Что такое дот охрана труда
Охрана труда от А до Я
В главе 34 ТК РФ, а именно в ст. 212 сказано, что работодатели обязаны обеспечивать охрану труда и заботиться о жизни и здоровье подчиненных, а сотрудники — соблюдать установленные правила. Разберемся, что именно нужно делать, чтобы создать оптимальные условия труда в организации, какие мероприятия проводить и кого назначить ответственным за ОТ.
Что такое охрана труда
Охрана труда на предприятии — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Обычно ОТ рассматривают в трех аспектах: как институт трудового права, элемент трудовых правоотношений и субъективное право работников.
Основная задача охраны труда — предотвращение травматизма на производстве, профилактика профессиональных заболеваний, а также минимизация социальных последствий. В ходе мероприятий на каждом рабочем месте обеспечивают социально-приемлемый или минимальный риск.
Основные мероприятия по охране труда
Правовые мероприятия подразумевают создание системы государственных норм, которая состоит из стандартов безопасности и средств по обеспечению их соблюдения. Система основывается на Конституции, ТК РФ, прочих законных и подзаконных актах.
Социально-экономические мероприятия состоят из мер государственного стимулирования работодателей, которые не нарушают нормы и требования по охране труда. Например, чтобы поддержать ответственных работодателей, разработана дифференциация тарифов на обязательное социальное и пенсионное страхование, предусмотрено возмещение затрат за счет ФСС и т.д.
Фрагмент приложения к приказу №580н
Организационно-технические мероприятия — система, которую разрабатывает работодатель на основе требований законов. В нее входит политика организации в отношении охраны труда, цели и средства их достижения.
Санитарно-гигиенические мероприятия направлены на снижение уровня воздействия вредных и опасных производственных факторов. К ним относят производственный контроль, лабораторно-инструментальные исследования среды, вакцинацию работников. Главная задача руководства — обеспечить благоприятные условия труда, защитить жизнь и здоровье подчиненных.
Лечебно-профилактические мероприятия включают в себя проведение медосмотров, психиатрических освидетельствований, выдачу молока и т.д.
Реабилитационные мероприятия — комплекс мер, которые проводят для восстановления здоровья и трудоспособности сотрудников, пострадавших в результате несчастного случая или из-за приобретения хронических заболеваний. К реабилитационным мероприятиям относят санаторно-курортное лечение, перевод на легкий труд, возмещение затрат на лечение и т.д. Полный перечень указан в ст. 212 ТК РФ.
Кого назначить ответственным за охрану труда на предприятии
Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.
Сотрудник, назначенный на роль инспектора по ОТ, должен соответствовать квалификационным требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2014 года № 524н. Перед допуском к работе его нужно направить на обучение по охране труда. Подойдут 40-часовые курсы в учебном центре — об этом сказано в п. 2.3.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организации от 13.01.2003 № 1/29.
Если специалист по охране труда не справляется в одиночку, создают службу из нескольких человек. Предварительно вносят изменение в штатное расписание, разрабатывают должностные инструкции, корректируют положение о СУОТ.
Должностная инструкция специалиста по охране труда
Шпаргалка: как распределить обязанности между специалистами отдела
Работу по охране труда контролирует главный инженер, технический или генеральный директор, в крайнем случае — их заместители. При этом ответственность за работу всех инспекторов несет руководитель службы.
Организация охраны труда с нуля
Разработать систему охраны труда в организации может только опытный специалист, который не один год работает по профессии. Если доверить это дело новичку, не исключены ошибки, которые могут стоить человеческих жизней.
На какие основные законы опираться при разработке системы:
Этапы создания системы охраны труда
Этап 1. Разработка Положения о системе охраны труда и политики. Документ должен включать в себя все разделы из Приказа Минтруда России от 19.08.2016 № 438н, но текст можно адаптировать.
Фрагмент типового Положения о СУОТ
Этап 2. Оценка профессиональных рисков. Она проводится самим работодателем, специалистами службы охраны труда или сторонними экспертами.
Этап 3. Закупка сертифицированных СИЗ, смывающих средств, специальных машин и прочего. Перечень необходимых средств зависит от специфики организации и установленных негативных факторов.
Этап 4. Составление графика выдачи СИЗ, осмотра и обслуживания машин, планово-предупредительного ремонта. За все работы назначают ответственного путем издания приказа.
Шпаргалка: сколько масок закупать на одного работника в период пандемии коронавируса
Этап 5. Спецоценка на каждом рабочем месте.
Этап 6. Обучение сотрудников и руководителей приемам и методам выполнения работ, проведение инструктажей и стажировок, проверка знаний требований охраны труда и т.д.
Этап 7. Обучение правилам оказания первой помощи.
Обратите внимание! Обучать специалистов и руководителей рекомендуется раз в три года, рядовых работников — раз в год.
