Что такое национальные информационные ресурсы определение
Информационные ресурсы
Ресурс — это запас или источник некоторых средств. Всякое общество, государство, фирма или частное лицо имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности.
Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные ресурсы, сырьевые (природные) ресурсы, энергетические, трудовые, финансовые ресурсы. В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы.
Юридическая формула, принятая в Федеральном законе “Об информации, информатизации и защите информации”, гласит:
“Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)”.
Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных ресурсов.
Вместе с тем, как и многие юридические формулы, данное определение сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире. При более широком подходе уместно относить к информационным ресурсам все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации, включая, разумеется, и те, о которых сказано в законе.
Информационные ресурсы общества (национальные информационные ресурсы) в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а информационный ресурс остается, им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.
Со временем значимость информационных ресурсов возрастает. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.
Состав национальных информационных ресурсов
Любая попытка дать некую классификацию информационных ресурсов общества оказывается обреченной на неполный результат.
В основу классификации можно положить:
· отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы, т.е. того, к чему относится информация);
· форму представления (по виду носителей, степени формализованности, наличию дополнительного описания и пр.).
Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение. Например, ресурсы Интернета можно разделять по их назначению и по формам представления: сервисная информация, библиографическая информация, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т.д.
Один из подходов к классификации национальных информационных ресурсов представлен на рисунке.
Огромные информационные ресурсы сосредоточены в библиотеках. Пока еще доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.
Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и часто накапливаются быстрее, чем их удается обрабатывать.
Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т.д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.
Правовую информацию составляют своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды документов — без этого не может жить ни одно государство.
Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т.д.
Классификация, отраженная на рисунке, не охватывает всех видов национальных информационных ресурсов и не претендует на полноту. Дело в том, что само это понятие сформировалось не так давно, примерно четверть века назад, в ответ на растущую зависимость развитых стран от объемов информации, уровня развития средств ее передачи и обработки.
Рынок информационных ресурсов
Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном (“электронном”) виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов, товаров и услуг. В настоящее время во многих странах сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки формирования мирового рынка. Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых выступают информационные продукты и услуги. Товарами могут быть:
· информация бытового характера о доступе к “обычным” товарам и услугам, их стоимости;
· информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства, научные статьи и т.д.);
· информационные технологии, компьютерные программы;
· базы данных, информационные системы и многое другое.
Рынок информационных товаров и услуг в своем развитии прошел несколько стадий. Его активное формирование совпало во времени с появлением первых ЭВМ, т.е. с началом 50-х годов ХХ века. Это совпадение явилось в значительной мере случайным, так как первые ЭВМ еще не создавали информационной инфраструктуры. В то время бурный расцвет науки и техники привел к созданию первых профессиональных информационных служб для этих областей, и соответствующий рынок был ориентирован на узкий слой ученых и специалистов.
По-настоящему рынок информационных товаров и услуг расцвел после широкого внедрения микрокомпьютеров и основанных на их использовании телекоммуникационных систем. Кроме того, решающее значение для формирования рынка имело создание баз данных по множеству направлений знаний и человеческой деятельности. Процесс этот принял массовый характер в 80-х годах ушедшего века, когда появились первые признаки глобализации данного рынка, начинался международный обмен на нем товарами и услугами. Ведущими странами на рынке информационных товаров и услуг в настоящее время являются США, Япония и ряд стран Западной Европы. Вполне сформировавшийся информационный рынок имеется и в России, хотя по объему предлагаемых услуг он пока уступает аналогичным рынкам экономически высокоразвитых стран.
Как и на всяком рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). Поставщики — это, как правило, производители информации или ее собственники. Ими бывают:
· центры, в которых создаются и хранятся базы данных,
· службы связи и телекоммуникации;
· специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информации (например, рекламные агентства);
· неспециализированные фирмы, выпускающие “обычные” товары и в качестве дополнительной продукции — информацию о них;
· консалтинговые (консультационные) фирмы;
Потребители информации — это частные лица, органы власти всех уровней, а также фирмы и предприятия, которые сегодня без информации остались бы столь же недееспособными, как и без поставки сырья.
Постепенно в российском обществе начинает формироваться понимание простой истины: если информация — товар, то за нее надо платить. В противном случае разрушается сама основа рынка. Например, рынок программного обеспечения в нашей стране мог бы быть гораздо более развитым, если бы не происходило массового “пиратского” копирования программ. По мере совершенствования социально-экономических отношений, законодательства, подобная практика постепенно уходит в прошлое, хотя немало проблем в этой сфере остается.
Информационные услуги — особый вид товара на информационном рынке. Примером информационной услуги является выполняемый многими библиотеками подбор литературы по тематике заказчика. Причем, кроме той литературы, которая есть в библиотеке, ее работники могут выполнить и более широкий поиск, чтобы дать клиенту исчерпывающие сведения. Информационные услуги возможны при наличии баз данных по соответствующей проблематике (в компьютерном или некомпьютерном варианте).
Информационные услуги оказывают не только библиотеки. Во многих странах мира (в том числе и в России) существуют специальные институты, которые обрабатывают информацию по многим областям знаний и готовят обзоры, рефераты, краткую информацию для специалистов.
В сфере бизнеса информационные услуги включают в себя предоставление определенной деловой информации, консультации по определенной тематике и т.д. В сфере коммуникаций информационные услуги оказывают операторы связи, провайдеры Интернета (т.е. организации, осуществляющие за плату доступ пользователей и их обслуживание). Некоторые формы услуг по обучению и повышению квалификации также вполне можно рассматривать как информационные (например, дистанционное обучение на технической базе телекоммуникационной сети).
Уровень развития сферы информационных услуг в стране во многом определяет степень ее приближенности к информационному обществу.
Урок информатики по теме «Информационные ресурсы. Национальные информационные ресурсы России.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Информатика 10класс урок № 3
Тема занятия: Информационные ресурсы. Национальные информационные ресурсы России.
Цель урока: ознакомить учащихся:
с определением информационных ресурсов;
с понятием информационный продукт;
с понятием информационная услуга и их основными видами.
Задачи:
Формировать умения целенаправленно искать и работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера.
Воспитывать познавательный интерес к предмету посредством применения новейших информационных технологий обучения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
План урока:
Понятие информационного ресурса
Классификация информационных ресурсов
Информационные продукты и услуги
Закрепление полученных знаний
Подведение итогов урока
Структура и ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие учеников, проверка подготовки учащихся к уроку
Актуализация знаний
Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.
Любое государство, общество, фирма или частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. Тема нашего урока «Информационные ресурсы», запишите в тетрадях.
Ученикам предлагается ответить на вопрос «Какие вам известны ресурсы?»
Ответ: (Сырьевые (природные); энергетические; трудовые; финансовые; информационные)
3. Объяснение материала
Понятие информационного ресурса
На рисунке представлены наиболее распространенные основные виды ресурсов.
Понятие информационных ресурсов является сравнительно новым. Оно недавно вошло в жизнь современного общества, и в последние годы стало употребляемо не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. В федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», который был принят в России 25 января 1995 года, дано следующее определение понятия информационные ресурсы:
ИРО – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Запишите определение ИРО в тетрадь.
Этот закон является по существу первым базовым законом, который создает основу для формирования информационного законодательства – новой области права, которая должна регулировать отношения в информационной сфере общества, включая такие важные аспекты этих отношений, как право собственности, владения и распоряжения информационными ресурсами, а также право доступа к информации и ее распространения.
Между ИР и всяким иным существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а ИР остается «несжигаемым»; им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничения.
Классификация информационных ресурсов.
Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:
тематика хранящейся в них информации – общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, экологическая и пр.;
форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;
принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной, архивной, научно-технической и т. п.;
источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т. п.;
назначение и характер использования информации – массовое, региональное, ведомственное и т. п.;
форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
вид носителя информации – бумажный, электронный.
Рассмотреть классификацию национальных информационных ресурсов. (стр. 27)
Знание как национальное достояние в развитии страны
В статье 9 федерального закона России «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что отдельные объекты федеральных информационных ресурсов могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием. Эти ресурсы признаются общегосударственной значимостью аналогично тому, как наиболее важные исторические и культурные ценности относятся к историческому и культурному наследию страны и составляют часть ее национального богатства.
Классификация национальных информационных ресурсов : библиотечные, архивные, научно-техническая информация, правовая информация, отраслевая информация, финансовая и экономическая информация, информация о природных ресурсах и т.д.
Прокомментируем их. (распределить по группам стр. 31-36)
Другая форма представления знаний в обществе – это так называемые «живые знания», выражающиеся в знаниях, опыте и профессиональной квалификации людей. Специфика данной формы представления знаний заключается в том, что их носителями являются живые люди, а местом хранения – человеческая память.
В работах по социальной информатике обращено внимание на проблему, связанную с «живым знанием», «утечки мозгов из России». По данным МВД России наиболее выездной возраст 31-45 лет. Как показывают социологические опросы, более 80% отечественных ученых хотели бы уехать за рубеж и уедут, как только представится возможность. «Внутренняя» утечка умов еще основательнее, так как очень много ученых покидает науку ради успеха в бизнесе или политике.
На сегодняшний день исключительно важно обеспечить сохранность и развитие в обществе «живых знаний», предотвратить «утечку мозгов» в другие, более развитые страны мирового сообщества, которая стала в последние годы настоящим бедствием для многих развивающихся стран, в том числе и для России.
Информационные продукты и услуги
Одно из важнейших свойств информационных ресурсов заключается в том, что они способны выступать в качестве товара, а также служить основой для создания информационных продуктов и оказания информационных услуг.
Информационный продукт – результат интеллектуальной деятельности людей, отражающий их представления о той или иной предметной области социальной активности общества.
Информационная услуга – предоставление в распоряжение пользователя необходимых ему информационных продуктов.
Поиск и подбор информации;
Рассмотреть Приложение 1. Информационные продукты и услуги библиотеки.
Запишите определения Информационный продукт и Информационная услуга в тетрадь.
Основные виды информационных продуктов. Схема, которая наиболее полно отражает многообразие информационных продуктов на рисунке
Информационный рынок
Развитие компьютерных информационных технологий способствует формированию рынка информационных ресурсов.
Товар – информационные продукты и услуги.
Как и на всяком рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть свои поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). В федеральном законе России «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ. Это положение является правовой основой для формирования и функционирования в нашей стране нового вида рыночных отношений – информационного рынка.
Запишите определение Рынок информационных продуктов и услуг в тетрадь.
Рынок информационных продуктов и услуг – система экономических, правовых и организационных отношений, которая обеспечивает торговлю информационными продуктами, а также предоставление на коммерческой основе информационных услуг пользователям.
Поставщики – как правило, это производители информации или ее собственники
Центры, в которых создаются и хранятся базы данных;
Службы связи и телекоммуникации;
Специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информацией (рекламные агентства);
Неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары и в качестве дополнительной услуги – информацию о них;
Частные лица (программисты) и пр.
Пользователи информации – организации или частные лица, которые обращаются к информационным системам или посредникам за получением необходимой им информации, информационных продуктов, средств информационной техники или же информационных технологий
Потребители информации – частные лица, предприятия, которые сегодня без информации остались бы столь же недееспособными, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т.д.
Информационные и коммуникационные услуги начинают сегодня доминировать в сфере услуг развитых стран, таких, как США, Япония, страны Западной Европы.
4. Закрепление изученных знаний
1. Что такое материальные ресурсы? Приведите примеры.
2. Что такое природные ресурсы? Приведите примеры.
3. Что такое трудовые ресурсы? Приведите примеры.
4. Что такое финансовые ресурсы? Приведите примеры.
5. Что такое энергетические ресурсы? Приведите примеры.
6. Что такое информационные ресурсы? Приведите примеры.
7. Что такое «информационный продукт»? Приведите примеры.
8. Что входит в понятие «услуга»? Приведите примеры.
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задание
Завести электронный почтовый ящик и прислать небольшое резюме + фото на почту
Приложение 1.
Библиотеки являются местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой:
Таблица информационных услуг и продуктов библиотеки
● Выдача документов на дом, предоставление документов к пользованию в читальном зале.
● Приобретение электронных документов, закрепленных на материальном носителе.
● Оцифровка собственных фондов с последующей организацией доступа к ним как в сетевом режиме, так и с помощью переноса информации на материальный носитель.
● Организация электронной доставки документов пользователям.
● Услуги по ксерокопированию, сканированию и подготовке цифровых копий документов.
● Услуги по аренде персональных компьютеров.
● Организация комфортности обслуживания.
● Организация доступа к Web –сайтам (раздел «Спроси у …») с виртуальной справочной службы.
● Выполнение запросов по электронной почте.
● Выпуск библиографических указателей, пособий, списков, дайджестов на разных носителях информации.
● Организация доступа к электронным библиотекам страны.
● Организация электронного библиотечного каталога.
● Использование справочных баз данных сети Интернет.
Услуги, предлагающие сообщения об актуальных событиях и темах, предоставляющие рекламную информацию, извещают о новых изданиях и показывают их, в том числе через телекоммуникационные каналы в режиме реального и отложенного времени ( в формах: новости, ИРИ, ДОР и др.).
● Выпуск дайджестов, прайс-листов, библиотечных сводок.
● Организация Дней информации, Дней специалиста.
● Организация ярмарок идей, выставок новых поступлений.
● Организация всевозможных презентаций.
● Организация «кольцевой почты».
Учебно-консультационные (ориентирующие) услуги.
● Организация консультаций, семинаров, лекций, уроков, экскурсий, компьютерных курсов.
● Организация работы по программе «Формирование информационной культуры личности».
● Работа в дистанционном режиме.
● Выпуск информационных продуктов типа «Навигатор по …» или «Информационные ресурсы …».
● Организация элективных учебных курсов.
● Выпуск путевода по библиотеке (сайты).
Услуги, которые доводят до пользователей анализ ситуации в интересующей их сфере, в том числе через телекоммуникационные каналы.
● Предоставление аналитических справок, аналитических обзоров, маркетингового исследования, конъюнктурного исследования, материалов рекламного анализа, рейтинговой информации, например, определения рейтинга писателей, лучших произведений, читателей библиотеки и т.д., прогнозного исследования, пресс-досье и т.п.).
Услуги, организующие передачу информации в различных режимах и для разных групп пользователей.
● Распространение и прокат баз данных.
● Организация зон обслуживания, в т.ч. компьютерных, видеосалонов и т.д.
● Прием запросов по телефону, электронной почте.
● Запись информации на дискеты или кассеты пользователей.
● Обслуживание пользователей по договорам с предоставлением разных услуг по выбору заказчика.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема занятия: Информационные ресурсы. Национальные информационные ресурсы России.
Цель урока: ознакомить учащихся:
· с определением информационных ресурсов;
· с понятием информационный продукт;
· с понятием информационная услуга и их основными видами.
· Формировать умения целенаправленно искать и работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера.
o логическое мышление;
o познавательный потенциал.
· Воспитывать познавательный интерес к предмету посредством применения новейших информационных технологий обучения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Объяснение материала.
1. Понятие информационного ресурса
2. Классификация информационных ресурсов
3. Информационные продукты и услуги
4. Информационный рынок
4. Закрепление полученных знаний
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задание
Структура и ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие учеников, проверка подготовки учащихся к уроку
2. Актуализация знаний
Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.
Любое государство, общество, фирма или частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. Тема нашего урока «Информационные ресурсы», запишите в тетрадях.
Ученикам предлагается ответить на вопрос «Какие вам известны ресурсы?»
Ответ: (Сырьевые (природные); энергетические; трудовые; финансовые; информационные)
3. Объяснение материала
Понятие информационного ресурса
На рисунке представлены наиболее распространенные основные виды ресурсов.
Понятие информационных ресурсов является сравнительно новым. Оно недавно вошло в жизнь современного общества, и в последние годы стало употребляемо не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. В федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», который был принят в России 25 января 1995 года, дано следующее определение понятия информационные ресурсы:
ИРО – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Запишите определение ИРО в тетрадь.
Этот закон является по существу первым базовым законом, который создает основу для формирования информационного законодательства – новой области права, которая должна регулировать отношения в информационной сфере общества, включая такие важные аспекты этих отношений, как право собственности, владения и распоряжения информационными ресурсами, а также право доступа к информации и ее распространения.
Между ИР и всяким иным существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а ИР остается «несжигаемым»; им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничения.
Классификация информационных ресурсов.
Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:
· тематика хранящейся в них информации – общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, экологическая и пр.;
· форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
· доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;
· принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной, архивной, научно-технической и т. п.;
· источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т. п.;
· назначение и характер использования информации – массовое, региональное, ведомственное и т. п.;
· форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
· вид носителя информации – бумажный, электронный.
Рассмотреть классификацию национальных информационных ресурсов. (стр. 27)
Знание как национальное достояние в развитии страны
В статье 9 федерального закона России «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что отдельные объекты федеральных информационных ресурсов могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием. Эти ресурсы признаются общегосударственной значимостью аналогично тому, как наиболее важные исторические и культурные ценности относятся к историческому и культурному наследию страны и составляют часть ее национального богатства.
Классификация национальных информационных ресурсов: библиотечные, архивные, научно-техническая информация, правовая информация, отраслевая информация, финансовая и экономическая информация, информация о природных ресурсах и т.д.
Прокомментируем их. (распределить по группам стр. 31-36)
Другая форма представления знаний в обществе – это так называемые «живые знания», выражающиеся в знаниях, опыте и профессиональной квалификации людей. Специфика данной формы представления знаний заключается в том, что их носителями являются живые люди, а местом хранения – человеческая память.
В работах по социальной информатике обращено внимание на проблему, связанную с «живым знанием», «утечки мозгов из России». По данным МВД России наиболее выездной возраст 31-45 лет. Как показывают социологические опросы, более 80% отечественных ученых хотели бы уехать за рубеж и уедут, как только представится возможность. «Внутренняя» утечка умов еще основательнее, так как очень много ученых покидает науку ради успеха в бизнесе или политике.
На сегодняшний день исключительно важно обеспечить сохранность и развитие в обществе «живых знаний», предотвратить «утечку мозгов» в другие, более развитые страны мирового сообщества, которая стала в последние годы настоящим бедствием для многих развивающихся стран, в том числе и для России.
Информационные продукты и услуги
Одно из важнейших свойств информационных ресурсов заключается в том, что они способны выступать в качестве товара, а также служить основой для создания информационных продуктов и оказания информационных услуг.
Информационный продукт – результат интеллектуальной деятельности людей, отражающий их представления о той или иной предметной области социальной активности общества.
Информационная услуга – предоставление в распоряжение пользователя необходимых ему информационных продуктов.
· Поиск и подбор информации;
Рассмотреть Приложение 1. Информационные продукты и услуги библиотеки.
Запишите определения Информационный продукт и Информационная услуга в тетрадь.
Основные виды информационных продуктов. Схема, которая наиболее полно отражает многообразие информационных продуктов на рисунке
Развитие компьютерных информационных технологий способствует формированию рынка информационных ресурсов.
Товар – информационные продукты и услуги.
Как и на всяком рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть свои поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). В федеральном законе России «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ. Это положение является правовой основой для формирования и функционирования в нашей стране нового вида рыночных отношений – информационного рынка.
Запишите определение Рынок информационных продуктов и услуг в тетрадь.
Рынок информационных продуктов и услуг – система экономических, правовых и организационных отношений, которая обеспечивает торговлю информационными продуктами, а также предоставление на коммерческой основе информационных услуг пользователям.
Поставщики – как правило, это производители информации или ее собственники
· Центры, в которых создаются и хранятся базы данных;
· Службы связи и телекоммуникации;
· Специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информацией (рекламные агентства);
· Неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары и в качестве дополнительной услуги – информацию о них;
· Частные лица (программисты) и пр.
Пользователи информации – организации или частные лица, которые обращаются к информационным системам или посредникам за получением необходимой им информации, информационных продуктов, средств информационной техники или же информационных технологий
Потребители информации – частные лица, предприятия, которые сегодня без информации остались бы столь же недееспособными, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т.д.
Информационные и коммуникационные услуги начинают сегодня доминировать в сфере услуг развитых стран, таких, как США, Япония, страны Западной Европы.
4. Закрепление изученных знаний
1. Что такое материальные ресурсы? Приведите примеры.
2. Что такое природные ресурсы? Приведите примеры.
3. Что такое трудовые ресурсы? Приведите примеры.
4. Что такое финансовые ресурсы? Приведите примеры.
5. Что такое энергетические ресурсы? Приведите примеры.
6. Что такое информационные ресурсы? Приведите примеры.
7. Что такое «информационный продукт»? Приведите примеры.
8. Что входит в понятие «услуга»? Приведите примеры.
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задание
Завести электронный почтовый ящик и прислать небольшое резюме + фото на почту
Библиотеки являются местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой:
Таблица информационных услуг и продуктов библиотеки
Услуги, обеспечивающие доступ к изданиям, архивным документам, музейным предметам на разных носителях (бумажных, электронных, компакт-дисках, аудио и видеокассетах, микрокартах и др.), на разных языках (путем перевода), в режиме реального времени (on-Line), в режиме отложенного времени (через электронную почту, «бронирование»), для ознакомления и временного пользования (абонемент, читальный зал, МБА, экспозиции, внестационарные формы – библиотечные пункты, библиобусы, музеи на колесах и т.п.), для постоянного пользования (копирование на разные носители текстов, продажа документов, копий, электронная доставка документов – ЭДД).
● Выдача документов на дом, предоставление документов к пользованию в читальном зале.
● Приобретение электронных документов, закрепленных на материальном носителе.
● Оцифровка собственных фондов с последующей организацией доступа к ним как в сетевом режиме, так и с помощью переноса информации на материальный носитель.
● Организация доступа к полнотекстовым электронным документам, размещенным в сети Интернет и доступном в режиме on-Line.
● Организация электронной доставки документов пользователям.
● Услуги по ксерокопированию, сканированию и подготовке цифровых копий документов.
● Услуги по аренде персональных компьютеров.