Что такое диффузия 7 класс физика перышкин
§ 10. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах
Всем хорошо известно, что если в комнату внести какое-либо пахучее вещество, например духи или кофе, то запах вскоре будет чувствоваться во всей комнате. Распространение запахов происходит из-за того, что молекулы духов (или кофе) движутся. Они на своём пути сталкиваются с молекулами газов, которые входят в состав воздуха. Молекулы постоянно меняют направление движения и, беспорядочно перемещаясь, разлетаются по комнате. Распространение запаха является доказательством непрерывного и беспорядочного движения молекул.
Проделаем опыт, который можно объяснить только тем, что тела состоят из молекул, находящихся в непрерывном движении.
Нальём в мензурку (или стакан) раствор медного купороса, имеющего тёмно-голубой цвет. Сверху осторожно добавим чистой воды (рис. 23).
Вначале между водой и медным купоросом будет видна резкая граница, которая через несколько дней станет слегка размытой. Граница, отделяющая одну жидкость от другой, исчезнет через 2—3 недели. В сосуде образуется однородная жидкость бледно-голубого цвета. Это значит, что жидкости перемешались.
Наблюдаемое явление объясняется тем, что молекулы воды и медного купороса, которые расположены возле границы раздела этих жидкостей, поменялись местами (рис. 24). Граница раздела стала расплывчатой. Молекулы медного купороса оказались в нижнем слое воды, а молекулы воды переместились в верхний слой медного купороса.
В твёрдых телах также происходит диффузия, но только ещё медленнее.
Например, очень гладко отшлифованные пластинки свинца и золота кладут одна на другую и ставят на них некоторый груз. При комнатной температуре (20 °С) за 4—5 лет золото и свинец взаимно проникают друг в друга на расстояние около 1 мм (рис. 25). В приведённых опытах мы наблюдаем взаимное проникновение молекул веществ, т. е. диффузию.
Процесс диффузии ускоряется с повышением температуры. Это происходит потому, что с повышением температуры увеличивается скорость движения молекул.
Явление диффузии играет большую роль в природе. Так, например, благодаря диффузии поддерживается однородный состав атмосферного воздуха вблизи поверхности Земли. Диффузия растворов различных солей в почве способствует нормальному питанию растений.
Вопросы
1 Что такое диффузия?
2. Как протекает диффузия в жидкостях? Опишите опыт.
3. Приведите примеры диффузии в окружающем мире.
4. Воду в некоторых случаях очищают путём озонирования, т. е. насыщением её озоном. На каком явлении основан этот метод очистки?
Задание
1. Налейте в один стакан холодной воды, в другой — тёплой. Опустите в каждый из них несколько кристалликов марганцовки. Объясните наблюдаемое явление.
2. Пользуясь рисунком 24, объясните процесс протекания диффузии в жидкостях.
3. Если у вас дома имеется комнатное растение, проведите его подкормку путём опрыскивания кроны питательным раствором. Пронаблюдайте, как будет развиваться растение. Объясните, на каком явлении основан такой способ подкормки.
4. Налейте в стакан воды и поставьте его в кастрюлю с тёплой водой на плиту, поддерживая температуру 50—60 °С. Насыпьте в стакан соль и размешайте, после того как соль растворится, досыпьте её вновь. И так до тех пор, пока не получите насыщенный раствор (т. е. соль не будет растворяться). Теперь раствор перелейте в другую ёмкость, чтобы избавиться от излишков соли на дне. Возьмите самый крупный кристаллик соли, подвесьте его на ниточку и опустите в соляной раствор. Через несколько дней вы увидите, как кристаллик начнёт увеличиваться в размере. На каком явлении основан рост кристаллика?
Нескучный урок физики в 7-м классе по теме: «Диффузия»
Разделы: Физика
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
1. Оргмомент
2. Повторение
(На столе листы с текстом физического диктанта (1-2 вариант). Школьники записывают под соответствующим номером «да», если они считают это утверждение верным, или «нет», если считают его неверным)
3. Основной материал.
Урок начинаю с распыления освежителя; в случае, если ученик почувствовал запах, он должен встать. Таким образом, постепенно, через пару минут, встанут все учащиеся класса. Они безошибочно определят, что за освежитель был распылен.
У меня на столе в высокий стакан налиты две жидкости: снизу голубой раствор медного купороса, сверху – вода; между ними резкая граница. Если купорос и вода способны самопроизвольно смешаться, то граница между ними должна исчезнуть. Предлагаю ученикам следить за этой границей между жидкостями.
В это время демонстрирую диффузию газов на следующем опыте: к внутренним стенкам высокого цилиндрического сосуда прикрепляю смоченные фенолфталеином полоски белой бумаги. Цилиндр закрываю сверху картоном с прикрепленным к нему кусочком ваты, смоченной нашатырным спиртом. Газ аммиак диффундирует вниз. Если аммиак и воздух перемешиваются, то рано или поздно полоски бумаги окрасятся в ярко-малиновый цвет.
Предлагаю также следить за их цветом.
Хорошо очищенные и плотно прижатые друг к другу пластины из золота и свинца диффундируют на глубину 1мм за 5 лет.
Демонстрация диффузии кристаллов йода на стекле под слоем парафина.
(парафин около кристалликов йода окрасился в коричневый цвет)
Учитель: Итак, что же произошло за это время в первых двух экспериментах?
Учащиеся: Граница между жидкостями не изменилась, а листочки окрасились, т.е. аммиак и воздух перемешались в сосуде.
Учитель: Однако смотрите, что получилось в стакане, куда аккуратно налили купорос и воду неделю назад.
Учащиеся: Граница размыта, купорос и вода перемешались.
Учитель: Сформулируйте ответ, вытекающий из наблюдений и опытов.
Учащиеся: Если привести в соприкосновение твердые тела, жидкости или газы из разных веществ, то они сами собой смешиваются.
Учитель: Мы познакомились с новым явлением, в физике оно известно под названием ДИФФУЗИЯ.
(Работа с учебником, запись определения в тетрадь.)
Явление, при котором происходит самопроизвольное взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называют диффузией
(В итоге, в тетради обучающихся и на доске создается опорный конспект. Смотри приложение №1.)
(Достаточно эффектно видно, как проникают крупинки пшена в промежутки между горошинами)
После проведенного эксперимента и беседы с учащимися подчеркиваю, что явление диффузии происходит без вмешательства извне, за счет движения самих молекул, т.е. может быть объяснено только тем, что молекулы беспрерывно и беспорядочно движутся и сталкиваются.
Учитель: Как будет вести себя маленькая частичка нерастворимого вещества в жидкости, если окружающие ее молекулы жидкости непрерывно и беспорядочно движутся?
Учащиеся: Молекулы, окружающие частицу, движутся в разных направлениях, часть из них ударяются о частицу. Поскольку частица маленькая, она может двигаться под действием этих ударов. Т.к. молекулы движутся беспорядочно, то число ударов с разных сторон в один и тот же момент различно, и частица будет двигаться то в одну, то в другую сторону, беспорядочно.
(демонстрация с помощью прибора «Модель броуновского движения»)
Явление беспорядочного движения взвешенных нерастворимых частиц вещества в жидкости или газе называют броуновским движением.
Откуда такое название, вы узнаете дома из учебника. Пронаблюдать броуновское движение можно под микроскопом, на перемене это каждый сможет сделать.
Различие в скорости протекания диффузии твердых тел, жидкостей и газов объясняют ученики.
4. Закрепление.
5. Итоги урока
Методическая разработка к уроку «Диффузия» (7 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методическая разработка урока физики
«Диффузия в газах, жидких и твердых телах»
УМК: Перышкин А.В. физика
Техническое оснащение: доска, проектор, презентация, 2 мензурки, вода, 2 пакетика чая, термос с горячей водой, пузырек с духами.
Формы организации учебной деятельности: в парах, индивидуальная, эксперимент.
Цель урока: изучение диффузии в газах, жидких и твердых телах.
§ Сформировать знания учащихся о явлении диффузии и закономерностях ее протекания в различных средах;
§ Научиться объяснять явления диффузии в различных средах и скорости ее протекания в зависимости от температуры тела;
§ Учувствовать в коллективном обсуждении проблем;
§ Формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже изученно раннее, и того, что неизвестно;
§ Формирование самостоятельности и практических умений;
§ Формирование умений выражать свои мысли, выслушивать собеседника.
Описание элемента урока:
(знакомство с темой урока по средствам эксперимента)
В древности люди полагали, что нашей вселенной руководят стихии веществ: огонь, вода, воздух, земля. Люди складывали легенды о чудесных превращениях веществ. В Древней Греции ученый Демокрит спросил однажды своих учеников: «Возможно ли наполнить сосуд камнями, песком, водой и воздухом не опустошая сосуд?» А вы как думаете?
С помощью анимированной презентации учащиеся отвечают на вопросы известного физика Альберта Эйнштейна о диффузии. За каждый правильный ответ ученики класса будут получать необходимое оборудование для опыта. (мензурки, пакетики чая, колба с водой)(слайд 1-5)
1) Возьмем флакон с духами и откроем его, что мы почувствуем?
(Ученик: запах духов)
2) Как вы думаете почему так происходит?
(Ученик: воздух состоит из молекул)
3) Почему мы так быстро ощущаем запах духов?
(Ученик: потому что молекулы быстро двигаются)
4) Воздух состоит из молекул, а аромат духов из чего состоит?
(Ученик: аромат духов состоит из молекул)
5) А как молекулы воздуха и аромата духов взаимодействую между собой?
(Ученик: молекулы духов сталкиваются на своем пути с молекулами воздуха)
Все оборудование для эксперимента собрано. Время провести ряд опытов. Для проведения опыта я приглашаю профессора Мари Кюри. (учитель одевает белый халат и бутафорские очки)
— Я не только ученый, я женщина. Обратите внимание, что у меня есть. Да, это духи!
(учитель открывает флакон духов, дети ощущают запах, учитель проходит по классу)
На слайде презентации демонстрируется явление диффузии в газах. На магнитной доске появляется вывод «Диффузия в газах»
— Для следующего опыта я нужен ассистент. Учитель приглашает ученика из класса.
— Как вы думаете, что нам нужно сделать?
(Ученик: заварить чай)
Правильно! Ученик наполняет первую мензурку холодной водой, а учитель другую мензурку горячей водой. Далее одновременно помещаем пакетики чая в каждую из мензурок и наблюдаем.
— Что мы можем отметить?
(Ученики: чай быстрее заваривается в горячей воде)
— Правильно! Из чего состоит вода и чай?
Посмотрим на две мензурки и сделаем вывод. Что мы можем сказать о температуре веществ? Какой водой легче заваривать чай?
На магнитной доске размещаем вывод «Диффузия в жидкостях»
(Ученик: чем выше температура, тем быстрее двигаются молекулы в веществе, а значит быстрее взаимодействуют молекулы одного вещества с молекулами другого вещества) (слайд 6)
— Отлично! Мы рассмотрели газ и жидкость, теперь рассмотрим твердое тело.
Обратите внимание на слайд, представлен брусок из 2-х различных материалов (свинец и золото). Молекулы свинца и молекулы золота будут взаимодействовать в течение 5, что мы можем заметить после взаимодействия?
(ученик: четкая граница металлов исчезнет, трудно определить, где золото, а где свинец)
-Что поможет ускорить этот процесс взаимодействия?
(ученик: нагреть бруски)
Взаимное проникновение молекул одного вещества в другое вещество называется диффузией. Как диффузия от температуры вещества?
(учитель: чем больше температура, тем быстрее протекает диффузия)
На доске следующий вывод «Диффузия в твердом теле»
— И сейчас я вас порошу помочь мне с моей докторской диссертацией на Нобелевскую премию в области физики на тему диффузии. Поработаем в парах и заполним таблицу по нашим экспериментам (таблица №1).
Диффузия
Содержание
Моделью вещества, состоящего из постоянно движущихся молекул, объясняются некоторые физические явления. К примеру, диффузия — проникновение молекул одного вещества в молекулы другого. Рассмотрим данное явление подробнее.
Начнем с газообразных тел. Представьте, что вы сидите за уроками в своей комнате и вдруг почувствовали вкусный запах с кухни. Почему это произошло? Блюдо, которое готовится к обеду, состоит из большого числа молекул, которые все время движутся и сталкиваются: мясо, масло, специи.
При нагревании отдельные молекулы отделились от остальных, смешавшись с молекулами воздуха и стали перемещаться по квартире. Это явление уже упоминавшейся диффузии — взаимное проникновение молекул разных веществ.
Диффузия может происходить в жидкостях и даже в твердых телах, но только значительно медленнее.
Другой вопрос: почему же запахи не доносятся до нас мгновенно? Мы уже упоминали о беспрерывном и хаотичном движении молекул воздуха. таким образом, молекулы постоянно сталкиваются, меняют свое направление, и беспорядочно перемещаясь, разлетаются по помещению.
Рассмотрим опыт, который покажет нам, что молекулы, из которых состоят тела, находятся в беспорядочном движении и в жидких телах (рисунок 12).
Рисунок 12. Иллюстрация опыта с водой и медным купоросом.
Для начала нальем в стакан раствор медного купороса темно-голубого цвета (часто используется как бытовой антисептик). Затем аккуратно нальем в этот же стакан воды.
Вначале между жидкостями будет видна резкая граница, но со временем она будет размываться. Через 2-3 недели граница исчезнет совсем: процесс диффузии завершится.
Если рассмотреть данный процесс на молекулярном уровне (рисунок 13), то прекрасно видно, что молекулы воды и медного купороса на границе раздела этих двух жидкостей начинают меняться местами, а со временем жидкость в стакане и вовсе станет однородной.
Рисунок 13. Диффузия в жидкостях (раствор медного купороса и вода).
Рисунок 14. Диффузия в твердых телах (золото и свинец).
Диффузия — это явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого
Как мы уже говорили, явление диффузии объясняется непрерывным хаотичным движением молекул, в процессе которого молекулы одного вещества проникают в межмолекулярные промежутки другого.
Процесс диффузии напрямую зависит от температуры, т.к. с увеличением температуры увеличивается скорость движения молекул.
Процесс диффузии окружает нас как в повседневной жизни, так и в природе. Зачем мы завариваем чай в кипятке, ведь потом нужно ждать, пока он остынет? Почему не разогреть воду только до комфортной температуры?
Ответ — чтобы ускорить процесс диффузии. В кипятке диффузия между молекулами чая, сахара и воды будет происходить намного быстрее, и чай заварится быстрее и лучше.
В промышленности диффузия широко используется в технике при сварке деталей, склеивании. В природе благодаря диффузии поддерживается однородный состав атмосферного воздуха рядом с поверхностью Земли, а диффузия солей в почве позволяет растениям получать нормальное питание.
Что такое диффузия 7 класс физика перышкин
Диффузия — явление проникновения молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества.
Мы ощущаем запах духов на некотором расстоянии от флакона. Это объясняется тем, что молекулы духов, так же как и молекулы воздуха, движутся. Между молекулами существуют промежутки. Молекулы духов проникают в промежутки между молекулами воздуха, а молекулы воздуха — в промежутки между молекулами духов.
Опыты показывают, что диффузии в газах — самый быстрый процесс, в жидкостях он протекает гораздо медленнее, но может наблюдаться даже в твердых телах. Соединив гладко отполированными поверхностями два бруска из разных металлов, например из меди и алюминия, и оставив их в таком положении на длительное время (на 4—5 лет), мы обнаружим их сращивание за счет проникновения атомов меди в алюминиевый образец и, наоборот, проникновения атомов алюминия в медный.
Диффузия в газах происходит быстрее, чем в жидкостях, потому, что газы имеют меньшую плотность, чем жидкости, т.е. молекулы газов расположены на больших расстояниях друг от друга. Ещё медленнее происходит диффузия в твёрдых телах, поскольку молекулы твёрдых тел находятся ещё ближе друг к другу, чем молекулы жидкостей.
Скорость диффузии зависит не только от агрегатного состояния вещества, но и от температуры. При более высокой температуре диффузия будет происходить быстрее. Это происходит потому, что при повышении температуры быстрее движутся молекулы. Скорость движения молекул и температура тела взаимосвязаны. Чем больше средняя скорость движения молекул тела, тем выше его температура.
Проявление диффузии: окрашивание, склеивание, проникновение питательных веществ из кишечника в кровь.
Конспект урока «Диффузия. Взаимодействие молекул».