Что такое безнравственный человек
Что такое безнравственность
В привычном смысле безнравственность проявляется через порочное поведение, распутный нрав, развратные мысли.
Словом, через все, что лишено высоконравственного подтекста. Общество строго осуждает подобное поведение: ему неудобно, когда кто-то попирает моральные устои целого социума.
Давайте разберемся, что такое безнравственность и в чем ее опасность.
Как общество определяет безнравственность
Когда мы говорим о нравственности, мы подразумеваем, что индивид будет действовать в рамках приличий, принятых здесь и сейчас, опираясь на собственные высокие идеалы, духовность и моральные принципы.
Логично, что в случае безнравственности все происходит наоборот.
Однако, понимание нравственности широко, ее трактовка зависит от времени, вероисповедания, страны, культуры, менталитета и иных общественных ориентиров.
То, что считается безнравственным в современной Европе, в африканских племенах выглядит нормой.
Нужно сказать и о том, что внутренние, личные нормы морали могут сильно отличаться от общепринятых. Поэтому человек может оправдать для себя поступок, безнравственный на взгляд социума.
Подчеркнем: говоря об общественных нормах, мы имеем в виду только те, которые действительны на данном этапе его развития.
К примеру, в 19 веке женщина, влюбившаяся в другого и ушедшая от законного супруга, определенно считалась бы безнравственной. Сегодня мало кого удивит подобный расклад – это же ее право!
Однако, с точки зрения самой дамы, и тогда и сейчас этот поступок кажется верным и более честным, чем систематические тайные измены.
Виды безнравственности
Безнравственная личность не обращает внимания на нормы приличия, моральные ценности, общественные устои. Она легко попирает их ради своих желаний и удовольствий, без оглядки на мнение социума.
Человек безнравственен не потому, что он так решил, а потому, что он так воспитан. Он не способен оценить свое поведение и осознать, что оно выходит за рамки общепринятых норм. И в чужих действиях он не увидит нарушения моральных устоев.
Его совесть не встрепенется, его дух будет спокоен. В то же время нравственная личность будет мучиться и страдать, если совершит неприличное, осуждаемое деяние.
Какая бывает безнравственность:
1. Светская. Человек уверен, что правила поведения в обществе – не для него. Он с улыбкой может нарушить этикет, преступить закон, нагрубить даме, украсть серебряную вилку со стола и так далее. Поверьте, его не будет мучить совесть.
2. Духовная. Такая персона внутренне склонна к греху и разврату, все ее существо жаждет порока. Человека характеризуют безверие и испорченность. Кроме того, он охотно склоняет к распутству и других.
Счастливы ли безнравственные персоны? Многие философы задавались этим вопросом. Казалось бы, наряду с наглостью и эгоизмом, эта черта позволяет жить свободно, без рамок и в свое удовольствие.
Однако, как утверждал Герцен, нет ни толики блаженства в безнравственности, и лишь истинная добродетель способна принести человеку счастье. С ним соглашались Пушкин, Гегель и Толстой.
Какой вред безнравственность может нанести обществу? 
Рано или поздно социум раскусит подобную личность. Тогда безнравственный человек узнает все прелести порицания, осуждения, изоляции и неприятия.
Вспомните замужнюю Анну Каренину, ставшую изгоем в приличных кругах из-за своей постыдной страсти к красавцу Вронскому.
Но решает ли проблему осуждение и изоляция? Порочный нрав наносит ущерб не только самому индивиду, но и всему обществу.
Минимальный вред – это дурной пример, подаваемый младшему поколению с еще неустоявшейся системой нравственных координат.
Ребенок увидит, как кто-то грубит, ворует, дерется, и будет очарован такой свободой поведения. Ведь жить вне рамок веселее!
Некоторые безнравственные личности намеренно склоняют других к пороку и греху. Опять же, преступления без стыда и совести совершаются именно такими людьми.
Нравственность в человеке воспитывается и наравне с духовностью закладывается родителями и церковью с детства.
Ребенку прививаются принципы милосердия и альтруизма, объясняются нормы поведения, рассказываются последствия нарушения законов.
Поэтому, если вы не хотите жить в безнравственном обществе, непременно закладывайте семена духовности и морали в своих детей.
Безнравственность Безнравственный
Для того чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно; для того чтобы
знать, что делать, надо знать, чего не должно делать.
Супружеская любовь размножает человеческий род, дружеская — совершенствует его, а безнравственная — развращает и унижает.
Из всех вообще безнравственных отношений — отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное.
Для человека нет блаженства в безнравственности; в нравственности и добродетели только и достигает он высшего блаженства.
Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.
Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом — значит самому стать безнравственным человеком.
Безнравственность как качество личности – неспособность внутренней оценки норм своего и чужого поведения согласно своему разуму и совести.
Нравственность и Материальный Интерес встретились на узком мостике, где двоим не разминуться. — Распластайся предо мной, низкая тварь! — грозно приказала Нравственность. — И я переступлю через тебя! Материальный Интерес ничего не ответил, только посмотрел ей в глаза. — Ну… э-э-э… ладно, — неуверенно проговорила Нравственность. — Давай потянем жребий, кому кого пропустить. Материальный Интерес хранил молчание и не отводил взгляда. — Чтобы избежать нежелательного конфликта, — сказала тогда Нравственность не без душевной муки, — я сама распластаюсь, — и ты сможешь пройти по мне. Тут только Материальный Интерес разверз уста. — Едва ли моим ногам будет удобно по тебе ступать, — возразил он. — Я на ноги очень чувствительный. Лучше сойди с мостика в воду. Тем дело и кончилось.
Согласно притче нравственность «прогнулась» перед материальным интересом и, как возникает видимость, пошла на конфликт со своей совестью. Стала она после этого поступка безнравственной или у нее существует определенная свобода действий? Русский философ В. С. Соловьев писал: ««Человек должен быть нравственным свободно, а это значит, что ему должна быть предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным». Если после действа человек, считающий себя нравственной личностью, чувствует себя психологически хорошо, значит, амплитуда (гибкость) его поведения не вошла в противостояние с совестью. Другое дело, когда внутренний контролер подал сигнал тревоги. Человек чувствует себя после поступка не в своей тарелке, ему плохо, он страдает, испытывая муки совести. Это знак того, что граница между нравственностью и безнравственностью пересечена, и нарушитель обнаружен.
Люди находятся под влиянием трех сил: невежества, страсти и благости. Приверженцы невежества по мере своей деградации утрачивают совесть, поэтому человек, не способен соизмерять свое поведение с нравственным критерием, каким является совесть. Преступники, наркоманы, падшие женщины, конченые алкоголики – все это контингент невежества, упрямо выплескивающий в общество помои безнравственности. Человек может иметь высокий социальный статус и, в то же время, быть рабом невежества и безнравственности. Множество государственных чиновников, бизнесменов, словом, людей, имеющих высокий социальный статус, власть и деньги, пропитаны подлостью, низостью и мерзостью. У этих особей слово «нравственность» вызывает ехидный оскал. Им тоже не с чем сопоставлять свои поступки, они ничем не отличаются от опустившихся бомжей или законченных наркоманов. Люди с ампутированной совестью становятся инвалидами нравственности.
Безнравственность – это сиротство корыстного, эгоистичного и похотливого ума. Ум всегда направлен на поиск наслаждений. Такова его природа. Он хочет получать в геометрической прогрессии все богатства мира и все удовольствия. «Всех денег не заработаешь, со всеми женщинами не переспишь, но стремиться к этому надо», считает вожделенный ум. Он руководствуется в поступках своими пятью чувствами: слухом, обонянием, зрением, вкусом и осязанием. Чувства – это щупальца ума. Они возбуждают ум, подбрасывая ему возможности все новых и новых наслаждений.
Например, мужчина в баре видит красивую женщину, которая невербальными сигналами дает ему понять, что не прочь познакомиться и приятно провести время вместе. Ум, в предчувствии удовольствий, молниеносно докладывает мозгу: «Девочка, пальчики оближешь. Сегодня ночью мне не придется скучать». Но тут берет слово разум: «Ты же ее не знаешь, может она клофелинщица, и ты завтра проснешься, если проснешься, без денег и с головной болью? А, может, она подстава? Только начнешь с ней целоваться, вломится муж и начнут тебя шантажировать, предварительно сделав несколько увесистых физических замечаний? А где гарантия, что ты не подцепишь от нее букет, от аромата которого долго будут чесать «репу» маститые венерологи? А если поймаешь спид?»
Иными словами, первым барьером на пути в безнравственность становится разум. Ф. Шиллер писал: «Всякая безнравственность проистекает из коллизии должного с желаемым, страстей с разумом — и имеет источником силу чувственных побуждений и слабость моральной воли». Пока не заключен союз между умом и разумом продвижение по дороге к безнравственности будет приостановлено. К примеру, алкоголик, прежде чем полностью скатиться в пучину безнравственности, слышит голос разума: «Если сейчас не остановишься, погибнешь. И так уже весь трясешься, а что будет дальше, белая горячка?» Ум побуждается удовольствиями, а останавливается страхом. Предположим позитивный исход – алкоголик взялся разумом за ум и освободился от пагубной зависимости.
Главным нравственным мерилом человека служит совесть. Вместе с разумом она позволяет человеку производить верную нравственную идентификацию своего поведения. Диагностируя свое и чужое поведение в контексте соответствия доброте и чистоте, человек добивается единозвучия ума, чувств, разума, проявленных качеств личности и сердца. Стремление человека к такому унисону, посредством обуздания чувств и осознания необходимости выполнять свои природой обусловленные обязанности и составляет нравственность человека. Безнравственность – яростный противник данного союза.
Поскольку безнравственность не признает внутренние установки человека действовать согласно своему разуму и совести, то не приходится говорить о морали, являющейся внешним требованием к поведению личности. Мораль для безнравственности пустой звук, атавизм, выдумка идиотов. Чем сильнее загрязнено сознание, тем более безнравственным и морально нечистоплотным становится человек. Генри Луис Менкен, журналист и публицист, тонко подметил: «Безнравственность — это нравственность тех, кто проводит время лучше, чем мы». Безнравственность, ограбив народ в ходе приватизации, глумится и насмехается над его честностью, наивностью и доверчивостью. Купаясь в роскоши, она не собирается заниматься самоедством. Наоборот, она плодит себе подобных, травмируя души и растлевая неустойчивую нравственность «пряниками» удовольствий.