Что такое доступная среда в доу

Презентация «Доступная среда в ДОУ»

Доступная среда

УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

• Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)

• Инвалиды с нарушением зрения и слуха

• Лица преклонного возраста (60 лет и старше)

• Люди с детскими колясками

• Дети дошкольного возраста.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Значения условных обозначений категорий инвалидов:

Инвалиды с нарушением слуха

Инвалиды с нарушением зрения

Инвалиды с нарушением интеллекта

Инвалиды на кресле-коляске

Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

• закономерности психического развития,

• показатели здоровья дошкольников,

• уровень общего развития,

• коммуникативные особенности и речевое развитие,

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

При построении коррекционной образовательной средыДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС, является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

• внешкольное воспитание и образование;

среднее общее образование;

среднее профессиональное образование;

• высшее профессиональное образование.

Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.

Источник

ДОСТУПНАЯ СРЕДА В ДОУ

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

1. О специально оборудованных учебных кабинетах

В ДОУ для работы с детьми и детьми с ОВЗ предусмотрены групповые комнаты, которые оснащены специальной мебелью, а также специально приспособленные кабинеты (места): учителя-логопеда, психолога. А так же — музыкальный зал, физкультурный и игровой зал.

2. Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Кабинет (место) для логопеда

Кабинет (место) для логопеда оснащен специальным оборудованием для развития и коррекции нарушений: зеркалом, дидактическими играми для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.

Что такое доступная среда в доу. Смотреть фото Что такое доступная среда в доу. Смотреть картинку Что такое доступная среда в доу. Картинка про Что такое доступная среда в доу. Фото Что такое доступная среда в доу Что такое доступная среда в доу. Смотреть фото Что такое доступная среда в доу. Смотреть картинку Что такое доступная среда в доу. Картинка про Что такое доступная среда в доу. Фото Что такое доступная среда в доу Что такое доступная среда в доу. Смотреть фото Что такое доступная среда в доу. Смотреть картинку Что такое доступная среда в доу. Картинка про Что такое доступная среда в доу. Фото Что такое доступная среда в доу

а) для коррекционной логопедической работы:

по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото и др);
по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);
по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);
по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам

а) картотеки: (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации.

б) пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза

Уголок (место) педагога – психолога

Педагог-психолог в кабинете проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностику психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей. Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

Учебно-методические пособия для обследования и развития интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: (счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор карточек на обобщающие темы, развивающие игры В. Воскобовича, игровой набор Фребеля, развивающие пособия и игры для формирования логики, восприятия, координации движений, мелкой моторики.

Имеются дидактический стол для проведения песочной терапии.

3. О библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В детском саду отдельного помещения библиотеки нет, литература находится в
методическом кабинете. Кабинет укомплектован учебно-методическими пособиями,
справочными изданиями, детской художественной литературой, которые подобраны в
соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие.

4. Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Спорт в жизни детей с ОВЗ очень важен. В ДОУ для детей с ОВЗ предусмотрен необходимый спортивный инвентарь: бордюр-балансир, доска-балансир, игра-парашют, мешочки с песком, ходули на шнуре, мягкие модули, тренажёры (твистер, степпер и др), набивные мячи, спортивный комплекс (обруч, кольцеброс, кегли, конусы, гимнастические палки и др.). Закуплены снаряды, коврики для индивидуального пользования.

Что такое доступная среда в доу. Смотреть фото Что такое доступная среда в доу. Смотреть картинку Что такое доступная среда в доу. Картинка про Что такое доступная среда в доу. Фото Что такое доступная среда в доу Что такое доступная среда в доу. Смотреть фото Что такое доступная среда в доу. Смотреть картинку Что такое доступная среда в доу. Картинка про Что такое доступная среда в доу. Фото Что такое доступная среда в доу Что такое доступная среда в доу. Смотреть фото Что такое доступная среда в доу. Смотреть картинку Что такое доступная среда в доу. Картинка про Что такое доступная среда в доу. Фото Что такое доступная среда в доу
Что такое доступная среда в доу. Смотреть фото Что такое доступная среда в доу. Смотреть картинку Что такое доступная среда в доу. Картинка про Что такое доступная среда в доу. Фото Что такое доступная среда в доу Что такое доступная среда в доу. Смотреть фото Что такое доступная среда в доу. Смотреть картинку Что такое доступная среда в доу. Картинка про Что такое доступная среда в доу. Фото Что такое доступная среда в доу

5. О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

ДОУ оснащен современной оргтехникой. В том числе имеются — музыкальные центры, интерактивное оборудование: проектор, доски. Имеется коллекция дисков с детскими фильмами, песнями, познавательными мультфильмами.
Материальная база периодически преобразуется, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности всех детей.

6. Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Что такое доступная среда в доу. Смотреть фото Что такое доступная среда в доу. Смотреть картинку Что такое доступная среда в доу. Картинка про Что такое доступная среда в доу. Фото Что такое доступная среда в доу Что такое доступная среда в доу. Смотреть фото Что такое доступная среда в доу. Смотреть картинку Что такое доступная среда в доу. Картинка про Что такое доступная среда в доу. Фото Что такое доступная среда в доу
Что такое доступная среда в доу. Смотреть фото Что такое доступная среда в доу. Смотреть картинку Что такое доступная среда в доу. Картинка про Что такое доступная среда в доу. Фото Что такое доступная среда в доу Что такое доступная среда в доу. Смотреть фото Что такое доступная среда в доу. Смотреть картинку Что такое доступная среда в доу. Картинка про Что такое доступная среда в доу. Фото Что такое доступная среда в доу

7. О специальных условиях питания
В ДОУ предусмотрено 4-х разовое питание. Специального меню для детей с ОВЗ нет, но есть отдельный стол и помощник для ребенка с ОВЗ.

8. О специальных условиях охраны здоровья

Безопасность дошкольного учреждения обеспечивается: пропускным режимом, системой
видеонаблюдения, тревожной кнопкой, дежурством сторожей в ночное время. Также детский
сад оснащён: автоматической системой пожарной сигнализации, которая выведена на пульт
пожарной охраны.

9. О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен.

В детском саду педагоги имеют доступ к информационно – телекоммуникационным сетям. Точка доступа организована в методическом кабинете.

10. Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Доступ воспитанников к электронным образовательных ресурсам не предусмотрен.

11. О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования не предусмотрено.

12. О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

В МБДОУ отсутствует общежитие и интернат.

13. О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Источник

ДОСТУПНАЯ СРЕДА В ДОУ

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

1. о специально оборудованных учебных кабинетах;

2. об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

3. о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

4. об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

5. о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

6. об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации;

7. о специальных условиях питания;

Специального питания для детей с ОВЗ и инвалидов не предусмотрено. При необходимости детям оказывается помощь.
При организации питания в ДОУ администрация руководствуется санитарными правилами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»

8. о специальных условиях охраны здоровья;

9. о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

► ПОДРОБНО
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен.

10. об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

В МБДОУ у воспитанников отсутствует доступ к электронным образовательным ресурсам.

11. о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

В МБДОУ д/с «Ромашка» имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
— в физкультурно-музыкальном зале — переносная мультимедийная установка;
— музыкальные центры (в физкультурно-музыкальном зале);
— магнитофоны (в каждой возрастной группе)
— дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.

12. о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат;
У МБДОУ отсутствуют общежитие и интернат.

У МБДОУ отсутствуют общежитие и интернат.

13. о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
У МБДОУ отсутствуют общежитие и интернат.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Что такое доступная среда в доу. Смотреть фото Что такое доступная среда в доу. Смотреть картинку Что такое доступная среда в доу. Картинка про Что такое доступная среда в доу. Фото Что такое доступная среда в доуОдной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом является развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечивает возможность получения качественного образования детьми с разными возможностями.

В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, безопасности и комфортности, информативности, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество, а так же доступ к качественному образованию.

Для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательной организации учреждение оснащено специальным оборудованием и пособиями.

В нашем детском саду организовано образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов совместно с другими воспитанниками в группах.

Что такое доступная среда в доу. Смотреть фото Что такое доступная среда в доу. Смотреть картинку Что такое доступная среда в доу. Картинка про Что такое доступная среда в доу. Фото Что такое доступная среда в доуСодержание образовательной деятельности и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для детей – инвалидов, индивидуальной программой реабилитации и абиллитации.

Основанием для организации такого обучения является заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Решение о необходимости прохождения ПМПк в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания принимается на заседании психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ.

Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя ПМПк. Периодичность проведения ПМПк определяется реальными запросами ДОУ на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с особыми образовательными потребностями.

Инклюзивное образование организовано в следующих формах:
— в ДОУ в очной форме;
— вне ДОУ — через предоставление услуг дошкольного образования в вариативных формах (посредством консультативного пункта).

Инклюзивная практика в детском саду осуществляется в течение всей образовательной деятельности во время:
• индивидуальных занятий с учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию;
• активных действий в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
• совместной деятельности и игры в группах с другими детьми;
• приема пищи;
• дневного сна;
• фронтальных занятий;
• организации взаимодействия в детско-родительских группах;
• праздников, конкурсов, экскурсий и т.д.

Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком.

Для развития творческих способностей ребёнка с ОВЗ и его социальной адаптации в ДОУ организуется его участие в творческих выставках, организуются персональные выставки, поддержка участия детей в конкурсах различного уровня.

Полезные сайты для педагогов и родителей по инклюзивному образованию

Источник

Статья на тему «Доступная среда в ДОУ»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Организация доступного образовательного пространства в детском саду на примере МДОУ д/с «Полянка» п.Жирекен

Шемякина Нина Викторовна

Дорога. Опять виток…

Растеряна душа напрасно.

Не плачь, ведь ты не одинок,

С тобою те, кто любит тебя разным.

Сравнивая ребенка с ограниченными возможностями здоровья с необычным цветочком в обычном саду, часто задаем себе вопросы: «Чем сможем мы, «садовники», помочь ему на этом маленьком островке безопасности? Сумеем ли взрастить его так, чтобы первый же порыв ветра не лишил силы противостоять трудностям?» И прикладываем максимум усилий для того, чтобы социализировать и подготовить физически (насколько это в наших силах), т.к. развитие особенного ребенка, как и любого другого, во многом зависит от условий, в которых он растет.

В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. Согласно образовательной политике Российской Федерации «Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».

Доступная среда в широком смысле — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, «доступная» среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.

Поэтому функциональная задача образовательной организации – найти способы решения обеспечить ту самую «доступную среду ».

В МДОУ д/с «Полянка» п. Жирекен в настоящее время воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья.

В 2019 году в детском саду была реализована программа «Доступная среда» был реконструирован центральный вход, установлен пандус. Вход в здание оснащен беспроводной системой «Вызова помощи». В группе установлен приемник сигнала «Вызова». Внутри здания, расширены дверные проёмы и установлены новые двери, в группе на первом этаже корпуса, расширены дверные проёмы, установлен пандус. Туалетная комната оборудована поручнями, установлен сенсорный смеситель, на полу противоскользящая плитка, освещение с датчиками движения. В группе имеется оборудование для детей с диагнозом ДЦП. Имеется портативная система со встроенным плеером и звуковым информатором для слабослышащих детей. Перед центральным входом выложена дорожка с нескользящим покрытием и цветовой разметкой. Это позволило улучшить пути передвижения и обеспечить беспрепятственный доступ к значимым объектам: вход в здание, проход в группу, осуществление гигиенических процедур, выход на прогулку. Так же возле детского сада имеется парковка для инвалидов.

Материальная база МДОУ позволяет обеспечить необходимые условия для реализации психолого-медико-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями:

— Спортивный зал оснащен оборудованием для проведения оздоровительных занятий, занятий лечебной физкультурой.

— Кабинет логопеда оснащен как развивающим, так и диагностическим оборудованием для проведения педагогического обследования.

— В группах, где находятся дети с ОВЗ, есть необходимое оборудование и развивающий материал.

Отдельно хочется рассказать о группах, где воспитываются дети с ОВЗ. Для детей, у которых есть нарушения в опорно-двигательной системе, особое внимание уделяется повышению двигательной активности детей. С этой целью используются специальные тренажеры, коррекционные мячи, коррекционные дорожки, массажёры, мягкие модули, сухой бассейн, много практического материала: световой столик для рисования песком, сенсорные панели, домики, столики. Есть детям и где отдохнуть, и уединиться. Для этого имеются в группах мягкие уголки, сухой бассейн, уголок уединения.

Большое внимание уделяется развитию у детей крупной и мелкой моторики. В спортивном уголке группы имеются мячи, гимнастические палки, кегли. Вся работа построена таким образом, что коррекция проводится ненавязчиво, в процессе тех видов деятельности, которые привлекательны для дошкольников. Наши дети с удовольствием исследуют этот прекрасный мир, применяя существующие схемы знания к новым объектам и ситуациям.

Мы помогаем нашим ребятишкам социализироваться и через большой спектр воздействия музыки, интересно и доступно обогащая их внутренний мир. В тесном взаимодействии с музыкой, музыкальный руководитель широко использует детские песенки, потешки, стихи и игровые упражнения. На занятиях по логоритмике, которая помогает нашим малышам развивать «слабые стороны», (регулировка мышечного тонуса, приобретение опыта точной и согласованной работы всей мышечной системы, развитие слуха, голоса, внимания и памяти). Занятия по логоритмике также включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей. Для этого используется дидактические игры, набор музыкальных инструментов, театр би-ба-бо, ростовые и перчаточные куклы и так далее.

Психолого-педагогическое сопровождение ориентировано на интеграцию детей с ОВЗ в детский коллектив, их физическую реабилитацию и социальную адаптацию, преодоление психологического барьера в общении со сверстниками, в том числе с детьми без патологии.

Одной из форм сотрудничества с родителями воспитанников стало проведение «круглых столов». На этих встречах педагоги рассказывают о маленьких достижениях детей в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорят о своих проблемах, задают вопросы, принимают совместные решения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *