Что такое демократия в древней греции
Была ли у древних греков демократия?
С 2007 года в календаре ООН 15 сентября помечено как Международный день демократии. Тамошние идеологи трактуют ее как «универсальную ценность, основанную на свободном волеизъявлении народа, который определяет свои политические, экономические, социальные и культурные системы, и на его активном участии в решении вопросов, касающихся всех аспектов его жизни». При этом «хотя у демократий есть общие черты, не существует какой-то одной модели демократии»; «демократия не является собственностью отдельной страны или региона, а ее неотъемлемый принцип — должное уважение суверенитета, права на самоопределение и территориальной целостности».
Не далее как в сентябре 2017 года специальный Демократический фонд ООН (UNDEF) проводил в Афинах Демократический форум, в рамках которого участникам зачитывали торжественную аристотелевскую речь, вручали демократическую награду, учрежденную Афинами, водили на экскурсии «Дорогой демократии» (по агоре) и «Красота и демократия» (по Акрополю), возили на дорогущий курорт Коста-Наварино смотреть кино по программе «Фильмы и демократия». Хочется думать, что участники форума уловили иронию происходящего: ведь беседовать о равноправии сподручнее в условиях роскошных гостиниц, чем посреди трущоб. И конечно, все осознавали, что они обсуждают Очень Важные Вопросы местной и глобальной справедливости на исторической родине демократии.
Шутки шутками, но один из хорошо усвоенных Западом древнегреческих текстов — это погребальная речь, произнесенная афинским политиком Периклом в 430 году до н. э. Вот фрагмент из этого выступления, сохраненного для нас историком Фукидидом:
«Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве. По отношению к частным интересам законы наши предоставляют равноправие для всех; что же касается политического значения, то у нас в государственной жизни каждый им пользуется предпочтительно перед другим не в силу того, что его поддерживает та или иная политическая партия, но в зависимости от его доблести, стяжающей ему добрую славу в том или другом деле; равным образом, скромность звания не служит бедняку препятствием к деятельности, если только он может оказать какую-либо услугу государству.
Мы живем свободною политическою жизнью в государстве и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях повседневной жизни; мы не раздражаемся, если кто-то делает что-либо в свое удовольствие, и не показываем при этом досады, хотя и безвредной, но все же удручающей другого.
Свободные от всякого принуждения в частной жизни, мы в общественных отношениях не нарушаем законов главным образом из страха перед ними и повинуемся лицам, облеченным властью в данное время; в особенности же прислушиваемся ко всем тем законам, которые существуют на пользу обижаемым и которые, будучи неписанными, влекут (за нарушение их) общественный позор» (пер. Ф.Г. Мищенко и С.А. Жебелева).
Подумать только! Чуть ли не все социально-политические ценностные ориентиры современности перечислены в этом абзаце: участие большинства в жизни государства, свобода без подозрительности, жизнь в удовольствие, законопослушность, защита слабых. Что может быть лучше? Впрочем, сам Перикл говорил более об идеале, нежели о действительности. Чтобы представить себе, какой была на самом деле афинская (и вообще древнегреческая) демократия, нужно понимать, кто такие эти «мы».
Древние Афины и прилегающая к ним область Аттика занимали площадь примерно в 2500 кв. км. Это — современная Москва. Только в отличие от многомиллионной российской столицы, в Аттике в самые тучные годы, скажем в 440–430-е, жило примерно 300 тысяч человек.
Гражданами считалась только десятая часть: это были свободные мужчины старше 18 лет, рожденные от афинян по обеим линиям — и отцовской, и материнской. Полными гражданскими правами из этих 30 тысяч человек обладали лишь 20 тысяч — те, кто достиг тридцатилетия.
Все остальные — рабы, женщины и иностранцы — гражданами не были.
Перикл, которого мы цитировали выше, развелся со своей первой женой, афинянкой. Во второй раз в брак он не вступил: его новая спутница жизни Аспазия была уроженкой Милета и, вероятно, гетерой. Ее положение считалось ненормальным — по всем пунктам: иностранка, куртизанка, состоятельная и образованная женщина. И только поэтому она могла вести необычную по древнегреческим меркам жизнь, то есть хоть чем-то похожую на нашу эмансипированную. Среднестатистическая же замужняя афинянка сидела на своей женской половине дома практически безвылазно — ей даже на рынок за продуктами ходить не полагалось. Женщины покидали родной очаг только ради немногих религиозных праздников.
Парадокс: афинские драматурги подарили миру такие потрясающие, сильные женские образы — Медею, Антигону, Электру, — но представительницы прекрасной половины человечества не могли ходить в театр и уж тем более в нем не играли.
Когда мы смотрим на великую Ирен Папас в роли, скажем, Электры, то мы не должны себя обманывать: от античности в кадре и фильме осталось только немного текста и отчасти пейзаж.
Так вот, у Аспазии и Перикла был сын по имени Перикл. Когда старшие дети старшего Перикла умерли от чумы в 429 году, безутешный отец умолил афинян даровать гражданство Периклу-младшему. Это было редкое исключение. Помните, в начале обзора упоминалась торжественная аристотелевская речь, подготовленная для Демократического форума? Один из величайших мыслителей древности, ее автор прожил в Афинах ровно половину жизни, но гражданином так и не стал: он был уроженцем второсортной Стагиры, городка на северо-востоке Греции. Среди бесчисленных заслуг Аристотеля перед наукой есть и классификация политических устройств греческих государств. Надо ли говорить, что к демократии он относился прохладно и считал ее допустимой, но далеко не лучшей формой правления.
Собственно, Аристотель, будучи виртуозом классификации всего и вся, различал пять видов демократии, и ни один из них не был идеален. Но даже такой титан античной науки не мог и подумать о том, чтобы уравнять мужчину и женщину: «Как различаются воздержность и мужество мужчины и женщины: мужчина, если бы он был храбр настолько, насколько храбра мужественная женщина, показался бы трусом, а женщина, если бы она была так же скромна, как скромен добрый мужчина, показалась бы болтливой; и умение управлять хозяйством не в одном и том же сказывается у мужчины и у женщины; его дело — наживать, ее — сохранять» («Политика», кн. 3, 1277b; пер. А.И. Доватура).
Что уж говорить о рабах? «Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо; в противном случае следовало бы допустить также и государство, состоящее из рабов или из животных, чего в действительности не бывает, так как ни те, ни другие не составляют общества, стремящегося к благоденствию всех и строящего жизнь по своему предначертанию» (там же, 1280a). И это писал умнейший из древних греков.
Получается, что афинская демократия — это закрытый мужской клуб.
В старом советском учебнике истории Древнего мира между тем говорится, что греческая демократия хоть и была такой-сякой-рабовладельческой, но все-таки допускала к управлению «гораздо больше свободных людей, чем в других странах той поры». Уточним только: свободных мужчин.
Как работала демократия, мы неплохо знаем на примере Афин. Всякий гражданин старше 20 лет имел право выступать в народном собрании. Оно заседало 40 раз в год на холме Пникс, кворум составлял 6000 человек. Помимо собрания, существовал Совет пятисот (буле), участники которого избирались сроком на один год по жребию. Для них вводились дополнительные ограничения: служить не более двух сроков подряд и не более двух раз за жизнь. Из числа советников жребием же выбирались пританы, «председатели», руководившие повседневной работой; каждому притану отводилась только десятая часть года для выполнения своих функций.
Это лишь несколько звеньев государственного механизма Афин, но и они дают представление о его характерных особенностях: прямая демократия, а не представительная, должности не просто выборные, а раздаются по жребию (никаких назначений и предварительных квалификационных условий), постоянная, частая, контролируемая ротация кадров. Справедливости ради скажем, что, конечно, не на все посты назначали по жребию: полководцев, например, выбирали, голосуя поднятой рукой, но, что интересно, вершащие судьбы народа конечности не пересчитывали, а просто прикидывали, достаточно ли их взмыло вверх.
Афиняне постоянно выбирали законодателей и судей, причем количество тех и других тоже исчислялось тысячами.
Получается, что практически любой гражданин, не занятый работой в поле или мастерской и не призванный на войну, состоял на государственной службе в том или ином качестве и получал за это деньги.
Если присмотреться к некоторым особенностям работы афинской демократии, то нетрудно увидеть знакомые проблемы. Взять, к примеру, протестное голосование. Афиняне придумали процедуру остракизма — изгнания гражданина из города сроком на десять лет. Пришедшие в собрание писали имена не полюбившихся им деятелей на черепках, потом производили подсчет и изгоняли того, против кого было подано больше всего голосов. У Плутарха есть знаменитый анекдот на эту тему: «Рассказывают, что когда надписывали черепки, какой-то неграмотный, неотесанный крестьянин протянул Аристиду — первому, кто попался ему навстречу, — черепок и попросил написать имя Аристида. Тот удивился и спросил, не обидел ли его каким-нибудь образом Аристид. „Нет, — ответил крестьянин, — я даже не знаю этого человека, но мне надоело слышать на каждом шагу „Справедливый“ да „Справедливый“. “ Аристид ничего не ответил, написал свое имя и вернул черепок» (пер. С.П. Маркиша).
Сравнительно недавно на Акрополе нашли 190 черепков с именем
Фемистокла, но почерков, которыми оно написано, оказалось всего с десяток — следовательно, «бюллетени» подготовили заранее противники полководца, сыгравшего решающую роль в победе над персами.
Порча «бланков» тоже была известна афинянам — археологам не единожды попадались черепки, на которых написано слово «голод»; а на одном из них гражданин начертал обращение к Кимону и предложил ему удалиться из города вместе с Эльпиникой: ходили слухи об инцесте между этим знаменитым политиком и его родной сестрой. Кстати, процедура остракизма в классическую эпоху была освоена и за пределами Афин — по крайней мере в Аргосе и Сиракузах, а возможно, еще в Милете и Мегаре.
Аристотель, как мы помним, относился к народовластию с осторожностью и скепсисом; мыслители позднего времени попросту опасались прямой демократии. Вот что писал Цицерон, которого от «золотого века» Афин отделяло лет 350:
«Древняя Греция, некогда процветавшая благодаря своим богатствам, владычеству и славе, пала из-за одного вот какого зла: неумеренной свободы и своеволия народных сходок.
Всякий раз, когда в театре рассаживались неискушенные люди, необразованные и невежественные, они начинали бесполезные войны, ставили во главе государства мятежных людей, изгоняли из него граждан с величайшими заслугами» («В защиту Луция Валерия Флакка», пер. В.О. Горенштейна).
Среди антизаслуг греческого народовластия памятно убийство в 370 году то ли 1200, то ли 1500 аргосских олигархов: их забили до смерти демократы. Не во всякой военной кампании эллины теряли столько своих граждан сразу.
Суд Сократа и вынесенный ему приговор еще один плод прямой демократии. Великому философу вменяли в вину неуважение к афинским богам и совращение молодежи. Его судил 501 присяжный. Сначала они должны были решить, виновен ли Сократ вообще. За проголосовал 281 человек, против — 220. Во втором раунде обсуждалось, приговаривать ли его к смерти. За высказался 321 афинянин, а против — 180.
То есть в необходимости смерти подсудимого было уверено больше народу, чем в его виновности!
Как бы нам ни было жаль Сократа, нельзя не отметить следующие обстоятельства:
— процедура вынесения приговора была демократической;
— от непочтительного старика всерьез ожидали, что он просто снимется с места и уедет из города, — тюрьму никто не охранял, но непреклонный философ, оставаясь до конца гражданином, отказался;
Все это, конечно, не умаляет мерзости произошедшего.
