Что такое дворец и казна

Складывание централизованного государства

Честь и хвала в создании единого централизованного государства Московского принадлежит Ивану Васильевичу III.

Что делает Иван III, что свидетельствует о складывании централизованного государства?

Мы должны вспомнить, что вообще должно быть присуще государству: единая граница, единая налоговая система, законодательство, идеология. Именно эти атрибуты и возникают при Иване III.

Присоединять Новгород Иван Васильевич начал еще с начала 70 годов. Он понимал, что если он присоединит Новгород силой, то он не покорится. Он выжидал момента.

Именно не зная, чья сторона возьмет верх, Иван Васильевич не присоединяет Новгород, а выжидает до 1478 года. И только в апогей борьбы бояр и ремесленников движет свою дружину к Новгороду.

После присоединения Новгорода, как соперник остался Тверской князь. В 1485 году Ивану III удалось присоединить и земли Твери. Таким образом, завершается складывание территории московского княжества. Окончательный вариант территории утверждается в начале 16 века, т.е. во времена правления Московских князей.

Вторым атрибутом единого государства является единая система органов управления. До конца 15 века Русь состояла из ранних феодальных монархий. То же самое было и при Иване III, когда монарх не только правит, но и владеет.

Постепенно на основе казны, из членов казны, стали формироваться приказы. Это органы отраслевого управления в Московской Руси, которые возникают с конца 15 века. Это общегосударственные органы для отраслевого правления.

В последствии из них возникнут коллегии, а потом и министерства. Иными словами при Иване III зарождаются органы аппарата управления.

Управление было бесконтрольным, Иван III не вмешивался. Кроме того, наместники могли кормиться с этих земель, система называлась «Кормление».

За управление этими землями, за свершение суда над жителями, эти наместники должны были собирать различные поборы и налоги в пользу Московского князя. Часть налогов оседала в карманах наместников, что вело к обогащению наместников, а это вызывало у них стремление отделиться.

В распределении должностей возникает новый принцип, который называется местничеством.

Иван III искал способ укрепиться на троне, возвыситься среди других князей. Его взор устремляется на единственную византийскую принцессу. Почему?

В 1453 году Византия перестала существовать, Константинополь разгромлен турками и османами, превращается в Стамбул. Семья византийского императора уехала в Рим, и жила на содержании Папы Римского.

До этого, почти ничего не слышали о Москве. И, вдруг, неожиданно на задворках Европы возникает мощное государство. Европа восхищена речами Ивана III. Он объявил себя наследником императора, он становится преемником православия. Москва становится как бы третьим Римом.

Источник

Первые общегосударственные ведомства Дворец, Казна

«Приказ»

(буквально приказ, разовое по­ручение по осуществлению отдельных функций, поручалось боярам, дьякам)

«Путь» (постоянное поручение, «отрасль» управления, возглавляли путные бояре))

«Изба» (канцеля­рия)

Приказ (центральное отраслевое государствен­ное учрежде­ние)

Дворец управлял землями великого князя. Во главе Дворца стоял дворецкий, ведавший княжеским хозяйством и оказывавший большое влияние на решение общегосударственных дел. Ему подчинялись другие дворовые слуги, по большей части вышедшие из среды старомосковского нетитулованного боярства, служилых людей, а также удельных князей, утративших суверенные права и свои вотчины.

Казна ведала финан­сами, государственной печатью и архивом. Ряд важных отраслей государственного управления находился в ведении казначея и возглавляемой им Казны. Западные источники именуют его канцлером, подчеркивая тем самым его положение в системе управления Московского государством. Казначей был не только хранителем великокняжеской казны и архива, он также ведал государственной печатью, управлял ямскими и поместными делами, руководил вместе с князем внешней политикой.

На последнем эта­пе, примерно к середине XVI в., возникают постоянно действую­щие государственные органы, имеющие свою компетенцию, штат, «избу» (канцелярию), самостоятельные структурные подразделе­ния. За ними закрепилось название приказов. Их деятельность распространялась на всю территорию государства.

К середине XVI в. появляется слой профессиональных чиновников, ведущих приказное делопроизводство – дьяки и подьячие, которые по мере развития государственной администрации стали играть самостоятельную и все более значительную роль в государственных делах.

Выходцы из низших сословий русского общества, поповичей и даже холопов, выполнявшие в условиях удельной Руси канцелярские функции при боярах-управленцах, княжеские дьяки.

Г. Эволюция местного управления.

1) До XV в. управление на местах по-прежнему находилось в руках княжеских наместни­ков и волостелей, которые осуществляли на подведомственной территории административно-полицейские, судебные и военные функции. Их дея­тельность регламентировалась специальными уставными грамота­ми, выдаваемыми местному населению.

Сохранялась система местного управления – кормления.

В отличие от кормов пошлины уплачивались отдельными лица­ми. Кормленщики собирали в свою пользу судебные, таможен­ные, свадебные, за клеймение лошадей и прочие виды пошлин.

Источник

Что такое дворец и казна

До сих пор в исторической литературе уделялось явно недостаточное внимание изучению тех форм централизованного управления страной, которые складывались во время образования на Руси централизованного государства. Между тем только анализ этих форм управления может дать ответ на многие сложные вопросы дальнейшей истории государственного аппарата и, в частности, приказной системы.

Задачей настоящей работы является изучение состава дворцовых учреждений конца XV и XVI в.

Автор отнюдь не претендует на окончательное решение многих спорных вопросов, касающихся роли дворцовых учреждений в создании централизованного аппарата власти. Это будет возможно только после того, как появятся специальные исследования о Боярской думе, о компетенции великокняжеской власти, государевой казне и органах местного управления. Однако и в настоящее время можно уже поставить вопрос о функциях дворцового аппарата.

Выделение дворцовых земель из состава великокняжеских С. Б. Веселовский относил к последней четверти XV в. 9 Следовательно, возникновение института дворецких тесно связано с процессом создания Русского централизованного государства. Великокняжеские дворецкие в большинстве вербовались из состава старинного нетитулованного боярства, с давних пор тесно связанного с Москвой. Конечно, при назначении на эту должность играли большую роль и другие не менее важные обстоятельства (служба при великокняжеском дворе, родственные связи с московским государем и др.).

По мере присоединения к Москве последних самостоятельных и полусамостоятельных феодальных княжеств, по мере ликвидации уделов в конце ХV — первой половине ХVI в., появилась необходимость в организации центрального управления этими территориями. Включенные в состав единого Русского государства, уделы перестали быть источником для создания новых княжеств ближайших родичей московского государя, а постепенно становились неотъемлемой частью общегосударственной территории. Вместе с тем в изучаемый период еще была не изжита экономическая раздробленность страны, поэтому о полном слиянии новоприсоединенных территорий с основными не могло быть и речи. Этим и объясняется тот факт, что управление удельными землями в Москве [185] сосредоточивалось в руках особых дворецких, ведомство которых было устроено по образцу московского дворецкого.

Присоединяя те или иные княжества к Москве, великие князья забирали в фонд дворцовых и черносошных земель значительную часть владений местных феодалов, как это было, например, в Новгороде. Система дворецких обеспечивала на первых порах управление этими землями на новоприсоединенных территориях.

Когда мы говорим о круге дел, на которые распространялась компетенция областных дворцов, нужно иметь в виду, что в ряде случаев областные дворецкие делили свою власть с другими правительственными органами того времени (например, в губных делах большую роль с 1539 г. играла боярская комиссия по разбойным делам; с судом дворец- кого сосуществовал боярский суд и т.п.).

Итак, создание областных дворцов было одним из этапов преодоления феодальной раздробленности в правлении, замены удельно-княжеского управления великокняжеской администрацией.

Во время княжения Василия III состав дворцовых чинов расширился, что объяснялось ростом дворцового аппарата в условиях укрепления Русского централизованного аппарата. Вместе с тем все более намечалось отстранение боярской аристократии от управления дворцовыми ведомствами, в которых все большую роль начинали играть видные дворянские деятели.

