Что такое добросовестное использование контента
Добросовестное использование: как не получить бан на YouTube
Существует топ вопросов от начинающих авторов. Начинается он с фразы «как набрать подписчиков» и заканчивается «почему меня заблокировали».
Остановимся на второй и разберем одну из самых частых причин страйков, блокировок и удалений — нарушение авторских прав.
Статья 1255 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет авторское право как интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Одно из классных преимуществ — создателю ненужно идти в вышестоящие органы, чтобы закрепить за собой авторство, ведь оно возникает в момент создания видео, песни, картинки, текста и другого материала.
YouTube авторские права ценит и оберегает, поэтому четко прописал в политике о наказаниях за нарушения, а также создал систему цифровых отпечатков — Content ID.
В тот момент, когда вы загружаете ролик на YouTube, запускается огромный процесс по поиску совпадений с контентом правообладателей. Если вы использовали чужой материал, Content ID сразу определит это и выставит нарушение, которое отобразится рядом с роликом — «Жалоба: авторские права».
Что происходит в момент, когда система обнаруживает совпадения?
Ваш материал попадает к первоисточнику, а уж он решает, что делать дальше: блокировать, отслеживать статистику или монетизировать, забирая доход себе. Теперь мы должны понимать, что сообщения от системы Content ID — это уведомления и рекомендации, что вам стоит сделать с чужим контентом. Удаления, блокировки и страйки — результат взаимодействия правообладателей с вашим контентом. YouTube выступает посредником между вами и законодательством.
Но в любой системе есть лазейки, верно? YouTube решил даже не скрывать этого, поэтому создал для авторов специальный раздел для изучения — Добросовестное использование.
Настоятельно рекомендуем вам ознакомиться с официальной справкой от YouTube. Особенно разделы о добросовестном использовании и авторских правах. Вы найдете примеры роликов, которые хостинг счел добросовестными или восстановил после отправки жалоб.
Добросовестное использование несет за собой такую идею: если ваше творчество нуждается в отсылках на других авторов, вы можете использовать чужой контент, НО… а теперь давайте разбираться с этим «но».
Как же нам добросовестно использовать чужие ролики в своих работах?
Да, в этот момент обязательно найдутся люди, которые скажут, что их и за три секунды банили. Все верно, Content ID — автоматическая система, которая не способна определять добросовестное использование материалов. Вижу чужой контент — предупреждаю. В таком случае вы можете заглянуть в поддержку или отправить возражение в ответ на заявку.
Немного официальной информации. ГК РФ Статья 1282 гласит: «Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения». Фильмы и кадры считаются перешедшими в общественное достояние, если с года смерти автора прошло 70 лет. Но и здесь есть нюансы, поэтому внимательно читайте источники по запросу «Общественное достояние в России».
Примеры таких фильмов: «1812 год» (1912), «Идиот» (1910), «Тихий Дон (1930), «На Запад» (1925). Больше информации об общедоступных зарубежных фильмах, музыке и книгах вы можете найти в статье от Center for the Study of the Public Domain.
Запомните главное правило: автор не должен нести убытки от вашего творчества. Если вы пытаетесь заработать на том, что создали другие люди — YouTube будет бороться с вами, присылая уведомления и поддерживая авторов.
На самом деле, если трезво смотреть на ситуацию, такая защита авторского права — справедливое и верное решение. И отлично, что YouTube так заботится о своих авторах, ведь на месте правообладателей можете оказаться и вы. Материалы копируют не только у популярных блогеров.
Теперь давайте ответим на вопрос, который всплывает чаще всего под нашей статьей на Дзене: «Почему других не блокируют, а меня блокируют?»
Вы ничем не хуже, и не лучше — просто так произошло. Вы нарушаете правила и, простите за честность, получаете по заслугам. Перестаньте наблюдать за другими авторами, потому что причин может быть множество: купили лицензию, взяли материал по Creative Commons, банально — их пропустила система, но она обязательно доберется до видео. Лучше подумайте о том, как вам развивать канал таким образом, чтобы быть на хорошем счету у видеохостинга.
Рекомендуем вам ознакомиться с роликом о бесплатной музыке для YouTube без авторских прав:
Как еще можно получить разрешение на публикацию чужого материала, если от этого зависит «жизнь» вашего ролика?
Личное обращение и получение письменного разрешения. Если это музыка, некоторые прибегают к покупке лицензии, но это не одно и то же, что купить песню на iTunes, Spotify или Яндекс. Музыке. Официальная лицензия приобретается через авторов или его представителей. Стоит она, к слову, далеко не 17-25 рублей, а от 1500 за трек и выше. Зависит от популярности автора. Чаще всего такой договор заключается на несколько лет, поэтому будьте готовы к повторной покупке.
Еще один отличный вариант — использование материалов, которые опубликованы под лицензией Creative Commons. Такой контент вы можете перерабатывать, копировать, переводить, обозревать и так далее. Если это YouTube, тогда переходите на конкретный ролик, открывайте полное описание и смотрите строчку «Лицензия». Если нет информации или опубликован перечень правообладателей — тогда видео запрещено для использования.
Обязательно укажите в описании автора материала (имя или псевдоним), изменения, которые внесли в работу, и дайте ссылку на оригинал. По такому же принципу происходит работа с картинками, музыкой и другими материалами с лицензией Creative Commons. Будьте осторожны и внимательны, у лицензии CC есть несколько форматов, каждый из которых предусматривает свои правила публикации чужого материала. Читайте условия внимательно.
Надеемся, что мы помогли вам погрузиться в тему заимствования чужого контента и защиты авторских прав. Запомните, что YouTube стремится защитить каждого автора и его права, и если вы однажды столкнетесь с подобным, видеохостинг будет на вашей стороне. Старайтесь создавать уникальный, яркий и полезный контент. Удачи вам!
Переходите на наш сайт в раздел «Вопрос-Ответ».
Добросовестное использование контента в России
Добросовестное использование (или fair use) представляет собой правовое понятие, позволяющее использовать различные материалы, защищенные авторским правом, без выплаты автору гонорара, а также без обращения к нему с просьбой о разрешении публикации. Данная правовая доктрина существует исключительно в США, однако в законодательстве России существует регулируемый четвертой часть Гражданского Кодекса аналог этому явлению, называемый свободное использование произведений.
Отличия правового понятия fair use в США и принципа «свободного использования произведений» в России, на первый взгляд, несущественны, однако они есть. В России случаи, когда произведение может свободно осуществлено без согласия автора и выплаты ему вознаграждения, жестко ограничены перечнем, указанным в ГК РФ, в то время, как в США добросовестное использование может быть осуществлено любым образом.
Данное сходство двух правовых норм привело к тому, что за период своего существования понятие свободное использование или, как ошибочно его называют, «добросовестное использование контента в России» обросло различными мифами и до сих пор вызывает у обывателей немало споров. К примеру, многие пользователи сети Интернет искренне недоумевают, когда узнают, что публикация произведения на личном или чужом сайте, а также странице в социальной сети, за которую они не получают деньги, является нарушением авторского права, а не добросовестным использованием. По их мнению, нарушением закона будет только использование чужих произведений для личного обогащения, а делиться книгами/музыкой/видео без получения прибыли не только можно, но и нужно. Однако это не так.
Какое использование контента является добросовестным?
Поэтому оптимальным выходом для человека, который планирует запустить свой web-проект и сомневается в том, можно ли будет использовать на своем ресурсе чужие произведения в рамках цитирования, будет заблаговременная консультация юриста.
Добросовестное использование (авторское право)
Добросо́вестное испо́льзование (англ. Fair use ) — доктрина в авторском праве, ссылающаяся на особенность законодательства об авторском праве США, допускающую свободное использование защищённых авторским правом материалов при соблюдении определенных условий. Термин «fair use» применяется лишь в США, однако в некоторых странах с англосаксонской системой права используется похожий термин «честное поведение» (англ. fair dealing ).
«Добросовестное использование» допускается без получения разрешения владельца авторских прав до тех пор, пока оно способствует «прогрессу науки и полезных искусств» (п. 8 раз. 8 ст. 1 Конституции США), что отличается от выдачи явной лицензии на использование объекта авторских прав. Таким образом эта доктрина пытается сочетать интересы владельца авторских прав и социальную и культурную ценность производных от защищенных авторским правом работ для общества. Некоторые ограничения авторских прав при «добросовестном использовании» объясняются необходимостью защиты свободы слова и ссылками на Первую поправку к Конституции США.
Содержание
«Добросовестное использование» в законодательстве России
«Добросовестное использование» регулировалось Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». С 1 января 2008 года закон утратил силу, вместо него введена часть 4 «Гражданского кодекса РФ». В нёй «добросовестное использование» или, как сказано в законе «использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения», регулируется статьёй 1306. Она предусматривает следующие случаи такого использования:
— свободного воспроизведения произведения в личных целях (ст. 1273 ГК);
— свободного использования произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274 ГК);
— свободного публичного исполнения музыкального произведения (ст. 1277 ГК);
— свободного воспроизведения произведения для целей правоприменения (ст. 1278 ГК);
— свободной записи произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования (ст. 1279 ГК).
Возможно также свободное использование объектов смежных прав в случаях, предусмотренных самой главой 71 ГК. Например, статья 1325 устанавливает, что, если оригинал или экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров допускается без согласия обладателя исключительного права на фонограмму и без выплаты ему вознаграждения; и п. 2 ст. 1343 устанавливает, что если исключительное право публикатора на произведение не перешло к приобретателю оригинала произведения, приобретатель вправе без согласия обладателя исключительного права публикатора использовать оригинал произведения способами, указанными в абзаце втором пункта 1 статьи 1291 Гражданского кодекса.
Иные случаи свободного использования объектов смежных прав Кодексом не допускаются.
«Добросовестное использование» в праве США
Концепция «авторского права» и соответствующий закон впервые были приняты Британским Парламентом в 1709 году. Так как новый закон не оставлял места неразрешённому воспроизведению защищенных авторским правом работ, то в качестве противовеса суды использовали доктрину «добросовестного краткого изложения», а позднее и «добросовестного использования», в отдельных случаях допускавших полезность таких действий. В США эта доктрина применялась лишь как общий принцип вплоть до включения её в Закон об Авторском праве в 1976 году ( 17 U.S.C. § 107 ):
Несмотря на положения секций 17 U.S.C. § 106 и 17 U.S.C. § 106A Закона «добросовестное использование» защищенных произведений не является нарушением авторских прав, в том числе не признаются нарушением воспроизведение произведений (в том числе аудиозаписей) в целях критики, комментирования, освещения новостей, обучения (включая размножение для использования в классах), преподавания или научных исследований. При определении того, является ли «добросовестное использование» произведения допустимым в конкретном случае учитываются следующие факторы:
«Добросовестное использование» неопубликованного произведения также допускается с учётом изложенных выше факторов.
Notwithstanding the provisions of sections 106 and 106A, the fair use of a copyrighted work, including such use by reproduction in copies or phonorecords or by any other means specified by that section, for purposes such as criticism, comment, news reporting, teaching (including multiple copies for classroom use), scholarship, or research, is not an infringement of copyright. In determining whether the use made of a work in any particular case is a fair use the factors to be considered shall include—
(1) the purpose and character of the use, including whether such use is of a commercial nature or is for nonprofit educational purposes;
(2) the nature of the copyrighted work;
(3) the amount and substantiality of the portion used in relation to the copyrighted work as a whole; and
(4) the effect of the use upon the potential market for or value of the copyrighted work.
The fact that a work is unpublished shall not itself bar a finding of fair use if such finding is made upon consideration of all the above factors.
Перечисленные факторы выработаны в ставшем классическим судебном прецеденте по делу Фолсом против Марша (Folsom v. Marsh) 1841, в котором ответчик скопировал 353 страницы с двенадцатитомной биографии Джорджа Вашингтона истца в целях создания собственной двухтомной работы. Суд отклонил доводы ответчика о «добросовестном использовании» по следующим мотивам:
рецензент может добросовестно цитировать оригинальную работу в большом объёме, если его задачей является использование этих цитат для справедливой и разумной критики. С другой стороны, как это видно, если он цитирует самые важные части работы не с целью критики, а с целью замены, использования и обзора первоначальной работы, то такое использование будет считаться пиратством… Вкратце, мы должны всё время… учитывать характер и цели произведённой выборки, количество и объём использованных материалов и степень, в которой это использование может наносить ущерб продажам, служить причиной снижения прибыли, или заменять цели первоначальной работы.
Цель и характер
Первый фактор ставит вопрос о том, способствует ли данное использование цели закона об авторском праве, заключающейся в стимулировании творческого обогащения общества, или же имеет целью только «замену объектов» оригинала для, скажем, личной выгоды. Чтобы классифицировать использование как «добросовестное», следует продемонстрировать, как оно способствует развитию знаний или прогрессу искусства, добавляя что-то новое. Ключевым моментом в этом рассмотрении является степень, в которой это использование является преобразованием, а не производной. Когда Том Форсиз использовал кукол Барби в своём фото-проекте «Цепь Питания Барби», компания Маттель проиграла дело о нарушении своих авторских прав и прав на торговую марку, потому что работа Форсиза эффективно пародирует саму Барби и ценность, которую она представляет («Mattel Inc. v. Walking Mountain Productions»). Однако, когда Джеф Кунс попытался оправдать заимствование фотографии Арта Роджерса «Щенки» для своей скульптуры «Вереница щенков» с помощью той же защиты, основанной на «пародии», он проиграл, поскольку его работа была представлена не как конкретно пародия фотографии Роджерса, а как пародия общества в целом. Это заимствование было признано недостаточно оправданным (см. «Арт Роджерс против Джефа Кунса»). Таким образом, даже если вторичная работа является преобразованием, то это действительно должно быть так.
В приведённом выше законодательстве часть фактора, в которой сказано «в том числе является ли оно коммерческим или некоммерческим образовательным», в последнее время была уменьшена в значимости в некоторых судебных округах, «так как многие, если не все, вторичные работы ищут хотя бы некоторую коммерческую выгоду от их использования» (American Geophysical Union, 60 °F.3d at 921). Важнее то, служит ли это использование хоть одной цели, также упомянутой в приведённом выше законодательстве, так как именно это служит парадигмой «преобразования». Хотя и судья Пьер Леваль оценил первый фактор, как «душу добросовестного использования», он сам по себе не является определяющим. Например, не каждое использование в целях образования защищено «добросовестным использованием».
Добросовестное использование чужого контента
Расскажем, что можно делать с произведениями без разрешения автора и как вызвать гнев Google, вспоминая название бренда (как мы это сделали :)).
Программное обеспечение, дизайн, сообщения в блоге, текстовый контент и даже фотографии в Instagram — то есть все, что автора, является объектом интеллектуальной собственности и защищается авторскими правами. Это означает, что только автор имеет право использовать произведение — публиковать, вносить изменения, продавать права на произведение, а все желающие это сделать должны просить у него разрешения.
Однако если бы не было исключений из этих правил, то для компьютеров нам бы до сих пор приходилось покупать трехкомнатные квартиры. Чтобы обеспечить научный прогресс, отцы-основатели права интеллектуальной собственности придумали fair use — добросовестное использование. На сегодня, многие из этих правил распространяется и на добросовестное использование чужого контента.
Что fair-юзать в США
В соответствии с Главой 17 «Copyright» Кодекса Соединенных Штатов, добросовестное использование не является нарушением авторского права, если произведение использовался с целью критики, комментирования, для выпуска новостей, преподавания или научных исследований. В то же время при установлении факта fair use учитывают:
Имейте это в виду, если кто-американец Вас обвинит в нарушении его авторских прав.
У нас — без согласия автора
В украинском законодательстве добросовестное использование произведений упоминается в Законе «Об авторском праве и смежных правах» в статьях, которые начинаются словами «без согласия автора». Следовательно, без согласия автора, но с указанием его имени в соответствии со статьей 23 настоящего Закона можно:
Также можно, как и в американском праве, воспроизводить отрывки из опубликованных произведений для обучения. Но опять надо быть осторожным с объемом такого воспроизведения.
Fair use компьютерных программ по-украински
Программистам без согласия автора можно, согласно ст. 24 Закона:
Однако для предъявления обвинений надо еще доказать, что именно эта информация была использована. В то же время, в лицензионных условиях многих программ вообще предусмотрен запрет декомпиляции. А поскольку много крутых программ защищены иностранным правом интеллектуальной собственности, то указанные положения Закона «Об авторском праве и смежных правах» перед обвинениями владельца декомпилированную программы является бессильными.
Fair use торговой марки
В отличие от литературных произведений (к которым относятся и компьютерные программы) и произведений искусства, торговые марки не защищаются копирайтом с момента создания, а должны быть зарегистрированы. Поэтому и добросовестное использование несколько отличается.
Вывод
Торговая марка считается использованной, даже если ее просто опубликовать в Интернете. Согласно ч. 6 ст. 16 Закона «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», без согласия владельца торговую марку можно использовать в некоммерческих целях. Хотя мы понимаем, что некоммерческие цели не приносят прибыли, украинское законодательство этот срок не объясняет.
Допустимое использование контента YouTube, защищенного авторскими правами
Владельцы и авторы контента на YouTube должны знать, когда следует получать разрешение на авторские права, а также лицензии на эти права, а также ориентироваться, каким образом добросовестное использование, добросовестное поведение и контент в общественном достоянии могут влиять на их работу.
Когда нужны разрешения на использование и лицензии
Прежде чем загружать видео на YouTube, вы должны получить права для всех содержащихся в нём элементов, в том числе музыку (даже если она только в фоне), видеоклипы, фотографии и т.д.
Сначала свяжитесь непосредственно с правообладателями или лицами, которые управляют правами, и обсудите подходящие для себя условия лицензии.
В лицензиях, как правило, содержатся четко определенные права на использование контента. Однако, они могут содержать также ограничение на эксклюзивность, конкретных прав, продолжительность, локализацию и другие условия. Подписывая любой договор или соглашение, консультируйтесь с адвокатом, чтобы убедиться в том, какие права были Вам предоставлены, а какие остаются за владельцем.
Мудро используйте свой телефон. Если Вы снимаете что-то с помощью смартфона или другого устройства, это не означает, что Вас есть все авторские права на эти материалы. Например, если Вы снимаете концерт, права на этот материал принадлежат исполнителю, музыкальную лейблу и издателю. Даже если вы покупаете контент, например, песню в iTunes, вы не приобретаете автоматически прав на размещение её в своих фильмах.
Чтобы облегчить авторам поиск музыки, YouTube предлагает Библиотеку аудио с бесплатными мелодиями и звуковыми эффектами, которые можно использовать в фильмах, в соответствии с определенными условиями.
Защитите свои кавер-версии. Некоторые пользователи обнаружили, что для записи кавер-версии песни не нужно лицензии. Если Вы используете трек другого исполнителя, помните что вы должны иметь на это разрешение от владельцев авторских прав (например, автора текста или издателя). Чтобы воспроизвести оригинальную запись звука, например, наложить песню в фильме или просмотреть ее слова, возможно, потребуется дополнительные лицензии.
Посмотрите, как это работает
NO – кавер на песню Meghan Trainor
Mackenzie Johnson исполняет эту песню, играя на своей новой гитаре Fender PM-2 Deluxe Parlor.
Кавер «Space Oddity»
Командир Крис Хэдфилд записал свою версию песни Дэвида Боуи, «Space Oddity», на борту Международной Космической Станции.
Уильям Синг кавер на песню Hotline Bling
Австралийский певец, автор песен и продюсер Уильям Синг исполняет кавер на песню Дрейка «Hotline Bling».
Использование произведений в соответствии с разрешениями
Добросовестное использование (или добросовестность) – юридический принцип, который в определенных случаях позволяет использовать чужие, защищенные авторским правом материалы без предварительного разрешения владельца.
В соответствии с положениями суда обладатели прав должны учитывать правила добросовестного использования или честного поведения, прежде чем они отправят запрос на удаление контента в связи с нарушением авторских прав (за пределами США диапазон честного поведения может зависеть от законов в вашей страны).
Суды анализируют конкретные случаи на основе набора определенных правил, чтобы определить можно ли считать добросовестным использование фрагмента контента. Предполагается, например, что разрешенным является использование чужого материала в комментариях, рецензиях, исследованиях, преподавании и информационных материалах.
Конкретные правила, связанные с разрешенным использованием или честным поведением, отличаются в зависимости от страны.
Анализируя конкретные случаи, суды в США принимают во внимание четыре фактора, определяющие правомерное использование:
Помните, что добавление информации о владельце авторских прав или оговорки «нарушение авторских прав не является моим намерением» не считается добросовестным использованием. Так же декларирование, что загруженные материалы «используются исключительно для развлечения», не даёт автоматической защиты. Даже когда вы добавляете свой собственный контент к чужому произведению, которое охраняется авторским правом, ваш фильм не будет признан добросовестным использованием. Именно поэтому следует тщательно ознакомиться со всеми четырьмя факторами, а в случае необходимости связаться с адвокатом.
В интернете можно конечно найти фильмы, которые соответствуют понятию добросовестного использования. Если вы являетесь владельцем авторских прав, и Вам удалось найти на YouTube видеоролик, который содержит элементы вашего материала, вы должны принять во внимание те же четыре фактора. Фильм может, например, использовать уже существующий контент в новой форме, доносить иную социальную ценность, которой не было в оригинале, например, в качестве пародии или критики.
Знаете ли Вы, что.
Посмотрите, как это работает
DRAKE OF THE 99 DRAGONS – PROJARED
Автор этого канала критикует игру DRAKE OF THE 99 DRAGONS, подтверждая отдельные пункты своей аргументации короткими фрагментами геймплея.
Перевод произведений в общественное достояние
Авторское право защищает произведения в течение определенного времени. Его продолжительность зависит от различных факторов, таких как дата и место публикации, а также от того, имеет ли произведение нескольких авторов. Когда работы лишатся уже эту защиту, переходят в «общественное достояние» – это значит, что каждый может из них бесплатный.
Не существует официального списка работ, входящих в общественное достояние, поэтому Вы отвечаете за проверку этой информации, если хотите использовать данную работу.
Например, независимый фильм ужасов 1968 года «Ночь живых мертвецов» уже находится в общественном достоянии (другие люди могут использовать его бесплатно). Однако, новая версия фильма 1990 года защищена авторскими правами (её нельзя использовать без разрешения).
Посмотрите, как это работает
Лин-Мануэль Миранда на поэтической встрече
Лин-Мануэль Миранда, автор и звезда бродвейских мюзиклов на поэтической встрече в Белом Доме (общественное достояние).
1 is 2 Many PSA: 60 Second
Эта инициатива Белого Дома направлена на снижение насилия в отношении женщин в университетах (общественное достояние).
Как использовать открытые лицензии на YouTube
Лицензии Creative Commons включают в себя различные типы открытых лицензий, что позволяет владельцам контента предоставлять другим права на использование своего произведения на определенных условиях.
На YouTube доступны миллионы видео по лицензии Creative Commons. Каждый пользователь может бесплатно создавать ремиксы таких фильмов, преобразовывая их или опираться на них.
YouTube позволяет пользователям отмечать видео как лицензии Creative Commons CC BY. Если отметили свой фильм таким образом, то другие пользователи смогут использовать вашу работу в соответствии с условиями выбранной лицензии. Такие фильмы доступны пользователям YouTube – даже в коммерческих целях – в видео-редакторе YouTube.
C-SPAN, Voice of America и другие сети передают свои материалы в каталог CC BY YouTube.
Посмотрите, как это работает
Lamborghini в McDrive
Создатели канала Supercars of London выезжают Lamborghini в McDrive Макдональдс. Этот фильм был отмечен как доступный по лицензии CC BY, которая позволяет использовать его повторно.