Что такое диагностическая работа по русскому

Диагностическая работа Русский язык

«Контрольно-оценочная деятельность учителя русского языка и литературы»

Пример контрольной работы и методических рекомендаций по проведению контрольной работы

Контрольная работа по русскому языку в 5 классе

Часть 1
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) кАучук 2) звонИшь 3) фАрфор 4) облЕгчить

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) черный рояль 2) пара чулков 3) танец осетин 4) молодые инженеры

(5)Стебли хлопчатника- отличное топливо. (6)…какое удивительное растение хлопчатник.

3. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Родина обыкновенного хлопчатника – Мексика.

2) Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

3) Хлопок – богатство Узбекистана.

4) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки и устойчивы к гнилостным бактериям.

4. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
1) Вот 2) Поэтому 3) Значит 4) Однако

5. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?
1) стебли топливо 2) делают ткань

3) пропитывают ткань 4) масло употребляется

6. Укажите верную морфологическую характеристику слова РАСТЕНИЕ (предложение 6).
1) существительное 2) прилагательное 3) наречие 4) глагол

7. Укажите значение слова ПРОПУСКАТЬ (предложение 4).
1) заставить пройти через что-нибудь

2) дать дорогу кому-нибудь (чему-нибудь)

3) дать проникнуть чему-нибудь сквозь что-нибудь

2) пл_мбировать, сл_пит, пок_зать

3) з_мляника, с_лют, тр_скучий

4) нар_жать, б_чонки, р_сток

9. В каком ряду во всех трёх словах пропущен Ь?
1) могуч_, гуаш_, (нет) туч_

2) привлеч_, напишеш_, глуш_

3) мелоч_, (без) встреч_, береч_

4) доч_, меч__, отреж_

10. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) весенн_м днем, привыкн_шь

2) лежал на кроват_, верт_т

3) находился вкомнат_, кратк_й репортаж

4) к син_м небесам, подража_шь

11. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Синели звезды на рассвете ( ) и над землей редела мгла.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Весь мир трудовой (1) величавый (2) гордится (3) Отчизна (4) тобой.

13. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Жилин смастерил Дине игрушки: куклу, мельницу.

1) Двоеточие ставится после слов автора перед прямой речью.

2) Двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами предложения

4) Двоеточие ставится после прямой речи перед словами автора.

Прочитайте текст и выполните задания Часть 1 (15—17); Часть 2 (1—4).

(1)Бригада морской пехоты занимала самое побережье Финского залива, а по другую сторону заросшего кустарником болота располагались немцы. (2) Однажды немцы ранили стрижа, а старшина Михайлов поймал птичку и выходил ее. (3)Стриж горячо полюбил своего спасителя. (4)Он собирал с его ладони крошки, старался к нему прикоснуться и пикировал на него сверху.

(По И. Заянчковскому)

14. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Благодаря заботам старшины Михайлова, стриж выжил

2) Стриж спас старшину от смерти

3) Птица привязалась к своему спасителю

4) Птицы спасали людей на войне.

15. Какой тип речи представлен в тексте?

1) Повествование 2) Описание 3) Рассуждение 4) Все типы речи

16. Укажите предложение, в котором есть омоним (вид омонима)

1) 1 2) 2 3) 5 4) 7

1. Выпишите из предложений 4-5 слово, морфемная структура которого приставка- корень-суффикс

2. Из предложений 5-6 выпишите все предлоги.

3. Среди предложений 1—4 найдите сложные. Напишите номера этих сложных предложений

4. Среди предложений 5-8 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Часть 3. Напишите сочинение (несколько предложений) по прочитанному тексту.

В сочинении сформулируйте тему и основную мысль текста. Выразите свое отношение к проблеме текста. Известны ли вам случаи из жизни или из художественной литературы спасения животными людей. Напишите об этом.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

В работу для 5 класса включено 16 заданий с выбором ответа (ВО), 4 задания с кратким ответом (КО), 1 задание с развернутым ответом (РО).

Сочинение оценивается двойной оценкой (за содержание и грамотность, как на уроке).

Время для выполнения работы – 2 часа

Диагностическая работа по русскому языку проводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки обучающихся 5-х классов в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы для образовательных учреждений, участвующих в переходе на ФГОС ООО.

Диагностическая работа сориентирована на содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты по русскому языку, используемые в 5-х классах, и составлена на основе требований к метапредметным и предметным результатам обучения ФГОС ООО.

Задания диагностической работы охватывали практически все разделы курса русского языка: фонетику и орфоэпию, морфемику и словообразование, синтаксис, орфографию и пунктуацию, функциональные разновидности языка, текст, речевую деятельность.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО к планируемым результатам обучения диагностическая работа была сориентирована на проверку аналитических умений учащихся 5 класса работать с различными языковыми единицами и создавать письменное монологическое высказывание в соответствии с определенной коммуникативной задачей. В таблице 1 приведено распределение заданий по планируемым результатам обучения.

Планируемые результаты обучения

Создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения

Соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию

Владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций), осуществлять выбор нужного варианта утверждения

Соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка

Делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова.

Опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды, анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности

Соблюдать орфографические нормы в процессе письма (в объёме содержания курса)

Опознавать основные морфологические единицы, давать характеристику частям речи

К метапредметным умениям, проверяемым в данных тестах, относится умение адекватно воспринимать самостоятельно прочитанную информацию, умение проводить информационно-смысловой анализ текста и извлекать из него нужную информацию, умение классифицировать, анализировать языковые явления, а также умение действовать согласно инструкции.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Диагностическая работа по русскому языку (10 класс)

Спецификация диагностической контрольной работы

по дисциплине «Русский язык» 10 класс

Диагностическая контрольная работа

по дисциплине «Русский язык» 10 класс

Инструкция: тест состоит из 20 вопросов. На его выполнение отводится 80 минут. Справочной литературой пользоваться нельзя. Рекомендуется отвечать на вопросы по порядку. Если не удается на какой-то вопрос ответить сразу, переходите к следующему. Если останется время, вернетесь к пропущенным вопросам.

К каждому вопросу предлагается _ 4 __ варианта ответов, из которых только один верный.

1. Укажите, в каком ряду во всех словах звуков больше, чем букв? А) ёлка, празднуют, воробей, взял.

Б) опускается, пришёл, сбить, июнь

B) сгибает, появляюсь, демонстрация, явление.

Г) объявление, съехавший, бьющаяся, кино

2. В каком ряду во всех словах все согласные звуки звонкие?

A) смотрить, сбил, шил

Б) искра, громко, бежать

В) наглая, молотьба, грозил

Г) бежать, мечтал, жил

3. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

A) километр, начал, агентство

Б каталог, свёкла, фарфор

В) красивее, красива, цыган

Г) намерение, процент, ярмарка

4. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

A) расстегнуть, расступиться, восстать, рассвет

Б) поддержать, подделка, поддакивать, предрассветный

B) исследовать, оттолкнуть, оттащить, расстелить

Г) ссыпать, сдавать, давать, давал

5. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?

А) мыть, промыть, промывать, промывка

Б) мороз, морозить, разморозить, размораживать

В) след, последовать, последовательный, следовать

Г) диво, дивить, удивить, удивительный

7. Значение какого слова определено неверно?

A)сувенир- подарок, изделие на память о городе, стране

Б) торец- боковая сторона дома

B) уникальный- единственный в своём роде

Г) заурядный- приметный, обращающий на себя внимание

8. Каком ряду пары слов не являются антонимами?

А) рутина- новаторство

Б) отрицание- утверждение

Г) абстрактный- секретный

9. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову «смелость»

А) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость

Б) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный

B) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие

Г) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость

10. В каком ряду все слова являются именами существительными?

А) парикмахерская, вселенная, столовый, вестибюль

Б) красный, тройка, больной, тюль

В) ночь, тройка, былина, бег

Г) старина, три, ванная, быль

11. В каком ряду все слова- причастия?

А) дремлющий лес, лелеял мечту, хвалящийся друг Б) беду прочуяв, пилящий, раскаялся, расклеив В) пёс пролаял, промаявшись, стелющийся, расклеенный

Г) плохо видящий, уже скошенный, давно выросший, гонимый всеми

12. В каком ряду перечислены сочинительные союзы?

А) как, ли, или, едва, как будто

Б) зато, когда, хотя, несмотря на

В) зато, либо, однако же, но

Г) однако, не то…не то, тоже, если

13. В каком ряду во всех словах строчки пишется «а»?

А) безотл…гательный, заг..рать, пор…жать, к…рнавал

Б) прик…саться, преод…леть, раздр…жение, распозн…вать

В) преподпол…гать, сост…влять, к…ммюнике, од…рённый

Г) декл…мация, отр…стить, нав…ждение, обн…житься

14. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется «ь»

A) подпояш…ся, могуч…, полчищ…, суш….

Б) еш…., наотмаш…. тиш…., сплош….

B) маж….тесь, свеж…., из-за туч…. сеч…..

Г) трескуч….,плющ….,леч…, береч….

А) оглуш….нный, ч…рточка, девч….нка, ш…рстка

Б) морж….вый, пересеч….нный, беч….вка, уж….м

В) выч…ркивать, напряж….нный, ещ…., ситц…вый Г) сургуч…м, лиш….нный, ж…лудь, галч….нок

16. В каком ряду даны все словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ?

А) кто-то из нас, письмо написано, в течение года, в течении реки

Б) путём замены, рассказ артиста, мой друг, желание рисовать

В) белый от снега, посеять рожь, очень хорошо, сидеть молча Г) ласковый взгляд, мой друг, над опустевшим домом, из-за дальнего леса

17. Укажите предложение, в котором неверно выделена грамматическая основа?

В) На рассвете был туман

Г) Начинает шуметь редкий тёплый дождь

18. Найдите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены)

А) Пусть для вас сияет солнце.

Б) В третий раз обратился он к морю.

В) Отпусти меня родная на простор широкий.

Г) Повидайся со мной, появись хоть на миг.

19. На месте каких цифр должны быть запятые?

Трудно найти другой пример в истории(1) где бы цель (2)которую поставило себе историческое лицо (3) была бы так совершенно достигнута(4) как та цель (5) к достижению которой была направлена вся деятельность Кутузова

20. На месте каких цифр должны быть запятые?

В вестибюле училища (1) располагавшегося в старинном особняке (2) выставлялись (3) изготовленные студентами (4) модели самолётов.

21. На месте каких цифр должны быть запятые?

Комната(1) в которую мы вошли (2) была разделена барьером (3) и я не видел (4) с кем говорила (5) и кому униженно кланялась моя мать.

Диагностическая контрольная работа

по дисциплине «Русский язык» 10 класс

Инструкция: тест состоит из 21 вопроса. На его выполнение отводится 80 минут. Справочной литературой пользоваться нельзя. Рекомендуется отвечать на вопросы по порядку. Если не удается на какой-то вопрос ответить сразу, переходите к следующему. Если останется время, вернетесь к пропущенным вопросам.

К каждому вопросу предлагается _ 4 __ варианта ответов, из которых только один верный.

1. Укажите, в каком ряду во всех словах звуков меньше, чем букв?

А) сбросил, съехавший, солнце

Б) повозка, вьюга, молодёжный

B) чудесный, сдобное, шить

Г) бежать, скакать, молотьба

2. В каком ряду во всех словах все согласные звуки глухие?

A) узкая, полоска, липкая, ночь

Б) бумага, хлеб, бедствие, злая

В) шалаш, объект, прочь, ёжик

Г) шить, косить, съезд, шик

3. В каком ряду во всех словах ударение падает на третий слог?

A) осталось, языковая (колбаса)

Б) алфавит, инструмент, предложить

В) формировать, издавна, инструмент

Г) двоюродный, каучук, свободнее

4. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

A) подписать, описать, отписать, сжал

Б) городить, отгородить, перегородка, огородил

B) выжечь, дожечь, обжечь, поджечь, сжёг

Г) приближаю, приморский, предлинный, убегаю

5. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?

А) масло, масляный, маслянистый, маслянистость

Б) мука, мучной, мучнистый, мучнистость

В) серебро, серебрить, серебриться

Г) звук, беззвучность, беззвучный, звучный

7. В каком ряду лексическое значение одного из слов сформулировано неверно?

8. Какие пары слов не являются антонимами?

А) гигант- колосс, жажда- увлечение

B) ликовать-торжествовать, форсировать- свергать

10. В каком ряду все слова являются числительными?

А) одиннадцать, десяток, пятнадцать, двое

Б) семёрка, обоих, две седьмых, шестой

В) пятерых, втрое, тридцать один, пятёрка

Г) пятьсот, семнадцать, две десятых, трое

11. В каком ряду все слова- причастия?

А) измучив, страдающий, заснувший, молотый Б) зависимый, развеянный, построив, раскаявшийся В) увидев, зависимый, построенный, разбитый

Г) нахмуренный, отчаявшийся, слышащий, выкрашен

12. В каком ряду перечислены подчинительные союзы?

А) как….,так и, а, как будто, и

Б) чтобы, если, словно, когда

В) что, хотя, зато, не то… не то

13. В каком ряду во всех словах строчки пишется «о»?

А) сапож…к, грош…вый, расч…т, огорч…нный

Б) камыш….вый, подж…г дома, врач…м, пыльц….й

В) парч…вый, увлеч…нный, врач…м, улиц…й

Г) свинц…вый, одеж…нка, сбереж….нный, взбеш….нный

14. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется «ы»

A) под…тожить, раз…грать, до…сторический, без…мянный

Б) небез….нтересный, пред…дыдущий, меж…здательский, сан…нспектор

B) свер…зысканный, пед….нститут, спорт….нвентарь, трех…мпульсный

Г) без…нициативный, с…грать, под…скать, вз…скание

15. В каком ряду во всех словах строчки пишется «Ь»?

А) береч…ся, блеснёш…, неуклюж…., нет пастбищ….

Б) достич…, защитиш…ся, хорош…., настеж….

В) испеч…, чествуеш…, пахуч…., наотмаш…. Г) моч…, волнуеш….ся, проч…., доч…

16. В каком ряду даны все словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ?

А) слушать молча, жить дружно, глубокое озеро, семь дней

Б) моя подруга, пять лет, возле бушующей реки, автор проекта

В) беспокоиться о детях, рассказ ветерана, заниматься спортом, улицы города Г) возможность учиться, что-нибудь новое, вдали от шумной дороги, войти в дом

17. Укажите предложение, в котором неверно выделена грамматическая основа?

А) Собравшиеся обсуждали повестку дня

В) Мы продолжали идти молча.

Г) Ночь казалась мне удивительной.

18. Найдите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены)

А) Пусть для вас сияет солнце.

Б) В третий раз обратился он к морю.

В) Отпусти меня родная на простор широкий.

Г) Повидайся со мной, появись хоть на миг.

19. На месте каких цифр должны быть знаки препинания?

Я присел под лиственницей(1) чтобы закурить папиросу (2) и (3) пока дымок тихо вился надо мною(4) отгоняя больших лесных комаров (5) меня совершенно незаметно охватила дремота.

Г) 1,3,4,5- запятые, 2- точка с запятой

20. На месте каких цифр должны быть запятые?

С вёсел капали голубые капли (1) и (2)когда они падали в море (3) на месте их падения (4) вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.

21. На месте каких цифр должны быть запятые?

Во всём(1) что наполняет комнату(2) чувствуется нечто давно отжившее (3) какое-то сухое тление (4) и все вещи источают тот странный запах (5) который дают цветы (6) высушенные временем до того(7) что (8) когда коснёшься их (9) они рассыпаются серой пылью.

Ответы к диагностической контрольной работе

по дисциплине «Русский язык» 10 класс

Ответы к диагностической контрольной работе

по дисциплине «Русский язык» 10 класс

Что такое диагностическая работа по русскому. Смотреть фото Что такое диагностическая работа по русскому. Смотреть картинку Что такое диагностическая работа по русскому. Картинка про Что такое диагностическая работа по русскому. Фото Что такое диагностическая работа по русскому

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое диагностическая работа по русскому. Смотреть фото Что такое диагностическая работа по русскому. Смотреть картинку Что такое диагностическая работа по русскому. Картинка про Что такое диагностическая работа по русскому. Фото Что такое диагностическая работа по русскому

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое диагностическая работа по русскому. Смотреть фото Что такое диагностическая работа по русскому. Смотреть картинку Что такое диагностическая работа по русскому. Картинка про Что такое диагностическая работа по русскому. Фото Что такое диагностическая работа по русскому

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое диагностическая работа по русскому. Смотреть фото Что такое диагностическая работа по русскому. Смотреть картинку Что такое диагностическая работа по русскому. Картинка про Что такое диагностическая работа по русскому. Фото Что такое диагностическая работа по русскому

Диагностическая работа включает тестирование из 21 вопроса.

Необходимо выбрать один вариант ответа.

Даны два варианта работы.

Есть критерии оценивания работы и инструкция по выполнению работы.

Работу можно дать в начале учебного года учащимся 10 класса, а также в конце учебного года 9 классу.

Номер материала: ДБ-1176332

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое диагностическая работа по русскому. Смотреть фото Что такое диагностическая работа по русскому. Смотреть картинку Что такое диагностическая работа по русскому. Картинка про Что такое диагностическая работа по русскому. Фото Что такое диагностическая работа по русскому

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое диагностическая работа по русскому. Смотреть фото Что такое диагностическая работа по русскому. Смотреть картинку Что такое диагностическая работа по русскому. Картинка про Что такое диагностическая работа по русскому. Фото Что такое диагностическая работа по русскому

Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок

Время чтения: 1 минута

Что такое диагностическая работа по русскому. Смотреть фото Что такое диагностическая работа по русскому. Смотреть картинку Что такое диагностическая работа по русскому. Картинка про Что такое диагностическая работа по русскому. Фото Что такое диагностическая работа по русскому

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое диагностическая работа по русскому. Смотреть фото Что такое диагностическая работа по русскому. Смотреть картинку Что такое диагностическая работа по русскому. Картинка про Что такое диагностическая работа по русскому. Фото Что такое диагностическая работа по русскому

В российских школах могут появиться «службы примирения»

Время чтения: 1 минута

Что такое диагностическая работа по русскому. Смотреть фото Что такое диагностическая работа по русскому. Смотреть картинку Что такое диагностическая работа по русскому. Картинка про Что такое диагностическая работа по русскому. Фото Что такое диагностическая работа по русскому

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что такое диагностическая работа по русскому. Смотреть фото Что такое диагностическая работа по русскому. Смотреть картинку Что такое диагностическая работа по русскому. Картинка про Что такое диагностическая работа по русскому. Фото Что такое диагностическая работа по русскому

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое диагностическая работа по русскому. Смотреть фото Что такое диагностическая работа по русскому. Смотреть картинку Что такое диагностическая работа по русскому. Картинка про Что такое диагностическая работа по русскому. Фото Что такое диагностическая работа по русскому

АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Диагностические работы по русскому языку

Цели и содержание диагностической работы в начальной школе

Диагностическая работа в начальной школе предполагает решение комплекса сложнейших задач по выявлению, анализу показателей, связанных с усвоением детьми школьной программы, с развитием (психическим и соматическим), с уровнем мотивации к различным видам деятельности (не только учебной). Система целеполагания диагностической работы в школе весьма обширна.

Содержание диагностической работы в начальной школе отбирается сообразно целям и задачам ее осуществления в конкретной образовательной среде и может быть связано с определением уровня предметных, метапредметных знаний и умений, с выявлением мотивов и потребностей, ценностных ориентиров.

Федеральным государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования (в дальнейшем именуемым ФГОС НОО), основанном на Законе «Об образовании в Российской Федерации» [1], предусмотрены основные направления диагностической работы. Прежде всего, ФГОС НОО направляет диагностику на выявление результатов усвоения обучающимися общеобразовательной программы, в рамках которой формируются учебные действия и компетенции.

ФГОС НОО сформулировал конкретные требования к образовательному процессу, осуществляемому во всех системах, на всех уровнях. Данные требования предъявлены как к содержательной, так и к функциональной сторонам целостного образовательного процесса, направленного на всестороннее развитие личности. В связи с новым подходом, предусматриваемым ФГОС, изменились цели, задачи, содержание образования на современном этапе его развития [13].

Поэтому диагностическая работа в начальной школе направлена на выявления уровня сформированности универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) и уровня сформированности ключевых образовательных компетенций (предметных, метапредметных, личностных). Даже в рамках изучения одной предметной области диагностическая работа является многоаспектной психолого-педагогической деятельностью, включающей в себя все аспекты образовательного мониторинга.

Согласно требованиям ФГОС НОО мною была проведена диагностика уровня сформированности у третьеклассников представлений о словарном составе. Это была комплексная диагностическая работа, осуществленная в несколько этапов.

Теоретическое обоснование опыта диагностики уровня сформированности у третьеклассников представлений о составе слова

ФГОС НОО предъявляет определенные требования к личностным, метапредметным и предметным результатам усвоения школьных программ в начальной школе, в том числе и усвоения программы по русскому языку. Одним из результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Русский язык», согласно ФГОС, является овладение первоначальными представлениями о грамматических нормах языка [2, II, ст. 12].

Обучение грамотной речи является на начальном этапе русскоязычного образования важнейшей педагогической задачей. Данный процесс не представляется возможным без формирования представлений о значимых (морфемных) частях слова. Знание морфемного состава слова не ограничивается умением осуществлять разбор слов и узнаванием морфем (приставок, корней, суффиксов, окончаний); это знание охватывает различные аспекты словообразования, составляющие основы грамотности [7].

В начальной школе происходит активное развитие речевой деятельности обучающихся. Речевая деятельность является сложным психическим процессом, связанным, прежде всего, с мышлением. Действительно, в психологии установлена тесная взаимосвязь между мыслительными и речевыми процессами, выявлена их взаимная обусловленность и определена их высокая значимость для всестороннего развития личности, особенно на начальном этапе жизнедеятельности [4].

Грамматический строй языка состоит из двух взаимосвязанных аспектов: морфологического и синтаксического. Морфологический аспект грамматического строя подразумевает изменение отдельных слов по форме с помощью различных языковых средств. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова. Синтаксический аспект предполагает процессы построения словосочетаний и более сложных синтаксических конструкций, которые служат речевыми единицами [20].

Отсюда следует, что все аспекты грамматического строя языка взаимосвязаны и взаимообусловлены, а формирование грамматических навыков предполагает обучение детей правильному изменению слов по основным грамматическим категориям (род, число, падеж), образованию новых слов, построению предложения и использованию в речи разных их типов [14].

В начальной школе происходит формирование представлений о грамматике как об отдельной области языка, младший школьник обладает необходимыми грамматическими знаниями и умениями, которые определяют дальнейшее формирование грамматического строя речи. При этом младший школьник проявляет способность к грамматическим обобщениям, которые представляют собой систему грамматических понятий. Грамматическое обобщение является качественно новой ступенью в овладении грамматическим строем языка [11].

В курсе русского языка начальной школы грамматика занимает центральное место в системе языковых парадигм, усваиваемых обучающимися на всех этапах образовательного процесса, и играет огромную роль в процессах усвоения обучающимися важнейших языковых понятий и совершенствования устной и письменной речи. Грамматические категории и закономерности прямо или косвенно влияют и на оформление отдельных лексических и фразеологических единиц, и на словообразовательные процессы, и на функционирование отдельных компонентов звукового строя языка [3].

Развитие грамматического строя способствует развитию мышления, речевых навыков, закреплению орфографических и синтаксических навыков. При серьезных и длительных занятиях грамматикой у обучающихся постепенно развивается специфическое, так называемое грамматическое мышление, которое в известном смысле является производным, и результатом, и отражением, и средством развития мышления логического [6].

На морфологическом уровне у младших школьников развитие грамматического строя речи сталкивается с конкретными трудностями, связанными с искажением родовых окончаний, причем как в начальных формах, так и при склонении; с некорректным использованием числа; с неправильным употреблением падежей. Кроме того, обучающиеся трудно усваивают морфемные части слов, не могут проводить морфологический анализ простейших словоформ [12].

В начальных классах предусматривается определенный словарный и грамматический минимум, который закрепляется через различные виды разбора, таким образом, у младших школьников формируется аналитическое мышление, умение сравнивать, делать обобщения, выводы [10].

Курс русского языка, как в начальной школе, так и в более старших классах, построен таким образом, чтобы изучать материал от простого к сложному. Пропедевтические знания ученик начальной школы получает еще в начальном школьном обучении, а в среднем и старшем звене ему нужно будет только вспомнить то, что он (ученик) ранее уже изучал [5]. Особое место среди методических задач по развитию грамматического строя речи у младших школьников занимают задачи, связанные с формированием представлений о морфемах [8].

Этой возможностью учащиеся начинают осознанно пользоваться по мере усвоения морфемного состава слов и их образования. Лексическое значение многих производных слов осознается учащимися, когда им «открываются» тайны той связи, на которой основано семантическое родство слов [18].

Важнейшим аспектом методической работы, направленной на формирование и развитие представлений у обучающихся о морфемах, является работа над морфемным составом слова. В процессе такой работы обучающиеся овладевают многими компетенциями, состоящими из знаний, умений, навыков, которые позволяют им успешно усваивать грамматический и лексический материал, понятия «морфема», «морфемный состав» слова [16].

В рамках проблемно-развивающего подхода к формированию представлений о морфемах у третьеклассников (и вообще у младших школьников) методики совершенствуются, обретают характер, скорее, направляющий, чем обучающий. Вместе с тем некоторые методики, связанные с дидактическими играми, продуктивными речевыми упражнениями, остаются неизменными и при данном подходе к обучению [19].

Методики, основанные на проблемно-развивающем подходе к формированию представлений у младших школьников о морфемах, составляют категорию современных педагогических технологий [17]. Требования к применению современных педагогических технологий, направленных на всестороннее развитие личности ребенка, отражены в ФГОС. Диагностика уровня сформированности представлений о составе слова заключается в проверке эффективности выполнения данных требований.

Цели, задачи и содержание диагностики уровня сформированности у третьеклассников представлений о составе слова

Эмпирическое исследование сформированности представлений у третьеклассников о морфемах как о значимых частях слова заключается в выявлении уровней сформированности как показателей усвоения обучающимися морфологии родного языка. В третьем классе обучающиеся должны знать о важнейших морфемах (о приставке, о корне, о суффиксе и об окончании), должны уметь находить их в слове и дифференцировать, также должны обладать навыками морфологического анализа и образования различных производных слов посредством инструментария морфологического анализа.

Для выявления уровня сформированности представлений о морфемах была проведена комплексная, многоуровневая диагностическая работа. Результаты диагностической работы позволили выявить основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе ознакомления с морфемным составом слова, и наметить направления дальнейшей работы по формированию знаний о морфемах и их особенностях.

Для диагностической работы была выбрана группа третьеклассников количеством 20 человек. Эксперимент был проведен в январе и состоял из нескольких этапов.

2. На втором этапе диагностической работы выявлялся уровень практического овладения знаниями о морфемах, уровень умения указывать морфемы в словах, относить морфемы к данной понятийной категории. Обучающиеся должны соотнести обозначенную часть слова с определенной морфемой, то есть правильно определить категорию морфемы по ее функции в слове или месторасположении в нем.

3. На третьем этапе диагностической работы выявлялся уровень сформированности представлений о родственных, однокоренных словах. в процессе актуализации понятия «корень» обучающиеся знакомятся с однокоренными словами и учатся выявлять их. На орфографическом уровне части слов, которые либо относятся к категории корня, либо составляют его основу или основу другой морфемы, могут быть совершенно похожими. Задача обучающихся заключается в том, чтобы выявить слова, которые считаются родственными.

4. На четвертом этапе диагностической работы выявлялся уровень овладения навыками морфологического разбора слова. Морфологический разбор предполагает выделение обучающимися различных морфем в слове на основе знаний о его составе и представлений об однокоренных словах. Самостоятельный разбор слова обучающимися предполагает наличие четких знаний о понятийном содержании морфологии и практики в выявлении морфем различной категории.

5. На пятом этапе диагностической работы выявлялся уровень сформированности навыков морфемного словообразования. Уровень сформированности навыков морфемного словообразования предполагает наличие у обучающихся представлений о значении морфем при образовании различных частей речи, при склонении существительных и прилагательных по роду, числу, падежам. Обучающиеся должны знать, какие морфемы отвечают за определенный аспект морфемного словообразования (и словоизменения).

Методология выявления пяти уровней сформированности представлений о морфемах включала в себя:

1) тестовые задания с выбором варианта ответов (закрытые тесты),

2) развернутые задания (разбор слов, словообразование, словоизменение).

В индивидуальной карточке обучающегося отмечался уровень сформированности представлений о морфемах на каждом этапе диагностической работы. При этом в особую графу вносились основные трудности, с которыми столкнулись обучающиеся при изучении морфемного состава слова. По завершении диагностической работы рассчитывался общий балл, позволивший выявить общий уровень сформированности представлений о морфемах у третьеклассников.

Максимальное общее количество баллов по каждому уровню составило 49. На данном этапе необходимо выявить общий уровень сформированности представлений о морфемах у третьеклассников.

Общий уровень разделен на четыре составляющих:

— высокий уровень сформированности представлений о морфемах, оценивающийся в границах от 36 до 49 общих баллов включительно (или чуть больше за счет дополнительного материала на третьем уровне);

— достаточный уровень сформированности представлений о морфемах, оценивающийся в границах от 24 до 36 общих баллов;

— средний уровень сформированности представлений о морфемах, оценивающийся в границах от 12 до 24 общих баллов;

— низкий уровень сформированности представлений о морфемах, оценивающийся в границах от 0 до 12 общих баллов.

Всего было выявлено восемь уровней сформированности представлений о морфемах у третьеклассников.

Данные об этих уровнях сведены в таблицу 1. В таблице приводятся номер уровня, его качественное описание и максимально возможное количество баллов за каждый уровень. Пятый уровень делился на подуровни, отражающие каждый аспект сформированности у обучающихся определенных знаний о морфемных частях слова.

Таблица 1
Уровни сформированности представлений о морфемах

Максимальное количество баллов

теоретический уровень сформированности представлений о морфемах

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *