Что такое дизайн в изобразительном искусстве кратко определение
Дизайн — увлекательный процесс художественного проектирования
Дизайн (от английского — design — «проектировать») — это совокупность действий человека или группы людей по художественному конструированию всевозможных изделий. Дизайном также называют результат процесса проектирования предметов или объектов (например — дизайн самолета или книги).
Дизайн играет огромную роль в современном мире, особенно — в промышленном производстве. Дизайнеры в процессе разработки проекта не только стремятся создать максимально функциональное изделие, но и учитывают его ценность с точки зрения эстетики.
Виды дизайна
Дизайн — это очень объемное понятие, которое включает огромное количество разнообразных процессов деятельности, направленных на создание того или иного продукта. В зависимости от сферы применения (назначения) различают следующие виды дизайна:
Процесс разработки дизайна нельзя назвать однообразной работой. Напротив, дизайнерам-художникам постоянно приходится творить — придумывать и воплощать в своих проектах революционные идеи в самых разных сферах жизни человека.
История дизайна
История дизайна неразрывно связана с развитием промышленного производства. Но даже в первобытном обществе наши далекие предки при изготовлении элементарных орудий труда учитывали их функциональность и эстетические свойства.
Слово «дизайн» появилось в повседневном обиходе людей в XVI веке сначала в Италии, а затем и в остальных странах Европы. В те времена в него вкладывали иной смысл, словосочетание disegno intero означало первый набросок будущего произведения искусства или оригинальную идею, возникшую в голове художника.
В середине XIX века на фоне бурного промышленного роста и усиления конкуренции возникла потребность в новаторских методах разработки продукции. Промышленники начали больше внимания уделять проектированию новых образцов, чтобы завоевать внимание покупателей.
В конце XIX века в Англии возникло арт-движение «Искусства и ремесла» (Arts & Crafts). Его главными вдохновителями были Джон Рёскин (John Ruskin) и Уильям Моррис (William Morris). Они выступали против безликого индустриального производства и призывали разрабатывать продукцию с учетом ее эстетической и художественной ценности. Рёскин и Моррис впервые в мировой истории сформировали главные принципы теории дизайна, которые в будущем нашли широкое применение в промышленности.
В начале ХХ века в составе руководства многих крупных предприятий появились художники. Они помогали владельцам фирм вырабатывать собственный корпоративный стиль и принимали участие в разработке новых образцов продукции.
В 1920-х годах возникли первые школы преподавания дизайна (ВХУТЕМАС в СССР и Баухауз в Германии). Тогда же появились дипломированные специалисты-дизайнеры в разных сферах промышленного производства.
С начала 30-х годов ХХ века на рынке труда капиталистических стран становится востребованной профессия дизайнера. С этого времени спрос на хороших специалистов в этой сфере деятельности постоянно держится на высоком уровне.
В послевоенные годы даже в странах социалистического лагеря важность промышленного дизайна становится очевидной. Основы проектно-художественной деятельности включают в программы обучения многих высших учебных заведений технической направленности. В США и Западной Европе печатаются фундаментальные научные труды теоретиков искусства по дизайну, ведутся активные дискуссии на эту тему, возникают многочисленные объединения художников-дизайнеров.
В наши дни дизайнерским объектом можно по праву назвать практически любое новое готовое изделие промышленности во всех сферах деятельности человеческого общества. Дизайнеры активно участвуют во всех этапах создания новых продуктов: от разработки оригинальной идеи до оценки результатов их продаж на рынке.
На портале Very Important Lot посетители имеют прекрасную возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести шедевры антиквариата, созданными выдающимися дизайнерами прошлого. Здесь же можно напрямую купить картины у современных художников для интерьера или для пополнения своей коллекции достойными экземплярами.
ПОНЯТИЕ ДИЗАЙНА. КРАТКИЙ ОБЗОР НАПРАВЛЕНИЙ В ИСКУССТВЕ, ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КОМПЬЮТЕРНОМУ ДИЗАЙНУ.
Дизайн – берет свое начало в Италии. Уже позднее похожее понятие «design», формируется в Англии, которое уже прижилось и данный термин используется по настоящее время. На русский язык термин «design», переводится как: узор, чертеж или проектировать и конструировать.
Дизайн складывается в процессе развития художественных программ, а так же инженерного проектирования. Дизайн развивается не только на проектировании, но и захватывает особенности социума и эстетические качества. То есть проектирует и создает объекты комфортные для предметной среды человека, например, социально культурной, общественной, производственной и жилой.
В настоящее время дизайн – это совокупность нескольких проектных деятельностей, объединяя в себе как технические, так и гуманитарные знания, закрепляя все художественным мышлением, далее формируя на производстве объект размышления.
Главная задача дизайна и дизайнерской мысли – это, быть в одной плоскости с техническими и естественными знаниями. Все знания в этих сферах сливать воедино и брать за основу художественное, обзорное мышление.
1. Определение и сущность дизайна
Характерная черта дизайна заключается в том что, каждый объект рассматривается не только со стороны пользы, а должно пройти критику во всех сферах. То есть пройти путь, от формирования идеи и заканчивая производством.
Дизайнер ищет наилучшую форму каждого элемента, учитывая, как она зависит от рабочего назначения изделия и связей с человеком. Слаженность и контрастность как универсальные единые средства искусства являются образующими и в дизайне.
Профессионализм дизайнера и дизайнерской мысли имеет огромную часть в конструировании, а не только инженера – проектировщика, в идеале специалист все эти профессии должен совместить для получения идеального состояния и дальнейшей успешной работы в проектировании.
Дизайнерская мысль проявляет положительное влияние на социальную атмосферу, формирует эстетический вкус, творческое мышление, возможна, вдохновить на положительные действия, проявляет работоспособность, формирует комфортность, повышает жизненный тонус, проявление уважение к среде существования, дает более понятный вид для восприимчивости человека.
2. Развитие дизайна
В наше время общество испытывает период вмешательства рыночных отношений, при которых эстетическое качество предмета обязано соответствовать его значению и вытекать из него. Современные формы взаимодействия архитектуры и дизайна возникают из общих задач архитектурного проектирования и из условий строительного и промышленного производства. История дизайна неразрывно связана с эволюцией предметного окружения человека, историей развития техники и технологии.
Технический прогресс все больше входит в жизнь людей и начинает влиять на формирование их мировоззрение. К концу 18 века стало ясно, что без освоения новых технических форм и созданных промышленным способом вещей невозможен дальнейший прогресс. Однако стало заметное снижение качества индустриальных форм по сравнению с изделиями традиционного ремесленного производства, а также их инородность в окружающей среде. В середине 19 века понятия «искусство» и «художественное творчество» начинают употребляться по отношению к проектированию рядовых сооружений, созданию бытовых вещей и одежды.
Развитие нашего государства основало нам колоссальное число креативного наследства и креативных мыслей с целью осуществления. Однако с целью процветания нашей страны нужно совершенствовать общественно-цивилизованную область. В данной взаимосвязи отечественный дизайн содержит более немаловажное роль, несмотря на то в настоящее время уступает западным.
3. Компьютерный дизайн
Компьютерный дизайн — художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Компьютерный (графический) дизайн вносит инновационный вклад в развитие социально-экономической и культурной сфер жизни, способствуя созданию визуального ландшафта современности.
Современный компьютерный дизайн позволяет проводить дизайнерские проекты на качественном новом этапе. Построение чертежа, пространственной модели, наглядного изображения, схемы, любые расчеты – любой из этих этапов может быть произведен компьютерной программой.
Общепринятое использование компьютерного дизайна включает в себя журналы, реклама, упаковка и веб-дизайн.
Композиция — одно из важнейших свойств компьютерного дизайна, в особенности при использовании предварительных материалов или иных элементов.
книжные макеты и иллюстрации;
рекламные и информационные плакаты;
графическое решение открыток и почтовых марок;
корпоративный стиль компании и его основной элемент — логотип;
ДИЗАЙН
Исторический очерк.
