Что такое демократия в истории 9 класс определение
Демократия
Из Википедии — свободной энциклопедии
Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С современной демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.
Одной из основных целей современной демократии является ограничение произвола и злоупотреблений властью. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. Сегодня во многих странах народовластие отождествляется с либеральной демократией, которая, наряду с честными, периодическими и всеобщими выборами наделённых высшей властью лиц, в ходе которых кандидаты свободно соревнуются за голоса избирателей, включает в себя верховенство права, разделение властей и конституционные ограничения власти большинства путём гарантий определённых личных или групповых свобод. С другой стороны, левые движения, видные экономисты, а также такие представители западной политической элиты как экс-президент США Барак Обама, директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард утверждают, что реализация права принятия политических решений, влияние рядовых граждан на политику страны невозможно без обеспечения социальных прав, равенства возможностей (англ.) ( рус. и низкого уровня социально-экономического неравенства.
История демократии
Из Википедии — свободной энциклопедии
С момента своего возникновения демократия была концепцией, открытой для интерпретаций. Её история фактически является не только историей борьбы между сторонниками народовластия и его противниками, но и историей дискуссий среди сторонников. Предметом дискуссий были такие вопросы, как:
Демократия в её современном понимании имеет своё начало в Древней Греции и Древнем Риме, традициях средневековых городов-государств и развитии представительных органов власти в Европе и некоторых британских колониях в новое время. В античных городах-государствах верховной законодательной, исполнительной и судебной властью обладало собрание, включающее в себя всех граждан. Это было возможно потому, что население этих городов редко превышало 10 000 человек, а женщины и рабы не имели политических прав. Граждане имели право занимать различные исполнительные и судебные должности, некоторые из которых были выборными, а другие назначались по жребию. В средневековой Европе ключевую роль в зарождении принципов демократического правления сыграли концепции религиозного, естественного и обычного права как ограничений произвола власти. Большое значение имело распространение практики, когда монархи стремились получить одобрение своих распоряжений со стороны различных сословий. Съезды представителей этих сословий были прообразами современных законодательных собраний.
Эпоха просвещения, Американская и Французская революции стимулировали интеллектуальное и общественное развитие, в особенности развитие представлений о гражданских правах и политическом равенстве. Начиная с XIX века, собрания депутатов, избранных на свободных выборах, стали центральными институтами демократического правления. Во многих странах демократия также стала включать состязательность избирательного процесса, свободу слова и верховенство права. В странах с коммунистическими режимами провозглашалась идея народовластия, в структуру которого входили классовое единство и преимущественно государственная собственность на средства производства. До XX века демократия предполагала, что полноправным гражданством обладает меньшинство населения на основе имущественного ценза, в то время как остальные фактически исключены из процесса принятия политических решений. К началу XXI века всеобщность выборов получила мировое признание как один из важнейших критериев демократии.
ДЕМОКРАТИЯ
Термин «Демократия» используется также для обозначения соответствующих принципов устройства, функционирования организаций и институтов (внутрипартийная демократия, производственная демократия и другая), а также течений социально-политической мысли и общественных движений, ориентирующихся на демократические идеалы и их воплощение в общественной практике.
Конкретные формы демократии существенно варьируются в зависимости от исторической эпохи, размера социума и национальной специфики, поэтому термин «Демократия» употребляется применительно к разным политическим системам. Демократии различаются в зависимости от характера участия граждан в принятии политических решений (непосредственная демократия и представительная демократия), прочности либеральных институтов и степени защищённости меньшинства (либеральная демократия и нелиберальная демократия), наличия или отсутствия дискриминации тех или иных групп населения в отношении права участвовать в политике, специфики государственного устройства и правовой системы и тому подобного.
