Что такое дизайн концепция
Концепция и методы проектирования в дизайне
Содержание
Введение
В работе использовались данные письменных и устных источников, электронные ресурсы, а так же труды некоторых ученых и теоретиков в области дизайн проектирования. А именно, статья О. Генисаретского, произведения Грашина А. А. и Джонса Дж. К.
1. Концепция в дизайне
1. Раскрытие понятия концепция
В жизни современного общества все чаще и чаще произносят слов «концепция». Мы слышим его по телевизору, по радио, в рекламе, в информационно аналитических передачах, видим в газетах, журналах и т.д.
Слово концепция встречается во многих сферах деятельности человека: в дизайне, архитектуре, политике, экономике, менеджменте, инженерии, рекламе, в разных отраслях научных исследованиях. А что именно обозначает это слово не многие имеют представление об этом. Кто-то сравнивает его со словами «идея», «замысел». Ставят равенство между ними.
Дизайн-концепция состоит из четырех блоков:
1. Выработка профессиональной идеологии (результат проектного анализа);
2. Выработка системы принципов проектирования;
3. Формирование принципиальной модели, видимого образа объекта;
4. Предварительное обоснование, социально-экономическое решение проблемы. Естественно достижение целостности, завершенности главного замысла осуществляется поэтапно.
Существует иерахия становления концепции, которая складывается из трех пунктов: 1.Формулирование проектных проблем; 2. Формулирование проектных задач; З. Формулирование проектных требований.
Важно обратить внимание на цели и задачи концепции:
Дизайном является проектная художественно-техническая деятельность по разработке инновационных промышленных изделий, формированию гармоничной предметно-пространственной жилой, производственной и социально-культурной среды.
Основной целью настоящей Концепции является развитие дизайна как интегральной инновационной деятельности, обеспечивающей повышение конкурентоспособности экономики и рост качества жизни населения.
Основными задачами развития дизайна являются:
2. Концепция и проектная культура
Концептуализм нередко оправдывается направленностью на инновационные процессы. Это связано в сознательной свободе ориентироваться на одно, другое или третье основание своего проектного творчества. Благодаря концептуализации творчества в истории проектной культуры прослеживаются нити актуализации той или иной творческой концепции и связанных с нею приемов формообразования. Концептуализация творчества есть вместе с тем и установка на осознание ценностного содержания, на проявление тех жизненных, художественных и духовных ценностей, которые утверждаются или отвергаются в данном произведении, проекте. Это не означает, что все концептуализируемые в творчестве ценности могут быть обозначены, изображены или «промыслены». Нет, большая часть представленного в концепции ценностного материала все равно останется в области подразумеваемого, духовно осязаемого. Проектная культура смыкается с концептуальностью и это свидетельствуют о том, сколь важно помнить не только о содержании ценностей, означенных в соответствующих концепциях, но и о способе их бытия: о роли сознания в проектном творчестве, о единстве личной творческой активности, с одной стороны, и жизненного пути и окружения творческой личности, с другой.
В художественной и проектной культуре 70-80-х годов термины «концепция», «концепт», «концептуальность» приобрели широкий смысл. Здесь и концептуализм как одно из направлений живописного авангарда, и художественные концепции, предваряющие начальные этапы художественного проектирования, и собственно творческие концепции, как авторские самообразы творчества, и многое другое. Типологический вопрос о творческой сути концептуализма- это прямое, открытое использование рассудка, мышления, интеллекта в создании, обращении и потреблении произведений искусства, других эстетических и культурных ценностей, включая средовые.
В творческой концепции проявляется основной способ бытия личности, определяющий ее ценностное постоянство, способность переживать естественность и свободообразность человеческой жизни. Поэтому все видимое, представляемое и воображаемое благодаря творческому усилию художника, творчески предопределены своеобразным этическим взглядом к миру.
В силу способности и призванности выражать основное понимание, основную ценностную ориентацию художника творческие концепции становятся отправной точкой критического толкования и авторского замысла. Он всегда имеет жизнетворческий, личностно-духовный и этнокультурный смысл.
3. Концепция в проектировании
Следует признать влияние концептуализма на проектную культуру заслуживающем дальнейшего изучения. Ближайшими его проблемами, являются: влияние типа рациональности концепций на структуру проектного исследования; структура проектного хозяйства и предмет проектной информатики; социально-культурные аспекты критической концепции проектов; восприятие проектных инноваций пользователями, возможность управления этим восприятием путем воздействия на их жизненные концепции, в частности на процесс поиска символической идентификации.
