Что такое диалектический вопрос примеры
Диалектика: что это простыми словами, краткий обзор, законы
Что такое диалектика?
Диалектика – это философское учение, исследующее развитие постоянно движущихся и меняющихся систем. Внутренним источником непрерывного движения в таких системах считается взаимодействие имеющихся в них противоположностей. Также диалектикой называют подход к познанию окружающего мира, основанный на этом учении. Кроме того, в подходящем контексте данный термин может использоваться для обозначения самого процесса движения и развития чего-либо (например, «диалектика истории»).
Иногда термин «диалектика» используется для обозначения подхода к спору, строящегося на нахождении и эксплуатации противоречий в суждениях оппонента. Это значение считается устаревшим, однако используется довольно часто. При этом не следует путать диалектику с софистикой. Если софистика использует осознанное нарушение законов логики, то диалектика подразумевает лишь тщательный анализ аргументов оппонента и нахождение в них логических противоречий.
Термин «диалектика» образован от древнегреческих слов διά («диа») и λέγω («лего»). Первое переводится как «продвижение сквозь», «проникновение». Второе слово имеет много переводов, но в данном контексте наиболее уместны варианты»излагать», «говорить правильно».
Также диалектика – это умение рассуждать путём построения сложных конструкций, не противоречащих законам логики, но предполагающих наличие скрытых деталей (логика не допускает неопределённости или неоднозначности). Если формальная логика красиво выглядит на бумаге, то диалектика гораздо лучше подходит к реалиям жизни, поскольку обеспечивает большую гибкость. Она строится на следующих утверждениях:
При этом диалектика остаётся одним из самых неоднозначных философских учений, и к ней предъявляется немало претензий. Главная претензия состоит в том, что данное учение допускает рассуждения, основанные на противоречивых утверждениях об одних и тех же объектах и явлениях. Более того, в рамках диалектики противоречащие друг другу утверждения могут приниматься истинными, что совершенно неприемлемо с точки зрения логики.
Законы диалектики
Современная диалектика опирается на законы, сформулированные немецким философом Георгом Гегелем. Рассмотрим каждый из этих законов подробно.
1. Закон единства и борьбы противоположностей
Данный закон определяет основную причину движения и развития – наличие противоречий, рождающихся из взаимодействия противоположностей. Всё в нашем мире состоит из противоположных сущностей (свет и тьма, порядок и хаос, добро и зло).
Для этих противоположностей выполняется ряд условий:
В этом смысле диалектика Гегеля имеет общие черты с концепцией Инь и Янь, лежащей в основе традиционной китайской философии.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные
Данный закон подразумевает, что непрерывное развитие приводит к накоплению некоторого количества изменений, необходимого для скачкообразного перехода к новому качеству. Например, накопление тепла в воде приводит к тому, что её температура постепенно повышается, а в какой-то момент она превращается в пар (происходит качественный скачок). Аналогично можно рассматривать взаимное превращение воды и льда. Вода не становится густой постепенно, она сразу переходит в твёрдую форму (и наоборот).
3. Закон отрицания отрицания
Третий закон диалектики показывает, что любое развитие имеет направление. Каждый раз при переходе в новое качественное состояние происходит отрицание предыдущего качества. При этом проходя через двойное отрицание система возвращается к исходному состоянию, но не становится тождественной ему. К примеру, если вода превращается в лёд, который впоследствии снова превращается в воду, нельзя сказать, что это та же самая вода. Это новая форма той изначальной воды, повторяющая её свойства, но пребывающая на более высокой ступени развития.
Принципы диалектики
Помимо законов диалектика вводит несколько принципов, согласно которым происходит движение и развитие. Чтобы понять смысл этих принципов, каждый из них также нужно рассмотреть подробно.
Категории диалектики
Также для полного понимания того, что такое диалектика, разберём основные категории, которыми она оперирует:
Исторические формы диалектики
Если рассматривать диалектику не как учение, а как способ познания, то можно утверждать, что она появилась тогда же, когда первые люди научились мыслить и строить умозаключения на основе наблюдаемых фактов. Таким образом, исторически первая форма диалектики представляла собой попытку древних людей осмыслить окружающий мир и своё место в нём. Они учились понимать и прогнозировать события, чтобы знать, что произойдёт в ближайшем будущем и как это пережить.
Если же говорить о диалектике, как о философском учении, то можно выделить 5 этапов её существования, на которых она приобретала разные формы. Рассмотрим каждую из этих форм подробнее.
1. Наивная (стихийная) диалектика античности
Основными представителями можно считать Гераклита (544 – 483 до н. э.), Зенона (490 – 430 до н. э.) и Аристотеля (384 – 322 до н. э.). Наивной диалектика античности называется, поскольку древнегреческие философы рассматривали бесконечное развитие окружающего их мира, но Космос считали завершённым, безупречным и вечным (то есть, постоянным и не меняющимся). При этом они отталкивались от весьма примитивного (по современным меркам) понимания природных стихий.
2. Умозрительная диалектика Средних веков
Поскольку в тот период философия, как и другие науки, вынуждена была обслуживать интересы церкви, диалектика Средних веков подразумевала деление мира на «несовершенный» земной и «совершенный» небесный. Основная её цель заключалась в том, чтобы увязать сакральную и мирскую ипостась мира, объединить в целостную систему небесное и земное.
В основе средневековой диалектики лежало разделение, которое ввёл один из основателей христианской церкви Августин Аврелий Иппонийский (354 – 430). Он считал, что существует 2 противоположных мира:
Для средневековой диалектики характерно объединение двух противоположных методов познания – рационального постижения мира и беспрекословной веры. То есть, механизмы рационального мышления использовались для подтверждения догматических идей, принимаемых на веру и не допускающих сомнения.
3. Диалектика эпохи Возрождения
Наиболее яркими представителями диалектики на данном этапе её развития можно назвать Николая Кузанского (1401 – 1464) и Джордано Бруно (1548 – 1600). Николай Кузанский хоть и был кардиналом Римской католической церкви, придерживался взглядов, характерных для пантеизма (единство бога и вселенной). Разнообразие и переменчивость окружающего мира он считал проявлением его божественной сущности. Похожих взглядов придерживался и Бруно.
4. Идеалистическая диалектика Гегеля
Георг Гегель (1770 – 1831) считается основоположником современной диалектики. В его философии она играет практически центральную роль, ведь он посвятил значительную часть своей научной деятельности развитию данного учения. Гегель рассматривал диалектику как метод исследования действительности, противоположный метафизике. Изложенные им идеи оказались настолько удачными и удобными для объяснения, что были приняты большинством его современников, многие из которых признали диалектику Гегеля универсальным методом познания.
5. Материалистическая диалектика Маркса
Данная форма диалектики возникла в результате развития идей Гегеля Карлом Марксом. Впоследствии над её развитием работали также Фридрих Энгельс и Владимир Ленин. Поводом для создания материалистической диалектики стали некоторые противоречия, обнаруженные Марксом в идеалистической диалектике Гегеля. Однако его переосмысление не смогло достичь того же уровня популярности, что и оригинальное учение.
Альтернативы диалектики
Чтобы лучше понять, что такое диалектика, стоит рассмотреть философские учения и подходы, которые противопоставляются ей или решают те же задачи другими методами:
Заключение
Диалектика – это философское учение, а также способ познания мира, основанный на детальном изучении противоречий, исследовании процессов движения и развития. В отличие от формальной логики, она допускает наличие взаимно-противоречащих фактов. При этом она противопоставляется метафизике и рассматривает все объекты и явления как взаимосвязанные детали целостной системы.
К сказанному остаётся добавить лишь то, что важность данного учения и его применимость в повседневной жизни нельзя недооценивать. Понимать, что такое диалектика, должны не только философы. Это знание необходимо каждому разумному человеку, который хочет самостоятельно формировать свою точку зрения, а не принимать на веру чужие идеи.
ДИАЛЕКТИКА. Законы, принципы и альтернативы диалектики
Диалектика. В споре рождается истина… Эта фраза хорошо известна. Принадлежит она Сократу, древнегреческому философу. По сути с нее и начинается становление диалектики…
Диалектика – с греческого искусство спорить, вести беседу. В философии по сей день не существует точного определения этого понятия. Однако диалектику рассматривают как метод познания развития всего сущего, источником которого является внутренняя противоречивость.
Зарождение и этапы развития
I этап
Наивная или стихийная диалектика возникла в Древней Греции. Начало этому положили Гераклит и Сократ.
Гераклит считал, что в мире все изменчиво, «все течет, все меняется», «в одну реку нельзя войти дважды». Благодаря этому движению и происходит развитие. Параллельно с этим, он развивает учение о противоположных началах, которые являются половинами одного целого, дополняя друг друга. Созвучно представлениям древнегреческих философов, подобные диалектические методы прослеживаются в философии даосизма. «Превращение в противоположность – движение дао». Символически это выразилось в появлении инь и янь.
Идеи Гераклита были продолжены Сократом. Им же был введен термин «диалектика». Философ полагал, что только при высказывании различных мнений во время ведения беседы, отсеивается все пустое и рождается истина. Известным это учение стало благодаря «Диалогам» Платона.
Этот период развития диалектики назван стихийным из-за отсутствия научного обоснования, а основные положения опираются лишь на наблюдения за стихийными явлениями.
II этап
В Средние века диалектика развивалась в русле религии. Августин Аврелий, Фома Аквинский понимали этот метод как способ единения божественного и земного, разума и веры. Основным направлением учения была проблема перехода от греховного существования к идеальному райскому. В то же время были выработаны основные теоретические положения диалектики.
III этап
Эпоха Нового времени явилась новым витком развития диалектики. В этот период проблемами этого метода активно занимается немецкая классическая философская школа (И. Кант, И. Фихте, Э. Шеллинг). Вершиной же стала идеалистическая диалектика Г. Гегеля. Он систематизировал знания, сформулировал законы и принципы, а также противопоставил диалектический подход метафизическому.
IV этап
Марксизм. К. Маркс, Ф. Энгельс активно пользовались методами гегелевской диалектики, разрабатывая материалистическое направление. Однако Маркс считал, что первична материя, она вечна и бесконечна, а дух вторичен. Т.о. диалектика Гегеля стоит «на голове», а надо ее поставить «на ноги».
Законы диалектики
Закон единства и борьбы противоположностей
Каждое явление состоит из противоположностей, которые находятся в противоречии, но при этом составляют единое целое, не существуют одно без другого (рождение-смерть, день-ночь, вдох-выдох). Результатом такого взаимодействия является движение и переход на новый уровень.
Выделяют несколько видов борьбы.
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные
В диалектике развитие рассматривается в единстве количественных и качественных изменений. Нарастание количества приводит к изменению качества. При этом качество не может меняться бесконечно. В какой-то момент происходит коренное изменение сущности предмета – скачок. Изменение меры, приводящее к такой трансформации, называется узел.
Закон «отрицание отрицания»
Старое всегда отрицается новым, которое со временем занимает место старого, затем история повторяется (смена поколений, моды, направлений в музыке, искусстве и т.д.). Но отрицание не тотальное, а только той части, которая отжила. Т.о. развитие происходит путем преемственности.
Принципы диалектики
Альтернативы диалектики
Диалектика прошла долгий путь в десятки веков, но ее законы и принципы активно используются в науке, искусстве, культуре, в экономике, социальной жизни. Невозможно составить целое без отдельных элементов. Она помогает преобразовать сложности, расширить кругозор, понять действительность.
Что такое диалектика и какие этапы развития она прошла — 3 закона диалектики в философии Гегеля
«Диалектика есть искусство (или же трюк)
взять две стороны и к ним приделать проблему».
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Диалектика – это понятие, смысл которого не то что не всем, а скорее даже никому не ясен до конца.
Разве что Гегель постиг всю его глубину, но доходчиво объяснить свое знание не смог, о чем и объявил на смертном одре: «Изо всех моих учеников только один понял меня, да и тот неправильно».
Диалектика — это.
Чтобы понять хотя бы азы диалектики, вернемся к истокам и проследим основные вехи становления этого понятия. Со времен своего появления в Древней Греции оно значительно усложнилось и обогатилось новыми смыслами.
Само по себе слово «диалектика» происходит от древнегреческого διαλεκτική, что в переводе означает «искусство спорить, вести рассуждение» (само это древнегреческое слово состоит из двух частей: διά — «через; раздельно» и λέγω — означающего «говорить, излагать»).
В общих чертах диалектика в философии – это теория о развитии бытия, где все закономерно и связано между собой, но при этом полно внутренних противоречий, благодаря которым и происходит развитие.
Если тяготеете к более сложным формулировкам, то вам может понравиться это определение диалектики:
Диалектическое направление философии развивается на протяжении истории человечества с античных времен, но в философии принято выделять три основных исторических этапа.
Стихийная диалектика античных философов
Началась с Гераклита Эфесского (544-483 гг. до н.э.), выразившего мысль, что:
основной закон бытия – это борьба противоположностей, в ходе которой что-то рождается, а что-то разрушается.
Искусство спора. Диалектика Сократа
Древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) оказал значительное влияние на развитие философии, но при этом не оставил после себя письменных трудов, т.к. свои размышления предпочитал озвучивать в устных беседах. Именно Сократу принадлежат слова «В споре рождается истина», а для постижения истины необходимо искусство спора.
Для Сократа диалектика (dialektike techne) – это такое искусство построения беседы, когда в суждениях оппонентов последовательно выявляются противоречия, на каждый аргумент находится контраргумент, только таким образом возможно рождение истины, появление нового знания.
Сократовский метод ведения интеллектуальных споров базируется на трех главных принципах:
Сократ ввел термин диалектика, говоря об искусстве ведения спора. Платон и Аристотель развивали учение Сократа в своих поисках источника развития мира.
Параллельно в древнекитайской философии даосисты вывели понятие Инь и Янь – единство противоположностей, неразрывное начало всего сущего.
Средние века и Ренессанс (что это?) дополнили и расширили понятие диалектики, мыслители того времени (Б. Спиноза, Р. Декарт, Д. Бруно) изучали природу с позиции ее целостности, в которой сосуществуют внутренние и внешние связи и противоречия.
Но все же тогда преобладала упрощенная картина мира, где явления предпочитали анализировать обособленно.
Идеалистическая диалектика Гегеля
Огромный вклад в учение о диалектике внес немецкий философ Георг Гегель (1770—1831 гг.), который считал, что в основе всего сущего лежит абсолютная идея, находящаяся в постоянном движении и развитии. Смысл эволюции в самореализации абсолютной идеи, а движущая сила этого процесса рождается из борьбы противоположностей.
Гегель выводит диалектическую триаду: тезис – антитезис – синтез
Любое развитие происходит по этой схеме – выдвигается тезис, но на каждый тезис найдется свой антитезис, а это неминуемо вызывает конфликт.
Синтез примиряет эти два противоположных начала, приводит их к компромиссу и гармоничному единству, вследствие чего рождается новая сущность. Так может продолжаться до бесконечности.
Ярким примером диалектической триады Гегеля является любая революция, где тезис – условия одного социального слоя, антитезис – условия другого слоя, а синтез – это рожденный в борьбе новый политический строй, вобравший в себя элементы противоборствующих начал.
Законы диалектики
Отвечая на важнейшие вопросы диалектики, Гегель сформулировал 3 ее закона.
«Как происходит развитие?»
На определенном этапе под грузом количественных накоплений происходит качественный скачок – переход предмета в иное качественное состояние.
Пример: при добавлении в бульон большего количества мяса, суставов и костей, он станет холодцом.
«Что является источником развития?»
Закон занимает центральное место в диалектике и основывается на том, что каждое явление имеет два противоположных начала, которые по своей природе едины, но находятся в конфликте и противоречат друг другу. Именно этот конфликт и является источником развития всего сущего.
Пример: день и ночь образуют сутки.
«Куда направлено развитие?»
Этот закон диалектики основан на триаде тезис-антитезис-синтез в философии Гегеля, то есть развитие строится на отрицании, за которым следует синтез. Впоследствии сложившийся синтез также подвергнется отрицанию. Это движение по спирали бесконечно.
Пример: феодализм – это отрицание рабовладельческого строя, а капитализм – это отрицание феодализма.
Материалистическая диалектика Маркса
Материалисты К. Маркс и Ф. Энгельс превратили гегелевскую диалектику в инструмент философского исследования мира, утвердив ее как метод познания и преобразования действительности.
Что же такое диалектика по Марксу? Это несколько основных составляющих.
Современное восприятие диалектики
Сегодня мы понимаем диалектику как теорию развития, основанную на противоречиях всех форм бытия. Диалектическое познание мира, в котором все подвижно и изменчиво, противопоставлено метафизическому, где отдельные объекты рассматриваются в статике.
Очень изящное толкование диалектики дает в своем живом журнале автор zogin https://zogin.livejournal.com/84678.html.
«Диалектика – это что-то сильно похожее на «Игру в бисер» Гессе. Даже еще более крутое. Это явление, находящееся на стыке науки, искусства, идеологии и религии. Она имеет определенную цель, не сводящуюся к собственно научным целям».
Действительно, при всех своих слабых сторонах диалектика делает попытки выстроить элементы бытия в гармоничную целостную картину. Сегодня она служит для разрешения противоречий в науке, в основном в социологии и психологии.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
Не может быть в формах бытия противоречий, а всякое противоречие основывается лишь на ложности суждений.
Философы прошлого, которые мало чем занимались кроме бумагомарания вообще были склонны усложнять простые и понятные понятия, наделять их новым смыслом, который часто существовал только в их воображении.
Сейчас диалектика введена в качестве отдельного предмета во многих школах. Я считаю, это правильно.
Истина в споре может родиться только тогда, когда оба спорщика способны объективно воспринимать и сопоставлять факты, если же хотя бы один из спорщиков идиот, то спор будет длиться вечно.
«Отвечая на важнейшие вопросы диалектики, Гегель сформулировал 3 ее закона» — очень интересно узнать, где же Гегель сформулировал эти законы? — Может быть, приведёте цитату? — Или Вы путаете Энгельса с Гегелем? — Или не читали Гегеля вовсе? Ох уж эти марксисты-недоучки!
Вадим: Энгельс ссылался на Гегеля (хотя и неправомерно), поэтому и сформировалось такое представление, что последний был автором этих законов. История не то чтобы сильно запутанная, но в рамки статьи не укладывалась. Упростили — каюсь. Спасибо, что уточнили.
Добрый вечер, Дмитрий. Не только Вы упростили — это было бы не столь печально. У марксистов нет ни одного научного труда по философии или логике не случайно — невозможно какими-либо представлениями (не важно, какими именно, важно то, что они так и остаются всего лишь представлениями) познать процесс движения мышления, разумный процесс. К сожалению, марксисты-ленинцы так и не научились различать рассудок и разум, общее и всеобщее. Рассудок оперирует конечными определениями, не понимая их природы. Общее есть общее лишь для сравнивающего рассудка, всеобщего же рассудок не осознаёт. Разумное движение невозможно уложить в тесные рамки «законов», даже «наиболее общих законов природы и общества».
Правда, кроме Вас, никто ещё не покаялся, хотя это могло бы послужить началом движения к разуму.
Диалектика в нашей жизни
Диалектика в нашей жизни
(из записок пессимиста)
Пессимист – это хорошо информированный оптимист
(народная мудрость)
Что такое диалектика и какие ее основные законы лучше всего знают люди, получившие образование во времена СССР. Тогда законы диалектики проходили даже в школе. Но, видимо, реально понимали немногие, так как знание этих законов не нашло применения в практике государственного строительства и развития экономики. Нынешние поколения народа, наша политическая и экономическая «элита», наши бизнесмены и знать их не хотят. А зря! Это объективные и краеугольные Законы самой природы! Игнорирование их приводит к печальным последствиям. Именно с игнорированием этих Законов связаны все негативные явления не только в Украине, но всего мирового сообщества. Как говорится: незнание законов не освобождает от ответственности!
Вот три закона диалектики:
1) Закон перехода количества в новое качество;
2) Закон единства противоположностей;
3) Закон отрицания отрицания.
С моей точки зрения, реально существуют только два первых, а третий закон – это производное двух первых. Поэтому мы будем рассматривать только два Закона.
Итак. Закон перехода количества в новое качество. В советские времена его иллюстрировали на уроках химии. Я проиллюстрирую его более понятными примерами.
Пример 1. Автомобиль – это условно положительное явление. Положительное качество автомобиля (ускорение передвижения, перевозка грузов) сохранялось с ростом их численности до определенного количества. Однако нынешнее количество автомобилей перешло в новое – отрицательное – качество, которое заключается в ускоренном уменьшении ресурсов углеводородного топлива, роста цен, ухудшении экологической ситуации. В странах Западной Европы, которые резко улучшили экологические показатели своей промышленности за счет новых технологий и выведения «грязных» производств в развивающиеся страны, основным загрязнителем воздушного пространства является именно автотранспорт.
Пример 2. Аналогично обстоят дела и с промышленностью. Сегодня положительный эффект промышленности зачеркивается отрицательным экологическим эффектом, что опять-таки связано с количественными изменениями.
Пример 3. Энергетика. Традиционная на сегодня энергетика – гидроэлектростанции и тепловые электростанции. Сегодня их польза (обеспечение человечества энергией) перекрывается отрицательным (опять-таки. ) экологическим фактором. Крупные гидроэлектростанции с их водохранилищами не только нарушают гидрогеологические условия, но даже влияют на тектоническую деятельность Земли. Теплоэлектростанции, особенно, работающие на угле, являются основными загрязнителями окружающей среды радиоактивными элементами (это, не считая кислотных дождей и золошлаков). Тем не менее, малые гидро- и теплоэлектростанции (работающие на древесине) сохраняют на сегодня за собой положительные факторы.
Теперь геополитические примеры. Следует признать, что высокоразвитые страны и, в первую очередь, США в 20 веке сделали выдающиеся шаги в направлении стратегического планирования своего развития на Земле. Определенную роль в этом сыграла Великая Октябрьская революция, СССР и страны соцлагеря. Тем не менее, даже мудрый капитализм так и не желает учитывать объективные законы диалектики. Наиболее сильно этому мешают частнособственнические интересы. С 80-х годов происходит реализация стратегических планов, разработанных в 40-70-х годах. Большое значение в этих планах отводилось космонавтике. Экспансия высокоразвитых стран ограничивается размерами Земли и количеством стран. При существующей неэкономной, энергозатратной и энергоизлучающей экономике основные надежды, связанные с ресурсной базой, были на планеты солнечной системы (Луна, Марс). Однако космическая экспансия по ряду объективных факторов задерживается. И это приводит как раз к резким количественным изменениям на Земле. И, согласно Закона о переходе количества в новое качество, это приводит к появлению нового качества. К, сожалению, негативного. «Демократия» и высокий уровень жизни высокоразвитых стран являлся рекламным двигателем их экспансии в развивающиеся страны в постколониальную эпоху. И это принесло им успех (особенно США). Эти страны перешли в новую – постиндустриальную – фазу. Они вынесли многие опасные производства в страны с материально-энергетическими и людскими ресурсами. Они создали транснациональные корпорации и наднациональные кредитно-финансовые системы с колоссальными средствами. Но законы диалектики неумолимы. В странах, куда распространилась экспансия высокоразвитых стран, неизбежно стал подниматься уровень экономики, уровень жизни, уровень потребления, что неизбежно привело к напряжению на мировом рынке энергоресурсов (и нынешнему росту цен на энергоносители). Это в свою очередь вызвало практически военную экспансию США в страны с такими ресурсами. И многие аналитики считают неизбежным в ближайшем будущем военный конфликт между высокоразвитыми странами и Китаем.
Из всего вышеприведенного выплывает яркий пример проявления второго Закона диалектики: единства и борьбы противоположностей. В любом явлении уже изначально сосуществует добро и зло (положительное и отрицательное). В какой-то период развития (одно количественное соотношение) преобладает одно качество, а в другой (при росте количественных изменений) – другое. Но отсюда же вытекает и теснейшая связь этих двух Законов.
В Природе эти Законы гармонизированы и обеспечивают практически идеальный механизм развития материи. Они являются причиной многообразия в Природе (Материи), что служит обеспечению устойчивости. Человечество создало свою Техногенную Природу – бледную копию матери-Природы. Инстинктивно человечество понимает положительную и стабилизирующую роль многообразия. И пытается это реализовать. Но чаще всего идет симуляция многообразия. Более того, процесс глобализации, начавшийся в эпоху великих географических открытий и сыгравший определенную положительную роль, сегодня уменьшает разнообразие земной цивилизации, так как упрощает, нивелирует имеющиеся национальные особенности. Создание глобальной информационной сети (Интернет), проведение финансовых операций и платежей в формате реального времени, вероятно, играет положительную роль в тактическом плане для экономики многих стран. Однако и все негативные процессы в экономике будут распространяться с такой же скоростью. По аналогии с физикой – это означает уменьшение сопротивления или инертности системы. И негативный результат будет похож на короткое замыкание, от которого пострадают все. То есть скорости реализации Закона единства противоположностей возрастают максимально: время перехода положительного фактора на отрицательный резко уменьшается. В таких условиях для всех на Земле было бы лучше, если бы у Власти были люди, понимающие диалектику развития и способные влиять на происходящие процессы, быстро реагировать на изменения. Человеческая цивилизация в техническом смысле похожа на сложнейший, многоэтапный технологический процесс. И если в Природе (Материи) все ее элементы (кроме человека) подчиняются Законам Природы, то в техногенной Природе человеческой цивилизации этого нет. Здесь много субъективных факторов. В этом главная проблема. И в определенном плане Глобализация – это, вероятно, также и попытка активного управления происходящими процессами в масштабах всей цивилизации. Однако реализация этой попытки идет, как уже указывалось выше, по пути упрощения, что может сказаться на устойчивости всей системы.
В Природе, объективно говоря, отсутствуют понятия добра и зла. В ней все проще и, одновременно, сложнее. Но все происходящие процессы направлены на совершенствование системы, адаптации ее к изменяющимся условиям пространства-времени, на повышение устойчивости.
Выше мы говорили о тех явлениях, которые изначально имели положительный импульс. Но как обстоят дела с явлениями в человеческой цивилизации, которые изначально имеют отрицательный импульс. Повторю: есть Закон единства противоположностей. В капиталистическом и любом классовом обществе он проявляется, например, в бедности и богатстве. Бедность и богатство – это два неразделимых явления: без богатых нет бедных, без бедных нет богатых. Обогащение одних оборачивается бедностью для других. И иначе быть не может, так как любое общество и государство можно сравнить с котелком, из которого все черпают. Если кто-то берет больше, то другим остается меньше. И все мы видим, какая идет политическая драка, чтобы быть ближе к Власти, а, значит, и к кормушке. Но борьба за место у кормушки – это только внешне похоже на борьбу за выживание, какая есть в Природе. Там борьба за выживание направлена, в конце-концов, на выживание всего вида и даже на выживание всей живой материи.
Борьба за выживание в человеческом обществе ничего общего с этим не имеет. Более того, эта борьба ведет не только к деградации человечества, но и создает угрозу другим формам жизни на Земле. Мы – человечество – считает себя царями Природы, но мы забыли, что мы только ее часть. И если мы сами не боремся за выживание себя как вида и не осуществляем общую стратегию по выживанию всего живого на Земле, то Природа Земли без сожаления расстанется со своей частью, которая несет угрозу ей. Все просто. Самое интересное, что все мы делаем своими собственными руками. Да, может быть, согласно Закону единства противоположностей, человеческая цивилизация и является противоположностью Живой Природы. Но это должно быть единство противоположностей, направленное на развитие живой формы Материи. Если это не так, то от этой противоположности Природа просто избавится, как от ошибочного элемента. Эта функция заложена в Природе и Материи: в случае накопления негативных явлений качественные изменения проявляются в распаде неудавшейся системы. Материя как бы отступает назад, чтобы начать новое развитие с учетом приобретенного опыта.
Материальное производство – это основа экономики человеческой цивилизации. Хотя многие считают, что торговля – это основа экономики. Похоже. Что в это поверили даже многие политики. Действительно, высокая производительность труда в высокоразвитых странах привела к тому, что в материальном производстве занята незначительная часть трудоспособного населения. Высокие технологии, информационные технологии только способствуют повышению производительности труда, но не заменяют материальное производство. Творческая деятельность и интеллектуально наполненное материальное производство способствуют прогрессу человеческой личности. Нематериальное производство (сфера обслуживания), не связанное с интеллектуальным трудом, к, сожалению, как отмечают специалисты, ведут к деградации личности. Как и безработица.
18.01.08 г.