Что такое двойная мораль эссе
Двойная мораль
Муж не пришел ночевать домой, вернулся под утро. Жена высказывает ему свое недовольство, а супруг в ответ:
— Я птица вольная, когда захотел, тогда и пришел!
На следующий день не пришла ночевать жена. Наутро муж встречает ее с кулаками. А жена ему в ответ:
— Я птица подневольная, когда отпустили, тогда и пришла!
Таким образом, двойная мораль, точнее, общество, ведомое такой моралью, начинает внушать мужчине, что он как бы и не мужчина, если, скажем, не изменяет жене. И многие мужчины изменяют женам не потому, что у них свербит ниже пояса, а именно затем, чтобы утвердить свой статус «главы семьи» и сильного во всех отношениях мужчины. Однако не стоит забывать, что если уж и определять главенство по канонам первобытной стаи, то даже в животном мире вожак должен быть не только сильным, но еще и справедливым. И если он начинает грести под себя, ему могут перестать подчиняться, а то и вовсе съедят.
Кстати, есть мужчины, и их не так уж мало, которые вовсе не стремятся к власти ни в обществе, ни в семье. Они бы рады переложить все права вместе с обязательной ответственностью на плечи жены, но общество, ведомое все той же двойной моралью, осуждает их за это: «Ты мужчина, и ты должен руководить, а иначе ты не мужчина, а слабак!» Таким образом, работающая на сильный пол двойная мораль поворачивается к нему своей оборотной, не самой привлекательной стороной.
Вроде бы мужчинам при двойной морали хорошо. Им можно практически все. Но с другой стороны, им тоже много чего нельзя. И они много чего должны. Например, должны постоянно демонстрировать свою силу, как физическую, так и психологическую. И им, как сильным, нельзя говорить о наличии у них каких-то проблем. Даже друзья, которым мужчина пытается порой поплакаться в жилетку, ободряют его укоризненным: «Ну что ты разнюнился, как баба!» И это еще мелочи, хотя из-за таких «мелочей» мужчина борется со своими проблемами в одиночку до последнего.
Двойная мораль запрещает мужчине привлекать женщину в качестве помощника, соратника, коллеги по работе. По крайней мере, когда один из наших бывших известных руководителей привлек к работе собственную жену, которая сопровождала его во всех поездках именно в качестве доброго советчика, помощника и консультанта, именно это дало хорошую дозу народной нелюбви к его персоне. Его изначально презирали за то, что он не может обойтись «без своей бабы». Конечно, интеллектуальные люди не считали, что это плохо, наоборот, такой руководитель заслуживал доверия. Но примитивное общество, которое как раз в основном и тяготеет к двойной морали, считает, что место бабы у плиты. А на самом деле именно супруга может стать самым лучшим помощником в работе мужчины, самым первым заместителем и самым доверенным лицом, разумеется, если у них действительно общие интересы, а не конфронтация на уровне семьи. Но мужчине опять же не положено афишировать, что он относится к женщине как к равной. Это ему запрещает двойная мораль.
Двойная мораль: зачем она есть и что с ней делать?
Двойная мораль – такая же неотъемлемая часть нашей жизни, как и просто мораль. Только в отличие от проявлений последней, её проявления обычно вызывают в нас бурю негодования: мы страшно возмущаемся, когда начальник применяет более мягкие критерии к «блатному» сотруднику.
Нас раздражает, когда свекровь или теща снисходительно относится к слабостям нашего мужа или жены, зато критикуют каждую мелочь в нас. Некоторые некурящие считают своим неотъемлемым правом не чувствовать запах дыма даже на улице, но и столь же неотъемлемым своим правом считают душиться, как парфюмерная фабрика….
Таких примеров в повседневности множество. И я не знаю ни одного человека, которого не возмущали бы проявления двойной морали. Равно как и я не знаю ни одного человека, которому не была бы присуща двойная мораль в некоторых ситуациях. Получается, двойная мораль – естественное свойство человека?
Для того чтобы понять истоки проблемы, нам придётся вспомнить далёкое прошлое наших предков.
Начнём с возникновения морали. Существуют разные подходы к этому вопросу. Но никто не может отрицать того, что мораль – это инструмент саморегуляции группы и сохранения ее стабильности.
Когда у наших предков появилась социальность, вопрос выживания вида стал зависеть не только от умения получить пищу и добиться воспроизводства своих генов, но и от взаимодействия членов группы. Принцип «выживает сильнейший» стал относиться уже не столько к отдельному члену группы, сколько к группе в целом. Это можно сравнить с работой нашей иммунной системы: её волнует, в первую очередь, выживание нашего организма. Если она здорова, её основные функции можно свести к определению «свой — чужой», помощи «своим» и урегулированию конфликтов между «своими». Мораль, в нашем примере – это последняя из перечисленных функций. Именно она определяет правила взаимодействия в группе.
Вместе с изменением внешних условий меняется и мораль – сегодня это совсем иной свод правил, нежели сто лет назад.
Более того, даже если мы начнём рассматривать мораль в одном временном интервале, то обнаружим, что и тут не существует единой и всераспространённой морали. Своды правил будут сильно отличаться в зависимости от географических, социокультурных и прочих особенностей рассматриваемых групп.
Очень наглядный, на мой взгляд, пример – религиозный запрет на употребление свинины у народностей, живущих в жарких странах. В рамках религии он носит не диетический или медицинский характер, а именно морально-нравственный. При этом имея под собой вполне утилитарные основания. Дело в том, что свинина – самое быстропортящееся мясо. И в условиях жаркого климата её действительно лучше не употреблять. Кроме того, повышенная жирность этого мяса актуальна скорее для северных народов.
К слову, иудаизм сохранил это правило вне зависимости от места проживания. И если, проживая в Европе, вы пригласите ортодоксального еврея на ужин, вам придётся учесть эту особенность.
В общем – групп много, у каждой группы свой свод моральных правил, и все они направлены на благо именно своей группы. Зачастую интересы групп вступают в конфликт (как на обеде у европейца, например: группа европейцев заинтересована в сытном и вкусном ужине, а еврей – в соблюдении правил своей группы). В приведённом примере для цивилизованных людей конфликт интересов разрешается просто: европеец готовит или заказывает для еврея специально кошерную еду, а еврей терпимо относится к поедающим свинину европейцам.
В нашей повседневной жизни групп великое множество – начиная от семьи, коллектива на работе, компании друзей, попутчиков в транспорте, и заканчивая группой, под названием «Человечество».
У каждой группы свои интересы, свои правила и свои потребности.
Однажды психологи провели такой эксперимент (как всегда, на бедных студентах): разделили студентов на две группы случайным образом, оповестили их о том, кто к какой группе относится, и попросили оценить каждого из студентов обеих групп по определенным критериям.
В результате оказалось, что в среднем оценки студентов из «своей группы» (ингруппы) оказались выше, чем оценки студентов из «чужой» группы (аутгруппы). Этот феномен получил название «ингрупповой фаворитизм». И объяснение его достаточно простое: это – один из механизмов поддержания стабильности и выживаемости группы. Это неотъемлемая часть нашей природы – быть лояльнее и снисходительнее к членам своей группы и жёстче и требовательнее к «чужим».
Дальше всё зависит от того, самоидентификация с какой из множества групп для нас в конкретный момент актуальнее.
Страшный и показательный пример – блокада Ленинграда. Конечно, группа «семья» для каждого человека обычно самая главная. И, исходя из интересов этой группы, главное в той ситуации было – накормить свою группу. Если идти дальше в рамках этой логики, то украсть еду или простить близким такое воровство – вполне логично. И некоторые так и поступали. И, если честно, я не возьмусь их осуждать.
Были и другие люди, для которых группа «ленинградцы», «коммунисты» или «русские» была важнее. Они были готовы отдать свой паёк другим. И погибнуть сами. Но соблюсти интересы своих групп.
Поэтому «двойная мораль» (а по-научному «ингрупповой фаворитизм») – неотъемлемая часть нашей психики. Это с одной стороны.
А с другой – мы достаточно далеко ушли от наших предков, чтобы понимать, почему мы готовы прощать ужасные вещи членам своей группы и придираться к мелким огрехам членов других групп. А понимая, анализировать своё отношение и корректировать его.
Мы, конечно, не сможем изжить в себе этот механизм. Да это и не нужно.
Но понимание его поможет нам понимать «несправедливое», на наш взгляд, поведение других и контролировать своё.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Термин «двойные стандарты» широко известен в таких областях науки как политология, журналистика, экономика, обществознание. В английском языке он появился в середине девятнадцатого века, им обозначались неравные моральные требования к мужчинам и женщинам. В русском языке он обозначал расовое и классовое неравенство при капитализме.
Что такое двойные стандарты?
Двойные стандарты – это различие оценки похожих, либо одинаковых действий, которые были совершены разными людьми. Так, например, некоторые люди судят о других предвзято и позволяют личному негативному отношению к индивидам влиять на свою оценку их поступков. Такой феномен затрагивает все сферы социальной жизни, кто-то из людей считает двойные различные стандарты аморальными, другие говорят, что без них невозможно существование каких-либо социальных отношений, а другие и вовсе отрицают факт существования двойных стандартов.
В психологии двойные стандарты служат причиной расслоения общества, появления огромного количества лицемерия и лжи. В целом такое поведение можно охарактеризовать, как «мне можно то, что нельзя другим, и можно все то, что им тоже разрешается делать». Человек, живущий по таким стандартам, пытается подстроиться одновременно под нескольких людей, стараясь им понравиться. Такая двойная мораль способствует созданию противоречивого мнения внутри человека и двойных стандартов поведения.
Что такое двойные стандарты поведения?
В жизни у людей существуют разные стандарты. Так, например, если в детском саду или школе ребенок ведет себя по отношению к окружающим вежливо и предусмотрительно, то в кругу семьи он позволяет себе быть грубым и нетактичным. И тут возникает вопрос, что значит двойные стандарты, почему вырабатывается такое разное поведения? Ребенок с шести лет уже осознанно понимает разницу между поведением на людях и дома и строит свою мораль с двойными стандартами.
Такое поведение повторяется во взрослой жизни и возникает по нескольким причинам:
Двойные стандарты в отношениях
Стереотипы между мужчинами и женщинами существуют уже давно, но это не несет никакой опасности до тех пор, пока человек не начинает ими жить и думать не своей головой, а чужой. Существует масса примеров того, что такое двойные стандарты в отношениях:
Двойные стандарты в образовании
Система двойных стандартов не обошла стороной образовательные процессы. Вот несколько ярких примеров.
Двойные стандарты в правах человека
В любом человеческом обществе есть принцип двойных стандартов. Среди нас всегда будут люди, которые будут считать, что им можно больше, чем всем остальным. Женские двойные стандарты приводят к разногласиям в паре, вызывают несправедливость. И если равноправие между людьми существует, то только в качестве теории. Фактически мужчина имеет больше обязанностей, чем женщина:
Двойные стандарты в экономике
В России уже с давних времен существует такое понятие как «беспредел», что означает массовое нарушение правил без последствий для нарушителей. При этом практика двойных стандартов делит Россию на две части:
Такая двойная мораль в обществе способствует деформации сознания, вызывает в людях стремление попасть в категорию избранных, у которых более льготные условия жизнедеятельности. С течением времени могут изменяться причины и методы применения двойных стандартов: дискриминационные тарифы и сборы, визовые ограничения, блокировка финансовых активов.
Двойные стандарты в политике
Политика двойных стандартов – это противоречивая, двойственная политика, разные принципы, законы, правила в отношении субъектов в зависимости от их лояльности и соображений выгоды. То есть при оценке в учет не берутся настоящие обстоятельства и факты, главную роль в данном случае играет отношение оценщика к оцениваемому. Действия «своих» оправдываются, а действия «чужих» порицаются и считаются недопустимыми.
Двойные стандарты в Библии
Многие думают, что в духовной жизни нет двойных стандартов, но это вовсе не так. Религия в течении многих столетий использовала постулаты Иисуса в прямом смысле, при этом истинный смысл искажался. Например, все верующие считают себя рабами божиими, хотя такая мысль изначально кощунственна, так как Бог создавал людей для того, чтобы они могли быть равными среди равных. Такие искажения встречаются постоянно. Проблема двойных стандартов в Библии приводит к формированию лживости и двуличия в обществе.