время в русском языке не существовало буквы «ё» — вплоть до 1873 года.
Факт 16
Первые слова, которые прозвучали в космосе, были произнесены именно на русском языке. Нетрудно догадаться, что произнес их никто иной как Юрий Гагарин.
Факт 17
«РЕНТГЕНОЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИЧЕСКОГО» — самое длинное русское слово, состоящее из 33 букв! Оно даже попало в Книгу рекордов Гиннеса.
Факт 18
В русском языке много выражений, в которых фигурирует слово рука. Причем они имеют разный смысл. Например, «руки так и чешутся», «идти по жизни рука об руку», «все в твоих руках» и другие.
Факт 19
Сегодня первая буква алфавита — это «А», но когда-то первой была «Я» и только потом они поменялись местами.
Факт 20
Знак препинания, который мы сегодня знаем как восклицательный знак, когда-то назывался «точкой удивления». По-настоящему полюбить русский язык, избавиться от досадных ошибок в устной и письменной речи, вспомнить правила и восполнить пробелы в знаниях поможет курс «Идеальный русский». Теория, диктанты, отработка полученных навыков — все для того, чтобы качественно усвоить материал!