Что такое детская речь

Детская речь

Полезное

Смотреть что такое «Детская речь» в других словарях:

Детская речь — Детская речь особый этап онтогенетического развития речи, речь детей дошкольного и младшего школьного (до 8 9 лет) возраста. Первые систематические описания Д. р. (дневниковые записи развития речи детей) появились в середине 19 в. С 20 30‑х гг.… … Лингвистический энциклопедический словарь

Детская речь — речь детей дошкольного и младшего школьного возраста (примерно до 8 9 лет). Систематическое изучение Д. Р. началось в сер. 19 в. В 1 й пол 20 в. оно велось в рамках психологии, гл. обр. в аспекте установления связи между речевым и умственным… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Детская речь — совокупность особенностей речи ребёнка (преимущественно преддошкольника и дошкольника), обусловленных возрастом (и уровнем интеллектуального развития) и не связанных непосредственно ни со спецификой определённого языка, ни со спецификой… … Большая советская энциклопедия

Детская речь — Вид речевой деятельности, характеризующий этап развития детей до 8 9 лет. Имеет ряд особенностей, определяемых свойствами мышления детей: большее число звукоподражаний, образование нерегулярных форм по регулярным моделям, окказиональное… … Словарь социолингвистических терминов

детская речь — Вид речевой деятельности, характерный для этапа развития детей до 8 9 лет, имеющий ряд особенностей: 1) большое количество звукоподражаний; 2) образование нерегулярных форм по регулярным моделям; 3) окказиональное словообразование; 4) диффузность … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Детская речь — Вид речевой деятельности, характерный для этапа развития детей до 8 9 лет, имеющий ряд особенностей: 1) большое количество звукоподражаний; 2) образование нерегулярных форм по регулярным моделям; 3) окказиональное словообразование; 4)… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

речь — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья либо… … Толковый словарь Дмитриева

РЕЧЬ — РЕЧЬ. Голосовая речь представляет собой высшую форму символически выразительных функций; более элементарными проявлениями этих выразительных функций служат аффективные возгласы, мимика и жестикуляция. В противоположность этим последним, имеющим… … Большая медицинская энциклопедия

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, которая изучает духовно душевное развитие ребенка от рождения до наступления зрелости, т.е. примерно до 12 лет жизни. Предметом ее исследований являются первые инстинктивные и произвольные поступки ребенка, детская речь,… … Философская энциклопедия

речь — и; мн. ре/чи, е/й; ж. см. тж. речевой, речуга 1) Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью … Словарь многих выражений

Источник

Детская речь

особый этап онтогенетического развития речи, речь детей дошкольного и младшего школьного (до 8—9 лет) возраста. Первые систематические описания Д. р. (дневниковые записи развития речи детей) появились в середине 19 в. С 20—30‑х гг. 20 в. начинается интенсивное изучение развития речи в советской детской психологии, главным образом в целях обучения родному языку и развития речи в случае патологии. Собственно лингвистическое изучение Д. р. началось в психолингвистике (психолингвистике развития), рассматривающей Д. р. как речевую деятельность, которой свойственно употребление специфических средств для речевого общения. Особенности языковых средств Д. р.: детерминизм формы языковых знаков, большее число (по сравнению с речью взрослых) звукоподражаний и изобразительных слов, употребление нерегулярных форм по регулярным моделям, окказиональное словообразование, диффузность употребления лексем, случайности обобщения при номинации. Эти особенности определяются свойствами мышления детей, а также иным, по сравнению со взрослыми, уровнем обобщения.

Д. р. свойствен своеобразный синтаксис. На ранних этапах наиболее употребительны однословные предложения, которые вместе с жестом, мимикой и интонацией оказываются достаточными для полного выражения необходимого содержания. Двусловные предложения (следующая ступень развития синтаксиса) знаменуют появление выраженного словесно предиката, а также появление умений ребенка программировать высказывание. К 3—5 годам Д. р. практически не отличается от взрослой ни по грамматическим признакам, ни по лексическому наполнению, ни по структуре предложения. Однако полное и завершённое развитие речи наступает только при смене житейских понятий научными — в процессе обучения языку.

Психолингвистический подход к изучению Д. р. позволил решить вопрос о главных закономерностях развития речи: формировании грамматических и семантических обобщений в процессе предметной деятельности и общения, а также формировании на этой основе языковой способности — иерархически организованной системы элементов и правил их функционального использования. Компоненты языковой способности — фонетический, лексический, грамматический, семантический — соответствуют определённым уровням языка, но не тождественны им, представляя собой результат отражения и обобщения соответствующих единиц языка и правил их функционирования. Формирование компонентов языковой способности осуществляется по универсальным признакам, независимым от специфики конкретного языка.

Полезное

Смотреть что такое «Детская речь» в других словарях:

Детская речь — речевая деятельность детей, изучаемая психолингвистикой развития. Основными особенностями детской речи считаются: 1. детерминизм формы языковых знаков, то есть их обусловленность научением; 2. большее число ( в сравнении с речью взрослых)… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Детская речь — речь детей дошкольного и младшего школьного возраста (примерно до 8 9 лет). Систематическое изучение Д. Р. началось в сер. 19 в. В 1 й пол 20 в. оно велось в рамках психологии, гл. обр. в аспекте установления связи между речевым и умственным… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Детская речь — совокупность особенностей речи ребёнка (преимущественно преддошкольника и дошкольника), обусловленных возрастом (и уровнем интеллектуального развития) и не связанных непосредственно ни со спецификой определённого языка, ни со спецификой… … Большая советская энциклопедия

Детская речь — Вид речевой деятельности, характеризующий этап развития детей до 8 9 лет. Имеет ряд особенностей, определяемых свойствами мышления детей: большее число звукоподражаний, образование нерегулярных форм по регулярным моделям, окказиональное… … Словарь социолингвистических терминов

детская речь — Вид речевой деятельности, характерный для этапа развития детей до 8 9 лет, имеющий ряд особенностей: 1) большое количество звукоподражаний; 2) образование нерегулярных форм по регулярным моделям; 3) окказиональное словообразование; 4) диффузность … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Детская речь — Вид речевой деятельности, характерный для этапа развития детей до 8 9 лет, имеющий ряд особенностей: 1) большое количество звукоподражаний; 2) образование нерегулярных форм по регулярным моделям; 3) окказиональное словообразование; 4)… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

речь — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья либо… … Толковый словарь Дмитриева

РЕЧЬ — РЕЧЬ. Голосовая речь представляет собой высшую форму символически выразительных функций; более элементарными проявлениями этих выразительных функций служат аффективные возгласы, мимика и жестикуляция. В противоположность этим последним, имеющим… … Большая медицинская энциклопедия

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, которая изучает духовно душевное развитие ребенка от рождения до наступления зрелости, т.е. примерно до 12 лет жизни. Предметом ее исследований являются первые инстинктивные и произвольные поступки ребенка, детская речь,… … Философская энциклопедия

речь — и; мн. ре/чи, е/й; ж. см. тж. речевой, речуга 1) Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью … Словарь многих выражений

Источник

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ, совокупность особенностей речи ребёнка (преим. преддошколь-ника и дошкольника), обусловленных возрастом (и уровнем интеллектуального развития) и не связанных непосредственно ни со спецификой определённого языка, ни со спецификой речевой ситуации. Особенности Д. р. могут быть звуковыми (неумение произносить те или иные звуки или сочетания звуков), грамматическими (ограниченность числа употребляемых конструкций, своеобразное количественное соотношение слов различных частей речи, не существующие в речи взрослых новообразования вроде «ко-патка» и т. д.) и семантическими. Эти последние связаны не столько с отбором и употреблением к.-л. слов, семантич. рядов или групп (хотя оно тоже имеет место), сколько с отличиями в способе означения. Развитие способа означения («развитие понятий») подробно проанализировано сов. психологом Л. С. Выготским.

Нередко Д. р. и её развитие понимаются в чисто лингвистич. плане. Однако «усвоение детьми языка не есть приспособление слов, их складывание в памяти и оживление с помощью речи, но развитие языковой способности с возрастом и упражнением» (В. Гумбольдт). Внешние, доступные простому наблюдению особенности Д. р. являются лишь отражением «глубинных» (могущих быть исследованными путём эксперимента) процессов психич. развития ребёнка, неотъемлемой частью к-рого и является развитие Д. р. Но эксперимент ещё не занял достаточного места в изучении Д. р. Недостаточное внимание уделяется в психологии также межкультурным или межъязыковым исследованиям Д. р. у разных народов (эта работа начата в США в Калифорнийском ун-те). Малоисследованную проблему составляет развитие функций Д. р.

Смотреть что такое ДЕТСКАЯ РЕЧЬ в других словарях:

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ

совокупность особенностей речи ребёнка (преимущественно преддошкольника и дошкольника), обусловленных возрастом (и уровнем интеллектуального ра. смотреть

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ

— особый этап онтогенетического развития речи, речь детей дошкольного и младшего школьного (до 8—9 лет) возраста. Первые систематич. описания Д. р. (дневниковые записи развития речи детей) появились в сер. 19 в. С 20—30-х гг. 20 в. начинается интенсивное изучение развития речи в сов. детской психологии, гл. обр. в целях обучения родному языку и развития речи в случае патологии. Собственно лингвистич. изучение Д. р. началось в психолингвистике (психолингвистике развития), рассматривающей Д. р. как речевую деятельность, к-рой свойственно употребление специфич. средств для речевого общения. Особенности языковых средств Д. р.: детерминизм формы языковых знаков, большее число (по сравнению с речью взрослых) звукоподражаний и изобразит, слов, употребление нерегулярных форм по регулярным моделям, окказиональное словообразование, диф-фуэность употребления лексем, случайности обобщения при номинации. Эти особенности определяются свойствами мышления детей, а также иным, по сравнению со взрослыми, уровнем обобщения. Д. р. свойствен своеобразный синтаксис. На ранних этапах наиболее употребительны однословные предложения, к-рые вместе с жестом, мимикой и интонацией оказываются достаточными для полного выражения необходимого содержания. Двусловиые предложения (следующая ступень развития синтаксиса) знаменуют появление выраженного словесно предиката, а также появление умений ребенка программировать высказывание. К 3—5 годам Д. р. практически не отличается от взрослой ни по грамма- ДЕТСКАЯ 131 гич. признакам, ни по лексич. наполнению, ни по структуре предложения. Однако полное и завершенное развитие речи наступает только при смене житейских понятий научным» — в процессе обучения языку. Психолингвистич. подход к изучению Д. р. позволил решить вопрос о гл. закономерностях развития речи: формировании грамматич. и семантнч. обобщений в процессе предметной деятельности и общения, а также формировании на этой основе языковой способности — иерар-хич. организованной системы элементов и правил их функционального использования. Компоненты языковой способности — фонетический, лексический, грамматический, семантический — соответствуют определ. уровням языка, но не тождественны им, представляя собой результат отражения и обобщения соотв. единиц языка и правил их функционирования. Формирование компонентов языковой способности осуществляется по универсальным признакам, независимым от специфики конкретного языка. # Гвоздев А. Н., Вопросы изучения лет, речи, М.. 1961; Леонтьев А. А., Исследования дет. речи, в сб.: Основы теории речевой деятельности. М.. 1974; Н е г н е-вицкая Е. И..Шахнарович А. М., Язык и дети. М., 1981; Выготский Л. С. Мышление и речь, Собр. соч.. т. 2, М., 1982; Психолингвистика, М.. 1984; М с N е i 1 1 D.. The acquisition of language. [N. Y.J, 1970; Slob in D., Ferguson Ch. [ed.J. Studies of child language development, N. Y., [1973]. A. M. Шахнарович. смотреть

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ

речевая деятельность детей, изучаемая психолингвистикой развития. Основными особенностями детской речи считаются: 1. детерминизм формы языковых знаков, то есть их обусловленность научением; 2. большее число ( в сравнении с речью взрослых) звукоподражательных и изобразительных слов; 3. употребление нерегулярных форм речи по регулярным правилам; 4. окказиональное (случайное) словообразование; 5. диффузное употребление лексем; 6. случайности обобщения при номинации. Кроме того, детской речи свойственен своеобразный синтаксис. На ранних этапах его развития наиболее употребительны односложные предложения, которые, вместе с жестами, мимикой и интонацией, оказываются достаточными для полного выражения необходимого содержания. На следующей ступени развития синтаксиса у детей появляются двухсловные предложения, они знаменуют появление выраженного словесно предиката (сказуемого), а также формируется умение программировать высказывания. К 3-5 годам детская речь уже мало чем отличается от речи взрослых как по грамматическим признакам, так и по лексическому наполнению. Считается установленным, что языковая способность является иерархически организованной системой элементов и правил их функционального использования. Динамику развития детской речи важно иметь в виду при изучении патологии речи и словесно-логических структур мышления у детей и некоторой части взрослых пациентов (особенно если имеет место недоразвитие или регрессия речи). смотреть

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ

Вид речевой деятельности, характерный для этапа развития детей до 8-9 лет, имеющий ряд особенностей: 1) большое количество звукоподражаний; 2) образ. смотреть

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ

Вид речевой деятельности, характеризующий этап развития детей до 8-9 лет. Имеет ряд особенностей, определяемых свойствами мышления детей: большее чис. смотреть

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ

Вид речевой деятельности, характерный для этапа развития детей до 8-9 лет, имеющий ряд особенностей: 1) большое количество звукоподражаний; 2) образова. смотреть

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ

Источник

Детская речь

ДЕ́ТСКАЯ РЕЧЬ — речь детей дошкольного и младшего школьного возраста (примерно до 8—9 лет). Систематическое изучение Д. Р. началось в сер. 19 в. В 1-й пол 20 в. оно велось в рамках психологии, гл. обр. в аспекте установления связи между речевым и умственным развитием, и имело целью прежде всего предотвращение речевой патологии. С сер. 20 в. Д. Р. изучается психолингвистикой на мат-ле дневниковых записей спонтанной речи детей и результатов специально поставленных экспериментов. Периоду Д. Р. предшествует лепет и гуление — предречевые формы развития ребенка, во время к-рых формируются моторные возможности органов, участвующих в порождении речи, определяются первые коммуникативные проявления ребенка, происходит первичное становление сигнификативной функции языка. К 2—3 годам фонемные структуры родного языка, как правило, полностью освоены, но нормативная артикуляция часто еще не сложилась: в этот период несформировавшиеся звуки в речи ребенка заменяются уже сформировавшимися, обычно наиб. близкими к ним артикулярно. Усвоение супрасегментной фонетики предшествует усвоению сегментной и происходит еще на довербальных стадиях. Формирование системы словоизменения определяется системой родного языка. Частотные грамматические категории усваиваются раньше, чем редкие. Грамматика ребенка в период становления носит гиперрегулярный характер, нормативные формы могут заменяться ненормативными, но образованными по более частотным моделям. Развитие синтаксиса происходит от двусловных высказываний к более длинным, выделяются субъект, объект, предикат. Прежде всего усваивается прямой порядок слов. После 3 лет в речи ребенка начинают появляться сложноподчиненные предложения. В процессе усвоения системы словообразования ребенок проходит период расширенного дет. словотворчества, заменяя имеющееся в языке слово словообразовательной инновацией, созданной по определенной модели. До 5 лет в речи ребенка почти нет синонимических рядов (из-за твердого привязывания названия к обозначаемому предмету или явлению). Позднее всего усваиваются слова с отвлеченными и метафорическими значениями, фразеологизмы. Овладение монологич. речью происходит на поздних этапах развития речевой способности. В Д. Р. много черт, общих с речью в период ее распада (при афазии). Грамматика Д. Р. имеет определенное сходство с грамматикой пиджинов. Изучение Д. Р. важно не только для установления закономерностей развития ребенка, но и для постижения общелингвистич. и психолингвистич. механизмов, реализующихся в речи нормативных носителей языка. Данные, полученные при изучении онтогенеза языка и речи, используются при построении теорий происхождения языка, при исследовании языка в филогенезе. Традиция изучения Д. Р. в отеч. лингвистике заложена А. Н. Гвоздевым, чей скрупулезный дневник наблюдений за речью сына до сих пор является ценным, иногда единств. источником изучения становления речи на рус. языке.

Лит.: Чуковский К. И. От двух до пяти. М., 1958; Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961; От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений. Саратов, 1981; Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. М., 1981.

Полезное

Смотреть что такое «Детская речь» в других словарях:

Детская речь — речевая деятельность детей, изучаемая психолингвистикой развития. Основными особенностями детской речи считаются: 1. детерминизм формы языковых знаков, то есть их обусловленность научением; 2. большее число ( в сравнении с речью взрослых)… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Детская речь — Детская речь особый этап онтогенетического развития речи, речь детей дошкольного и младшего школьного (до 8 9 лет) возраста. Первые систематические описания Д. р. (дневниковые записи развития речи детей) появились в середине 19 в. С 20 30‑х гг.… … Лингвистический энциклопедический словарь

Детская речь — совокупность особенностей речи ребёнка (преимущественно преддошкольника и дошкольника), обусловленных возрастом (и уровнем интеллектуального развития) и не связанных непосредственно ни со спецификой определённого языка, ни со спецификой… … Большая советская энциклопедия

Детская речь — Вид речевой деятельности, характеризующий этап развития детей до 8 9 лет. Имеет ряд особенностей, определяемых свойствами мышления детей: большее число звукоподражаний, образование нерегулярных форм по регулярным моделям, окказиональное… … Словарь социолингвистических терминов

детская речь — Вид речевой деятельности, характерный для этапа развития детей до 8 9 лет, имеющий ряд особенностей: 1) большое количество звукоподражаний; 2) образование нерегулярных форм по регулярным моделям; 3) окказиональное словообразование; 4) диффузность … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Детская речь — Вид речевой деятельности, характерный для этапа развития детей до 8 9 лет, имеющий ряд особенностей: 1) большое количество звукоподражаний; 2) образование нерегулярных форм по регулярным моделям; 3) окказиональное словообразование; 4)… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

речь — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья либо… … Толковый словарь Дмитриева

РЕЧЬ — РЕЧЬ. Голосовая речь представляет собой высшую форму символически выразительных функций; более элементарными проявлениями этих выразительных функций служат аффективные возгласы, мимика и жестикуляция. В противоположность этим последним, имеющим… … Большая медицинская энциклопедия

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, которая изучает духовно душевное развитие ребенка от рождения до наступления зрелости, т.е. примерно до 12 лет жизни. Предметом ее исследований являются первые инстинктивные и произвольные поступки ребенка, детская речь,… … Философская энциклопедия

речь — и; мн. ре/чи, е/й; ж. см. тж. речевой, речуга 1) Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью … Словарь многих выражений

Источник

Детская речь

Особенности начальных этапов формирования и развития языковых навыков, когда речь осуществляется по особым, «невзрослым» правилам. Освоение языка. Описание этапов развития детской речи с рождения и до 8-9 лет. Нормы и отклонения в становлении речи.

РубрикаПедагогика
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления08.02.2016
Размер файла49,4 K

Что такое детская речь. Смотреть фото Что такое детская речь. Смотреть картинку Что такое детская речь. Картинка про Что такое детская речь. Фото Что такое детская речь

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. Понятие детской речи, основные черты и развитие

Глава 2. Понятие «детская речь» в работах разных ученых

Глава 3. Нормы и отклонения в становлении детской речи

Целью исследования стало описание этапов развития детской речи с рождения и до 8-9 лет, и выявление различий развития речи у разных детей в возрасте 6 лет.

Цель обусловила необходимость решения следующих задач:

1) подбор теоретического и фактического материала;

2) анализ этапов освоения родного языка разными детьми;

3) анализ проявления развития детской речи в возрасте шести лет;

4) выявления причин различий в освоении родного языка здоровыми детьми и детьми с нарушениями речи.

Во время сбора информации были использованы такие методы исследования, как описательный, сравнительный, сопоставительный и метод лингвистического эксперимента.

Глава 1. Понятие детской речи, основные черты и развитие

В научных исследованиях детской речи российский лингвист С.Н. Цейтлин выделила три направления: 1) изучение освоения родного языка ребенком; 2) исследование общих закономерностей освоения одного языка разными детьми; 3) выявление общих закономерностей освоения разными детьми разных языков.

Родная для ребенка речь не заложена в генах. Был случай, когда при ребенке с детства разговаривали на латыни оба родителя (неродной язык), и в итоге ребенок разговаривал только на этом языке, а свой родной он уже учил как второй, как иностранный. В ситуациях, когда ребенка с рождения учат параллельно двум языкам, это происходит так: один из родителей при ребенке всегда говорит на иностранном языке, а другой на родном.

Считается, что первыми словами, проявлениями развития детской речи, становятся «мама» или «папа». Но этот процесс начинается намного раньше.

На первом году жизни общение ребенка с родителями происходит на чисто эмоциональном уровне. Развивается слуховое и зрительное сосредоточение. Первым этапом детской «речи» является гуление и лепет. Ребенок начинает реагировать на свое имя и имя матери.

Следующим этапом развития детской речи становится использование так называемых словопредложений. Когда ребенок что-то хочет (игрушку, машинку и др.) он издает звук, слово, так или иначе характеризующее этот предмет. На первых порах используются односложные словопредложения. Но затем могут появляться двух- и трехсложные. У некоторых детей наблюдается согласование форм, глаголов с существительными, но это проявляется не у всех детей и относительно редко.

Если к концу второго года словарный запас ребенка варьируется от 100-300 слов, то на третьем году жизни он увеличивается в 3 раза. В речи начинают появляться в большом количестве глаголы и местоимения. Ребенок лучше воспринимает взрослую речь. Обычно в этом возрасте родители начинают читать своему чаду сказки, небольшие истории, потому что ребенок около трех лет начинает их более менее понимать, сможет даже ответить на какие-нибудь вопросы по прочитанному. Что касается его голосовых связок, они еще плохо развиты, поэтому ребенок не может говорить тихо, когда это требуется, и наоборот.

На шестом-седьмом году жизни наблюдается всестороннее развитие речи, большой словарный запас. Появляются обобщающие существительные, прилагательные. Ребенок все еще может допускать ошибки в речи при согласовании. Но в целом к этому возрасту, к 8-9 годам, детская речь становится по своей структуре, грамматике, точности схожа с взрослой речью.

Хотя эти материалы являются основными в области изучения детской речи, эти рамки и стандарты не будут подходить под абсолютно всех детей. Каждый ребенок развивается и начинает говорить в силу своего развития в определенном возрасте. Поэтому один ребенок может заговорить в четыре года, а другой годам к шести-семи.

Собственно лингвистические этапы речевого онтогенеза либо являются односторонними и не отражают хода речевого развития ребенка во всех его проявлениях, либо охватывают небольшой возрастной период, поэтому в большинстве случаев при описании этапов речевого развития ребенка опираются на психологическую возрастную периодизацию.

Таким образом, в данной главе мы выяснили, почему дети после рождения не могут сразу свободно разговаривать на своем родном языке. Мы также описали стандартное (нормальное) развитие детской речи в возрасте от 1-8 лет, и узнали, что у каждого ребенка речь развивается по-разному, даже если они полностью здоровы.

Глава 2. Понятие «детская речь» в работах разных ученых


По этому утверждению, можно сделать вывод, что все дети, может с небольшими отклонениями или задержками, до 8 лет научаться говорить грамотно и связно, как взрослые. Это процесс в природе ребенка и развивается с самого рождения, как только ребенок попадает в социум.


Таким образом, можно сделать вывод, что развитием детской речи начали интересоваться несколько столетий назад, и продолжают исследовать и по сей день. Предполагается даже, что этот интерес будет только усиливаться, ведь в данной отрасли науки еще многое не изучено. Более того, при изучении становления детской речи, ученые (логопеды, психологи и лингвисты) используют только известные сейчас методы, такие как, описательный метод, сравнительный метод, наблюдение. Я предполагаю, что в будущем будут найдены способы более точно и правильно изучать данный процесс. Тогда мы сможем получить не субъективные данные (по мнению одного или иного ученого), но объективную информацию, объективные доказательства того или иного явления в становлении детской речи. Быть может, ученые примут определенные хронологические рамки становления детской речи за стандарт (чего сейчас еще не наблюдается). Но пока применятся только такие методы исследования, то и я в следующей главе, при рассмотрении развития речи у здорового ребенка, и у ребенка с нарушением речи, буду использовать описательный и сравнительный методы.


Глава 3. Нормы и отклонения в становлении детской речи


И весело мне было услышать, как трехлетняя спящая девочка внезапно пробормотала во сне:


— Мама, закрой мою заднюю ногу!


И очень забавляли меня такие, например, детские речения и возгласы, подслушанные в разное время:


— Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!


— Бабушка! Ты моя лучшая любовница!


— Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги!


Я привела пример из трудов Чуковского, чтобы наглядно показать, как дети коверкают уже имеющиеся слова в своем родном языке, создают совершенно новые слова. Почему же детскую речь выделяют в отдельную науку? Наверное, именно по этому. Детская речь, настолько интересный и ни на что не похожий процесс, что, рассматривая его внутри какой-либо другой науки, мы не смогли бы до конца его познать.


В данной главе, мы рассмотрим основные этапы становления речи у здоровых детей (то есть норму), а также как влияют нарушения речи у детей на ее становление.


Разные авторы и исследователи выделяют этапы развития речи по-разному, в различных хронологических рамках. Мы возьмем наиболее распространенный норматив.


Этапы:


У детей почти с самого рождения развивается пассивный словарь. В него входят слова, которые ребенок слышит из речи взрослых людей. Также в него входят глаголы, которые ребенок усваивает, наблюдая конкретные действия взрослого. Кроме того, в пассивном словаре ребенка присутствуют слова, которые он соотносит с реальными предметами (возможно, слышал многократно).


На 1-ом году у детей нет мышления, поэтому связь слова и предмета является конкретной, слово еще не стало обобщенным знаком.


Речь развивается по 2-м направлениям:


1) Обогащается пассивный словарь (понимающая речь) при условии активного общения со взрослым и старшими детьми и при обучении (появление занятий).


2) Развитие активного словаря (собственно речь ребенка). Возникает как необходимое условие осуществления предметной деятельности. В 3 года ребенок говорит до 1 500 слов (существительные, глаголы, местоимения и т.д). У ребенка нарушается звукопроизношение: шипящие, свистящие, сонорные, невыговаривание. Ребенок использует односложные предложения, дополняя их деталями (1-1,5 г.). К 3 годам 3-х, 5-и сложные предложения. К 3-м годам речь обогащается прилагательными.


Все это описывает становление речи у нормального здорового ребенка, без каких-либо отклонений и нарушений. Если же у ребенка все-таки есть нарушения речи, то они проявятся во всех этапах становления речи. Это такое явление, которое затормозит развитие во всех областях, как в речи, так и на письме, как в фонетике, так и в синтаксисе. Не бывает такого, что нарушение речи проявится только на начальных порах развития речи, а потом пройдет, и данный ребенок будет развиваться одинаково с другими здоровыми детьми. Если и бывает, то только при незначительных нарушениях речи, и если отклонения от нормы были выявлены в раннем возрасте.


Выделяют следующие психолого-лингвистические критерии, позволяющие представить, что нарушено в речи, и на основе этого отграничить одно речевое нарушение от другого по признаку:

· нарушения формы речи (устной или письменной);

· нарушения этапа (звена) порождения или восприятия речи: применительно к продуктивным видам речевой деятельности (говорению или письму). Существенным является разграничение нарушений, связанных с этапами внутреннего и внешнего оформления высказывания. Применительно к рецептивным видам речевой деятельности (слушанию или чтению) существенным является разграничение нарушений, относящихся к сенсорному или рецептивному этапу;

· нарушения операций, осуществляющих оформление высказывания на том или другом этапе процесса порождения или восприятия речи;

Далее будут приводиться 6 критериев развития детской речи:

2) Слоговая структура

3) Фонематический слух

5) Грамматический строй

Список детей из логопедических групп:

Дети из массовых групп:

Далее пойдет сравнение этих детей по каждому из вышеприведенных критериев развития детской речи. Данные были получены на основании обследования детей с помощью картинок, упражнений, специальных игровых пособий и т.д.

Я начну сравнивать детей по первому критерию, который называется «звукопроизношение«.

Звукопроизношение полностью нормализуется к возрасту шести лет.

Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

У детей из массовых групп звукопроизношение к этому возрасту практически сформировано. По результатам обследования выявлено:

Полина А. (логопедическая группа)

Ирада А. (логопедическая группа)

отсутствие «ч», «щ», «л», «ль», «р», «рь»

Егор М. (логопедическая группа)

отстутствие «ж», «ш», «ч», «щ», «л», «ль»

Миша Б.(массовая группа)

звукопроизношение в норме

Люба С. (массовая группа)

искаженное произношение звука «л»

Вика С.(массовая группа)

отсутствие звука «рь»

Трактовка термина «звуко-слоговая структура слова» у разных лингвистов и педагогов имеет свои особенности. Многие авторы разводят понятие «звуко-слоговая структура слова» на понятия «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова». Такое разведение исторически восходит к наблюдениям И.А. Сикорского, который условно разделил всех детей на «звуковых» и «слоговых». В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. По результатам обследования выявлено:

Полина А. (логопедическая группа)

Ирада А. (логопедическая группа)

неправильное употребление окончаний, приставок и перестановка слогов в слове

Егор М. (логопедическая группа)

наблюдается уподобления слогов и звуков

Миша Б.(массовая группа)

Люба С. (массовая группа)

слоговая структура в норме

Вика С.(массовая группа)

слоговая структура в норме

Полина А. (логопедическая группа)

не выделяет первый звук в слове, также не выделяет ударный звук

Ирада А. (логопедическая группа)

не может определить позицию звука (начало-середина-конец) и последовательность звуков

Егор М. (логопедическая группа)

Миша Б.(массовая группа)

выделяет место звука в слове (начало-середина-конец), определяет последовательность звуков в слове и их количество

Люба С. (массовая группа)

фонематический слух полностью сформирован

Вика С.(массовая группа)

фонематический слух полностью сформирован

На шестом году жизни по норме ребенок активно использует названия предметов, входящих в тематические циклы: продукты питания, предметы обихода, овощи, фрукты, различные материалы. А также слова, дифференцированные по степени выраженности качества и свойства. В этом возрасте расширяются знания, формируются видовые и родовые понятия. По результатам обследования выявлено:

Полина А. (логопедическая группа)

словарный запас бедный, ограничен бытовой лексикой

Ирада А. (логопедическая группа)

Егор М. (логопедическая группа)

не знает частей предметов, времен года; не владеет синонимами и антонимами и обобщающими понятиями (например: фрукты, овощи)

Миша Б.(массовая группа)

словарный запас обширный; выходит за рамки повседневной деятельности.

Люба С. (массовая группа)

словарный запас обширный; умеет подбирать антонимы и синонимы к словам

Вика С.(массовая группа)

словарный запас обширный; не умеет подбирать антонимы и синонимы к словам

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно.

При типичном варианте развития речи дети к 6 годам овладевают всеми типами склонения существительных, т. е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа.

По результатам обследования выявлено:

Полина А. (логопедическая группа)

допускает грубые ошибки в словоизменении (например: в коробке много карандашов; В лесу много деревов)

Ирада А. (логопедическая группа)

Егор М. (логопедическая группа)

наблюдаются ошибки в согласовании числительных с существительными (например: пять стулов, пять деревов); ошибки в образовании множественного числа существительных от их единственного числа (например: стул-стулы, зеркало-зеркалы)

Миша Б.(массовая группа)

сформированы навыки словоизменения (по родам, падежам и числам) и словообразование

Люба С. (массовая группа)

сформированы навыки словоизменения и словообразование

Вика С.(массовая группа)

сформированы навыки словоизменения и словообразование

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Пересказывает текст в логической последовательности. Умеет составлять рассказ по сюжетной картине и серии картин, по представлению, рассказ на заданную тему, рассказ из личного опыта. Сам может придумать сказку или рассказ.

Полина А. (логопедическая группа)

сложно составить рассказ по картинке или серии сюжетных картин без помощи взрослого

Ирада А. (логопедическая группа)

может пересказать текст только по наводящим вопросам. Отвечает на вопросы односложно, не использует полную форму ответа

Егор М. (логопедическая группа)

при составлении рассказа отсутствует логическая последовательность и причинно-следственные и временные связи

Миша Б.(массовая группа)

связная речь сформирована; может составить рассказ по картинке или серии сюжетных картинок, составить пересказ, с опорой или без опоры на план-схему

Люба С. (массовая группа)

связная речь сформирована; может составить описательный рассказ

Вика С.(массовая группа)

Связная речь сформирована; владеет монологической и диалогической речью

Данные сравнения развития речи у детей по каждому из критериев приведены в таблице.

Сравнение развития речи детей

Критерий развития речи у детей

Развитие речи у детей из массовых групп

Развитие речи у детей из логопедических групп

Речь понятна для окружающих детей и взрослых

Речь довольно неразборчива («каша во рту») и непонятна

Дети не допускают ошибок в словах сложной слоговой структуры

Дети допускают пропуски слогов и звуков в слове, неправильно употребляет морфемы

Дети могут определить место звука в слове (начало-середина-конец)

Дети не могут определить место звука в слове (начало-середина-конец)

Словарный запас обширный, выходит за рамки повседневной деятельности. Владеют синонимией и антонимией

Словарный запас ограничен бытовой лексикой; дети не владеют синонимами и антонимами и обобщающими понятиями

Сформированы навыки словоизменения (по родам, падежам и числам) и словообразование

Допускают грубые ошибки в словоизменении и в предложно-падежных конструкциях

Высокая речевая активность. Дети могут составить рассказ по картинке или серии сюжетных картинок, составить пересказ; владеют диалогической и монологической речью

При составлении рассказа отсутствует логическая последовательность и причинно-следственные и временные связи. Дети отвечают на вопросы односложно. Монологическая речь не развита.

Таким образом, можно сделать выводы по развитию детей из массовых и логопедических групп.

1) В плане коммуникации речь детей из массовых групп сформирована, понятна для окружающих детей и взрослых. Более того, дети готовы к обучению в школе, так как у них сформированы фонематические представления;

2) Речь детей из логопедических групп недостаточно разборчива. В связи с тем, что нарушены все стороны речи, дети объясняются непонятно для окружающих. Соответственно, нарушена коммуникативная функция речи;

3) Дети не готовы к обучению в школе, так как у них не сформированы фонематический слух и пространственные представления. У них могут наблюдаться ошибки при чтении и письме. У них могут возникнуть трудности, когда нужно будет отвечать на уроках;

4) У детей снижено внимание, наблюдается быстрая утомляемость, снижен объем памяти на усвоение новой словесной информации;

5) Я выяснила, что даже у нескольких абсолютно здоровых детей, речь может развиваться по-разному (различные хронологические рамки).

Речь появляется и развивается вследствие потребности в общении с другими людьми. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Речь маленького ребенка формируется под воздействием его окружения. Овладение речью перестраивает всю психику ребенка, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно.

Детская речь представляет большой интерес для этой науки не только потому, что это отдельный своеобразный процесс, но и потому что язык и человек неразрывны, речь начинает развиваться с самого рождения. Только освоив свой родной язык, мы сможем научиться читать, писать, а также изучать иностранные языки и любые другие науки.

В своей работе, главным образом в третьей главе, я обнаружила, что:

1) Становление речи у детей происходит по-разному, и у совершенно здоровых детей, и у детей с нарушениями речи;

2) Существуют незначительные отклонения (нарушения речи) и серьезные болезни, которые могут сильно повлиять на становление речи;

3) Успехи или неуспехи в усвоения ребенком своего родного языка повлияют на обучение в школе, на его умение читать и писать.

В настоящее время, которое можно назвать периодом расцвета онтолингвистики (науки, которая изучает детскую речь), её развитие проявляется не только в расширении проблематики научных исследований, увеличении фактической базы, совершенствовании методов изучения процесса освоения ребёнком родного языка, но и во внедрении научных достижений в учебный процесс.

Таким образом, были достигнуты все поставленные цели и задачи данной работы:

1) Были описаны этапы нормального (стандартного) развития детской речи с рождения и до 8-9 лет;

2) Были выявлены различия в становлении речи у здоровых детей и у детей с нарушениями речи в возрасте 6 лет

3) Были выявлены причины различий в освоении родного языка здоровыми детьми и детьми с нарушениями речи.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие речи, этапы и факторы ее становления в обществе, функции и значение. Основные закономерности развития детской речи, особенности усвоения грамматического строя. Сказка как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.

курсовая работа [54,2 K], добавлен 22.05.2013

Общая характеристика развития детской речи. Классификация функций детской речи. История и современное состояние проблемы расстройств письма и чтения у детей. Психология формирования письменной речи у детей. Связь развития речи с развитием мышления.

курсовая работа [51,5 K], добавлен 16.11.2010

Характер речевого развития детей с нарушением интеллекта. Особенности овладения синтаксической стороной речи. Использование речи как регулятора поведения. Освоение навыков письменной речи. Коррекционная работа по формированию звукового анализа и синтеза.

курсовая работа [42,1 K], добавлен 25.06.2008

Особенности формирования связной речи у детей с ЗПР. Речевая деятельность детей с ЗПР, приемы развития. Виды работы по формированию связной речи. Связная речь как результат развития познавательного интереса у учащихся к урокам русского языка и литературы.

контрольная работа [40,4 K], добавлен 20.03.2011

Понятие и проблема развития культуры речи, значение культуры речи и чистоты языка. Досуг как необходимое звено в цепи воспитания и развития ребенка. Возрастные особенности характера младшего школьника. Характеристика форм, методов, средств развития речи.

реферат [16,6 K], добавлен 21.11.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *