Что такое духовная столица
Сергиев- Посад. Духовная столица России
18 февр. 2019 г., 14:05
Сергиев Посад – единственный город в Московской области, включенный в «Золотое кольцо» России. Он считается духовной столицей православия, сердце города – Троице-Сергиева Лавра – объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Зимой на Келарском пруду под стенами Лавры заливают каток, в сильные снегопады туристы согреваются горячим чаем с монастырскими коврижками и прячутся от мороза в многочисленных музеях. Здесь находится «эрмитаж» русской культуры – Сергиево-Посадский музей-заповедник, в собрании которого более 120 тысяч экспонатов. Гости и жители города любят гулять в парке «Скитские пруды», а на центральной площади города – Советской – заливают деревянную ледяную горку и делают снежный лабиринт. Для любителей экстремального зимнего спорта и лыжных прогулок по лесу в окрестностях города работает уютный горнолыжный курорт «Лоза».
Закупиться матрешками
Обязательный сувенир из Сергиева Посада – матрешка, потому что именно здесь эта кукла впервые появилась. В городе есть музей русской матрешки, а купить куклу, покорившую посетителей Всемирной выставки в Париже 1900 года, можно на Красногорской площади и в сувенирных магазинах.
Посетить «ресторанную» улицу
Если вы замерзли, гуляя по зимней Лавре, самое время заглянуть на пешеходную туристическую улицу Карла Маркса, где находятся самые модные кафе и рестораны города. Здесь представлены заведения на любой вкус – от монастырских трапезных и русской кухни 19 века до модных кафе в индустриальном стиле и ресторанов грузинской кухни.
Загадать желание у Келарского пруда
Помимо Троице-Сергиевой Лавры, в городе есть еще одно место паломничества – памятник Петру и Февронии у Келарского пруда. По местному преданию, если потереть ухо бронзовому зайцу у подножия монумента, то можно обрести любовь.
Что посмотреть
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Крупнейший мужской монастырь РПЦ, основанный в 1337 году. Троицкий собор (1422-1423 гг.) – самый древний в Лавре, здесь хранится главная святыня – мощи преподобного Сергия Радонежского, к которым в любое время года не иссякает очередь паломников, а также можно увидеть иконы и фрески, выполненные артелью мастеров под руководством Андрея Рублева и Даниила Черного. Колокольня Лавры высотой 88 метров на 11 метров выше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 метров – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. Здесь находится самый большой в православном мире Царь-колокол весом 72 тонны. Успенский собор – самый большой храм Лавры, где проходят красивые службы с пением хора, которые пользуются особой популярностью у верующих. Здесь же находится деревянный гроб преподобного Сергия Радонежского, в котором до 1585 года покоились мощи святого. Рядом в Успенском кладезе можно набрать целебной воды. Трапезная церковь – одна из самых нарядных в Лавре, светлая, расписанная от пола до потолка. Рядом с Успенским собором, слева от главного входа, можно увидеть усыпальницу Годуновых (где покоятся царь Борис, его супруга Мария, сын Федор и дочь Ксения), а возле Духовской церкви – надгробия с мощами преподобного Максима Грека, митрополита Московского и настоятеля Лавры Филарета и др.
Гремячий ключ
Сергиево-Посадский р-н, дер. Малинники
По преданию, этот источник, в 27 км от Сергиева Посада, забил по молитве преподобного Сергия, который останавливался здесь по пути в Киржач. Температура воды – плюс 4 градуса. Здесь можно окунуться в купели и набрать воды с собой.
Музей впечатлений
Московское шоссе, 25
Это музей ситуаций, атмосфер и событий, где все можно потрогать, пощупать, а также посидеть, полежать, поиграть и сделать фотографии. В экспозиции – 3D-рисунки, перевернутая комната, жилище Гулливера.
Сергиево-Посадский музей-заповедник
Пр. Красной Армии, д. 144
Академик Д. С. Лихачев назвал музей «Эрмитажем русской культуры». Он был создан в 1920 году на основе художественных сокровищ Троице-Сергиевой Лавры. Сегодня коллекция музея насчитывает более 170 тысяч экспонатов: иконы, средневековые рукописи и книги, драгоценности, живопись, произведения народного и современного декоративно-прикладного искусства и многое др. Музей состоит из 4 корпусов: Главный корпус (пр. Красной Армии, д. 144), «Ризница» (на территории Троице-Сергиевой Лавры); комплекс «Конный двор» (ул. 1-ой Ударной Армии, 2а); Краеведческий отдел (Овражный пер., д. 9а).
Музей игрушки
Пр. Красной Армии, 123
Первый музей игрушек в мире, основанный в 1918 году художником Николаем Бартрамом в Москве, сегодня является одной из достопримечательностей Сергиева Посада. Помимо коллекций игрушек, здесь проводятся мастер-классы для разных возрастов.
Дельфис
Последнее обновление
Рекомендуемые книги
Подписка на рассылки
Оставайтесь с нами
Отзывы наших читателей
(К 700-летию Св. Сергия Радонежского)
Если Москва – политическая и деловая столица России, то Свято-Троицкая Сергиева Лавра – её духовная столица. Значение Лавры для России можно только недооценить, а переоценить – невозможно. Павел Флоренский, священник, богослов, учёный и поэт, писал, что Троице-Сергиева Лавра «…и есть осуществление или явление русской идеи, … пронизанной духовной энергией Преподобного Сергия…». И дальше: Лавра – это «…чистейшее явление духовной формы, освобождённое ото всех наслоений и временных оболочек, от всякой шелухи, от всего полуживого…» [1].
Лавру называют Домом Преподобного Сергия, и если этот Дом олицетворяет Россию, то строителя и основателя этого Дома можно назвать, по выражению императора Петра I, «особым нашего Российского царствия хранителем и помощником», то есть покровителем русского народа и Ангелом-Хранителем земли Русской. Как отмечает Павел Флоренский, дело тут в глубокой связи Сергия Радонежского с душой русского народа. И чтобы познать и понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы понять душу русского народа, необходимо всмотреться в образ Преподобного Сергия, который своим трудом и молитвами оберегал свой народ.
Архидиакон антиохийского патриарха Павел Алеппский после посещения Троицкого монастыря в 1655 году отзывался о нём как о прекраснейшем месте на земле, а о церкви Святой Троицы – что она «…так прекрасна, что не хочется уйти из неё». Посол Австрии при дворе князя Василия III из династии Рюриковичей (время княжения — 1505–1533 гг.) барон Сигизмунд Герберштейн написал уникальный для своего времени труд – «Записки о Московии», к которому снова и снова обращаются историки, этнографы, языковеды, социологи и который уже в то время был переведён на основные европейские языки. В своей рукописи он восторженно отзывался о Троицком монастыре как о духовной обители земли Русской, а о русском народе сказал: «Это народ не земной, но небесный».
Ту роль, которую сыграла Троице-Сергиева Лавра в становлении и развитии Русского государства, нельзя оценить, не углубившись несколько в историю страны. XIV век для Руси – это век княжеских междоусобиц, политической и экономической зависимости от Золотой Орды. В это время жили такие значимые для русской истории люди, как Иван I Данилович Калита, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Андрей Рублёв, Феофан Грек. Появление Преподобного Сергия Радонежского и создание им духовной обители на Руси в это непростое время исторически не было случайным. Это было величайшее время, время становления Московской Руси, начало существования её как самостоятельного государства. Время борьбы за свою территорию и за её расширение, время начала активного противостояния Золотой Орде. Это был трудный период собирания земли Русской вокруг Московского княжества. И это молодое государство нуждалось в национальной идее. Необходимо было найти ту цель, ту точку опоры, вокруг которой могло бы произойти нравственное объединение народа.
Великий русский полководец, князь Новгородский и Киевский Александр Ярославович Невский из династии Рюриковичей в 1263 году выделил в удел своему младшему сыну Даниилу небольшие земли с центром в Москве. Даниил считается первым Московским князем, и территория его княжества ограничивалась бассейном реки Москвы. За потомками Александра Невского это княжество сохранилось, и они его расширили и укрепили. По мнению историков Н.М.Карамзина и С.Н.Соловьёва, внук Александра Невского Иван I Данилович Калита, княжение которого начинается в 1328 году, является первым собирателем земли Русской. Напомним, что Сергий Радонежский родился в 1314 году. Собирали Русскую землю разными путями: и военным захватом городов (как, например, Коломну и Рязань), как вымороченные земли (то есть земли, оставшиеся без наследника), а то и просто выкупали у разорившихся князей. Последний способ особенно любил Иван Калита. Его прозвище «Калита» означает денежный мешок. Время правления этого князя считается началом существования Московского княжества как центра земли Русской, однако при очень сильных пока Тверском, Владимирском и Новгородском княжествах, хотя они и вынуждены были считать Московское княжество «старшим братом». Между этими княжествами шла непрерывная междоусобная борьба.
Кроме того, соседнее княжество Литовское не давало покоя Русским землям и неоднократно, но безуспешно, пыталось завладеть ими, то развязывая войны, то заключая союз с Ордой и другими княжествами против Москвы, то с помощью династических браков укрепляя свои позиции в противостоянии Москве. Одним словом, это было смутное время, время жестокой борьбы за центральную власть, за первенство на Русской земле.
В это же время, как отмечает Павел Флоренский, происходит величайшая культурная катастрофа – конец Византии, которая просуществовала 1000 лет. Преподобный Сергий родился за 150 лет, а ушёл за 60 лет до окончательного падения Константинополя. Но перед угасанием культура Византии дала яркий всплеск в философии, поэзии, изобразительном искусстве, зодчестве, и XIV век ознаменовался так называемым «Возрождением Византии при Палеологах».
Сергий Радонежский появляется как раз в то время, когда гибнет Византия, а с её благословения молодая Московская Русь становится преемницей её культуры. Культура – это высшее проявление человеческого осознания себя как личности, что является толчком к пробуждению целого народа. Византия как бы передала Руси эстафету, но дальше она начала развиваться уже с помощью своих адептов. Павел Флоренский отмечает, что все нити русской культуры того времени сходятся к Преподобному Сергию: «Он прикоснулся к наиболее огнистой версии – к религиозно-метафизической идее Византии» [1]. Эта идея – Пресвятая Троица как символ православной Византии.
Историки (Н.А.Бердяев, А.Ф.Лосев) считают, что Киевская Русь и Московская Русь создавались на несколько разных религиозных платформах и имели отличные друг от друга символы. Киевская Русь, несмотря на крещение в 988 году, ещё долгое время оставалась языческой страной. Главный символ Киевской Руси – София Премудрая, Художница Небесная, женское начало. Она почиталась в глубокой древности у народов, исповедовавших язычество, и они в своём религиозном сознании соотносили её с Землёй-Матерью. Образ её связывают с византийским философом Кириллом (815–885 гг.), одним из основателей славянской письменности.
В христианстве образ Софии Премудрой стал отождествляться с образом Богородицы, которая несёт миру божественный замысел о соборном единстве мира, и ей, как «премудрой», отводят порой роль посредника между небом и землёй, когда «горнее нисходит к дольнему, а дольнее восходит до горнего». Христиане видели в этом образе соединение единства и многообразия. Около этого небесного образа выкристаллизовываются Великий Новгород и Киевская Русь. Практически в одно и то же время (первая половина XI века) строятся соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде. Образ Софии Премудрой – первый символ молодого Русского государства, воспринятый им от Киевской Руси.
Э.Лисснер. Троицкая обитель
Таким образом, основным церковным постулатом Византии стал постулат об «общей благодати Пресвятой Троицы». Эта основная мысль и была передана духовному наследнику Византии – Преподобному Сергию Радонежскому. Для России Пресвятая Троица – не только образ трёхипостасного Бога, она говорит о единстве этих ипостасей. Поэтому она стала вторым символом в процессе становления Русского государства как самостоятельной, независимой единицы. Павел Флоренский считает, что это «мужественное оформление жизни в Московской Руси», а «…родоначальники двух основных пластов русской истории – Киевской и Московской – суть провозвестники этих двух основных идей русского духа» [1]. И эти провозвестники – Святой Кирилл и Святой Сергий Радонежский.
На XIV век приходится расцвет исихазма на Афоне и в греко-славянском мире. Исихазм в переводе с греческого языка – спокойствие, тишина, уединение. Это образ жизни, отшельническое монашество, основой которого является непрерывное творение в уме молитвы и постоянный контроль над всеми внутренними помыслами. Это древняя традиция духовной практики для достижения внутреннего единства ума, воли и чувств, которая является основой православного аскетизма. Таким образом подвижник подготавливает себя к богосозерцанию. На Руси исихазм распространился в середине XIV века при поддержке митрополита Алексия, и Русь часто называют второй родиной исихазма. Сергий Радонежский не оставил какого-либо учения, но в своём жизненном подвиге он осуществил идеи исихазма.
Преподобный Сергий строит в 1340 году в радонежских лесах именно Троичный храм, так как он видит в нём символ единства Русской земли, «…чтобы постоянным взиранием на него, – по выражению Епифания Премудрого, – побеждать страх пред ненавистной раздельностью мира». Павел Флоренский пишет: «Троица называется Живоначальной, то есть началом, истоком и родником жизни, как единосущная и нераздельная, ибо единство в любви есть жизнь и начало жизни, вражда же, раздоры и разделения разрушают, губят и приводят к Смерти. По творческому замыслу основателя Троичный храм… есть прототип собирания Руси в духовном единстве, в братской любви… Он должен быть центром культурного объединения Руси» [1]. С тех пор строительство Троичных храмов на Руси связывается с именем Преподобного Сергия и они, как правило, имеют Сергиевские приделы.
Канонически крыши, а иногда и купола храмов Пресвятой Живоначальной Троицы имеют зелёный цвет, как символ живой природы, так как именно природа подарила нам этот жизнеутверждающий цвет. Но крыши и купола Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры в наше время покрыты золотом – в знак того, что этот Троичный храм является самым главным на Руси, а его основатель Преподобный Сергий – самым почитаемым святым для русского народа.
С зелёным цветом, цветом природы, связан один из значимых для христиан праздников – Троицын день. Он празднуется на пятидесятый день после Пасхи (поэтому раньше назывался праздник Пятидесятницы), в день сошествия Святого Духа на апостолов. И сошествие Святого Духа указывало на тройственность Бога. В праздник Троицы вспоминается и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве. Считается, что Троицын день был введён в России в начале XIV века Сергием Радонежским. В этот радостный день принято украшать церкви, избы, дома и даже дворы и улицы свежими травами, цветами, зелёными берёзовыми ветками. В этот праздник вспоминаются народные обычаи, корни которых уходят в глубокую древность, во времена язычества.
Преподобный Сергий Радонежский преставился в 1392 году, а основанный им монастырь вот уже около 700 лет является духовным и культурным центром России. Он имеет непростую историю: пережил вместе со своей страной взлёты и падения, войны, пожары, разрушения, разграбления, после которых вновь восстанавливался. Вместе со своим народом монастырь разделял и трудности испытаний, и славу своего Отечества.
В середине XIV века Троицкая обитель активно расширяется и перестраивается. В 1357 году строится новый деревянный храм Троицкой церкви, а окрестности вокруг заселяют крестьяне. Постепенно монастырь стал играть заметную роль в политической, культурной и экономической жизни Руси и становится опорой как власти московской, так и народа. Так, в 1363 году им была сделана попытка покончить с междоусобными войнами и примирить Ростов с Москвой, а в 1365 году из монастыря было отправлено посольство в Нижний Новгород к князю Борису Константиновичу звать его для мирных переговоров в Москву. В это время в Нижегородской, Переяславской и Московской землях свирепствует «мор», а литовская рать дважды пытается захватить Москву – в 1368 и 1370 годах. Братия монастыря помогала справиться с нахлынувшими на Русь бедами молитвою и непосредственной помощью больным и раненым, и всё время монастырь поддерживал московских князей в противостоянии внешним врагам и в попытках собрать Русские земли воедино.
Следующие два события сыграли решающую роль в деле становления молодого Московского княжества: это разгром войск золотоордынского хана Мамая на реке Воже (приток реки Оки) в 1378 году и на поле Куликовом в 1380 году русским войском под предводительством великого князя Дмитрия IV Ивановича, праправнука Александра Невского. В русских летописях отмечается, что перед битвой князь Дмитрий посетил Троицкий монастырь и принял благословение игумена Сергия Радонежского, а после победы на Куликовом поле он был прозван Донским. Примечательно то, что в Куликовской битве участвовали уже соединённые военные силы русских князей. Эти две победы московского князя значительно ослабили влияние Золотой Орды, но закрепили руководящее положение Московского княжества в Русских землях. Князь Дмитрий Иванович при составлении завещания в 1389 году, на котором присутствовал Сергий Радонежский, впервые передал великое княжение своему сыну Василию (в будущем Василий II) как свою «отчину» без санкции золотоордынского хана.
Симон Ушаков. Сергий Радонежский. 1669 г.
В отместку за поражение на поле Куликовом монастырь в 1408 году был сожжён и разграблен войском хана Едигея. Но следующие 200 лет прошли для обители спокойно – монастырь отстраивался и стал одной из главных святынь на Руси. В 1422 году при игумене Никоне был заложен первый белокаменный Троицкий храм на том месте, где была могила Преподобного Сергия, и в том же году Сергия Радонежского причислили к лику святых. Для украшения храма стенной росписью и создания иконостаса были приглашены уже известные к тому времени иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный с учениками. Для местного чина иконостаса Андрей Рублёв написал самую знаменитую свою икону – «Троица», создав её «в похвалу отцу своему Сергию» (Рублёв был послушником Троице-Сергиева монастыря). Это была храмовая икона, выражающая духовную суть самого храма.
В основе сюжета «Троицы» лежит библейский эпизод из жизни праведного Авраама о явлении ему божества в виде трёх прекрасных юношей, по одной версии странников, по другой – ангелов. Были и до Рублёва иконы с изображением трёх странников, как бы намёк на Пресвятую Троицу. По свидетельству Епифания Премудрого, икона Троицы появляется в келье игумена Сергия только с середины жизни, то есть во время самой активной его деятельности. Но это было только изображение библейского сюжета. В него не вкладывался тот духовный смысл, который вложил в свою икону Андрей Рублёв и который стал символом единения Руси. Как справедливо заметил Павел Флоренский, «изображение женщины с ребёнком на руках вовсе не есть первообраз Сикстины». По замыслу Рублёва, три лика Троицы явились на землю не только затем, чтобы возвестить патриарху чудесное рождение сына, но и чтобы дать людям пример дружеского согласия, мира, любви и единения. Андрей Рублёв увидел открывшееся ему откровение. «Среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир. Эту невыразимую грацию взаимных склонений, эту премирную тишину безглагольности, эту бесконечную друг перед другом покорность – мы считаем творческим содержанием Троицы», – так расшифровывает Павел Флоренский идею Пресвятой Троицы иконы Рублёва [1].
Византия не знала ни Троичных храмов, ни иконы, подобной иконе Рублёва. Этот иконографический образ воплотил суть молодой Московской Руси и как бы указал путь к её развитию и национальной идее – единению. «Это творческое воплощение первообраза Руси», – писал Павел Флоренский. А формой, которая наиболее наглядно выражает представление о единосущности трёх ипостасей Святой Троицы, является круг, и именно он положен в основу композиции иконы Андрея Рублёва. Круг этот образуют сами ангелы, а их фигуры естественно ограничивают пространство, и зрительно ты не выходишь из этого круга. Три круга (три нимба) над головами ангелов символизируют святость и божественность сидящих за столом и как бы вписываются в этот большой круг. А три малых круга, вписанных в большой круг, – это древнейший символ, священный знак. Сейчас мы не можем сказать, знал ли Андрей Рублёв о законе триединства или о священном древнем знаке, но он непостижимым интуитивным образом отразил эти понятия в своей иконе.
Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в нашем интернет-магазине
Москва — духовный центр Руси
Москва — духовный центр Руси
Иван Калита уговорил митрополита Петра переехать из Владимира в Москву для постоянного здесь пребывания; так митрополичья кафедра была перенесена в Москву.
Во время княжения Ивана Калиты в Москве был построен дубовый Кремль, защищавший не только центр прежнего, тогда маленького города Москвы, но и поселения за его пределами. Вокруг Кремля стали появляться села.
При Калите появились в Москве и первые каменные здания, а также была построена в Москве первая каменная церковь.
Построить первый каменный храм в Москве Калиту попросил митрополит Петр, который сказал, что «кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном». Иван Калита послушался митрополита и 4 августа 1326 года заложил каменный храм — Успения Богоматери, который сегодня называется Успенским собором в Московском Кремле.
Умер Иван Калита в 1340 году, успев перед смертью принять монашеский постриг и схиму. Своим потомкам Иван Калита оставил наказ из рода в род продолжать возвышение и укрепление Москвы и ее власти над всеми другими русскими городами.
Иван I Калита является первым великим князем Московской Руси, при нем были заложены основы позднейшего могущества Москвы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Не только духовный центр
Не только духовный центр Кто на Белом море бывал — Соловки не миновал» — так говорят и потомственные поморы, и те, кто впервые побывал в этих краях.В конце XIX века известный русский историк Василий Ключевский писал о Соловецком монастыре: «Пустынный монастырь воспитывал
2.1. Москва – центр объединения русских земель
2.1. Москва – центр объединения русских земель Возвышение МосквыЦентром русских земель считалось Владимиро-Суздальское княжество со стольным городом Владимиром-на-Клязьме. Ярлык золотоордынского хана на Владимирское княжение формально давал власть над Русью (кроме
2. ПЕРВЫЙ ЦЕНТР, ПРАВОСЛАВНЫЙ, В ДРЕВНЕЙ РУСИ
2. ПЕРВЫЙ ЦЕНТР, ПРАВОСЛАВНЫЙ, В ДРЕВНЕЙ РУСИ Первый центр — Орда-Русь. Здесь, примерно в 1380 году, вероятно, на месте Куликовской битвы, закладывается новый город под названием Москва. Получивший впоследствии название «Третий Рим». В конце XVI века Москва становится русской
Москва — этнографический центр Великороссии
Москва — этнографический центр Великороссии Москву часто называют географическим центром Европейской России. Если взять Европейскую Россию в ее нынешних пределах, это название не окажется вполне точным ни в физическом, ни в этнографическом смысле: для того чтобы быть
3.5. Первый центр, православный, в Древней Руси
3.5. Первый центр, православный, в Древней Руси Первый центр – Орда-Русь, где примерно в 1380 году, – вероятно, на месте Куликовской битвы, – закладывается новый город-Москва, получившая впоследствии название «Третий Рим». В конце XVI века Москва станет русской столицей. Но до
Глава 4 Восстановление Империи Новый ее центр — на Руси
Глава 4 Восстановление Империи Новый ее центр — на Руси 1. Введение В настоящей главе мы реконструируем события XIII века, приведшие к восстановлению распавшейся древней Ромеи. До XIII века ее столицей был Царь-Град на Босфоре. Но после Троянской войны XIII века и последовавшей
«Москва-Центр»
«Москва-Центр» Репрессии в номенклатуре («большую чистку») можно установить по сталинским расстрельным спискам. Вне всякого сомнения, основная роль принадлежит центральному аппарату НКВД (списки «Москва-Центр»). Проанализированы 96 списков с 62 360 именами
МОСКВА ДЕЛАЕТСЯ ЦЕРКОВНЫМ ЦЕНТРОМ ВСЕЙ РУСИ
МОСКВА ДЕЛАЕТСЯ ЦЕРКОВНЫМ ЦЕНТРОМ ВСЕЙ РУСИ При Калите Москва стала духовным центром всей Русской земли, постоянным местопребыванием русских митрополитов. Трудно переоценить политическое значение переноса митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Старая традиция
МОСКВА – ЦЕНТР СУХОПУТНЫХ ДОРОГ
МОСКВА – ЦЕНТР СУХОПУТНЫХ ДОРОГ Водные пути имели определяющее значение для московской торговли, так как и в зимнее время речные русла были удобны для проезда, когда сугробы снега засыпали лесные дороги и там было легко сбиться с направления. Однако по мере роста
ДУХОВНЫЙ ЦЕНТР
Духовный центр
Духовный центр Храм Сёрэн-ин, известный также как дворец Авата и являющийся ныне штаб-квартирой Дай Ниппон Бу-токукай, был построен на востоке Киото, у подножия горы Хигасияма в конце XIII в., но его прошлое уходит корнями в более раннюю эпоху процветания императорской
Москва — духовный центр Руси
Москва — духовный центр Руси Иван Калита уговорил митрополита Петра переехать из Владимира в Москву для постоянного здесь пребывания; так митрополичья кафедра была перенесена в Москву.Во время княжения Ивана Калиты в Москве был построен дубовый Кремль, защищавший не
Москва — научный и культурный центр СССР
Москва — научный и культурный центр СССР Как известно, цель социалистического производства — человек с его потребностями, т. е. удовлетворение материальных и культурных потребностей всего общества. Отсюда — огромное внимание, какое уделяют Коммунистическая партия и
Москва как центр Земли: Аксаков
Москва как центр Земли: Аксаков На фоне таких грандиозных планов просто мелким чудачестовом казались призывы вернуть столицу в Москву, которые высказывали славянофилы. Хотя одни славянофилы считали отделение Москвы, как души России, от имперского государственного