Исторические формы демократии. На начальных этапах развития человеческого общества преобладала непосредственная демократия Её примитивные формы возникли уже в первобытном обществе, когда люди жили отдельными сравнительно небольшими группами (род, племя) и в условиях борьбы за выживание совместно участвовали как в производственной деятельности, так и в управлении делами рода. По мере усложнения управленческой сферы, структурно-функциональной дифференциации и формирования первых политич. институтов происходило постепенное ограничение числа людей, непосредственно участвующих в управлении социумом. Выделение в отдельную группу вооружённых мужчин, принявших на себя ответственность за безопасность племени, привело к тому, что именно они стали играть главную роль в принятии решений (военная демократия, вождество). Дальнейшая социальная дифференциация, укрепление иерархических начал и переход к государственной форме организации общественного управления постепенно вытеснили демократические элементы, и место демократии заняли монархии, деспотии и олигархии.
Следующей исторической формой демократического общественного устройства стала полисная демократия, получившая наибольшее развитие в греческих городах-государствах (смотреть Полис) с середины 1-го тысячелетия до нашей эры. В это время появляется и сам термин «Демократия». Так же, как при родовом строе, древнегреческая демократия была непосредственной: основные вопросы государственной жизни решались народным собранием, в котором принимали участие все граждане; собрание избирало главных должностных лиц и органы власти, осуществлявшие управление полисом в промежутках между народными собраниями; граждане обладали равными правами, но в их число не включались рабы, женщины, дети и метеки. Аналогичная система правления возникла и в Риме, где право на участие в управлении государством наряду с имевшими его изначально патрициями получили и простолюдины (плебеи). Однако в отличие от греческих городов-государств римская республика (так предпочитали называть демократию римляне) вышла за пределы города и была распространена на всю Италию и завоёванные Римом территории, что ограничивало возможности граждан принимать непосредственное участие в управлении.
Современная либеральная демократия. Становление современных форм демократии началось в XIX веке. Она формировалась как представительная и либеральная демократия и включала в себя важнейшие либеральные институты. В их числе: конституционализм, правление закона (правовое государство), разделение властей, гарантии прав и свобод граждан, защита меньшинства от произвола большинства (смотреть Билль о правах) и другие. Современная либеральная демократия (для её обозначения часто используется термин «полиархия», предложенный в 1950-е годы американскими исследователями Р. Далем и Ч. Линдбломом) также предполагает выборность высших должностных лиц в государстве (президента, членов центрального и местных представительных органов), честные, свободные, регулярно проводимые выборы, в которых может участвовать практически всё взрослое население страны. Граждане обладают правом претендовать на выборные должности в государстве, создавать независимые ассоциации и организации, в том числе политические; они имеют доступ к альтернативным источникам информации и реальную свободу выражения своих политичеких убеждений, включая критику должностных лиц, правительства, режима и социально-экономического порядка. Политическая система носит плюралистический характер, и политические решения принимаются в процессе взаимодействия политических партий, движений и групп давления. Страны, в которых данные институты устойчиво функционируют, считаются демократическими; при этом конкретные формы демократии в различных странах складываются под влиянием исторических, национальных, географических, социально-экономических, культурных, религиозных и других факторов. Демократические политические режимы отличаются по форме государственного управления (президентская, парламентская, смешанная), типу административно-территориального устройства (унитарные государства и федерации), степени централизации/фрагментации власти (мажоритарные демократии и консенсусные демократии), соотношению непосредственных и представительных институтов, различных форм политического участия и так далее.
Существенно различаются и модели объяснения современных демократических режимов, а вопрос о том, какая из них адекватна современного обществу и/или наиболее соответствует демократическим идеалам, остаётся дискуссионным. Сторонники «элитарной демократии» (Й. Шумпетер, американские учёные Т. Дай, У. Домхофф и другие) считают, что институты либеральной демократии (полиархии) не препятствуют сохранению и воспроизводству элитарного характера политической власти: главная роль в демократических политических системах играют конкурирующие между собой элиты, диспропорциональное влияние на процесс принятия политических решений оказывает наиболее преуспевающая часть социума, прежде всего крупный бизнес, обладающий большими материальными ресурсами и связями, а участие в политике осн. массы граждан ограничивается выборами. Теории «плюралистической демократии» (американские учёные А. Бентли, Д. Труман, Р. Даль, Р. Уэйст и другие) акцентируют внимание на процессе взаимодействия и соревнования различных политических сил (партий, политических организаций, групп давления, общественных движений), стремящихся влиять на принятие государственных решений. Политический плюрализм рассматривается как средство против монополизации политической власти, которая имеет место в недемократических режимах. Теоретики «демократии участия» (Б. Барбер, К. Макферсон, К. Пейтман и другие) подчёркивают, что демократия должна развиваться в направлении расширения непосредственного участия граждан в управлении государством, прежде всего на местном уровне. Сторонники «совещательной» концепции демократии (Ю. Хабермас, Дж. Элстер и другие) полагают, что степень демократичности системы прямо пропорциональна количеству общественных дискуссий по актуальным вопросам, которые обеспечивают демократический характер процедурам принятия политических решений.
К началу XXI века свыше 120 стран относились к числу демократических. Однако во многих из них процесс складывания либерально-демократических институтов и норм остаётся незаконченным и носит противоречивый характер: формальные демократические процедуры в них уживаются с неформальной авторитарной практикой; руководство государства выбирается демократическим большинством, но у граждан и меньшинств нет гарантий от нарушения их прав со стороны властей; политический плюрализм и свобода выражения политических убеждений существуют, но реальная политическая конкуренция и возможности оппозиции существенно ограничены. В России сильны коллективистские и патерналистские установки у большей части населения; наблюдается идейно-политический и культурный раскол в обществе, а также недовольство людей резким снижением уровня их благосостояния в результате рыночных реформ; сохраняются сложные межнациональные отношения и другие. Перспективы укрепления либерально-демократических институтов в новых демократиях «третьей волны» отнюдь не очевидны и зависят как от соотношения объективных факторов, благоприятствующих или препятствующих демократии, так и от расстановки социально-политических сил внутри них.
Широкое распространение демократии по всему миру и её консолидация во многих странах были обусловлены следующими факторами: уровнем экономического развития (рыночная экономика, индустриализация, урбанизация, развитость массовых коммуникаций, высокая грамотность и другое); наличием значительного среднего класса, обеспечивающего стабильность и устойчивость социальной системы; распространением в обществе демократических убеждений и политической культуры (преодоление коллективистских и патриархальных установок, консенсус по базовым демократическим ценностям, гражданская ответственность, толерантность, слабая выраженность межкультурных конфликтов и другое); развитостью гражданского общества; контролем над силовыми структурами и сведением к минимуму опасности военного переворота; отсутствием реальной внешней угрозы. Без наличия этих условий вероятность возникновения и/или укрепления демократических институтов невелика, хотя она полностью не исключается (пример Индии, где демократия достаточно стабильна, несмотря на сравнительно низкий уровень экономического развития).
Проблемы и перспективы демократии. В политической мысли и общественном сознании с древних времён существовало критическое отношение к демократии. Начиная с Платона основной аргумент против демократии, воспроизводимый философами самых разных эпох, состоял в том, что большинство людей не обладает ни достаточными знаниями и навыками государственной деятельности, ни высокой моралью. Поэтому успешное управление государством, обеспечивающее достижение общего блага, могут осуществлять только самые достойные и компетентные граждане, которые всегда составляют меньшинство. В начале XX века наиболее обстоятельная критика демократических идей, получивших к тому времени широкое распространение, была дана теоретиками элиты (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс), утверждавшими, что демократия не только нежелательна, но и фактически невозможна, поскольку в любом обществе политическая власть неизбежно концентрируется в руках элиты, которая лучше организована, обладает моральным и интеллектуальным превосходством над остальными гражданами и способна эффективно использовать свои ресурсы для сохранения власти. В современных теориях элит (Т. Дай и других) подчёркивается нецелесообразность существенного расширения влияния граждан на процесс принятия политических решений, поскольку это может подорвать стабильность общества и эффективность государственного управления; главная роль в политической системе отводится конкурирующим между собой политическим элитам, которые могут обеспечить воспроизводство и функционирование либеральных институтов.
Сложный и противоречивый опыт «новых демократий» XX века вызвал оживление критики демократии. Утверждается, что демократия может стать средством завоевания власти экстремистскими силами, не заинтересованными в сохранении демократических свобод; она ориентирует правящую элиту на удовлетворение сиюминутных запросов населения (от которого зависит её нахождение у власти) в ущерб стратегическим решениям, стимулирует рост социальной нетерпимости в результате активного использования соперничающими элитами религиозного, расового и национального факторов в качестве инструментов политической мобилизации и ведёт к чрезмерному влиянию групповых интересов, препятствующему осуществлению эффективной социально-экономической политики государства.
Однако история стран развитой демократии показывает, что данные проблемы могут успешно решаться. В этих странах определены пределы власти большинства и предусмотрены меры, препятствующие ограничению политических прав и свобод; основная масса населения разделяет ценности либеральной демократии и поддерживает демократические институты. В целом они существенно превосходят другие страны по главным показателям социального и экономического развития, а граждане имеют больше возможностей для защиты своих основополагающих интересов. Демократия в XXI веке считается желательной формой власти в большинстве стран мира, и остаётся совсем немного государств, не называющих себя демократическими; за счёт устойчивых прямых и обратных связей демократия обеспечивает более оптимальные по сравнению с другими политическими системами взаимоотношения между государством и гражданским обществом; демократия наиболее полно воплощает фундаменатльные ценности равенства и свободы, даёт возможность людям самим совместно определять свою судьбу, способствует формированию активной жизненной позиции и ответственности гражданина. Демократическая идея сохраняет свою привлекательность и для людей в недемократических странах; соотношение сил в мире и международная обстановка в целом благоприятствуют распространению демократии, и по мере складывания её предпосылок авторитарным режимам становится труднее противодействовать демократическим преобразованиям. Под влиянием глобализации демократическая практика выходит за пределы национальных государств, проникая в систему мировой политики. Мировое сообщество стремится построить «демократический миропорядок», который утверждает равноправие и демократической процедуры во взаимоотношениях государств и исключает действия государств в обход или в нарушение международного права и решений международных политических организаций (ООН), хотя в отдельных случаях данный процесс воспринимается как угроза национальным демократиям и правам граждан.
Демократия: что это такое, история и формы
Выборы – это очень важно. Если кто-то думает, что выборы проходят только на территории нынешней России, то он ошибается. Традиции демократии уже давно пустили корни в былые времена.
Определение понятия «демократия»
Что такое демократия? Демос – народ, кратия – власть, то есть «Власть народа». Идеологические штампы людей порой забавны. По мнению большинства, народ – это нечто прекрасное, без недостатков. Однако в истории России есть период после Гражданской революции и Гражданской войны, когда кого-то подняли на вилы, повесили, учинили расправу. И это именно народ в его истинном проявлении, такой, какой он есть.
Усадьбу Пушкина сожгли трижды еще до прихода немцев, именно народ. Демократия лишь в сознании самопровозглашенной интеллигенции является чем-то идеализированным, а на деле это другое. Недаром существует изречение «Глас народа – глас божий», определение же народа и есть суть демократии.
Виды демократии
Прямая демократия
Демократия бывает прямая, военная, когда есть дружина, есть вакантное место вождя и они методом прямого голосования выбирают вождя.
Прямая демократия в Афинах
Примерно 1/7 часть всего населения Афин участвовала в демократических выборах. Это было очень эффективное средство осуществления легитимации власти, потому что если человек положил белый камешек в урну кандидата, значит, он сделал выбор, и последствия на совести избирателя. И если кандидат начнет вести себя неподобающе, то это ответственность и избирателя тоже, поскольку часть коллективной ответственности электората лежит и на нем. И поскольку это прямая демократия, избиратели могли собраться и высказать свои претензии избраннику, снять с поста своими руками и отправить в изгнание, что часто бывало.
На самом деле, самая показательная в мире Афинская демократия на деле являлась свирепым тоталитарным строем.
Те, кто полагает, что демократия не тоталитаризм – глубоко заблуждаются. Демократия – это власть народа, тоталитаризм – всеобъемлющая власть. Ничто не мешает демократии быть всеобъемлющей, демократия запросто может быть тоталитарной, какой и была афинская. То, что люди голосовали и принимали решения не имело значения в глобальном плане. Если вдруг 51% голосовал за, а 49% против, мнение меньшинства вообще не учитывалось. За этим очень строго следили, иногда доходило до того, что принятие решений без учета мнения меньшинства приводило к печальным последствиям. 51% мог и ошибаться, тогда приходилось устанавливать тиранию, которая спасала от демократии.
В тот же Римский сенат не выбирали просто так: туда попадали только знатные люди, обладавшие значительным состоянием. Пока территория республики с Римом во главе оставалась небольшой, удавалось гасить разногласия между народами разных городов. Но спустя некоторое время разногласия, несмотря на компромиссы и поиски консенсусов, привели к тому, что в 1 веке до нашей эры люди, обладающие властью, стали пытаться вырвать демократическую власть в свою единоличную собственность. Ярким примером является диктатор Сулла, который подмял весь Рим под себя.
После смерти Суллы вновь наступила демократия. Все эти образованные, умные, яркие личности во власти вдруг обнаружили, что все это время они были вынуждены подчиняться одному-единственному человеку. Гай Юлий Цезарь, вернувшись из своего галльского похода, не остановил легионы за Рубиконом, а привел их в Италию, и там, в Сенате, случилось примерно то же, что и во французском Сенате, когда Наполеон Бонапарт стал пожизненным консулом: все согласились, чтобы Цезарь встал у власти. Это был еще один тиран и деспот, которого долго терпели, но когда он запретил ростовщичество в городе – его зарезали прямо в Сенате.
Что выбирали люди в Афинах, и кого? Какая там была общественная формация?
В Афинах был самый настоящий рабовладельческий строй. Поэтому что бы люди ни выбирали, что бы они себе ни представляли, они всегда голосовали за представителей класса рабовладельцев. В Риме было еще хуже, так как население разрослось, а рабов стало больше, решения принимались в пользу власть имущих, а не в пользу большинства населения империи.
Демократия в Средневековье
Выборы временно прекратились по причине наступления Средневековья. Там до голосований нескоро дошло дело, лишь после того, как темное Средневековье шагнуло в классическое Средневековье, и дворянское сословие осознало себя угнетенным королем и его приближенными – герцогами, графами и прочими аристократами. Угнетенные стали создавать народные представительства – парламенты. Сначала в Испании Кортесы провозглашены в 1647 году. Спустя полсотни лет аналог появился и в Англии – Великая хартия вольностей. Это происходило повсеместно.
По одиночке богатые купцы ничего не значили, но объединившись в гильдию, они уже представляли собой субъект федерального значения, который имел право носить герб. С таким объединением уже приходилось считаться даже королю. Рыцарство в союзе с купцами вынудило тогдашнего короля Англии, Иоанна (Джона) Безземельного принять Великую хартию вольностей.
Парламент тогда представлял собой не то же, что сегодня, там заседали верхушки ремесленных цехов и представители рыцарства, а решения в основном принимались в пользу дворян и коллективного феодализма. Они привнесли элемент демократии в монархию, это было полезно и несколько упорядочивало творившийся в стране хаос.
Законы, тем не менее, принимались лондонскими купцами и рыцарями, которых на всю Англию было не больше пяти тысяч человек. Следовательно, вопросы вновь решались не в пользу большинства. Люди вновь выбирали феодала, того или другого.
Демократия в России
В России к XVI веку сложилась иная форма сословного представительства, иначе говоря – парламента. Собирались Земские соборы, начиная со времен Ивана Грозного, причем это была его инициатива, в отличие от короля Англии Иоанна (Джона) Безземельного. От всех сословий приезжали депутаты, кроме крепостных крестьян. Однако, свободные крестьяне, могли прислать своего представителя — как правило, это были священники.
Земство – от слова земля, это вся страна.
Земский собор означал сбор со всей земли представителей всех сословий, которые приезжают в Москву, чтобы принять общее решение. Земский собор был органом последней легитимации, его собирал царь для принятия важных решений и реформ. Земские соборы проводились вплоть до 80-х годов XVII века. После Петра I ни о какой демократии речи не было – был чистый феодализм в своем наиболее отчетливом проявлении. Тогда служили все, от низших слоев населения до дворян.
Потом наступили революционные события: революция 1905 года, Февральская революция, и настал новый Земский собор – Учредительное собрание. Это был первый момент за много столетий, когда люди смогли выбрать иной путь, и не только голосовать за феодалов, но и сделать другой выбор.
Крестьяне требовали землю, чтобы ее нельзя было продавать, поскольку по мнению крестьян, продавать принадлежащую Богу землю – все равно, что продавать воздух. Это неправильно и грешно. Оказалось, что партия большевиков выступала за то же самое, поэтому к 19-20 году в ходе Гражданской войны от белых крестьяне дезертировали массово, а большевикам они сопротивлялись меньше. В итоге к концу Гражданской войны под штыком стояло пять миллионов человек, социализм победил. Но и там была демократия.
Демократия в Советском Союзе
Выборы были организованы примерно так же, как они были организованы в дружинах германских вождей: по профессиональному признаку. Главной ячейкой выборов стало производство: к примеру, мог поступить депутат от Кировского завода, или от Балтийского флота. Это было разумно, поскольку люди выбирали человека, про которого они знали, насколько он толковый специалист, насколько он высокоморален. Самое главное же то, что этот депутат продолжал получать жалование у себя на заводе или в колхозе, после чего он поступал в Совет. Из этого Совета его можно было отозвать, если вдруг представителям выбирающей стороны показалось, что он недостаточно хорошо работает. В таком случае он возвращался к станку.
Это был первый случай со времен военной демократии, когда можно было воздействовать непосредственно на того человека, который был избран. Система эта продержалась до 1936 года, когда приняли новую конституцию. Тогда выборы стали полностью «демократичными» как в США и Европе. Это было связано с тем, что высшее руководство отчетливо предвидело приближение войны, а демократия не подходит для военных действий. К полной демократии уже не возвращались после того, как умер Сталин. Голосовали всегда за коммунистов, то есть за господствующий класс.
То есть, по хронологии истории сначала была диктатура рабовладельцев, затем феодалов, после – капиталистов, а потом социалистов, т.е. рабочего класса. Единственным плюсом в социолизме было то, что рабочий класс представлял большинство.
Демократия сегодня
Сегодня же в Российской Федерации капитализм. Со времен Афин и германских дружин механизм работы демократии не изменился ни на миллиметр, и не изменится, пока будет существовать государство. Люди всегда будут выбирать существующий строй. Если все в порядке при капитализме, люди будут и дальше голосовать за капиталистов. Попытка же устроить навязываемую демократию первым делом приводит к крушению всех государственных институтов, развалу промышленности и уничтожению армии. Постепенно же страна превращается в источник ресурсов для других государств. Сегодня это особенно ярко можно наблюдать на Украине. При этом за происходящее их никто не упрекает, то есть все идет по плану.
Странами правят элиты. В США сложилась элита на определенном промежутке, в Первую Мировую она начала формироваться, а во Вторую Мировую сформировалась полностью. Хищная элита, которая имеет под собой армию и ресурсы успешно подмяла под себя всю Южную Америку, а в данный момент пытается под предлогом доброжелательности сделать аналогичное и с другими странами. Однако всегда следует помнить, что «демократические» выборы – не гарант благополучия в стране.
По материалам военного историка Клима Жукова