Этап 8. Подготовка нормативных актов с требованиями по охране труда.
Этап 9. Контроль над соблюдением требований охраны труда.
Этап 10. Составление отчетов для проверяющих органов.
Шпаргалка: какие отчеты и в какие сроки подавать специалисту по ОТ
Что обязан делать работодатель и отдел ОТ, чтобы обеспечить охрану труда в организации
При выборе мер рекомендуется опираться на Приказ Минтруда России от 1 марта 2012 года № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».
В целом руководители совместно со специалистами службы должны придерживаться пунктов ст. 212 ТК РФ, в которой установлены следующие обязанности:
Список мероприятий может пополняться. Если у компании нет финансовых затруднений, охрана труда на предприятии может предполагать проведение дополнительных мероприятий для поддержания здоровья сотрудников. Например, возможна организация санаторно-курортного лечения за счет работодателя, проведение внеочередных обследований в клиниках и т.д.
Какие документы по охране труда подготовить
Все мероприятия по охране труда нужно не только проводить, но и документировать. В противном случае очередной визит инспектора ГИТ обернется разбирательствами и выплатой штрафов. Оптимизация и систематизация документооборота позволит избежать проблем.
Таблица. Охрана труда: документы 2020
Положения | Положение о СУОТ Положение о службе охраны труда Положение о проведении стажировки на рабочем месте вместе с программами стажировки Положение об обеспечении работников СИЗ | |||||||||||||||||||||||||||
Приказы по охране труда | · Приказ о назначении ответственных лиц за охрану труда · Приказ руководителя о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда · Приказ об утверждении инструкций по охране труда · Приказ об организации бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств · Приказ об утверждении перечня рабочих мест и списка сотрудников, для которых в санитарно-бытовых помещениях обеспечивается наличие мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом · Приказ о создании комиссии по проведению спецоценки · Приказ об утверждении графика проведения СОУТ · Приказ о подготовке плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда · Приказ о назначении лица, ответственного за присвоение неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности · Приказ о назначении ответственного за эксплуатацию стеллажей | |||||||||||||||||||||||||||
Журналы | · Журнал регистрации вводного инструктажа · Журнал регистрации НС · Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу · Журнал инструктажа на рабочем месте · Журнал инструктажей по пожарной безопасности | |||||||||||||||||||||||||||
Программы | · Программа проведения вводного инструктажа по ОТ · Программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте · Программа производственного санитарного контроля · Программы обучения по ОТ по должностям, профессиям · Программа действий по улучшению условий и охраны труда | |||||||||||||||||||||||||||
Перечни и списки | · Перечень профессий и должностей сотрудников, освобожденных от первичного инструктажа · Список работников, которые подлежат медицинским осмотрам · Перечень рабочих мест и список лиц, для которых обязательна выдача смывающих и обезвреживающих средств · Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям · Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности · Перечень профессий и должностей, которым положена бесплатная спецодежда, спецобувь и другие СИЗ | |||||||||||||||||||||||||||
Инструкции | Должностные инструкции для специалистов службы охраны труда Инструкции по охране труда на каждую профессию или должность | |||||||||||||||||||||||||||
Прочие документы | Копии сертификатов и деклараций соответствия СИЗ и смывающих средств Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты Важно! Это не исчерпывающий перечень документов по охране труда. Список может пополняться в зависимости от специфики деятельности компании. Ответственность за нарушение охраны трудаОхрана труда имеет значение не только для работников и работодателей, но и для государства. Сейчас все чаще уделяют внимание профилактике заболеваний и травматизма, нежели расследованию таких случаев. Чтобы заставить работодателей соблюдать нормы и требования, уделять внимание защите работников, законодатели изменили КоАП РФ. Появилась ст. 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации». За халатное отношение к вопросам охраны труда в организации предусмотрено и уголовное преследование. Так, если работники погибнут или станут инвалидами, работодателя привлекут к ответственности по ст. 143, 216 или 217 УК РФ. Стоит отметить, что степень виновности каждого руководителя и специалиста по ОТ определят в ходе расследования. Кандидат экономических наук, специалист в области охраны труда со стажем более 8 лет. Пишу, читаю, практикую, обучаю. Что такое дот охрана трудаот 2 декабря 2009 года N 1365 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА 2. Отделу охраны и экспертизы условий труда совместно с государственным учреждением «Республиканский центр охраны труда» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики опубликовать и довести Методические рекомендации до обучающих организаций по охране труда. 3. Рекомендовать обучающим организациям по охране труда, расположенным на территории Чувашской Республики, внедрить дистанционные образовательные технологии в процесс обучения по охране труда в соответствии с Методическими рекомендациями. 4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Л.И.Рулькову. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДАВведение Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов обучающих по охране труда организаций, проводящих обучение по 40-часовой программе. 1. Общие положения 1.1. Актуальность внедрения дистанционных форм обучения Необходимость совершенствования образовательных процессов, в том числе обучения по охране труда не вызывает сомнения. В условиях экономического кризиса произошло снижение объемов обучения по охране труда вследствие снижения затрат на охрану труда и подготовку и переподготовку персонала, оптимизации численности персонала и сокращения кадров, реорганизации и перераспределения обязанностей в сторону увеличения нагрузки на ответственных специалистов. Все это требует пересмотра традиционных подходов в организации процесса обучения по охране труда путем снижения затрат, максимального приближения к потребителю, внедрения современных информационных технологий, повышения мобильности и качества. В настоящее время актуально обучение по охране труда с применением дистанционных образовательных технологий. В условиях современного развития производства и социально-трудовых отношений, а также необходимости для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию проблема обучения затрагивает в том числе и вопросы совершенствования технологий процесса обучения. Среди основных проблем, связанных с обучением по охране труда, называются сезонный характер работ для ряда профессий, большая отдаленность от центра обучения, материальные, бытовые, хозяйственные проблемы обучающихся при выезде на длительный срок обучения. Современные потребности общества, работодателя, индивида требуют ориентации обучающей организации на: повышение качества учебного процесса за счет совершенствования содержания образовательных программ и введения большего объема практических занятий; усиление блока дисциплин, связанных с информационными технологиями; расширение использования экспериментов и компьютерного моделирования, позволяющих имитировать производственные (профессиональные) процессы служебной деятельности; модульность программ обучения; самостоятельность и ответственность обучающихся, возможность работать в рамках индивидуального графика обучения. В пользу предложенной технологической основы для практической реализации элементов дистанционного обучения по охране труда говорят следующие возможности, предоставляемые современными информационными технологиями: оперативная передача на любые расстояния информации любого объема и вида (визуальной и звуковой, текстовой и графической), ее качественная обработка и хранение в памяти компьютера неограниченный период времени; интерактивная обработка информации с установлением оперативной обратной связи в ходе диалога обучающегося с преподавателем или с другими участниками процесса дистанционного обучения; широкий доступ к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных; участие в реальном масштабе времени в видеоконференциях и электронных научных и научно-практических конференциях и семинарах через систему Интернет. В последнее время наметился ряд тенденций, непосредственно влияющих на проблему: возрастание интеллектуализации рабочих мест; высокие темпы развития технологий, в том числе информационных. В связи с этим наиболее широкое развитие дистанционное обучение, в т.ч. по охране труда, получило в настоящее время в тех странах, где для этого сложились соответствующие предпосылки: хорошо развитая телекоммуникационная инфраструктура, наличие большой территории страны (где есть немало труднодоступных или удаленных от центра районов) и развитая система традиционного образования. Это, прежде всего, такие страны, как США, Канада, Австралия и Великобритания. В них действуют различные учебные заведения и образовательные телекоммуникационные сети, позволяющие всем желающим пройти курсы дистанционного обучения. 1.2. Понятие и виды дистанционного обучения Обучающая организация вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием. Ошибочным является мнение, что дистанционное обучение возможно исключительно с помощью компьютерных технологий. Обмен информацией на расстоянии производится и с помощью других средств: аудио- и видеодисков, спутникового телевидения, пересылки печатных текстов по почте. Таким образом, полностью бесконтактное дистанционное обучение вряд ли может быть эффективным. Следовательно, речь должна идти о сочетании традиционных и дистанционных форм. В последние годы наибольшее распространение получили четыре вида дистанционного обучения, в основе организации которых лежит применение: интерактивного телевидения (two-way TV); компьютерных региональных и глобальных телекоммуникационных сетей, обеспечивающих режим обмена текстовыми файлами; компьютерных телекоммуникационных сетей с использованием мультимедийной информации, в том числе в интерактивном режиме, а также с использованием компьютерных видеоконференций; сочетания интерактивного телевидения и компьютерных телекоммуникационных сетей. Анализ каждого из представленных видов дистанционного обучения и оценки специалистов позволяет сделать вывод о том, что на ближайшую перспективу в нашей стране наиболее реальна организация дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций, реализованных с помощью как региональных, так и глобальных информационных сетей. Среди ДОТ наибольшее распространение получили кейсовая технология, интернет-технология и коммуникационная (информационно-спутниковая) технология. Современные кейс-технологии могут включать элементы электронного обучения (курсы) и видеообучения (записи). Видеообучение сейчас стремится объединиться с обучением на основе систем дистанционного обучения (СДО), с помощью которых организуют обратную связь и контроль. Иногда объединяются и все три технологии. 1.3. Основные преимущества дистанционных образовательных технологий как одной из форм обучения Стоимость. Немаловажным аргументом в пользу дистанционного обучения является сравнительно низкая стоимость тиражирования учебного материала. Расходы на обучение дополнительного обучающегося при использовании дистанционной формы намного меньше, чем при очном обучении, что позволяет при одинаковом бюджете обучить большее количество человек. Финансовая эффективность дистанционной формы обучения оправдывает себя в случае большого количества обучающихся. Чтобы определиться с выбором формы обучения, можно прибегнуть к достаточно простой, но абсолютно корректной формуле: Если число предполагаемых обучающихся больше, чем получившийся К, то дистанционная форма обучения дешевле. Расчет суммы затрат приходящихся на одного обучающегося, можно представить в следующем виде: Контроль. Для проверки знаний могут быть разработаны тесты и упражнения, преследующие различные учебные цели: самопроверка, определение степени усвоения знаний, оценка начальных и конечных знаний, подготовка к итоговой проверке знаний. Цели обучения. Дистанционное обучение наиболее эффективно для формирования навыков работы, т.е. оно имеет практическую направленность. Применение дистанционной формы при обучении навыкам более напоминает тренинг в очном обучении. Тренинг способен во много раз повысить эффективность учебного процесса, так как направлен на выработку практических навыков. Это связано с самостоятельной работой с материалом. Как известно, на очных лекциях в среднем обучающиеся усваивают не более 20%, если просто слушают, и не более 40%, если записывают. Дистанционные курсы позволяют на 60% и более повысить эффективность обучения благодаря возможности на практике отработать полученные знания. Непрерывность и индивидуальность. В результате более полной проработки содержания учебных материалов обучение по дистанционной форме можно проводить без отрыва от производственной деятельности, например, в свободное от работы время. ДОТ дают возможность индивидуализации учебного процесса и профессиональной подготовки специалистов путем составления индивидуальных планов для каждого обучающегося, систематического контроля и корректировки хода обучения без привлечения дополнительных сил со стороны педагогических работников (инструктора). Оперативность. Высокая оперативность при проведении обучения может быть вызвана реагированием на изменения функций, выполняемых целевой аудиторией, что в свою очередь влечет за собой частые изменения программы обучения. Географическое распределение целевой аудитории. При использовании традиционных методов географическое распределение целевой аудитории затрудняет процесс обучения и зачастую делает его просто невозможным. Для дистанционной формы обучения таких проблем не существует, сдерживающим фактором в этом случае может быть только несоответствие оснащения рабочего места обучающегося техническим требованиям. Все сказанное выше позволяет рассматривать дистанционное обучение как усовершенствованное заочное обучение. Если в традиционной системе заочного обучения контроль над качеством усвоения материала осуществляется только в форме промежуточной и итоговой проверки знаний (да и та нередко проводится формально), то дистанционные методики позволяют сделать контроль более регулярным и качественным. Кроме того, в установленное время в режиме он-лайн возможны консультации обучающихся преподавателями. 1.4. Цели, задачи и принципы дистанционного обучения Целью использования ДОТ является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения). Основной целью внедрения ДОТ в процесс обучения по охране труда является повышение его доступности и качества, а также снижение стоимости. внедрение современных информационных технологий в процесс обучения по охране труда; совершенствование форм и методов обучения по охране труда; снижение затрат на обучение по охране труда; увеличение числа обученных по охране труда; расширение спектра предлагаемых образовательных услуг; повышение качества и доступности обучения по охране труда; Обзор новой редакции 10 раздела Трудового кодексаВторое десятилетие ХХI века иначе, как революционным в области охраны труда, не назовешь. Главой государства подписан закон о внесении изменений в 10 раздел ТК РФ. В статье мы расскажем, какие кардинальные изменения ждут всех работодателей, что нужно сделать уже сейчас, чтобы приступить к работе по охране труда в новых условиях. Изменения в главу 10 трудового кодекса: когда вступят в силуТрудовой кодекс РФ в части охраны труда так революционно не изменялся с момента своего вступления в силу. Профессиональное сообщество ждало изменений уже давно, поэтому оказалось неплохо подготовленным к грядущим переменам. Так, многие передовые в охране труда организации уже провели оценку профрисков, перешли на электронный документооборот, ведут учет микротравм. Для этого они разработали локальные регламенты. Теперь необходимо дождаться вступления в силу с 1 марта новой редакции ТК РФ и ряда подзаконных актов, актуализировать внутренние регламенты. Тем, кто пока не приступил к работе в новых условиях, самое время изучить, что нового есть в Х разделе ТК РФ. Новые статьи в 10 разделе трудового кодексаВ действующей редакции ТК РФ 29 статей посвящены охране труда. В новой редакции статей будет уже 38, произойдет изменение нумерации статей, появятся новые главы. Но это самое малое из изменений. Помимо изменений в структуре Х раздела ТК РФ, произойдут изменения и в подзаконных нормативных актах.
|