Что такое дизайн история возникновения
История дизайна
История дизайна — наука о становлении и развитии проектно-художественной деятельности дизайна.
Содержание
Теории возникновения дизайна
Рассматриваются различные версии.
История дизайна в стилях
Помимо дизайн-икон, воплотивших в себе эстетические идеалы определенного исторического периода, технические и художественные идеи своих создателей, особое значение в описании истории дизайна имеют художественные стили. В.Власов в своем известном словаре «Стили в искусстве» отмечает, что всю историю мирового искусства можно рассматривать как историю художественных стилей. В равной степени это относится и к стилям в истории дизайна, объединяющим по определенным формальным признакам дизайн-иконы в уникальные целостные художественные течения и направления. Упомянутый выше искусствовед В.Власов рассматривая внутреннюю структуру понятия «стиль» выделяет ряд его уровней: исторический художественный стиль, историко-региональный (стилистическое течение) и индивидуальный стиль мастера. Аналогичное можно наблюдать и в истории дизайна. Стили в дизайне как части общей художественной культуры корреспондируются с большими историческими художественными стилями в искусстве, и, в особенности, архитектуре. Достаточно вспомнить также общие художественные стили, как ар деко, поп-арт, постмодерн и хай-тек. При этом в предметном формообразовании они, безусловно, трансформируются в свои стилевые течения, отражая специфику формообразования массовых изделий в условиях индустриальных технологий.
История дизайна в дизайн-иконах
Историю архитектуры пишут по памятникам архитектуры или фотографиям и гравюрам утраченных объектов, чертежам и рисункам-фантазиям неосуществленных проектов. Историю искусств — по собраниям в музеях изобразительных искусств, картинных галереях, частным коллекциям картин. Историю дизайна, в основном, по шедеврам дизайнерской деятельности — дизайн-иконам.
Хронология исследований истории дизайна
Первые теории о соотнесении красоты и пользы принадлежат древнегреческим ученым Сократу, Аристиппу, Протагору, Платону, Аристотелю. Уже тогда философы впервые задумывались о различиях между искусством и наукой по их целеполаганию. Уже тогда были и работы по комбинаторике: о соединении человека и машины «Театр автоматов» Герона Александрийского. Подобные альбомы получили большое распространение под именем «Театры машин» в эпоху Возрождения. Отдельное место в этом списке занимают трактаты Леонардо да Винчи. Далее в хронологическом порядке появляются работы Жоффруа Тори о шрифтах (1529), Готфрида Лейбница «Об искусстве комбинаторики» (1666), «Театриум Махинарум» Андрея Нартова (1720), «Трактат о природе человека» Дэвида Юма (1740), «Размышления о природе и принципах чувств» Арчибальда Алисона (1790), «О влиянии живописи на художественную промышленность» Эмиля Экмерид-Давида (1805), «Теория органопроекции» Павла Флоренского. Возникновение промышленного производства способствовало развитию критической мысли. Одним из первых критических трудов стала «Практическая эстетика» Готфрида Земпера, развившаяся в трудах Джона Рескина, Уильяма Морриса, Уолтера Крейна, обозначивших взаимоотношения искусства и ремесла. Эпоха американского функционализма дала миру творения теоретиков дизайна:
Значительный вклад в становление теоретических воззрений истории дизайна и его популяризации сыграли и играют периодические издания. Первый специальный журнал Генри Кола по эстетическим проблемам предметного мира и его проектированию «Journal of Design and Manufactures» (1849). Позднее уже появились специализированные журналы «Pan»(1895), «Decorative Kunst»(1897), «Kunst und Handwerk»(1898). Это и журнал «Югенд», от которого произошёл немецкий вариант названия стиля «модерн» — «югендстиль». Широкую известность в центральной Европе получил скандинавский журнал «Форма и функция», в СССР — «Техническая эстетика» Свое творческое кредо формулировали в манифестах, лозунгах, концептуальных статьях многие дизайнерские группы и отдельные мастера:
Особое место в историко-теоретических исследованиях дизайна занимает «государственный дизайн», давший толчок комплексному подходу в изучении индустриального дизайна. Впервые совет по дизайну был создан в Англии в конце второй мировой войны. В 1962 году был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики в СССР. Таким образом, во второй половине XX века была подготовлена материальная и теоретическая база для специальных исследований в области истории дизайна. Она не заставила себя ждать: к концу века появился целый ряд комплексных исследований по истории дизайна. Это известные работы английских теоретиков Катрин МакДермотт, Шарлоты и Петера Филл, немецких искусствоведов Томаса Хауфе, Вольфгана Шиперса и Петера Шмидта. [4]
История и теория дизайна.
История и теория дизайна начинается с определения: дизайн, это художественно-промышленная деятельность человека. Дизайн нельзя путать с искусством в чистом виде, когда человек создает различные артефакты, потому что основа дизайна, это функциональные, рациональные начала, связанные с организацией жизни и деятельности человека.
