Что такое джазовый стандарт
Джазовый стандарт
Специфика джаза состоит в том, что музыкант не связан строго написанными нотами. Эта свобода позволяет общаться между собой музыкантам, даже впервые встретившимся на сцене. Для подобного спонтанного музицирования необходима музыкальная тема, которую все исполнители знают. Индивидуальность стиля джазовых музыкантов и специфика джазового искусства (импровизации) позволяют им исполнять одну и ту же тему на протяжении многих лет непохоже друг на друга. Знать несколько сотен стандартов считается хорошим тоном для джазового музыканта. Издаются специальные сборники стандартов, так называемые jazzbooks и realbooks.
Некоторые джазовые стандарты написали джазмены, но многие были первоначально поп-песни звукозаписывающих студий Tin Pan Alley, песни из бродвейских мюзиклов или из голливудских кинофильмов. [1] Позже стандарты стали приходить из академической музыки, музыки популярных групп (особое признание получили в качестве стандартов песни группы «Битлз»).
Содержание
Стандарты 1910-х годов
Стандарты 1920-х годов
Стандарты 1930-х годов
Стандарты 1940-х годов
Стандарты 1950-х годов
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Джазовый стандарт» в других словарях:
Стандарт — У этого термина существуют и другие значения, см. Стандарт (значения). Стандарт (от англ. standard норма, образец) в широком смысле слова образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных… … Википедия
Эллингтон, Дюк — Дюк Эллингтон Duke Ellington … Википедия
Дюк Эллингтон — Полное имя Эдвард Кеннеди Эллингтон Дата рождения 29 апреля 1899 Место рождения Вашингтон Дата смерти 24 мая … Википедия
Эллингтон — Эллингтон, Дюк Дюк Эллингтон Основная информация Полное имя Эдвард Кеннеди Эллингтон Д … Википедия
Эллингтон Дюк — Дюк Эллингтон Полное имя Эдвард Кеннеди Эллингтон Дата рождения 29 апреля 1899 Место рождения Вашингтон Дата смерти 24 мая … Википедия
Эллингтон Д. — Дюк Эллингтон Полное имя Эдвард Кеннеди Эллингтон Дата рождения 29 апреля 1899 Место рождения Вашингтон Дата смерти 24 мая … Википедия
Джаз — У этого термина существуют и другие значения, см. Джаз (значения). В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнен … Википедия
Фри-джаз — Направление: джаз Истоки: бибоп, хард боп, этническая музыка Место и время возникновения: США, конец 1950 х Годы расцвета: 1960 … Википедия
Свинг (жанр) — Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские права. Её содержимое, вероятно, скопировано с www.e reading.org.ua практически бе … Википедия
Бибоп — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Самые исполняемые джазовые стандарты
Какую мелодию насвистывал каждый школьник в 40-е годы и под какую композицию вальсировали их родители? Узнай историю популярных джазовых песен
Любой вид искусства, насколько творческим он не был бы, строится на канонах. Не стал исключением и джаз. В основу жанра легла импровизация, но и это не стало поводом для хаотичного сочинения музыки. Мы рассказываем вам, какие самые известные джазовые стандарты остаются бессмертными спустя десятилетия и исполняются музыкантами по всему миру.
Известные джазовые стандарты
Fly Me To The Moon
Впервые песня Fly Me To The Moon была исполнена в 1954 году. А через пару лет, когда ее спела знаменитая телеведущая, композиция получила огласку и быстро набрала популярность. Так сильно полюбилась людям простая, но изящная мелодия.
Сложно назвать еще хотя бы пять подобных ей, на вокальное исполнение которой было столько жаждущих: от Фрэнка Синатры до Дайаны Кролл, от Тони Беннетта до Бренды Ли.
Fly Me To The Moon стало жемчужиной карьеры Барта Ховарда
И несмотря на то, что Барт Ховард записал еще множество других произведений, именно «Отправьте меня на луну» стало жемчужиной его карьеры. На авторские отчисления с этой песни он смог прожить до самой старости.
But Not For Me
Для мюзикла 1930 года Girl Crazy знаменитый композитор Джордж Гершвин подготовил что-то особенное. Это было But Not For Me, отличающиеся своей протяжной, безмятежной и при этом лиричной мелодией. Она не о войне, не о жестокости и не имеет горького вкуса.
Кадр из фильма «Манхэттен» (1979)
Скорее, песня олицетворяет ностальгию, меланхолию, которые имеют оттенок печали при спокойном своем проявлении. Позже она появилась в фильме Вуди Аллена «Манхэттен», чем вызвала вторую волну популярности, которая сохранятся до сих пор.
Слушайте <a href=”https://music.yandex.ru/track/6473622″>But Not for Me</a> — <a href=”https://music.yandex.ru/artist/8650″>Chet Baker</a> на Яндекс.Музыке
In A Sentimental Mood
Джазовые стандарты не могут не включать в свой список In A Sentimental Mood непревзойденного Дюка Эллингтона. Эта композиция считается одной из самых красивых джазовых баллад.
Луи Армстронг и Дюк Эллингтон
Интересно то, как она была написана. По словам самого композитора, когда он посетил Северную Каролину, он был приглашен на вечеринку. Его друг умудрился быстро обрести проблемы с двумя представительницами прекрасного пола. Так, взяв весь огонь на себя, Дюк сел за пианино и сочинил это произведение. Что только не сделают мужчины, чтобы избежать женского гнева!
Слушайте <a href=”https://music.yandex.ru/track/28532009″>In a Sentimental Mood</a> — <a href=”https://music.yandex.ru/artist/776″>Duke Ellington</a> на Яндекс.Музыке
Misty
«Мисти», мелодия, написанная в 1954 году Эрроллом Гарнером, является заглавным треком в фильме Клинта Иствуда Play Misty for Me. Размеренная музыка фортепиано сделала ее популярной и узнаваемой. А слова, написанные Джонни Берком позже, добавили еще большого шарма.
Слушайте <a href=”https://music.yandex.ru/track/799439″>Misty</a> — <a href=”https://music.yandex.ru/artist/3800″>Erroll Garner</a> на Яндекс.Музыке
Композиция Summertime стала символом джаза
Summertime
Написанная для оперы Porgy and Bess Джорджем Гершвином Summertime стала символом джаза, а также была удостоена звания самой исполняемой композиции. Она насчитывает более 25 000 каверов, спетых другими авторами.
Постановка оперы «Порги и Бесс» в Harlem Theatre в Нью-Йорке
Размеренная мелодия похожа на сладкий, густой мусс. А прекрасное вокальное исполнение украшает песню, делая из нее роковую и незабываемую. Самое известное исполнение этого произведения принадлежит дуэту Эллы Фицджеральд и Луи Армстронга.
Слушайте <a href=”https://music.yandex.ru/track/5009535″>Summertime</a> — <a href=”https://music.yandex.ru/artist/2678″>Ella Fitzgerald</a> на Яндекс.Музыке
Sweet Georgia Brown
Много уже говорилось о балладах, о песнях спокойных, созданных погрузить разум в монотонные раздумья, но пора назвать более ритмичные джазовые стандарты.
Sweet Georgia Brown написана Беном Берни, Макео Пинкардом, автором текста выступил Кеннет Кэйси. Эта песня стала известна многим, так как активно использовалась в качестве гимна американской баскетбольной командой «Гарлем Глобетроттерс» в 1952 году.
По числу аранжировок Сладкая Джорджия обгоняет даже, известную почти каждому, рождественскую песню Jingle Bells. Ее исполнили и британские Beatles, и сам Гудмен, настолько любима она оказалась публике. Простая и ненавязчивая, как жизнь на улицах города. Милая и веселая – она не могла не завоевать ее.
Footprints
Написанная Уэйном Шортером в 1966 году композиция Footprints входит в самые популярные джазовые стандарты. Это джазовый вальс, подобных которому нет. Ритмичная мелодия и лидирующий саксофон так и манят, чтобы найти себе партера для танца и показать, что такое джаз. Страстный, пламенный.
Сам духовой инструмент представляется как образ женщины строгой, властной, но дико обаятельной. А дополняющие его ударные подобны кавалеру, ухаживающему за своей избранницей.
Мелодия стала «визитной карточкой» для квартета Шортера. Он доказал другим исполнителям, что простая в исполнении музыка – не означает незамысловатый мотив.
My Funny Valentine
У песни «Мой забавный Валентин» два создателя: Ричард Роджерс и Лоренц Харт. Произведение было написано для мюзикла, в котором приняли участие Джуди Гарланд и 19-летний Микки Руни. А 1939 году на свет выходит одноименный фильм. Мелодия «Валентина» нежная и невесомая, как первая любовь. Самое известное вокальное исполнение принадлежит Чету Бейкеру.
Слушайте <a href=”https://music.yandex.ru/track/264647″>My Funny Valentine</a> — <a href=”https://music.yandex.ru/artist/8650″>Chet Baker</a> на Яндекс.Музыке
Autumn Leaves
Изначально это была французская песня 1945 года с буквальным переводом «Мертвые листья» и музыкой венгерско-французского композитора Жозефа Косма на стихи поэта Жака Превера. Ив Монтан (с Ирен Иоахим) представили Les feuilles mortes в фильме Les Portes de la nuit (1946). Далее ее популярность распространяется и за пределы Франции. Американский композитор Джонни Мерсер написал английский текст песни в 1947 году.
«Осенние листья» стала стандартом на обоих языках – как на инструментальном, так и на вокальном. Есть также японская версия под названием Kareha в исполнении Нэта Кинга Коула.
Это один из первых стандартов, который необходимо освоить молодому джазовому музыканту. Благодаря своим гармоничным переходам от большого к малому, оно идеально для исполнения даже неопытным музыкантом. Талант – он в самом простом.
Satin Doll
Эту «Куколку» создавал не один мастер, а целых три. Знаменитый Дюк Эллингтон и Билли Стрэйхорн сотворили ей музыкальное тело, а вот душу вложил своими текстами Джонни Мерсер.
Элла Фицджеральд и Мерилин Монро
Их творение стало не просто жить, а направлять других музыкантов, подобно музе, на творческий путь: таких, как Фрэнк Синатра, Нэнси Уилсон и Элла Фицджеральд. Дюк настолько полюбил «свою малышку», что именно ее исполнением заканчивал почти все свои концерты.
Музыкальные формы в джазовых стандартах
Давайте поговорим о том, как можно ускорить изучение и запоминание джазовых стандартов. В абсолютном своем большинстве музыка, а тем более популярные песни и джазовые стандарты подчиняется определенной форме, которая повторяется в течение песни несколько раз. О таких закономерностях и будет эта статья.
Вы наверняка слышали про такую песенную форму как куплет-припев. Эта форма встречается в таких жанрах как поп, кантри, рок. Куплет и припев постоянно чередуются, причем припев часто короче самого куплета. В джазе, когда музыканты выбирают «тему» или мелодию для импровизации музыкальная форма также имеет важное значение и является скелетом, вокруг которого строится все что играется на сцене. Заметьте, что мы сейчас не говорим фри-джазе, для которого характерен отход всевозможных форм в сторону свободной импровизации.
Зачем нужно изучать джазовые формы?
Во-первых, понимание формы даст вам больше свободы при импровизации и построении линии аккомпанемента. Во-вторых, знание стандартных форм поможет вам лучше запоминать и «категоризировать» новые темы, а также те, которые вы уже знаете.
Некоторые стандарты полностью или частично заимствуют гармонические последовательности из других джазовых стандартов и соответственно имеют одинаковую форму. Если новая мелодия накладывается на гармонию уже существующего джазового стандарта, то это называется контрафактом. В качестве примера можно привести такие стандарты (в скобках указано название оригинальной песни):
Давайте пройдемся по основным джазовым формам и выясним их особенности. Джазовый стандарт — это музыкальная композиция с достаточно коротким музыкальным периодом, обычно в 12, 16 или 32 такта. Его еще часто называют квадратом. 12 тактов чаще всего ассоциируются с блюзом, о котором мы поговорим подробнее ниже, а подавляющее большинство тем уложены в 32 такта, которые можно разделить на 4 секции по 8 или 2 по 16 тактов. В свою очередь, секция в 8 тактов часто может рассматриваться как две фразы по 4 такта.
Классическая американская песенная форма, из 32 тактов (8+8+8+8). Начинается с 8-тактовой части А, которая потом повторяется в точности или с небольшими вариациями. 8-тактовая часть В (бридж) — это тональный и мелодический контраст части А. Очень часто в этой части происходит отклонение в тональность субдоминанты или другую. Например, стандарт «Take the A Train», написанный в до-мажоре, в B части отклоняется в фа-мажор. Затем снова повторяется A часть уже в исходной тональности. Эта форма стала довольно популярной в 30-х годах прошлого века. Часто встречается в балладах.
Эта форма напоминает по структуре AABA, и отличается лишь порядком чередования секций. Гармонически и мелодически мы имеем два идентичных повтора частей A и B по 8 тактов каждый. Повтор служит скорее для расширения пространства для слов песни. Отличным примером здесь будет стандарт «Fly me to the Moon».
Эта форма часто встречается в Бродвейских шоу и кино. К этому моменту вы уже поняли основной принцип строения музыкальных форм, делении на «участки» по 8 тактов и т.п. У этой формы также нет особых отличий от предыдущих, за исключением третьей секции C. C секция обычно начинается гармонически и мелодически подобно B, но затем уходит в другую сторону. Хорошим примером здесь будет стандарт «Moon River» Энди Уильямса.
В этой форме песня делится на две большие секции по 16 тактов каждая. Гармонически и мелодически эти секции могут иметь много общего, но могут быть и более контрастными. Вот несколько примеров стандартов, использующих эту форму:
Такая форма встречается реже, чем предыдущие, но, тем не менее, можно назвать несколько стандартов, в которых она применяется. Характерной чертой является то, что гармония и мелодия развивается от части к части, что создает ощущение «длинной истории». Обратите внимание на стандарт «No More Blues», чтобы понять эту форму лучше. Вот еще несколько важных примеров:
Конечно же, не все популярные джазовые стандарты можно причислить к одной из этих форм. Как всегда, есть и исключения из правил. Некоторые стандарты имеют всего 10 тактов («Solar», «Blue in Green» Miles Davis). Некоторые 26 («Time Remembered» Bill Evans), в некоторых заключительная часть может быть расширена до 12 тактов вместо 8. Но деление на 8-тактовые периоды все же встречается гораздо чаще.
Надеюсь статья была для вас полезна и вы узнали для себя что-то новое. А для критики/благодарности/предложений есть секция комментариев ниже. Всем продуктивных занятий!
Виды джазовых стандартов
Виды джазовых стандартов
Сегодня давайте поговорим о видах и типах джазовых форм. Так сложилось, что джазмены брали материал для своих импровизаций из 3-х видов источников.
Блюз вообще имеет невероятно сильное влияние на джаз, как в области мелодики и гармонии, так и в эмоциональной сфере джаза. Лично для моих ушей, джазмен, который играет без «блюза» в своей игре, звучит весьма пресно и слишком «сладко». И это касается не только использования блюзовых нот, а вообще, в целом концепции блюза как родоначальника джаза. Неудивительно, что блюз – это также одна из самых часто играемых форм в джазе. И спустя время, многообразие разновидностей блюзовых форм зашкаливает. Было бы просто описать современный блюз как 12-тактовую форму, однако в современных реалиях бывают блюзы на 14 и 16 тактов и другие более изысканные варианты.
Для простоты понимания есть смысл все-таки разобрать так называемую «архаическую форму блюза» — это 12-тактовый период, состоящий из 3-х разделов по 4 такта. Типичная схема следующая:
| I7 | I7 | I7 | I7 |
| IV7 | IV7 | I7 | I7 |
| V7 | IV7 | I7 | I7 ||
Первый период начинается с Тонической функции, второй с Субдоминантовой и третий — самый проблемный. Считается, что третий начинается с Доминантовой, но тогда почему джазмены стали играть следующую последовательность?
| I7 | IV7 | I7 | I7 |
| IV7 | IV7 | I7 | I7 |
| IIm7 | V7 | I7 | I7 ||
В таком варианте, третий период тоже начинается с Субдоминантовой функции и это уже традиционный джазовый блюзовый квадрат.
Джаз развивался, и блюзовая форма насыщалась большим количеством аккордов, новых гармоний и более ужасающих гармонизаций, из-за которых иногда приходилось расширять форму. Ниже прикреплены несколько примеров на разные блюзы, вы без труда сможете послушать их в youtube.
Всё, что происходит: история джазового стандарта «Everything Happens To Me»
В этом году исполнится 80 лет со дня рождения «Everything Happens To Me» — одной из любимых песен Фрэнка Синатры о том, как все в нашей жизни всегда идет не так.
В конце 1940-го пианист Мэтт Деннис (Matt Dennis) пришел на концерт своей подруги Джо Стэффорд, которая выступала с оркестром тромбониста Томми Дорси в зале Hollywood Palladium на бульваре Сансет. Стэффорд познакомила музыкантов. Деннис сыграл несколько своих произведений, а Дорси выразил готовность их записать. Но к мелодиям нужны были тексты. К счастью, Деннис повстречал Тома Адэйра: (Tom Adair) тот подошел к нему в одном из клубов с готовыми словами для «Will You Still Be Mine» (ещё один будущий стандарт) и предложил поработать вместе. Из всех песен, которые создали Адэйр и Деннис, оркестр Дорси первой закончил именно «Everything Happens To Me». Вокальную партию исполнил 26-летний Фрэнк Синатра.
Певец сильно привязался к этой песне, за всю карьеру он записал её четыре раза. В его сольных работах композиция попала на пластинку «Close to You» (1957). Есть и киносъёмка того же года.
Хотя именно голос Синатры сделал песню популярной, джазовый стандарт регулярно привлекал внимание инструменталистов. Так, Чарли Паркер выпустил свою версию в 1949-м со струнной секцией (альбом «Charlie Parker with Strings») — она получилась нежной и плавной.
Телониус Монк, напротив, ограничился лишь фортепиано и в своем исполнении резок и точен (альбом «Solo Monk», 1965).
Композиция появилась на альбоме пианиста Билла Эванса «Trio 64», где может служить образцом взаимодействия с Гэри Пикоком на контрабасе и Полом Моушном на барабанах.
Сам Деннис особенно высоко оценил интерпретацию Клэра Фишера, которую тот выпустил на альбоме «Alone Together» в 1977-м.
В 1974-м году Синатра попросил у уже пожилого Адэйра новый текст для «Everything Happens To Me». Оно и понятно: после развода с Авой Гарднер, проблем с голосом, ухода на пенсию и возвращения на сцену на пороге собственного 60-летия уже нельзя, как раньше, петь про перенесенные корь и свинку (measles and the mumps). Адэйр прислал в ответ новые куплеты, более мрачные и тяжеловесные — о том, что поймать радугу за всю жизнь так и не удалось, а на дне стакана её не найти; о том, что казино всегда выигрывает, а зимы становятся всё холоднее.
Критики писали, что самое сложное для вокалиста — подобрать правильную интонацию к тексту. Каждый решает задачу по-своему. Чет Бейкер, чья вариация стала чуть ли не популярнее оригинала, выбирает характерную меланхолию.
Элла Фицджералд рассказывает о трудностях с неизменным достоинством и даже иронией.
А Билли Холидэй — с горечью.
Автор песни, Мэтт Деннис, исполнял песню на сольных выступлениях в 50-х в более быстром темпе, как будто стараясь побыстрее закончить с номером, и добавлял еще один куплет: «I tried to sing a song but the conversation flowed…», который на записи постоянно прерывается посторонними звуками.
В 2019 году режиссер Вуди Аллен стряхнул пыль с «Everything Happens To Me»: в его фильме «Дождливый день в Нью-Йорке» молодой актер Тимоти Шаламе поет эту песню для поп-звезды Селены Гомез.
Я выбираю день для гольфа — и будь уверен, пойдет дождь,
Зову друзей — сосед кричит, что с нами не уснешь,
Должно быть так и проживу, болея и спеша,
Со мною все идет не так…
«Всё происходит со мной» — буквальный, вроде бы неправильный и всё же точный перевод названия. В нём заложено не только чувство бессилия, но и восхищение перед жизнью, которая даёт человеку тысячи возможностей и одновременно находит тысячи способов его разочаровать. Не ты её живешь, а она проживает тебя, случается с тобой. Опять же, самое сложное — выбрать, как к этому относиться.