Что такое домострой в пьесе гроза кратко

Домострой ( к пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое домострой в пьесе гроза кратко. Смотреть фото Что такое домострой в пьесе гроза кратко. Смотреть картинку Что такое домострой в пьесе гроза кратко. Картинка про Что такое домострой в пьесе гроза кратко. Фото Что такое домострой в пьесе гроза кратко

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Домостро́й» Полное название — Книга, называемая «Домострой»— памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века на церковнославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок. Кроме религиозной, назидательной и поучительной частей «Домострой» содержит очень важную информацию о социальном устройстве с множеством подробностей о быте и повседневной жизни боярского и купеческого сословий на Руси.

Структура В сильвестровской версии «Домострой» состоит из предисловия, 63 глав и «Послание и наказание ото отца к сыну», сгруппированных по следующим основным направлениям: О строении духовном (Как веровати) О строении мирском (Как царя чтити) Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами) Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном) Кулинарная группа Послание и наказание ото отца к сыну (посланием Сильвестра своему сыну — Анфиму).

Этическое ядро «Домостроя»- христианское соединение веры, закона и любви. Законом обеспечивается порядок в доме, лад в делах, устойчивость в отношениях между людьми. Любовью смягчается сухость закона. Любовь же обогащает порядок благодушием и милосердием. Вера придает смысл всему зданию семейной жизни. Порядок воздвигается ради Христа. Воспитание по «Домострою» — это воспитание в христианском духе: в смирении.

Идеал семейной жизни по «Домострою» — исполнение Божьих заповедей между членами семьи и всеми, кто живет в их доме. «Самому тебе, господину, и жене, и детям, и домочадцам — не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним — дружелюбным, к младшим и убогим — приветливым и милостивым, всякую же обиду с благодарностью претерпеть ради Бога а в ответ не мстить. А домочадцев своих учи страху Божию и всякой добродетели, и сам то же делай, и вместе от Бога получите милость».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое домострой в пьесе гроза кратко. Смотреть фото Что такое домострой в пьесе гроза кратко. Смотреть картинку Что такое домострой в пьесе гроза кратко. Картинка про Что такое домострой в пьесе гроза кратко. Фото Что такое домострой в пьесе гроза кратко

К пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Учебники обязательно подчеркнут религиозность Катерины из «Грозы». Но так ли это?

Источник

Определение Домостроя, в пьесе Островского «Гроза» Помогите с заданием 1,2,3

В пьесе «Гроза» драматург рисует патриархальное
купечество,
чей образ жизни был определен веками старыми,
патриархальными законами Домостроя.
Домострой – это свод житейских правил и наставлений.
Отражает принципы патриархального быта, известен
предписанием строгости домашнего уклада.
По законам «Домостроя» главные добродетели женщины
состояли в религиозности, полном подчинении мужу,
заботе о семье и трудолюбии.
Вот и семействе Кабановых царит домострой,
который вершит Марфа Игнатьевна Кабанова.
Кабаниха строго соблюдает все обычаи, и порядки
этой патриархальной старины.
Она требует, например, чтобы Катерина при расставании
с мужем обязательно «выла» (т. е. причитала)
и чтобы она не обнимала его, а кланялась ему в ноги.
Для Кабанихи важнее всего не реальный порядок,
а его внешнее проявление.
Как истинная блюстительница старины,
Кабаниха суеверна.
Но и благочестие у неё показное.
Она не пропускает ни одного церковного богослужения,
оделяет деньгами нищих, принимает в своём
доме странниц вроде Феклуши.
Но деспотизм её в домашнем быту невыносим.
Защищая вековые традиции, Кабаниха убеждена,
что она следует закону, по которому всегда жила
русская семья.
Но они уродливо поняты Кабанихой.
Не любовь и уважение для неё главное, а власть.
Но без этих качеств дом существовать не может.
Все живут как-будто из-под неволи: слабый и
бесхарактерный Тихон не способен противостоять матери,
Варвара убегает из дома, а Катерина находит своё
освобождение в смерти.

Источник

В пьесе «Гроза» драматург рисует патриархальное
купечество,
чей образ жизни был определен веками старыми,
патриархальными законами Домостроя.
Домострой – это свод житейских правил и наставлений.
Отражает принципы патриархального быта, известен
предписанием строгости домашнего уклада.
По законам «Домостроя» главные добродетели женщины
состояли в религиозности, полном подчинении мужу,
заботе о семье и трудолюбии.
Вот и семействе Кабановых царит домострой,
который вершит Марфа Игнатьевна Кабанова.
Кабаниха строго соблюдает все обычаи, и порядки
этой патриархальной старины.
Она требует, например, чтобы Катерина при расставании
с мужем обязательно «выла» (т. е. причитала)
и чтобы она не обнимала его, а кланялась ему в ноги.
Для Кабанихи важнее всего не реальный порядок,
а его внешнее проявление.
Как истинная блюстительница старины,
Кабаниха суеверна.
Но и благочестие у неё показное.
Она не пропускает ни одного церковного богослужения,
оделяет деньгами нищих, принимает в своём
доме странниц вроде Феклуши.
Но деспотизм её в домашнем быту невыносим.
Защищая вековые традиции, Кабаниха убеждена,
что она следует закону, по которому всегда жила
русская семья.
Но они уродливо поняты Кабанихой.
Не любовь и уважение для неё главное, а власть.
Но без этих качеств дом существовать не может.
Все живут как-будто из-под неволи: слабый и
бесхарактерный Тихон не способен противостоять матери,
Варвара убегает из дома, а Катерина находит своё
освобождение в смерти.

Источник

Домостроевские традиции города Калинова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:14, доклад

Краткое описание

Драма Островского «Гроза» является свидетельством жестокости, проявляющейся в поступках, мыслях и даже в бездействии. Уже с первых явлений произведения мы попадаем в мрачную обстановку особого мира, который был назван Добролюбовым «темное царство». Действие происходит в купеческом городке Калинове. Калинов – это типичный русский захолустный город того времени, с устойчивыми привычками и нравами. Перенеся действие в неприметный городок, писатель хотел показать, что жизнь купечества везде одинакова: и в больших, и в малых городах Росси.

Прикрепленные файлы: 1 файл

сочинение.doc

Домостроевские традиции города Калинова.

Драма Островского «Гроза» является свидетельством жестокости, проявляющейся в поступках, мыслях и даже в бездействии. Уже с первых явлений произведения мы попадаем в мрачную обстановку особого мира, который был назван Добролюбовым «темное царство». Действие происходит в купеческом городке Калинове. Калинов – это типичный русский захолустный город того времени, с устойчивыми привычками и нравами. Перенеся действие в неприметный городок, писатель хотел показать, что жизнь купечества везде одинакова: и в больших, и в малых городах Росси. И везде она однообразна и скучна. У жителей города Калинова нет ни интересов, ни стремлений. Они невежественны, грубы и равнодушны ко всем, кроме себя. Сначала, жизнь в городе может показаться простой и спокойной. Но это только на первый взгляд. Безмятежная жизнь на самом же деле оказывается полна недоброжелательства, высокомерия, ненависти. В «жестоком мире» активно попирается человеческое достоинство.

Таким образом, мы видим, что в городе Калинове торжествуют старые порядки, в которых ханжество, невежество, грубость, безразличие и эгоистичность являются естественным явлением в обществе. Старшее поколение явно защищает домостроевские традиции. Но тем не менее, появляются такие люди, как Кулигин, который видит всю жестокость существующих устоев общества и понимает, что так жить нельзя. Однако не у всех хватает смелости на протест. Из всех жителей города только Катерина смогла бросить вызов «темному царству». Хрупкость «жестокого мира» становится очевидной. Самое бесправное существо, женщина, начинает протестовать. Образ Катерины, с одной стороны, позволяет понять, что домостроевские порядки абсурдны с точки зрения нормального человека. А с другой стороны, образ Катерины показывает, что «жестокому миру» приходит конец. Драма «Гроза» показывает, что в любом обществе рано или поздно появятся протестующие, остановить которых не сможет никто — ни мораль, ни люди.