Целью дизайнерского интерьера, например, является создание комфортного и эргономичного жилища, чтобы жизнь в нем была максимально удобной и безопасной.
Дизайн это создание каких-либо предметов, объектов или целых комплексов для того, чтобы потом это можно было внедрить в достаточно крупное промышленное производство. Дизайн и интерьер связаны с понятием массового производства, и когда мы слышим модное выражение «дизайнерская вещь», то подразумеваем эксклюзивность. Эта эксклюзивность заключается в том, что такая вещь выпускается ограниченным тиражом.
Дизайн. Определение
Дизайн — это процесс и результат именно художественно-технического проектирования промышленных изделий. Дизайн предусматривает создание объекта или группы объектов наиболее полно соответствующих утилитарным и эстетическим потребностям человека.
Отрасли дизайна
Теория дизайна говорит нам о существовании следующих отраслей:
История дизайна
Дизайн возник со становлением промышленности. Пока не было развитой промышленности, о дизайне как о таковом говорить не приходилось. Великолепные интерьере создавались и во втором тысячелетии до нашей эры. Но, являясь великолепными объектами искусства и архитектуры, имели ли они отношение к дизайну?
1. История и теория дизайна. Предыстория
Уже начиная с неолита — нового каменного века — люди создавали бытовые предметы в соответствии со своими потребностями и способностями: кувшины, ткани, мебель и др. Эти предметы могли быть и очень простыми, и произведениями искусства. Изготавливали такие предметы ремесленник или кустарь.
Керамика эпохи неолита
Сверленые топоры-молоты с каннелюрами. Калмыкия.
Бронзовые инструменты эпохи неолита
2. История и теория дизайна. Машинное производство
С конца XVIII-го века начинает развиваться индустриальное машинное производство: мануфактуры. фабрики, заводы. В процесс производства внедряются станки. Уникальные движения ремесленника заменяются повторяющимися движениями машины. Стало возможным проектировать вещь для дальнейшего изготовления промышленным способом. Эта вещь становится серийной. Возникает потребность в человека, который будет продумывать и разрабатывать образец, пользующийся популярностью. Таким человеком становится дизайнер, он должен спроектировать вещь так, чтобы она была удобной, качественной и эстетически привлекательной.
Первая швейная машинка Singer
Английские карманные серебряные часы 19-го века.
3. История и теория дизайна. Изобретательский бум
Во время промышленной революции темпы изобретений значительно ускорились, и многими из них, появившихся в 19-ом веке мы пользуемся до сих пор:
Инженер, сам того не подозревая был еще и дизайнером, ведь ему приходилось создавать форму для своего изобретения. Иногда это получалось хорошо, а иногда не очень — как в случае с первым автомобилем, который выглядел как карета без лошади.
Автомобиль Бенца, 1885 год. Первый серийный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.
Первое устройство, напоминающее телефон, изобрел Шарль Бурсель
4. История и теория дизайна. Движение искусств и ремесел в Англии
В конце XIX-го века, В Англии, художник и мыслитель Уильям Моррис противопоставил обезличенному машинному производству самобытное творчество ремесленников. Он организовал движение искусств и ремесел, последователи которого состояли из художников, архитекторов, писателей, дизайнеров, ремесленников, объединенных верой в превосходство ручного изготовления перед изделиями фабричного производства.
Яркие представители движения искусств и ремесел:
Помимо эстетической идеологии, участников движения сплачивала еще и социальная идея — они были убеждены в том, что возврат к традициям ремесленничества повысит уровень жизни бедных слоев населения. Но ирония заключена в том, что многие изделия общества искусств и ремесел были по карману только богатым промышленникам.
Наибольшую известность получили стилизованные узоры обоев и керамических плиток Уильяма Морриса. Динамичные, летящие линии, цветовое богатство и графическая усложненность позднее окажут влияние на интернациональный стиль «модерн».
У. Моррис. Текстильный дизайн
У. Моррис. Текстильный дизайн.
У. Моррис. Текстильный дизайн
5. История и теория дизайна. Америка конца XIX-го века
Американский архитектор-новатор Френк Ллойд Райт (1867-1959) создал «органическую архитектуру», идеалом которой была целостность и единение с природой. По мнению Райта, форма здания должна вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует.
Даже мебель Френк Ллойд Райт создавал самостоятельно, и добивался того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписан в создаваемую им среду.
Ф.Л. Райт. Дом над водопадом
Ф.Л. Райт. Дом над водопадом.
Ф.Л. Райт. Дом Робби. Стиль Прерий
Ф.Л. Райт. Дом над водопадом
Ф.Л. Райт. Древовидные колонны в интерьере «Джонсон Вакс»
Ф.Л. Райт. Музей Гуггенхайма в Нью Йорке
Американский архитектор Луис Генри Салливан (1856-1924) считал, что глвное в дизайне — функциональность, и именно функция определяет форму. Л. Г. Салливан создал концепцию органической архитектуры и один из первых небоскребов — Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890-91).
