Что такое дерт на велосипеде
Дерт джампинг. Правила и снаряжение. Дерты и основные трюки
Дерт джампинг (от английского «dirt» — грязь) дословно означает «прыжки на грязи». Однако это не вполне соответствует реальности. Вернее будет сказать, что это прыжки на земляных трамплинах. Их так и называют — дерты. А прыгают райдеры на велосипедах. Да не просто прыгают, а выполняют при этом умопомрачительные трюки, от которых у зрителей захватывает дух.
Родина этого вида спорта — Соединенные Штаты Америки, где в 1980-х гг. молодые велогонщики стали строить простейшие трамплины и выполнять на них разные трюки. Так и появился дерт джампинг. Впоследствии дерты совершенствовались, к ним были добавлены полоса разгона, вылет и приземление, что увеличило высоту прыжка. Вскоре райдеры стали разучивать трюки в воздухе, начиная с простых (убрать с руля руки, повернуть руль на лету и т.п.), и заканчивая сальто вместе с велосипедом.
Какие бывают дерты
Трамплин — это основной атрибут, без которого дерт джампинг лишается всякого смысла. Они бывают земляными либо деревянными.
Обычный (или одиночный) трамплин выполняется из земли или пиломатериалов и имеет две основные составляющие: вылет и приземка. Применение при строительстве дертов материалов из дерева позволяет сделать поверхность более удобной и контролируемой, а от этого напрямую зависит качество выполнения трюков.
Серийные дерты – это ряд трамплинов, установленных друг за другом, преодолеваемый ездоком без остановок. Если техника прыжка верна, то скорости при приземлении с одного трамплина должно хватать для разгона на другой.
Обычно серию дертов выстраивают по одной линии, но бывает, что их строят под углом друг к другу. Такие конструкции именуют трансферами. Возможно также наличие одного вылета и нескольких приземок с разной высотой и под различными углами. Такое расположение позволяет усложнить и разнообразить трассу.
Для начинающих прыгунов предусмотрены трамплины с ровной поверхностью между вылетом и приземкой. Иначе их называют столами. На них удобно разучивать трюки, да и падение намного безопаснее.
Велосипеды для дерт джампинга
В самом начале развития дисциплины для прыжков пытались использовать горные велосипеды. Но их высокая рама, узкий руль и длинный вынос не очень подходили для подобных целей, поэтому велосипеды стали модифицироваться.
Сегодня дерт джампинг подразумевает использование велосипедов двух видов: BMX и MTB.
Отдельно следует сказать про тормоза. Этой детали не уделяется слишком большого внимания, поскольку профессионалы катаются и вовсе без них. Могут устанавливаться самые простые и бюджетные варианты тормозов. И все же, они необходимы, ведь высота трамплинов имеет тенденцию повышаться год за годом.
Защитное снаряжение для дерта
Дерт джампинг — очень травмоопасный спорт, поэтому без защитной амуниции просто не обойтись. Выбирая ее составляющие, необходимо помнить, что самое главное условие — это удобство. Приобретя защиту, следует не просто примерить ее, а побыть в ней некоторое время, попрыгать, подвигать головой или ногами. Если она не стесняет движений, не сползает, не перекручивается — значит, это то, что нужно.
Наиболее важной составной частью защитного снаряжения у ездока выступает шлем. Он всегда должен быть на голове ездока, независимо от опыта и профессионализма. Многие новички стремятся перестраховаться и покупают фул-фейсы. Однако это излишне. Такой шлем много весит, загораживает обзор, да и к тому же, в нем становится слишком жарко. Достаточно обычного шлема-котелка. Важно обратить внимание на его цвет — лучше, если он будет ярким. Ездока в таком аксессуаре невозможно не заметить ни пешеходу, ни водителю, ни другому райдеру. Кроме того, яркий шлем можно использовать как сигнал, если вдруг понадобится помощь.
Следующим важным элементом выступает защита колена. Пренебрегать ею не стоит, поскольку травмы колена чреваты проблемами на всю оставшуюся жизнь. А травмируется эта часть тела в дерт джампинге весьма часто.
Многие начинающие райдеры надевают защиту только на голени. Удары в эту часть тела хотя и болезненны, но большого ущерба здоровью не наносят. Можно использовать объединенную защиту — колено-голень.
Полезным аксессуаром являются также и перчатки. При падении они защищают ладони, а кроме того, повышают сцепку рук с рулем велосипеда. Желательно, чтобы они были с пальцами, ведь на пальцы ложится основная нагрузка.
Еще одна часть тела, нуждающаяся в защите, это локти. Хотя страдают они не очень часто, все же это сустав, а к суставам следует относиться бережно.
Правила поведения
Тем, кто только встает на экстремальный путь, мечтая освоить профессиональный дерт джампинг, следует запомнить основные правила поведения на трассе:
Трюки на дертах
К самым популярным и зрелищным трюкам, выполняемым райдерами, можно отнести:
Напоследок следует сказать: все прыжки только кажутся простыми в выполнении. В действительности же дерт джампинг — опасный вид спорта, требующий обучения и хорошей подготовки, а также полной концентрации и систематических тренировок.
Велобайки для стрит и дёрта: особенности и модели
В том случае, если вам по душе экстремальное катание и выполнение всевозможных трюков на горных велосипедах, то вам знакомы такие спортивные дисциплины как дёрт (прыжки на земляных трамплинах) и стрит (уличное трюковое катание).
Велобайки для дёрта или стрита имеют следующие отличия:
В чем состоит отличие велосипедов для стрита и дёрта?
В дёртовых велосипедах производители используют жесткие рамы без амортизатора. Чаще всего в качестве материала используется алюминий. Рамы усилены задними перьями и передним стаканом, а также прочные двойные пистонированные обода.
Как правило, подобные велосипеды оборудованы исключительно задним тормозом, а также у них нет систем переключения.
Во-первых, в геометрии рамы. Так, у стритовых велосипедов передний треугольник короткий максимально. Это упрощает процесс выдергивания руля и кручения градусов. Для производства рамы наиболее часто используется хром-молибден. В свою очередь резина сделана с более низким протектором.
В этом материалы читайте подробнее, как выбрать велосипед для дёрта и стрита, на что следует обратить внимание при выборе, а также каковы лучшие модели таких велосипедов, где их можно купить и по какой цене.
Дерт и стрит
Что за спортивные дисциплины дёрт и стрит? Рассмотрим более подробно.
Наименование для данного направления велоезды произошло от английского слова «dirt», что в буквальном смысле переводится как «грязь».
На подобных велобайках катаются исключительно по бездорожьям. На данный момент это является наиболее агрессивным, а также опасным видом велоезды. Вместе с тем, от него захватывает дух, и все любители экстрима стремятся совершенствовать свои навыки катания в этой дисциплине. От дерта, производимых трюков в прямом смысле захватывает дух.
Интересно, что все выполняемые наездниками велобайков трюки делаются в воздухе, в тот момент, когда происходит вылет с трамплина. В данном случае задача спортсмена-велосипедиста в данной дисциплине состоит в следующем: совершить сильный разгон, набрав как можно большую скорость, взлететь как можно выше и выполнить трюк (а то и несколько), после чего успешно приземлиться, к восторгу потрясенных зрителей.
Приземляются в дерт джампинге, как правило, не на асфальт, а на мягкую поверхность, например – землю.
Уже из описания становится ясно: дерт – это спортдисциплина не для слабонервных. Она экстремальна и очень травмоопасна, поэтому важны навыки езды, хороший велосипед и наличие защиты (особенно в процессе учебы данному виду велоезды). Таким образом, можно защитить себя от получения возможных травм.
Стрит
Любителям стрит-триала также, несомненно, есть чем похвалиться. Выполняемые ими трюки проводятся в условиях городской инфраструктуры и рельефа. Поэтому асы в данной дисциплине обязаны владеть велобайком в совершенстве.
Обе эти дисциплины — и дерт, и стрит, очень похожи, однако велосипеды для них имеют некоторые различия.
Так, для дерт джампинга, как правило, выбираются модифицированные горные велосипеды и велосипеды BMX. Такие велобайки обладают достаточно большим весом, а также имеют один тормоз, расположенный на заднем колесе.
Велобайки для стрита в целом похожи на дёртовые, однако имеют ряд своих особенностей.
Выбор велосипеда для дерта и стрита
Одно из основных требований, предъявляемых к велосипедам для дерта или стрита — это надежность. Такие велосипеды в основном очень крепкие и тяжелые.
В их конструкции пеги чаще всего не предусмотрены, также в наличии всего лишь один, задний, тормоз. Масса для рам велосипедов для дерта – в среднем, порядка двух с половиной-трех килограммов, и это является нормой.
Рассмотрим поподробнее конструкцию и технические характеристики таких велосипедов.
Передача
В обеих данных дисциплинах используются исключительно велосипеды с одной передачей.
Заметим, что некоторые велопроизводители выпускают мультиспид-байки, обозначая их как дёртовые или стритовые. Однако мы рекомендуем не покупать такие модели, особенно, если вы новичок в данных спортивных дисциплинах. Дело в том, что это наличие мультиспида означает следующее: компания-производитель решила сэкономить на раме велобайка, а также на других важных компонентах велосипеда.
Также мультиспид на велосипедах для дерта и стрита, как правило, бесполезная вещь. Он только служит помехой, увеличивая его стоимость и массу.
Это сама важная, а также самая дорогая часть велобайка. Главное – материал, из которого она изготовлена
Так как велосипеды для дерта или стрита подвержены ударам, нагрузкам, то они должны быть надежны и прочны.
В качестве рам для таких материалов отлично подойдут:
Что же говорить о геометрии рам, то для каждой дисциплины она разная. Так, на велобайке для стрит-триала будет не слишком комфортно выполнять трюки а-ля дерт джампинг, также – наоборот.
Главное здесь – не ростовка, а длина верхней трубы. Основные особенности дерта состоят в использовании длинных велосипедов. Это способствует увеличению продолжительности полета, однако затрудняет выдёргивание велосипеда в стрит-триале.
В то же время велобайк для стрита обладает очень коротким передним треугольником (около пятисот пятидесяти миллиметров), задним – порядка трехсот пятидесяти миллиметров.
Колеса
В данных дисциплинах, как правило, использованы колеса диаметров двадцать четыре и двадцать шесть дюймов. При этом, первый – наиболее универсальный, он подойдет для обеих дисциплин. Кроме того, в дерте иногда большее колесо, диаметров 26 дюймов, ставится в переднюю часть, а меньшее, 24 дюйма, устанавливается сзади.
В целом же для выполнения трюков в рамках дерт джампинга больше подойдут колеса диаметром в двадцать шесть дюймов. Таким большие колеса обеспечат более мягкое приземление.
А вот маленькие, более прочные колеса, лучше подойдут как раз для стрита – на них гораздо проще производить всевозможные трюки. К тому же, сам велосипед на маленьких колесах можно сделать боле компактным, поэтому он станет более маневренным, «вертлявым» и послушно отзываться на повороты руля: все это необходимо для лучшего выполнения стрит-трюков.
Кроме того, выбирая колеса для байка, следует обратить внимание на рост самого велосипедиста. Боле высоким райдерам, ростом от 180 сантиметров, следует предпочесть велосипеды с колесами диаметром в двадцать шесть дюймов, а тем, кто пониже, — колеса с диаметром в двадцать четыре дюйма.
Вилка
В велобайках для стрита и дерта использованы вилки следующих типов:
Мягкая вилка с ходом до 130 миллиметров подойдет для агрессивного стиля с большими пролетами и приземлением на плоские поверхности. Также она подойдет начинающим райдерам-экстремалам. Стоит отметить, что качественная мягкая вилка стоит недешево.
Для стрит-велосипеда следует предпочесть дешевые жесткие вилки, с помощью которых проще контролировать байк. Кроме того, сэкономив на недорогой вилке, можно больше средств вложить в более качественную раму. Еще один важный момент: вилку предпочтительно выбирать из молибденового сплава.
Тормоза
Несмотря на то, что многие опытные спортсмены в этих дисциплинах ездят без тормозов, новичкам в дерте и стрите все же рекомендуем не следовать их примеру. Таким образом вы убережете себя от травм, а уже позже, набравшись опыта, сможете обойтись и без тормозов.
В приоритете — дисковые тормоза. При этом, дисковые гидравлические тормоза достаточно удобны, однако стоят очень дорого. А вот механика, в свою очередь, стоит недорого и может быть легко отремонтирована в случае необходимости.
Его следует подбирать в зависимости от комплекции велосипедиста. Так, обычные «наездники» могут выбрать руль до 680 миллиметров, в то время как велосипедисты более крупного телосложения – от 700 миллиметров.
Материал для руля:
Седло
Седло велосипеда для занятий дертом и стритом должно обладать следующими характеристиками:
Это нужно для того, чтобы райдеру было легко сжимать седло ногами во время выполнения трюков. Жесткое седло будет бить колени велосипедиста и этим доставлять ему дискомфорт.
Лучшие модели велосипедов для стрита и дерта
Лучшими модели велосипедов для дерта и стрита являются следующие:
Стоимость и где купить?
Цены на велосипеды для дерта и стрита составляют от 22 до 80 тыс. рублей, в зависимости от фирмы, комплектации и используемых материалов. Приобрести велосипеды для этих спортивных дисциплин можно в интернет-магазинах, а также спортмагазинах.
Меры безопасности при экстремальных катаниях
Тем, кто решил заняться экстремальными видами катания на велобайке, защита обязательна.
Та, следует в обязательном порядке подобрать:
Также следует помнить об элементарных мерах предосторожности, особенно новичкам. Они позволят уберечься от травм, пока вы еще не набрались опыта в данном экстремальном виде велоезды.
Выбирать велобайк для дерта и стрита следует, учитывая множественные нюансы и мелочи. Так, следует прислушаться к отзывам более опытных райдеров, а также консультантов в специализированных магазинах.
Обязательно позаботьтесь о защите и мерах безопасности во время экстремального катания: берите пример с опытных велосипедистов, следуя их советам и рекомендациям. Тогда вы сможете достичь мастерства в выполнении трюков на велосипеде.
Велосипеды для стрита и дёрта
11 минут Автор: Михаил Скворцов 2461
С момента своего изобретения велосипед прошёл долгий путь от примитивного «костотряса» до настоящего чуда инженерной мысли. Долгое время его конструкция оставалась очень простой, и он использовался в основном для передвижения по дорогам.
Создание маунтинбайка в 1970 годах произвело настоящую революцию. Любители велосипеда стали осваивать местности, ранее для них совершенно недоступные. В мире велоспорта появились новые дисциплины. Дёрт-джампинг и стрит-триал в последнее время набирают всё большую популярность, и в этой статье речь пойдёт именно о них.
Дёрт и стрит
Dirt-jumping в переводе с английского означает «прыжки по грязи», и название в полной мере отражает сущность этого вида спорта. Езда на велосипеде по специальной трассе, состоящей из земляных трамплинов, взлёты и приземления, головокружительные прыжки производят неизгладимое впечатление на зрителей.
Любителям стрит триала тоже есть чем похвастаться. Их трюки, в которых используются элементы городского рельефа и инфраструктуры, требуют совершенного владения байком.
Хотя обе дисциплины во многом схожи, байки для них имеют ряд отличий.
Основные характеристики байков для стрита и дёрта
Для джампинга используются модифицированные горные велосипеды и BMX. Обычно они имеют довольно большой вес и тормоз только на заднем колесе. Велосипеды для стрита похожи на дёртовые, но имеют несколько особенностей.
В этих двух дисциплинах используются исключительно байки с одной передачей. Многие производители выпускают мультиспид-байки, которые позиционируют как дёртовые или стритовые. При выборе снаряда для занятий этими видами спорта такие велосипеды следует исключить из списка рассматриваемых вариантов. Наличие нескольких передач означает, что производитель сэкономил средства на раме и других важных компонентах. Кроме того, мультиспид на дёртовых и стритовых байках абсолютно бесполезен, и лишь увеличивает его вес и стоимость.
Если вы только начали приобщаться к этому захватывающему спорту, то можете использовать серийно изготовленный байк, или «комплит». Приобретя определённый опыт, можно усовершенствовать свой велосипед, руководствуясь личными предпочтениями.
Рама – самая важная и дорогая часть велосипеда. Ключевыми характеристиками рамы являются её геометрия и материал, из которого она изготовлена. Именно от этих факторов зависит пригодность велосипеда для использования в той или иной дисциплине.
Материалы для рам
Велосипед для дерта или стрита подвергаются экстремальным нагрузкам, поэтому к их прочности предъявляются особые требования. В рамах для таких байков обычно применяются следующие материалы:
Из всего вышесказанного следует вывод, что приоритетным материалом для рам стрит- и дёрт-байков всё же остаётся хромоль, который обеспечивает оптимальное соотношение прочности и веса рам. Алюминий также имеет достаточное количество поклонников, но его лучше оставить для шоссейников и прочих дисциплин, в которых велосипед не подвергается сверхвысоким нагрузкам.
Геометрия рам
Для каждой дисциплины используются рамы с разной геометрией. На велосипеде для стрит триала будет некомфортно ездить в стиле дерт экстрим, и наоборот. В отличие от прочих видов катания, здесь ростовка не играет особой роли, а на первый план выходит длина верхней трубы.
Ключевые особенности дёрта заключаются в использовании длинных велосипедов. Длина переднего треугольника обычно составляет 570– 590 мм. Задний треугольник байков для джампинга тоже длинный. Его размер варьируется от 370 до 410 мм. Угол наклона рулевой колонки в 68–70° обеспечивает плавность приземления и минимизирует ошибки. Подобная конструкция увеличивает продолжительность полёта, но затрудняет выдёргивание велосипеда в стрит-триале. Стрит байк имеет максимально короткий передний треугольник длиной около 545 мм, задний – 345–350 мм, наклон рулевой колонки составляет от 71° до 74°.
У дёрт-байка нижние перья параллельны поверхности земли или имеют отрицательный угол наклона, то есть каретка должна быть на одном уровне с задней втулкой или ниже её. Такое расположение каретки понижает центр тяжести велосипеда, что положительно влияет на динамику разгона и добавляет стабильности в полёте. Кроме того, он лучше рулится на трассах со скоростными поворотами. В стрит-байках каретка расположена выше, чтобы его было легче дёргать, а также ставить пеги для скольжения.
Не стоит увлекаться и чрезмерно увеличивать высоту каретки. Это приведёт к потере стабильности и сделает велосипед непригодным для полётов. Умеренно плюсовая каретка решает вопрос, а если не хватает высоты под пеги, то всегда можно поставить более высокую вилку.
В рамах для стрита и дёрта чаще всего используются горизонтальные дропауты, что позволяет регулировать длину колёсной базы.
Колёса
Выбор размера колёс – ещё один пункт, который часто вызывает жаркие споры. В велосипедах для дёрта и стрита используются в основном колёса диаметром в 24″ и 26″. Велосипед на колёсах в 24″ более универсален, он подойдёт для обеих дисциплин. В дёрте также популярна схема 26″/24″, где большее колесо ставится вперед, а меньшее – сзади.
Для дёрта комфортнее, стабильнее и мягче будут колёса в 26″. Большие колёса лучше обрабатывают неровности грунта и смягчают приземление.
Для катания на маленьких трамплинах, а также для стрита прекрасно подойдут 24″. Меньшие колёса прочнее, легче, на них проще делать трюки. Велосипед на маленьких колёсах можно сделать короче, компактнее, он будет легче выдёргиваться, станет более вёртким, маневренным и отзывчивым на движения руля.
Выбор диаметра колёс также зависит от роста райдера. Для тех, у кого рост больше 180 см, подойдут велосипеды с колёсами в 26″. Тем, кто ниже – 24″.
Для дёрта применяются полуслики либо резина с развитым протектором, потому что она должна цепляться за грунт и хорошо катиться. Для стрита подойдут слики и полуслики. Обода – обязательно двойные.
Вилки
Вилка – ещё один важный элемент велосипеда, выбор которого требует взвешенного подхода. Часто вело дерт надоедает через полгода–год, но за это время ваши суставы могут получить существенные повреждения.
В дёрт- и стрит- байках используются вилки двух типов – жёсткие и короткоходные амортизированные. Мягкая вилка с ходом до 130 мм подходит для агрессивного стиля с большими пролётами и приземлениями на плоские поверхности, а также понадобится тем, кто только начинает знакомиться с экстремальными видами катания. Хорошая мягкая вилка стоит довольно дорого. На «комплитах» начального уровня производители обычно ставят самые дешёвые и простые амортизированные вилки с одной короной, что позволяет снизить себестоимость велосипеда и увеличить прибыль.
Для стрит-байка, который используется только на небольших трамлинах, лёгкие и дешёвые жёсткие вилки будут предпочтительнее. Жёсткая вилка позволяет лучше контролировать велосипед и максимально использовать амплитуду вылета. Плюсом этого решения станет значительная экономия средств, которые можно вложить в прочную и качественную раму. В этом случае наиболее важным критерием является материал, из которого изготовлена вилка. Она должна быть сделаны не из хайтена, а из хорм-молибденового сплава Cro-Mo 4130. Вилки на «комплитах» чаще всего не имеют батинга и термообработки. Это приводит к тому, что их ноги начинают гнуться.
Стандартными считаются вилки под ось от 14 до 20 мм, что обеспечивает необходимую прочность при нагрузках. Не стоит ставить на байк для дёрта и стрита вилку под ось толщиной 10 мм, так как она быстро сломается.
Руль и вынос
Параметры руля зависят от ширины плеч спортсмена и его физической подготовки. Для райдеров крупного телосложения подойдёт руль 700 мм и более, а обычным людям не стоит выбирать руль шире 680 мм.
На велосипед с жёсткой вилкой следует ставить хромолевый руль, а в случае с амортизированной можно обойтись и алюминием.
Для жёсткой вилки нужна высота руля в 3 дюйма и больше, а для мягкой – не меньше 2-х дюймов, но во многом этот параметр зависит от личных пристрастий.
Короткий вынос длиной 35–50 мм позволяет улучшить управляемость велосипеда, так как руки находятся ближе к центру оси вращения переднего колеса. Такой вынос идеально подойдёт для стрита. Людям крупного телосложения с длинными руками, которые катают стрит на короткой базе, можно поставить вынос длиной 50–55 мм, иначе при езде они будут чувствовать дискомфорт.
Тормоза
Тип тормозов не играет существенной роли, главным является их наличие или отсутствие. Некоторые дёртеры и стритеры ездят вообще без них. Новичкам не стоит следовать примеру опытных райдеров, и тормоза всё же лучше оставить. Это поможет избежать серьёзных травм.
На велосипедах для стрита и дёрта можно использовать даже простые вибрейки, но приоритетными остаются дисковые тормоза. Часто на такие байки ставится гироротор. Дисковые гидравлические тормоза удобны, но дороги. Механика дёшева и легко ремонтируется.
Седло
Седло должно быть мягким и широким, чтобы его было легче зажимать ногами при прыжках. Жёсткое седло будет биться о колени и доставлять дискомфорт.
Защита
Тем, кто решил заняться экстремальными видами катания на велосипеде, защита жизненно необходима. В первую очередь нужно подобрать шлем. Это может быть фуллфейс, но в нём жарко, он много весит и будет мешать обзору, поэтому новички могут ограничиться простым шлемом-котелком.
Следует также позаботиться о щитках на колени, голень и локти, которые уберегут суставы при падениях (а они обязательно будут). И, конечно, не стоит забывать о перчатках.
В заключение следует отметить, что в выборе байка для стрита или дёрта существует ещё невероятное количество нюансов и мелочей, понимание важности которых приходит только с опытом. Некоторые технические вопросы вызывают непрекращающиеся споры, и на них нельзя дать исчерпывающий и единственно верный ответ. Большую роль играют также личные предпочтения спортсменов. Просто начните кататься, советуйтесь с опытными райдерами, и со временем вам откроются все секреты экстремального велосипеда. Помните, что ключ к успеху лежит в постоянной практике.