Одна из специфических сторон проектной деятельности заключается в изучении комплекса проблем, возникающих при проектировании архитектурной среды. Результатом этих исследований является понимание сущности проектирования функционально целесообразных, технически совершенных, эстетически выразительных объектов, составляющих в совокупности оптимальную среду для жизнедеятельности человека.
4. Концепция сегодня
Дизайнер сегодня более, чем когда либо, переосмысливает, переиначивает значение потребляемого человеком объекта, дизайнер становится посредником, резонатором между человеком и его объектно-информативной средой, становится создателем не только предмета, но и сопутствующего этому предмету человеческого опыта.
Механизмы реализации концепции:
Основными организационными механизмами реализации настоящей концепции должны стать:
Финансирование мероприятий настоящей Концепции должно быть обеспечено в рамках реализации федеральных и ведомственных целевых программ в области образования, здравоохранения, транспорта, жилищного строительства, регионального и муниципального развития, развития сельского хозяйства, программ содействия развитию инновационной инфраструктуры, программ государственной поддержи субъектов малого предпринимательства, программ поддержки внешнеэкономической деятельности и др.
В целях обеспечения реализации эффективной государственной политики развития дизайна в секторах экономики с высоким уровнем государственного участия и в социальной сфере, будет осуществлена разработка и утверждение ведомственными нормативными актами отраслевых (секторальных) концепций и планов действий в сфере содействия эффективному использованию дизайна.
Основные результаты реализации концепции:
Реализация мер, предусмотренных в концепции, позволит:
обеспечить улучшение качества дизайна городской среды и дизайна среды сельских поселений;
повысить эффективность работы учреждений образования и здравоохранения;
повысить уровень инновационной активности отечественных предприятий;
повысить конкурентоспособность промышленной продукции, выпускаемой отечественными предприятиями;
увеличить долю услуг дизайна в ВВП;
увеличить объем экспорта услуг дизайна[3]
2. Методы проектирования в дизайне
1. Понятие метода проектирования
Теоретическое понятии методов проектирования впервые появляется в середине 19 века. До это времени было понятно, что проектирование это то, чем занимаются архитекторы, инженеры, художники и т.д. Стремление выявить сущность проектирования и изложение ее в виде некоторого стандартного метода, дать своего рода рецепт, на который можно было положиться во всех ситуациях, привело к тому, что стали появляться новые значения проектирования.
Создается впечатление, что имеется такое же количество процессов проектирования, и у каждого автора оно будет свое. Из этих цитат ясно, что в зависимости от обстоятельств характер проектирования может меняться в очень широких пределах.
Вследствие этого теоретиками проектирования разработаны различные методы для решения поставленных задач, отличающиеся друг от друга так же как определения процесса проектирования. Но все же всем приведенным выше определениям свойственна одна общая черта: они являются составной частью процесса проектирования, а не итоговым результатом проектирования.
Проектированием предметов окружающей среды занимается, естественно, занимается проектировщик. Он обладает необходимыми навыками и знаниями, которые помогают ему решить цели и задачи, поставленные передним. Все необходимые требования излагаются заказчиком. В соответствии с полученными заданиями проектировщик должен подготовить свои предложения. Получается что задачей проектировщика является тем или иным способом решить множество свойств объекта, его правильное функционировании, его эстетические ценности, а также предсказать реакцию заказчика и общества.
Трудности возникающие при процессе проектирования прежде всего связаны с тем что проектировщик должен на основании данных прогнозировать будущий образ объекта. Часто случается, что послеживание на одном из промежуточных этапах обнаруживаются непредвиденные трудности, или открываются новые, более благоприятные условия. В этом случае характер исходной проблемы может измениться.
Именно эта не стабильность первоначально поставленной задачи и придает процессу проектирования более сложный и интересный характер.
2. Метод проектирование: анализ и обзор
Выше было выяснено что количество методов для процесса проектирования достаточно огромное. В первую очередь их выбор зависит от поставленных целей и задач. Так же выбор метода основывается на обстановке, ситуации в которой решается данный объект. Однако при более глубоком анализе методов является не столько проектирование в общепринятом смысле этого слова, сколько мыслительная деятельность.
Существует большое количество методов проектирования. Автор книги «Методы художественного проектирования» Джонс Д.К. выделяет 35 методов. Каждый метод автор тщательно описывает. Они отобраны по определенным критериям.
Первый критерий. Эффективность. С помощью этого критерия проектировщик получает более ценные результаты, чем на основе традиционных методов здравого смысла. Предполагается, что проектировщик сталкивается с непривычной проблемой, требующей новаторства. Эти проблемы решаются следующими методами: мозговой штурм, трансформация системы, проектирование новых функций, проектирование нововвидений путем смещения границ и т.д.
Второй критерии. Соответствие. Это методы, относящиеся к видам деятельности проектировщика, а именно, дивергенция, трансформация, конвергенция. В данном разделе используется поиск необходимой литературы, анкетный опрос, стоимостный анализ.
Третий критерий. Удобство. К ним относятся такие методы как проектирование системы человек-машина, метод поиска границ, метод оценки надежности и т.д.
Четвертый критерий. Известность. Эти методы относятся к проблемам управления исбыта в неменьшем значении, чем к проектированию. Этот критерий учитывает различные аспекты проблемы создания искусственной среды.
Пятый критерий. Критика. Методы, входящие в этот критерий на первый взгляд позволяют преодолеть все трудности проектирования, но на самом деле имеют множество недостатков.
Это такие методы как: стратегия упорядоченного поиска, исследование структуры проблемы посредством определения компонентов, ранжирование и взвешивания и т.д.
3. Специфика методов проектирования
При поиске и анализе все существующих методов проектирования большое внимание привлек такой метод как унификация и агрегативность. В последнее время он стал все более активнее использоваться дизайнерами. Джонс в своей научной работе не перечисляет такие методы проектирования, видимо, потому что в то время они были менее выражены. Автор сам говорит, что «многие методы, достаточно эффективные и соответствующие задачам проектирования, не были включены в книгу, если автор сам недостаточно был знаком с ними.
Этот метод наиболее заинтересовал, и было решено подробно рассмотреть его. В теоретическом сознании представителей технической сферы унификация рассматривается как один из главных органов управления индустриальным воспроизводства предметной среды. Считается, что она играет ведущую роль по внедрению достижений научно технического прогресса.
Агрегативность есть метод создания и эксплуатации изделий, основанный на геометрической и функциональной взаимозаменяемости отдельных элементов и узлов, каждый из которых может быть использован при создании различных модификаций изделия. Использование этого метода проектирования позволяет создать необходимые для потребителя новые изделия и ограничить возможное многообразие совокупности составных вещей.
Рассмотрение возможного использование унификации и агрегативности в идеологии промышленного дизайна, началось более полувека назад. Ставиться под сомнение, использовать или нет проектной практики дизайна. Несмотря на это, дизайнер с легкость осознал унификацию и агрегативность, принял их как свои собственные дизайнерские средства проектирования промышленных изделий. При более глубоком внедрении этих методов в проектную практику дизайна, возникает целый ряд трудностей внутри профессионального развития и методологического осмысления. Появляется проблема трактовки унификации и агрегативности как специфических средств формообразования.
С развитием промышленного производства актуальна стала проблема массового создания вещей с учетом потребности человека и установление стандартов и размерных систем, рассчитанных на удовлетворение различных потребностей человека.
Актуализируется задача гармонизации структурных связей между человеком и промышленным изделием, включенный в процесс жизнедеятельности человека в социально бытовой сфере. Для этого применяются сложившиеся в практике дизайна, средства и приемы формообразования. Первоначально казалось, что невозможно совместить творчество дизайнера и унификацию. Такая несовместимость при ближайшем рассмотрении оказывается мнимой.
Выделяется два основных направления внедрения унификации в проектную практику:
Дизайн проектирование очень часто обращается к проектированию комплексных объектов. К ним относятся комплексы мебели, бытовые приборы, средовой комплекс. Можно сказать, комплексные объекты это основная часть окружающих нас вещей. Специфика проектирования любого комплексного объекта состоит в том, что каждый предметный комплекс рассматривается во взаимосвязи и взаимопроникновении всех типов комплексности, при доминировании точки потребителя. Дизайнер должен предусмотреть исследовательские и проектные мероприятия, направленные на формирование технического комплекса и его элементов в контекстах среды и функциональных систем деятельности. Здесь важно снабдить эти элементы единой проектной концепцией, чтобы обеспечить их типологическую взаимосвязь с точки зрения потребителя.
Совсем иначе обстоит дело построения изделия по методу агрегатирования. Агрегатирование предусматривает изменение первоначальной инструментальной функции изделия. Геометрическая форма и образный строй определенным образом меняется, трансформируется. Первоначальная композиция изделия изменяется, хотя при перекомпоновки количество исходных элементов и характер морфологии и визуальной формы каждого агрегативного элемента остается без изменений. Форма изделия рассматривается как различные пространственные комбинации форм отдельных функциональных унифицированных элементов.
Методы управления стратегией предназначены для ее оценки в целом и для сохранения выбранной стратегии на всех этапах проектного процесса, пока она действует, и изменения ее, если она перерастет соответствовать окружающей обстановке. Выбор той или иной стратегии определяется условиями «дано» и «требуется».
Заключение
Процесс проектирования представляет собой особый вид человеческой деятельности. Объектами проектирования могут быть как материальные (мебель, бытовая техника, автомобили и т.д.), так и нематериальные объекты (социальное проектирование).
Концепция в современном мире является первоначалом в процессе проектирования. Поэтому выбор методов проектирования объектов основывается на теоретическом выражении концепции.
С помощью различных методов проектирования задуманная концепция оформляется в материальный объект, идеи становятся вещественными. Работа позволила выяснить взаимоотношение концепции и методов проектирования. Они взаимодействуют, влияют друг на друга. Их совокупность организует целостность проектируемого объекта. Отсутствие какого-либо компонента приводит к невозможности правильного создания предмета. Предмет, в этом случае, становиться реорганизованным, бессмысленным, бесполезным для социума. Работа не является окончательно законченной, она может быть продолжена и изучена в дальнейшем.
Список литературы
1. Генисаретский О.И. Проектная культура и концептуализм// Режим доступа:
2. Грашин А.А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. Учеб.
3. Джонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986.4.
4. Ожегов С. И. и Щведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка
6. Российский Энциклопедический словарь
7. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы методологии и теории дизайна. М., 2001.
[1] Толковый словарь Ожегова С. И.
[2] Постановление Правительства РФ от 2006г
[3] Постановление Правительства РФ от 2006г
Концепция сайта: как и зачем её создавать
Концепция сайта — это первый результат дизайна сайта в широком смысле этого слова (в дальнейшем я буду употреблять его именно так, понимая под ним процесс проектирования и создания сайта). И первое, что, на наш взгляд, необходимо оценивать (не в коммерческом смысле этого слова, а в смысле «получить качественную оценку»).
В прошлой статье про обработку результатов исследования я предложил следующее содержание концепции: каким будет сайт, чем он будет отличаться от конкурентов, каковы будут этапы развития сайта. Далее я расскажу, зачем, на наш взгляд вообще нужна концепция, в чём польза от её создания, как она влияет на процесс, а также как её оценивать.
Задачи концепции
Об оценке идей я расскажу подробнее далее в разделе «Оценка концепции».
Формирование идеологической базы — вещь исключительно важная как для результата, так и для процесса. Общее видение довольно трудно потрогать, проверить или измерить, но его отсутствие очень хорошо ощущается на важных этапах создания сайта: проектировщик создаёт не те функции, дизайнер рисует не то, что нужно.
Ключевые моменты при создании концепции
Поскольку концепция — это начало дизайна, главной её задачей является формулировка базовых идей и гипотез. После неё следует моделирование — синтез идей и выработка решений. Этот процесс аналогичен работе мозга, который сначала получает и анализирует информацию, а потом отдаёт указание нам действовать тем или иным образом.
Детали в концепции имеют второстепенное значение, если только они не определяют бизнес-логику. Например, в концепции сайта бутика ХХХ нам не важно, как будет устроен поиск в каталоге или какие характеристики будут у товара. Важно, что каталог будет разделён на две принципиально разные категории — для мужчин и женщин, и что товар надо показать максимально красиво (требование к качеству фотографий и интерфейсу в виде идеи).
Более того, необходимо отдавать себе отчёт в том, что часть концепции будет постулировать основополагающие вещи, а другая часть — гипотезы, которые нам предстоит проверить, в том числе на этапе тестирования концепции, а затем в дизайне и в процессе работы сайта. Например, в концепции сайта бутика ХХХ мы предполагаем, что посетители будут пользоваться предзаказом одежды, и предлагаем им такую возможность. Будут ли они — покажет только время. На решение основных задач сайта это вряд ли повлияет: всё равно покупка делается в бутике, а не на сайте, а задача сайта — привести человека в бутик.
Так как концепцию будут читать клиент и будущие пользователи, её нужно писать на их языке и никак иначе. Старайтесь избегать любых технических или специальных терминов, пишите просто и бодро, чтобы её можно было дочитать до конца, не делая над собой усилие. Иначе вы не получите правильный отклик.
Мы не можем точно сказать, насколько эффективным будем следующий совет, но нам он точно помогает. При создании концепции подключите ещё одного проектировщика или просто человека из вашей команды и проведите мозговой штурм, в результате которого вы: а) сформируете набор идей; и б) отберёте наиболее подходящие идеи. На наш взгляд, такой подход позволяет избежать замыленности взгляда основного проектировщика, особенно, если новый проект похож на один из предыдущих, что случается не так и редко.
Оценка концепции
Зачем это нужно?
Я советую проверить вашу концепцию на реальных пользователях сайта, с которыми вы проводили интервью в процессе исследования. Зачем?
Во-первых, это даст вам полезную обратную связь о том, учли ли вы их главные пожелания, такой ли сайт им нужен. Это не следует учитывать буквально, но принять к сведению стоит.
Во-вторых, вы получите эмоциональный отклик на ваши идеи. Эмоциональная составляющая крайне важна для оценки сайта, каким бы содержательным и функциональным он не был, как бы прекрасно он не решал задачи. Особенно это касается прекрасной половины ЦА.
В-третьих, вы таким образом покажете своё уважение — что вам важно мнение пользователя и вы готовы его учитывать, — что будет очень полезно на этапе реального тестирования сайта, когда вам потребуются мотивированные (и, желательно, бесплатные) пользователи для последующего тестирования готового сайта.
Что мы хотим услышать
Предъявлять концепцию необходимо, как минимум, двум сторонам — клиенту и пользователям; в ряде случаев — экспертам.
От клиента мы ждём, что он утвердит общие идеи, то, как мы будем решать его задачи. Как правило, поскольку проектирование идёт в очень тесном взаимодействии с клиентом, разногласий по концепции не возникает. Фактически, мы просто делаем контрольную проверку, чтобы не сделать серьёзную ошибку (а простые ошибки легко исправляются в процессе прототипирования и разработки).
От пользователя мы ждём примерно того же, но нас уже интересует, решает ли предложенная концепция их задачи, как они её оценивают эмоционально, нравится ли она им.
От эксперта мы ждём, что он оценит соответствие концепции текущей ситуации (на рынке, в среде существования проекта) и её перспективность.
Как проводить оценку
Оценка концепции, прежде всего, отвечает на вопрос «Это лучший способ решения наших задач?». Выглядеть она, на наш взгляд, должна следующим образом.
Для начала узнайте, как лучше воспринимают информацию ваши респонденты — на слух или в виде текста. Спросите это прямым текстом — как правило, люди знают об этом — или же проанализируйте свои наблюдения во время интервью. Далее выдайте визуалам текст концепции, а аудиалам — прочитайте её.
После необходимо задать ряд вопросов, которые с одной стороны покажут отношение к концепции, с другой проверят информацию, полученную в результате исследования.
Важный момент: целевые группы могут довольно сильно отличаться, поэтому им, возможно, понадобится давать на оценку разные части концепции, которые имеют отношение именно к ним.
Что делать с полученным откликом
Отклик от клиента невозможно проигнорировать. Во-первых, потому что иначе он не примет у вас работу. Во-вторых, если вы не решаете задачи клиента, то зачем вы делаете сайт?
Отклик от пользователя — тут всё намного сложнее. Если пользователи критикуют (не принимают) какую-то идею, это не означает, что не надо её реализовывать. Но необходимо учитывать, что первая реакция при посещении сайта будет именно такой, и что, возможно, эту идею необходимо посетителю обосновать, указать на её полезность.
Отклик от эксперта важен для понимания, насколько проект современен, насколько он отвечает требованиям среды, чем выделяется среди конкурентов. Например, если задача отстроиться от конкурентов стоит, а по результатам опроса экспертов оказывается, что проект ничем не отличается или отличается в худшую сторону, это повод внести изменения в концепцию.
Дизайн концепция
Существует большое количество характеристик продукта, среди которых качество, цена, удобство использования, дизайн, надежность и другие. И если об удобстве использования можно судить только после покупки, то дизайн выходит на первый план уже при первом контакте целевой аудитории с продуктом вашего бренда.
Чтобы привлечь внимание и в последующем вызывать желание продолжить взаимодействие с брендом, важно разработать дизайн, основанный на маркетинговом подходе, и в дальнейшем выдерживать его во всех рекламных материалах.
Благодаря этому ваши рекламные активности будут построены на надежной основе. Деньги потрачены не на ветер, а с умом инвестированы в ваш бренд.
Почему вам нужна дизайн-концепция
Дизайн-концепция бренда напоминает создание проектной документации при строительстве дома. Она задает направление при создании или коррекции средств визуальной идентификации бренда.
Результат этой работы позволяет в дальнейшем проводить рекламные кампании и разрабатывать новые рекламные материалы, не выбиваясь из общего стиля и не рискуя скатиться в пустой и бессмысленный креатив.