Л.Г. Салливан. Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе
Л.Г. Салливан. Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе
Л.Г. Салливан. Национальный фермерский банк
5. История и теория дизайна. Баухауз
С 1919 по 1933 годы в немецком городе Веймар, существовала высшая школа строительства и художественного конструирования — Баухауз. Целью школы было создание всесторонне развитых специалистов, которые сочетают в себе как художественные так и практические качества. Школа «Баухауз» хотела стереть грань между художником и ремесленником. Принципом школы было утверждение, что только эстетически развитый и творческий человек может создавать прекрасные сооружения, предметы и интерьеры.
Выпусками школы были специалисты, которые все могут делать самостоятельно, но предназначались для проектирования объектов массового производства.
Обучение в Баухаузе разделялось на 2 периода: техническое и художественное.Техническая подготовка предполагала работу с камнем, деревом, металлом, звуком, стеклом, цветом. тканью. Теоретическая, включала в себя такие вопросы, как восприятие (учение о материалах), представление (проектирование, конструирование, техническое рисование), формообразование (пространство, цвет, композиция), лекции о проблемах искусства и промышленности.
Яркие представители школы «Баухаус»:
Вальтер Гропиус, руководивший Баухаусом с 1919 по 1928 годы, считал, что каждый предмет должен до конца отвечать своей цели: выполнять свои практические функции, быть удобным, красивым и недорогим.
Дизайн — увлекательный процесс художественного проектирования
Дизайн (от английского — design — «проектировать») — это совокупность действий человека или группы людей по художественному конструированию всевозможных изделий. Дизайном также называют результат процесса проектирования предметов или объектов (например — дизайн самолета или книги).
Дизайн играет огромную роль в современном мире, особенно — в промышленном производстве. Дизайнеры в процессе разработки проекта не только стремятся создать максимально функциональное изделие, но и учитывают его ценность с точки зрения эстетики.
Виды дизайна
Дизайн — это очень объемное понятие, которое включает огромное количество разнообразных процессов деятельности, направленных на создание того или иного продукта. В зависимости от сферы применения (назначения) различают следующие виды дизайна:
Процесс разработки дизайна нельзя назвать однообразной работой. Напротив, дизайнерам-художникам постоянно приходится творить — придумывать и воплощать в своих проектах революционные идеи в самых разных сферах жизни человека.
История дизайна
История дизайна неразрывно связана с развитием промышленного производства. Но даже в первобытном обществе наши далекие предки при изготовлении элементарных орудий труда учитывали их функциональность и эстетические свойства.
Слово «дизайн» появилось в повседневном обиходе людей в XVI веке сначала в Италии, а затем и в остальных странах Европы. В те времена в него вкладывали иной смысл, словосочетание disegno intero означало первый набросок будущего произведения искусства или оригинальную идею, возникшую в голове художника.
В середине XIX века на фоне бурного промышленного роста и усиления конкуренции возникла потребность в новаторских методах разработки продукции. Промышленники начали больше внимания уделять проектированию новых образцов, чтобы завоевать внимание покупателей.
В конце XIX века в Англии возникло арт-движение «Искусства и ремесла» (Arts & Crafts). Его главными вдохновителями были Джон Рёскин (John Ruskin) и Уильям Моррис (William Morris). Они выступали против безликого индустриального производства и призывали разрабатывать продукцию с учетом ее эстетической и художественной ценности. Рёскин и Моррис впервые в мировой истории сформировали главные принципы теории дизайна, которые в будущем нашли широкое применение в промышленности.
В начале ХХ века в составе руководства многих крупных предприятий появились художники. Они помогали владельцам фирм вырабатывать собственный корпоративный стиль и принимали участие в разработке новых образцов продукции.
В 1920-х годах возникли первые школы преподавания дизайна (ВХУТЕМАС в СССР и Баухауз в Германии). Тогда же появились дипломированные специалисты-дизайнеры в разных сферах промышленного производства.
С начала 30-х годов ХХ века на рынке труда капиталистических стран становится востребованной профессия дизайнера. С этого времени спрос на хороших специалистов в этой сфере деятельности постоянно держится на высоком уровне.
В послевоенные годы даже в странах социалистического лагеря важность промышленного дизайна становится очевидной. Основы проектно-художественной деятельности включают в программы обучения многих высших учебных заведений технической направленности. В США и Западной Европе печатаются фундаментальные научные труды теоретиков искусства по дизайну, ведутся активные дискуссии на эту тему, возникают многочисленные объединения художников-дизайнеров.
В наши дни дизайнерским объектом можно по праву назвать практически любое новое готовое изделие промышленности во всех сферах деятельности человеческого общества. Дизайнеры активно участвуют во всех этапах создания новых продуктов: от разработки оригинальной идеи до оценки результатов их продаж на рынке.
На портале Very Important Lot посетители имеют прекрасную возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести шедевры антиквариата, созданными выдающимися дизайнерами прошлого. Здесь же можно напрямую купить картины у современных художников для интерьера или для пополнения своей коллекции достойными экземплярами.