Что такое декаданс простыми словами в музыке
Что такое декаданс
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Томная дама в меховой горжетке и с папиросой в длинном мундштуке, морфинисты, странные песни Александра Вертинского и тексты популярной в 90-е группы «Агата Кристи» — все это приходит на ум, когда слышишь слово декаданс.
Декаданс — это не столько течение или стиль, сколько настроение, переломный этап в развитии культуры.
Декаданс — это.
Термин декаданс, или декадентство, пришел из французского языка, где decadence означает «упадок». Происхождение слова восходит к латинскому глаголу decadere — падать.
В самом общем смысле можно сказать, что декаданс — это такое состояние упадка, распада значимого культурного стиля, когда внутреннего огня уже не хватает на создание шедевров, но еще достаточно энергии на причудливые стилизации.
Декадентство чаще ассоциируется с периодом конца XIX — начала XX века, потому что в это время начинается упадок огромного пласта классической культуры.
*Александр Вертинский в образе Черного Пьеро
Но вполне уместно говорить о декадансе великого Ренессанса (это когда было?), который проявился в маньеризме, или об академизме, как о декадансе Классицизма (это когда было?), или о рококо — как об упадке Барокко (что это было?).
Мы остановимся на декадентстве как явлении в искусстве и литературе на переломе XIX–XX веков, когда основные настроения творческих произведений — это безнадежность, неприятие жизни, крайний индивидуализм, а на первый план выходят темы смерти, тоски, душевных страданий.
«Страшно оттого, что не живется — спится.
И все двоится, все четверится.
В прошлом грехов так неистово много,
Что и оглянуться страшно на Бога.
Да и когда замолить мне грехи мои?
Ведь я на последнем склоне круга.
А самое страшное, невыносимое, —
Это что никто не любит друг друга…»
Зинаида Гиппиус, 1916 г.
Кстати, «с детства раненая смертью и любовью» Зинаида Гиппиус написала это стихотворение в 47 лет, но предчувствие «последнего склона круга» ее обмануло.
Поэтесса умерла в 76 лет в 1945 году в Париже.
Предпосылки декаданса
Простыми словами декаданс — это кризис, творческие люди всегда особенно остро чувствуют переломные моменты эпохи, а искусство становится отражением их мироощущения.
Кризис рационализма (это что?) привел к поискам новой точки опоры. Нужны были иные формы, новый язык искусства (это как?), который бы отразил меняющееся мироощущение.
В Европе такими поисками занялась творческая молодежь, которую стали называть модернистами от французского moderne — современный.
*Фредерик Базиль, Портрет Поля Верлена, 1868 г.
Модернисты, как и любые новаторы, сначала вызвали резкое неприятие, их творчество воспринималось упадническим и получило издевательское название декаданс.
Термин «декаданс» появился во Франции в конце XIX как ругательное определение, которое давали критики происходящему, по их мнению, безобразию в литературе.
Кружок поэтов, объединившихся вокруг Поля Верлена и Стефана Малларме, охотно подхватил это название, в 1880-е годы начал выходить журнал «Декадент», где печатались Шарль Бодлер, Теофиль Готье, Артюр Рембо и другие «прОклятые поэты».
Слово прижилось, а упаднические настроения быстро докатились из Франции до России.
*«. Надо выбрать иное… Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу ее: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему. »
Валерий Брюсов, поэт, основоположник русского символизма
Характерные черты декадентов
Поль Верлен в серии очерков назвал своих друзей poete maudit — прОклятые поэты. Со временем к этой компании из шести французских поэтов последней трети XIX века: Тристана Корбьере, Артюра Рембо, Стефана Малларме, Марселины Деборд-Вальмор, Вилье де Лиль-Адама и самого Верлена — стали причислять и других авторов.
Конечно, никто и не думал проклинать несчастных. Их проклятие в тонкой душевной организации, в особом темпераменте (это как?), нежелании подчиняться массе, принятым в обществе нормам морали, прописным истинам.
Декаденты — это изгои, бунтари, стремящиеся к гибели и страдающие от предчувствия заката великой эпохи.
Под влияние этих настроений попали многие знаковые фигуры того времени: Морис Метерлинк, Оскар Уайлд, Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Федор Сологуб, даже Александр Блок.
Для декадентского творчества характерны несколько ярко выраженных особенностей:
Декаденты отвергают законы морали как устаревшие предрассудки и мещанство. Их произведения полны ощущением безнадежности и пессимизма (это как?), но в упадке, смерти, пороке декаданс видит красоту.
*Константин Бальмонт (1867–1942 гг.)
Вот как описывает своих современников К.Бальмонт в очерке «Элементарные слова о символической поэзии»:
«Декадент — есть утонченный художник, гибнущий в силу своей утонченности. Как показывает самое слово, декаденты являются представителями эпохи упадка. Они видят, что вечерняя заря догорела, но рассвет еще спит где-то, за гранью горизонта; оттого песни декадентов — песни сумерек и ночи».
Декадентство как болезнь
Одни исследователи и современники оценивали декаданс как переломный момент, эпоху разочарования и переосмысления этических и эстетических норм, но многие не принимали такую точку зрения.
Декадентство — «симптом душевной болезни», так жестко определил это явление Николай Бердяев.
Врач и писатель Макс Нордау ставит свой диагноз декадентам:
«…Модные течения в литературе и искусстве, характеризуемые названием „конца века“, равно как и сочувствие к ним публики, вызываются болезнями, именно вырождением и истерией».
Действительно, декаданс — это не стиль и не школа, это настроение, объединившее в определенный отрезок времени совершенно разных поэтов, художников, музыкантов.
Обреченность, душевная усталость, потеря связи с реальностью, апатия — все это черты времени, состояние целой группы талантливых людей, болезненно чувствующих слом эпохи.
«Поиграем в декаданс»
*«Давай вечером умрем весело, поиграем в декаданс. »
Декадентские настроения могут настичь человека в разные отрезки жизни.
Сейчас декаданс — это скорее игра, стилизация, этакое эстетское смешение гламура и готики.
Существует даже свое декадентское шоу — фестиваль «Бархатное подполье», который, по сути, является обыкновенным балом-маскарадом любителей эстетики декаданса.
*Ряженые декаденты XXI века
Такие мероприятия имеют мало общего с истинным Декадентством, из которого вышли модернисты, символисты, акмеисты, авангардисты и другие творческие направления удивительной и трагической эпохи Серебряного века.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Слово красивое, но его смысл явно диссонирует с его красотой, ну и как обычно, из некой идеи, сегодня декаданс превратился в пустую блестящую обёртку.
Декаданс
Человек во все времена остро переживал периоды перемен. Смена времен года, смена власти, приход нового столетия или тысячелетия всегда воздействовали на общество, находя отражение в самых неожиданных проявлениях. Особенно остро на перемены реагировали (и реагируют) деятели искусства и личности, причисляющие себя к таковым.
Еще с далекого XIX века так сложилось в искусстве, что угасание той или иной эпохи находило свое отражение в творчестве известных художников, композиторов и литераторов. Это явление называется звучным словом «декаданс». Наверняка многим вспомнится песня группы «Агата Кристи» «Декаданс». Так вот, альбом «Опиум для никого», на котором присутствует эта песня – яркий пример отечественного декаданса на заре 1990-х. Но вернемся к, так сказать, истокам.
Модернистское искусство конца XIX века с характерными чертами упадничества, апатии и индивидуализма называется декадансом. В переводе это слово и означает «упадок». Конечно, не всё искусство того периода можно назвать декадентским. Если перечислять главное в декадентстве, то стоит отметить индивидуализм, пессимизм, имморализм, настроения безнадежности и болезненности. Декаденты вроде бы устали от академического искусства и требовали новых форм и индивидуализма. Однако ничего радикально нового для создания этих новых форм они не делали, а просто констатировали факт упадка культуры в своем творчестве.
Кто же был главным декадентом того времени? За рубежом это Оскар Уайльд, Поль Верлен, Шарль Бодлер, Артюра Рембо, Мария Корелли, Гюисманс. В имперской России декадентами были Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Мережковский, Федор Сологуб и т.д. Основные темы их творчества – отвращение к жизни, безнадежность, упадок и регресс в обществе и культурной жизни. Что касается стилистики и художественных приемов, то их творения импрессионистичны по характеру и изобилуют символами, знаками и метафорами. Любили декаденты стилизацию, а форма часто преобладала над содержанием.
Конечно, вряд ли можно отождествить русское декадентское искусство 1990-х годов с декадансом конца позапрошлого века. Да, всё то же упадничество, пессимизм и, если хотите, гротеск. Однако в этом случае декаданс получился стилизованный, китчевый. В нем появилось больше пафоса и гламура, граничащего с дурновкусием. Богема захотела создать атмосферу салонности и куртуазности, и в погоне за этим утратился дух декаданса. Он испарился за суетой, наигранностью и абсурдом. Улетучилось неторопливое созерцание увядания и отмирания эпохи, не осталось места для любования смертью и закатом.
Фестивали декаданса по-прежнему проводятся в Москве и Санкт-Петербурге. Они вышли из домов культуры и сырых полуподвалов. Теперь столичные декаденты тусуют по модным клубам, одеваясь в черный бархат и стразы, и воспевают кокаиновый приход. Кстати говоря, современной декадентской литературе и музыке вообще присуща эдакая галюциногенность. Отдельные черты декадентства можно найти у Пелевина, Макса Фрая, БГ и Летова.
На данный конкретный момент также имеют место быть деятели искусства, причисляющие себя к декадентам. Часть из них – остатки старой гвардии, которая бесновалась в 1990-е, другая часть – «новые русские декаденты». Эти т.н. творцы также пишут об упадке в обществе и культурной жизни, о крушении старого мира и загнивании эпохи. Однако ретроспективный взгляд на декаданс позволяет увидеть, что этот период всегда очень ограничен по времени. Он не может длиться долго, поскольку это лишь своеобразное осмысление ушедшего, некое «послевкусие эпохи». А рубеж тысячелетий уже пройден, и, скорее всего, сейчас вряд ли актуально говорить о завершении той или иной эпохи. Декаданс снова ушел в подполье и затаился в ожидании очередного упадка, за которым последует новое время.
Декаданс – что это
Что такое декаданс простым языком
Декаданс – термин, применяемый для описания художественных и литературных течений. Значение этого слова пришло к нам из Древнего Рима и на латыни обозначало «упадок». Основатели этого направления в искусстве протестовали против буржуазной морали и устаревших эстетических ценностей. Доведение такого отрицания до крайности привело к провозглашению отвращения к жизни, красоте и гармонии. Сторонники этого течения – декаденты – проповедовали депрессивные настроения и восхищались ими.
Декаданс в литературе и искусстве
Понятие декаданса родилось во Франции. Оно возникло в начале 20 века, когда мыслящие люди пришли к выводу, что в обществе назрели перемены и человечеству предстоит пережить трудные времена. Пока материалистические философы во главе с Карлом Марксом строили теории о борьбе классов и неизбежности пролетарской революции, художники и поэты интуитивно искали путь отображения политических процессов в своем творчестве.
Нужно отметить, что вначале термин «декаданс» появился во французской литературе как оскорбление. Критики этого литературного направления придумали такое название, стремясь очернить и выставить в невыгодном свете таких знаменитых писателей, как Виктор Гюго и Эдгар Аллан По. Однако сегодня их произведения вошли в золотой фонд мировой литературы, и переиздаются многочисленными тиражами.
Атмосфера кризиса, царившая в обществе накануне Первой мировой войны, порождала упаднические настроения и чувства безнадежности и депрессии. Деятели искусства подхватили эти веяния и отразили их в своем творчестве. Произведения поэтов, художников и театральных деятелей этой эпохи проникнуты чувством безнадежности и мрака.
В отличие от творцов прежних веков, воспевающих революционные идеалы, декаденты отказывались от политической борьбы. Индивидуализм пришел на смену гражданственным позициям. Декаденты призывали погрузиться во внутренние переживания, искать ответы на вечные вопросы типа «быть или не быть?».
Тематика декадентского творчества
Наравне с французскими поэтами, такими как Бодлер и Готье, классиками этого жанра стали известные русские писатели и поэты: Бальмонт, Гиппиус, Мережковский, Леонид Андреев.
Некоторые из них, как например Константин Бальмонт, проводили границу между декадансом и более новыми литературными течениями начала 20-го века – символизмом и импрессионизмом. Единым мотивом, объединяющим эти направления, был глубокий психологизм, обостренное внимание к личностным переживаниям человека на пороге глобальных перемен в окружающем мире. Свобода творчества, по мнению последователей этих теорий, предполагает отказ от давления со стороны общества и государства.
Многие классики русской литературы 20-го века были продолжателями идей декаданса. Александр Блок и Анна Ахматова – ярчайшие представители наследников этой культурной традиции.
Декаданс в наше время
В наши дни тематика декаданса снова стала модной. Новейшие молодежные течения, такие как «готы», выбрали мрачные кладбищенские тона. Популярны татуировки с символикой черепов, могил и крестов, обозначающие грусть, одиночество и тоску, тягу к загробному миру.
Молодые люди, использующие эти символы, претендуют на оригинальность, экстравагантность, стремятся таким образом выделиться из общей серой массы людей без идеалов. Для них использование декадентских символов служит своеобразной игрой. В своем стремлении удивить, возмутить, эпатировать свое окружение они готовы пойти на крайности, лишь бы привлечь к себе внимание. Их лозунг: «Поиграем в декаданс» (группа «Агата Кристи»).
Есть и те, кто воспринимает такую мрачную символику серьезно. Это люди, пережившие в жизни глубокие разочарования, столкнувшиеся с непониманием и отторжением общества или потерявшие близких друзей. Для них ближе слова из песни группы «Крематорий»: «Мы живем для того, чтобы завтра сдохнуть», «И сам Господь в последний раз в небесный скажет мегафон: Никто не любит тебя». Суперсовременная гламурная готика выражает себя сегодня в декадентских фестивалях «Бархатное подполье», регулярно проводящихся в Москве.
Все, что вы хотели знать о декадансе, но боялись спросить
Декаданс. Красивое слово, которое при произношении будто совершает некий танец на языке. Этим словом сегодня пользуются довольно часто, применяя его к самым разнообразным вещам – от музыки до высокой моды. Зачастую причиной этому становится просто его красота и романтичная мрачность. Декадентскими сегодня любят называть воздушные черные платья, достойные современниц Эдгара Аллана По, удушливо-печальную музыку, витиеватые стихи о боли и смерти и многое другое, полное потусторонней мистики. Однако за словами всегда стоит долгая история. Раз уж слово «декаданс» снова танцует у людей на языках, стоит заглянуть за его оболочку и узнать, есть ли там что-то столь же мрачно прекрасное, как и его звучание.
Суть декаданса и его философская составляющая стали по мере возможностей ясны. Посмотрим, как мысли декадентов раскрывались в разных формах искусства, и начнем с литературы. Божественное упадничество сочится из стихов Шарля Бодлера, Теофиля Готье, Поля Верлена, Артюра Рембо. Они задали тон, который немедленно подхватили русские символисты Бальмонт, Сологуб, Мережковский, Гиппиус, Брюсов. Все они писали совершенно по-разному: у одних реальность вызывала медленно стекающие по бледным щекам слезы, другие бросались в нее грубыми и агрессивными строчками, а третьи воспевали исключительно идеалы Античности. Пышная и детальная форма в стихах так плотно окутывает содержание, скрывая его от внешнего мира, что понять всю суть декадентской поэзии очень непросто. Это искусство не для публики, но для самого искусства. Этакий огромный синий бриллиант на дне Марианской впадины, до которого никто не может добраться. Что касается драматургии, нельзя не вспомнить, конечно, «Синюю птицу» Мориса Метерлинка о вечном стремлении человека к счастью и постижению бытия.
Особо выделить стоит один блистательный дуэт, который станет плавным переходом от декадентской литературы к декадентской живописи. Речь идет о захватывающей дух гармонии, которой добились в своей совместной работе писатель Оскар Уайльд и художник Обри Бердслей. Эти два англичанина создали совершенный образец литературного и художественного декаданса – пьесу «Саломея». Обращаясь к библейскому мифу о царевне Саломее, потребовавшей за свой танец от царя Ирода голову пророка Иоканаана, Уайльд переосмысливает его в духе декадентской эстетики. В пьесе царит атмосфера тревоги, болезненной эротики, мистики. Эти ингредиенты своими тончайшими черными линиями, драматичными фигурами и невесомыми композициями изобразил на бумаге Бердслей. Удивительный диалог между словами писателя и рисунками художника – это и есть «Саломея». Последним фантастическим штрихом в этой истории стал одноименный немой фильм, снятый в 1922 году Чарльзом Брайантом и Аллой Назимовой. Слова Уайльда не звучат, но читаются во взглядах и пластике тел, а обрамляют все это декорации и костюмы, повторяющие мысли Бердслея.