О характере внутриполитических мероприятий в первые годы княжения Василия III сказать что-нибудь определенное трудно. Около 1510 г., когда при дворе обосновался новый любимец великого князя Вассиан Патрикеев, в политике Василия III произошел перелом.

В апреле 1511 г., Василий III пошел на примирение с опальным архиепископом Серапионом. В августе 1511 г. митрополитом сделался близкий к нестяжателям Варлаам. В это время произошли перемены и в правительственном аппарате, характер и размах которых в достаточной степени еще не выяснен.

Ясельничими во время княжения Василия III были Иван Иванович Суков и Федор Семенович Хлопов (сентябрь 1509 г.) 67 ; последний был ясельничим еще в 1521/22 г. 68 В сентябре 1525 г. ясельничими были Суков, Хлопов и Василий Иванович Ларионов 69 в конце 20-х и в 30-х годах источники ясельничих не называют.

Годы малолетства Ивана Грозного характеризуются ожесточенной борьбой за власть между различными боярскими группировками. Особенно обострилась эта борьба после смерти Елены Глинской (1538 г.), правительство которой еще пыталось продолжать твердый курс политики Василия III Думские звания и дворцовые должности в “несовершенные лета” Ивана IV были разменной монетой, которой расплачивались побеждавшие боярские временщики со своими сторонниками.

Как видим, областные дворцы в период боярского правления находились в руках видных политических деятелей и каждая из враждующих боярских группировок стремилась сделать дворецкими своих ставленников.

Дворцовые чины в середине ХVI в. постепенно закрепляются за сторонниками централизаторской политики Ивана IV. Восстание 1547 г. и приход к власти правительства компромисса в 1549 г. привели к серьезным переменам в составе этих учреждений.

Выполнение обязанностей казначея было несовместимо с несением думного чина. Поэтому перевод из казначеев в состав думы часто являлся “почетной отставкой”. С другой стороны, это назначение укрепляло позиции сторонников Ивана IV в самой Думе. Около 1554/55 г. окольничество получил казначей И. П. Головин. В начале 50-х годов боярином сделался В. Ю. Траханиот, сын казначея Ю. Траханиота.

Конюшим уже в январе 1550 г. снова был один из видных деятелей правительства компромисса, боярин Иван Петрович Федоров, казненный в 1568 г. 143

Введение опричнины привело к разделению территории государства на две части — опричную и земскую. В каждой из них существовала специальная администрация при сохранении ряда общегосударственных правительственных учреждений.

Если попытаться продумать состав дворцовых чинов в годы опричнины, то прежде всего напрашивается вывод о том, что в нем деление на опричные и земские чины в этот период четко не проявлялось. Все дворцовые чины по существу были включены в состав опричнины, ибо были тесно связаны с государевым двором — зародышем аппарата опричнины и основной опричной ячейкой.

Подведем некоторые итоги.

Дворцовая система управления, сложившаяся еще в период становления Русского централизованного государства, сыграла значительную роль в формировании централизованного государственного аппарата. В первый период его истории (конец ХV — первая половина ХVI в.) дворцовые учреждения обеспечивали не только управление нуждами собственно великокняжеского хозяйства, во и новоприсоединенными удельными землями (так называемые областные дворцы). В силу неизжитости экономической и отчасти политической раздробленности в стране управление в первой половине ХVI в. строилось в значительной степени по территориальному принципу и осуществлялось дворцами, наряду с Боярской думой и казной. В обстановке роста экономических связей, однако, Большой дворец и областные дворцы, в силу административно-территориального профиля деятельности, оказались уже неспособными справиться с растущими потребностями господствующего класса феодалов. Поэтому с середины ХVI в. центральное управление начинает сосредоточиваться в приказах с ведомственным, а не территориальным принципом ведения дел. Удельный вес дворцовых учреждений в централизованном аппарате постепенно падает, и некоторые из областных дворцов становятся обычными приказами (сохраняя свой территориальный профиль).

Дворцовые ведомства сосуществовали параллельно с Боярской думой и являлись зачастую средством воздействия великокняжеской власти на этот орган власти, где руководящую роль играла боярская аристократия. В годы опричнины дворцовые учреждения сделались тем ядром, по образцу которого формировался аппарат опричного двора.

Таким образом, в ХVI в. дворцовые должности постепенно изымались из рук феодальной аристократии. Изменение в личном составе дворцовых учреждений показывает постепенный рост политического влияния дворянства, определявшегося укреплением его социально-экономических позиций дворец был своеобразным резервом кадров для важнейших учреждений централизованного аппарата власти и сыграл важную роль в формировании системы управления в опричнине.

Текст воспроизведен по изданию: О составе дворцовых учреждений Русского государства конца XVI и XVII вв // Исторические записки, Том 63. 1958

Источник

Общегосударственных органов управления

Что такое дворец и казна. Смотреть фото Что такое дворец и казна. Смотреть картинку Что такое дворец и казна. Картинка про Что такое дворец и казна. Фото Что такое дворец и казна Что такое дворец и казна. Смотреть фото Что такое дворец и казна. Смотреть картинку Что такое дворец и казна. Картинка про Что такое дворец и казна. Фото Что такое дворец и казна Что такое дворец и казна. Смотреть фото Что такое дворец и казна. Смотреть картинку Что такое дворец и казна. Картинка про Что такое дворец и казна. Фото Что такое дворец и казна Что такое дворец и казна. Смотреть фото Что такое дворец и казна. Смотреть картинку Что такое дворец и казна. Картинка про Что такое дворец и казна. Фото Что такое дворец и казна

Что такое дворец и казна. Смотреть фото Что такое дворец и казна. Смотреть картинку Что такое дворец и казна. Картинка про Что такое дворец и казна. Фото Что такое дворец и казна

Что такое дворец и казна. Смотреть фото Что такое дворец и казна. Смотреть картинку Что такое дворец и казна. Картинка про Что такое дворец и казна. Фото Что такое дворец и казна

Образование единого Российского государства и формирование

Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ ЕДИНОГО

РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (КОНЕЦ XV – XVII вв.)

Объединение русских земель вокруг Москвы.Преодоление политической раздробленности и создание централизованных государств – закономерный процесс в развитии феодализма. В его основе лежали прежде всего социально-экономические факторы: рост сельскохозяйственного производства, включение феодального хозяйства в торговые связи, появление новых и укрепление старых городов – центров ремесла и торговли. В конце XIII – начале XIV вв. на Руси появляются первые признаки возрождения разоренного ордынским нашествием хозяйства страны: восстанавливаются города, осваиваются новые территории, расширяются торговые связи между отдельными русскими землями. Постепенно начинают вызревать социально-экономические предпосылки для объединения княжеств Северо-Восточной Руси.

В отличие от стран Западной Европы, где объединительный процесс всецело детерминировали социально-экономические факторы, на Руси его мощным катализатором выступил внешний фактор – необходимость объединения сил для свержения ордынского ига. Доминирование политических предпосылок определило особенности образования единого Российского государства: оно сложилось задолго до зарождения буржуазных отношений; укрепление великокняжеской власти происходило за счет подчинения ей сословий; формировавшееся единое государство с самого начала носило многонациональный характер.

Центром объединения русских земель стала Москва. Процесс образования единого государства начинается на рубеже XIII – XIV вв. и завершается в начале XVI в. Он шел одновременно по трем направлениям: 1) объединение русских земель вокруг Москвы; 2) формирование общегосударственных органов управления; 3) борьба за свержение ордынского ига.

В этом процессе обычно выделяют четыре этапа:

I этап – возвышение Москвы (первая половина XIV в.);

II этап – превращение Москвы в общенациональный центр борьбы с монголо-татарскими завоевателями (вторая половина XIV – начало XV вв.);

III этап – феодальная война в Великом княжестве Московском (вторая четверть XV в.);

IV этап – завершение объединения русских земель вокруг Москвы и свержение ордынского ига (время правления Ивана III и Василия III).

Московское княжество как самостоятельный удел возникло в конце XIII в. Его первым князем стал Даниил Александрович – младший сын Александра Невского. Удобное географическое и экономическое положение Москвы в центре русских земель, на перекрестке торговых путей, относительная удаленность от внешних врагов обусловили ее быстрое развитие. Но главной причиной стремительного возвышения Москвы среди других городов Северо-Восточной Руси была целеустремленная и гибкая политика правивших в ней князей. Уже при Данииле Александровиче (1276 – 1303) территория Московского княжества увеличилась почти вдвое. Его сын и преемник – Юрий Данилович (1303 – 1325) начинает борьбу с Тверью за великое владимирское княжение и добивается в 1318 г. от хана Узбека великокняжеского ярлыка.

Но особенно успешной была деятельность московского князя Ивана I Даниловича Калиты (1325 – 1340). Получив в 1328 г. ярлык на великое княжение, он сумел закрепить его за московскими князьями. Другим крупным его успехом стало заключение тесного союза с православной церковью. Митрополит Петр фактически перенес свою резиденцию из Владимира в Москву, превратив ее в религиозный центр Руси. Иван Калита добился также права сбора дани со всех русских княжеств и доставки ее в Орду. В его правление Москва превращается в самое богатое княжество на Руси. Он значительно расширил территорию Московского княжества, свою зависимость от Москвы признали Галицкое, Угличское и Белозерское княжества. Сыновья Ивана Калиты – Семен Иванович Гордый (1340 – 1353) и Иван II Иванович Красный (1353 – 1359) продолжили политику своего отца.

Усиление позиций Москвы серьезно обеспокоило золотоордынских ханов, склонявшихся к поддержке ее противников и периодически лишавших московских князей ярлыка на великое княжение. Князь Дмитрий Иванович Донской вступил в открытое противоборство с Золотой Ордой. В 1380 г. русское войско под его командованием разгромило основные силы Орды на Куликовом поле. И хотя эта победа не привела к ликвидации ордынского ига (в 1382 г. хан Тохтамыш захватил и сжег Москву), политическая зависимость Северо-Восточной Руси от Золотой Орды значительно ослабла. Это позволило Дмитрию Донскому завещать великокняжеский престол своему сыну Василию I как свою вотчину и передать его без санкции ордынского хана. Василий I (1389 – 1425) присоединил к Москве территорию Нижегородского княжества (1393 г.), а также часть владений Великого Новгорода (Двинскую землю и находившиеся в совместном управлении Москвы и Новгорода Вологду, Волок-Ламский и Бежецкий Верх).

Что такое дворец и казна. Смотреть фото Что такое дворец и казна. Смотреть картинку Что такое дворец и казна. Картинка про Что такое дворец и казна. Фото Что такое дворец и казна

После смерти Василия I в Великом княжестве Московском вспыхнула междоусобная война. Поводом к ней послужил спор о порядке наследования великокняжеского престола. Василий I завещал его своему десятилетнему сыну – Василию II, но права последнего попытался оспорить дядя малолетнего князя – Юрий Дмитриевич. Усобица приняла затяжной характер и поставила под угрозу продолжение объединительного процесса. Однако Василию II удалось одержать победу над своими противниками. Несмотря на занятость внутренними делами, правительство Василия II отвергло навязанную папским престолом унию между православной и католической церквями. С 1448 г. русская православная церковь стала фактически независимой от константинопольского патриархата.

При Иване III (1462 – 1505) и Василии III (1505 – 1533) объединение русских земель вокруг Москвы вступает в завершающую стадию. В 1463 г. к Москве было присоединено Ярославское княжество, в 1474 – Ростовское, в 1471 – 1478 гг. Новгородская земля, в 1485 г. – Тверское княжество, в 1489 г. – Вятская земля. Осенью 1480 г. было ликвидировано ордынское иго. В начале XVI в. при Василии III в состав Великого княжества Московского вошли Псковская земля (1510 г.), Рязанское княжество (1521 г.) и отвоеванный у Литвы Смоленск (1514 г.). Великое княжество Московское превратилось в Русское государство.

Укрепление великокняжеской власти.В XIV – первой половине XV в. политический строй Московского княжества ничем не отличался от политической системы, сложившейся в большинстве земель Северо-Восточной Руси. Московский князь обладал высшей судебной и административной властью, являлся верховным собственником всей земли. При нем, как и в других княжествах, существовала Боярская дума, в состав которой входили наиболее знатные феодалы. Большую роль продолжал играть глава московского городского ополчения – тысяцкий. Эта должность в Москве считалась наследственной и была упразднена при князе Дмитрии Ивановиче в 1373 г. Управление на местах было сосредоточено в руках кормленщиков. В составе Московского княжества время от времени образовывались уделы во главе со своими князьями, которыми, как правило, были братья или сыновья великого князя. В пределах своих владений они обладали державными правами, но обязаны были подчиняться великому князю и выполнять его волю.

В процессе завершения объединения русских земель вокруг Москвы в системе управления Великим княжеством Московским происходят значительные перемены. Главное изменение касается статуса великого князя. Из верховного сюзерена, каковым он являлся в Северо-Восточной Руси удельного периода, великий князь превращается в главу государства. Удельные князья и бояре, постепенно утрачивающие свой иммунитет, становятся подданными великого князя. В 1472 г. Иван III женился на племяннице последнего византийского императора – Софии Палеолог. Этот брак способствовал дальнейшему укреплению великокняжеской власти. При дворе стал утверждаться заимствованный из Византии пышный и торжественный церемониал, который лишний раз должен был подчеркнуть новое положение великого князя, его огромное превосходство над княжеско-боярской аристократией. После присоединения Твери к Москве Иван III именует себя в официальных дипломатических документах «государем всея Руси», а иногда и «царем» (последний титул использовался в сношениях с Ливонским орденом и небольшими немецкими княжествами). С конца XV в. на печатях московского князя появляется двуглавый орел, по мнению большинства историков, также заимствованный из Византии (некоторые ученые – Н.П. Лихачев, Н.А. Соболева, Г. Алеф и др. – отрицают византийское происхождение российского двуглавого орла, полагая, что он пришел на Русь из Священной Римской империи). В политическом лексиконе начинает употребляться термин «самодержец». Высокое положение монарха получает идеологическое обоснование в «Сказании о князьях Владимирских», в котором родословная московских государей выводилась от римского императора Августа и в политико-религиозной доктрине «Москва – третий Рим», сформулированной старцем псковского Елизарова монастыря Филофеем. В его посланиях великому князю Василию III последний именуется «богоизбранным, боговенчанным, высокопрестольнейшим и вседержавным».

Однако власть великого князя еще не стала настолько сильной, чтобы превратиться в неограниченную монархию. И Иван III и Василий III мирились с существованием в составе Российского государства небольших удельных княжеств, принадлежавших их сыновьям и братьям.

Важнейшее место в системе государственного управления занимала Боярская дума, выросшая из совета при князе. Члены Боярской думы назначались («жаловались») великим князем. При этом он должен был считаться с системой местничества, т.е. давать думные чины в зависимости от знатности происхождения. Наиболее высокое место в местнической иерархии занимали потомки русских и литовских великих и удельных князей – Рюриковичи и Гедиминовичи. Сохраняли свои позиции и представители старомосковского боярства, многие десятилетия верно служившие московским князьям. Бояре занимали в государстве все важнейшие должности, как военные, так и гражданские.

В конце XV – начале XVI вв. формируются общегосударственные органы управления. Первоначально таковыми являлись выросшие из дворцово-вотчиной системы управления Дворец и Казна. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью и архивом. В их недрах постепенно появлялись специальные учреждения – «пути», отвечавшие за отдельные группы дел и возглавлявшиеся путными боярами. Позднее они стали именоваться приказами. В начале XVI в. функционировало не менее 10 приказов. Их деятельность распространялась на всю территорию государства. Для управления присоединенными к Москве землями с конца XV в. создавались «областные» дворцы – Тверской, Новгородский, Рязанский и др. Процесс формирования органов государственного управления растянулся на несколько десятилетий и занял всю первую половину XVI в.

Об усилении власти великого князя и государственной централизации свидетельствовало принятие в 1497 г. Судебника – свода общерусских законов. В нем устанавливались единые уголовные и судебно-процессуальные нормы. Впервые в общегосударственном масштабе ограничивалось право крестьянского перехода двумя неделями в году, приуроченными к осеннему Юрьеву дню. Значительное место в Судебнике отводилось центральному и местному управлению, а также великокняжескому суду.

Местное управление и самоуправление в период собирания русских земель.На рубеже XIII – XIV вв. Северо-Восточная Русь представляла собой конгломерат великих и удельных, больших и малых княжеств и земель, находившихся в номинальной зависимости от великого князя владимирского. По мере возвышения Москвы и объединения вокруг нее русских земель, последние теряли остатки былой самостоятельности и превращались в составные части нового государства. Административное устройство Великого княжества Московского периода собирания русских земель отразило всю сложность этого процесса.

Территория Московского княжества состояла из уездов, волостей и станов. Четкого разграничения этих понятий не существовало. Волостью первоначально называлась вся территория того или иного княжества, позднее этот термин стал применяться для обозначения небольшого сельского округа, возникшего на основе крестьянской общины. Несколько волостей, тяготевших к какому-либо центру, составляли уезд. Бывшие самостоятельные княжества после их присоединения к Москве становились отдельными уездами или разделялись на несколько уездов. Станами, появившимися не ранее XIV в., обычно именовались волости, расположенные рядом с уездным городом. Иногда относительно крупные станы делились на волости, а волости, наоборот, – на станы.

Управление на местах находилось в руках княжеских наместников и волостелей. Они назначались из числа бояр и направлялись в города, пригородные станы (наместники) и волости (волостели). Жалованье из казны за свою службу они не получали и должны были вместе с подчиненными содержаться за счет подвластного населения. Содержание наместника или волостеля состояло из кормов и пошлин, поэтому представители княжеской администрации на местах назывались кормленщиками, а система местного управления – кормлениями.

Корма вносились не отдельными лицами, а различными общностями – крестьянскими общинами, корпорациями купцов и посадских людей и т.д. При вступлении княжеского представителя в должность, население платило ему «въезжий корм». Кроме того, кормленщик трижды в год (на Рождество, Пасху и Петров день) получал «праздничный корм». Корм давался натурой (хлеб, мясо, сукно, ремесленные изделия и т.д.), для лошадей кормленщиков поставлялись овес и сено.

В отличие от кормов пошлины уплачивались отдельными лицами. Кормленщики собирали в свою пользу судебные, таможенные, свадебные, за клеймение лошадей и прочие виды пошлин.

Наместники и волостели осуществляли на подведомственной территории административно-полицейские, судебные и военные функции. Им помогали тиуны, ведавшие хозяйством, судьи, доводчики (лица, осуществлявшие вызов в суд), праветчики (судебные исполнители) и др. Все эти должностные лица являлись, как правило, дворовыми слугами наместников и волостелей.

Система кормлений порождала произвол и злоупотребления местных властей, использовавших пребывание на «кормовых» должностях для личного обогащения. Поэтому с XV в. московские князья стали регламентировать кормления. Размеры кормов определялись в специальных кормленных (выдавались кормленщикам) и уставных (выдавались населению города или уезда) грамотах. Срок пребывания в должности кормленщика ограничивался одним – тремя годами. В конце XV – начале XVI вв. натуральные корма переводятся в денежные, а сбор самих кормов передается выборным от населения. В городах появляются назначаемые князем из поместного служилого дворянства городовые приказчики, оттеснившие наместников-кормленщиков вначале от военно-административного, а затем от земельного, финансового и даже судебного управления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *