Что такое подростковый синдром аниме
Синдром Туретта у детей: симптомы, причины, признаки
Синдром Жиль де ля Туретта (болезнь Туретта, расстройство Туретта, Tourette’s disorder) – расстройство нервной системы генетической природы, которое может возникнуть в любом возрасте. Синдром Туретта характеризуется большим количеством различных тиков: двигательных (моторных), вокальных (звуковых).
Отдельные сообщения о заболеваниях, подходящих под описание синдрома известны со времен средневековья. Подробная характеристика синдрома была дана в 1885 году французским неврологом Жоржем Жиль де ля Туреттом, в честь которого он и получил свое название.
В настоящее время синдром Туретта у детей встречается довольно часто. К сожалению, данное расстройство не всегда можно точно диагностировать, т.к. большинство случаев проявляется в лёгкой форме.
От 1 до 10 детей из 1000 страдают синдромом Туретта. Более 10 из 1000 человек с расстройством Туретта имеют «сложные» тики. По другим статистическим данным, распространенность синдрома Туретта в популяции в целом составляет 3-5 случаев на 10000 человек. Расстройство чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (соотношение 4:1).
Синдром Туретта у детей: причины и признаки
Точные причины возникновения данного расстройства до сих не установлены. Однако известно, что в большинстве случаев при возникновении синдрома Туретта значительную роль играет генетический фактор. Описаны случаи заболевания у братьев и сестер. У родителей и ближайших родственников детей нередко имеются гиперкинезы (непроизвольные движения мышц).
Исследования генетиков выявили закономерность, согласно которой большинство случаев синдрома Туретта имеют наследственную природу, но в настоящий момент специфические гены наследования и механизм не выявлены.
В некторых случаях причиной возникновения данного расстройства могут стать следующие пренатальные факторы:
Вышеуказанные факторы могут привести к развитию болезни, но это не значит, что патология обязательно возникнет.
Прежде синдром Туретта считали достаточно редким заболеванием, связанным с выкрикиванием нецензурных слов, неуместных, агрессивных и оскорбительных выражений (копролалия). Стоит отметить, что этот симптом возникает далеко не у всех людей с данным расстройством. Наиболее часто синдром Туретта имеет моторные (двигательные) и вокальные (звуковые) проявления.
Примерно в 9-10 лет к моторным тикам присоединяются и вокальные феномены, также имеющие характерную динамику: вначале возникают респираторные тики (хмыканье, хрюканье, чмоканье, посвистывание, шмыганье носом), после чего насильственные выкрики отдельных слов или фраз.
Наиболее развернутой, ярко проявляющейся формой вокализации является копролалия (внезапное спонтанное высказывание нецензурных, нежелательных слов или фраз). Отмечается примерно у 10% больных. Копролалия обычно становится для ребенка и родителей источником психотравмирующих переживаний. Многие дети, не имея возможности сдерживать копролалию, заменяют бранные слова нейтральными, например, названиями цветов, числами и т.д. Такие выкрикивания хоть и привлекают внимание окружающих, но не влекут за собой негативную реакцию по отношению к ребенку.
При сохранном интеллекте, у детей встречаются нарушения поведения и трудности в обучении:
Лечение
Диагностика синдрома Туретта представляет собой сбор анамнестических сведений (наличие близких родственников, страдающих данным заболеванием) и выявление характерных симптомов, которые проявляются в течение года и более.
В ряде случаев, дополнительно может быть назначена электроэнцефалограмма (ЭЭГ) или компьютерная томография (КТ) для исключения органических поражений головного мозга, эпилептической активности.
Хороший эффект при легких и умеренно выраженных проявлениях расстройства дают следующие направления:
Одним из ключевых звеньев терапии является психологическая поддержка ребенка и всех членов семьи, помощь в создании благоприятной эмоциональной атмосферы внутри семьи, обучение пациента навыкам коммуникации.
Медикаментозное лечение применяют в случаях, когда симптомы заболевания мешают нормальной жизнедеятельности ребенка. С этой целью могут назначаться легкие успокоительные средства, которые уменьшат внутреннее напряжение. Антипсихотические препараты назначаются в случае значительной выраженности проявлений болезни не поддающихся контролю.
Прогноз
Своевременно оказанное лечение поможет пациенту значительно улучшить качество жизни. При комплексной терапии улучшения в состоянии здоровья становятся заметны уже через несколько месяцев.
Интеллект и продолжительность жизни людей с синдромом Туретта находятся в рамках нормы. У большинства детей частота тиков уменьшается по завершению подросткового возраста, а тяжелая выраженность расстройства Туретта в зрелом возрасте встречается редко.
Ярким примером человека с синдромом Туретта является персонаж Эдварда Нортона в фильме «Сиротский Бруклин» (2019 год).
Новиков Александр, врач-психиатр Центра им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ
Подростковый кризис
Содержание статьи
Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.
Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.
В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.
Физиологические причины
Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.
Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.
Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.
В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:
Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.
Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.
Психология подросткового кризиса
Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.
Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.
В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.
Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.
В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.
С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:
Фазы подросткового кризиса
Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:
Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.
Проявления кризиса в подростковом возрасте
Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:
По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:
Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков
У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.
У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:
У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:
Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.
Рекомендации родителям по преодолению кризиса
Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.
Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:
В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:
Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.
Аниме Ликбез: Что такое «чунибио» или «синдром восьмиклассника»?
Говорить мы сегодня будем про детство. Вернее, не про него, а про тех, кто в него впадает или не может выбраться, даже в зрелом возрасте, а конкретно про распространенный с подачи аниме «синдром восьмиклассника» или латинскими литерами — «chuunibyou» (чу-ни-би-о). На него страдает на первый взгляд совершенно разные персонажи — разного пола, внешности, годков и предназначений: та же Рикка Таканаши или Окабе Ринтаро, но этот синдром (или фаза, болезнь, помешательство) одинаково применим к обоим героям в равной степени.
На японском языке чунибио можно написать множество способов, и как «中 二 病», и как «中 2» или «中 二», что буквально означает «синдром второго года обучения», который в стране Красного Солнца на Белом Фоне охватывает 7, 8 и 9 классы среднестатистической школы включительно. И хотя поведение, охарактеризованное этим синдромом, может проявляться и в начальной школе, в 6-ом или даже 5-м классе, чаще всего оно наблюдается у восьмиклассников. Отсюда — и название.
Люди, у которых есть прослеживаются этот самый чунибио, ведут себя так, словно они — реальные герои игр, фильмов или сериалов; они воспринимают окружающий мир, его обитателей как элементы этой воображаемой игры и не просто демонстрируют это в порядке развлечения, а по-настоящему вживаются в данную роль. Хотя технически чунибио не является психическим заболеванием, в связи с ростом в последнее время случаев среди молодежи, немало экспертов всерьез начинают задумываться о включении его в список таковых.
Впервые термин прозвучал в ноябре 1999 года в радиопрограмме под названием «UP’S Hikaru Ijuin», где ведущий рассуждал на разные житейские темы. В тот раз он сказал, что, возможно, заразился чунибио, как будто это была некая заразная болезнь, а на следующей неделе он включил в свое шоу фрагмент, где зачитал письма слушателей, в которых они написали об их личном «чунибио-опыте». И так, как большинство из них как раз ходили в среднюю школу, это превратило розыгрыш в популярный мем.
За два десятилетия чунибио претерпел множество изменений и превратился из слова-паразита в самый настоящий мета-жанр, в которым объединяются две вещи: застрявшие в юности взрослые и нетипичное поведение, игнорирующее основы межличностной этики, которую так блюдут японцы в повседневной жизни. Можно сказать, что чунибио вначале, прежде чем он стало модным обозначением для всяких попаданцев и исекаев, живущих не реальностью, а фантазией, был еще одним способом противостоять социуму, выдвигающему слишком много требований и запретов.
Восьмой класс — это 14-15 лет, это тот возраст, когда уже нельзя играть в машинки, но еще рано водить машины. И тем не менее в Японии восьмиклассники находятся под серьезным прессингом перед будущим: учеба, нередко временная работа, репетиторы и курсы, клубная деятельность… поди тут успей все, неудивительно, что многие выбирают путь эскапизма. Но в отличии от крайности тех, кто запирается в доме (хиккикомори), «больные чунибио» продолжают повседневную активность, но только в новом «амплуа».
Аниме чутко реагирует на все новое и оригинальное, и оно довольно быстро ответило на зрительский запрос тучей шоу различного содержания, но с неизменным элементом — «чуни-персонажем» в другом или нашем мире: Re: Zero Kara Hajimeri Isekai Seikatsu, Sword Art Online, Youjo Senki, Overlord, Denpa Onna to Seishun Otoko итд. Хотя иконой для все подражателей была и остается сумасбродная романтическая комедия от KyoAni, где использовался не один архетип, а целый выводок чунибио-персонажей разной степени «отшибленности».
Те, кто не просто любит шоу подобного толка, а копает глубже в основы явления, выделяют целых три типа чунибио, оформившихся в культурном (и человеческом) пространстве:
Первый тип называется DQN и определяется примерно как «тупица» или «хулиган», то есть агрессивный или невоспитанный грубоватый человек. Обычно эти люди ведут себя антисоциально и не хотят иметь ничего общего с тем, что происходит вокруг, но у них есть друзья, знакомые, с которыми они нормально общаются. DQN часто изображают из себя драчунов или правонарушителей, независимо от того, насколько существенна их злодейская реституция. По тем или иным причинам они не хотят учиться, не хотят участвовать в коллективной деятельности, но не против влезть в чужую компанию или расстроить чье-то предприятие
Вторым типом являются так называемые «субкультурные чунибио», их также иногда обзывают «чунибио хипстерами». Это люди, у которых развивается ложный интерес к вещам, на которые им на самом деле наплевать. А все для того, чтобы быть вхожими в любую компанию и приспособиться к любому обществу. Больше всего их интересует, как их воспринимают другие, поэтому они очень сильно озабочены собственным имиджем. В тесном общении с ними не так-то легко определить, когда они проявляют искреннюю заинтересованность, а когда фальшивят, изображая восхищение или глубокие познания.
Последний третий тип — «Злой Глаз» — самый распространенный и наиболее популярный источник юмора и провокационных ситуаций. Это те самые знакомые нам мальчики и девочки, ведущие себя так, словно их в одно место ужалили радиоактивные пауки, поэтому они одеваются в диковинные наряды, несут какую-то чушь про заговоры, общаются с невидимыми соратниками и призывают на помощь духов из параллельных миров. Вариантов много, но всех их объединяет одно — абсолютная уверенность «больных» в своей исключительности.
Основная проблема для чунибио — это, как ни странно, их наибольший враг — реальность. В то время как обычные отаку или фанаты могут найти свое место в мире и единомышленников, не подстраиваясь под социальные нормы, то для тех, кто проявляет «синдром восьмиклассника» в быту (а не на экране), ничем хорошим это не заканчивается. Их часто высмеивают сверстники, критикую учителя и ругают родители.
Проблема усложняется тем, что Япония очень единообразная. Как только дети переходят из начальной школы в среднюю, они начинают носить форму, а их индивидуальность подавляется во всех сферах, кроме учебы, где от них по традиции требует сверхусилий. Те, кто не успевает, кто пасет задних в оценках, чувствуют нарастающее напряжение, которое некуда выплеснуть — сказывается подчеркнутый формализм японцев и их неприятие публичному проявлению чувств. И подобно шампанскому, которое очень долго взбалтывают, это рано или поздно приводит к эмоциональному срыву. Одним из его проявлений и стает чунибио, проще говоря, побег от жесткого настоящего в воображаемый мир, где подросток становится особенным, владеющим способностью менять свою жизнь себе во благо.
Если люди не «вылечиваются» от синдрома ко времени окончания средней школы, то он перерастает из защитной реакции в перманентное нервное состояние. Больной не обязательно будет надевать повязку на глаз или носить готическое платье, но он может уйти в полную изоляцию от других людей и в конце концов потерять все шансы влиться в социум. Беда в том, что у японцев не слишком принято обсуждать это публично, что приводит к тому, что люди делают вид, что синдрома не существует. Или снимают про него жизнеутверждающее аниме, в котором для героев складывается все так хорошо, что они даже не собираются возвращаться из сказочных краев домой.
Кстати, не взирая на то, что чунибио — это целиком японский феномен, на Западе, особенно в странах, где подростки не имеют широкой свободы выбора, они тоже испытывают схожие трудности в самоопределении и приспособлении, но чаще всего без повального бегства в плоскость воздушных замков. Сказывается то, что западная цивилизация куда легче смотрит на взрослую жизнь и не ограничивает круто возможности индивидуума по самореализации.
Если свести все в кучу, для финальных мыслей, то чунибио — это вовсе не повод для улыбок, шуток и смеха. Это довольно печальное состояние, из которого далеко не каждый самостоятельно может найти выход. А просить о помощи японские тинейджеры не приучены, не говоря уже о профессиональной психологической помощи, на которую смотрят, как на Годзиллу, выбравшегося из океана. Кто-то это перерастает, кто-то нет. Мы, зрители за океаном, вряд ли можем что-то изменить, но это не значит, что не можем кое-чему научиться, наблюдая за печально-комичными героями на экране — хотя бы не повторять их ошибок и не забывать про ценность, интерес и плодотворность жизни наяву.
Синдром подростка
Шрамы сакуты, полученные из-за синдрома подростка.
Синдром Подрсотка, также известный как Пубертатный Синдром (思春期症候群, Shishunki shōkōgun) – термин, используемый для описания аномальных переживаний в подростковом возрасте в результате чувствительности и нестабильности. Хоть это и считается городской легендой, такое возникновение переживает каждый из главных героев.
Содержание
Случаи
Те, у кого синдром подросткового возраста, восприимчивы к различным событиям или переживаниям, которые будут считаться ненормальными и нерегулярными. Эти эффекты происходят всякий раз, когда человек проходит через тревожное или мучительное событие, например как Каэдэ Адзусагава через травлю в Интернете или Маи Сакурадзима, подавленная шоу-бизнесом.
Маи Сакурадзима
Маи незамечена человеком.
Эффект Маи от синдрома подростка заключается в том, что она стала невидимой и ее существование было подсознательно забыто почти всеми. Это было спровоцирвоано предыдущим желанием быть забытой миром в результате того, что маму заставили сделать фотосессию в купальнике, и Маи поняла, что её мать просто использует ее успех ради денег.
Этот эффект был однажды подавлен Сакутой, который публично признался в любви Маи перед школой; это эффективно заставило учеников и преподавателей признать ее существование.
Это явление во многом похоже на концепцию кота Шрёдингера; если не открыть коробку, чтобы проверить существование кошки, их сознание вообще не признает существование кошки. Таким образом, если люди не признают существование Маи, они просто не будут воспринимать её существование своим сознанием.
Каэдэ Адзусагава
Фото спонтанных травм Каэдэ
Каэдэ подвержена спонтанным физическим травмам, если постоянно подвергается клевете, ненавистническим высказываниям или травле через социальные сети; ненависть в этих словах перейдет в телесные повреждения. Эти травмы могут варьироваться от легкого среза бумаги до полноразмерного рубца и синяка.
Наряду с получением травм, Каэдэ заработала амнезию как способ отделиться от своего травматического опыта, приобретя в результате новую личность.
Известной контрмерой к получению травм является изоляция себя от социальных сетей и интернета в целом, из-за чего Сакута бросил свой телефон в океан ради Каэдэ. Что касается её амнезии, то она была побеждена, как только Каэдэ завершила свой список целей, чтобы стать более социальной. Она восстановила свою прежнюю личность и воспоминания, но потеряла те, что у нее были во время амнезии.
Сакута Адзусагава
Сакута получает свои фирменные шрамы
Как и его сестра, Сакута также подвержен внезапной травме; в его случае он получил три глубоких пореза на груди в день после того, как стал свидетелем того, как Каэдэ сама страдала от синдрома подростка. Эти ранения были достаточно тяжелыми, чтобы отправить его в больницу.
Как только Каэдэ вернула себе прежнюю личность, раны Сакуты вновь открылись, поскольку он горевал потерей недавних воспоминаний Каэдэ. Конкретно неизвестно, чем вызван синдром его подросткового возраста, но можно отметить, что раны Сакуты появились и вновь открылись во времена больших эмоциональных расстройств (таких как синдром подросткового возраста Каэдэ).
Томоэ Кога
Когда Томоэ не может принять свои нынешние обстоятельства, она способна вызвать будущее с более раннего момента времени (концепция, основанная на Демоне Лапласа) и способна перемотать и повторить текущий день в смоделированном будущем. Как только время перемотано в смоделированном будущем, единственными людьми, которые могут воспринимать цикл времени, являются Томоэ и Сакута. Все остальные события произошли бы точно так же, как они делали это ранее, при условии, что Томоэ и Сакута не изменят их.
Этот эффект был подавлен, как только Томоэ призналась Сакуте, что любит его, в то же время принимая, что его сердце принадлежит Маи. Затем время перемотали назад и начали заново, прежде чем симуляция была когда-либо вызвана.