Что такое дизайн и для чего он нужен
Дизайн — увлекательный процесс художественного проектирования
Дизайн (от английского — design — «проектировать») — это совокупность действий человека или группы людей по художественному конструированию всевозможных изделий. Дизайном также называют результат процесса проектирования предметов или объектов (например — дизайн самолета или книги).
Дизайн играет огромную роль в современном мире, особенно — в промышленном производстве. Дизайнеры в процессе разработки проекта не только стремятся создать максимально функциональное изделие, но и учитывают его ценность с точки зрения эстетики.
Виды дизайна
Дизайн — это очень объемное понятие, которое включает огромное количество разнообразных процессов деятельности, направленных на создание того или иного продукта. В зависимости от сферы применения (назначения) различают следующие виды дизайна:
Процесс разработки дизайна нельзя назвать однообразной работой. Напротив, дизайнерам-художникам постоянно приходится творить — придумывать и воплощать в своих проектах революционные идеи в самых разных сферах жизни человека.
История дизайна
История дизайна неразрывно связана с развитием промышленного производства. Но даже в первобытном обществе наши далекие предки при изготовлении элементарных орудий труда учитывали их функциональность и эстетические свойства.
Слово «дизайн» появилось в повседневном обиходе людей в XVI веке сначала в Италии, а затем и в остальных странах Европы. В те времена в него вкладывали иной смысл, словосочетание disegno intero означало первый набросок будущего произведения искусства или оригинальную идею, возникшую в голове художника.
В середине XIX века на фоне бурного промышленного роста и усиления конкуренции возникла потребность в новаторских методах разработки продукции. Промышленники начали больше внимания уделять проектированию новых образцов, чтобы завоевать внимание покупателей.
В конце XIX века в Англии возникло арт-движение «Искусства и ремесла» (Arts & Crafts). Его главными вдохновителями были Джон Рёскин (John Ruskin) и Уильям Моррис (William Morris). Они выступали против безликого индустриального производства и призывали разрабатывать продукцию с учетом ее эстетической и художественной ценности. Рёскин и Моррис впервые в мировой истории сформировали главные принципы теории дизайна, которые в будущем нашли широкое применение в промышленности.
В начале ХХ века в составе руководства многих крупных предприятий появились художники. Они помогали владельцам фирм вырабатывать собственный корпоративный стиль и принимали участие в разработке новых образцов продукции.
В 1920-х годах возникли первые школы преподавания дизайна (ВХУТЕМАС в СССР и Баухауз в Германии). Тогда же появились дипломированные специалисты-дизайнеры в разных сферах промышленного производства.
С начала 30-х годов ХХ века на рынке труда капиталистических стран становится востребованной профессия дизайнера. С этого времени спрос на хороших специалистов в этой сфере деятельности постоянно держится на высоком уровне.
В послевоенные годы даже в странах социалистического лагеря важность промышленного дизайна становится очевидной. Основы проектно-художественной деятельности включают в программы обучения многих высших учебных заведений технической направленности. В США и Западной Европе печатаются фундаментальные научные труды теоретиков искусства по дизайну, ведутся активные дискуссии на эту тему, возникают многочисленные объединения художников-дизайнеров.
В наши дни дизайнерским объектом можно по праву назвать практически любое новое готовое изделие промышленности во всех сферах деятельности человеческого общества. Дизайнеры активно участвуют во всех этапах создания новых продуктов: от разработки оригинальной идеи до оценки результатов их продаж на рынке.
На портале Very Important Lot посетители имеют прекрасную возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести шедевры антиквариата, созданными выдающимися дизайнерами прошлого. Здесь же можно напрямую купить картины у современных художников для интерьера или для пополнения своей коллекции достойными экземплярами.
Дизайн-проект квартиры: как создать интерьеры и приступить к ремонту
Прежде чем начать ремонт квартиры, нужно понять, какой она должна стать после ремонта. Но даже если собственник примерно представляет, что ему нужно, то визуализировать все детали отделки и интерьера, понять, как это будет выглядеть в реальности, а тем более создать техническое задание и план работ — задача очень сложная. Для этого нужен дизайн-проект квартиры.
Сейчас дизайнеры оказывают широкий спектр услуг, включающий создание концепции проекта, а также полный контроль строительного процесса — от закупки материалов до приемки выполненных работ. Рассказываем, что такое дизайн-проект квартиры, как его создают, что он включает в себя, его плюсы и стоимость создания такого проекта.
Что такое дизайн-проект квартиры
Дизайн-проект квартиры — это комплексный пакет документов с различными вариантами планировки жилых помещений, схемами, 3D-визуализацией или иллюстрациями и т. д.
В такой документации заказчик хочет воплотить все пожелания по оформлению интерьеров жилья и даже меблировки квартиры. Задача дизайнеров — реализовать их. Проще говоря, дизайн-проект — это инструкция для строителей и заказчика.
В зависимости от сложности проектных решений объем и виды проектной документации могут меняться. Задача автора проекта — составить документ таким образом, чтобы с его помощью можно было реализовать задуманное, поясняет управляющий партнер архитектурной студии DVEKATI Екатерина Сванидзе. В дизайн-проекте отражены все согласованные с заказчиком решения и идеи, добавляет архитектор компании Projector Екатерина Турбина.
Создать дизайн-проект квартиры — настоящий вызов. Возникает много вопросов: где хранить вещи, как и где разместить спальню, что лучше, кухня-гостиная или отдельные помещения. Новая «ковидная» реальность подразумевает еще и рабочее пространство в виде отдельного кабинета или просто рабочей плоскости. При этом необходимо решить, в каком стиле разработать проект будущей квартиры, и понять, можно ли применить выбранный стиль в конкретном пространстве.
Основная задача дизайн-проекта интерьера — обеспечить сбалансированное, качественное, чистое светлое пространство, которое будет отражать характер владельца или останется нейтральным в случае сдачи квартиры в аренду, говорит Екатерина Турбина.
Екатерина Турбина, дизайнер и архитектор компании Projector:
— Современное функциональное пространство и удобное планировочное решение — два главных принципа хорошего дизайна интерьера. В основе функционального дизайна запрограммирован сценарий дня. Встроенные системы хранения приводят в порядок внешнее и внутреннее пространство. Время и пространство имеют одинаковую структуру. Поэтому порядок в интерьере не отвлекает от важного в жизни, помогает сосредоточиться. Сегодня очень важно учитывать стирание границ между работой и домом. Кабинет переезжает домой, поэтому важно разграничивать рабочее и жилое пространство, тогда жилое пространство будет дополнять и помогать находиться в форме. Это возможно достичь благодаря грамотно разработанному дизайну помещения.
Что входит в дизайн-проект квартиры
Обычно дизайн-проект включает в себя визуальные решения, отражающие концепцию проекта, цветовые схемы и т. д. «Каким образом автор интерьера презентует свои задумки клиенту, это сугубо личное дело каждого профессионала — ручная подача, эскизы карандашом и маркерами или выполненные на планшете, 3D-визуализации, коллажи. Задача дизайнера — донести свою идею. Мы используем смешение техник и компьютерных программ — 3D, 2D, коллажи», — говорит Екатерина Сванидзе.
Есть база чертежей, без которых не обойтись. Мастер-план комплект документов включает:
По сути, это не только понятная для заказчика визуализация проекта, а готовая схема, по которой уже могут работать подрядчики для ремонта и создания интерьера квартиры. «Если мы осуществляем надзор за реализацией проекта, разрабатываются более детальные чертежи необходимых узлов, в процессе строительных работ могут меняться размеры, бывает, что меняются отделочные материалы (их нет в наличии, например), тогда чертежи необходимо корректировать», — поясняет Екатерина Сванидзе.
Этапы работы по дизайн-проекту
Работа по проекту, по данным архбюро Ai-architects, делится на несколько этапов. Первый — эскизный. Он включает согласование концепции с заказчиком, выбор стилистического направления, цветовое решение, планировку помещения. На этом же этапе предусмотрена виртуальная расстановка мебели, моделируется свет. Затем проект отрисовывают, делают подробную визуализацию будущего помещения, чтобы заказчик мог представить, как идеи смотрятся вместе, как взаимодействуют цвета, гармонично ли расположена мебель.
Второй этап — составление рабочей документации. В ней подробнейшим образом описано, где и из чего возводить стены, до миллиметров указано, в каких точках делать штробы под проводку, какие материалы использовать в отделке и т. д. Рабочая документация состоит из десятков, а иногда и сотен страниц, это подробная инструкция для строителей, которые будут реализовывать проект. В идеале у них не должно остаться ни одного вопроса к дизайнеру.
Последний этап включает подбор отделочных материалов с указанием номенклатуры, фирменных названий, марок, названий магазинов. По итогам составляется и согласовывается с заказчиком смета. Весь пакет документов вместе с правами на него передается заказчику. Дальше заказчик либо сам занимается ремонтом и закупками, либо предпочтет так называемый проект под ключ — авторский надзор или полный менеджмент.
Если проект требует перепланировки, что случается почти всегда, то согласование таких работ — отдельный процесс. Задача находится в компетенции дизайнера. В современных домах и жилых комплексах решения по перепланировкам принимает управляющая компания.
Доработка проекта
Правки в макеты и подборки вносятся, как правило, после сдачи планов и до начала их реализации. Это входит в стоимость оплаченных услуг дизайнера. Затем проект отправляют прорабу, который должен оценить возможность претворить его в жизнь. Если вопросов нет, то можно приступать к ремонту. На этом этапе снова производится точный расчет стоимости ремонта. Специалист оговаривает технические нюансы с бригадиром и рассчитывает точную сумму затрат.
Контроль дизайнера
Данный этап и его цена обсуждаются отдельно. Не у всех собственников есть возможность контролировать работу бригады, сопоставляя ее с визуальным проектом. Стоимость будет зависеть от того, как часто дизайнеру придется выезжать на объект и какие правки вносить в процессе. Не путайте услугу с техническим надзором. Последний исполняется подрядными компаниями и ответственными лицами (прорабом, бригадиром) либо самим владельцем недвижимости. Его цель — выявлять ошибки и недоделки со стороны строителей по технической части.
Дизайнер контролирует соответствие реализации проекту, но не будет делать выговоры и штрафовать рабочих за плохо нанесенную штукатурку и криво прибитый плинтус. Специалист оперативно реагирует на изменения и помогает подобрать замены, если поставщик не доставляет нужные материалы, изменились финансовые возможности или размеры комнаты из-за выравнивания потолка. На услугу контроля заключается отдельный договор; вы сами решаете, нужна она вам или нет.
Плюсы формирования дизайн-проекта
Ремонт — это всегда существенные затраты, а ошибки при его выполнении могут обойтись дорого — переделывать сложно и затратно, а неудачно сделанный ремонт может расстраивать еще много лет.
Среди плюсов в разработке дизайн-проекта архитекторы выделяют несколько важных:
Сколько стоит дизайн-проект квартиры
Дизайн-проект — это инструкция, основанная, в первую очередь, на бюджете, который выделяет заказчик на реализацию. Работа без проекта влечет за собой множество рисков, как финансовых, так и временных. Стоимость проекта, зависит от квалификации, опыта и профессиональных заслуг дизайнера.
В среднем по рынку дизайн-проект квартиры стоит 2,5–3,5 тыс. руб. за 1 кв. м, говорит Екатерина Турбина. Таким образом, проект для небольшой двухкомнатной квартиры площадью 54 кв. м обойдется в 135–190 тыс. руб. По словам архитектора, в премиальном сегменте дизайнеры могут запрашивать ценники от 10 тыс. руб. за «квадрат» до бесконечности, а некоторые дизайнеры-фрилансеры готовы работать и ниже 1 тыс. руб. за 1 кв. м. Сейчас на рынке появляются и стандартные решения для квартир, когда уже разработаны примеры для типового жилья. Средний чек за такой стандартный проект обойдется в 1–1,5 тыс. руб. за «квадрат», отмечает дизайнер.
Уникальный проект стоит дороже типового, поскольку это не просто чертежи, а комплексная работа по выстраиванию многоуровневой системы объемно-планировочного решения: архитектура, колористическая схема, комплектация со списком и объемов материалов для ремонта, а также конкретно подобранной мебелью из каталогов производителей или магазинов.
Стоит отметить, что дизайн-проект обычно можно оплачивать частями по разным этапам разработки проекта. Заказчик также может сэкономить, отказавшись от каких-то этапов по проекту (например, подборки мебели, элементов декора) или от 3D-визуализаций проекта и т. д.
Готовые дизайн-решения предполагают, что клиент не тратит время на бесконечные поиски нужного направления, планировки, цветового решения и материалов. Компании предлагают готовые планировочные модули и цветовые схемы, за счет чего сокращаются бюджет и сроки выдачи документации.
В среднем разработка проекта занимает около трех месяцев, но некоторые дизайнеры оптимизируют свои решения и могут разработать проект и за месяц. Не стоит забывать, что у вас займет время согласование проекта и еще понадобится время на внесение в документ поправок.
«Если мы говорим про уникальный дизайн, то для проекта можно сделать 20 планировок, из которых только два варианта презентуются заказчику. Одна планировка уйдет в работу. Но это только начало. По мере проработки проекта уточняются детали и решение финализируется. Требуется время, чтобы осознать пространство, продумать все детали. При проработке концепции появляются интересные уникальные решения по зонированию пространства. Чертежи разрабатываются в самую последнюю очередь, это — техническая линейная отработка всех решений», — говорит Екатерина Турбина.
Что такое графический дизайн и зачем он нужен
Английский — глобальный язык? Пф-ф! А вот с помощью графики даже трёхлетний японский карапуз легко поймёт немецкую бабушку.
Упаковки продуктов в вашем холодильнике, вывески и указатели на улицах, плакаты, флаеры и оформление ваших любимых пабликов в VK — всё это сделали графические дизайнеры. Каждый день нам на глаза попадаются сотни рекламных объявлений, брендированных продуктов и элементов визуальной коммуникации.
Графический дизайн — широкое понятие, затрагивающее почти все сферы нашей жизни и в реальном, и в цифровом мире. Давайте разберёмся, где он используется и какие функции выполняет.
Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.
Способ донести информацию
Мы по максимуму используем визуальное восприятие, чтобы ориентироваться в мире и выполнять рутинные дела.
Хотите дойти до супермаркета? Вам необходимы указатели на домах, стрелочки в Яндекс.Навигаторе или хотя бы вывеска с названием магазина, заметная издалека. Хотите почитать книжку? Нужно, чтобы графический дизайнер позаботился о подходящем шрифте и единообразии страниц. Собираетесь выступать перед аудиторией? Визуальное сопровождение поможет резюмировать всё самое важное.
Важная миссия графического дизайнера — упорядочивать хаос вокруг и раскладывать информацию по полочкам.
Вывески и указатели
Эти инструменты коммуникации нужны, чтобы человек сориентировался на незнакомой территории или понял, каких действий от него ожидают в конкретной ситуации. Иногда слова содержат всю необходимую информацию, тогда задача дизайнера — сделать надпись легко читаемой и приятной глазу.
Часто слова сопровождаются картинками: это нужно для структурирования разных сообщений, когда в них трудно ориентироваться. Человек гораздо быстрее охватит взглядом картинку, чем прочтёт несколько предложений. А иногда визуальный язык становится единственно возможным способом коммуникации: вывески в аэропортах, на международных конференциях и в туристических местах всегда дополняются изображениями.
Бывает, что слова вовсе не нужны. Например, в дорожных знаках. Все водители знают их значение и быстро ориентируются по картинкам: читать текст во время движения просто нет времени. В разных странах знаки могут незначительно различаться: дизайнеры трудятся над тем, чтобы сделать их максимально лаконичными, понятными, узнаваемыми. Это особенно важно, когда от участников дорожного движения требуется быстрая реакция.
Вывески, таблички и короткие инструкции окружают нас повсюду и помогают нам спокойно жить. Мы воспринимаем массу информации бессознательно — это работа графических дизайнеров, которая часто остаётся незамеченной.
Дизайн презентаций и инфографика
Перейдём к продуктам визуальной коммуникации, с которыми мы взаимодействуем осознанно. Таблицы, схемы, инфографика и презентации нужны, чтобы структурировать большой объём информации. Слушая выступление интересного спикера или читая инструкцию к стиральной машине, мы концентрируемся. Поэтому дизайн этих материалов может быть более детализированным, чем уличный знак.
Задача дизайнера при разработке инфографики или презентации — сделать язык картинок простым и понятным. Хорошие иллюстрации бывают эффективнее длинных текстов и понятны носителям любых языков.
Вёрстка книг, журналов и веб-страниц
Дизайн бывает и без картинок. Читая хорошую бумажную книгу, вы можете даже не догадываться, сколько часов дизайнер провёл за вёрсткой. Правильно подобранные шрифты, межстрочные интервалы, поля и переносы слов позволяют глазам меньше уставать.
Если вы думаете, что значение типографики преувеличено, полистайте дешёвые книги из девяностых годов: тогда процветала некачественная печать, строки на двух страницах одного листа не совпадали и просвечивали через тонкую бумагу. Читая такую книгу, вы быстро устанете.
В «цифре» есть свои нюансы: дизайнер заботится, чтобы вам не приходилось бегать глазами по большому экрану, чтобы абзацы отличались от межстрочных интервалов, а переход на новую строку не осложнял чтение.
Инструмент маркетинга
При упоминании Apple перед глазами всплывает надкушенное яблоко, а вспоминая Сбербанк, мы представляем себе зелёный логотип. Графический дизайн служит для узнаваемости брендов и их продвижения на рынке.
Фирменный стиль
У каждой серьёзной компании есть логотип. Однако понятие фирменного стиля гораздо шире: это набор цветов, шрифтов, паттернов и правил их сочетания между собой. Целый комплекс графических элементов позволяет поддерживать образ бренда.
Хороший фирменный стиль разрабатывается как минимум на пять лет, если компания планирует долго жить. Поэтому такая графика в меньшей степени подвержена влиянию трендов, чем реклама или веб-дизайн.
Дизайн фирменного стиля обычно представляют в формате брендбука. Это краткое руководство, в котором показаны допустимые и недопустимые варианты использования логотипа, гармоничные сочетания цветов, шрифтовые пары и другие рекомендации. Также в брендбуках представляют дизайн основных носителей — он может иметь специфические особенности в зависимости от необходимой формы или размера.
Что дают логотип и фирменный стиль? Во-первых, они создают позитивный образ бренда в головах потребителей, сотрудников и партнёров. Во-вторых, они позволяют привести к единообразию все брендированные продукты и упростить текущие дизайнерские задачи.
Наружная реклама и полиграфия
Разработка рекламы — это более креативная область графического дизайна. Рекламные кампании меняются быстро, так что строгая лаконичность и планирование на годы вперёд здесь не требуются.
Цель рекламы — продать конкретный товар определённому сегменту целевой аудитории в заданные сроки. И первая задача на пути к этой цели — привлечь внимание зрителя, удивить его чем-то ярким и необычным, заставить задержать взгляд.
Дизайн рекламы — это маркер нашего времени, потому что он очень быстро меняется в зависимости от моды. Если вы посмотрите на фотографии двадцатилетней давности, архитектура или даже одежда людей могут выглядеть вполне современно, а плакаты и баннеры будут старомодными.
В рекламе используют модные графические приёмы и декоративные шрифты, чтобы выделить сообщение на фоне других. Но за счёт эксплуатации трендов реклама недолговечна, и каждый раз дизайнерам приходится искать новые способы удивить публику.
Продвижение в интернете
Среднестатистический городской житель не расстаётся с гаджетами. Если лет двадцать назад почти любой графический дизайн готовили под печать в типографии, сейчас это далеко не так. Рекламные баннеры на сайтах, оформление сообществ в соцсетях, лендинги и продающие сайты пользуются огромным спросом.
Не нужно быть гуру в технологиях, чтобы создавать красивые посты или рекламу для интернета. А вот при разработке целого сайта (этим занимаются веб-дизайнеры) пригодятся даже знания в программировании.
С одной стороны, интернет упростил работу дизайнерам: не нужно заниматься предпечатной подготовкой. С другой стороны, на первый план выходят другие важные критерии — например, размер файла и лёгкая читаемость картинки с любого экрана. Также интернет открыл для рекламы возможности анимации: моушн-графику активно используют и в соцсетях, и на сайтах.
Элемент цифровых и печатных продуктов
Графический дизайн помогает доносить до людей информацию и продвигать продукты. Но иногда он может являться непосредственно частью продукта. Посмотрите, что изображено на ваших обоях, любимой футболке или чехле смартфона. Технологии печати позволяют работать с любыми материалами, поэтому печатные принты заменили нам вышивку и роспись.
Теперь вспомните заставку с титрами к вашему любимому сериалу или меню приложения на телефоне, которым вы ежедневно пользуетесь. К этим продуктам графические дизайнеры тоже приложили руку.
Чем сложнее задача, тем больше компетенций требуется для работы. В широком смысле к графическому дизайну можно отнести и иллюстрацию, и 3D-моделирование, и анимацию, и веб-разработку. Все эти сферы связаны с созданием графики.
Многие дизайнеры обладают компетенциями в смежных областях, но объять всё невозможно. В узком смысле под графическим дизайном принято понимать создание статичной графики для печати или размещения в сети. Некоторые сужают свою специализацию ещё больше и занимаются тем, чем душе угодно, — например, исключительно логотипами или вёрсткой.
Хотите овладеть навыками для создания фирменного стиля, рекламных креативов и визуальных коммуникаций? Записывайтесь на наш курс по графическому дизайну.
Истории успешных графических дизайнеров и их советы, как стать
арт-директором студии за полгода и найти свой уникальный стиль, — в этом материале.