Что такое десоциализация и ресоциализация

Десоциализация и ресоциализация

Вы будете перенаправлены на Автор24

В современной научной литературе широко функционируют понятия десоциализации, ресоциализации, непосредственно связанные с процессом социализации. Вместе с тем, следует отметить, что разные исследователи вкладывают в данные термины различное содержание, единое понимание категорий отсутствует, что существенно затрудняет процессы изучения указанных процессов.

Подходы к пониманию социализации

Под социализацией в наиболее общем виде пониманию процесс усвоения личностью социального опыта, его последующего преобразования в личностные ценности, интенции, поведенческие модели, ориентации.

Указанный процесс является двусторонним, носит ярко выраженный субъект-субъектный характер, при его реализации отмечается взаимное влияние общества на личность и личности на социум.

Протекание социализации зависит от многочисленных экономических, политических, социальных, исторических, культурных, технологических факторов.

В общем виде выделяют два основных периода социализации:

Социализация, таким образом, представляет собой непрерывный, перманентный, социальный процесс.

Ресоциализация как социальный феномен

В структуре социализации отдельно выделяют ресоциализацию, которая характерна только для второго периода жизни личности, осуществляется исключительно у взрослых.

По своей сути ресоциализация представляет собой возобновление процесса социализации в новых условиях, под воздействием новых факторов.

Различают осознанную и неосознанную ресоциализацию.

Готовые работы на аналогичную тему

Выделяют три основных ситуации, которые «запускают» процессы ресоциализации:

Другими словами, ресоциализация инициируется в ситуации, когда у личности возникает потребность в адаптации к новым, изменившимся условиям социально-природной окружающей среды.

Выделяют следующие виды ресоциализации:

Десоциализация как социальный феномен

В отличие от ресоциализации, десоциализация представляет собой процесс социализации с обратным знаком.

Десоциализация – процесс деградации, распада личности, при котором социализация индивидуума становится фрагментарной, приобретает антисоциальную, асоциальную направленность.

В результате десоциализации прежде социализированная личность частично или полностью возвращается к доличностной форме, утрачивает отдельные личностные качества. В свою очередь, деформация личности может стать причиной исключения индивидуума из общества.

Причиной десоциализации могут стать серьезные заболевания, утрата прежнего социального окружения и пр. Указанный процесс запускается теми же факторами, что и процесс ресоциализации, однако, результаты – кардинально противоположные.

Таким образом, ресоциализация и десоциализация выступают кардинально противоположными процессами. В результате ресоциализации личность приобретает новые личностные качества, обеспечивающие успешность адаптации к новым условиям; следствием десоциализации выступает распад личности, ее исключение из общества.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 11 01 2021

Источник

Ресоциализация и десоциализация: что это такое

Что такое десоциализация и ресоциализация. Смотреть фото Что такое десоциализация и ресоциализация. Смотреть картинку Что такое десоциализация и ресоциализация. Картинка про Что такое десоциализация и ресоциализация. Фото Что такое десоциализация и ресоциализация

Понятие «социализация» состоит из множества различных структур, на основе которых построен процесс интеграции в социум. Задача социализации, привить каждой личности те ценности и нормы поведения, что одобрены обществом. Существует несколько понятий, которые полностью противоположны социализации. Название этих явлений сформированы при помощи присоединения приставок. К этим явлениям относятся «ресоциализация» и «десоциализация». В данной статье мы предлагаем поговорить о том, что такое ресоциализация и в чем она проявляется.

Что такое десоциализация и ресоциализация. Смотреть фото Что такое десоциализация и ресоциализация. Смотреть картинку Что такое десоциализация и ресоциализация. Картинка про Что такое десоциализация и ресоциализация. Фото Что такое десоциализация и ресоциализация

Социализация (лат. socialis — общественный) – это сложный процесс включения человека в социальную практику

Подробный разбор терминов

Термин «десоциализация» используется для описания явления, которое заключается в присвоении личности антиобщественных норм и ценностей. Этот процесс является первопричиной антисоциального поведения и приобретения негативных установок в поведенческой модели. Десоциализация является одним из факторов, способствующих дестабилизации, на основе которых происходит деформация связи с обществом.

Разбирая, что такое десоциализация, следует сказать о том, что данный процесс подразумевает частичную или полную потерю социальных навыков. Подобные проблемы отражаются на ведении жизнедеятельности и процессе самореализации личности. В такой ситуации, человеку присваивается «ярлык» изгоя. По мнению специалистов, причина формирования десоциализации связана с влиянием стрессовых факторов и проблем, возникающих во время первоначального погружения в социум. Важно обратить внимание на то, что десоциализация имеет многоуровневую структуру.