Балансируя между безумием и странными снами, Бердслею вторили многие художники. Врубель с его глубокими густыми цветами и образами, американка Ромейн Брукс с ее холодными портретами, прерафаэлит Россетти и его волшебные полотна, Франц фон Штук и его демонические создания – это лишь немногие, кто проиллюстрировал дух декаданса. Как и в случае с литературой, каждый декадент от живописи представляет эстетику божественного упадничества абсолютно по-разному. Прерафаэлиты отдавали предпочтение мифическим, сказочным, а иногда и библейским сюжетам, другие мастера фиксировали реальность, но оттеняли ее нотами меланхолии и мрачности, и все это творилось каждым художником в своей уникальной технике.
Что касается музыки конца XIX – начала XX века, то в ней дух декаданса отразился несколько иначе, чем в литературе и изобразительном искусстве. Неудивительно, ведь у музыки всегда особая история. Музыку рубежа эпох можно охарактеризовать двумя категориями, и можно сказать, что они обе проистекли из декадентских идей. Первый путь, по которому пошла тогда музыка – это новый взгляд на мифы, легенды и сказки. Их воплотили в нотах Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рихард Штраус. По второму пути пошли композиторы-экспериментаторы, целью которых было отречься от старых классических форм и найти нечто, что отразит стремительно меняющуюся жизнь вокруг. Здесь особая роль принадлежит футуристам, воспевателям заводов и механизмов. Они делали с музыкой такое, что тогда было уму непостижимо. Это, в первую очередь, Франческо Прателла, Луиджи Руссоло, Клод Дебюсси. Знаковым культурным событием мирового масштаба стали «Русские сезоны» Дягилева. Они воплотили в себе переосмысление балета, костюма и человеческого тела, не говоря уже о музыке. В ней революцию совершил гениальный Стравинский.
Описывать философию и искусство можно бесконечно, краткость тут таланту не сестра. Попробуем подвести некий итог. Декаданс – это не течение и даже не объединение течений. Все, что делали люди, которых именуют декадентами, нельзя назвать так просто одним словом. Лучшего всего будет сказать, что совершенно разные произведения стали реакцией разных людей на одну и ту же реальность – рубеж XIX и XX веков, переломное время, время потрясений. Упадок в обществе, как когда-то в Римской империи, вызвал бурный творческий всплеск и стал началом множества новых течений и поисков новых форм. На этом закончим разбираться в прошлом и начнем подбираться к настоящему.
Итак, декаданс – это состояние духа, настроение, в котором пребывает довольно большое количество людей. Наверное, поэтому достаточно часто можно услышать это слово применительно к бурным вечеринкам 1920-30-х годов. Как многим должно быть известно из истории, это был ужасный мировой экономический кризис. Это, во-первых. Во-вторых, 1920-е и 1930-е годы – это так называемый период между двумя мировыми войнами, адом, через который уже прошли, и подсознательным предчувствием ада, через который предстоит пройти. У Пушкина есть маленькая трагедия, которая называется «Пир во время чумы». Этим именем и можно назвать те яркие, сверкающие и безбожно дорогие вечеринки, которые устраивали богачи в 1920-30-е годы. Жажда спрятаться в бокале шампанского от ужасов недалеко прошлого, холодного настоящего и темного будущего. Как военная форма скрывает бойца от врага, так блестки и перья скрывали леди и джентльменов от их страхов, отчаяния и разочарований. Пир во время чумы стал синонимом декадентскому настроению. Искусство, конечно же, снова обогатилось: певцы «потерянного поколения» Фицджеральд, Миллер и Хемингуэй, художники Тамара де Лемпицка, Пабло Пикассо и Ман Рэй, стиль ар-деко и такой джаз, который говорит: «Жизнь прекрасна, не смотри за окно».