Источник

Отражение традиций домостроя в пьесе островского «гроза».

Тема: Внутрисемейные отношения в «Домострое» Сильвестра и драме А.Н.Островского «Гроза».

Русская литература богата прекрасными образами женщин: Татьяна Ларина, Наташа Ростова, Анна Каренина, Катерина Островского… Споры о роли женщины в семье, обществе велись в литературе 19 и 20 веков, и сейчас эта тема актуальна и интересна, это одна из вечных тем.

Я очень люблю драму Островского «Гроза». Когда я знакомилась с критической литературой по этой пьесе, я увидела много сравнений с неким Домостроем. «Тёмное царство» города Калинова – это мир, построенный по законам Домостроя. Кабаниха и Дикой – зловещие представители того же Домостроя. И только Катерина – «луч света в тёмном царстве» домостроевского общества. Меня очень заинтересовало, что же такое Домострой, ставший символом угнетения, закабаления русской женщины в семье и обществе.

Цель данной работы: выяснить, как «Домострой» Сильвестра определял внутрисемейные отношения и какую роль отводил в их системе русской женщине; действительно ли спустя три столетия после его создания, в 19 веке, влияние этого произведения определяло положение женщины в российском обществе.

Познакомиться с «Домостроем» как литературным памятником древнерусской литературы.

В процессе работы были изучены труды российских учёных – историков и литературоведов о «Домострое», древнерусской литературе, в работе дан обзор этих исследований.

Что же такое Домострой? Это русский литературный памятник XVI в. Представляет собой тщательно разработанный свод правил общественного, религиозного и в особенности семейно-бытового поведения. Предполагают, что «Домострой» возник в XV в. в среде богатого новгородского боярства и купечества. «Домострой» служил правящему классу нравственным кодексом. В середине XVI в. переработан приближённым молодого царя Ивана IV Васильевича протопопом Сильвестром, который заключил изложение «Домостроя» посланием к своему сыну Анфиму. Содержит ценные сведения о социальном укладе в Русском государстве, даёт подробное описание повседневной жизни родовитого боярства и купечества со множеством бытовых подробностей. Написан в большей своей части живым языком, местами украшен пословицами и поговорками.

Итак, каковы же были внутрисемейные отношения в древнерусской семье и какую роль отводил Домострой в их системе женщине?

Удивительно то, что авторы Домостроя не знают современного разделения на «права» и «обязанности». У членов семьи, и женщин, и мужчин, по Домострою, нет прав, так что если бы исследователь задался целью изучить права мужчины того времени, он вынужден был бы сделать вывод о закабалении мужчины семьей.

Следовательно, трудно говорить и о правах женщины на Руси 16-17 веков.

^ Для русских людей того времени семья – это дом. Во главе дома стоит хозяин – мужчина, муж, государь, но рядом с ним – его жена, государыня.

Роль мужчины: Глава дома (государь) занимает господствующее положение, которое трактуется не как его право, а как обязанность-забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов.

^ Роль женщины: Жена(государыня) в семейной иерархии занимает место, близкое к главе дома. Все решения, связанные с «домовным строением», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине, жена вместе с мужем принимает гостей.

Но самое главное то, что женщина, жена в Домострое – регулятор эмоциональных отношений в семье. Вся её деятельность в доме направлена на обеспечение домашнего мира, основанного на искренней любви, уважении к каждому члену семьи.