Вернемся к представлениям о демократии, которых придерживается ООН. Сейчас это «универсальная ценность», но она не была такой у древних греков: вот уж чем они точно не интересовались, так это универсальностью. Демократия в наши дни — это волеизъявление народа, но Афины и другие города-государства не думали о своих жителях как о народе. Ничего они не знали и о правах человека: рабство было естественной частью их жизни.
У поэта Гесиода в «Трудах и днях» прямо говорится, что нужно простому, но свободному смертному: «В первую очередь — дом и вол работящий для пашни, / Женщина, чтобы волов подгонять: не жена — покупная!» (пер. В.В. Вересаева).
Словом, греческая демократия была способом решать задачи государственного управления, одним из многих возможных, а не самоцелью.
Зато греки как никто умели смеяться над собой. Мало у какой демократии найдется такая едкая сатира на собственный строй, как Аристофановы «Женщины в народном собрании». Многие из нас согласятся с главной героиней этой комедии Праксагорой:
«Законы здесь таковские, / Что сочиняют их мертвецки пьяные. / Все вздор и несуразная нелепица». Или: «Заботы одинаковы о городе / У всех нас. Огорчаясь и печалуясь, / Слежу я за разрухой государственной / И вижу: негодяи правят городом. / А если и случится кто порядочный, / Становится десятикратным жуликом. / Зовут другого, тот — подлее во сто крат» (пер. А.И. Пиотровского).
Что такое демократия в истории древней Греции?
Во второй половине архаической эпохи, с VII в. до н. э., в Древней Греции начали происходить серьёзные перемены. Аристократия медленно, но неуклонно утрачивала свои позиции. Можно назвать много различных факторов, способствовавших этому.
Каким было общество в Древней Греции?
В социально-экономической сфере положение рядовых общинников несопоставимо с положением аристократов. Последние, имея крупные земельные владения, стремились закабалить незнатных и бедных сограждан, поставить их в зависимость от себя. Такое закабаление облегчалось тем, что в Греции того времени ещё существовали долговое рабство и самозаклад за долги.
Был возможен и другой вариант возникновения зависимости для рядовых членов демоса — внеэкономический. Знатные аристократы, лидеры местных сельских общин, входивших в состав полиса, начинали требовать с крестьян плату за защиту и покровительство. Разумеется, речь идёт о натуральных, а не о денежных выплатах: деньги крестьянин в то время вряд ли где-нибудь мог взять.
Возникала парадоксальная ситуация: целые группы людей юридически продолжали принадлежать к гражданскому коллективу, но фактически утрачивали личную свободу. Такое развитие событий основательно подрывало единство и стабильность полиса, настоятельно требовало реформ.
Военные реформы в Греции
Огромное значение сыграли преобразования в военном деле. Главную роль на полях сражений вместо аристократов-кавалеристов стали играть гоплиты — тяжеловооружённые воины-пехотинцы, шедшие в бой тесно сомкнутым строем (фалангой). Доспех гоплита состоял из шлема, панциря, поножей для защиты голеней и щита; наступательное вооружение включало копьё и меч.
Появление демократии в Древней Греции
С развитием ремесла и торговли из среды демоса начала выделяться наиболее состоятельная «верхушка», незнатные богачи. Эти люди стали со временем пытаться если не встать вровень по политическому значению со знатью, то, во всяком случае, приблизиться к ней. Не то чтобы они бросал вызов аристократам, старались свергнуть их власть. Они скорее проникали в аристократическую среду «мягкими», легитимными способами, например, вступали в браки с женщинами из знатных фамилий и тем самым роднились с этими семьями. Многие представители аристократии были крайне недовольны такими «неравными браками, считая, что в результате происходит «смешение благородной и низкой крови», однако поделать ничего не могли. С незнатными богачами чем дальше, тем больше приходилось считаться, поскольку многие из аристократов беднели и разорялись.
Как ни сетовали чопорные аристократы, они были вынуждены мириться с реалиями новой эпохи и включать в свой «клуб» отдельных представителей более низших слоёв, делиться сними властью, Состав правящей элиты в олигархическом полисе менялся: теперь это была уже не столько олигархия знатных, сколько олигархия богатых.
Постепенно и основные массы демоса начинали поднимать голос за своё равноправие, за прекращение эксплуатации. Правда, звучал он пока ещё робко и нерешительно. Простой народ не имел ни опыта участия в политической борьбе, ни «классовой сознательности, ни чётко сформулированных целей — да и откуда всё это могло у него взяться? Потому долгое время он не представлял собой самостоятельной силы.
Тем не менее, конечная победа рядовых граждан в большинстве развитых полисов была, можно сказать, предрешена. Этому способствовали два важнейших фактора. С одной стороны, неоспоримым было численное превосходство демоса над аристократией. С другой — в рядах самих знатных родов отнюдь не существовало внутреннего единства. Напротив, между группировками аристократов шла постоянная борьба за власть. Каждый из членов правящей элиты стремился возобладать над остальными. А демос, оставаясь пассивным свидетелем аристократической междоусобицы, лишь выигрывал от неё.
На пользу демосу было и введение в греческих полисах на протяжении архаической эпохи сводов письменных законов. Они ограничивали произвол знати, декларировали равенство граждан. Помимо прочего, наличие законов побуждало рядовых жителей полисов овладевать искусством грамотности, чтобы лучше знать свои права и пользоваться ими.
Судебная система в Греции
Для большей эффективности своей работы Совет пятисот был разбит на десять отделений, каждое из них поочерёдно являлось дежурным в течение одной десятой части года. Члены дежурного отделения назывались пританами. Они председательствовали на заседаниях Совета и экклесии, а часть их несла круглосуточное дежурство в Голосе — здании круглой формы на Агоре. По жребию из числа пританов избирался их глава — эпистат. Он находился в этой должности лишь одни сутки, а затем сменялся следующим, но на этот краткий срок становился как бы временным главой государства.
Одним из важнейших элементов демократической политической системы в Афинах являлась гелиея — суд присяжных. Это был огромный по составу орган, состоявший из 6 тыс. избиравшихся по жребию судей. Такое большое количество судей (что особенно бросается в глаза по контрасту с немногочисленным по современным меркам населением афинского полиса) должно было гарантировать демократический характер судебной власти, а также мешать подкупу судей.
Обычно для разбора судебных дел она разбивалась на коллегии по 500 человек. Судопроизводство в коллегиях имело публичный, гласный и состязательный характер. Истец и ответчик выступали с речами перед судьями. Тяжущиеся должны были самостоятельно отстаивать свою правоту, использование адвокатов не допускалось. Выслушав речи, присяжные выносили приговор путем тайного голосования: каждый из них опускал камешек в одну из двух урн. Затем голоса подсчитывались, и оглашался приговор. Этот приговор был окончательным и никакому опротестованию не подлежал. Не существовало высшей судебной инстанции, в которую мог бы подать апелляционную жалобу гражданин, считавший себя осуждённым несправедливо.
Нужно сказать, что афинские судьи в массе своей не отличались хорошим знанием законов. Это и неудивительно: они были не профессионалами-юристами, а обычными гражданами. И при вынесении приговоров присяжные руководствовались по большей части своей гражданской совестью, а то и просто личными симпатиями и антипатиями.
Система магистратов в Древней Греции
В афинском полисе было чрезвычайно много — несколько сотен — должностных лиц (магистратов). Чтобы избежать концентрации власти в руках одного человека (ведь это могло привести к тирании), старались максимально рассредоточить полномочия. Так, коллегия из 10 астиномов наблюдала за чистотой на городских улицах, коллегия из 10 агораномов — за тем, чтобы торговля на рынке велась без нарушений, коллегия из 10 софронистов руководила военным обучением эфебов (юношей 18—20 лет), специальная Коллегия одиннадцати приводила в исполнение приговоры суда, в том числе смертную казнь.
На большинство государственных постов избирали с помощью жребия. Посредством голосования замещались лишь военные и финансовые должности они требовали определённой компетенции, И от появления случайных людей пострадало бы дело.
Фактически самыми влиятельными должностными лицами в условиях классической демократии были 10 стратегов. Их главными обязанностями было командование войском, обеспечение обороны государства и руководство всеми его военными мероприятиями. Но в любом полисе военная организация неразрывно связана с гражданской. Потому стратеги и в мирное время играли ключевую роль в политической системе.
Все до единого должностные лица, вплоть до казавшихся всесильными стратегов, были полностью подконтрольны афинскому народному собранию. После окончания годичного срока пребывания в должности магистраты должны были дать народу подробнейший отчёт о своей деятельности. Если отчёт по какой- либо причине признавался неудовлетворительным, проштрафившийся магистрат отдавался под суд. Впрочем, любое должностное лицо могло быть смещено и привлечено к судебной ответственности и раньше официального истечения срока своих полномочий.
Практически каждый афинянин хотя бы раз в жизни (а обычно гораздо чаще) успевал побывать либо каким-нибудь должностным лицом, либо судьёй-присяжным, либо членом Совета пятисот. А кроме того, он, естественно, более или менее регулярно участвовал в работе народного собрания.
Существовал в афинском государстве ещё и «низовой» уровень общественной жизни. Вся Аттика делилась на демы — территориальные округи. Дем включал в себя либо какую-нибудь деревню с окрестностями, либо городок, либо один из районов самих Афин, Демон было более 100, и каждый из них являлся как бы маленьким «полисом в полисе».
В деме регулярно созывалось своё народное собрание, которое решало важнейшие вопросы его жизни: избирало главу дема — демарха, распоряжалось денежными средствами и землями, принадлежавшими дему. А самое главное — именно в демах составлялись списки афинских граждан. Гражданином полиса в целом можно было быть, только принадлежа к одному из демов. Поэтому если члены дема, собравшись, решали исключить кого-либо из своего числа, такой человек автоматически терял права гражданства в Афинах.
Греческая демократия: происхождение, характеристики, выдающиеся персонажи
Содержание:
В греческая демократия это был тип правления, появившийся примерно в 6 веке до нашей эры. C. в афинском полисе, поэтому многие историки называют это афинской демократией. Персонажи, которые больше всего способствовали принятию этого типа политической системы, были Солон, Клисфен и, прежде всего, Перикл.
Демократия в Древней Греции сильно отличалась от сегодняшней. Начнем с того, что не все жители имели политические права, поскольку женщины, не рожденные в полисе и рабы были исключены.
Происхождение греческой демократии
Греция, а точнее Афинский полис, была колыбелью демократии. Со временем другие полисы приняли такой же режим правления, хотя многие другие этого не сделали.
Благодаря их системам документации механизмы, которые они создали для реализации этой политической системы, известны сегодня.
Задний план
Между 800 и 500 годами н. Э. C. города эллинской культуры становились все сложнее и размерами. Обычно в каждом из этих полисов существовала монархическая система правления, хотя позже они стали управляться местной аристократией.
Расширение морской торговли и обработки земли были двумя факторами, которые привели к появлению экономических элит. Со временем эти элиты захватили власть в так называемых «тиранических режимах». Эта система возникла между VI и V веками до нашей эры. С.
Рост населения усилил давление на этих тиранов. Его ответ заключался в предоставлении людям некоторых прав. Точно так же была реорганизована военная структура, и многие бывшие фермеры стали играть важную роль в защите полиса.
С другой стороны, греческий полис развил экономическую систему, в которой рабы играли основную роль. Одним из последствий была четкая социальная иерархия, поскольку различия в правах между так называемыми гражданами и негражданами усиливались.
Вдобавок к этому в этом контексте начали писаться то, что эксперты считают примитивными конституциями.
Тимократия
Одна из основных вех в процессе, приведшем к созданию демократии в Афинах, произошла во время правления Солона в 594 году до нашей эры. С.
Солон считал, что власть должна осуществляться наиболее подготовленными, которых в то время отождествляли с философами. Только они, благодаря своим знаниям, могли правильно управлять всеми делами города. Эта система правления называется тимократией.
В 594 г. К., Солон одобрил Конституцию, чтобы внедрить эту систему правления. Кроме того, вождю удалось списать долги эксплуатируемых афинян и запретить превращать тех, кто был в долгу, в рабов.
Клисфен, Перикл и Эфиальт
Позже, в конце 6 века до н. Э. К., новый правитель, Клистен, положил конец правлению элит и навязал демократию.
Двумя другими великими именами в истории греческой демократии были Эфиальт и Перикл. Оба жили в V веке, когда Афины сопротивлялись попыткам вторжения империи Ахеменидов. После этой победы менее привилегированные группы населения потребовали увеличения своих политических прав.
Реформы Эфиальта и Перикла позволили этим группам иметь гораздо большее участие в политической жизни. Вдобавок второй из них создал различные институты, которые развивались в этой системе правления.
Особенности и работа
Афины были первым полисом, принявшим демократию, систему правления, при которой граждане участвовали в принятии политических решений. Из этого города демократия распространилась на другие полисы.
Этимология
Слово демократия появилось в V веке до нашей эры. C., в полисе Афин. Он состоит из двух слов: демос (люди) и кратос (власть или правительство).
Некоторые авторы утверждают, что эта этимология могла быть более сложной. Таким образом, «демос» может возникнуть в результате слияния «демиурги» и «геоморос». Плутарх, греческий историк, утверждал, что демиурги, геоморы и эвпатриды были тремя социальными классами свободных граждан, которые составляли аттическое общество.
Гражданство
Греческая демократия имела много отличий от того, что понимается как таковая сегодня. Начнем с того, что понятие гражданина было очень маленьким: так считались только мужчины старше 20 лет, прошедшие военную подготовку.
Женщины, иностранцы и рабы не имели этого права и, следовательно, не могли участвовать в политической жизни.
Государственные органы
В Афинах, где зародилась греческая демократия, было три руководящих органа. Первой из них была Экклесия, или Ассамблея, она выполняла функции руководящего органа полиса. В некотором смысле его функции аналогичны функциям парламентов.
Вторым руководящим органом был Бул, также известный как Совет пятисот. Как видно из названия, он состоял из пятисот человек, выбранных по жребию и занимавших эту должность в течение года. Этот орган позаботился о практичности и встречался каждый день.
Последним органом была Дикастерия, народный суд. Это была судебная ветвь полиса. Как и предыдущий, он состоял из 500 человек, также выбранных по лотерее.
Государственные сборы
Государственные должности в этой системе правления избирались двумя разными способами. Первый, как уже отмечалось, проводился по лотерее. Это был самый распространенный метод, поскольку считался самым демократичным.
С другой стороны, были также некоторые должности, которые избирались голосованием. Так приходили к власти примерно сто из тысячи чиновников. Это были, например, казначеи и стратеги, генералы армии.
Функционирование
Участие горожан, за исключением идиотов, было обязательным. У этой группы были равные политические права, помимо свободы слова.
Чтобы предложить закон, гражданин должен был написать свое предложение на планшете и положить его на агору. Позже это предложение обсуждалось в Совете пятисот. В случае, если это сочтено удобным, Совет разработал законопроект для представления его Ассамблее.
После принесения в жертву поросенка, граждане, присутствовавшие на собрании Ассамблеи, обсуждали утверждение проекта на сессиях, которые могли длиться до 6 часов. В конце концов, они проголосовали поднятием руки.
Конец греческой демократии
Афины пережили свой золотой век в период демократии, хотя им пришлось пережить войну против Спарты. Эпидемия чумы, возникшая во время осады города, унесла множество жизней, в том числе Перикла.
Хотя Афины проиграли эту войну, демократия оставалась в полисе до 322 г. до н. Э. Затем началось господство Македонии в Греции и конец демократической системы.
Аргументы за и против
Греческая демократия считается одним из величайших достижений в истории западной цивилизации. Даже сегодня либеральные демократии утверждают, что они произошли от той, которая была создана в тот период.
Однако, помимо его неуниверсального характера, исключающего женщин и другие социальные группы, уже в свое время он нашел немало критиков.
критики
Двумя наиболее известными критиками демократии, внедренной в Афины, были Платон и Аристотель. Эти великие философы объяснили недостатки, обнаруженные ими в этой системе правления.
Аристотель утверждал, что это извращенная система правления. Платон, со своей стороны, писал в своей «Республике», что типичная для греческой демократии лотерея позволяла занимать многие должности людям без подготовки или способностей.
Платон также пошел дальше в своей критике. Для философа демократическому человеку недоставало дисциплины и стыда. По его словам, эти люди хотели только свободы делать то, что они хотели, и, следовательно, удовлетворять свои телесные желания.
С другой стороны, демократическая система, установленная в Афинах, исключила большую часть населения. Только граждане, свободные люди, имели политические права. Некоторые расчеты подтверждают, что на 430 а. C., только 10% из 300 000 жителей города могли участвовать в политической жизни.
Аргументы в пользу
Лучше всего преимущества греческой демократии объяснил Перикл. В своей похоронной речи он определил эту систему следующим образом:
Таким образом, хотя и в некоторой степени, демократия позволила людям впервые высказывать свое мнение и голосовать. Более того, злоупотребления со стороны правителей были значительно ограничены.
Выдающиеся фигуры
Перикл
Перикл пришел в мир в 495 году до нашей эры. C., в полисе Афин. Его отцом был Джантипо, военный, командовавший армией в его победе против персов при Микале в 479 году до нашей эры. С.
Как член привилегированного класса, Перикл имел очень престижных учителей, таких как философ Анаксагор или софист Деймон.
Кроме того, он окружил себя группой выдающихся интеллектуалов того времени: Геродот, историк, Софокл, драматург, или Фидий, скульптор. Даже его возлюбленная Аспасия де Милето была известна своей великой культурой.
Перикл, лидер фракции, защищающей демократию, пытался убедить всех граждан участвовать в правительстве. Точно так же он ввел оплату в обмен на услуги, оказанные государству, и был создателем системы лотереи для избрания государственных чиновников.
Нападение персов, которое привело к созданию Делосского союза, сделало Перикла лидером Афин на пятнадцать лет. В этот период он способствовал восстановлению храмов, разрушенных во время войны, а также построил несколько новых зданий, в том числе Парфенон.
Солон
В то время, когда Афины страдали от серьезных внутренних конфликтов из-за концентрации земель в руках аристократов, Солон был выбран в качестве арбитра, чтобы положить конец происходящим боевым действиям.
Этот законодатель намеревался полностью изменить политическую и социальную систему города. Его намерением было способствовать постоянному социальному миру и тому, чтобы не возникало никаких новых проблем. Для этого он искал формулу, которая могла бы привести к соглашению привилегированные и угнетенные группы.
В области сельского хозяйства Солон предложил отменить сборы. Его предложение включало изменение валютной схемы, тем самым уменьшив долг на 30%. Кроме того, заявлено об истечении срока ипотеки.
С другой стороны, Солон был ярым защитником свободы гражданина, так как считал, что без нее страдания не перестанут расти. Таким образом, он составил новый свод законов, который расширил личные свободы.
Хотя в строгом смысле система, сформулированная Солоном, не была демократией, она рассматривается как ее предшественник.
Клисфен
Клистен был афинским политическим деятелем, родившимся в 570 г. Его главным вкладом было внедрение демократии в его город-государство.
Его намерение внедрить демократию было отвергнуто афинской олигархией. Чтобы победить его, Клистен вступил в союз с демократической фракцией во главе с Исагорасом. Оба в конечном итоге столкнутся друг с другом за власть, битва, которая закончилась победой Клисфена.
Придя к власти, Клистен приступил к разработке необходимых реформ для демократизации правительства. При поддержке афинского народа он создал основы системы, основанной на равенстве граждан перед законом.