Что же происходит сегодня? После всех этих тысяч слов нетрудно оглядеться и понять, что сегодня имеет место очередной общественный и политический кризис, а также реакция на него творческих людей. Мы снова погрузились в декадентское настроение, и кто-то в нем попросту тонет, кто-то выплескивает недовольство реальностью в искусство, а кто-то наряжается в блестки и перья и танцует. Упреждая фразу «ничего нового не происходит», скажем: происходит новое, происходит каждый день. Кто-то пишет стихи, кто-то – роман. Кто-то рисует на маленьком или большом холсте или листе бумаги. Кто-то репетирует новую песню, а может быть симфонию. Кто-то учится у прошлого, а кто-то бьется над новыми формами. Тем более что сегодня можно все. В конце концов, кто-то безудержно веселится с бокалом шампанского, и это тоже прекрасно. Вот это и есть декаданс. И последнее: здесь ведь доказано, что божественное упадничество и грусть могут быть созидательными, не так ли?
Декаданс
Декадентство (от позднелатинского decadentia — упадок) — общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.
Содержание
Обозначение декаденства
Брошенное враждебной этому течению критикой как уничижительное, отрицательное, обозначение «декаденство» было подхвачено его представителями и превращено в лозунг. Наряду с декадентством для обозначения этого общеевропейского течения поэзии и искусства употребляются также термины: «модернизм», «неоромантизм», «символизм».
Из этих терминов — «модернизм» (от фр. moderne — современный, новейший) за бессодержательностью должен быть отброшен; «неоромантизм» следует признать недостаточным, ибо он указывает лишь на типологическое сходство этого течения в ряде признаков с романтизмом начала XIX века, а не на его специфические особенности (в защиту этого термина выступал С. А. Венгеров, «Этапы неоромантического движения»).
Кроме того, наряду с декадентством, наиболее употребителен термин «символизм». Некоторые считают эти термины одинаково обозначающими одно и то же явление. Однако их следует всё же разграничивать.
«Символизм» как термин шире термина «декадентства», по сути дела являющегося одной из разновидностей символизма. Термин «символизм» — искусствоведческая категория — удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики декадентства. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве (например, импрессионизм). И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства (например, борьба с декадентством в русском символизме).
Иногда термин «декадентство» употреблялся также в биологическом смысле, означая патологические признаки психо-физического вырождения в области культуры (М. Нордау и др.). С социологической точки зрения термин декадентство применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов, Искусство и общественная жизнь).
История
В XIX веке европейская и особенно французская литература была названа декадансом сначала враждебно настроенными критиками, а затем этот термин был использован и самими авторами. Данный термин относился к авторам конца XIX века, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые также сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения романтизма с его несколько наивным взглядом на природу. Некоторые из этих авторов находились под влиянием традиции готического романа и поэзии и прозы Эдгара Аллана По. Идея декаданса восходит к 18 веку, к Монтескьё, а далее, после Дезире Нисарда — французского писателя и критика (фр. Désiré Nisard ) — она была подхвачена критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтиков, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декандентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд.
Как литературное движение декаданс — это переходный этап между романтизмом и модернизмом.
Часто символизм путают с декадансом. Несколько молодых авторов были иронично отнесены к декадансу в прессе середины 1880-х годов. Значительная часть манифеста Жана Моро была посвящена именно этой проблеме и спорам по этому поводу. Некоторые из этих авторов приняли его, а некоторые нет.
Идеи декадентства
Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.
Примером в древности можно назвать эпоху падения Римской империи и др.
Авторы-декаденты
Наиболее яркими представителями декадентства на Западе являлись Оскар Уайльд, Ш. Бодлер, Мария Корелли, П. Верлен, Метерлинк, Гюисманс, Станислав Пшибышевский и др. В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х — 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы, как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» Брюсов.
Если, по мнению Плеханова, литературное развитие русского декадентства и не вполне ещё соответствовало существовавшей в России системе капиталистических отношений, то корни его следует искать в условиях реакции 1880-х и начала 1890-х гг. Писатели-декаденты были особенно популярны после революции 1905.