Что такое деонтология в ветеринарии
Предмет и задачи ветеринарной деонтологии. История возникновения деонтологии. Законодательная база
Предмет и задачи ветеринарной деонтологии. История возникновения деонтологии. Законодательная база.
Деонтология – (от греч. deonthos – должное и logos – наука) наука о совокупности этических норм и принципов поведения врача при выполнении своих профессиональных обязанностей. Данный термин впервые употребил Джереми Бентам для обозначения учения о морали в целом, употребивший его в своей книге «Deontology or the science of morality», вышедшей в свет в 1834 г. Профессиональная деонтология (в частности, медицинская, юридическая, педагогическая, журналистская, ветеринарная и т.п.) изучает систему нравственных ценностей данной профессии, моральных качеств, необходимых ее представителям. Представители вышеназванных профессий нередко сталкиваются с морально-этическими коллизиями, для разрешения которых порой бывает недостаточно простого жизненного опыта. Профессиональная этика или деонтология и есть тот коллективный моральный опыт, та коллективная нравственная мудрость, которая помогает рядовым членам профессии избегать ошибок при принятии этических решений.
Итак, что же такое этика? Прежде всего, этика есть систематизация норм поведения – внимательный и систематический сбор и анализ поведенческих решений в прошлом, настоящем и будущем. Нормы поведения оперируют такими понятиями как «права», «обязанности» и «польза» и прилагательными «плохой-хороший», «правильный-неправильный» и «справедливый-несправедливый». В таком контексте этика касается преимущественно знания, а нормы поведения – выбора тех или иных действий. И связаны они оказываются тем, что этика пытается найти рациональное обоснование выбору одного варианта поведения перед другим.
К врачам во все века и времена, наряду с большими данными им привилегиями, предъявлялись очень суровые требования. Так, в Древнем Вавилоне, на основании законов Хаммурапи (XVIII век до н.э.) хирургу, разрезавшему руку больного и не излечившего от болезни, отрубали его собственную, или налагали огромный штраф.
Наибольшее влияние на развитие традиционной европейской медицины оказала медицина древней Греции и арабских стран. Именно поэтому этические принципы, сформулированные древнегреческими философами и наследие Гиппократа и Авиценны не теряют актуальности до наших дней.
Основоположником этики считается Сократ (470/469-399 гг. до н.э.). Он свято верил в силу разума и считал, что каждый человек в результате самопознания придет к мысли, что добродетель есть знание и мудрость.
Вслед за своим учителем, Платон (428/427-348/347 гг. до н.э.), в своем этическом учении исходил из того, что «только деятельная, руководимая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, добродетели». Истина, в его понимании, не должна зависеть от мнения людей, она должна быть свободна от субъективности. Он различал четыре основные добродетели как абсолютные идеи, стоящие над человеком: мудрость, мужество (смелость), благоразумие (самообладание), и самую главную добродетель – справедливость, компенсирующую и сочетающую другие.
Аристог. до н.э.), ученик Платона, отошел от идей учителя и считал добродетели производными земной жизни человека. Он впервые ввел в философскую практику термин «этика» и внес большой вклад в ее развитие, считая этику прикладной наукой, подобно политике. Счастья, по Аристотелю, можно достичь активной разумной жизнью, на практике следуя этическим советам. Согласно его выводам, знание добродетелей не делает человека нравственным, необходимы осознанные нравственные поступки. Специфика этики, по его мнению, состоит в том, что она вооружает человека методами и средствами воздействия на окружающий мир и людей. Делает это она с помощью формирования идей о должном (от греч. deon, отсюда деонтология – наука о должном), о добре и зле, об идеалах. С тех пор, говоря об этике применительно к медицине, т.е. о медицинской этике, или медицинской деонтологии, ее часто называют «мудростью врачевания».
В современной медицине употребляются оба термина и «медицинская этика» и «медицинская деонтология». Если еще недавно медицинская деонтология в основном регулировала моральные нормы, правила, стандарты взаимоотношений «врач-пациент» и «врач-коллеги», то сейчас наиболее актуальны вопросы взаимоотношений «медицина-общество», степень этичности медицинских научных разработок и их практического применения, влияния государства на распределение медицинских и фармацевтических ресурсов и многие другие глобальные вопросы. Стремление современного общества к глобализации и установлению демократических принципов подтолкнуло многих западных специалистов к пересмотру стандартов этического отношения. В частности были пересмотрены и установлены новые стандарты отношения врачей к пациентам, к коллегам, к биологическим объектам. Это привело к созданию такой медицинской этики, которая бы учитывала безопасность влияния современных биомедицинских технологий в масштабе всего человечества, а не только конкретного лица. Так появилась биомедицинская этика.
В 60 гг. прошлого века появилось новое направление – биоэтика, которое основал американский биолог и впервые употребил в своей книге «Биоэтика – мост в будущее». Он дал понятию такое определение: биоэтика – это соединение биологических знаний и человеческих ценностей.
В 1990 г. Страсбургский симпозиум по биоэтике дал понятию новое определение: биоэтика – это комплексная область знаний, которая изучает моральные, юридические и социальные проблемы, возникающие по мере развития медицины и биологии.
В 1994 г. Beauchamp T.L. и Childress J.F. изложили 4 принципа медицинской этики по отношению к человеку, животным и другим живым существам:
1) Принцип автономии (respect for autonomy), уважение самостоятельности, – состоит в том, что врач с уважением относится к пациенту, руководствуясь такими решениями, которые не вредят физическому, телесному и психическому благополучию. Данный принцип применим к человеку и к животному. Например, следует применять принцип автономии по отношению к клиенту с применением правила информированного согласия, а для животных – с целью профилактики стрессов во время проведения манипуляций и т.п.
2) Не навреди (nonmaleficence). Практически сводится к тому, что в процессе выполнения профессионального долга врач не должен увеличивать боль и страдания пациентов; к этому принципу относится профилактика побочных явлений при назначении лечения.
3) Принцип великодушия (beneficence) означает действие во благо других людей, благодаря наличию чувств ответственности и обязанности, альтруизма и любви к ближнему. Следует использовать не только профессиональные навыки, но и духовный опыт особенно при общении с людьми.
4) Принцип справедливости (justice) провозглашает необходимое и возможное удовлетворение потребностей человека и честное распределение материальных и духовных ценностей.
Данные принципы регулируются соответствующими правилами: правдивости (veracity), приватности (privacy), конфиденциальности (confidentiality), достоверности (fidelity), информированного согласия (informed consent).
Ветеринарная деонтология как наука сравнительно молода. Происходит это потому, что, с одной стороны, в старину скотину нередко лечили человеческие лекари, распространяя на лечение животных и взаимоотношения с их владельцами принципы медицинской деонтологии, а, с другой стороны, только в последний век меняется отношение человека к животным настолько, чтобы задумываться об этических нормах по отношению к самим животным.
Во многом ветеринарная деонтология перекликается с медицинской этикой. Однако круг вопросов и этических коллизий, стоящих перед ветеринарной деонтологией во многом шире, ибо кроме стандартных отношений врач-пациент, которые в ветеринарии трансформируются в комплекс врач-пациент-хозяин (обслуживающий персонал) пациента, объектом ветеринарной деонтологии становятся убойные животные, а также объекты дикой природы, являющиеся резервуарами и переносчиками инфекционных заболеваний.
Тесна связь ветеринарной и медицинской этики с законом. В большинстве стран существуют законодательства, регулирующие правовые и этические аспекты работы врача (как медицинского так и ветеринарного) в обращении с пациентом и при исследованиях. Однако, этика и закон – это не одно и то же. Зачастую этика предписывает более высокие стандарты поведения, нежели закон, а в отдельных случаях – даже предписывает врачу нарушать законы, предполагающие неэтичное поведение. Кроме этого, законы в различных странах значительно отличаются, в то время как этика есть понятие универсальное и не зависит от национальных границ.
Правовое регулирование деятельности ветеринарного врача в России определяется сводами законов административного, уголовного, гражданского и экологического права, а также специальным законом «О ветеринарии», статьей 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными», региональными законами и подзаконными актами.
В своей деятельности для врача ветеринарной медицины нелишним будет знание принятой в 1990 году Международной лигой прав животных «Всемирной декларации прав животных» («Биоэтика» стр. 271).
Регулирование правовых и этических взаимоотношений в профессии в большинстве развитых стран осуществляется, прежде всего, национальными и межнациональными ветеринарными ассоциациями. Функции их многообразны:
установление норм и правил деятельности членов ассоциаций;
выдача лицензий на практическую деятельность;
решение межколлегиальных споров;
выработка стандартных протоколов лечения животных;
просветительская деятельность и организация массовых мероприятий (конгрессов, конференций, тематических симпозиумов) для членов ассоциаций и студентов ветеринарных ВУЗов;
решение этических вопросов в повседневной практике ветеринарного врача (этичность тех или иных операций и манипуляций, вопросы эутаназии);
контроль за экспериментальной деятельностью;
досудебное решение спорных ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью членов ассоциации;
страхование профессиональной деятельности членов ассоциации
Последнее десятилетие Ассоциация практикующих ветеринарных врачей России ведет работу по формированию первого ветеринарного этического комитета, призванного решать проблемы, касающиеся межколлегиальных взаимоотношений, вопросов эутаназии, гуманности проведения тех или иных операций и процедур, вопросы экспериментальной деятельности, взаимоотношений врачей и владельцев, и многие другие.
Таким образом, ветеринарная деонтология – это наука молодая, гибкая, в формировании которой может участвовать каждый из нас. И именно от сегодняшних практикующих и занимающихся научной деятельностью ветеринарных врачей зависит то, по каким нравственно-этическим канонам будет развиваться ветеринарная медицина в нашей стране и в мире.
Деонтология и медицинская этика в ветеринарии.
Мендоса-Истратов С.Л. президент Хирургического ветеринарного общества
«Медики любого учреждения являются хранителями чести друг друга»
Т.Персиваль
Медицинская этика призвана внести гармонию не только во взаимоотношения врача и общества, но и во внутренний мир ветеринарного доктора. Продажа животных в добрые руки на доске обьявлений proday-kupi.ru. Познания в области этой древнейшей науки необходимы и для успешного ведения бизнеса, и для поднятия престижа нашей профессии, и, самое главное, для более эффективного лечения наших пациентов.
Такой дисциплины нет в программе обучения ветеринарных врачей, и поэтому я предлагаю совершить небольшой экскурс в историю предмета. Оборудование для аквариума Киев, нам будет значительно легче понять и принять ту несокрушимую базу, на которой стоит наука, несправедливо отделенная от ветеринарии.
Древние люди в борьбе с болезнями использовали небольшой арсенал лечебных средств: травы, заклинания, курения. Врачеванием тогда занимались знахари, шаманы, ведуны, чародеи (у разных народов они имели разные имена – у евреев – левиты, у древних греков – асклепиады). Древние целители (т.е. способные делать целым тело, разрушенное болезнью) вступали в борьбу с неведомыми болезнями, сталкиваясь со смертью многих своих соплеменников. Это налагало на них колоссальную ответственность перед обществом. Но и требования общества к врачам были зачастую очень строги. Их одаривали, если молитвы и действия приносили пользу, иногда обожествляли, а иногда и убивали, если больной, которого они лечили, умирал. В любом случае, основную ответственность за развитие болезней человечество возлагало на многочисленных богов и духов. Взывание к ним было неотъемлемой частью лечения.
Со временем, от теургического (от греч. theurgia: theos – бог и ergon – работа) регулирования деятельности врача, человечество стало переходить к законодательному и экономическому. В Древнем Вавилоне, на основании законов Хаммурапи (XVIII век до н.э.) хирургу, разрезавшему руку больного и не излечившего от болезни, отрубали его собственную, или налагали огромный штраф.
«Я не дам никому просимого у меня смертельного средства….»
«В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного, и пагубного…»
«Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в
жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву, да будет обратное этому…» Это были не пустые слова. В Древней Греции и Древнем Риме воздвигались памятники замечательным врачам. Тем же, кто подписал текст «Клятвы», а затем нарушил ее, грозило суровое наказание: штраф или отсечение руки, той самой, которой он подписывал это моральное обязательство. Помимо «Клятвы существуют и многие другие труды Гиппократа, посвященные медицинской этике, и вопросы, которые они рассматривают, актуальны и по сей день: взаимоотношения врача и больного, врача и родственников больного (применительно к ветеринарии- врача и владельцев), отношение к ошибке, эвтаназия, межколлегиальные взаимоотношения.
Итак, пройдя сложные пути от зарождения к формированию в цельную научную структуру, неразрывно связанную с законами и понятиями о нравственности в обществе, медицинская этика прочно вошла в основы образования врачей. В нашей стране, преподавание этой дисциплины началось совсем недавно. В основном, у нас распространен термин деонтология, что связано с Советским Социалистическим взглядом на разность «капиталистической» и «пролетарской» морали. Руководство страны негативно относилось к медицинской этике, как к буржуазному пережитку.
« Капиталистическая почва – неблагоприятная для произрастания гуманных идей. Если в капиталистическом обществе «человек человеку – волк», то о каких гуманных чувствах можно говорить?…Понятно, что вопросы так называемой врачебной этики диаметрально противоположно решаются у нас и в капиталистических странах. Этика советского врача – это этика социалистической Родины, это – этика строителя коммунизма, это – коммунистическая мораль, стоящая выше классовых противоречий…»
Н.А.Семашко.
К чему привела нас подобная философия? Современная отечественная медицина помимо экономического, переживает и глубокий моральный кризис.
Окончательный, глобальный взгляд на медицинскую этику сформулировал в своих трудах американский онколог В.Поттер в 1975 году, впервые применив термин «Биоэтика», являющийся основным на сегодняшний день в мире: «Базовый биоэтический постулат – «смирение и ответственность» логически вытекает из допуска, что вероятные или частично случайные события имеют последствия в человеческой и других живых системах. Смирение является естественным следствием, вытекающим из положения: «я могу ошибиться», и это зовет к ответственности: изучать, опираясь на опыт и доступные знания. При вступлении в третье тысячелетие, мы все яснее осознаем дилемму, поставленную перед нами экспоненциальным ростом знания, которое не сопровождается ростом мудрости, необходимой для управления этим знанием».
Обсуждая принципы своего профессионального поведения в международных и национальных организациях, ассоциациях, медицинские работники во всем мире принимают декларации, уставы, инструкции, моральные кодексы. Они являются инициаторами принятия государственных законов, регулирующих многие проблемы медицинской этики, биоэтики, и следят за их исполнением в этических комитетах. В нашей стране в 1993 году члены Российского комитета по биоэтике опубликовали обращение к научной общественности и руководителям Российской науки: «Современная медицина требует современного морального сознания. Во всем мире принципы биоэтики давно стали неотъемлемой частью профессиональной жизни медиков …Отсутствие в нашей стране механизмов этического контроля приводит к целому ряду негативных последствий, затрудняет оздоровление морального климата внутри научного сообщества, (что сказывается на отсутствии готовности общества и государства поддерживать науку материально); представляет прямое нарушение международных актов, действующих в этой области…»
Почему так много мы говорим о медицинской этике в статье об этике ветеринарной? Потому что, различий в этических проблемах, с которыми сталкиваются медики и ветеринары (практикующие в частном секторе), практически нет. Более того, ранее ветеринария не существовала в том виде, в котором сейчас мы уже привыкли ее воспринимать (мы говорим о ветеринарии мелких домашних животных, конечно). Сейчас она похожа на медицину человека, во многом опирается на нее и черпает свои знания. На XVIII Всероссийском Пироговском съезде врачей в 1997 году в Москве были утверждены новый текст присяги Российского врача и Кодекс врачебной этики, представленный национальным этическим комитетом – Российской медицинской ассоциацией. Помимо общей части в документе содержатся разделы: «Врач и пациент», «Помощь больным в терминальных состояниях», «Трансплантация», «Врачебные справки», «Коллегиальность врачей», «Усовершенствование», «Информация и реклама». Ветеринарных врачей беспокоят те же вопросы. Разница заключается лишь в том, что на законодательном уровне мы находимся в зачаточном состоянии. У нас нет этических комитетов, и каждый вынужден решать все возникающие этические проблемы своими силами, в условиях правового вакуума, зачастую не обладая элементарной юридической грамотностью, озлобляясь на своих коллег и государство. В наших ВУЗах до сих пор нет такой дисциплины, как этики или деонтологии, базовые знания которой могли бы помочь врачам в их профессиональной деятельности. Нет литературы по этой тематике. (Нужно сказать, что единственной книгой, изданной на русском языке, и имеющей название «Ветеринарная деонтология», которую нам удалось обнаружить, является перевод руководства для регистратора в ветеринарной клинике. Кроме нее, существует глава «деонтология» в книге В.Н.Митина «Болезни собак». Именно поэтому мы и далее будем ссылаться на медицинскую литературу, посвященную этике, благо за многие тысячелетия ее накоплено несчетное множество).
Количество ветеринарных врачей постоянно растет, и особенно интенсивно в последние 10 лет. Все больше наших ВУЗов, в борьбе за выживание, открывают ветеринарные факультеты для подготовки специалистов, многие из которых никогда не найдут себе рабочего места. Соответственно, растет и конкуренция, которая, в свою очередь, порождает неэтичные межколлегиальные отношения, когда в борьбе за каждого клиента применяются недопустимые приемы и действия. Автор фундаментального труда «Врачебная этика» А.Молль, в 1902 году писал: «Нередко утверждают, что нигде нет такого неколлегиального настроения, нигде не встречается так часто зависть, недоброжелательство и сварливость, как в среде врачей. Но зависть и недоброжелательство – человеческие свойства, которые встречаются повсюду; разумеется, чаще всего они имеют место по отношению к товарищам по профессии. Это имеет два основания. Во-первых, они между собой конкуренты, а во-вторых, представитель какой либо профессии особенно ясно видит, или ему кажется, что он видит, как незаслужен успех некоторых лиц той же профессии».
«Конкурент – от латинского concurrere – бежать вместе» и «конкурс – concursus – сход, столкновение» – слова, близкие и по звучанию, и по глубинному смыслу. Законы конкуренции заставляют не только «бежать вместе, сходиться», но и предполагают столкновение интересов, в первую очередь, экономических. Не случайно, в своей книге «Врач и его призвание» известный немецкий врач Э.Лик приводит такие слова: «Коллега – это человек, которого более всего ненавидишь». В то же время современная ветеринарная медицина находится на таком этапе развития, когда коллеги все больше общаются друг с другом. Этому способствуют многочисленные конференции и семинары, ежегодный конгресс, и прочие мероприятия профессиональных общественных организаций и заинтересованных фирм, а также специализация. Значительно сложнее очернить в глазах клиента знакомого коллегу. Но не этот мотив должен останавливать любого из нас перед необдуманной репликой в адрес «неграмотного» коллеги. В первую очередь, когда любой человек, решает возвыситься, обругав другого, он унижается сам. Подрывая доверие к коллеге, мы подрываем доверие к ветеринарии в целом. Ибо владелец животного, обратившийся к ветеринару, пообщавшись с одним – двумя врачами, сделает вывод обо всех представителях этой профессии. В борьбе с конкурентами мы боремся сами с собой.
Есть еще одна важная причина, тормозящая формирование цивилизованных коллегиальных отношений. Рентабельность ветеринарного бизнеса не столь высока, чтобы иметь в арсенале клиник современное оборудование, хороший менеджмент, особенно в регионах. Если сравнивать наше экономическое положение (не каждого в отдельности, а всей отрасли), с медициной человека, то можно сказать, что мы находимся приблизительно в начале XIX века. В этих условиях, когда на материалы и медикаменты выделен весьма скромный бюджет, тяжело себе представить, чтобы ветеринарные клиники и частнопрактикующие врачи финансировали создание и содержание этических комитетов.
Тем не менее, опереться в этой нелегкой ситуации мы сможем только на своих коллег. Это не значит, что как по мановению волшебной палочки в один прекрасный момент изменится отношение к своим коллегам, как сказано в клятве Берлинской медицинской школы (XVIII век): «Я буду относиться к моим коллегам вежливо и дружески, как того требует величие моей профессии, и буду всегда готов, не думая о личной выгоде, сотрудничать с ними при лечении больного и всегда делать все, что в моих возможностях при выполнении обязанностей моего святого призвания». Просто нужно помнить, что уровень доходов ветеринарных врачей напрямую зависит от степени уважения к ветеринарии в целом, от сплоченности всех и целеустремленности каждого в отдельности в достижении общей цели – поднятия престижа профессии. Здесь необходимо сделать одну ремарку. Понятно, почему честь обязывает нас соблюдать определенные правила по отношению ко всему врачебному сословию. И все же, не стоит доводить это до абсурда, и идти наперекор своей совести. Говоря словами А.Молля: «Как высоко не ставить сословные обязанности, все же не следует доводить их до того, чтобы врач, леча вместе с коллегой, допустил из чувства коллегиальности неправильное, по его мнению лечение… Не следует говорить, что врач, который придерживается иной точки зрения, чем большинство, поступает неэтично».
Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы подчеркнуть, что осознание каждым врачом своей роли и ответственности за все сословие ветеринарных врачей должно явиться первым фактором, регулирующим этические взаимоотношения коллег. Только во вторую очередь это будут комитеты, так как они будут сталкиваться со случаями нарушения этики, когда сословие уже пострадает от необдуманных действий коллег. В качестве практического совета – никогда не спешите делать выводы из сообщений владельцев животных о действиях других врачей. Свяжитесь с этим доктором сами, проясните ситуацию, найдите изящный выход, позвольте спасти репутацию коллеги, даже если вы считаете, что он не прав. Помните, что вы тоже можете ошибаться. Ведь «…еще не написаны законы на все случаи жизни, которые встречаются в медицинской практике. Да и как написать законы для тех случаев, когда главным судьей служит совесть и мнение коллег».
Т. Персиваль, «Врачебная этика», 1904 год
Среда, 15 апреля 2009. Автор: Клецов Андрей Михайлович Опубликовано в Новости
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемБогдан Асадов
Похожие презентации
Презентация на тему: » ВЕТЕРИНАРНАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ Курс для студентов 1 курса аграрного факультета по специальности «Ветеринария» Автор Трошина Н. И.» — Транскрипт:
1 ВЕТЕРИНАРНАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ Курс для студентов 1 курса аграрного факультета по специальности «Ветеринария» Автор Трошина Н. И.
2 Деонтология – (от греч. deonthos – должное и logos – наука) наука о совокупности этических норм и принципов поведения врача при выполнении своих профессиональных обязанностей. Данный термин впервые употребил Джереми Бентам для обозначения учения о морали в целом, употребивший его в своей книге «Deontology or the science of morality», вышедшей в свет в 1834 г.
4 Студент аттестовывается лишь в том случае, если за семестр он набрал не менее 25 баллов. Автоматом зачет проставляется лишь в том случае, если за семестр студент набрал не менее 37 баллов. Студенты, набравшие за семестр менее 37 баллов, обязаны сдавать зачет. Зачет может дать max 12 баллов. Студенты, набравшие за семестр менее 25 баллов, до зачета не допускаются и обязаны повторить курс Оценка деятельности студента по кредитно-модульной системе
5 Теоретические (лекционные )темы: 1.Предмет и задачи ветеринарной деонтологии. История возникновения деонтологии. Законодательная база. 2.Место деонтологии в повседневной практике врача ветеринарной медицины. 3.Субъекты ветеринарной деонтологии. Взаимодействие и противодействие. 4.Взаимоотношения внутри ветеринарного сообщества. Конкуренция и сотрудничество. 5.Пациент как объект деятельности ветеринарного врача. 6.Психологические, моральные и материальные аспекты взаимодействия между субъектами ветеринарной деятельности. 7.Врачебные ошибки в процессе деятельности ветеринарного специалиста. 8.Тактика ведения пациентов с хроническими и неизлечимыми болезнями. Эвтаназия в ветеринарной практике. 9.Деонтологические аспекты производства и контроля продукции животноводства. Структура курса
6 Семинарские занятия: 1. Деонтологический взгляд на задачи ветеринарной медицины. 2.Спорные ситуации, возникающие при оказании ветеринарной помощи и пути их разрешения. Часть 1. 3.Спорные ситуации, возникающие при оказании ветеринарной помощи и пути их разрешения. Часть 2. 4.Врачи разных форм практики – пути максимально эффективного сотрудничества. 5.Отношения ветеринарного врача к пациенту. Агрессия пациента, пути преодоления проблемы. 6.Выбор тактики врачебной помощи в зависимости от запросов и материальной возможности владельца животного. 7.Тактика минимизации врачебных ошибок. 8.Схема взаимодействия врача и владельца хронически или неизлечимо больного животного. 9.Принятие владельцем решения о дальнейшей судьбе пациента и роль в этом ветеринарного врача. Структура курса
7 профилактика заболеваний животных; диагностика заболеваний и лечение животных; контроль выпуска безопасной сельскохозяйственной продукции; охрана территории государства от занесения опасных заболеваний охрана населения от заболеваний общих для животных и человека; мониторинг экологической ситуации. ЗАДАЧИ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ
8 Основоположником этики считается Сократ (470/ гг. до н.э.). Он свято верил в силу разума и считал, что каждый человек в результате самопознания придет к мысли, что добродетель есть знание и мудрость. Вслед за своим учителем, Платон (428/ /347 гг. до н.э.), в своем этическом учении исходил из того, что «только деятельная, руководимая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, добродетели». Истина, в его понимании, не должна зависеть от мнения людей, она должна быть свободна от субъективности. Немного истории
9 Аристотель ( г. до н.э.), ученик Платона, отошел от идей учителя и считал добродетели производными земной жизни человека. Он впервые ввел в философскую практику термин «этика» и внес большой вклад в ее развитие, считая этику прикладной наукой, подобно политике. Счастья, по Аристотелю, можно достичь активной разумной жизнью, на практике следуя этическим советам. Согласно его выводам, знание добродетелей не делает человека нравственным, необходимы осознанные нравственные поступки. Немного истории
10 В отечественную практику термин «медицинская деонтология» ввел в е годы один из основоположников отечественной онкологии Н.Н. Петров, противопоставляя советскую медицинскую деонтологию «буржуазной врачебной этике». Петров дает следующее определение советской медицинской деонтологии – это правила поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения и максимальное устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы. Немного истории
11 В современной медицине употребляются оба термина и «медицинская этика» и «медицинская деонтология». Если еще недавно медицинская деонтология в основном регулировала моральные нормы, правила, стандарты взаимоотношений «врач-пациент» и «врач- коллеги», то сейчас наиболее актуальны вопросы взаимоотношений «медицина-общество», степень этичности медицинских научных разработок и их практического применения, влияния государства на распределение медицинских и фармацевтических ресурсов и многие другие глобальные вопросы. Немного истории
12 В 60 гг. прошлого века появилось новое направление – биоэтика, которое основал американский биолог В.Р. Поттер и впервые употребил в своей книге «Биоэтика – мост в будущее». Он дал понятию такое определение: биоэтика – это соединение биологических знаний и человеческих ценностей. В 1990 г. Страсбургский симпозиум по биоэтике дал понятию новое определение: биоэтика – это комплексная область знаний, которая изучает моральные, юридические и социальные проблемы, возникающие по мере развития медицины и биологии. От этики к биоэтике
13 В 1994 г. Beauchamp T.L. и Childress J.F. изложили 4 принципа медицинской этики по отношению к человеку, животным и другим живым существам: 1) Принцип автономии (respect for autonomy), 2) Не навреди (nonmaleficence). 3) Принцип великодушия (beneficence) 4) Принцип справедливости (justice). Данные принципы регулируются соответствующими правилами: правдивости (veracity), приватности (privacy), конфиденциальности (confidentiality), достоверности (fidelity), информированного согласия (informed consent). От этики к биоэтике
14 Рекомендован на XIII Московском Международном Ветеринарном Конгрессе Ассоциации практикующих ветеринарных врачей России, Москва, Россия, апрель Руководствуясь принципами гуманизма и законодательством РФ в части ветеринарии, учитывая необходимость создать механизмы регулирования норм врачебной этики, декларируя, что каждый ветеринарный врач несет моральную ответственность перед ветеринарным сообществом за свою врачебную деятельность, а ветеринарное сообщество несет ответственность за своих членов перед обществом в целом, Ассоциация практикующих ветеринарных врачей принимает настоящий Этический Кодекс российского ветеринарного врача. Этический кодекс российского ветеринарного врача
15 РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (ВЕТЕРИНАРНЫЙ ВРАЧ И ОБЩЕСТВО) Статья 1 Главная цель профессиональной деятельности ветеринарного врача – защита жизни и здоровья человека, животных и всего общества. Ветеринарный врач должен всеми легальными способами способствовать делу охраны здоровья человека и животных, в том числе, осуществляя просветительскую деятельность по вопросам ветеринарии, санитарии, гигиены, экологии и культуры общения. Статья 2 Ветеринарный врач должен активно стремиться к углублению своих знаний, памятуя, что качество ветеринарной помощи не может быть выше полученного образования. Право на самостоятельное принятие врачебных решений дает только профессиональная компетентность, высокая требовательность к себе, способность признавать и исправлять собственные ошибки. Этический кодекс российского ветеринарного врача
16 Статья 3 Ветеринарный врач не должен санкционировать и всеми законными способами обязан препятствовать проявлению любых форм жестокости по отношению к животным. Недопустимо причинение вреда пациенту, нанесение ему физического ущерба ни намеренно, ни по небрежности. Ветеринарный врач не вправе безучастно относиться к действиям лиц, причиняющих такой ущерб. Ветеринарный врач обязан сопоставить потенциальную пользу с возможными осложнениями от врачебного вмешательства. При этом врач должен быть особенно внимательным, если обследование или лечение сопряжены с болью, применением грубой фиксации и другими стрессовыми для животного факторами. Этический кодекс российского ветеринарного врача
17 Статья 4 Ветеринарный врач не вправе использовать свои знания и возможности в негуманных целях; без достаточных оснований применять лечебные и диагностические меры или отказывать в них; использовать методы лечения животного, в том числе даже по желанию владельца, которые заведомо повлекут вред его здоровью. Ветеринарный врач не вправе навязывать владельцу животного свои философские, религиозные и политические взгляды, пользуясь своим служебным положением заключать с владельцем животного имущественные сделки, использовать в личных целях его труд, а также заниматься вымогательством и взяточничеством. Этический кодекс российского ветеринарного врача
19 Статья 6 Ветеринарный врач отвечает за качество ветеринарной помощи и прилагает все усилия, чтобы качество оказываемой им помощи было на самом высоком уровне. Оценивать качество оказываемой врачом ветеринарной помощи и компетентность ветеринарных специалистов, могут только коллеги, уполномоченные Ассоциацией практикующих ветеринарных врачей. Этический кодекс российского ветеринарного врача
21 РАЗДЕЛ 2. ОТНОШЕНИЯ ВЕТЕРИНАРНОГО ВРАЧА К ЖИВОТНЫМ Статья 8 Ветеринарный врач должен гуманно относиться к животному. Грубое и негуманное отношение к животному безнравственно и унижает человеческое достоинство ветеринарного врача, любые проявления жестокости или выражение негативных эмоций по отношению к животному со стороны врача недопустимы. Ветеринарный врач в своей деятельности должен учитывать, что животные – это существа с отличным от человека поведением и восприятием окружающего мира. Врач должен оказывать ветеринарную помощь в условиях максимальной безопасности и причинения минимально возможного вреда для животного, а в случаях, когда по соображениям безопасности окружающих требуется изоляция или эвтаназия животного, строго ограничивать свои действия рамками профессиональной необходимости. Этический кодекс российского ветеринарного врача
22 Статья 9 Ветеринарный врач должен строить отношения с владельцем животного на основе взаимного доверия и взаимной ответственности, стремясь к «терапевтическому сотрудничеству», когда владелец животного становится терапевтическим союзником ветеринарного врача. Ветеринарный врач обязан на доступном для владельца уровне обсуждать проблемы здоровья животного, разъяснять план врачебных действий, давать объективную информацию о преимуществах, недостатках и цене существующих методов обследования и лечения, не приукрашивая возможностей и не скрывая возможных осложнений. Врач не должен обещать невыполнимое и обязан выполнять обещанное. Если по каким-то причинам исключается возможность непосредственного общения с владельцем животного, ветеринарный врач должен стремиться установить их с лицом, обладающим максимальной информацией о данном животном. Этический кодекс российского ветеринарного врача
23 Статья 10 Не может быть никаких ограничений права ветеринарного врача на применение любых препаратов и назначение любого лечения, адекватного с точки зрения врача и не противоречащего современным ветеринарным требованиям. Если необходимый с точки зрения ветеринарного врача вид помощи в настоящий момент недоступен по каким-либо причинам, ветеринарный врач обязан известить об этом владельца животного, и в обстановке «терапевтического сотрудничества» принять решение о дальнейшей лечебной тактике. При возникновении профессиональных затруднений ветеринарный врач должен обратиться за помощью к коллегам. Этический кодекс российского ветеринарного врача
24 Статья 11 Информированное, осознанное и добровольное согласие владельца на предоставление его питомцу ветеринарной помощи вообще и любого конкретного ее вида в частности есть не спонтанное волеизъявление владельца, а результат эффективного терапевтического сотрудничества. Поведение ветеринарного врача должно способствовать развитию у владельца животного чувства ответственности за свои поступки в отношении животного. Никакое ветеринарное вмешательство не может быть произведено без согласия владельца животного, кроме особых случаев, когда животное является источником опасности для окружающих. В таких случаях применение врачом принудительных мер необходимо и этично, и должно проводиться в соответствии с требованиями действующего законодательства. Этический кодекс российского ветеринарного врача
25 Статья 12 Только в интересах лечения животного этично и допустимо осуществлять вмешательства, способные повлечь ухудшение его физического состояния. Проведение с не лечебной целью любых операций, а также имплантирование протезов органов с целью фальсификации физического состояния животного неэтично. Ветеринарный врач должен в полной мере информировать владельца о болезнях его питомца, которые могут передаваться по наследству и способствовать принятию владельцем ответственных решений в отношении разведения таких животных. Этический кодекс российского ветеринарного врача
28 Статья 15 Ветеринарный врач не вправе препятствовать владельцу животного, решившему доверить дальнейшее лечение своего животного другому врачу. Этический кодекс российского ветеринарного врача
29 РАЗДЕЛ 3. ОТНОШЕНИЯ С КОЛЛЕГАМИ Статья 16 Ветеринарный врач обязан поддерживать честь и благородные традиции ветеринарного сообщества. В течение всей жизни ветеринарный врач обязан сохранять уважение, благодарность и обязательства по отношению к тому, кто научил его врачебному искусству. Ветеринарный врач обязан делать все от него зависящее для консолидации ветеринарного сообщества, активно участвовать в работе профессиональных общественных объединений и некоммерческих организаций, защищать честь и достоинство коллег, как свои собственные, не применять диагностические и лечебные методы, осужденные Ассоциацией практикующих ветеринарных врачей. Ветеринарный врач обязан блюсти чистоту рядов врачебного сообщества, беспристрастно анализировать ошибки своих коллег, как свои собственные, активно препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, а также различного рода непрофессионалов, наносящих ущерб здоровью животных, подвергающих риску здоровье людей и подрывающих авторитет ветеринарных специалистов. Этический кодекс российского ветеринарного врача
30 Статья 17 По отношению к коллегам ветеринарный врач должен вести себя так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему. Во взаимоотношениях с коллегами ветеринарный врач обязан быть честен, справедлив, доброжелателен, порядочен, должен с уважением относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым передать им свой опыт и знания. Моральное право руководства врачебной деятельностью других ветеринарных врачей дает не административное положение, а более высокий уровень профессиональной и нравственной компетентности. Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и неоскорбительной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег. Недопустимы попытки укрепить собственный авторитет путем дискредитации коллег. Ветеринарный врач не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии владельцев животных. В своей профессиональной деятельности ветеринарный врач не в праве прибегать к недобросовестной конкуренции, в том числе к использованию ложной или сравнительной рекламы. Этический кодекс российского ветеринарного врача
31 РАЗДЕЛ 4. ВРАЧ И ПРОГРЕСС ВЕТЕРИНАРИИ Статья 18 Любое исследование с участием животного может проводиться только с согласия его владельца и при условии одобрения Этического Комитета Ассоциации практикующих ветеринарных врачей. Планируя эксперимент с участием животных, врач обязан тщательно сопоставить степень риска причинения ущерба животным и возможность достижения предполагаемого положительного результата. Ветеринарный врач не должен участвовать в острых опытах с использованием животных. Этический кодекс российского ветеринарного врача
32 Статья 19 Ветеринарный врач должен соблюдать крайнюю осторожность при практическом применении новых для него методов. Ветеринарный врач должен избегать рекламирования клинически не апробированных и не прошедших регистрацию в установленном порядке открытий, препаратов или новых методов лечения через непрофессиональные каналы. Этический кодекс российского ветеринарного врача
33 РАЗДЕЛ 5. ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА, ПОРЯДОК ЕГО ПЕРЕСМОТРА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЯ Статья 20 Настоящий кодекс действует на всей территории России для всех ветеринарных врачей, являющихся членами врачебных объединений, входящих в Ассоциацию практикующих ветеринарных врачей. Ветеринарным врачам, ведущим преподавание на ветеринарных факультетах в учебных заведениях России, рекомендуется ознакомить студентов с данным Этическим кодексом. Ветеринарные врачи, члены Ассоциации, ведущие преподавание, должны своим поведением показывать пример студентам. Этический кодекс российского ветеринарного врача
35 КОЛЛИЗИИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ 1.На прием в вашу клинику дети принесли подобранное бездомное животное в тяжелом состоянии. Денег на оплату приема нет, хозяина нет. Требуются дорогие обследования и дорогое лечения без гарантии выживания пациента. (Точка зрения детей, врача, хозяина клиники) 2.К Вам на прием попадает пациент от коллег (без направления, по направлению), прошедший неправильный (недостаточный) диагностический курс и, в результате, имеющий неправильный диагноз и неправильно назначенное лечение. Ваши действия как лечащего врача.
36 КОЛЛИЗИИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ 3.Ваш коллега (руководитель, старший, младший) по клинике регулярно совершает одну и ту же врачебную ошибку (добросовестное заблуждение). Пациенты страдают, хозяева недовольны и уходят к конкурентам. Ваши действия. 4.Ваш руководитель настоятельно рекомендует Вам выписывать пациентам кроме необходимых препаратов и диетических кормов еще и дополнительные недешевые витаминные подкормки и другие сопутствующие товары. Невыполнение распоряжения грозит экономическими и дисциплинарными санкциями. Ваше отношение к ситуации и Ваши действия.
37 КОЛЛИЗИИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ 5.Владелец животного, находящегося в крайне тяжелом состоянии, имеет очень ограниченные финансовые возможности. Если провести сложное и дорогостоящее лечение, то пациент может прожить еще 1-2 месяца (практически только в условиях стационара). Но стоить это будет более, чем годовой доход хозяина. Если пациента не лечить, он будет мучительно умирать в течении 1-2х недель. Ваше отношение к ситуации и Ваши действия. 6.Ваш коллега (руководитель, старший, младший), регулярно рекомендует усыпить (вынужденно убить) как безнадежных, пациентов, которых вполне можно спасти, используя Ваши более новые знания и недорогие препараты и манипуляции. Ваши действия.
38 КОЛЛИЗИИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ 7.Промоутер крупной фирмы настойчиво стимулирует Вас к продаже кормов своей фирмы сомнительного, с Вашей точки зрения, качества. Но уж очень бонусы выгодные. Ваше отношение к ситуации и Ваши действия. 8.Ваш коллега (руководитель, старший, младший), использует при лечении пациентов, с Вашей точки зрения, гораздо более дорогие и трудоемкие схемы лечения, чем необходимо для выздоровления пациентов. Ваши действия.
39 Место деонтологии в повседневной практике врача ветеринарной медицины. ТЕМА СЛЕДУЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