Частичная десоциализация возникает на фоне длительной изоляции от общества. Чаще всего, это явление наблюдается у людей, вышедших из длительного отпуска или больничного. Потеря прямого контакта с окружающими людьми изменяет жизненный ритм и делает человека более склонным к одиночеству. Подобный эффект наблюдается у людей, имеющих интернет зависимость, который проявляется в виде злоупотребления компьютерными играми и социальными сетями. Люди с этим видом зависимости часто заменяют реальную жизнь на виртуальное пространство.

Психологи отмечают, что в данном случае, процесс десоциализации не оказывает сильного влияния на состояние психики, что говорит о возможности коррекции. Изменение образа жизни и смена приоритетов позволяют запустить процесс ресоциализации. Данное явление следует воспринимать как самостоятельное воспитание в собственной личности тех качеств, что представляют собой первостепенные ценности для современного общества. Вышеупомянутые события являются неотъемлемой частью становления человеческой личности. Во время процесса взросления, человек изменяет свое мировоззрение, что оказывает определенное влияние на его стимулы и саму жизнь.

Что такое десоциализация и ресоциализация. Смотреть фото Что такое десоциализация и ресоциализация. Смотреть картинку Что такое десоциализация и ресоциализация. Картинка про Что такое десоциализация и ресоциализация. Фото Что такое десоциализация и ресоциализация

Десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей

Тяжелая форма десоциализации наблюдается у детей, воспитанных в неблагополучных семьях. Неправильный подход к воспитательному процессу, также может оказать негативное влияние на становление личности. Потворство родителей и жажда создать барьер от трудностей жизни, значительно увеличивает риск возникновения различных проблем во время погружения в социум. Личность, взращенная в тепличных условиях, плохо усваивает нормы социальных групп, окружающих индивида. На этом фоне наблюдаются различные проблемы, связанные с выполнением простейших действий, среди которых следует выделить построение коммуникативных связей.

Ресоциализация подростков сложный процесс, успех которого зависит от множества различных факторов.

Принадлежность к преступным группам или субкультурам, может привить ложные ценности, которые прямо противоположны нормам культурного общества. Подобные обстоятельства могут стать неблагоприятной почвой для личностного развития.

Нарушения в сфере социализации могут быть вызваны такими факторами, как:

Стрессовые факторы могут оказать сильное влияние на человеческую личность, что может привести к изменению в образе жизни. Под влиянием стресса человек может сильно сузить свой круг общения, изолироваться от общества и потерять навыки построения коммуникативных связей.

Существуют добровольные виды отказа от общественных норм и ценностей. Одним из примеров добровольной десоциализации является уход в монастырь. Важно отметить, что отказ от общепринятых правил в пользу духовного обогащения позволяет человеческой личности постоянно самосовершенствоваться. Уникальность этого примера заключается в одновременном течении процессов десоциализации и ресоциализации.

Как действует процесс десоциализации

Многих исследователей в области психологии интересует вопрос, о причинах выбора антисоциального поведения. По мнению специалистов, выбор антиобщественной модели осуществляется неосознанно. Многие дети, перенимая манеру поведения окружающих, не задумываются о её направлении. Важно отметить, что получение одобрения от представителей отрицательного социального микроклимата, ведет к увеличению проявления антисоциальности. В сознании многих подростков создается четкая установка, что подобное поведение присуще каждому взрослому.

Соцконтроль позволяет предупредить подобное неблагоприятное развитие. В том случае, когда подросток встал на путь исправления, очень важно, чтобы он ощущал поддержку и внимание к его трудностям. Следует понимать, что в неблагополучной среде такие ценности, как доброта и трудолюбие отодвигаются на задний план.

Что такое десоциализация личности и почему этот вопрос имеет особую важность? По мнению психологов, данный процесс имеет стихийное течение. Довольно часто, преступные элементы преднамеренно вызывают десоциализацию у подростков для того, чтобы вовлечь их в криминальную деятельность. Данный процесс основывается на методике поощрения и наказания.

Что такое десоциализация и ресоциализация. Смотреть фото Что такое десоциализация и ресоциализация. Смотреть картинку Что такое десоциализация и ресоциализация. Картинка про Что такое десоциализация и ресоциализация. Фото Что такое десоциализация и ресоциализация

Под ресоциализацией понимается изменение ранее социализированного человека, отказ от прежних установок, представлений

Личность, идущая по антиобщественному пути, нуждается в строгом контроле, направленном на ресоциализацию. В качестве контролирующего органа могут выступить различные муниципальные службы. Термин «ресоциализация» используется для обозначения процесса изменения манеры поведения, которая ровно противоположна прежней. В конкретном примере, приставка «ре-» используется для обозначения демонтажа отрицательных норм и правил, что использовались ранее индивидуумом. На протяжении всего процесса ресоциализации человек занимается самосовершенствованием и открывает в себе те качества, что вызывают одобрение общественности.

Использование термина

Термин «ресоциализация» широко используется в различных сферах человеческой деятельности, включая социальную психологию, социологию, педагогику и юриспруденцию. Это понятие тесно взаимосвязано с мерами, что используются в обществе по отношению к людям, ведущим преступный образ жизни.

Педагогика использует ресоциализацию как инструмент, при помощи которых, человеку прививаются новые жизненные ценности, что смогут заменить усвоенные ранее. Направленность этого процесса осуществляется в отношении людей, чья модель поведения значительно отличается от общепринятых правил. Главная цель подобного инструмента, восстановить утраченный статус и изменить негативные установки. Для того чтобы достичь необходимого результата, исправляемая личность должна быть погружена в благополучную среду.

Ресоциализация осужденных — это термин, что широко используется в юриспруденции. Чаще всего данное понятие применяется во время решения вопросов, связанных с уголовно-исполнительной политикой. Этот инструмент используется лишь в отношении молодежи, поскольку представители этой возрастной группы более подвержены ресоциализации. В этом примере, ресоциализация является не самим процессом прививания общепринятых норм и правил, а конечным результатом.

Что такое десоциализация и ресоциализация. Смотреть фото Что такое десоциализация и ресоциализация. Смотреть картинку Что такое десоциализация и ресоциализация. Картинка про Что такое десоциализация и ресоциализация. Фото Что такое десоциализация и ресоциализация

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами

Кто отвечает за ресоциализацию

Ресоциализация представляет собой ряд мер социального контроля, который направлен на исправление личности с антиобщественной манерой поведения. Подобный контроль осуществляется учебными и воинскими коллективами, школами, институтами и публичными организациями. Особую власть в этом вопросе имеют представители правоохранительных органов, которые выступают в качестве профилактических структур. Важно отметить, что в большинстве случаев, ресоциализация подразумевает отсутствие мер, лишающих свободы. Однако, в случае совершения преступных действий в отношении личности могут быть приняты различные санкции.

В некоторых случаях, нарушение общепринятых норм и правил, может стать причиной длительного лишения свободы. Учитывая вышеупомянутые факторы, можно сказать о том, что ресоциализация является важным инструментом, который позволяет вернуть личности былые социальные навыки. На протяжении всего этого процесса используются различные методы, которые помогают уничтожить асоциальные манеры поведения и закрепить положительные установки. В качестве контролирующих органов, осуществляющих ресоциализацию, могут выступить следующие организации:

Задача подобных учреждений заключается в исправлении людей, вставших на неправильный жизненный путь.

Актуальность вопроса

Тема ресоциализации тесно взаимосвязана не только с уголовно наказуемыми действиями. Подобный процесс осуществляется и в отношении людей из других категорий. Важная роль в развитии современного общества отведена процессу ресоциализации людей с зависимостью, личностными расстройствами и психическими заболеваниями, а также в отношении лиц, находящихся в тяжелом стрессе из-за природных катаклизмов, террористических актов или дорожно-транспортных происшествий.

Что такое десоциализация и ресоциализация. Смотреть фото Что такое десоциализация и ресоциализация. Смотреть картинку Что такое десоциализация и ресоциализация. Картинка про Что такое десоциализация и ресоциализация. Фото Что такое десоциализация и ресоциализация

Десоциализация и ресоциализация – две стороны одного процесса: взрослой, или продолженной, социализации

Люди, входящие в вышеупомянутые категории, нуждаются не только в социальной поддержке. Важной составляющей в процессе ресоциализации является психотерапия, аутотренинги и психотерапевтическая коррекция. Для того чтобы ускорить адаптацию в социуме, следует устранить эмоциональное напряжение.

Яркие примеры ресоциализации демонстрируют такие муниципальные службы, как Церковь, «Армия спасения» и благотворительные общественные организации. Однако подобные муниципальные службы действуют лишь в зарубежных странах. На территории Российской Федерации, социальной реабилитацией занимаются специализированные центры. На сегодняшний день, вопрос развития подобных центров имеет высокую актуальность, поскольку процент людей, нуждающихся в помощи, с каждым годом лишь увеличивается. Каждый человек на протяжении всей своей жизни сталкивается с необходимостью социальной адаптации. Для того чтобы достигнуть необходимого результата в этом процессе, очень важно снять психологическое напряжение и устранить внутренние конфликты.

Заключение

Биография каждого человека основывается на определенных актуальных циклах, что разделены принципиальными вехами. Во время смены цикла, наблюдаются изменения социального плана, что выражается в виде приобретения нового статуса. Во время смены цикла, человек изменяет свой образ жизни, круг общения и мировоззрение. Таким образом, осуществляется переход на новую ступень саморазвития. Вышеописанный процесс является неотъемлемой составляющей развития человеческой личности.

Процесс личностного развития состоит из двух важных составляющих. Отказ от привычных норм и ценностей, а также исполнение привычной роли — называется десоциализацией. Второй составляющей личностного развития является ресоциализация, которая подразумевает обучение новым правилам и усвоение норм, характерных для приобретенного статуса. Постоянное личностное развитие способствует изменению в образе жизни, что напрямую отражается на процессе человеческой жизнедеятельности.

Источник

Что такое десоциализация и ресоциализация?

Десоциализация и ресоциализация — это две стороны одного феномена. Десоциализацией в социологии называют процесс, при котором индивид утрачивает или сознательно отказывается от ранее усвоенных норм поведения, образа жизни, социальных ролей, системы ценностей. Ресоциализация — этап развития, на котором человек учится новым поведенческим нормам, социальным ролям, ценностям.

Что такое десоциализация и ресоциализация. Смотреть фото Что такое десоциализация и ресоциализация. Смотреть картинку Что такое десоциализация и ресоциализация. Картинка про Что такое десоциализация и ресоциализация. Фото Что такое десоциализация и ресоциализация

Кому нужна ресоциализация?

Ресоциализация выступает следствием десоциализации. На место негативных установок и ценностей приходят позитивные, причём молодые люди склонны к более быстрому их усвоению.

Без вторичной социализации не обойтись:

Ресоциализация запускается также при смене статуса. Один из примеров — поступление в университет. Десоциализация заключается в том, чтобы отказаться от привычных дневников, вызовов родителей в школу, кнопок на стуле учителя и других составляющих жизни ученика. Переход в университет связан с освоением новых норм поведения и взаимодействия — соседство в общежитии, самостоятельное решение вопросов о пересдаче того или иного предмета, совмещение учёбы и работы.

Как осуществляется ресоциализация?

Вторичная социализация происходит на протяжении всей жизни. Первые циклы де- и ресоциализации можно наблюдать уже в детском возрасте в семье. Однако, если дома микроклимат благоприятный, ресоциализация не окажется слишком выраженной, ведь у ребёнка нет потребности в радикальной смене ролевых моделей. Исключение составляют дети, растущие в неблагополучных семьях или переживающие развод родителей.

Первая явная ресоциализация обусловлена получением образования. Её качество зависит от квалификации педагогов, их ответственности, обстоятельств, при которых проходит процесс обучения и множества других факторов. Другие вехи социализации связаны со вступлением в брак, рождением детей, сменой рода деятельности (перепрофилированием).

Кто способствует ресоциализации?

Кроме случаев естественной ресоциализации, наблюдаются и циклы, связанные с тем, что личность становится на путь антисоциального развития.

В этой ситуации восстановлению позитивных надстроек помогают институты, осуществляющие социальный контроль. В процессе разрушаются деструктивные нормы поведения и прививаются положительные эталоны.

В процессе ресоциализации участвуют:

Регулярные кампании по социализации осуществляются без ограничения свободы того, кому помогают восстановить положительные нормы поведения. Исключение составляют случаи, когда человек совершает социально опасные деяния.

Процесс ресоциализации проходит значительно быстрее и лучше, если человек понимает необходимость саморазвития, развития мозга. Тренажеры Викиум отлично развивают мозг, улучшая когнитивные способности, а курсы помогают приобретать навыки, необходимые как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни.

Источник

Десоциализация и ресоциализация

Восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному (старому) образу жизни называется ресоциализацией. В зарубежной литературе под ресоциализацией (Resocialization) понимается замещение старых образцов поведения и установок новыми по мере перехода от одной стадии жизненного цикла к другой. Ресоциализация — это процесс повторного прохождения социализации. Взрослый человек вынужден проходить его в тех случаях, когда оказывается в чуждой культур е. В этом случае он вынужден, будучи взрослым, учиться элементарным вещам, которые местные жители знают с детства.
В зависимости от причин, ее вызвавших, десоциализация влечет за собой принципиально разные последствия для личности. Если десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей (уход в монастырь, революционная деятельность), то этот процесс не ведет к нравственной деградации личности, а, напротив, может даже духовно обогатить ее.
Но чаще всего десоциализация является вынужденной, ее причиной является резкое и неблагоприятное изменение социальных условий — потеря работы, личная драма и т.д. Неспособность личности выдержать давление социальных обстоятельств толкает ее к иллюзорному уходу от реальности — алкоголизму, наркомании, бродяжничеству. Попрошайки, алкоголики, бомжи — все это продукты десоциализации. Проявлениями десоциализации являются деклассирование и люмпенизация населения.
Ярким примером десоциализации является совершение преступления. Преступление есть нарушение наиболее значим ых норм и посягательство на наиболее охраняемые ценности. Совершение преступления уже свидетельствует об определенной степени десоциализации субъекта: этим он демонстрирует свой отказ от базовых ценностей общества.
И уголовное наказание одной из главных целей имеет ресоциал и за цию преступников (цель исправления). Причем ресоциализацию преднамеренную и плановую, поскольку, к примеру, администрация колонии для несовершеннолетних преступников намеревается перевоспитать молодого человека, создавая ему возможности получить образование, которого у него прежде не было, оплачивает работу педагогов и психологов.
Наиболее часто применяемое наказание — лишение свободы — в этом отношении является внутренне противоречивым явлением. Желая нравственно исправить человека, его помещают в педагогически неблагоприятную социальную среду — среду преступников. Желая сделать из преступника полноценного члена общества, его подвергают физической и социальной изоляции от общества, что является стимулом десоциализации.
Объективная возможность десоциализации осужденных обусловлена комплексом взаимосвязанных факторов, присущих в полной мере только наказанию в виде лишения свободы, а именно: принудительной изоляцией индивидов от общества; включением индивидов в однополые группы на уравнительных началах; жесткой регламентацией поведения во всех сферах жизнедеятельности. Действие этих факторов постоянно и принципиально неустранимо, поскольку они являются необходимыми элементами лишения свободы1.

Десоциализации — разрушение естественного хода социализации
1 Подробнее см.: Курганов СИ., Кравченко А.И. Социология для юристов. Учеб. пособие для вузов. М., 1999.
Физическая и социальная изоляция, лишение свободы выбора своего социального окружения, ограничение активности субъекта путем детальной регламентации его поведения — все это нарушает привычные способы жизнедеятельности индивида, лишает или резко ограничивает человека в удовлетворении целого ряда элементарных потребностей, снижает возможность получения новых впечатлений, делает жизнь монотонной.
Таким образом, социальная среда мест лишения свободы прививает человеку такие качества, формирует такой стереотип поведения, которые соответствуют не условиям реальной жизни, а условиям исправительного

учреждения — безынициативность, ослабление самоконтроля, боязнь ответственности и т.д. Осужденные, отбывшие длительные сроки наказания, забывают как пользоваться газовой плитой, платить за проезд, совершать покупки и т.п.
Поэтому перед исправительными учреждениями и другими институтами социализации и социального контроля встает проблема ресоциализации отбывших наказание. Ресоциализация является и одним из основных направлений профилактики рецидивной преступности. Чтобы уменьшить вероятность совершения повторного преступления, необходимо нейтрализовать отрицательные последствия лишения свободы, облегчить адаптацию освобожденных к условиям свободной жизни.
Для смягчения резкого перехода от условий лишения свободы к обычной жизни в уголовно-исполнительном законодательстве предусмотрены особые меры. Раньше это было условное освобождение с обязательным привлечением к труду (в народе это получило название «отправить на химию») или перевод в колонию-поселение. В новом Уголовно-исполнительном кодексе эта проблема решена более рационально: в целях социальной адаптации осужденных перед окончанием срока наказания им предоставляется возможность проживания и работы вне колонии, без охраны, но под надзором (ст. 121,123 и 133 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). Оказывая помощь в трудовом и бытовом устройстве, восстановлении социальнополезных связей, государственные органы и общественные организации способствуют ресоциализации отбывших наказание. Если процесс ресоциализации протекает нормально, вероятность рецидива преступлений резко снижается. В целях правовой регламентации этой деятельности в УИК РФ предусмотрена гл. 22 «Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними».
Другим основным направлением профилактики рецидива является социальный контроль за отбывшими наказание. Раньше основными формами такого контроля являлись: помещение алкоголиков в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), лиц без определенного места жительства в воспитательно-трудовые профилактории (ВТП), а также установление административного надзора органов внутренних дел. Последний заключается в установлении гласного контроля за поведением поднадзорного и соблюдени-
ем им установленных правоограничений (запрещение в определенное время ухода из дома, запрещение пребывания в определенных местах и т.д.).
Но десоциализация может быть столь глубокой, что позитивная ресоци-ализация уже не поможет — нарушенными оказываются сами основы личности. Об этом свидетельствуют и некоторые закономерности рецидивной преступности.
Для общего рецидива характерно снижение тяжести каждого последующего преступления по сравнению с предыдущим. По мере увеличения числа судимостей возрастает вероятность таких деяний (ранее квалифицируемых как преступление), как бродяжничество, нарушение правил административного надзора. Это связано с общей деградацией личности рецидивиста, ослаблением его социально полезных связей — потеря семьи, утрата контактов с родными и знакомыми.
Для специального многократного рецидива, напротив, характерно повышение опасности совершаемых повторных преступлений. Это связано с тем, что в этом случае процесс десоциализации (по отношению к обществу) сопровождается негативной социализацией (по отношению к группе) — усвоением норм и ценностей преступной среды, накоплением преступного опыта, криминальной профессионализацией.
При попадании в экстремальные социальные условия человек может не просто десоциализироваться, но и нравственно деградировать. Дело в том, что то воспитание и та социализация, которые человек получил в детстве, не могли подготовить его к выживанию в подобных условиях.
Если ребенок попадает в необычную ситуацию, то резкое изменение среды и образа жизни может привести к утрате — частичной или полной — прежних навыков и привычек, в том числе языковых. Вот свежий пример. Шесть лет назад из Ростова были похищены и перевезены преступниками из России в Грецию две сестры — девочки младшего школьного возраста.

В 2002 г. органы правопорядка их вернули, но оказалось, что похищенные ростовчанки за 5 лет неволи забыли родной язык. В Греции девочек пытались продать, потом отдали в греческий приют. Теперь, когда девушки вернулись в Россию, ими занимается специальная служба по защите прав несовершеннолетних. Мать Наташи и Светланы частично лишена родительских прав. По закону, жить с ней сестры не могут. Да и на вопрос, хотят ли они увидеться с мамой, девушки ответили: не знаем. Их поместили в российский приют. То, что готовят в приюте, девушки есть отказались. Документов у них нет. В социальной службе об их будущем ничего определенного сказать не могут. Пока девушки будут жить в приюте на деньги государства. Ведь заработать себе на жизнь они не могут, а для того чтобы поступить в вуз, им придется заново учить русский язык.
Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с такими условиями сталкиваются
те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психи атрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии. Ресоциализация может быть столь же глубокой. К примеру, русский, эмигрировавший в Америку, попадает в совершенно новую, но не менее разностороннюю и богатую культур у. Отвыкание от старых традиций, норм, ценностей и ролей компенсируется новым жизненным опытом.
Китайские коммунисты, пытавшиеся вытравить из американских военнопленных следы предыдущей социализации, уничтожить их личность, культур ную память, осуществляли то, что на языке социологии именуют де-

социализацией. В китайском плену американцев, изолированных друг от друга, вынуждали слушать непрерывную и умело построенную пропаганду, разработанную специально для того, чтобы научить их плохо думать о своей стране и хорошо о том, что их ждет, если они отрекутся и примут убеждения захватчиков. Помимо того пленные были вынуждены активно участвовать в переподготовке: шаг за шагом у них формировали привычку признавать незначительными любые нарушения американского законодательства. Следующим шагом являлось убеждение в необходимости и оправданности таких нарушения. Технология «промывания мозгов» не принесла плодов. Большинство пленных либо активно, либо пассивно сопротивлялись десоциализации. И это неудивительно, поскольку речь идет о взрослых людях, прошедших полную социализацию в родной культур е, оставивших на родине многочисленных родственников и друзей, воспоминания о которых придавали силы. В основном американцы делали вид, что поддаются пропаганде, и равнодушно проходили все ритуалы. Однако по возвращении на родину они полностью восстановили утраченные социальные навыки.
Согласно докладу американского социального психолога Эдгара Шей-на, который проинтервьюировал множество человек, которых освободили из китайского плена, китайцы пытались не только уничтожить основы социализации американских солдат, но также ресоциализировать их, сделать американцев подобными им самим, особенно в политических убеждениях и ценностях. Однако коммунисты достигли только частичных целей: им удалось затронуть лишь периферийные области сознания и личности военнопленных.
Очень похожие явления происходили во время афганской войны. Советских солдат, взятых в плен, моджахеды разными способами стремились перековать в свою веру, смыть следы прошлой социализации и привить новую культур у. В некоторых случаях это удавалось, а часто — нет.
Опыт повторился во время двух чеченских войн конца 1990-х гг. И здесь российских военнопленных радикальные исла мист ы старались переманить
в свою веру. Но некоторые солдаты не отреклись от православия и умерли как подобает христианским мученикам.
Эти примеры, а их можно умножить, показывают, что:
• десоциализация может быть глубокой и поверхностной;
• при глубокой десоциализации удается изменить основы человеческой личности, полностью перестроить ее культур ный код и создать личность заново;
• при поверхностной социализации претерпевают изменения лишь периферийные слои психи ки, а основы личности, прежде всего нравственная структура, остается незатронутой;
• ресоциализацию, или переобучение новым культур ным ценностям, удается провести только после фундаментальной «зачистки», т.е. глубокой десоциализации;
• после поверхностной десоциализации личностные структуры восстанавливаются, человек как бы приходит в себя, а ресоциализация не удается.
Замечено, что социальная изоляция — тюремная камера, монастырь, одиночество или затворничество — в наибольшей мере способствуют десоциализации, поскольку в таких условиях происходит изъятие человека из привычной среды, в которой прежде происходила социализация.
Кроме особых мест успешной десоциализации способствует использование специальных техник и практик. Пленных поодиночке разбрасывают по разным камерам, в которых у нового состава нет прежних знакомых, пытаются предотвратить завязывание новых знакомств. Всячески поощряется доносительство, формируются отношения неравенства, зависти, обиды, недовольства, т.е. все то, чего лишена привычная мирная жизнь в старой социальной среде. Человек длительное время живет в постоянном социально-психологическом напряжении, его нервы сдают, некоторые ломаются и готовы идти на уступки администрации тюрьмы. Как только произошел личностный перелом, администрация, опять же специальными приемами, формирует новую личность: поощряет доносительство и обучает ему, выделяет доносчиков особым статусом, вознаграждениями и привилегиями. Формирование новой личности, т.е. ресоциализация, не только позитивно подкрепляется, но и создает естественный для человека климат психологической уравновешенности, комфортности. Индивид устремляется туда, где ему легче, удобнее, комфортнее. Помогает перестроиться и биологический инстинкт выживания.
Разрушение старых дружеских связей среди военнопленных создается намеренно, дабы лишить возможности организованно сопротивляться, поддерживать друг в друге протестные чувства и устремления. Протест в таких условиях означает несогласие с новой социальной средой и навязываемым процессом десоциализации. Это борьба за сохранение старой социальной среды и достигнутой социализации, борьба за личное достоинство, культур ную идентифи кацию.
Десоциализация представляет собой динамический процесс постепенного отказа от прежних ценностей и убеждений. Она может быть короткой и длительной, более интенсивной и менее интенсивной, добровольной и принудительной.
Десоциализация может происходить далеко не при всех и не при любых обстоятельствах. В научном смысл е это скорее исключение, нежели правило. Известны случаи, когда прошедший социализацию по-европейски ребенок, став взрослым и узнав о своем арабском происхождении, пытался вернуться на историческую родину. Как правило, из этого ничего не получалось. Точно так же человек, прошедший полную социализацию в каком-нибудь африканском племени или среди коренных народов Севера, будучи уже взрослым помещен в западноевропейское общество, чувствовал себя, что называется не в своей тарелке и вынужден был возвращаться в привычную социо культур ную среду.
В одной французской комедии, где главную роль играет великий Луи де Фюнес, ученые оживили дедушку главного героя, случайно замороженного еще в XIX в. Попав в совершенно иной мир, где есть машины, электричество, самолеты, телевидение, где нормы общения и правила поведения людей серьезно изменились, он так и не сумел к нему адаптироваться, хотя вся семья ожившего предка прилагала максимум усилий и терпения.

Таким образом, социологи выделяют две формы отклоняющегося от нормальной социализации процесса. Ресоциализация — разновидность научения, подразумевающего радикальный разрыв с прошлым опытом, ценностями, условиями и образом жизни, усвоение совершенно новых норм и ценностей. Как правило, ресоциализация имеет место там, где индивид частично или полностью изолирован от обычного социального окружения. Ресоциализация наблюдается в тюрьмах, армии и в психи атрических лечебницах. Условия ресоциализации: изоляция от окружающего общества, абсолютная власть начальства делать с человеком все, что оно захочет, ограничение индивида в правах свободного передвижения и волеизъявления, бесправие и униженность положения, социальная беспомощность и незащищенность перед более сильными и некоторые другие. Все эти условия существуют в армии, тюрьмах и психи атрических лечебницах, где человек заново приспосабливается к социальной действительности, разучиваясь тому, чему он обучился в прежние годы.
Ресоциализация — это не только переобучивание в экстремальных условиях, но и в нормальных. Темп жизни общества сегодня резко изменился. Новые поколения техники опережают смену поколений людей. Человеку приходится учиться и переучиваться всю жизнь, адаптируясь к постоянно меняющимся условиям. Адаптация — весь период постоянного приспособления, ресоциализация внутри этого процесса как адаптационная социальная практика. К таким практикам относятся:
• повышение квалификации — это огромная система по всему миру, имеющая разнообразные виды, формы и особенности;
• образование для взрослых — особенно модное сейчас на Западе, студентом можно стать в 75 лет;
• второе высшее образование — получение степени МВА по менеджменту. В американской социологии проблемам ресоциализации уделяется большое внимание.
Известный социолог Эрвин Гоффман выделил следующие элементы ресоциализации, которая имеет место в «тотальных институтах» типа армии, тюрьмы и психлечебниц: изоляция от внешнего мира (благодаря решетке, высоким стенам, закрытым дверям); проведение всего времени в одном и том же месте и с теми же людьми, с которыми индивид работает, спит и отдыхает; утрата прежней идентичности, происходящая через ритуал переодевания (сбрасывание гражданской одежды и облачение в спецуниформу), замену прежней обстановки на новую, отвыкание от старых привычек, переименование имени и фамилии в «номер» и получение функционального статуса («солдат», «заключенный», «больной»); полный разрыв с прошлым; утрата свободы действий.
Второй процесс — десоциализация — подразумевает более глубокие изменения в жизни людей. Если социализация — это обучение новому, ресо-циализация — переобучение, отказ от старого и приобретение нового, то десоциализация — разобучение, потеря навыков к любому обучению, разрушение нравственных основ личности. Зарубежные тюрьмы и армейские

кампусы создают более благоприятные условия для нахождения там людей, но советские тюрьмы, лагеря, колонии и отчасти воинские подразделения ставят людей не только в более трудные условия, но и в экстремальные. Систематическое уничижение личности, физическая расправа вплоть до реальной угрозы жизни, рабский труд, жестокость наказаний ставят людей на грань физического выживания. Здесь уже ресоциализа-ция переходит в десоциализацию — человек морально опускается и отчуждается от мира настолько, что возвращение его в общество часто невозможно. Показателем того, что в данном случае мы имеем дело с десоциализацией, а не ресоциализацией, служат рецидивы (повторные преступления), возвращение к тюремным нормам и привычкам после освобождения, самоубийства в армии.
Таким образом, десоциализация и ресоциализация — процесс отвыкания от одних социальных ролей и культур ных норм и привыкания к другим. Десоциализация — отвержение старого, а ресоциализация — обретение нового. Они связаны с жизненными циклами либо экстремальными ситуациями (тюремное заключение). Жизненные циклы в биографии человека — это периоды жизни, отделенные друг от друга важными вехами, связаные со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадающийся на два этапа, получил особое название. Отучение от старых цен-
ностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.
Десоциализация — это необратимая ресоциализация. Разрушение личности происходит настолько глубокое, что возвращение к обычной жизни уже невозможно. Бывшие заключенные и на свободе воспроизводят тюремные привычки, отношения, образ жизни. Вернувшись в общество, они не отучаются от старого и не научаются новому. Они разучиваются вообще, десоциализируются. Законы и нормы тюремной жизни во многом напоминают законы жизни дикаря в первобытном обществе, т.е. существа, не познавшего на себе, что такое социализация, цивилизованность, культур а. Индивид, прошедший через десоциализацию, напоминает манкурта из «Буранного полустанка» Чингиза Айтматова.

Об авторе:
Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *