Что такое диалог в русском языке 3 класс
Особенности построения диалога в русском языке
Что такое диалог в русском языке
Слово «диалог» дословно с древнегреческого переводится как «разговор».
Диалог — это одна из основных разновидностей речи, которая заключается в обмене репликами между отдельными людьми.
Истоки диалогической речи восходят к древнегреческой и древнеиндийской философии. Наличие диалогов — один из главных признаков драматических произведений в художественной литературе.
Реплика — это отдельное высказывание конкретного лица, участвующего в диалоге.
Характерные черты диалогической речи:
Одна реплика диалога должна быть связана с другой. Если собеседники говорят невпопад о разных предметах, то такая речь не является диалогической.
Виды и значение, особенности построения
Диалогическая форма речи является одной из самых распространенных. Она выполняет ряд важных функций:
По способу фиксации выделяют диалоги:
По целям:
По стилю:
По содержанию:
В диалогической практике выделяют также диалоги:
Разновидностью диалогической речи является метод Сократа. Один из участников беседы всё время задает вопросы. Его собеседник отвечает на них. В процессе ответов у него формируется понимание решаемой проблемы. Также данный метод называется «сократическим диалогом».
Диалоги могут строиться:
Диалог со словами автора:
Молодой человек растерянно посмотрел на погасший экран телефона, подбежал к первому попавшемуся прохожему и спросил:
— Вы не знаете, который сейчас час? Уже есть шесть часов?
— А вы что, на телефон не можете посмотреть? — раздраженно ответила женщина с огромными сумками в руках.
— У меня отключился телефон, — грустно объяснил юноша.
— Половина шестого, — ответила женщина и быстро побежала прочь.
— Я могу поговорить с Иваном Николаевичем?
— А кто его спрашивает?
— Это по поводу разгрузки стройматериалов.
Как оформить, правила написания
Правила оформления диалога зависят от его структуры.
В диалогах без слов автора каждая реплика пишется с новой строки и отделяется знаком тире. В кавычки высказывания не берутся.
— Много ль за часы-то, Алена Ивановна?
— А с пустяками ходишь, батюшка, ничего, почитай, не стоит.
(Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)
В диалогах с авторскими словами сохраняются те же правила для реплик, но добавляются знаки препинания, связанные со словами автора.
Знаки препинания для авторских слов в диалогах:
Наконец он прямо посмотрел на Раскольникова и громко и твердо проговорил:
— А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным. Мармеладов — такая фамилия; титулярный советник. Осмелюсь узнать, служить изволили?
— Нет, учусь. — отвечал молодой человек.
Слова автора после реплики отделяются знаком тире. Если реплика заканчивается многоточием, восклицательным или вопросительным знаком, то они сохраняются. Точка меняется на запятую.
— Я делаю. — нехотя и сурово проговорил Раскольников.
— Думаю, — серьезно отвечал он помолчав.
Авторские слова, находящиеся посередине реплики, с двух сторон выделяются знаками тире.
— Забавник! — громко проговорил хозяин. — А для ча не работаешь, для ча не служите, коли чиновник?
— Для чего я не служу, милостивый государь, — подхватил Мармеладов, исключительно обращаясь к Раскольникову, как будто это он ему задал вопрос, — для чего не служу?
Слова автора после реплики обычно пишутся со строчной буквы. С заглавной буквы они будут писаться, только если начинается новое предложение.
— Что угодно? — строго произнесла старушонка, войдя в комнату и по-прежнему становясь прямо перед ним, чтобы глядеть ему прямо в лицо.
— Заклад принес, вот-с! — И он вынул из кармана старые плоские серебряные часы.
Формы выражения, манера речи, примеры
По форме выражения выделяют следующие типы диалогов:
— Сегодня замечательная погода, не так ли?
— Да, вы правы, сегодня очень тепло и солнечно. Мы собираемся идти загорать на речку всей семьей. А вы?
— Мы сегодня собираемся начать стройку своего нового дома.
— Поздравляю! Строить дом — это хорошее дело.
— Как ты мог сказать такую глупость? В этой газете никогда не пишут правду, а ты ее цитируешь.
— Я доверяю журналистам этой газеты больше, чем тебе! Они-то, по крайней мере, люди образованные.
— Так ты веришь в эту теорию заговора? Это же полный вздор!
— Позвольте уточнить, вы имели в виду Льва Николаевича Толстого?
— Нет, я говорил об Алексее Николаевиче Толстом, авторе «Хождения по мукам».
— Теперь ваша мысль становится мне более понятной.
На продуктивность диалога влияет манера речи.
Манера речи — это набор характерных черт, свойственных для речи конкретного человека.
Для письменного диалога на первый план выходят:
Независимо от того, в какой форме ведется диалог — в устной или письменной — для того, чтобы он был продуктивным, необходимо придерживаться следующих принципов:
При составлении делового диалога обычно придерживаются следующей схемы:
Определение и функции
Одной из разновидностей речевых коммуникаций в русском языке является диалог. Это устный или письменный способ общения, который предполагает обмен репликами. В разговоре, в отличие от монолога, участвуют два человека, но присутствующих, обменивающихся последовательными репликами, может быть и больше.
Конструктивная коммуникация между людьми основана на важных принципах и логических средствах, позволяющих составить диалог и добиться конечной цели беседы. К ним относятся:
Построение текста каждого участника диалога основано на тактах: один из них — произнесение речи, следующий — молчание. Это позволяет называть беседу активным ритмическим процессом.
Специалисты в сфере коммуникации считают, что в общении также большую роль играет молчание. Если человек прерывает речь в раздумьях, его собеседник не обязан заполнять образовавшуюся паузу. Чаще всего в такой момент удается интерпретировать смысл заминки как согласие или несогласие второго участника со сказанным.
В современных условиях коммуникации и активного развития ее отраслей (стилистики, риторики, лингвистической прагматики) правильное составление и написание диалогов имеет большое значение. Общение между двумя людьми — это очень сложный и многогранный процесс. В виде отдельного жанра такая форма общения появилась во II тысячелетии до нашей эры на Среднем Востоке. Также имеются доказательства ее присутствия в индийских песнопениях Махабхараты и Ригведы. На территории Европы огромный вклад в изучение диалога и его использование в литературе сделал Платон.
В современной практике понятие выступает в роли философского или литературного жанра, используется как коммуникативный или педагогический метод, а также представляет собой социальный инструмент.
В теории выделяют два класса — информационные и интерпретационные диалоги. Первые свойственны ситуациям, когда в начале беседы между присутствующими ощущается разрыв в знаниях. Вторые характерны для случаев, когда партнеры владеют одинаковым объемом информации, но в процессе разговора представляют друг другу разное толкование.
Виды и уровни общения
В речевой коммуникации распространены два уровня общения — деловой (конвенциональный) и информационный (событийный). Последний характерен для любой сферы взаимодействия людей, он используется в быту, на работе, в деловых отношениях. В таких беседах, как правило, всегда есть общая тема и предмет, собеседники реализуют свои высказывания в ситуации партнерства, у них появляется возможность личностной самопрезентации. Для делового уровня свойственны другие черты:
Таким образом, исходя из задач и целей, выделяют несколько подвидов диалогов. К ним относятся короткий бытовой разговор, деловая беседа, интервью, собеседование и переговоры.
Общение, присутствующее в повседневности, возникает спонтанно, ему свойственна незапланированность. Участники могут затрагивать любые темы — от личных до политических. Разговору присуще частое отклонение и резкое перескакивание с одного предмета на другой.
Целью беседы не является принятие какого-либо решения, используется простой разговорный стиль речи. Деловые беседы характерны для официальной среды. Они происходят с применением лексически и логически грамотных предложений, а также невербальных средств, позволяющих оказать влияние на собеседника (жестов, манеры поведения, мимики). Главной задачей взаимодействия является достижение цели, выдвижение предложений и их критическая оценка, решение возникшей проблемы и т. д.
Специалисты советуют заранее писать небольшой план беседы, продумывать каждое слово использовать корректные формулировки, чтобы речь выглядела грамотной. Важно всегда учитывать мотивы и интересы собеседника, уважать его позицию и любые взгляды. В деловых беседах рекомендуется избегать лиц, не заинтересованных в теме.
Особенностью собеседования как разновидности диалога является наличие цели. Один из присутствующих намерен получить как можно больше сведений о другом (работодатель — о кандидате на должность). Это всегда стрессовая ситуация для последнего, но можно подготовиться и корректно ответить на вопросы.
В интервью одна из сторон представляет собой первичный источник информации, которая узнается собеседником посредством целенаправленно задаваемых вопросов.
Формы выражения
Диалогичность наглядно проявляется в беседе, дискуссии и споре. Первая форма — это последовательный обмен мнениями, способствующий пониманию и уточнению свойств конкретного предмета, описанию ситуации. Предполагаются аналогичные взгляды собеседников, доброжелательное отношение друг к другу.
В споре проявляется противостояние. Участники отстаивают исключительно свою позицию, защищают собственную точку зрения, стремясь одержать победу в разговоре. Редко встречаются случаи, когда сторонам удается достичь компромисса, как правило, каждый остается при своем мнении. Не исключены некорректное поведение, хамство и оскорбления, перетекающие в драку. Эмоциональная окраска отсутствует, если субъекты решают написать друг другу взаимные претензии.
Дискуссия как форма проявления диалога представляет собой ясное, последовательное и обоснованное оценивание различных мнений и взглядов. Она базируется на следующих принципах:
Такая разновидность взаимодействия считается наиболее действенной, часто она встречается в политической сфере в виде полемики или дебатов.
Кроме того, выделяют диалоги публичные и «с глазу на глаз». В первом случае не удается сказать оппоненту то, что было бы допустимо наедине. Здесь важно умение убеждать не только собеседника, но и остальных присутствующих, используя железную логику и способность отстаивать свою позицию.
К публичным беседам готовятся заблаговременно, если известна тема обсуждения. Рекомендуется составить план утверждений и опровержений. Постепенно можно дописать какие-либо факты, тезисы, а также изучить специальную терминологию.
Манера речи
Единого образца, как должен выглядеть, развиваться или писаться диалог, не существует. Принципы его построения основаны на взаимном уважении и корректном отстаивании интересов, умении внимательно слушать и логично объяснять свою точку зрения. В большинстве случаев на итог беседы оказывают влияние грамотность, правописание и манера речи.
Если один из участников выражается слишком громко, то второй может это воспринимать как навязывание мнения. Чрезмерно тихий, невнятный и неуверенный голос, наоборот, приводит к непониманию, вынуждает собеседника переспрашивать, задавать дополнительные вопросы. Высказывания должны быть точными и однозначными, чтобы не возникало некорректного толкования.
При очень быстром произнесении слов у одного из партнеров появляется впечатление навязчивости, ощущение незаинтересованности и желания поскорее закончить взаимодействие. Если же речь, наоборот, медленная, то второй участник может решить, что время затягивается намеренно с какой-либо целью.
Независимо от того, происходит диалог устно или письменно, к нему предъявляются строгие требования. Должна присутствовать четкая и логически последовательная система убеждений и аргументов. Партнеры обязаны уметь правильно выстраивать структуру общения, начинать с введения в проблематику и описания ситуации, а затем излагать позицию, принимать решение и подводить итоги.
Что такое диалог понятным языком – из чего он состоит, какие у него есть особенности и что про него надо говорить в школе
Разговор двух человек.
Диалогом называется разговор, в котором принимают участие два человека. Причем говорит и один, и другой. Если один только говорит, а другой только слушает – это будет уже не диалог, а совсем другая форма общения – монолог.
Высказывания каждого участника диалога называются репликами. Когда мы передаем реплики в тексте, мы пишем каждую из них с новой строки, перед репликой ставим тире. Например:
– Как вы себя чувствуете?
– Хорошо.
5 главных особенностей диалога
Давайте выделим основные особенности, присущие диалогу как форме общения.
Неполные предложения. Большая часть предложений в любом диалоге – неполные, потому что люди не хотят постоянно повторять одно и то же. Смотрите:
– Как [у тебя] дела?
– [У меня дела] хорошо, а у тебя [как дела]?
– [У меня дела тоже] нормально. Чем [ты] занимаешься?
– [Я] пишу статьи. А ты [чем занимаешься]?
– [Я] преподаю русский язык в школе.
Видите, почти в каждой реплике что-то выбрасывается. Это делается для того, чтобы диалог был более динамичным, а информация передавалась быстрее. Если мы возьмем какую-то реплику и «вырвем» ее из диалога, она будет непонятна, потому что представляет собой неполное предложение. Например: «Нормально». Что значит «нормально», к кому это относится и по какой причине? Без остальной части диалога непонятно.
Неполнота в диалоге бывает двух видов: контекстуальная и ситуативная. Контекстуальная – когда выбрасывается то, что ясно из контекста. Например: «[У меня дела] хорошо» – мы убрали «у меня дела», потому что это уже было сказано в предыдущей реплике.
Ситуативная неполнота – это когда опускается то, что и так понятно из ситуации. Диалог ведь происходит всегда в какой-то ситуации – например, в гостях у кого-то, на улице, на перемене в школе. Вот смотрите, идете вы с другом по улице зимой и он вам говорит: «Стой, я прокачусь». Вам не надо дополнительно пояснять, где он прокатится, потому что вы и так увидели перед собой полоску укатанного льда, на которой обувь хорошо скользит. Предложение «Стой, я прокачусь [по этой полоске укатанного льда]» – ситуативно-неполное.
Для обращения к человеку в диалоге чаще используются личные местоимения, чем имя или упоминание должности. Потому что мы говорим только с одним человеком и адресуем свое высказывание только ему: как у тебя дела, где ты работаешь, сколько ты зарабатываешь, куда ты поедешь отдыхать и так далее.
А вот в полилоге чаще будут использоваться личные имена или названия должностей. Иначе непонятно будет, к кому обращена реплика. Например: «Господин президент, как вы считаете…», «Господин премьер-министр, что вы можете сказать о…», «Николай Сергеевич, а вы что думаете…» – вот в этом полилоге участвуют кроме говорящего еще три человека: президент, премьер-министр и какой-то Николай Сергеевич. Если просто обращаться на «ты» или «вы» – будет путаница. Каждый будет думать, что обращаются к нему.
– Хочу посмотреть кино или посидеть в ВК.
Эта реплика осложнена однородными сказуемыми.
Но чаще всего мы не успеваем досказать свою мысль, потому что собеседник что-то нам говорит. И получается не одна осложненная реплика, а две простых:
– Хочу посмотреть кино…
– Ты смотрел два часа назад!
– Ну или в ВК посидеть просто.
Либо мы сами для простоты дробим предложение на два:
– Хочу посмотреть кино. Или в ВК посидеть.
В диалогах может присутствовать лексика ограниченного употребления. Но при условии, что оба говорящих ее понимают. Когда я говорю с другом-фрилансером, я могу использовать профессионализмы типа «фронтенд», «рерайт», «оптимизация» и мне не важно, что люди вокруг этих слов не понимают. Мне вообще до них дела нет, главное, чтобы мой друг понимал меня, а я – его.
По этой же причине в диалогах могут быть жаргонные слова (подробнее о них читайте в моей статье про жаргон ), например, школьники говорят друг другу: «хата», «стёб», «бабло». Могут быть диалектизмы – например, две бабушки из деревни сели на скамейку и начали говорить на словах, которые знают только в их глухой деревне и больше нигде.
Участники диалога могут вообще не соблюдать языковых норм, говорить с орфоэпическими, речевыми и грамматическими ошибками. Это не есть хорошо, но в рамках обычного, неофициального разговора, никто их ругать не станет за это.
Полезные материалы по теме
Еще советую вам вот эти тексты по лексике. Они по темам, которые западают у 80 % школьников:
Покритикуйте этот текст в комментариях. Высказывайтесь смело, пишите обо всем, что вам не нравится. Ваши замечания помогут мне сделать статью лучше.
Русский язык
План урока:
Что такое диалог
Ребята, сегодня мы с вами поедем на экскурсию в страну «Диалогию»! Чтобы наш автобус отправился, нужно прочитать текст и ответить на вопросы.
Смысловое чтение текста 1
— Здравствуйте. Чем могу помочь?
— Я бы хотел заказать цветы.
— Какие цветы вам больше всего нравятся?
— У вас есть красные розы?
— Да, конечно! Сколько штук вы хотели бы взять?
— 11, у моей мамы день рождение сегодня!
— Хорошо. Я рассчитаюсь наличными при получении.
— Когда доставить букет вашей маме?
— Хорошо. Пожалуйста, назовите адрес.
— Улица Новогодняя, дом 5, квартира 12.
— Спасибо, до свидания.
Вопросы
А вы знаете, что беседу двух людей называют диалогом?
Сегодня мы поговорим о диалоге в русском языке. Отправляемся в путь за знаниями!
Диалог в переводе с греческого слова означает – «беседа». Диалогом принято считать беседу двух и более лиц. Еще одно значение этого слова мы видим на этом рекламном плакате в стране «Диалогия»
Слово диалог встречается в художественной литературе, научной терминологии и в ежедневном разговорном общении. Появление термина произошло в доисторические времена. Его корни уходят в вековую традицию усовершенствования культуры обмена мыслями и идеями.
Посмотрите, ребята, какое большое значение у слова «диалог».
Рассмотрим пример диалога, в нем присутствуют два участника: мама и дочка.
— Мамочка, поможешь мне решить пример?
— Ты должна разобраться во всем сама.
— Тогда объясни, как это делать.
— Прочти числа, отсчитай на счетных палочках.
— У меня 10 – 2, значит нужно взять 10 палочек?
— Да, умница дочка, теперь убери две и посчитай сколько осталось.
— Все верно, отличная работа!
— Я смогу решить остальные примеры сама!
В этом диалоге достигается главная задача – научить ребенка считать. У любой беседы также присутствует цель и итог разговора.
А теперь отправляемся дальше.
Виды диалога
Мы приехали на полянку, где познакомимся с разновидностями русского диалога!
Прочтите надписи на цветах.
Как мы видим, в русском языке три вида диалога
— Мы приняли решение о введении нового закона.
— Вам необходимо оформить решение в письменном виде.
— Маша, твоя кофта слишком яркая!
— Такой цвет не подходит для школы.
— Да, вы правы, все носят серую форму, а моя кофта красная и с цветами.
— Молодец, Маша, ты все правильно поняла!
— Извините, я буду носить правильные вещи, а в этой кофте к подружке схожу.
— О, ты также красива как и умна?
— Ах, вы мне правду ль говорите?
Наш привал на полянке подошел к концу, пора ехать дальше!
Исторические факты
Молодцы, ребята! Мы добрались до музея! Здесь нужно выразительное чтение экскурсовода.
А вы знали, что первые диалоги людей были обнаружены в памятниках древней письменности за 2,5 тысячи лет до н.э. Особенности диалогической речи встречали в древнейших произведениях Индии.В 5 веке до н.э. к оформлению диалогов как жанра философии приступил мыслитель Платон.
На рубеже 19-20 веков в России развитию диалогической речи способствовали труды М.М.Бахтина.
Диалог и стили речи
Диалог между людьми рассматривается как способ общения. Происходит он на разных уровнях, в устной и письменной форме.
Стили речи представляют собой разновидности употребления литературного и разговорного языка, используемые в разных сферах общественной жизни, в частности при общении в быту, в официально-деловых кругах, при передаче информации в науке и в литературном творчестве.
В зависимости от сферы употребления выделяют стили речи:
Разговорная речь используется для общения в повседневной жизни. Диалог этого стиля включает эмоциональные слова, вопросительные и восклицательные предложения. К жанрам речевого диалога относятся беседа, записки, личные письма, переписка через компьютер.
Например
— Ты винду переустановил?
— Не, программа глючить перестала.
— Смени антивирусник и все будет окей!
Официально-деловой диалог используется для передачи деловой информации, характеризуется применением строгой формы изложения и составлением по имеющемуся образцу. Это может быть передача документов, ответ на официальный запрос, приказ, составленный на основании заявления, доверенность или объяснительная записка.
В сфере науки диалог называется словом дискуссия (это такой разговор, где люди спорят друг с другом очень вежливо и используют специальные научные слова). Дискуссия – научный спор, при этом соблюдают строгость изложения, схемы, термины и формулы.
Диалог в художественном стиле речи используется для создания образа героев, выявления противоречий или согласия между ними, которые возникают вокруг отдельных вопросов. Диалог здесь представляет собой средство создания художественной образности, главная его функция – эстетическая, то есть для украшения речи.
О формах диалога в науке мы будем говорить в старших классах. А пока нам следует запомнить то, что диалог чаще всего, используется в разговорном стиле.
Задание: прочтите, к какому стилю можно отнести данный диалог?
— Ну привет, братишка, а ты домашку сделал?
— Неа, я в игре классную играл, не успел…
— И что теперь делать будем?
— А давай у нашей Машки попросим?
— Не, я не буду просить, потому что я ее вчера за косу дернул, а меня она портфелем огрела.
— Ну и дурак, а я ей вчера помог этот портфель нести, так что она мне поможет!
— С двойкой сидеть и думать о своем поведении!
— И ты мне не дашь списать?
— Не, я за то, чтобы девочек не обижать!
Ответ: в тексте присутствуют просторечные слова (братишка, домашка, классную, огрела), значит это диалог разговорного стиля.
Диалог и монолог
Ребята, возле музея на лавочке сидит одинокая старушка и что-то бормочет про себя. А вы знаете, как называется такая форма речи?
Ребята, внимательно прочите текст!
Текст
Добрый день! Меня зовут Антонина Петровна, я учитель русского языка и литературы. Могу Вас научить читать и писать, познакомлю с великими писателями и их произведениями.
Ребята, скажите это диалог? (Говорит один человек, это не разговор двух людей, поэтому не является диалогом).
Правильно! Это монолог. Как вы думаете, что такое монолог?
Монолог – это речь одного человека.
Задание
Ваша задача заполнить таблицу, написать, чем отличается монолог и диалог.
Вы прекрасно справились с задачей, поедем обратно, возвращаемся в школу!
Как оформить диалог на письме?
Ребята, диалог – это не сплошной текст. В нем есть знаки препинания. Очень важно оформлять правильно реплики (фразы)говорящих. Каждую реплику пишут через тире с новой строки. По окончанию фразы ставим знак завершения.
Реплика – одно высказывание говорящего, например «Как дела», «Привет!».
В конце предложения следует ставить те знаки препинания, которые предусмотрены правилами русского языка.
Запомните, ребята: тире ставим в начале строки и после сказанной фразы!
В соответствии с эмоцией ставится тот или иной знак:
Задание
Расставь знаки препинания в конце этих реплик.
— Дай списать скорее
— Что ты, не дам, делай сам
В конце нашей экскурсии вы готовы поиграть?
Продолжите высказывания, ответьте на вопросы.
Выводы
Сегодня наша экскурсия по стране «Диалогии» была очень увлекательной. Мы узнали много нового.