Что такое дрэг шоу
«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой Объясняют активисты и феминистская исследовательница
«Первое drag-шоу в России» — так описывает свой проект «Королевские кобры» блогер Анастасия Ивлеева. Он должен выйти 28 сентября на YouTube. По сути, Ивлеева готовит российскую адаптацию американской программы RuPaul’s Drag Race, шоу-соревнования между дрэг-королевами (квир-артистами, использующими феминные образы для создания шоу). Судя по анонсам, «Королевские кобры» — это «липсинк-баттлы», «невероятные костюмы» и «звездные гости», но нигде не упоминается, что дрэг-квин — это часть ЛГБТ-комьюнити, а сам дрэг — изначально протестная культура. Также авторы проекта не говорят, платят ли они за съемки королевам. На запрос The Village создатели шоу не ответили, а одна из участниц «Королевских кобр» сказала, что по контракту не может разглашать информацию о передаче до конца съемок.
Мы попросили ЛГБТ-активистов, феминистскую исследовательницу, а также создательницу проекта Dragzina рассказать о дрэге и поделиться мнением о концепции шоу Анастасии Ивлеевой и позиционировании этой передачи.
Как возник дрэг и почему он политичен?
Рассказывают феминистская исследовательница, соосновательница проекта FEM TALKS Лана Узарашвили и автор ЛГБТ-проекта «Тетки» Никита Андриянов.
Первым дрэг-артистом был темнокожий американец Уильям Дорси Свонн — бывший раб, который участвовал в тайных дрэг-балах еще в 1880 годах в Вашингтоне. Он назвал себя «королевой» — это была попытка вернуть себе достоинство и заполучить власть, пусть и символическую. После отмены рабства в США в 1865 году институциализированный расизм в американском обществе не исчез, поэтому любые организованные афроамериканские группы считались опасными для общества, в том числе и дрэг-балы, которые регулярно срывала полиция. Сам Свонн был арестован в 1896 году по ложному обвинению в организации борделя и просидел 10 месяцев в тюрьме.
В 1920–1930 годы с наступлением Гарлемского Ренессанса в Нью-Йорке появились пространства для темнокожих квир-людей. Дрэг-балы начали официально называть «балами [гомосексуалов]» — речь шла не просто об актерстве, но и о создании дружественной квир-среды. Это раздражало полицию, чиновников и гомофобов: в 1923 году власти Нью-Йорка признали «гомосексуальные подстрекательства» незаконными.
В 1960-е в США появилась Imperial Court System, первая организация, защищавшая права ЛГБТ и дрэг-квин, а в 1969 году в Нью-Йорке случился важный для дрэг-культуры Стоунволлский бунт, когда полиция пришла с рейдом в местный бар Stonewall Inn и начала выгонять оттуда геев (гей-бары в те годы фактически находились под запретом). Дрэг-королева Марша П. Джонсон вступила в драку с полицией. По словам очевидцев, она среди прочего запустила в зеркало стакан с криком «У меня есть права!». Затем этот бунт перерос в массовые беспорядки в районе Гринвич-Виллидж. В дрэг-комьюнити Стоунволл воспевается как один из первых случаев квир-протеста. Расцвет американского дрэг-движения, однако, состоялся уже в 1980-х, на тот момент балы проводились по всей стране.
Что не так с шоу Ивлеевой?
Проблема первая: В анонсах шоу ничего не говорится про ЛГБТ и политичность дрэга
Я фанат RuPaul’s Drag Race, смотрю это шоу уже шесть лет, там явно артикулировано, что дрэг — это протестная арт-форма. В RuPaul’s Drag Race основной упор делается как раз не на потрясающие костюмы и липсинк, а именно на политическую, психологическую составляющую проекта, который создан для ЛГБТ-людей. В шоу затрагивают важные вопросы: ВИЧ, полицейская агрессия, расизм. Меня очень разозлил тот факт, что Настя Ивлеева эксплуатирует форму квир-искусства и талант дрэг-королев, зарабатывает на этом какой-то социальный капитал и деньги, но при этом не подсвечивает тот факт, что участницы шоу — часть ЛГБТ-сообщества. Ивлеева полностью убрала политический контекст [дрэг-движения] и оставила только экзотичный фасад, моду и красоту, тем самым просто стерев самую важную сторону дрэга — культуру сопротивления.
Судя по анонсу, шоу «Королевские кобры» сводит дрэг-культуру до абсолютно поверхностной репрезентации, которая не позволяет решать проблему гомофобии или стигматизации квир-опыта. В России любят травести-актеров, когда они безобидные и неполитические, например Верку Сердючку. Половина таких артистов скрывает свою гомосексуальность, и это никак не способствует нормализации ЛГБТ-культуры. Вместо дрэг-исполнителей такие артисты превращаются в участников застольной культуры праздников с переодеваниями. А дрэг как протест в России никому не нужен.
феминистская
исследовательница, соосновательница проекта FEM TALKS
Я считаю проблемным то, что дрэг в интерпретации Насти Ивлеевой — это просто зрелищное представление. Мне кажется, такой подход наследует традиции постсоветского травести. Когда отменили статью за мужеложество в 1993 году, ЛГБТ-культура получила некий выход в зону видимости и сразу же, с моей точки зрения, коммерциализировалась. Я не умаляю важности активистской деятельности в те годы, но политизации было мало. Поэтому условные переодевания мужчин-перформеров, пусть даже геев, в рамках травести в ночных клубах, без политического заряда — вот что будет представлять собой шоу «Королевские кобры», по моим прогнозам. Буду рада ошибиться.
Мы знаем шоу RuPaul’s Drag Race, в том числе его британскую версию, где помимо зрелищности есть рассказ о проблемах ЛГБТ-комьюнити, нередко именно внутри рабочего класса. Идентичность дрэг-квин в этих шоу складывается не только из артистизма, но и их классовой, расовой, гендерной и сексуальной идентичности. Я знаю, что у шоу Ру Пола есть проблемы: трансфобия и эксплуатирующие контракты. Но хотя бы на уровне нарратива создатели не отклоняются от основной задачи дрэга — репрезентации квир-сообщества со всеми его сложностями и проблемами.
Что посмотреть, чтобы понять drag-культуру: советует Настя Ивлеева 💅
Блогерша рассказала об эстетике шоу «Королевские кобры» и поделилась watch-list’ом в Stories!
Вчера Настя Ивлеева задала своим подписчикам вопрос: что же им интересно узнать про формат drag show? Фанаты блогерши явно оказались в растерянности, а потому Настя провела для них целый экскурс в своих Stories.
Жанр drag, в котором будет проводится конкурс «Королевские кобры», подразумевает под собой «театр перевоплощений», где артисты одного пола переодеваются в одежду другого 👑 Пока что самым популярным drag-show можно считать «Королевские гонки Ру Пола» в США.
Выступления drag-королей (девушек) и drag-королев (мужчин) представляют из себя музыкальные номера, как пародийные, так и оригинальные и даже остросоциальные. Погрузиться в этот мир лучше всего «на практике»: для этого Настя посоветовала 5 фильмов о drag-культуре, ее взлетах и падениях. Какие именно? Скорее смотри 👇
От себя добавим, что в Сети можно найти не только эти фильма и шоу Ру Пола, но и крутой проект от HBO «Мы здесь» ✨ В нем трио drag-королев путешествует по «одноэтажной Америке», развенчивая стереотипы о дрэге и предубеждение простых людей.
Съемки первого эпизода «Королевских кобр» начнутся 13 сентября. На них еще можно купить билеты, но имей ввиду — для участия в съемках необходим QR-код!
Материалы по теме
Общайся и следи за новостями 😉
Читай любимый журнал в электронном формате
Журнал Elle Girl
Подпишись на печатную версию журнала
© 2021 ELLEGirl, Hearst Shkulev Publishing / OOO «Хёрст Шкулёв Паблишинг». Все права защищены.
Эволюция drag culture: от Шекспира до РуПола
За последние несколько лет дрэг стал настоящим феноменом мировой бьюти-индустрии. Благодаря RuPaul’s Drag Race («Королевские гонки РуПола»), шоу наподобие «Топ-модель по-американски», в котором участвуют так называемые drag queens (от англ. «дрэг-королевы»), дрэг-культура вышла на совершенно новый уровень.
Сейчас дрэг-квинс снимаются для известнейших глянцевых изданий, ведут свои шоу и ведут блоги с миллионами фолловеров.Но так было не всегда: история дрэга началась гораздо раньше, чем 10 лет назад при выпуске первой серии «Королевских гонок». Мы подготовили для вас небольшой экскурс в историю: начиная со времен Шекспира и заканчивая современной «эпохой РуПола».
Существует несколько версий о том, как появилось понятие дрэга. Один из самых популярных – аббревиатура слова drag, которая расшифровывается как «dressed resembling a girl» (от англ. «одетый как девушка»).
В целом, термин дрэг используется для обозначения образа, в котором делается особый акцент на стандартные гендерные признаки в одежде, внешности и манерах поведения. Отсюда и идут понятия drag queen (мужчина, перевоплощающийся в женщину) и drag king (женщина в образе мужчины).
Театр кабуки династии Эдо, где актеры оннагата, исполняющие женские роли, выступают, гиперболизируя женскую манеру поведения: говорят нарочито высоким голосом и наносят сумасшедший грим.
В то же время в Англии процветает театр в классическом понимании этого слова. В нем так же запрещено играть женщинам, поэтому мужчины выступают в женском обличье.
В период сухого закона представители ЛГБТ сообщества использовали андерграундные клубы и так называемые speakeasies (бары, где нелегально торговали спиртными напитками) как возможность для выражения себя. В таких заведениях люди могли свободно заниматься дрэгом.
Период расцвета «черного» дрэга: культура популяризуется среди темнокожего населения Америки. Продолжается такая своеобразная игра с гендером – на сцене появляется Дэвид Боуи.
РуПол – ключевая фигура дрэг-движения. Он выступает в ночных клубах, записывает сингл «Supermodel (You Better Work)», который в последствии становится хитом. РуПол начинает свое собственное ток-шоу на канале VH1, сотрудничает с MAC Cosmetics и ведет утреннюю программу на радио.
Дрэг процветает, как никогда раньше. «Королевские гонки РуПола» показывают всему миру новых звезд индустрии, дрэг-квинс становятся амбассадорами крупнейших косметических брендов. Культура дрэг-макияжа становится популярна не только среди определенной группы фанатов, но и повсеместно.
Конечно, в основе шоу лежит идея празднования квир-культуры, но также большое внимание уделяется вопросам любви к себе, принятии себя и своего тела. Именно поэтому шоу имеет грандиозный успех среди огромного количества зрителей в независимости от пола, гендера, ориентации и прочих описательных характеристик.
Конечно, в таких странах, как Россия, дрэг транслируется не так активно, как, например, в США, но артисты стараются все больше заявлять о себе. К дрэг-сообществу проявляется все меньше негатива со стороны общественности, и сейчас эта ниша открыта для новых лиц и экспериментов.
Дрэг-искусство как культурное явление в России: 5 историй травести-артистов
Дрэг, или травести — жанр шоу, в котором мужчины выступают в женских образах. В Америке это культурное направление очень популярно, а знаменитый травести-артист Ру Пол получил множество наград, включая «Эмми», за свое реалити-шоу по поиску дрэг-квин. В России же подобные выступления загнаны в рамки тематических площадок и клубов, несмотря на то что это явление в искусстве сильно повлияло на массовую культуру (по факту, даже некоторые популярные русскоязычные исполнители выступают в этом жанре).
Почему в России дрэг скован форматом? Кто они, наши дрэг-дивы, и с какими сложностями им приходится сталкиваться в современном обществе? В каких клубах можно посмотреть лучшие шоу? Чтобы узнать ответы на эти вопросы из первых уст, а также все увидеть собственными глазами, мы посетили уникальное в своем роде событие — первый в Москве перформанс-исследование дрэга «Мамины туфли», который прошел в музее АРТ4.
Эволюция дрэга
Перформанс «Мамины туфли», поставленный по мотивам реальных историй травести-артистов в России, является совместным проектом Технотеатра и творческой организации House of Tina. Его создатели — режиссер, педагог Виктория Нарахса и Никита Лойк (создатель и режиссер ютьюб-шоу «А поговорить?») — поставили цель — изучить дрэг как явление с разных сторон и без субъективной оценки.
Площадку долго искать не пришлось. Музей АРТ4, создателем которого является Игорь Маркин, оказался чуть ли не единственным местом в столице, открытым для таких креативных экспериментов. Центральная часть перформанса — это документальные истории московских дрэг-артистов. Они сами и участвуют в шоу совместно с театральными актерами.
Мы приехали в музей АРТ4 немного раньше и застали участников перформанса за репетицией и побывали в святая святых — гримерной комнате. Перед каждым выступлением дрэг-квин сами наносят очень непростой и многослойный макияж. По сути, им нужно «нарисовать» новое лицо. Обычно это занимает два-три часа. Отдельный пункт — костюмы, не менее сложные и дорогие. Кроме того, многие дрэг-дивы носят силиконовые накладки на грудь и ягодицы, чтобы фигура выглядела более женственной.
Перед началом перформанса мы успели поговорить с Викторией Нарахсой и Никитой Лойком.
«Темы квира и дрэг-искусства в принципе очень актуальны для меня, — поделилась с SRSLY Виктория. — Во всем мире ситуация такова, что уже давно никто не прячется и квир-сообщество в целом чувствует себя безопасно. Однако в России история несколько иная. На самом деле, я должна была заниматься проектом, связанным с этой тематикой, в Германии. Но из-за пандемии застряла в Москве, а его в итоге переформатировали в онлайн-режим. Тогда у меня возникла идея создать перформанс в России.
По словам Виктории, у проекта есть и вторая часть — это фильм, который сейчас снимают. Также они с Никитой параллельно занимаются поисками дополнительного финансирования. Возможно, осенью или зимой состоится еще и премьера картины о дрэг-артистах.
«Есть мысли в будущем сделать и большой мюзикл о данном жанре искусства, — продолжает Нарахса. — Однако и здесь все упирается в бюджет. Вообще, дрэг в России скован форматом из-за гендерных стереотипов, некоторой необразованности (многие просто не понимают, что это такое) и, как следствие, — желания отвергать все непонятное и незнакомое. Я считаю, что осуждать за форму искусства, в которой работает артист, — последнее дело. Другой вопрос, что российского обывателя всегда волновало, кто с кем спит. Почему так происходит до сих пор, в XXI веке? Вот тут нужно проводить долгую просветительскую работу, чтобы хоть немного изменить ситуацию и повлиять на отношение к квир-людям, в том числе и к дрэг-артистам».
«Мы решили поставить перформанс о дрэге, потому что эти ребята существуют и их довольно много, — добавляет Никита Лойк. — Они выступают в ночных клубах и на корпоративах, но чаще всего загнаны в абсолютный шкаф. Они появляются под покровом ночи в специальных заведениях, где собирается определенная публика и есть фейс-контроль. Туда так просто не попасть. В то же время на Западе это часть культуры и музыкальной индустрии — по ТВ идут шоу типа Drag Race Ру Пола или Dragula. Программа Ру Пола выходит с 2009 года и пользуется сумасшедшей популярностью. Отсняли уже 12 сезонов. Нам хотелось показать, что дрэг-артисты — прежде всего люди, которые живут в соседних квартирах, и они так же ходят в кафе и кино, как и мы. У каждого из них мы взяли интервью, откуда сделали выжимки, которые затем отрепетировали вместе с нашими актерами. У дрэгов была задача просто выйти на подиум, а у актеров — прочитать монологи и рассказать их истории. То есть травести-артисты впервые слышали о своей жизни со стороны. В этом и была задумка».
Не так давно Виктория Нарахса познакомилась с художницей Тиной Абрамян, которая год назад создала творческое объединение под названием House of Tina или «Хаус Тины». В состав «дома» входят девять травести-артистов, выступающих в клубах Москвы. В исследовании приняли участие следующие актеры: Ники Джем, Софи, Саманта КиллБилл, Майами, Канарейка, Ванилла Абсолют, Фригида, Каллиста Блэк.
«Я мечтаю вывести дрэг-культуру за рамки клубов, — рассказывает в интервью SRSLY Тина Абрамян. — Помогаю ребятам с пиаром, выступаю в качестве продюсера и организатора съемок. На самом деле, заработок дрэг-артиста в России небольшой — 3–6 тысяч рублей за ночь. А выступают ребята всего два–три раза в неделю. При этом много денег уходит на покупку косметики и создание образов. То есть, по факту, дрэг-выступления на сегодняшний день — это больше дорогое хобби, чем профессия».
Когда главный зал музея заполнился гостями, на сцену вышел Сергей Трофимов, известный в индустрии под псевдонимом Фригида.
Артист разъяснил публике некоторые понятия и термины. Например, рассказал, почему «травести» и «дрэг» — это синонимы. Дело в том, что неологизм «дрэг» (герои материала, правда, предпочитают употреблять русифицированный вариант «драг». — Прим. SRSLY) еще не до конца укоренился в русском языке, а потому звучит как будто несколько инородно. Части людей более понятен термин «травести» (кстати, ударение ставится на последний слог), который пришел в русский язык с театральных подмостков.
«Таким образом, в словаре современного русского языка есть следующее определение «травести»: это «театральная роль, предназначенная для исполнения человеком другого пола», — рассказывала публике Фригида. — Мне бы хотелось остановиться на широком понятии дрэга как поля для экспериментов с гендерными нормами и условностями, когда человек может интерпретировать свой образ так, как он захочет, став, к примеру, королевой хоррора либо комедии или же совершеннейшим фриком и трэш-дивой. Далее давайте обратимся к истории и проследим эволюцию дрэга.
Артистами на сцене воссоздавался образ с целью достоверной подачи в трагедийном, комедийном или драматическом ключе. При этом лицедействовать позволялось только мужчинам. Традиция исполнения женщинами партий мужчин появилась чуть позже. В XX веке женщина могла примерять на себя мужское платье, когда того требовал сюжет художественного произведения. В данном случае мы можем привести в пример всеми любимую Шурочку Азарову из «Гусарской баллады». Получается, что до XX века дрэг не имел тесной привязки к ЛГБТ-сообществу, а являлся уделом исполнения ролей гетеросексуальными мужчинами».
История 1
После выступления Фригиды и создателей проекта Никиты Лойка и Вики Нарахсы перешли к самой волнующей части перформанса — документальным историям дрэг-артистов. Оказалось, что за всеми этими блестками, накладными ресницами и париками скрываются люди, испытавшие большие разочарования. Для многих непринятие их образа жизни окружающими, порой самыми близкими, обернулось глубочайшими психологическими травмами.
Первой к зрителям вышла Ники Джем — одна из наиболее известных российских дрэг-королев. Она села на стул, а рядом с ней встала актриса, зачитавшая ее историю. Публика мысленно переместилась в детство Ники, которую тогда еще все знали как маленького Илью. В детском саду мальчик нашел женскую вязаную юбку и примерил ее. Родители заметили это и запретили делать это снова.
«Я думал: «@#$%ь, да выбросили бы уже эту юбку. Неужели не видно, что у ребенка проблемы? Выкиньте, сожгите ее!» — зачитывала актриса выжимки из интервью Ники. — Нет, они в очередной раз мне ее дали. А я такой: «Ну я же ее не надевал» — «А как ты ее носил?» — «На голове!» — «Зачем?» — «Это был шлем» — «Не @#%и, это был не шлем. Зачем ты носил ее на голове?» — “Это была шапка. Еще раз. Это были волосы!” Снова мне прилетело за это.
Я, конечно, сомневаюсь, что он имел в виду «на собственном опыте», но я понял.
Били очень много — и меня, и брата. За все: за неправильное поведение, плохие оценки. Идешь домой с тройкой и точно знаешь, что будет…
Может, внутри где-то и есть обида на них, но я не хочу сейчас быть жертвой, бедным, несчастным человеком, обиженным на своих родителей за то, что его били. Мне кажется, это частое явление для российских семей. Сор из избы нельзя выносить. Потому какие действия? Кому я что скажу? Скажу учительнице? Спрошу у своих одноклассников? Они скажут: «Нас тоже @#$%ят».
Потом впервые в жизни у меня случился геморрой — и я не знал, что делать. Подхожу к отцу. Думаю, умный человек. Он сначала посмотрел в сторону, потом подумал, затем начал: “Илья, ты же понимаешь, отчего у тебя геморрой? Тут твои сексуальные предпочтения». @#$%ь, я так горел.
Наверно, самый тяжелый разговор с родителями был, когда я решился на каминг-аут. Я отдал маме планшет, которым перестал пользоваться, и вот это гребаное хранилище диска, где синхронизируются фото со всех устройств. Однажды перед выступлением в клубе сижу, фотографирую себя — красивая, все дела… Выкладываю в инстаграм. Возвращаюсь домой: «Мам, привет». Она через плечо кричит отцу: «Вадим, он приехал!» Я подумал, что попахивает чем-то нехорошим.
Ну что же еще? Я же гей. С точки зрения отца, хуже быть не может. Папа сажает меня на стул, и начинается разговор: «Расскажи, почему ты работаешь проституткой?» Мне сложно его понять, ведь я этим не занимаюсь. Опять же, возвращаясь к моей низкой самооценке: «Кто за это будет платить?» Я, может, и не против: у вас товар, у нас купец — но товара нет. Поэтому и купцов не особо.
Последние два года я к родителям по-другому начал относиться, и они ко мне. Как бы глупо это ни звучало, чувствую, что они хотят моего счастья».
Во время грустного и в то же время ироничного рассказа взгляд зрителей постоянно перемещался с актрисы, которая зачитывала историю, на главного героя — Ники. Все наблюдали за тем, как на ее лице отражалась полная гамма эмоций — от улыбки до слез.
История 2
Второй была история Софи, в обычной жизни Виктор. Когда мальчик появился на свет в Новокузнецке, отец от него почему-то отказывался, хотя они были очень похожи внешне. А потом и вовсе стал жить с другой женщиной и практически не занимался воспитанием сына. Разумеется, этот факт сильно отразился на маленьком Вите.
«В детском саду я хотел жениться на Пугачевой, — читала актриса воспоминания Софи. — Тогда она, по-моему, только с Галкиным начала что-то мутить. Я вырезал ее фотографию и наклеил себе на пенал. Мама даже хотела ей письмо написать.
А когда отца та тетка погнала, он стал жить с нами и очень сильно пил. Были постоянные ссоры, скандалы: «Это моя квартира! Вы здесь никто». Мама часто плакала. Когда он ушел из полиции, то стал работать охранником — в подземном переходе, на какой-то базе — в общем, по наклонной пошел. Заработает и все пропивает.
Я помню, как он побежал на меня на кухне, загнал в угол. А там стоял термос с кипятком — он схватил его и об пол. Тот вдребезги. Мне ошпарило ногу практически до колена. Лечили очень долго — ожог третьей степени.
У меня был только один друг, Степа. Мы с ним 8 марта играли в Верку Сердючку и Бабу-Ягу. Юбка мамина, блузка бабушкина, очки — маминой подруги. У Степы были туфли его матери, огромные, и грудь из шариков — лопалась все время. Это, конечно, был фурор.
Мама стала переживать, что я часто в куклы играю, ну и все эти переодевания …Поговорила с воспитателем в детском саду, а та сказала, что из меня вырастет хороший семьянин и отец.
В 11-м классе у нас был конкурс «Минута славы». Я переодевался в Гурченко и Софию Ротару — делал пародии. Многие шушукались за спиной, кричали: «@#$%?ц, гомосек!» Толкали в коридоре. А со Степой мы как-то рассорились. Я много писал ему, поздравлял с днем рождения. Мне было интересно, помнит ли он наше общение, дружбу и тот случай в школьной раздевалке, когда он мне сказал: «Представь, что я Арина Воробьева (так звали одноклассницу. — Прим. SRSLY)». Я ему: «Ты же мальчик». А он: «Ну представь». — «Ладно».
Если так дальше будет продолжаться, то я уеду. Я хочу быть актером. Часто задумываюсь, почему бы не быть дрэг-артистом, как на Западе? У нас много всего в клубах творилось: когда выходишь за территорию, ты просто должен сразу сесть и уехать с друзьями. Те, кто ловил попутку или чего-то ждал, — плохо заканчивали: их грабили, убивали, резали. Выходишь — тело лежит.
Конечно, когда отец умер, было очень больно. Я много плакал, не мог остановиться. Поехал на похороны, а мама говорит: «Ну что ты плачешь? Он же ничего тебе не дал!» Да я и сам понимал, что не было никакого близкого отношения. Часто корил себя, что наорал на него в последний раз, уже не помню, по какому поводу — из-за пьянки или денег.
Это, наверно, очень странно и непонятно, но я хочу иметь детей. Не разбираюсь ни в чем из всех этих мужских дел, но я бы показал им, что такое отцовская любовь и отношение. Мы бы поехали с ними на рыбалку. Это была моя мечта с детства».
Проблема инаковости
Ольга Серегина, арт-обозреватель, гость
Мне показалось, что в перформансе «Мамины туфли» очень хорошо найден баланс: ни из кого не «вышибают слезу», не занимают позицию жертвы, обвиняя всех и вся, не выдвигают ультиматум. Здесь деликатно и четко поставлена проблема инаковости. А это может коснуться каждого из нас. Заставляет задуматься: нетолерантность, агрессия по отношению к какой-то группе — свидетельство ущербности нападающего, а это, по сути, тоже инаковость. Приятно, что при всей серьезности темы, остроте сюжетов и грустной тональности, не остается ощущения безысходности и тупика. Наоборот, понимаешь, каким бы серым стал мир, если бы все были одинаковыми. Именно индивидуальность окрашивает его во все цвета радуги, так что не стоит ее бояться. Первая половина постановки — скорее спектакль: участники играли очень профессионально. Мне понравилось, как режиссеры увязали две части — спектакль и перформансы в виде «променада» по залам Музея АРТ4. Хороший формат, который удачно совместили с возможностями площадки.
Ольга Тимонина, арт-директор АРТ4
Мария Филиппович, пиар-директор, гость
Увиденное тронуло. Был эффект неожиданности, потому что когда ты слышишь про дрэг-див, то ожидаешь увидеть нечто зрелищное, а тут «попали» прямо в душу. Особенно задела первая история — с юмором о грустном. И в то же время это был настоящий театр. После такого выходишь с мыслями и осознанием чего-то большего. В своей работе я постоянно пересекаюсь с гомосексуалами и всегда относилась к этому просто как к сексуальному выбору. А во время перформанса увидела людей с надломами и глубокими травмами.
История 3
После непростых и душевных историй гостям предложили прогуляться по другим залам музея. Единственное условие — смотреть, но не разговаривать. В каждом помещении дрэг-королевы разыгрывали небольшие сцены-зарисовки из их жизни. Например, одна на швейной машинке шила костюм, другая танцевала, третья лежала на кровати в имитированной спальне…
А после у нас появилась возможность поближе познакомиться с некоторыми артистками. Мы поговорили с ними о дрэге, их выборе, отношениях с родными и толерантности.
27-летний Сергей выступает под сценическим псевдонимом Майами в клубе «Три обезьяны», ранее работал в «Бойз», который сейчас закрыт. Парню пришлось рано повзрослеть. Когда Сереже было 17 лет, отец, узнав, что сын — бисексуал, отправил его в интернат. Затем Сергей поступил в колледж на парикмахера, но так и не доучился, бросил и пошел работать официантом. Тогда же начал ходить по вечеринкам. Дебют парня в качестве дрэг-дивы состоялся в клубе «Три мушкетера» еще в Туле, где он родился. В интервью SRSLY Майами рассказал, как из-за своей ориентации оказался в интернате.
О проблемах в семье
Я понял, что мне нравятся не только девочки, но и мальчики, в 14 лет. Сам признался отцу в том, что бисексуал. Он спросил, хочу ли я в интернат. Я ответил в шутку, что хочу. А он не шутил. Мы не общаемся более десяти лет. Из родственников связь поддерживаю только с сестрой. Вообще, я всегда был стеснительным и немного замкнутым мальчиком. В колледже, где учился на парикмахера, ребята с других факультетов (например, с железнодорожного) могли крикнуть мне вслед: «Гей!»
Несколько лет назад я решил пойти на гей-вечеринку. Узнал о мероприятии через знакомых, так как все было в тайне. В итоге попал на травести-шоу, посмотрел, понравилось. Подумал, что надо попробовать.
На мой взгляд, между дрэгом и травести есть разница. Первое — это что-то слегка фриковатое, второе — более традиционное, что ли. В дрэге можно примерить любой образ, хоть чудовища, можешь изображать Софию Ротару или Аллу Пугачеву и делать это в одних стрингах. А травести — это по большей части платье в пол.
Впервые я примерил платье еще в детском лагере, когда был день переодеваний. Все говорили, что мне идет быть девочкой. Тогда же, в детстве, первый раз попробовал пройтись на каблуках. Просто встал и пошел.
Профессия помогает выжить и даже немного откладывать. Например, в прошлом году смог слетать в Тунис. Но из-за пандемии работы не было, и я вынужден был устроиться на вторую — менеджером в пункт выдачи товаров. Сейчас работаю в двух местах: не хочу снова оказаться в заднице.
О стереотипах и толерантности
Вообще, у нас уровень толерантности по 100-балльной шкале тянет где-то на 50. Недавно фотографировались в образах около посольства США (где дрэг очень популярен), так потом какие-то парни кричали, что нам место на кладбище.
Хотя у нас и за сережку в носу можно получить. Недавно в метро ко мне подошел парень и просто дал по носу. Было больно — дырка от пирсинга не зажила еще. Чтобы не нарываться, я изобразил глухонемого.
Вспомнил случай, как в какой-то соседней стране жестоко убили гея и засняли это на камеру. Вот такое ужасно. Что нужно сделать, чтобы подобного не было? Не знаю даже. Может, встать на улице и объявить голодовку во всем мире.
Два года назад у меня поднялась температура и держалась три дня, лимфоузлы опухли. Стал дико потеть во сне. Тогда снимал квартиру с друзьями, поэтому решили провериться всей компанией.
Уровень клеток СD-4 показывает, насколько сильна ваша иммунная система. У здорового человека данный показатель составляет 800–100, а у меня в первый раз было 780. Затем каждые три месяца я ездил в больницу и сдавал анализы, чтобы отслеживать уровень падения. По сути, год не мог получить необходимые таблетки, потому что это возможно только тогда, когда клетки упадут до отметки 350. Как-то пришел, а у меня уже 352, и все равно отказали в выдаче медикаментов. В следующий раз иммунитет был уже 150.
Сначала дали противотуберкулезные таблетки. Если сразу начать принимать от ВИЧ, то иммунитет быстро вырастет и в результате может развиться туберкулез. Пропил их месяц. «Крыло» ужасно — ноги болели, в носу давило очень сильно. Шел по стенкам до туалета. Еще и работал в то время — джинсы продавал. Попросил дать лекарство от ВИЧ под свою ответственность.
На самом деле, с вирусом иммунодефицита живут до старости и здоровых детей рожают, если даже оба родителя ВИЧ-положительные. Все зависит от вирусной нагрузки. Если она нулевая, то все окей. Но нужно постоянно проверяться и следить за здоровьем.
История 4
23-летний Глеб занимается дрэгом почти пять лет. Вместе с друзьями он поехал в клуб «Бойз», где впервые увидел травести-шоу. С тех пор регулярно смотрел выступления. А однажды дрэг-королева на сцене призвала зрителей принять участие в конкурсе. Победителю обещали шампанское. В итоге Глеб выиграл, более того — ему предложили попробовать силы в травести. С тех пор он выступает под псевдонимом Канарейка, на данный момент его можно увидеть в клубе «Центральная станция». В интервью SRSLY артист говорит об отношениях с матерью и фрик-образах.