Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных

Культура. Формы взаимодействия культур. Диалог культур.

Формы взаимодействия культур. Диалог культур.

Диалог культур – взаимопроникновение культур, духовное сближение больших культурных регионов; это совокупность непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами, а также их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений.

В процессе диалога культур происходят изменения культурных систем ценностей и типов мировоззрения, становление новых форм культуротворчества и образа жизни. Именно в этом заключается отличие диалога культур от форм экономического, культурного или политического сотрудничества, не предполагающих существенных преобразований каждой из сторон.

Уровни диалога культур:

Формы и принципы взаимодействия культур:

Одна из форм диалога культур – международные отношения.

Создание различных международных организаций типа ООН или ЮНЕСКО,

Формы культурного конфликта по масштабам:

Примеры масштабных и жестоких культурных конфликтов:

Культурные конфликты отличаются особенной ожесточенностью и бескомпромиссностью, а в случае применения силы преследуют цели не столько покорения, сколько физического уничтожения носителей чуждых ценностей.

Способы выхода из культурного конфликта:

Путь к «культурному миру» – отказе от монополии на истину и стремления насильно привести мир к консенсусу.

Источник

Диалог культур: определение, уровни, примеры

Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Смотреть фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Смотреть картинку Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Картинка про Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных

В ряду всех трудно понимаемых понятий, всё что связано с “культурой”, наверное, самые непонятные для ребят, которые будут сдавать егэ по обществознанию. А диалог культур, особенно, когда требуется привести примеры такого диалога — так вообще вызывают ступор и шок у многих. В этой статье мы разберем это понятие понятно и доступно, чтобы вы не испытывали ступора на экзамене.

Определение

Диалог культур — означает такое взаимодействие между носителями разных ценностей, при котором одни ценности становятся достоянием представителей другой культуры.

При этом носителем обычно является человек, личность, выросшая в рамках данной системы ценностей. Межкультурное взаимодействие может происходить на разных уровнях, с помощью разного инструментария.

Самый простой такой диалог — это когда вы, россиянин, общаетесь с человеком, выросшим в Германии, Англии, США или Японии. Если у вас есть общий язык общения, то вы, осознавая или нет, будете транслировать ценности той культуры, в которой выросли сами. К примеру, задав вопрос иностранцу, есть ли у них в стране уличный жаргон, вы можете узнать много нового об уличной культуре другой страны, и сравнить ее с вашей.

Другим интересным каналом межкультурной коммуникации может служить искусство. Например, когда вы смотрите любое голливудское семейное или вообще любое другое кино, то вам может показаться странным (даже в дубляже), когда, к примеру, мать семейства говорит отцу: “Майк! Ты почему не свозил сына в выходные на бейсбол?! Ты же обещал!”. При этом отец семейства, краснеет, бледнеет и вообще ведет себя с нашей точки зрения весьма странно. Ведь российский отец просто скажет: “Не срослось!” или “Не мы такие, жизнь — такая” — и уйдет восвояси по своим делам.

Эта, вроде бы мелкая ситуация, показывает, насколько серьезно относятся к обещаниям (читай к своим словам) в заграничной стране и в нашей. Кстати, если не согласны, напишите в комментариях, с чем именно.

Также любые формы массового взаимодействия будут являться примерами такого диалога.

Уровни культурного диалога

Существует всего три уровня такого взаимодействия.

Такое взаимодействие возможно вследствие каких цивилизационных процессов. Например вследствие распада СССР многие государства сделали свой цивилизационный выбор. Многие интегрировались в западноевропейскую цивилизацию. Другие стали развиваться самобытно. Примеры, думаю, сами сможете привести, если подумаете.

Кроме этого, можно выделить следующие формы культурного диалога, которые могут проявляться на его уровнях.

Культурная ассимиляция — это такая форма взаимодействия, при которой одни одни ценности уничтожаются, а на смену им приходят другие. К примеру, в СССР были человеческие ценности: дружбы, уважения и пр., что транслировалось в фильмах, мультфильмах (“Ребята! Давайте жить дружно!”). С распадом Союза на смену советским ценностям пришли другие — капиталистические: деньги, карьера, человек человеку волк и все в таком духе. Плюс компьютерные игры, в которых жестокость порой выше, чем на улице, в самом криминальном районе города.

Интеграция — это такая форма, при которой одна система ценностей становится частью другой системы ценностей, возникает как бы взаимопроникновение культур.

К примеру, современная Россия страна — многонациональная, поликультурная, и поликонфессиональная. В такой стране, как наша, не может быть доминирующей культуры, поскольку все они объединены одним государством.

Дивергенция — очень упрощенно, когда одна система ценностей растворяется в другой, и влияет на нее. Например, сквозь территорию нашей страны прокладывали себе путь многие кочевые орды: хазары, печенеги, половцы, и все они осели здесь, и в конце концов растворились в местной системе ценностей, оставив в ней свой вклад. К примеру, словом “диван” изначально назывался малый совет ханов в империи чингизидов, а теперь это просто предмет мебели. Но слово-то сохранилось!

Понятно, что в этом небольшом посте, мы не сможем раскрыть все грани, необходимые для сдачи егэ по обществознанию на высокие баллы. Поэтому приглашаю вас на наши курсы подготовки, на которых мы детально раскрываем все темы и раздела обществознания, а также работаем над разбором тестов. Наши курсы — это полноценная возможность сдать егэ на 100 баллов и поступить в вуз на бюджет!

Источник

Отношения и связи между культурами: диалог культур

На Земле существует более 200 стран и около 3000 народов, обладающих неповторимым культурным своеобразием, имеющих свои обычаи, нравы, традиции, верования. Между ними возникают разнообразные социальные связи и взаимоотношения. Взаимодействие одного народа с другим предполагает соприкосновение и взаимное влияние их культур. Процесс межкультурной коммуникации, носящий мирный характер, называется межкультурным диалогом.

Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Смотреть фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Смотреть картинку Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Картинка про Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных

Понятие и виды

Для культуры необходимо взаимодействие. Оно ведет к преодолению однообразия, дает импульс дальнейшему развитию и обновлению. Диалог культур – форма межкультурного взаимодействия, при которой происходит активный обмен содержанием культур при сохранении ими своей самобытности. В ходе такого диалога происходят взаимные изменения систем ценностей, типов мировоззрения, образа жизни, моделей повседневного поведения, не затрагивающие базовых структур взаимодействующих культур. Диалог культур обусловлен:

Диалог культур – это добровольное общение, построенное на основе равенства и взаимного уважения, стремления сторон к взаимопониманию. Он предполагает культуру отношения к другой культуре, понимание ее самобытности и самостоятельности. Диалог – это показатель широты, открытости, свободы культуры и общества, признание ценности единства культур. Межкультурный диалог бывает 2 видов:

В диалог культур вовлечено, как правило, несколько участников, что связано с этнической и культурной неоднородностью любого современного общества. Возможность контактов и взаимодействий между культурами обусловлена наличием общих точек соприкосновения, которыми могут стать мифология, язык, религия, искусство, наука.

Содержание и результаты многообразных межкультурных контактов во многом зависят от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия. Определяющее значение имеет этническая культура взаимодействующих сторон, господствующие ценности, психология народов. Наличие в обществе межэтнического напряжения, конфликтов затрудняет диалог между культурами, взаимодействие носит ограниченный характер. Диалог же способен снять это напряжение, предупредить возникновение конфликта, примирить стороны, создать обстановку доверия и взаимного уважения.

Типы, уровни, принципы межкультурного диалога

Механизм взаимодействия культур носит сложный, многосторонний и многоуровневый характер. Типы межкультурного диалога:

Культура составляет содержание внутреннего, духовного мира человека. Межкультурные взаимодействия осуществляются через взаимодействие индивидуальных мировоззрений. Они происходят на 4 уровнях:

Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Смотреть фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Смотреть картинку Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Картинка про Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных

Диалог культур возможен только при определенном сближении их культурных кодов, наличии или возникновении общей ментальности. Он предполагает сопоставление национальных ценностей, взаимное уважение к ним, преодоление стереотипов, синтез самобытного и инонационального. Диалогические отношения культур строятся на принципах:

Диалог культур – необходимое условие их мирного сосуществования и развития. Замкнутость, изолированность культуры ведет к деградации, а открытость – напротив – способствует ее обогащению.

Заключение

В процессе глобализации возрастает международный диалог культур. Он усиливает взаимопонимание между народами, позволяет им увидеть общее и различное между разнообразными культурами, осознать свое место в глобальной мировой культуре. Тенденция к расширению культурных обменов и контактов между странами, народами, этносами уравновешивается их стремлением к сохранению культурной самобытности. Становясь все более единым, человечество сохраняет свое культурное многообразие.

План ответа по теме «Диалог культур»

1. Своеобразие культур и их взаимоотношения.

2. Понятие диалога культур. Основания для диалога культур.

3. Виды диалога культур:

4. Содержание диалога культур.

5. Типы межкультурного диалога:

6. Уровни межкультурного диалога:

Источник

Взаимодействие культур: диалог культур

Проблемами диалога занимались в социолингвистике (Л. Щерба, Л. Якубинский), литературной и философской герменевтике (Х. Гадамер), феноменологии (Х. Гуссерль, М. Мамардашвили), фундаментальной онтологии (М. Хайдеггер), литературоведении и семиотике (А. Аверинцев, М. Бахтин, М. Лакшин, Ю. Лотман), в основах коммуникации (А. Моль, В. Борев) и т.д. Взаимодействие культур исследовали К.Леви-Стросс, Г. Хершковец, С. Артановский, С. Арутюнов, Б. Ерасов, Л. Ионин, Н. Иконникова и другие. Межкультурное общение складывается по мере предметных пересечений, выстраиваемых деятельностью языка. Согласно Х. Гадамеру, диалог является своеобразной аппликацией своего и чужого.

1. Cинтез, слияние разных точек зрения или позиций в одну общую.

2. “При диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются”(7, c.360).

3.Диалог приводит к пониманию принципиальных различий между участниками этого процесса, когда “чем больше размежевания, тем лучше, но размежевания благожелательного. Без драк на меже”.

В. Сагатовский выделяет и четвертое возможное последствие несостоявшегося диалога: “договориться не удалось, позиции оказались несовместимыми, затронуты принципиальные интересы, возможно (а иногда и необходимо) недиалогическое столкновение сторон” (9, c. 22). Препятствиями в диалоге могут служить разнонаправленные системы ценностей, что, конечно затрудняет диалог и некоторые культуры неохотно вступают в контакты с другими культурами.

Взаимодействие является одной из важных движущих сил процесса развития национальных культур. Оно становится основой специфического отражения объективной действительности, реальности. Духовная культура, отражая и осваивая конкретную действительность, тем самым постигает внутренний смысл явлений жизни. Отражение жизни и составляет основу взаимодействия культур. Вне взаимодействия с другими культурами не может существовать полноценно национальная культура. Изоляция одной культуры от соседних близких и дальних, всегда сказывается негативно на собственном национальном достоинстве и на национальном престиже. Взаимодействие ведет к умножению опыта не только своей национальной культуры, но и других культур, показывает на возможность бесконечного и неисчерпаемого познания и художественного воплощения действительности. Взаимодействие направляет и способствует осуществлению творческих поисков художника, оно не только условие для проявления таланта, но и условие его формирования.

Если до конца 80-х годов основной тенденцией во взаимодействии культур было стремление к их синтезированию, то с 90-х годов преобладание получает плюрализм культур, признание реального многообразия культурно-исторических систем и диалогические принципы их взаимодействия. Но концепция этноплюрализма принимает во внимание интересы и права народов как этнокультурных общностей, а не индивидуумов, как это характерно для либерального подхода. Вообще процессы взаимодействия культур более сложные, чем понималось раньше, когда считали, что идет прямая “перекачка” достижений высокоразвитой культуры в менее развитую, что логично подводило к выводу о взаимодействии культур как источнике прогресса. Сейчас активно исследуется вопрос о границах культуры, о её ядре и периферии.

С. Ларченко и С. Еремин подразделяют все взаимодействия на три типа: 1. непосредственные межкультурные взаимодействия; 2. взаимодействия посредничества; 3.взаимодействия социальных организмов, находящихся на разных ступенях формационного развития. Отсюда вывод, что не социально-экономические основания лежат в основе своеобразия культур, их особенности надо искать не вовне, а внутри культур, исследуя процессы их складывания и функционирования (11, c. 164). Н. Коновалова в диссертационном исследовании “Диалог Востока и Запада как творческое соизмерение культур (историко-методологический анализ) считает, что в основе межличностного взаимодействия всегда лежат социокультурные основания. Межкультурные взаимодействия не могут протекать иначе, чем через взаимодействие индивидуальных мировоззрений. А. Аблажей в своей диссертации “Методологический анализ проблемы взаимодействия культур, защищенной в 1994 году в Новосибирске, делает такой вывод. Межкультурные взаимодействия возможны, но они не носят закономерного характера с точки зрения источника развития той или иной культуры. Механизм взаимодействия носит сложный, многоуровневый характер. Возможность контактов и взаимодействий между культурами связано с единством их структуры, когда главную роль в области сближения культуры играют мифология, язык, религия, искусство, наука. Сейчас проблемами диалога культур стали активно заниматься исследователи разных наук.

Категория “взаимодействие” применительно к национальным культурам, является родовым по отношению к “взаимовлиянию”, “взаимообогащению”. “Взаимодействие” подчеркивает активное, интенсивное отношение между культурами в процессе их развития. Категория “взаимосвязь” имеет оттенок стабильности, статичности, поэтому она не в полной мере отражает всего многообразия и результата отношений между культурами. Если “взаимосвязь” фиксирует отношения между культурами, то “взаимодействие” отмечает активный процесс этого отношения. Методологическое значение категории “взаимодействие” в том, что оно позволяет во всем объеме понять процесс развития национальных культур. Категория “взаимовлияние” может быть понята как одна сторона, один из результатов “взаимодействия”. В ней нет указания на характер воздействия одной национальной культуры на другую. “Взаимовлияние” включает в себя обращение представителей и той или иной национальной культуры к определенным сторонам действительности, темам, образам. “Взаимовлияние” выражает и практику освоения новых для данной национальной культуры приемов и средств художественного воплощения. Оно включает и психологический аспект: возбуждение творческой энергии в результате восприятия художественных ценностей, созданных другой национальной культурой.

Категория “взаимообогащение” национальных культур несколько уже категории “взаимовлияние”, так как последняя включает учет и отрицательного опыта. “Взаимообогащение” означает процесс возрастания мастерства художественного освоения действительности, стимулирования творческой активности и использовании духовных ценностей, созданных другой национальной культурой.

Обмен духовными ценностями, знакомство с достижениями культуры других народов обогащает личность. Сердцевиной деятельности субъекта культуры, в процессе которой изменяется он сам, изменяя, развивая при этом состояние, содержание национальной культуры. Взаимодействие культур происходит и на уровне межличностного общения, так как в ощущении реализуются общезначимые ценности культур. Межличностное общение, расширяя источники социальной и культурной информации, тем самым может выступить важным фактором в преодолении стереотипизированного мышления и этим способствует взаимообогащению духовного облика людей.

Взаимообогащение национальных культур в плане восприятия инонациональных ценностей происходит на неодинаковом уровне. В одном случае предполагаемое инонациональное произведение культуры воспринимается как инонациональное и не становится фактором национального сознания, самосознания, не входит в ценностную систему духовного мира личности. На более высоком уровне взаимообогащения национальных культур не ограничивается просто ознакомлением с инонациональным произведением искусства, а происходит творчество нового на основе собственно национального и познания инонационального. В таких случаях инонациональные ценности входят в национальное самосознание, обогащают духовный мир личности.

Рефлексия гуманитарного познания имеет диалогическую природу. Человек вступает в диалог не только с другим человеком. Он вступает в диалогические отношения и с самим собой как с “другим”, обращая своё сознание не только на себя, но и к себе. Сопоставляя своё сознание с сознанием “другого” в диалоге, человек познает себя как “другого” и “другого” как себя, что и обуславливает саморазвитие сознания личности и обеспечивает её культурное возвышение. Диалог культур реализуется в индивидуальном мыслительном процессе как диалог индивидуальностей. Изучение языка это есть лучшее понимание иной культуры. Часто скрытая потребность в удовлетворении общекультурных интересов при изучении языка ведет к развитию новых мотивов, непосредственно связанных с содержанием обучения: познание культуры другого народа в широком ее понимании через язык. Влияние нужно рассматривать как творческий процесс, по ходу которого чужое наследие становится неотъемлемой частью собственного духовного опыта. Влияние редко бывает случайным и, в конечном счете, зависит от потребителей, встречных движений.

М. Бахтин наметил новую методологию гуманитарного знания, утвердил центральное значение диалога в культуре, многоголосия культур, способствовал появлению ряда исследователей диалога культур ( А. Баткин, Г. Бирюкова, М. Каган, В. Маклин, Н. Перлина и другие). Появилась “школа диалога культур” (В.Библер). В трудах В. Библера тема диалога истолковывается как диалогическая настроенность на взаимодействие противоположностей. Комуникативная этика Хабермаса предполагала, что в диалоге рождается истина, которая и оказывается основой понимания.

До недавнего времени диалогу придавалась преимущественно литературно-философская форма. Но как философский термин “диалог” начал выделяться только в самое последнее время. В Новейшем философском словаре, изданном в Минске в 1999 году, диалог понимается как “. информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание” (12, с. 9-10) Г. Бирюкова в своем диссертационном исследовании “Диалог: социально-философский анализ” даёт следующее определение: “Диалог есть самонастраивающаяся адаптивная система коммуникации, где возникает феномен “пространства коммуникативной соотнесенности” и, стало быть, возникает само понимание. диалог предстает собой способ выяснения и понимания индивидами идей общего блага с целью обеспечения совместных условий для самореализации” (с.9-10).

Диалог культур был и остается главным в развитии человечества. На протяжении веков и тысячелетий происходило взаимообогащение культур, из которых складывалась уникальная мозаика человеческой цивилизации. Процесс взаимодействия, диалога культур носит сложный и неравномерный характер. Потому что не все структуры, элементы национальной культуры активны для усвоения накопленных творческих ценностей. Наиболее активный процесс диалога культур происходит при усвоении близких тому или иному типу национального мышления художественных ценностей. Конечно, многое зависит от соотношения стадий развития культуры, от накопленного опыта. Внутри каждой национальной культуры дифференцированно развиваются различные компоненты культуры.

11. Ларченко С.Г. Социальные детерминации этнокультурного развития.- Новосибирск, 1999.

Источник

Урок обществознания на тему «Многообразие и диалог культур»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аксурская средняя общеобразовательная школа

ТЕМА УРОКА: «Многообразие и диалог культур»

Ахметчанов Нур Мухаметчанович,

учитель истории и обществознания,

рассмотрение многообразия культур, их взаимодействие и взаимовлияние; проблемы диалога культур в современном обществе.

— рассмотреть основные компоненты культуры и ее многообразие (по критериям);

— выяснить содержание понятий «диалог культур» и «толерантность»;

— обсудить проблемы диалога культур в современном обществе.

развивать познавательный интерес к проблемам современного мира;

— побуждать обучающихся к обсуждению и поиску решения общественных проблем;

-развивать учебно-организационные умения: умение планировать деятельность по рациональному выполнению задания, давать самооценку;

-развивать учебно-информационные умения: умение работать с различными источниками информации, переводить информацию из одной знаковой системы в другую;

-развивать учебно-интеллектуальные умения: умение мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы;

— развивать коммуникативную компетенцию.

-воспитывать толерантную личность, готовую и способную жить в поликультурном и многоконфессиональном современном обществе;

-формировать культуру учебного труда, воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы обучающихся:

— самостоятельная работа в группах с учебными пособиями и различными источниками социальной информации по выполнению проблемных и учебных заданий;

— выступления по результатам выполнения заданий в группах;

— самооценка и взаимооценка;

— написание эссе (в качестве домашнего задания).

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

обучающихся на учебный процесс.

Совместное проектирование темы урока, цели и задач.

Работа с презентацией по теме урока. Слайды 1,2

Проектирование темы, цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся по теме урока.

Цель: рассмотреть основные компоненты культуры и многообразие культур по критериям.

На предыдущем уроке мы рассматривали понятие «культура», различные подходы к трактовке данного понятия, ее функции и компоненты. Сегодня мы продолжим работу с понятием «культура».

Задание: опираясь на знания, полученные на уроках истории и обществознания, ответить на вопрос: «Много ли культур?». Свой ответ аргументировать и подтвердить примерами.

— исторические культуры древних цивилизаций;

— культуры наций и народностей;

-культуры, определяемые религиозными верованиями (конфессиональные культуры);

-культуры людей разных поколений, различных профессий, городских и сельских жителей и так далее.

Задание : классифицировать многообразные культуры по направлениям, продумать и предложить критерии для классификации культур.

4. Задание: с первого взгляда может показаться, что культура как единое целое не существует, но на самом деле культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. И со временем этот процесс только ускоряется. В мире, окружающем нас, происходит постоянный диалог культур. Попытайтесь раскрыть смысл понятия «диалог культур».

5. Обобщение ответов обучающихся и формирование проблемы для следующего этапа урока:

В ходе диалога культур происходит процесс взаимопроникновения и взаимообогащения культур. Каким образом этот процесс осуществляется? Существуют ли проблемы диалога культур в современном обществе?

Выполнение задания: подбор аргументов и примеров.

Выполнение задания по классификации.

Выполнение схемы «Классификация культур» в тетради

Выполнение задания по раскрытию смысла понятия.

Практикум по выполнению проблемных заданий.

Цель: развивать умение планировать деятельность по рациональному выполнению задания, давать самооценку; умение работать с различными источниками информации.

(Осуществляется дифференцированный подход

при распределении заданий группам, исходя из уровня обученности обучающихся, способности выполнять продуктивные и творческие задания.)

1. Организация выполнений заданий практикума по группам, консультирование.

Задания : (Смотри Приложения 2-7)

Группа №1: опираясь на материалы практикума, привести примеры культуры различных поколений и исследовать возможные направления их диалога. В чем состоит важность данного диалога для развития человечества? Почему мы должны с уважением относиться к старшим поколениям?

Группа №2: опираясь на материалы практикума, привести примеры взаимного влияния массовой, элитарной и народной культур. Сделать все возможные выводы по исследуемой проблеме. Почему надо заботиться о сохранении народной культуры?

Группа №4: опираясь на материалы практикума, определить по каким направлениям возможен диалог национальных культур. Привести примеры взаимовлияния и взаимопроникновения национальных культур, используя знания по истории и опыт современной общественной жизни.

Группа №5: опираясь на материалы практикума, проанализировать и подтвердить примерами основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России.

Группа №6: опираясь на материалы практикума, определить проблемы в диалоге культур в мировом сообществе начала XXI в., опасности и риски для всего мира, вытекающие из глубокого культурного конфликта.

Работа в группах по 4-5 человек по выполнению заданий практикума, подготовка публичного выступления по результатам исследования проблемы.

Представление группами результатов выполнения практической работы.

Цель: обсудить проблемы диалога культур в современном обществе; развивать речевые умения

Обобщение и корректировка ответов обучающихся.

Представление группами результатов выполнения практической работы.

(Смотри Приложение 10)

Обобщение по теме урока.

Цель: сформировать понятие толерантности,

воспитывать толерантную личность, готовую и способную жить в поликультурном и многоконфессиональном современном обществе.

Рассказ притчи об аксакале.

(Смотри Приложение 8)

Организация беседы с обучающимися по формированию понятия «толерантность».

Вывод по изучаемой теме.

Как показала жизнь, на протяжении многих веков история перешагивает национальные и региональные рамки, она становится всемирной, и культура, как и человек, просто не может находиться в изоляции, ей нужно постоянное общение и возможность сравнивать себя с другими. Без этого невозможно ее полноценное развитие. Слайд 8.

Участие в беседе, формирование понятия «толерантность», запись понятия в тетрадь.

Цель: отрабатывать алгоритм написания эссе; совершенствовать умения по аргументации позиции автора высказывания и собственной позиции при написании эссе.

Домашнее задание: написать эссе по одной из предложенных тем (Смотри Приложение 9) .

Запись домашнего задания, выбор темы эссе.

Подведение итогов работы групп.

Цель: побудить обучающихся к самооценке, самоконтролю, и самоанализу деятельности; выявить мнение обучающихся по организации познавательной деятельности на уроке, степень усвоения изученного материала; поощрить инициативу и самостоятельность обучающихся в учебном процессе.

Анализ работы групп по выполнению заданий, оценивание знаний и умений обучающихся.

Выступления обучающихся по результатам самооценки и взаимооценки, рефлексия.

Приложения к конспекту урока по теме «Многообразие и диалог культур».

Перечень используемых на занятии ЭОР

Многообразие и диалог культур

Задание: опираясь на материалы практикума, приведите примеры культуры различных поколений и предложите возможные направления их диалога. В чем состоит важность данного диалога для развития человечества? Почему мы должны с уважением относиться к старшим поколениям?

Видеофрагмент о молодежной субкультуре.

Мультимедийное учебное пособие по курсу «Обществознание». Авторы издания: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И.Матвеев и др. Тема курса: «Молодежь современном мире. Молодежная субкультура».

Обществознание: учебник для учащихся 10кл.: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова.-М. : Просвещение, 2010. Стр.80-83.

Схема «Основные компоненты культуры»

Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Смотреть фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Смотреть картинку Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Картинка про Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных

Схема «Составляющие и признаки субкультуры»

Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Смотреть фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Смотреть картинку Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Картинка про Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных

Задание: опираясь на материалы практикума, привести примеры взаимного влияния (диалога) массовой, элитарной и народной культур. Сделать все возможные выводы по исследуемой проблеме. Почему надо заботиться о сохранении народной культуры?

Схема «Основные формы культуры»

Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Смотреть фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Смотреть картинку Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Картинка про Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных

2. Обществознание: учебник для учащихся 10кл.: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова.-М. : Просвещение, 2010. Стр.85-87.

Задание: опираясь на материалы практикума, подумайте над проблемой: возможен ли диалог религиозных культур, ведь каждая религия- это уже устоявшиеся веками религиозное учение, мораль, обряды и т.д. Если возможен диалог, то в чем?

Источник социальной информации.

В мире в настоящий момент насчитывается 22 религиозные конфессии с числом верующих в каждой из них более 500 тыс.человек и огромное количество разнообразных более мелких конфессий и сект.

По статистике, в мире сегодня насчитывается 2 млрд 100 млн христиан (33% всего населения Земли), 1 млрд 300 млн мусульман (21 % населения), 900млн индуистов (14%), 376 млн буддистов(6%). 1млрд 100 млн человек (16%) считают себя атеистами.

Политические и социальные притязания разных конфессий в значительной мере определяются тем вниманием, которое в них уделяется «мирской» жизни. Например, в буддизме она занимает очень ограниченное место, и целью верующего является как можно более полное и скорое достижение «потустороннего блаженства». Поэтому политика и социальные проблемы, которые являются неотъемлемой частью «мирской» жизни, для верующих в буддизме, как правило, не являются предметом первостепенных забот.

Иначе обстоит дело в исламе и христианстве. В исламской религии существует большое количество групп, по-разному оценивающих и утверждающих роль политического и социального поведения в спасении души верующего мусульманина. Для одних групп служение Аллаху является чисто индивидуальным делом и состоит в правильном выполнении религиозных норм и предписаний. Для других же подлинное служение Аллаху состоит в обращении или истреблении неверных и как можно более широком – при необходимости огнем и мечом – распространении мусульманской религии во всех регионах земного шара.

В истории человечества политические цели часто маскировались и продолжают маскироваться в религиозные одежды…Но религиозная вражда не является чем-то обязательным и непреодолимым. Наоборот, чем ближе религия к своей сути, т.е. чем больше она направлена на спасение человеческой души, тем сильнее в ней звучит идея мира и человеческого братства.

«Обществознание. Глобальный мир в XXI веке». Книга для учителя. Под редакцией Л.В.Полякова. М.: «Просвещение»,2007.

2. Обществознание: учебник для учащихся 10кл.: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова.-М. : Просвещение, 2010. Стр.106-110.

Задание: опираясь на материалы практикума, определить по каким направлениям возможен диалог национальных культур. Привести примеры взаимовлияния и взаимопроникновения национальных культур, используя знания по истории и опыт современной общественной жизни.

1. Схема «Основные компоненты культуры»

Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Смотреть фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Смотреть картинку Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Картинка про Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных. Фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных

Обществознание: учебник для учащихся 10кл.: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова.-М. : Просвещение, 2010. Стр.188-192.

Задание: опираясь на материалы практикума, проанализировать и подтвердить примерами основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России.

1. Тенденции современной духовной жизни России.

В дискуссиях по вопросу перспектив духовной жизни России начала XXI в. можно выделить две основные идеи:

Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России.

Бедность значительной части населения ведет к отстранению ее от активного участия в культурной жизни. Шедевры высокого искусства доступны лишь людям с достатком, а малообеспеченному большинству приходится ограничивать свои культурные запросы дешевой продукцией массовой культуры. Народ становится духовно беднее.

Требует внимания проблема культурного единства многонациональной России. В ней есть русская культура-культура русского народа- и национальные культуры других народов России. Можно ли отождествлять и рассматривать культуры народов нашей страны как субкультуры в составе русской культуры или же необходимо считать, что русская культура есть сочетание русской культуры с сосуществующими рядом с ней многими нерусскими национальными культурами? Решение данного вопроса очень значимо для понимания перспектив развития духовной жизни нашей страны.

Социокультурный организм реагирует на вторжение чуждых культурных элементов одинаково: начинается реакция культурного отторжения. Заполнение российского рынка массовой культурой Запада послужило мощным толчком для развития новых потенциалов в сфере российской культуры.

Современная российская культура соединяет несоединимое: коллективизм и индивидуализм, антизападнические настроения и стремление воссоединиться с мировой цивилизацией. Российская культура синтезирует в своем организме элементы различных культур.

П.А. Баранов. « Обществознание». Экспресс-репетитор.

Задание: опираясь на материалы практикума, определить проблемы в диалоге культур в мировом сообществе начала XXI в., опасности и риски для всего мира, вытекающие из глубокого культурного конфликта.

Источник социальной информации.

Борьба за многополярность мира и «культурные войны» в цивилизации Запада.

Похожие процессы происходят и в Европе. Иммигранты оказываются людьми второго сорта. Очень редко и очень немногие в состоянии достичь богатства и значимого социального статуса. Кроме того, в повседневности, в публичной жизни существует бытовой расизм.

«Обществознание. Глобальный мир в XXI веке». Книга для учителя. Под редакцией Л.В.Полякова. М.: «Просвещение»,2007.

Притча об аксакале.

Темы эссе к уроку «Многообразие и диалог культур»

«Настоящие ценности культуры развиваются только в соприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Может!- но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

«Культура может существовать только на границах: на грани прошлого, настоящего и будущего; в столкновении этнических культур, различных авторских позиций; в многообразии форм творчества человека и др.»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *