Что такое демократический институт
Институты демократии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Демократия – в дословном переводе с греческого означает «власть народа». Также под демократией понимается политическая система, основанная на политическом и гражданском равноправии всех граждан, организации, основанные на равном в них участии всех её членов, а также демократические общественные движения за свои гражданские права.
Политический институт – это некая общность, объединение различных организаций, целью которых является урегулирование и контроль за внутренней и внешней политикой государства. Деятельность политических институтов основана на принятых ранее правовых нормах.
Такая структура, как политический институт, должна регулировать взаимодействие и отношения внутри общества. Таким образом, политический институт основан на следующих трёх основных элементах:
Политические институты
Политические институты делят на следующие категории:
В результате политические институты складываются вместе в единую политическую систему, которая представляет собой определённое единство всех элементов, субъектов и объектов политической и общественной жизни страны.
Государство является главным политическим институтом, в том числе и в демократическом обществе. В своей деятельности государство основывается на определённых законах и правах граждан, регулируя, и охватывая все экономические классы и социальные группы населения, которые присутствуют на территории данной страны.
Гражданское общество является своеобразным противопоставлением государству, как единственному легитимному представителю, который имеет законное право на применение насилия. В своих рамках гражданское общество.
Готовые работы на аналогичную тему
Демократические институты
Правовое государство является главным демократическим институтом. В правовом государстве любые действия правящих групп должны быть ограничены рядом политических, правовых и моральных требований.
В правовом государстве главным источником, который регулирует общественную и политическую жизнь является закон и его верховенство.
В таком государстве должно быть исключительно верховенство закона и права для соблюдения интересов общества и государства. Правовое государство должно в своей деятельности опираться на принцип разделения исполнительной, законодательной и судебной власти.
Также частью и основой демократического режима является свобода человека как возможности реализации человеком своих желаний в рамках действующих законодательных норм правового государства.
В свою очередь, правовое государство, развивая реализацию интересов граждан, становится постепенно также и социальным государством.
Социальное государство является таким государством, которое стремится к наиболее полному уровню обеспечения собственного населения. Это касается и обеспечение малоимущих и помощь в социальных проектах направленных на помощь нуждающимся категориям граждан, помощь в реализации своих интересов как личности и т. д. Главным в деятельности является достижение социальной справедливости.
Парламент также является одним из символов демократии, без которого данный политический режим невозможно представить. Именно в парламенте, может быть представлен суверенитет населения. И возможность населения выбирать своих представителей во властные структуры как защитников и проводников собственных интересов.
К основным функциям парламента относят:
Институт исполнительной власти. Исполнительная власть является наиболее действенной и мощной из структур власти. Её особенностью является наличие силовых структур, таких как армия, полиция, спецслужбы. Президент и правительство страны осуществляют функции исполнительной власти. Во взаимоотношениях с другими ветвями власти, политическими партиями определяется настоящая роль исполнительной власти в политической системе страны.
Судебная власть – данная ветвь власти в демократическом государстве обеспечивает законность и соблюдение всех принятых законодательных норм принятых в стране. Судебная власть защищает от изменения законов в интересах определённых лиц, групп и структур государства и общества.
Суд должен быть независимым и беспристрастным, дабы соблюсти принятые законы и не нарушать их.
Характеристикой независимого суда является возможность любому человеку выиграть судебный процесс у любой государственной структуры и заинтересованных лиц.
Институт президентства является также одним из важнейших институтов, существующих в демократических политических системах. Впервые институт президентства был введен в США в 1787. При несовершенстве механизма сдержек и противовесов институт президентства может стать началом уже авторитарного правления.
Система сдержек и противовесов. Данная система вводится конституцией страны и предназначена для правового ограничения исполнительной, судебной и законодательной власти. Такая система способствует более эффективной работе всего государственного аппарата и снижает риск использования власти в корыстных и личных целях.
Выборы также являются институтом политической системы. С помощью выборов власть получает легитимности и законность в своих действиях, что способствует стабильности всей политической системы.
Выборы являются способом выражения гражданами своих политических и гражданских прав по участию в политическом процессе. Благодаря выборам происходит смена политического руководства, что не дает возможности представителям власти стать несменяемой.
Также выборы являются своеобразной формой с помощью, которой население может делегировать своих представителей во власть и контролировать действия правящей политической элиты. Также выборы являются формой социализации населения.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата написания статьи: 24 04 2018
Что такое демократия и зачем она нужна обществу?
Демократия – это власть народа или субъектов, полученная путем выборов. Данный политический режим предполагает равенство и свободу всех граждан, вне зависимости от их пола, расы, нации.
Демократия работает только при участии человека в политике страны. В противном случае, при безразличии к политической жизни государства, может установиться диктатура.
Факторы, приводящие к установлению демократии
Главной предпосылкой к установлению демократического режима является рыночная экономика. Только при наличии конкуренции общество движется вперед и имеет право выбора. Кроме того, при рыночной экономике в государстве разрешены все формы собственности, в том числе и частная, право на которую закрепляется законом.
Большая часть населения страны составляет средний класс – еще один фактор установления демократии. Чем меньше разрыв между богатыми и бедными, тем сильнее гражданское общество и его власть. Граждане, входящие в средний класс, способны обеспечить себе и своей семье высокий уровень как социального, так и экономического развития.
Когда человек способен удовлетворить свои базовые потребности, он с большим желанием начинает приобщаться к культуре и политике. Если гражданина устраивает действующий политический строй, он будет готов встать на защиту демократических идеалов.
Признаки, характерные для демократии
Рассмотрим основные признаки демократии:
Институты демократии
Институты демократии – это элементы политической системы, с помощью которых реализуются идеи демократического режима. К ним относятся: парламент, органы власти, институт права и всевозможные политические организации.
Формы демократии
Есть два вида демократии – прямая и косвенная.
В первом случае население самостоятельно принимает участие в решении государственных и национальных вопросов с помощью референдумов, собраний, петиций. Другими словами, граждане сами решают судьбу своей страны.
Для косвенной демократии характерно назначение народом должностных лиц, осуществляющих власть в государственных органах.
Референдум и его типы
Референдум – один из главных институтов демократии, позволяющий гражданам принимать участие в государственных делах. Он бывает нескольких типов в зависимости от подходов.
По территориальному признаку:
Вопросы на региональных и местных голосованиях рассматриваются только в пределах компетенции, предоставленной положениями конституционных норм.
По содержанию законопроекта:
По необходимости проведения:
По характеру выносимого решения:
На референдуме могут обсуждаться как международно-правовые вопросы, так и темы, связанные с улучшением внутренней системы управления.
Что защищает демократия
Главными ценностями демократии являются:
Формы и институты демократии
Функции демократии реализуются через ее формы и институты.
Форма демократии — это ее внешнее выражение.
Форм демократии можно назвать немало, но основные из них следующие:
2. Формирование и функционирование системы органов государства на основе демократических принципов законности, гласности, выборности, сменяемости, разделении компетенции, которые упреждают злоупотребление служебным положением и общественным авторитетом;
3. Юридическое (прежде всего конституционное) закрепление системы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, их охрана и защита в соответствии с международными стандартами.
Виды демократии классифицируют по сферам общественной жизни:экономическая; социальная; политическая; культурно-духовная и др.
Формы демократии находят проявление в ее институтах(референдум, общественное мнение, комиссии Верховной Рады и др.).
По исходному назначению в решении задач политики, власти и управления различают институты демократии:
По юридической значимости принимаемых решений различают институты демократии:
В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам.
Выборы— это форма непосредственного участия граждан в управлении государством путем формирования высших представительных органов, органов местного самоуправления, их персонального состава.
Граждане демократического государства имеют право свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин может выражать свою волю свободно при соблюдении равенства. Свобода избирателя реализуется при помощи тайного голосования и требует установления гарантий против давления на него.
На основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования в Украине избираются населением: Президент, Верховная Рада, Верховный Совет Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, и т. д.
Избирательная система может быть мажоритарной, пропорциональной и смешанной (мажоритарно-пропорциональной).
Мажоритарная система — система определения результатов выборов, согласно которой депутатские мандаты от избирательного округа получают только кандидаты, получившие установленное большинство голосов.
Пропорциональная система – предполагает что депутатские мандаты распределяются между партиямипропорционально количеству голосов, отданных за партию в границах избирательного округа.
Например: выборы депутатов Верховной Рады Украины в 1998 г. проводились по смешанной системе: из 450 депутатов — 225 избиралось в одномандатных избирательных округах на основе относительного большинства (мажоритарная система), а 225 — по спискам кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных блоков, во многомандатном общегосударственном избирательном округе на основе пропорционального представительства (пропорциональная система).
Особым институтом демократии является референдум как один из способов демократического управления государственными делами.
Референдумы по предмету проведения делятся на:
В выборах и референдумах имеют право участвовать граждане Украины достигшие 18 – го возраста. Гарантируется свободное волеизъявление.
Голосование во время выборов и референдумов является тайным: контроль над волеизъявлением граждан не допускается.
Демократия и самоуправление
Самоуправление народа— вид социального управления, который основан на самоорганизации, саморегулировании и самодеятельности участников общественных отношений.
Итак, признаки самоуправления:
1) это разновидность социального управления;
2) власть принадлежит всему коллективу;
3) власть осуществляется коллективом непосредственно или через выборные органы;
4) субъект и объект управления едины, совпадают;
5) саморегулирование происходит посредством сообща принятых социальных норм;
6) общие дела ведутся совместно, вместе принимаются решения;
7) интересы сообщества отстаиваются и защищаются на основе самодеятельности.
Самоуправление как одна из форм организации человеческого общежития основывается на принципах свободы, равенства и непосредственного участия (прямого волеизъявления) в управлении.
Термин «самоуправление» обычно используется применительно к нескольким уровням объединения людей:
· ко всему обществу: общественное самоуправление;
· к отдельным территориям: региональное и местное само-управление;
· к управлению производством: производственное самоуправ-ление (например, самоуправление учреждений образования);
· к управлению общественных объединений и др. Каково соотношение демократии и самоуправления? Можно ли их отождествлять?
Самоуправление сложилось в период родового строя. В условиях первобытного рода публичная власть осуществлялась самим населением через общее собрание членов рода. Здесь фактически совпадало управление и самоуправление, поскольку все члены рода принимали участие в управлении его делами.
Но противопоставлять демократию и самоуправление нельзя, поскольку демократия предполагает самоуправление, тогда как самоуправление может существовать и без демократии как формы политической власти народа.
Рассматривая самоуправление и демократию можно выделить общие черты:
· строятся на одинаковых принципах свободы, равенства, гласности;
· являются формами осуществления власти;
· реализуются непосредственно и через выборные органы;
· могут осуществляться с использованием общей нормативной базы.
Однако между ними есть различия:
Самоуправление | Демократия |
Возникает по времени раньше демократии | Возникает по времени позже самоуправления |
Может существовать без демократии | Предполагает наличие систем самоуправления |
Не имеет политического характера, но может приобретать и политический характер | В обществе существует только одна государственная система демократии |
В обществе может быть несколько систем самоуправления | Основные формы и институты демократии закреплены в законе, что определяет их обязательность для всех |
Самоуправляющиеся организации действуют в рамках закона | Имеет только политический характер |
Самоуправление в сфере производства находит проявление в экономике многих стран, где существует самоуправленческий сектор, куда входят предприятия, выкупленные и управляемые трудовыми коллективами. Здесь производственная демократия выражается в соучастии работников в управлении предприятиями совместно с администрацией. На началах самоуправления действуют кооперативы, индивидуальные и семейные предприятия.
Особой разновидностью самоуправления является местное самоуправление
Что такое демократия и зачем она нужна
Понятие демократии, то есть «власти народа», очень размытое. Систем демократии очень большое количество – от прямой демократии до рассмотрения установления диктатуры как изъявления воли народа. Поэтому нам нужно чётко сформулировать, что социал-демократы подразумевают под демократией.
Социал-демократы, как это ясно из названия идеологии, выступают за демократию, однако тут важно уточнить, о какой демократии идёт речь и что входит в это понятие. Ведь при желании можно придумать какую угодно демагогию – например, что диктатор выражает волю народа, а значит народ управляет через него, то есть диктатура – это демократия. Чтобы не попадаться на такой ловкий словесный маскарад, нам и нужно знать, что такое демократия.
Как мы уже отмечали, даже современные демократические системы, о которых пойдёт здесь речь, порой оказываются неспособны эффективно выражать интересы большей части граждан. Это не значит, что демократические институты не работают — это значит, что их недостаточно и их нужно дополнять (путь к чему мы наметили в статье об осознанной демократии), но и обойтись без них невозможно.
Что такое демократия
В реальной жизни демократия не является народовластием, поскольку весь народ не может выполнять функции политического властвования. Под демократией понимают форму правления государства, характеризующуюся признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признанием ценности мнений, интересов меньшинства, выборностью основных органов государства и другими характерными признаками, основным из которых выступает соблюдение прав и свобод человека.
Демократические «правила игры»
Как верно отмечено в словаре по политологии, демократия подразумевает наличие определённого набора институтов. Без атрибутов этого набора она не может являться демократией. Чем шире этот набор представлен – тем в большей степени можно говорить о наличии демократии. Частично они перечислены в программном документе ООН «Демократия и права человека»:
Верховенство права
Демократия и права человека. Роль Организации Объединённых Наций
Демократические законы
Для осуществления демократии нужен также набор разумных законов, её защищающих. Потому что если реализовано верховенство права, но нет, скажем, закона, устанавливающего наказание за фальсификацию выборов, то это значит, что их можно фальсифицировать, даже несмотря на реализацию верховенства права, что также приводит к отсутствию демократии.
Где принимаются глупые законы, которые не могут исполняться на практике, и где демократия не защищена разумными законами, тяжело говорить о реализации демократии
Многопартийность
Граждане должны иметь возможность создавать свои партии, причём без существенных бюрократических барьеров – на случай, если имеющиеся партии не выражают их воли. Тут имеет значение практически всё, что отражено в законодательстве о политических партиях – от необходимого количества подписей для регистрации до условий ликвидации. Лучшим в этом отношении будет то законодательство, при котором более-менее значимая группа единомышленников (в случае современной России, это, скажем, тысяча человек из определённого количества разных регионов) имеет возможность в краткие сроки (2-3 месяца) зарегистрировать партию, имеющую возможность принимать участие в выборах в парламент.
Как выглядит демократический многопартийный парламент на примере шведского Риксдага
Действительно, если народ не имеет права свободно создавать свои политические партии для участия в выборах, то при вырождении имеющихся партий он фактически лишён власти и возможности влиять на политику (отдельного человека система может легко «задавить», с организованными же в партию людьми гораздо сложнее бороться). Ни о какой демократии в этом случае говорить не приходится.
Сильная оппозиция
Если оппозиционных партий много, но все они либо по большей части копируют ценности и программу правящей, либо представляют собой малочисленные и небольшие организации, вряд ли можно говорить о наличии демократии. Мы уже разбирали в статье о том, почему одни страны богатые, а другие бедные, почему сильная оппозиция является одним из важнейших инклюзивных институтов. Кандидат политических наук Кирилл Пономарёв отмечает:
Политическая оппозиция или реальная возможность её существования является атрибутивной характеристикой демократического режима.
Сменяемость власти
Всеобщее избирательное право
Если у нас нет всеобщего избирательного права, это значит, что кто-то определяет, кому давать право голоса, а кому нет. Таким образом, это легко может стать не властью народа, а властью того, кто определяет, кому давать право голоса. Таким образом, мы снова скатываемся в управляемую демократию, по сути – в диктатуру. Кроме того, если часть граждан имеет избирательное право, а часть не имеет, это означает, что первая часть оказывается привилегированной, и это один из атрибутов неравенства. Избирательные цензы создают неравенство, являются одним из инструментов для создания новых элит.
Свобода СМИ
Американский опыт первой половины ХХ века показывает также важнейшую роль свободных СМИ в формировании благотворной обратной связи. В 1906 году президент Рузвельт ввёл в обиход термин «разгребатель грязи» (muckraker), намекающий на одного из персонажей «Путешествия пилигрима» Джона Баньяна. «Разгребателями грязи» Рузвельт называл газетчиков, которые казались ему слишком навязчивыми. Слово прижилось и стало обозначать журналистов — пусть и навязчивых, но эффективных, — которые вытаскивали на свет тёмные дела «баронов-разбойников», включая подкуп местных и федеральных политиков. Пожалуй, самой знаменитой «разгребательницей грязи» была Ида Тарбелл, чья вышедшая в 1904 году книга «История компании Standard Oil» сыграла ключевую роль в том, что общественное мнение было настроено против Рокфеллера и его бизнеса, и в конце концов это привело к расформированию Standard Oil в 1911 году. Ещё один известный «разгребатель» — адвокат и литератор Луис Брендайс, которого президент Вильсон впоследствии назначил председателем Верховного суда. Брендайс в своей книге «Чужие деньги и как банкиры их используют» исследовал ряд финансовых скандалов, и эти исследования оказали большое влияние на деятельность «Комитета Паджо». Газетный магнат Уильям Рэндольф Хёрст также играл заметную роль в «разгребании грязи». В 1906 году он разместил в своем журнале Cosmopolitan серию статей Дэвида Грэма Филлипса под общим названием «Измена Сената», которая положила начало кампании за прямые выборы в Сенат — ещё одна ключевая реформа «прогрессистов», ставшая реальностью с принятием Семнадцатой поправки к Конституции США (1913).
Свободные СМИ – главный враг тех, кто хочет уничтожить демократию. Они способны разоблачать этих людей, критиковать, мобилизовать против них граждан. Свободные СМИ доносят до граждан информацию об оппозиции и её предложениях.
Частная собственность
Мы уже описывали в отдельной статье, почему гарантии прав частной собственности необходимы; они также многое значат для обеспечения демократии. Дело в том, что любой политической силе необходимо финансирование, и, если за оппозицией не стоит никаких собственников, то эта оппозиция будет нищей, а следовательно – слабой по отношению ко власти, следовательно – неспособной противостоять установлению диктатуры. И напротив, если вся собственность или большая её часть принадлежат государству, то номенклатура имеет все необходимые рычаги для установления диктатуры. В стране обязательно должны быть независимые от государства капиталы.
Минимальное неравенство
Свобода собраний и митингов
Свобода собраний в современной России. Фото Reuters и Сергея Карпухина
Если же такие ограничения не сняты, власти могут не давать разрешения на проведение мероприятия, могут давать разрешение на их проведение лишь в неудобном месте, и различными другими способами саботировать проведение мероприятий, выражающих волю народа.
Децентрализация власти
Такое разделение нужно для того, чтобы человек или группа людей, вознамерившиеся установить свою диктатуру, могли получать отпор (от неподконтрольных им и обладающих властью групп). В демократической системе такая номенклатурная группа исполнительной власти может, допустим, попробовать провести закон об ограничении свободы собраний, но встретит отпор со стороны сильной оппозиции, свободной прессы и вышедших на демонстрации масс. Этот отпор спровоцирует дебаты в парламенте – представленные в нём оппозиционные партии будут использовать поддержку прессы и масс для своего усиления, вплоть до отстранения номенклатурной группы от исполнительной власти. В случае же, если эта группа прибегнет к незаконным способам борьбы, в ход вступит судебная власть и эта группа может быть арестована.
В России 90-х годов не оказалось сильной оппозиции, не было минимального неравенства, и не было обеспечено разделение властей, поэтому она не смогла отойти от авторитаризма.
Почему демократия эффективнее авторитаризма
Демократия гораздо быстрее реагирует на необходимость изменений. Если что-то в политике и экономике государства работает плохо, свободные СМИ это выявляют, освещают и совместно с оппозицией вырабатывают варианты решения. Эти варианты решения могут быть как использованы властью, так и оппозицией для победы в выборах. Власть, которая не способна эффективно реагировать на назревшие изменения, сменяется на выборах.
При авторитаризме же нет подобных эффективных механизмов. Если при демократии власть некомпетентна – её реально поменять на выборах. Если без демократии она некомпетентна – поменять её почти нереально. Таким образом, проблемы общества будут накапливаться, и страна будет отставать в развитии от тех, чьи правительства быстрее реагируют на необходимость изменений. Кроме того, если не позволять оппозиционным силам приходить к власти законным путём, они придут к ней незаконным, то есть отсутствие демократии может привести к революции либо к подобию «дворцового переворота», когда к власти приходит не тот, кто смог убедить массы, а наиболее приспособленный к закулисным интригам. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Сталину удалось захватить власть — ведь большевики не создали современных демократических институтов сдерживания.
Демократия выгодна для всех политических сил страны, которые уверены в своей правоте и возможности победить честно. Она даёт возможность каждому движению честно победить на выборах и сформировать правительство в случае кризиса другого движения.
Поэтому страны, являющиеся лидерами рейтингов демократичности – например, индекса демократии от The Economist Intelligence Unit 25 – являются также лидерами по важнейшим показателям уровня жизни в стране (мы будем писать об этих показателях в отдельной статье, пока что же достаточно указать ИЧР 26 и другие показатели, о которых мы упомянули в статье с мифами о социал-демократах).
Страны мира по индексу демократии. Автор: Goemon, взято с commons.wikimedia.org
Демократические режимы постепенно вытесняют авторитарные, поскольку лучше справляются с политическими задачами. Вот, например, визуализация исследования портала Our World in Data 27 :
Демократии постепенно вытесняют авторитарные режимы
В исследовании Our World in Data делается вывод, что демократические страны богаче, люди в них более здоровы, и в них лучше защищаются права человека.
Вероятно, самое древнее крупное военное столкновение между демократией и авторитаризмом — это Марафонская битва, когда войско, состоявшее по большей части из граждан демократических Афин, разгромило значительно превосходившую его численно персидскую армию. Позднее последовала Пелопонесская война, в которой Афины громили авторитарную Спарту на начальном периоде, однако в итоге сами оказались разгромлены. Вновь силы демократии и авторитаризма столкнулись в Войнах первой коалиции, когда демократическая Франция одержала победу над целой коалицией монархических стран. В остальных случаях трудно говорить о чистых противостояниях демократии и авторитаризма. Можно лишь вспомнить так называемую «Холодную войну», в которой демократические государства доказали своё превосходство над авторитарным соцблоком. Причина превосходства демократии над авторитаризмом – в том, что демократия выражает интересы большинства граждан (в то время как авторитаризм – интересы узкой прослойки), в результате чего те проявляют больше старания и воли в борьбе, а также имеют больше пространства для творчества.
Кандидат экономических наук, научный руководитель Центра исследований модернизации Дмитрий Травин отмечает:
Демократия при решении экономических проблем, бесспорно, эффективнее авторитаризма в стабильном обществе с устоявшимися правовыми нормами. В частности, парламентская республика оказывается хорошим антикоррупционным инструментом, поскольку обладающая значительными правами оппозиция заинтересована в том, чтобы контролировать действия чиновников, которых назначили её политические противники.
Сама по себе демократия не способна сделать уровень жизни высоким, но это один из важных компонентов успеха. Если все остальные компоненты находятся на высоком уровне, то добиться высокого уровня жизни возможно и без демократии, однако случается это крайне редко и такие результаты недолговечны.
Демократия эффективнее реализовывает прогрессивные ценности, чем авторитаризм, и сама является одной из них, она в целом является более эффективной системой для развития страны. В демократических странах выше уровень жизни и свобод. Наконец, демократия нужна в первую очередь хотя бы для того, чтобы вы имели возможность сами решать свою судьбу, а не беспомощно наблюдали, как за вас это делает группа олигархов. То есть она является защитой от рабства. Одно это дорогого стоит. Поэтому одна из первоочерёдных задач социал-демократического движения – борьба за демократию, в том числе и за повышение её уровня.
Источники
Главный редактор и создатель «Логики прогресса». Искусствовед по образованию, состоял в нескольких различных левых оппозиционных движениях.
У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней
Редакция онлайн-журнала «Логика прогресса» разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.
Ещё исследование по теме:
https://carnegie.ru/commentary/59763