Что такое деловая репутация
Деловая репутация юридического лица: понятие, защита репутации, особенности
Содержание статьи
Определение деловой репутации юр. лица
В действующем российском законодательстве отсутствует понятие деловой репутации юридического лица. При этом, данное понятие достаточно широко распространено, а многими законами предусматривается ее защита.
Деловая репутация юридического лица – это сложившееся в профессиональном сообществе, на рынке конкретных товаров, работ, услуг представление о профессиональных и деловых качествах юридического лица (его менеджмента). Деловую репутацию характеризуют ряд взаимосвязанных признаков, выделяющих ее из числа иных нематериальных прав. Прежде всего, это ее экономический характер. Наличие положительной деловой репутации компании самым непосредственным образом влияет на ее капитализацию. Чем выше деловая репутация, тем дороже стоит компания.
Большое значение деловой репутации заключается в том, что она выступает в качестве средства индивидуализации конкретного юридического лица в той или иной сфере деятельности. Это позволяет привлечь большее число клиентов и дает определенные преимущества на конкурентных рынках.
Разница между деловой репутацией, имиджем и гудвиллом
У отечественных и зарубежных исследователей нет единого мнения насчет соотношения понятий «имидж» и «деловая репутация». Однако одно ясно наверняка: указанные термины не тождественны.
Так, под имиджем подразумевается целенаправленно сформированный предприятием образ, отражающий как реальные характеристики, так и вымышленные. При создании имиджа используются элементы комплекса маркетинга, в то время как деловая репутация формируется в течение достаточно продолжительного времени по итогам взаимодействия потребителей с компанией. Как правило, имидж компании создается довольно быстро: также быстро он и изменяется.
Что касается гудвилла, то это понятие несколько шире термина «деловая репутация». Гудвилл, помимо «доброго имени» компании, включает также иные неосязаемые факторы, способные приносить доход, например, деловые связи, торговую марку, опыт управления, наличие постоянных клиентов, уровень квалификации сотрудников и т.д. Указанный термин довольно часто используется в международных контрактах («good name», «goodwill or reputation»), но только в значении «деловая репутация».
Гудвилл – это еще и финансовое понятие. Стоимость гудвилла можно вычислить при покупке одной компании другой.
Так, например, если стоимость всех материальных активов фирмы составляет 1 млн рублей, а другая компания покупает ее за 1,5 млн рублей, то переплата 500 тысяч рублей будет числиться на балансе как гудвилл.
Деловая репутация в ГК РФ
Деловая репутация сама имеет стоимостную оценку и может, например, при создании простого товарищества, быть внесена в качестве вклада (ст.1042 ГК РФ).В соответствии с п. 11 ст. 152 ГК РФ правила о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица. Иски по делам данной категории вправе предъявить юридические лица, которые считают, что о них распространены не соответствующие действительности порочащие сведения. Споры о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности рассматривают арбитражные суды. Если сторонами спора о защите деловой репутации будут юридические лица или индивидуальные предприниматели в иной сфере, не относящейся к предпринимательской и иной экономической деятельности, то такой спор подведомствен суду общей юрисдикции.
Особенности защиты деловой репутации юридических лиц
В соответствии с ГК РФ юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения сведений, порочащих его деловую репутацию. При этом, законом не предусмотрено обязательное предварительное обращение с таким требованием к ответчику (не нужно направлять претензию), в том числе и в случае, когда иск предъявлен к редакции средства массовой информации, в котором были распространены указанные сведения.
Опровержение делается тем же способом, которым были распространены порочащие сведения, или другим аналогичным способом. При этом, юридическое лицо, в отношении которого были опубликованы такие сведения, вправе в соответствии с законом требовать опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации.
Если оспариваемые сведения были распространены в средствах массовой информации, то надлежащими ответчиками являются автор и редакция соответствующего средства массовой информации. Если эти сведения были распространены в средстве массовой информации с указанием лица, являющегося их источником, то это лицо также является надлежащим ответчиком. В случае, если редакция средства массовой информации не является юридическим лицом, к участию в деле в качестве ответчика может быть привлечен учредитель данного средства массовой информации.
По делам данной категории необходимо иметь в виду, что обстоятельствами, имеющими значение для дела, являются:
· факт распространения ответчиком сведений об истце,
· порочащий характер этих сведений и
· несоответствие их действительности.
При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
Защита деловой репутации в суде
Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.
Сведения, порочащие деловую репутацию
Порочащими деловую репутацию, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении юридическим лицом действующего законодательства, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют деловую репутацию юридического лица.
Так, например, направление писем в вышестоящую организацию, в которых заявитель утверждал о совершении менеджментом дочерней компании многочисленных грубых нарушений законодательства о закупках, не нашедших подтверждения в суде, были признаны порочащими деловую репутацию дочерней организации. По мнению суда, такие утверждения формируют негативное общественное отношение к деловой (хозяйственной) деятельности организации и наносят ей репутационный вред.
Распространение сведений
Под распространением сведений, порочащих деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.
Сведения, не соответствующие действительности
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в официальных документах.
Следует также различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности. Выражение лицом оценочного суждения не является распространением сведений, порочащих деловую репутацию. Так, например, публичные заявления лица о недобросовестном исполнении юридическим лицом обязательств перед поставщиками, о его неплатежеспособности были признаны судом оценочными суждениями, так как носят неконкретный характер. В качестве оценочных суждений суды рассматривают и заявления о проверке предполагаемых фактов совершения преступлений, направляемых в правоохранительные органы. Здесь основное значение имеет различие между предположением и утверждением о совершении тех или иных фактов.
Способы защиты деловой репутации юридического лица
Случаи обращения в органы государственной власти, в правоохранительные органы по поводу предполагаемых нарушений закона в целях проведения проверки и устранения нарушений само по себе не является основанием для удовлетворения иска о защите деловой репутации и в том случае, если убеждения заявителя оказались ошибочными. Такие требования могут быть удовлетворены лишь в случае, если при рассмотрении дела суд установит, что обращение в указанные органы не имело под собой никаких оснований и продиктовано не намерением исполнить свой гражданский долг или защитить права и охраняемые законом интересы, а исключительно намерением причинить вред другому лицу, то есть имело место злоупотребление правом.
Обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено несколько способов защиты деловой репутации юридического лица:
1) опровержение порочащих деловую репутацию сведений;
2) опубликование своего ответа в тех же СМИ, которые распространили сведения;
3) замена или отзыв документа, исходящего от организации, если он содержит порочащие репутацию сведения;
4) в случаях, когда сведения, порочащие деловую репутацию, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, юридическое лицо вправе требовать удаления соответствующей информации (например, удаление видеосюжета, части статьи, размещенных на сайте), а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно;
5) возмещение убытков, причиненных распространением порочащих сведений.
Возмещение материального вреда
Примерами нанесенного ущерба могут послужить, например, отказы партнеров от сотрудничества, падение, уход клиентов к конкурентам (именно по причине ухудшения деловой репутации) и итоговое снижение стоимости бизнеса.
В отношении юридического лица речь в ГК РФ идет о возможности возмещения материального вреда, причиненного распространением таких сведений при доказанности причинно-следственной связи между распространением сведений и нанесением вреда деловой репутации юридического лица. В настоящее время получает распространение практика обращений юридических лиц с исками о возмещении компенсации репутационного вреда (или нематериального вреда, причиненного деловой репутации). При этом, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ факта распространения ответчиком сведений, порочащих деловую репутацию истца, недостаточно для вывода о причинении ущерба деловой репутации и для выплаты денежного возмещения в целях компенсации за необоснованное умаление деловой репутации. На истце лежит обязанность доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований, то есть подтвердить:
во-первых, наличие сформированной репутации в той или иной сфере деловых отношений (промышленности, бизнесе, услугах, образовании и т.д.),
во-вторых, наступление для него неблагоприятных последствий в результате распространения порочащих сведений, факт утраты доверия к его репутации или ее снижение.
Иными словами, позиция ВС РФ заключается не в том, что для взыскания компенсации необходимо доказать наличие у юридического лица положительной репутации. При «нулевой» репутации ее нельзя защитить и, соответственно, доказать наличие ущерба, т.к. репутация как актив еще не сформирована и не подлежит оценке.
Авторский подкаст «Следователь Позвонит»
Проект наших партнеров Андрея Шевченко и Михаила Кучин, где они разбирают самые резонансные события в стране и их последствия для всех нас.
Все о новых законах и громких делах в России и в мире максимально доступно и без занудства.
Судебный порядок защиты деловой репутации
Судебный порядок защиты деловой репутации предполагает обращение с иском в арбитражный суд при условии, что виновное в распространении порочащей информации лицо известно. Если невозможно установить лицо, распространившее такие сведения (например, при направлении анонимных писем в адрес организаций либо распространении сведений в сети Интернет лицом, которое невозможно идентифицировать), суд вправе по заявлению заинтересованного лица признать распространенные в отношении его сведения не соответствующими действительности. Такое заявление рассматривается в порядке особого производства.
На требования о защите деловой репутации исковая давность не распространяется.
Суд при вынесении решения определяет в нем порядок опровержения (удаления, пресечения распространения и т.п.) спорной информации в соответствии со способами, указанными в законе. Порядок опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, в иных случаях, кроме указанных в п. п. 2 – 5 ст. 152 ГК РФ, устанавливается судом.
При подаче искового заявления уплачивается государственная пошлина в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ (ст.ст. 333.21, 333.22).
Из чего формируется деловая репутация компании и как над ней работать
Сооснователь и генеральный директор компании CloudPayments, советник заместителя председателя правления Тинькофф
В чем состоит важность деловой репутации, может ли ее разрушение уничтожить бизнес и как обстоят дела с институтом репутации в России? Рассказывает Дмитрий Спиридонов, сооснователь и генеральный директор компании CloudPayments. В конце материала — чек-лист успешной деловой репутации.
Назад к истокам: происхождение института репутации
Вернемся в 1991 год: развал СССР, появление Интернета в России и подъем рыночной экономики. Все эти события послужили началом института деловой репутации на постсоветском пространстве.
С появлением первого подобия форумов и FidoNet люди начали делиться мнениями в сети. Дальше в начале нулевых появлялись системы мониторинга, в десятых — отзовики с системой оценок и рейтинга, вслед за ними — беспрерывное развитие социальных сетей.
К слову, по данным исследований Apex Global Learning, 1 звезда онлайн-рейтинга компаний или заведения приносит 5-9% выручки, а также она эту выручку забирает. Таким образом, если у вашей компании 3 звезды рейтинга из 5, вы теряете по меньшей мере 10%; это ощутимые цифры.
Институт деловой репутации: что это и зачем
Давайте вернемся к вопросу: «Что такое деловая репутация?» Главное, что нужно понять, деловая репутация — это ваш спасательный круг и дополнительные нули к стоимости компании при продаже, которую нельзя отразить в бухгалтерский отчетах.
Если корабль пойдет ко дну с точки зрения финансовых показателей, репутация вас спасёт, и кто-нибудь да протянет руку помощи. Ну, или на крайний случай вы уйдете с рынка не с пустыми руками, превратив ваш нематериальный капитал в неплохую сумму.
Из чего формируется деловая репутация компании?
Существует ли институт репутации в России?
Он есть везде. В США, например, работают мастодонты репутационного менеджмента. Они играют по радикальным правилам, которые устанавливает аудитория.
Русскоязычной аудитории не свойственен «синдром отмены». Да, мы можем наблюдать за реакцией общественности, краткосрочным порицанием в социальных сетях, негативными комментариями, но от самого продукта не отказываются.
Достаточно вспомнить сервис Яндекс.Такси. В комментариях под постами сервиса в Instagram немало негатива, но он остается лидером на рынке.
Рекламодатели тоже не брезгуют работой со скандальными компаниями и инфлюенсерами. Вспомним нашумевший кейс с Собчак и Audi. Автопроизводитель разорвал контракт с Ксенией Собчак после ее провокационного поста с черным фоном, хэштегом #BlackLivesMatter и песней «Убили негра» в Instagram.
«Audi решительно отвергает любые формы расизма и дискриминации, так как это несовместимо с нашей корпоративной культурой», — Вернер Нойхольд
Сама Собчак отказалась предоставлять извинения, а также пообещала подать в суд на Business Insider.
«Я подаю в суд на издание Business Insider по факту клеветы. Немецкое издание вышло с заголовком «Ксения Собчак назвала чернокожих людей глупыми и ленивыми» и обвинило меня в расизме. Это прямая ложь», — Ксения Собчак
Уже спустя месяц два крупных концерна предложили стать их амбассадором, название концернов Ксения не уточняла. За короткое время причина порицания превратилась в факт биографии, не более. Мнение Ксении все еще ценится в сети, она продолжает рекламировать люксовые бренды и появляться на ковровых дорожках.
Жизнь по чужим законам
Условия современного рынка ставят нас в очень жесткие рамки этики и инклюзивности. Многие компании и инфлюенсеры пока морально не готовы принять правила игры, которые во многом диктуются западом: игнорирование со стороны недовольных потребителей, расторжение рекламных контрактов и т.д.
Если мы говорим о России, то кейсы с уходом рекламодателей и партнеров случались не раз, но на их место всегда приходили другие, как в случае с Региной Тодоренко. Да, после скандала к вам не придут лидеры той или иной индустрии с просьбой о рекламе или другого сотрудничества, но и у разбитого корыта вы не останетесь.
В США, например, мы видим совсем обратную ситуацию, тотальный бойкот скандальной персоны. Одного сомнительного высказывания или неподтвержденного обвинения шестидесятилетней давности, как в случае с Бобом Диланом, будет достаточно, чтобы сровнять карьеру с землей.
Большинству, скорее всего, кажется, что такие серьезные меры американские компании начали принимать с недавних пор, но в действительности тенденция уже устоявшаяся. Так, в 2014 году CEO Mozilla и создатель Java Script Брендан Айк был уволен спустя несколько дней после назначения.
В 2008 году Брендан сделал пожертвование в пользу инициативы о запрете однополых браков в размере 1000$. Известно об этом стало незадолго после назначения на должность. Извинения Айку не помогли, пришлось уйти. Вот такая вот жестокая родина «Макдональдса» и Микки Мауса.
Иметь или не иметь
Наша страна хоть и далека от последних тенденций репутационного менеджмента, но это вопрос времени. Поэтому, если вы только начинаете что-то делать или создавать, ориентируйтесь либо на прогрессивных представителей индустрии, либо на здравый смысл. Учитесь на чужих ошибках.
Чек-лист успешной деловой репутации
Всегда анализируйте ситуацию и перспективы ее развития. Это поможет вам контролировать положение дел, оценивать эффективность своей работы и выявлять ошибки, пока они не стали фатальными.
Четкий план действий должен присутствовать на всех дистанциях: краткосрочных, долгосрочных и промежуточных. Его наличие — это 80% успеха. Первая тактика должна появиться еще до разработки внешних визуальных атрибутов (логотипа, эмблемы, интерьера и др.).
Держите руку на пульсе! Негативно повлиять или разрушить репутацию вашей компании может то, что находится вне вашего поля зрения. Представьте, всего один комментарий в социальных сетях, повлекший за собой крупный скандал, может обнулить всю проделанную работу. Звучит как абсурд, но таковы реалии.
Обращайте внимание на мнение о вас или вашей компании со стороны, не жалейте на это времени и нивелируйте потенциально опасные для репутации ситуации и конфликты, не давайте им развиваться.
Вы можете, как вам кажется, быть неприкасаемыми по части негативных инфоповодов и последующих репутационных потерь. Однако это не панацея от конкурентных войн, поэтому всегда прикрывайте тылы и заранее готовьте список антикризисных мер.
Иногда один час молчания может стоить вам всего. Не понимаете, почему это важно, и как с такими ситуациями справляться? Не пожалейте средств и наймите специалистов, которые все объяснят и станут вашей скорой помощью, защитят вас и вашу компанию от репутационных потерь, а впоследствии — и ваши финансовые показатели. И помните, скупой платит дважды.
Деловая репутация компании
Деловая репутация организации – это ее нематериальный актив, который может помочь бизнесу или, напротив, навредить ему. По сути, это совокупность мнений об организации заинтересованных сторон – инвесторов, потребителей, аналитиков, сотрудников, кредиторов и др.
Охарактеризовать это понятие можно и иначе. Предположим, клиент планирует приобрести раскрученный бренд, но заплатить за него придется в несколько раз больше, чем стоят все активы фирмы. Эта разница между конечной суммой и стоимостью активов и есть деловая репутация компании.
Комплекс услуг в данной сфере деятельности оказывают сотрудники digital-агентства Artox Media Digital Group. Глубокие знания, понимание всех нюансов вопроса, способность легко ориентироваться в инновационных решениях, слаженная работа команды позволяют нам гарантировать успех проводимых кампаний.
Репутация, деловая репутация, имидж, гудвилл: что есть что?
Перечисленные понятия тесно связаны друг с другом, хотя отождествлять их не следует.
Что влияет на формирование деловой репутации?
При оценке деловой репутации недостаточно лишь сухих формул – необходим учет следующих факторов:
Составляющие репутации
Как и от чего защищать деловую репутацию предприятия?
Создание «доброго имени» компании и поддержание ее статуса связано с необходимостью повышения конкурентоспособности фирмы и привлечения инвестиций. Такая работа требует много времени и сил, а свести на нет ее результаты может всего один негативный отзыв о деловой репутации, который получит должную огласку в сети.
Угрозы можно ждать с двух сторон:
Подобные негативные «вливания» осуществляются с помощью тематических и новостных статей, отзывов, постов в блогах и соцсетях, и др.
Artox Media Digital Group: надежная защита деловой репутации вашей компании!
Оценка деловой репутации
Деловая репутация — это визитная карточка компании в бизнес-обществе. Она влияет на стоимость активов, используется для благополучного развития бизнеса и устойчивости на рынке. Защищается законом (статья 152 ГК РФ) и обязательно есть у любой компании.
Значение термина
Под деловой репутацией понимают нематериальное благо компании, ее доброе имя, приносящее конкурентные преимущества. В статье 150 ГК РФ прописано, что она неотделима от юридического лица.
В широком смысле это образ компании в глазах общества. С экономической точки зрения ее называют гудвиллом. Этот термин означает разницу между балансовой и рыночной стоимостью активов, то есть надбавку к цене фирмы, которую покупатель заплатит в ожидании определенных выгод для себя.
Ключевые признаки и особенности
Деловая репутация значительно отличается от других нематериальных благ, что демонстрируют ее специфические признаки:
Хорошая деловая репутация служит гарантией надежности бизнеса, поэтому повышает его инвестиционную привлекательность.
Основные составляющие
Правильные действия и решения руководства и эффективная работа команды формируют деловую репутацию. В нее входят:
Сюда не относятся объекты интеллектуальной собственности, такие как уникальные разработки, авторские права и т. д. Легче всего это различие понять на таком примере: товарный знак — интеллектуальная собственность, а его известность — репутация.
Методы оценки
Используются, чтобы рассчитать стоимость этого актива. Лучше всего применять их в комплексе друг с другом для получения объективного значения.
Все количественные методы основываются на данных бухгалтерских и финансовых документов.
Деловая репутация в Интернете
В 21 веке большинство компаний имеют собственные онлайн-представительства. Интернет способен значительно укрепить репутацию фирмы, но и дарит массу возможностей для ее подрыва.
Деловая репутация в интернете подразумевает некое информационное поле и не поддается количественной оценке. Сюда входят сайт, социальные сети, тематические форумы и другие страницы с отзывами и мнениями пользователей.
Контроль и защита деловой репутации в интернете
97% пользователей ищут отзывы о компании, прежде чем воспользоваться ее услугами или купить товар. Уровень доверия к ним очень высок, поэтому положительная информация склоняет людей к покупке. А негативная, даже если она недостоверная, способна испортить репутацию.
Какие последствия могут ожидать владельцев в таком случае:
Если руководство компании не сталкивается с негативными мнениями о себе, это может происходить за ее спиной. Поэтому крайне важно инвестировать в мероприятия по формированию и защите своей репутации.
Репутационные атаки
К первой группе относятся негативные отзывы на сайтах, ветки на форумах. Сообщения в Твиттере, микроблогах и социальных сетях способны очень быстро дезинформировать потенциальных клиентов.
Мошенническими схемами считаются:
Отследить это самостоятельно невозможно, и зачастую руководство узнает о проблемах слишком поздно.
Защита деловой репутации в Интернете
«Лицо» компании можно сохранить, если вовремя поддерживать его имидж. В случае атак к работе подключаются специализированные компании, юристы, иногда даже суд.
Для защиты деловой репутации руководствуются статьей 128.1 УК РФ («Клевета»). Реже, когда дело касается определенного человека, фигурирует статья 137 УК РФ («Нарушение неприкосновенности частной жизни»).
Работа с аудиторией в Интернете
Одним из инструментов для формирования отношений с аудиторией является SMM. Компании нужно активно вести свои официальные странички, размещать новостные материалы, внедрять интерактив. На каждый отзыв и обращение важно отреагировать, чтобы у покупателя было лояльное отношение к бренду. Также сюда относится и реклама. Оставаясь на виду, легче следить за реакцией аудитории.
На сайте нужно отображать основные события, изменения, давать полезный контент, например, в статьях в блоге. Это положительно скажется на репутации, сформировав образ эксперта в области.
Мониторинг упоминаний
Упоминания о компании — отзывы и комментарии. Они располагаются не только на официальных страничках, но и на сторонних ресурсах: форумах, информационных агентствах, чужих блогах и т. д. Мониторинг предполагает их поиск.
Для этого используются специальные программы. По определенным ключевым словам, связанных с брендом, они ищут данные в Интернете и систематизируют их. Задача ответственных за работу с репутацией лиц — правильно на них отреагировать.
SERM (Search Engine Reputation Management) дословно переводится как «управление репутацией в поисковых системах». SERM позволяет вытеснить возможный негатив из поисковых систем, чтобы пользователь его не нашел. Для этого проводится:
В рамках системы используются разные сервисы мониторинга, о которых было сказано выше. Такая деятельность приветствуется поисковыми системами.
Удаление негативных публикаций при достаточных основаниях
В случае, если информация, опубликованная о компании, является неправдой, ее можно удалить с привлечением юриста. В зависимости от поведения автора публикации, это происходит по двум путям Внесудебное обращение:
В каждом случае необходимо указать конкретные нарушения. Правилами хостинга и поисковых систем предусмотрено, что публикация лживой информации недопустима.
К удалению в судебном порядке прибегают, если вышеуказанные способы не принесли результата. Пишется исковое заявление в суд. Если после окончания процесса пользователь никак не реагирует, необходимо написать заявление поисковой системе и приложить решение суда.
Как нельзя реагировать на негатив
Рассмотрим основные ошибки, которые могут усугубить спорную ситуацию:
Лучшим выходом будет принять свои ошибки и предложить пути их решения в мягкой и вежливой форме, а откровенную клевету удалять через суд или официальные заявления.
Итого, деловая репутация — нематериальное благо, представление о компании в сознании людей. Имеет свою цену, участвует в бухгалтерском учете и защищается российским законодательством. Одним из самых мощных каналов влияния на репутацию является Интернет. Чем она лучше, тем выше значимость компании на рынке.