Зарождение дизайна как самостоятельного вида проектной деятельности связано с промышленной революцией. При строительстве Хрустального дворца для Всемирной выставки в Лондоне (1851) было использовано много принципиально важных дизайнерских идей: модульность и стандартизация конструктивных элементов, принципы вариативности и комбинаторики. Ранним образцом дизайнерского решения стала также гнутая деревянная мебель фабрики «Tonet» (Вена, 1850-е годы), где была разработана технология серийного производства, а элементы мебельных наборов подчинены общим формообразовательным принципам. На рубеже XIX-XX веков появление новых технических изделий (электрические светильники, автомобили, аэропланы, телефонные и телеграфные аппараты и тому подобное) обусловило потребность в рациональной организации предметной среды в широких масштабах. Вещи теряют свойства уникальности, превращаются в промышленно тиражируемые изделия, рассчитанные на массового потребителя. Одним из основоположников современного дизайна был П. Беренс, приглашённый в 1906 году немецкой Всеобщей электрической компанией (AEG) для того, чтобы придать единый характер разнообразной продукции этого гигантского концерна; он стал и одним из основателей «Немецкого Веркбунда».
Дизайн 1980-1990-х годов, испытав влияние постмодернизма, тяготеет к индивидуализации вещей (при сохранении основных принципов функциональности). Итальянского мастера задали высокий образно-эмоциональный и изобретательский стандарт в промышленном дизайне (М. Беллини, Дж. Джуджаро), производстве мебели, светильников (П. и Дж. Кастильони, Дж. Коломбо). Стиль групп «Мемфис» (Э. Соттсасс) и «Алхимия» (А. Мендини) стал влиятельным в мировом дизайне конца XX века. Ведущими областями, где ярче всего проявляются новые принципы, становятся дизайн интерьера и мебели, Д. одежды (Дж. Армани, Дж. Версаче и другие). Особо выделяется графический дизайн, тесно связанный с цифровыми технологиями (смотреть также в статье Графика).
Дизайн в России.
Истоки дизайна в России прослеживаются в остроумно сконструированных предметах крестьянского быта (сани, русская печь, одежда, утварь), в проектных решениях петровских времён (в том числе в строительстве, судостроении). Инженерам-конструкторам XVIII-XIX веков приходилось решать и задачи дизайна: стилевые («Театрум махунарум» А.К. Нартова; теоретические труды Н.Н. Страхова и П.К. Энгельмейера, 2-я половина XIX века), организации инфраструктуры при строительстве железных дорог, эффективности конструкций (проекты В.Г. Шухова) и удобства пользования при создании новых видов техники (автомобилей, велосипедов, самолётов и так далее). Так же как и в других странах, стилю модерн предшествовал этап национально-романтических тенденций, в том числе русский вариант движения «Искусства и ремёсла» (мастерские в Абрамцеве и Талашкине).
В 1990-2000-е годы дизайн в России адаптируется к коммерческим условиям существования. Лидирует сфера графического дизайна: полиграфической продукции, электронных масс-медиа (TV- и WEB-Д.), рекламы, упаковки, торговых и фирменных знаков. Проектная стратегия дизайна всё чаще применяется в изобразительном искусстве, при решении социокультурных и инженерно-технических вопросов. Процесс сближения с мировыми художественными направлениями сопровождается активным поиском национальной идентичности (ежегодные выставки «Дизайн», «Дизайн и реклама», «Архитектура и дизайн»). Под эгидой Союза дизайнеров России (1991 год, правопреемник Союза дизайнеров СССР, созданного в 1987 году) с 1993 года проводятся Всероссийские выставки-конкурсы (с присуждением Гран-при по номинациям: «графический», «промышленный», «текстильный», «средовой» дизайн, «экспо-дизайн», «арт-дизайн», также «дизайн одежды», «дизайн в рекламе», «дизайн-теория», «дизайн-образование», «дизайнерская фирма года», «проект года», «изделие года»), а также проектные семинары по дизайну городской среды.
Иллюстрации:
Дизайн. Стул фабрики «Tonet». Вена. 1850-е гг.
Дизайн. Лампа «Артишок» фирмы «Louis Poulsen».
Дания. Дизайнер П. Хеннигсен. 1957.
Дизайн. Автомобиль фирмы «Crysler». США. Конструктор К. Брир. 1934.
Дизайн. Интерьер рабочей читальни. Проект А. М. Родченко. Россия. 1925.
Дизайн
Литература: В. Л. Глазычев, О дизайне, М., 1970; Нельсон Дж., Проблемы дизайна, (пер. с англ.). М., 1971; В. Несторов, Всекидневието във форми, София, 1980.
художественное проектирование промышленных изделий, учитывающее форму, материал и назначение предмета. Деятельность дизайнера направлена на создание органичной человеку предметно-пространственной среды. Современный дизайн является областью, где объединяются новейшие достижения науки, техники, гуманитарных знаний и художественно-эстетическая сфера; используются данные эргономики (науки, изучающей психофизиологические и функциональные особенности человека), экономики, экологии. Дизайнер руководствуется принципом функциональности форм, использует современные материалы и технологии, учитывает тенденции моды.
Г. Гимар. Вход в метро. 1900 г. Париж
Область применения дизайна охватывает все виды человеческой жизни и деятельности: орудия труда и механизмы, предметы быта (посуда, бытовые приборы, аудио– и видеоаппаратура, мебель), одежду, книги и рекламную продукцию, оформление жизненного пространства человека – жилых интерьеров и садово-парковых зон (ландшафтный дизайн). Современные технологии вызвали к жизни компьютерный дизайн. Подобно произведениям «высокой моды», в художественном проектировании создаются уникальные авторские произведения «дизайна как искусства» (арт-дизайн).
Л. С. Попова. Эскизы платья. 1923–24 гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Появление дизайна в кон. 19 в. связано с промышленной революцией, развитием массового производства. Его истоки – в практике английского «Движения искусств и ремёсел», связанного с именем У. Морриса. В нач. 20 в. возникают фирменные стили немецкой электротехнической компании «АЕГ» и американской «Форд моторс». Первые крупные дизайнерские школы – Вхутемас в России и германский «Баухауз». Для отечественного дизайна важен был опыт «производственного искусства» 1920—х гг.; на европейский дизайн первой пол. 20 в. большое влияние оказали теоретические разработки и практика функционализма. В сфере дизайна работали крупные архитекторы – Ф. Л. Райт; один из основоположников дизайна, создатель «фирменного стиля» компании «АЕГ» Петер Беренс; основатель «Баухауза» Вальтер Гропиус и др. Экономический кризис 1929 г. привёл к появлению в Америке «индустрии дизайна». Благодаря новым материалам и технологиям появляются обтекаемые формы промышленных изделий. После Второй мировой войны лидером в области дизайна стала Италия, где склонность к авангардным формам сочеталась с классическими культурными традициями. В мебельной промышленности, благодаря новым методам обработки пластмасс, возникают образцы яркой пластиковой мебели. Получает развитие идея фирменного стиля; крупные предприятия («Фиат», «Оливетти») сотрудничают с известными мастерами. Немецкие дизайнеры вновь обращаются к опыту функционализма, «Баухауза». Функциональность сочетается с эстетической простотой изделий (стиль фирмы «Браун»). В жилой среде используются новейшие материалы, сборные элементы, промышленное оборудование (направление «хайтек»).
Ч. Макинтош. Стул. 1896—97 гг.
В СССР в 1962 г. был организован ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики). На предприятиях создавались художественные лаборатории, открывались кафедры художественного конструирования в вузах. 1970-е гг. – время создания концептуальных проектов, решавших проблему синтеза предметной среды и архитектуры.
В кон. 20 – нач. 21 в. в связи с распространением компьютерных технологий получил развитие веб-дизайн – проектирование и оформление виртуальных страниц сайтов в Интернете, включающее элементы анимации. Широко востребованы также дизайн интерьеров жилых и общественных зданий, ландшафтный дизайн. Дизайнеров готовят ведущие художественные и строительные вузы; создаются специализированные студии и бюро и авторские школы дизайна.