^ Отношения жены и мужа и наказания: Только лишь совместно муж и жена составляют «дом». Без жены мужчина не являлся социально полноправным членом общества. Поэтому «Домострой» требовал от женщины идеальных качеств. Если мужчина должен был быть строгим, справедливым и честным, то от женщины требовались чистота и послушание, умение угодить своему мужу, хорошо устроить дом, вести домашний порядок, следить за слугами, знать всякое рукоделие, иметь страх Божий и соблюдать чистоту телесную. Если же жена порядка, как такового, не знает, то должен муж ее вразумлять, за вину и ослушание «великое и страшное» и при отсутствии раскаяния наказывать наедине, «с любовью», а наказав, «примолвить» и «пожаловать», главное, чтобы после наказания ни гнева не было, ни обиды, ведь именно так призывает строить отношения Домострой.

И в том, и в другом произведении звучит тема закрытости, замкнутости дома.

Вся деятельность женщины в доме направлена на обеспечение домашнего мира, основанного на искренней любви, уважении к каждому члену семьи.

Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Послушание основано не на страхе, а на любви.

По Домострою, нормой оказывается умеренная достаточность в имущественном и эмоциональном планах, избыток имущественный ликвидируется через благотворительность и нищелюбие, которым следует заниматься «по силе».

Безграничная власть Дикого и Кабанихи основана на их богатстве. Деньги, нажива – это и цель жизни, и средство материального и морального закабаления ближних.7.Наказания в семье.

Муж, государь, неся ответственность перед Богом и людьми за нравственное устроение каждого члена своей семьи, может и должен наказывать не только детей, но и жену, если вина её серьёзна, доказана и сама жена признаёт себя виновной. Наказание провинившихся – тоже необходимое средство сохранения нравственного здоровья и мира семьи.

Искреннюю любовь к Богу, к церкви;

Искреннюю любовь к людям.

Она любила заниматься рукоделием, слушая рассказы странниц и богомолок, которых было много в их доме; всегда, по мере своих возможностей, старалась помогать нищим.

Свобода и любовь – главное в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, и власти старших покорялась с полным доверием. Потому и замуж выходит, доверчиво покоряясь воле родителей, с готовностью полюбить и мужа, и всех его родных, ожидая ответную любовь, потому что так должно быть – по законам Домостроя, по законам её родительского дома.

Удивительно, но традиционные представления о Домострое – символе всего отжившего, устаревшего, ханжеского и жестокого, сложившиеся под влиянием революционной идеологии, совершенно не соответствуют его содержанию.

Сравнительный анализ содержания пьесы «Гроза» и «Домостроя» позволяет сделать выводы:

1.Некоторые внешние черты «домостроевской» семьи присущи семьям Кабанихи и Дикого: закрытость дома, строгая иерархия, соблюдение традиций, послушание главе дома.

2.Однако, порядки «темного царства» города Калинова не только не являются «домостроевскими», но и противоречат духу Домостроя.

Отношения в семье по «Домострою» должны быть основаны на любви к Богу, любви и уважении друг к другу. Все правила в нём направлены на сохранение мира и благополучия семьи и каждого члена семьи: мужа, жены, детей, родителей и даже слуг. Это то главное, что Кабаниха не взяла из Домостроя, следуя в обрядах, мелочах его законам.

Содержание:I. Введение.
II. Теоретическая часть.
1. Что такое «Домострой».
2. Место женщины в «Домострое».
3. «Темное царство» города Калинова.
4. «Домострой» в семье Кабановых.
5. Жизнь Катерины в семье Кабановых.
III. Заключение.

Статистика

Управление внутренних дел России
обнародовало статистику, согласно которой одна

насилия/избиения каждые две секунды.
При счете тысяча один и тысяча два еще одна
российская женщина становится жертвой
бытового насилия.
Статистика свидетельствует, что 60-75% женщин,
потерявших свою жизнь в результате бытового
насилия, были убиты после того, как они
разорвали отношения с насильником.
Каждый час одна из российских женщин погибает
от рук мужа или партнера.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *