Что такое ощущение в биологии 5 класс
Термины и определения по биологии 5 класс
Автотрофы — организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических.
Анатомия – исследует строение органов человека.
Бактериология – занимается исследованием бактерий.
Бактериофаг — вирус бактерий, способный поражать бактериальную клетку, размножаться в ней и вызывать её растворение.
Белки – органические вещества, входящие в состав клеточных структур клетки.
Биология – комплекс знаний о жизни и совокупность научных дисциплин, изучающих живую природу.
Ботаника – занимается изучением растительного мира.
Вакуоль — полость внутри клетки, ограниченная мембраной и заполненная клеточным соком.
Вирусология – исследует вирусы.
Водоросли — гетерогенная экологическая группа преимущественно фотоавтотрофных одноклеточных, колониальных или многоклеточных организмов, обитающих, как правило, в водной среде, в систематическом отношении представляющая собой совокупность многих отделов.
Генетика – уделяет внимание изменчивости и наследственности живых организмов.
Гетеротрофы — организмы, использующие для своего питания готовые органические вещества.
Грибы — особая группа живых организмов, не относящиеся ни к животным, ни к растениям. Состоит из гифов, которые образуют плодового тела и грибницы
Деление клетки — биологический процесс, лежащий в основе размножения и индивидуального развития всех живых организмов.
Зоология – изучает животный мир.
Клетка – структурная единица любого организма, наименьшая часть организма, она служит основной единицей строения и жизнедеятельности организма.
Лишайники — это своеобразный организм, состоящий из гриба и водоросли (симбиоз)
Мембрана — тонкая пленка под оболочкой клетки, регулирует обмен веществ. Обладает полупроницаемостью.
Метод – последовательность действий, приводящих к определённому результату.
Микроскоп — прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений, а также измерения объектов или деталей структуры, невидимых или плохо видимых невооружённым глазом. Совокупность технологий и методов практического использования микроскопов называют микроскопией.
Многоклеточные организмы — внесистематическая категория живых организмов, тело которых состоит из многих клеток, большая часть различается по строению и выполняемым функциям.
Микология – изучает царство грибов.
Обмен веществ — последовательное потребление, превращение, использование, накопление и потеря веществ и энергии в живых организмах в процессе жизни, позволяющие им самосохраняться, расти, развиваться и самовоспроизводиться в условиях окружающей среды, а также адаптироваться в ней.
Организм – живое существо или растение с его согласованно действующими органами.
Паразиты – питающиеся органическими веществами живых организмов.
Природное сообщество — это совокупность условий среды и живых организмов, тесно связанных между собой пищевыми цепочками.
Рибосомы — участвуют в образовании сложных молекул белка
Сапротрофы – получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.
Симбиоз – форма взаимоотношений, при которой оба организма, или только один извлекает пользу из другого.
Систематика — наука о многообразии видов и родственных связях между ними.
Споры — мелкие клетки, предназначенные специально для размножения
Фагоцитоз — активный захват и поглощение живых клеток и неживых частиц одноклеточными организмами или особыми клетками многоклеточных организмов — фагоцитами.
Хлоропласты — есть только у растений, содержат хлорофилл, участвуют в образовании органических веществ из неорганических
Цветковые растения — растения, состоящие их корня и побега (стебель, листья, почки, цветок), которые цветут хотя бы раз в жизни
Цитология – изучает жизнедеятельность и строение клеток.
Цитоплазма – вязкое, полужидкое вещество клетки, связывает все части клетки
Экология – исследует взаимоотношение организмов, их влияние на окружающую среду.
Ядро – важнейшая часть клетки, хранение и передача наследственной информации
Конспект по биологии за 5 класс
Биология как наука. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека. Признаки и свойства живого. Уровни организации живой природы.
Термин «биология» образуется из двух греческих слов «bios» —жизнь и «logos» — знание, учение, наука. Отсюда и классическое определение биологии как науки, изучающей жизнь во всех ее проявлениях.
Биология исследует многообразие существующих и вымерших живых существ, их строение, функции, происхождение, эволюцию, распространение и индивидуальное развитие, связи друг с другом, между сообществами и с неживой природой.
Биология рассматривает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах: обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, развитие, раздражимость, подвижность и т.д.
Методы исследований в биологии
Наблюдение — самый простой и доступный метод. Например можно наблюдать сезонные изменения в природе, в жизни растений и животных, поведение животных и т.д.
Описание биологических объектов (устная или письменная характеристика).
Сравнение– нахождение сходств и различий между организмами, применяется в систематике.
Экспериментальный метод (в лабораторных или естественных условиях) – биологические исследования с использованием различных приборов и методов физики, химии.
Микроскопия – исследование строения клеток и клеточных структур с помощью световых и электронных микроскопов. Световые микроскопы позволяют увидеть формы и размеры клеток, отдельных органоидов. Электронные – мелкие структуры отдельных органоидов.
Цитогенетический– метод изучения хромосом под микроскопом. Можно обнаружить геномные мутации (например, синдром Дауна), хромосомные мутации (изменения формы и размеров хромосом).
Ультрацентрифугирование- выделение отдельных клеточных структур (органелл) и дальнейшее их изучение.
Исторический метод– сопоставление полученных фактов с ранее полученными результатами.
Моделирование – создание различных моделей процессов, структур, экосистем и т.д. с целью прогнозирования изменений.
Гибридологический метод – метод скрещивания, главный метод изучения закономерностей наследственности.
Генеалогический метод – метод составления родословных, применяется для определения типа наследования признака.
Близнецовый метод – метод, позволяющий определять долю влияния факторов среды на развитие признаков. Применяется к однояйцевым близнецам.
Связь биологии с другими науками.
Многообразие живой природы столь велико, что современную биологию нужно представлять как комплекс наук. Биология лежит в основе таких наук, как медицина, экология, генетика, селекция, ботаника, зоология, анатомия, физиология, микробиология, эмбриология и др. Биология совместно с другими науками образовала такие науки, как биофизика, биохимия, бионика, геоботаника, зоогеография и др. В связи с бурным развитием науки и техники появляются новые направления изучения живых организмов, появляются новые науки, связанные с биологией. Это еще раз доказывает, что живой мир является многогранным и сложным и он тесно связан с неживой природой.
Основные биологические науки-объекты их изучения
Анатомия – внешнее и внутреннее строение организмов.
Физиология – процессы жизнедеятельности.
Медицина — заболевания человека, их причины и методы их лечения.
Экология – взаимосвязи организмов в природе, закономерности процессов в экосистемах.
Генетика – законы наследственности и изменчивости.
Цитология- наука о клетках (строении, жизнедеятельности и т.д.).
Биохимия – биохимические процессы в живых организмах.
Биофизика – физические явления в живых организмах.
Селекция – создание новых и улучшение существующих сортов, пород, штаммов.
Палеонтология – ископаемые останки древних организмов.
Эмбриология- развитие зародышей.
Знания в области биологии человек может применить:
для профилактики и лечения заболеваний
при оказании первой помощи пострадавшим при несчастных случаях;
в растениеводстве, животноводстве
в природоохранных мероприятиях, способствующих решению глобальных экологических проблем(знания о взаимосвязях организмов в природе, о факторах, отрицательно влияющих на состояние окружающей среды и т д.).БИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Признаки и свойства живого:
1. Клеточное строение. Клетка является единой структурно-функциональной единицей, а также единицей развития почти для всех живых организмов на Земле. Исключением являются вирусы, но и у них свойства живого проявляются, лишь когда они находятся в клетке. Вне клетки у них признаки живого не проявляются..
2. Единство химического состава. Живые существа образованы теми же химическими элементами, что и неживые объекты, но в живых существах 90% массы приходится на четыре элемента: С, О, N, Н, которые участвуют в образовании сложных органических молекул, таких, как белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды.
3. Обмен веществ и энергии – главное свойство живого. Он осуществляется в результате двух взаимосвязанных процессов: синтеза органических веществ в организме (за счет внешних источников энергии света и пищи) и процесса распада сложных органических веществ с выделением энергии, которая затем расходуется организмом. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
4. Открытость. Все живые организмы представляют собой открытые системы, т. е. системы, устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.
5. Самовоспроизведение (репродукция). Способность к самовоспроизведению является важнейшим свойством всех живых организмов. В ее основе лежит информация о строении и функциях любого живого организма, заложенная в нуклеиновых кислотах и обеспечивающая специфичность структуры и жизнедеятельности живого.
7. Развитие и рост. В процессе индивидуального развития (онтогенеза) постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организма (развитие) и осуществляется его рост (увеличение размеров). Кроме того, все живые системы эволюционируют — изменяются в ходе исторического развития (филогенеза).
8. Раздражимость. Любой живой организм способен реагировать на внешние и внутренние воздействия.
9. Наследственность. Все живые организмы способны сохранять и передавать основные признаки потомству.
10. Изменчивость. Все живые организмы способны изменяться и приобретать новые признаки.
Основные уровни организации живой природы
Вся живая природа представляет собой совокупность биологических систем. Важными свойствами живых систем является многоуровневость и иерархическая организация. Части биологических систем сами являются системами, состоящими из взаимосвязанных частей. На любом уровне каждая биологическая система уникальна и отличается от других систем.
Ученые на основании особенностей проявления свойств живого выделили несколько уровней организации живой природы:
2. Клеточный уровень – представлен клетками. На уровне клеток начинают проявляться свойства и признаки живого. На клеточном уровне можно исследовать строение и функции клеток и клеточных структур, процессы, протекающие в них. Например, движение цитоплазмы, деление клетки, биосинтез белков в рибосомах и так далее.
3. Органо-тканевой уровень – представлен тканями и органами многоклеточных организмов. На этом уровне можно исследовать строение и функции тканей и органов, процессы, идущие в них. Например, сокращение сердца, передвижение воды и солей по сосудам и так далее.
4. Организменный уровень – представлен одноклеточными и многоклеточными организмами. На этом уровне изучается организм, как целое: его строение и жизнедеятельность, механизмы саморегуляции процессов, приспособление к условиям обитания и так далее.
5. Популяционно-видовой уровень – представлен популяциями, состоящими из особей одного вида, длительно обитающих совместно на какой-то территории. Жизнь одной особи генетически определена, а популяция при благоприятных условиях может существовать неограниченно долго. Так как на данном уровне начинают действовать движущие силы эволюции – борьба за существование, естественный отбор и др. На популяционно-видовом уровне изучают динамику численности особей, половозрастной состав популяции, эволюционные изменения в популяции и так далее.
6. Экосистемный уровень– представлен популяциями различных видов, совместно обитающими на определенной территории. На данном уровне изучаются взаимоотношения организмов и среды, условия, определяющие продуктивность и устойчивость экосистем, изменения в экосистемах и так далее.
7. Биосферный уровень– высшая форма организации живой материи, объединяющая все экосистемы планеты. На этом уровне изучаются процессы в масштабе всей планеты – круговороты веществ и энергии в природе, глобальные экологические проблемы, изменения климата Земли и т д. В настоящее время первостепенное значение имеет изучение влияния человека на состояние биосферы в целях предотвращения глобального экологического кризиса.
Термины по биологии для 5 класса — основные понятия и определения
Азотофиксирующие бактерии — почвенные бактерии, преобразующие азот из воздуха в растворимую форму, пригодную для всасывания растениями; в симбиозе с бобовыми образуют клубеньки на корнях, такие бактерии называют клубеньковыми; в симбиозе обогащают почву азотом, повышая её урожайность.
Бактериальные заболевания — ангина, пневмония, тиф, холера, чума, дифтерия, дизентерия, менингит и другие.
Бактерии — древнейшие простейшие доядерные одноклеточные организмы.
Белки — органические вещества, основной «строительный» материал клетки.
Биология — изучает строение и жизнедеятельности организмов, их многообразие и влияние, историческое и индивидуальное развитие.
Биосфера — область распространения жизни на Земле.
Ботаника — наука о растениях.
Вайя (плосковетка) — листообразный побег у папоротников.
Вакуоль — окружённые мембраной пузырьки с клеточным соком (вода с растворёнными в ней веществами); может содержать пигменты (красящие вещества).
Виды бактерий — шарообразные кокки, палочковидные бациллы, изогнутые в виде запятой вибрионы, спиралевидные спириллы.
Виды тканей — покровные, основные, механические, проводящие, образовательные.
Водоросли — древнейшие низшие растения, обитающие в разных местах с повышенной влажностью (соленая и пресная вода, кора деревьев, сырая почва, затенённые камни или здания), бывают одноклеточными и многоклеточными.
Высшие растения — растения, разделяющиеся на отдельные органы (корни, стебли, листья), сформированные из различных тканей.
Голосеменные — древняя группа высших семенных растений, включающая исключительно наземные деревья, кустарники или лианы; размножаются семенами, лежащими открыто на чешуйках шишек
Грибница (мицелий) — тело гриба, состоящее из тонких ветвящихся обычно белых нитей — гифов. Также включает в себя плодовые тела гриба (то, что мы называем грибами в быту).
Грибокорень (микориза) — симбиоз мицелия гриба с корнями высших растений.
Жиры — органические вещества, позволяющее запасать питательные вещества и энергию.
Использование бактерий человеком — в сельском хозяйстве, промышленности, фармацевтике, очистке сточных вод и т.д.
Клетка — мельчайшая частица живого организма; дышит, питается, растёт и размножается.
Корневище — видоизменённый побег с недоразвитыми или отмирающими листьями, почками, придаточными корнями; служит для размножения и запасания питательных веществ.
Лишайники — группа организмов, получающихся в результате симбиоза гриба и водоросли; светолюбивы, растут медленно, но долго (50-100 лет), неприхотливы (встречаются в горах, пустыне и тундре, на деревьях, скалах, даже на стекле), но крайне чувствительны к загрязнениям окружающей среды (индикаторы чистоты воздуха).
Межклетники — промежутки между клетками, заполненные воздухом.
Мембрана — своеобразный внутренний «фильтр» клетки, пропускающий одни вещества и не пропускающий другие, пока клетка жива.
Минеральные соли — неорганические вещества, используемые для синтеза органических молекул в клетках живых организмов.
Мукор (белая плесень) — род плесневых грибов, распространённый в верхнем слое почвы, на продуктах питания и органических остатках; мицелий мукора не поделён перегородками и представлен одной гигантской многоядерной разветвлённой клеткой.
Мхи — древние многолетние низкорослые растения, обитающие в местах повышенной влажности; способствуют образованию болот и торфа.
Наблюдение — восприятие и фиксация объектов или явлений, без вмешательства в процесс.
Низшие растения — растения, не имеющие разделения на отдельные органы (корни, стебли, листья) и сложного тканевого строения.
Нуклеиновые кислоты — органические вещества, сохраняющие наследственную информацию и передающую её потомкам живых организмов.
Палеоботаника — наука, изучающая ископаемые остатки древних растений.
Папоротники — древнейшие сосудистые растения травянистой или древесной формы.
Пеницилл — род плесневых грибов, поражающих грунт, растения, продукты питания; отличается от мукора многоклеточным строением.
Питание грибов — питаются готовыми органическими веществами, подобно животным, но путём всасывания, а не захвата, что роднит их с растениями.
Питание лишайника — водоросль образует органические вещества в процессе фотосинтеза, которыми питается гриб, а гриб поставляет водоросли воду с минеральными веществами.
Пластиды — части растительной клетки, отвечающие за окраску растения и фотосинтез.
Плауны — вечнозеленые ветвящиеся многолетние травянистые растения.
Покрытосеменные (цветковые) — самая молодая, но и самая многочисленная группа растений, отличающаяся наличием органа размножения — цветка, превращающегося впоследствии в плод с семенами внутри.
Признаки живого — клеточное строение. Дыхание, питание, рост, развитие, размножение, обмен веществ и энергии, реагирование.
Применение грибов человеком — применяются в пищевых, хозяйственных и медицинских целях (продукты брожения, биотехнологии, антибиотики).
Размножение бактерий — бактерии размножаются делением, некоторые виды — спорами, длительно сохраняющимися в самых неблагоприятных условиях.
Размножение лишайников — кусочками слоевища или специальными клетками, разрывающими таллом, выходя наружу.
Риниофиты — вымершие примитивные сосудистые растения, являвшиеся первыми наземным растениями, то есть переходной формой от водорослей к плаунам, хвощам и папоротникам.
Роль бактерий в природе — азлагают сложные органические вещества на простые, участвуя таким образом в круговороте веществ.
Сапротрофы — живые организмы, питающиеся органическими веществами из отмерших организмов или выделений живых организмов.
С ветовой микроскоп (устройство) — тубус (зрительная трубка с линзами), окуляр, объектив, штатив, предметный столик, зеркало.
Симбиоз — тесная связь между живыми организмами, полезная для каждого из них.
Спорангий — орган, производящий споры у грибов, водорослей, растений.
Среды обитания живого — наземно-воздушная, водная, почвенная, другие организмы (4).
Строение клетки — оболочка с порами, мембрана, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли с клеточным соком и пигментами, пластиды.
Строение лишайника — тело лишайника образовано нитями грибницы, между которыми расположены одноклеточные зелёные водоросли или цианобактерии.
Таллом (слоевище) — тело растения, не разделяющееся на отдельные органы и разнообразные ткани.
Ткань — группа клеток со сходным строением, происхождением и функциями.
Углеводы — органические вещества, основной источник энергии, необходимой для жизнедеятельности клетки.
Фенология — наука о сезонных явлениях природы, сроках и причинах их наступления.
Фитонциды — выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроскопических грибов, простейших.
Хвощи — многолетние сосудистые травянистые растения с длинными ветвящимися корневищами.
Химический состав клетки — неорганические: вода (40-95%) и минеральные соли (1-1,5%; Органические: белки (10-20%), жиры (1-5%), углеводы (0,2-2%), нуклеиновые кислоты (1-2%).
Хлорофилл — зелёный пигмент, придающий зеленый цвет хлоропластам растений и участвующий в процессе фотосинтеза; присутствует в высших растениях, водорослях, цианобактериях и бактериях.
Хроматофор — пигментсодержащая и светоотражающая клетка организма, придающая окраску.
Целлюлоза — нерастворимое в воде волокнистое вещество, придающее прочность оболочке клетки.
Цианобактерии (сине-зелёные водоросли) — тип крупных бактерий, способных к фотосинтезу, выделяющему кислород; «творцы» атмосферы, производящие 20-40% всего кислорода на Земле.
Цитоплазма — бесцветное вязкое вещество между мембраной и ядром клетки; при сильном изменении температуры разрушается, и клетка гибнет.
Экологические факторы — абиотические (климат), биотические и антропогенные (от деятельности человека).
Экология — наука о взаимодействии живых организмов между собой и с окружающей средой.
Эксперимент — наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях с заведомо определенной целью.
Ядро и ядрышко — важнейшая часть клетки, сохраняющая и воспроизводящая наследственную информацию, а также регулирующая обмен веществ внутри клетки.
Технологическая карта урока по биологии «Животные» 5 класс
Технологическая карта урока по биологии 5 класс
Учебник: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана – Граф.
Тема урока: Животные
§ По ведущей дидактической цели: урок изучения нового знания;
§ По способу организации деятельности: индивидуально-групповой.
Цель урока: формирование представлений о животных как живых организмах, роли и значении животных в природе и в жизни человека.
Целевые установки на достижение результата:
1. Проявлять интерес к новому содержанию;
2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
3. Оценивать свою деятельность и собственный вклад в работу группы;
4.Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений;
5. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
1. Определять цели и задачи урока;
2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
3. Определять критерии изучения животных;
4. Составлять (в группе) план решения проблемы.
1. Работать с таблицей;
2. Находить отличия;
3. Работа с информационными текстами;
4. Объяснение значения новых слов (словарь);
5. Сравнивать и выделять признаки.
1.Групповая работа по обсуждению информации;
2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение (самостоятельно организовывать учебные действия);
3. Выражать свои мысли и идеи;
1. Овладение методами биологии;
2. Характеризовать основные отличительные признаки животных;
3. Характеризовать черты многообразия животного мира;
4. Обосновывать взаимосвязи животных в природных сообществах;
5. Различать понятия «одноклеточные» (амеба, инфузория, фораминиферы, радиолярии) и «многоклеточные» (беспозвоночные и позвоночные);
6. Делать выводы о единстве живого на Земле и об отличительных особенностях царства животных от царства растений, о необходимости охраны животного мира.
§ Словесные (беседа, диалог, полилог)
§ Наглядные (работа с рисунками, схемами, таблицами)
§ Практические (заполнение схем, таблиц, памяток)
§ Частично-поисковые (решение проблемных задач)
§ Индуктивные (развитие умения общаться, находить ответы на вопросы, высказывать и доказывать вою точку зрения)
§ Дедуктивные (анализ изученного, применение имеющихся знаний, применение полученных знаний, обобщение)
Формы организации работы: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер с выходом в интернет, микроскопы, инструментарий, живые объекты (культура одноклеточных животных, пресноводные гидры, улитки, аквариумные рыбки, лягушки, ящерицы, черепахи, птицы), чучела животных (ворона, заяц-беляк), влажные препараты (аскарида, медуза, паук-крестовик, ланцетник, тритон, гадюка), таблицы, фотографии, слайды с изображениями животных.
Структура и ход урока
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать, Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность Пожелаем друг другу добра,
И урок нам начинать пора.
Осуществляют самопроверку готовности к уроку.
Самоконтроль учебной деятельности
Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний обучающихся о живых организмах, об известных им животных, о признаках, характерных для представителей животного мира.
Активизирует знания учащихся. Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Проверяет домашнее задание при помощи теста.
— Обучающиеся отвечают на вопросы, считают царства.
Решают тест. Оценивают и корректируют свои знания.
Заполняют оценочный лист к уроку.
Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются.
Догадываются о микробах, присутствующих в классе.
— Посмотрите, внимательно на слайд, к каким царствам относятся организмы, показанные на рисунке?
— Сколько царств живой природы?
— Выполните тест по §11 «Растения» (Приложение 1)
Задание: Сложите ключевое слово из букв, правильных ответов на вопросы теста.
— Как вы думаете, сколько живых организмов находится сейчас в нашем кабинете?
— А представителей какого царства больше всего на Земле?
— Какие признаки характерны только для животных организмов?
— Умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.
-Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников.
Формулирование темы урока, постановка цели.
Организация формулирования темы и цели урока.
Формулируют тему урока.
Формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания.
Планируют способы достижения цели.
Прекрасен мир природы. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы и удивляемся сделанному вдруг открытию.
«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя».
Что же это за организмы?
В чем проявляется многообразие живых организмов?
Какую часть природы изучает зоология?
Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.
— определение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить;
— планирование – составление плана и последовательности действий;
— Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
— Уметь ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные
— Умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя. (Регулятивные УУД)
Изучение нового материала
— Ф ормирует группы сменного состава.
— Раздает текст (материал приложения).
— Раздает инструкции к группов
1. Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции. (Приложение 2)
2.Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания.
3.Знакомятся с информацией о строении бактерий в учебнике, используют рисунки.
4. Отображают информацию графически.
5. Обсуждают записи.
6. Проводят сравнение строения клеток бактерий и растений.
Задание 1. Выполните практическую работу «Рассматривание микропрепарата амёбы и бактериальной клетки под микроскопом». (Приложение 2)
Задание. Пользуясь описанием строения бактериальной клетки стр.40 рис. 33 и амёбы стр.53 рис 44. найдите общие черты и различия в строении.
Для 1 варианта: предложите схему строения клетки, отобразив особенности строения амёбы.
Для 1 варианта. Рассмотрите рис.45 стр.53 и рис. 46 стр. 54 учебника, охарактеризуйте различие в строении организмов, используя только прилагательные.
Для 2 варианта. Рассмотрите рис. 46 и 47 на стр.54 учебника, пользуясь материалом параграфа 12, заполните схему:
Значение животных
Роль животных Роль животных
в природе в жизни человека
Задание 3. Работа в группах
-Латинское название простейших Protozoa происходит от греческих слов «протос»-первичный, «зоо»-животное и означает «первые животные». Почему этих животных назвали «простейшими»?
3 Покажите в виде схемы. Где могут обитать простейшие организмы.
1.В цитоплазме морских простейших лучевиков (радиолярий) живут одноклеточные животные водоросли – зоохлореллы. Какое значение для простейших и водорослей имеет такая форма сожительства?
Задание 5 Человек испытывает к различным животным отнюдь неодинаковые чувства; по разному относимся мы к дождевому червю и к слону, к амебе и шимпанзе. Как же мы все-таки относимся к животным? Хорошо или плохо? Игровой момент (повторение известных сведений о роли животных).
Осуществляют опыление растений.
Улучшают структуру почвы и плодородие…
Участвуют в распространении плодов и семян.
Образуют месторождение известняка.
Навозные жуки, мертвоеды, кожееды.
Муравьи, божьи коровки, скворцы, совы, лисицы.
Коровы, овцы, зайцы, пчелы, лошади и многие другие.
Работая с материалом § 12 «Животные» выполните задание:
Работая в паре, сравните строение растительной и бактериальной клетки (рис.16 стр.20 и рис.33 стр.40 учебника). Выявите черты сходства и различия.
— Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.
— знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
-разнообразие и распространение бактерий;
— отличать бактерии от других живых организмов.
В сфере коммуникативных УУД обучающиеся смогут
сотрудничество и кооперацию с учителем и
содержание и условия
деятельности в речи.
— Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Показ упражнений.
Зарядка
Ручки потянули вверх,
Словно там висит орех.
(Потягивания — руки вверх.)
Тянем в стороны потом,
Словно обнимаем дом.
(Потягивания — руки в стороны.)
Ноги врозь, на пояс руки.
Влево плечи разверни.
А теперь направо. Ну-ка!
Упражненье повтори.
(Вращение туловищем в стороны.)
А теперь пора попрыгать,
Как лягушка: прыг-прыг-прыг.
Кто устать боится мигом,
Кто к зарядке не привык?
(Прыжки на месте.)
Закрепление нового материала
— Заслушивает командиров групп с результатами работы. Просит командира назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения.
— Обсуждает с учащимися, что узнали нового на уроке. Структурирует материал в виде схемы (кластера)
— Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение; рефлексия деятельности в группе,
— Составление итоговой схемы (кластера).
Задание: составление итоговой схемы (кластера).
1. Назовите отличия животных организмов от растений.
2. На какие группы делятся животные?
3. Охарактеризуйте многообразие животного мира.
Задание: закончите предложения, используя текст параграфа.
• Одноклеточные и многоклеточные организмы, имеющие ядра называют…
• Организмы, состоящие из одной клетки называются…
• Организмы, состоящие из двух и более клеток называются…
• Организм в клетках которых находится хлорофилл относится к царству…
• Всех животных делят на две группы…
— Анализируют объект, выделяя существенные признаки.
— Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.
Контролирующее задание (первичный контроль знаний)
Учитель для закрепления изученного материала, предлагает учащимся интерактивный тест по определению структурных компонентов бактериальной клетки (индивидуально) и всем учащимся тест «Строение бактерии», тем самым проверяет знания, полученные на уроке.
Учащиеся садятся за компьютеры, объединенные в локальную сеть с выходом в Интернет и самостоятельно выполняют задания.
Задание 1. Деление живых организмов на беспозвоночных и позвоночных.
Знать по какому признаку животные делятся на две группы.
Личностные : Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Умение организовать выполнение заданий, делать выводы по результатам работы.
Познавательные УУД : умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Задание 2. Рассмотрите таблицу «Отличие животных и растений» и сделайте её сравнение.
Уметь отличать животных и растений, знать признаки, по которым они отличаются.
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
— Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?
Дает задание классу: по мере выступления групп заполнить оценочный лист к уроку.
— Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.
— Определяют степень своего продвижения к цели.
— Заполняют оценочный лист к уроку.
— Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.
Задание: Заполните оценочный лист к уроку.
· Рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
· Формирование коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий.
· Участие в подведении итогов урока;
— Подводит итог урока, предлагает дифференцированное домашнее задание.
Обучающиеся выбирают домашнее задание из предложенных вариантов. Записывают задание в дневник.
1. Прочитайте §12 в учебнике “Животные”, Выполните задание 4 из тетради на стр.35.
2. Выберите задание:
§ составьте кроссворд о животных (10 слов),
§ подготовьте презентации из 10 слайдов “Значение животных в природе” или “Значение животных в жизни человека”.
— Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.
а) живую и неживую природу;
в) сезонные изменения в природе;
2. Организм растений состоит из:
3. Растения, которые растут, развиваются и расселяются без помощи человека называют :
4. К водорослям относят растения имеющие:
б) стебли, корни, цветы;
5. Голосеменные растения в отличие от папоротников :
б) имеют корень и побег;
в) размножаются семенами;
г) образуют плод с семенами.
6. К отделу покрытосеменных (цветковых) относят :
1. Растения, образующие семена, называются____________.
2. Сосна, ель, кипарис относятся к _____________________ растениям.
3. Все зеленые растения в клетках содержат вещество _____________.
4. Основные свойства растения как живого организма – это:
питание, выделение, обмен веществ, __________ и ________.
Клеточное строение растительного организма
1. Прибор, увеличивающий изображение предмета в несколько раз.
2. Перечислите основные части клетки.
3. Как называются зеленые пластиды.
4. Растение имеет_________________строение.
5. Плотное образование, являющееся основным компонентом клетки.
6. Главное отличие растительной клетки от бактерии______________.
7. Мхи, хвощи, папоротники и плавуны размножаются ____________.
Практическая работа « Рассматривание микропрепарата амёбы и бактериальной клетки под микроскопом».
Цель: убедиться в том, что бактерии имеют микроскопическое строение, ознакомиться с внешним обликом амёбы и бактериальной клетки.
Оборудование: микроскоп, инструментарий, культура амёбы и бактериальной клетки.
Соблюдайте осторожность при работе с микроскопом и лабораторным оборудованием!
1. Микроскоп должен располагаться на расстоянии 5-8 см. от края стола.
2. Свет направляется зеркалом в отверстие предметного столика.
3. Поместив препарат на предметный столик, пользуясь винтом, опустите тубус так, чтобы нижний край объектива находился на 1-2 мм от препарата.
4. Смотря в окуляр, медленно поднимайте тубус пока не появиться четкое изображение предмета.
5. После работы уберите предметное стекло, промойте его водой или поместите в специально отведенную для этого ванночку.
6. После работы микроскоп убрать в футляр.
7. При работе с предметными стеклами следует проявлять осторожность, чтобы не разбить их.
1. Изучение амебы начинают при малом увеличении. При работе с микропрепаратом не допускают толчков и сотрясений. Каковы внешний вид, окраска, форма тела амебы?
3. Подсчитайте число ложноножек. Обратите внимание на крупное, плотное образование в центре тела амебы.
4. Посмотрите под большим увеличением. Найдите вакуоли.
5. Зарисуйте амебу. На рисунке должны быть обозначены: цитоплазма, ядро, пищеварительная и сократительная вакуоли.
6. По результатам работы сделайте выводы и сравните с бактериальной клеткой. Какой органоид отсутствует у бактериальной клетки?
Микрофотосъемка (все под микроскопом)