Что такое гаддем в рэпе
Разбор альбома Брутто «Гаддем 2»
Напишите обзор на альбом «Гаддем 2» так, чтобы он уместился в один твит
Александр Горбачев, журналист, сценарист студии Lorem Ipsum, редакционный советник ИМИ, редактор книги «Не надо стесняться», автор канала «новая музыка. максимально коротко»: Самый афористичный рэпер России стреляет панчами про криминальную жизнь и ее последствия — и наконец получает признание. По дороге, правда, растеряв песни.
Андрей Недашковский: Альбом про ностальгию и быстротечность времени, рассказанный средствами гангста-рэпа.
Николай Редькин, ютуб Вписка, телеграм Сломаные пляски: Говорили, что стендап — новый рэп. Брутто развернул этот тезис в ту сторону, что и рэп — новый стендап.
Любимый трек на «Гаддем 2»
Александр Горбачев: «Панда». Во-первых, это ключевой по смыслу трек альбома: «Поем что-то про свои пистолеты, хотя толком-то и не стреляли». Во-вторых, абсолютно грандиозный выход Нилетто — по тому, как тонко тут уловлена вот эта тоска по детству, это сравнимо со вторым куплетом песни «Под небом салатовым», а с ним мало что сравнимо.
Андрей Недашковский: «Панда». Фит с мистером «Любимка» казался несколько сомнительной затеей. Но Niletto ювелирно настроился на ретро-волну Брутто и нащупал тонкий баланс между кринжовыми строчками (про «адидас») и бьющими в цель (про сковородку, которая старше всех в доме).
Николай Редькин: «Пацаны на эйрмаксах» (нравятся отсылки, которые интересно разобрать, да и припев балдежный) и «Модель» (звучит ровно в тот момент, когда ты уже стал уставать от криминальной тематики — и становится необходимым перерывом). Еще, наверное, «Бандит».
Лишний трек на «Гаддем 2»
Александр Горбачев: Не скажу, что тут есть что-то лишнее, скорее многого не хватает. Прежде всего — песен со сложным нарративом, какие Брутто умеет делать едва ли не лучше всех на русском. Собственно, одна «Шаде» стоит всего этого альбома, к моему глубокому сожалению.
Андрей Недашковский: «745». Песня про продажного кента, которой участие Рыночных Отношений добавляет 100 очков в графе «убедительность». Брутто историю о попадании в тюрьму к финалу своего куплета превращает в безрадостный портрет человека перекати-поле. Он выходит на свободу, возвращается на родной район и ничего там не узнает. Крутая фактура, бери и развивай. Но потом вступают Ост с Брази и утаскивают историю обратно за решетку. «Там» Рынку показалось интереснее, чем «тут». Мне — нет.
Николай Редькин: Не нашел такого, это очень правильно сбалансированный альбом. Первый «Гаддем» тоже был хорош, но после него оставалось ощущение недосказанности, хотелось еще. Здесь все досказано.
Самая запомнившаяся строчка с альбома
Александр Горбачев: Самый сложный вопрос в данном случае, поэтому выберу две. Одну у Брутто: «Для моей мамы правила “Аэрофлота” — ***** / Она обеспечит маской сначала меня». Другую — у Нилетто: «Эта сковорода всегда была старше меня / Жизнь поменялась, сковорода осталась».
Андрей Недашковский: «В мое время вообще было грустно: в мое время ***лись под Энигму и Уитни Хьюстон». Брутто умеет находить неочевидные приметы времени, чтобы небанально раскрывать историю.
И я заулыбался на строчке: «Мне для улицы мама купила ботинки, а Анару купили полуботинки». Анар — это ВесЪ из Каспийского груза. Кто не понял юмор, найдите их совместное фото.
Николай Редькин: «За окном снежинки кружатся метелью так дико / ты читаешь книгу Пауло Коэльо — бич-книга»
Что больше всего не понравилось?
Александр Горбачев: То, что панчи только в «Панде» складываются в по-настоящему сильную песню, а в остальном это повторение пройденного — причем раньше было лучше.
Андрей Недашковский: “Гаддем 2” — скорее работа на аудиторию Каспийского Груза, хотя лучшие вещи у Брутто получаются, когда он делает шаг в сторону. Поэтому второй «Шадэ» или «Istanbul» здесь нет.
Мы приближаемся к вопросу о том, за какой чертой авторский почерк превращается в самоповтор. Понятно, почему Брутто продолжает работать в границах криминальной темы. Во-первых, этого ждет аудитория. Во-вторых, это динамичные герои, представители среды, про которую столько всего можно придумать. Но чтобы раз за разом убедительно писать про “людей, которые красят дома”, надо иногда писать и про людей, которые реально красят дома.
Николай Редькин: Нет песни, сравнимой с «Шадэ», которая была на первом «Гаддеме».
Тут можно порассуждать о продакшне
Александр Горбачев: Тоже ничего нового для автора: дымка, кивки на актуальный звук плюс ювелирно найденные сэмплы. Особенно хороши всякие отсылки к прошлому криминального рэпа — я не слишком погружен в контекст, но порадовался дешифровкам.
Андрей Недашковский: Не самый передовой звук, но он сидит на Брутто как костюм в полоску — на бойцах Фрэнка Лукаса. Интереснее то, с каким вниманием к мелочам Брутто конструирует свои инструменталы. Мелодия для него — полдела. Здесь важны короткие вставки и отсылки на уровне сэмплов, в которых интересно копаться. Они всегда дополняют тематику трека — будь это фрагмент из фильма «Жмурки» или отрывок стендапа.
Николай Редькин: Нравится акцент на деталях (альбом начинается и заканчивается цитатами из Дрейка, разбросанные везде отсылки-пасхалки, сэмплы, цитаты) — так бывает, когда сам же автор занимается продакшном и может зашивать туда все, что хочет.
Что «Гаддем 2» добавляет к наследию Брутто и Каспийского груза?
Александр Горбачев: Кажется, две вещи. Первое: на моей памяти это первый у него по-настоящему большой успех: первые места в стримингах, широкое обсуждение в соцсетях. И мне, честно говоря, немного жалко, что этот успех приходит к самому слабому с сонграйтерской точки зрения альбому Брутто; что все обсуждают панчи Брутто, а не то, как он конструирует истории. Хотелось бы верить, что все это приведет к тому, что альбом «Сторона А Сторона Б» заслуженно встанет на горе Рашмор русского рэпа 2015 года вровень с «Горгородом», «Домом с нормальными явлениями» и «Марабу», но верится с трудом.
Второе: по интонациям альбома и его общей морали возникает ощущение, что Брутто прощается с криминально-пацанской тематикой — и честно говоря, хочется, чтобы это ощущение подтвердилось. Мне было бы очень любопытно послушать Брутто в каком-то другом антропологическом контексте — ну, скажем, целый альбом от лица персонажа песни «Город невест».
Андрей Недашковский: Не сказал бы, что что-то добавляет. Сюжетный альбом от Брутто и ВесЪа мы уже слышали («Саундтрек к так и не снятому фильму»), да и ностальгическая тема, хоть и не так очевидно, но раскрывалась на первом «Гаддеме». Сиквел — это обойма крепких песен, где слушателя, возможно, даже слишком нарочито стараются развлечь. Обратите внимание, как Брутто собирает свои куплеты. Рисунок его рифмовки меняется каждые четыре строчки, он вставляет панчлайны даже там, где стендаперы бы сделали передышку, чтобы дать зрителю отдышаться. Это иногда оказывает обратный эффект: за мишурой панчлайнов теряется сквозная тема.
Николай Редькин: Каспийский Груз и Брутто часто воспринимали однобоко. Сейчас восприятие меняется — и люди начинают видеть в Брутто в первую очередь человека, влюбленного в слово. Да и весь альбом — это рефлексия о ненужности человека в наступившем времени, новая краска в палитре Брутто.
Как альбом звучит на фоне другой отечественной музыки в 2021?
Александр Горбачев: Не очень понимаю вопрос. Скажу так: я слушаю не так много русского хип-хопа, но в мой топ-3 за год в этой номинации «Гаддем 2» не войдет. Ужасно жаль, потому что я большой поклонник почти всего, что Брутто делал раньше.
Андрей Недашковский: Криминальный рэп в России омолодился, стал карикатурным. Песни про рэкет и бригаду сменили сюжеты про дарквеб и про то, как «скамить мамонта». Это, конечно, не единственное, по чему тоскует Брутто на «Гаддем-2». Но мне кажется, что вставки про то, что “мы — последнее поколение, которое называет себя “пацанами” — это не только про уличные понятия, но и про внутрицеховые.
Николай Редькин: Мощно. Но тут дело в том, что и фон достаточно блеклый.
Брутто — о распаде Каспийского Груза и альбоме «ГАДДЕМ»
«ГАДДЕМ» — первый альбом участника Каспийского Груза, выпущенный после того, как группа объявила о приостановке деятельности в 2017 году. В нашем интервью Брутто рассказал о творческом кризисе и старте сольной карьеры, своем отношении к новому рэпу, онлайн и оффлайн-баттлам и многом другом.
О знакомстве с хип-хопом
Первый рэп, который появился в Азербайджане, — это 2Pac. Огромное количество ребят, не знавших ни английского, ни русского, выучили наизусть «Hit ‘Em Up». Потом я открыл для себя Biggie и всю сцену конца 1990-х. Меня однозначно вдохновляли Wu-Tang и все, что с ними связано. Мы искали ребят типа Killarmy и Gravediggaz. Еще я люблю Busta Rhymes — обожаю его альбомы, не могу слушать просто отдельные песни. Точно так же, альбомами, я слушаю Redman.
Сначала тебя впечатляет техника. Потом, когда ты становишься старше, тебе хочется слышать слова, которые с тобой ассоциируются. Поэтому чуть позже в моем плейлисте появился 50 Cent — человек, который символизирует конец эпохи старого рэпа и начало эпохи ньюскула. У него были и слова, и панчи.
О никнейме
Мы решили выбрать никнеймы, связанные с весом, исходя из названия Каспийский Груз: ВесЪ и Брутто. Было бы логично назваться Брутто и Нетто, но меня было бы всегда больше.
Название Каспийский Груз тоже появилось очень просто. Когда я писал инструменталы в начале нулевых, я их всегда называл, просто стукнув по клавиатуре. Потом я понял, что в этой куче минусов ничего не могу для себя отыскать. Тогда я начал называть их конкретно — словами, словосочетаниями. Был какой-то инструментал, который назывался «Каспийский груз». Когда я его слушал, мне представлялись баржи, незаконные движухи — что-то из голливудского кино.
Когда мы подбирали название для нашего дуэта, мне попался этот инструментал. Каспийский Груз — это звучное название, которое отражает, откуда мы (Баку — это побережье Каспийского моря). Раз это Груз, значит, внутри что-то есть — законное или незаконное.
О распаде Каспийского Груза
Мы пришли к общему мнению, что реально исписались, и через годик-два будем не особо нужны публике. Меняется мода, тренды, звучание, люди стали уделять меньше внимания словам и больше — вайбу.
На меня влиял еще один фактор. Когда я раньше писал куплет, с трудом и со скрипом, ко мне приходило ощущение полного удовлетворения и непонятное чувство: как я вот так взял и вышел на эту тему? Так было в 2013-14-15 годах, но потом это чувство потихоньку тускнело. В конце 2016 года я вообще не получал никакого удовольствия от этого процесса. Мои тексты меня вообще не удовлетворяли, и это было показателем.
Параллельно у меня были мысли по поводу Майка Тайсона и кучи разных спортсменов. Я думал: «Братан, если бы ты вовремя ушел, ты бы был звездой в моем сердце. А сейчас ты снимаешься в массовках, идешь как мальчик для бития на какие-то стремные ринги».
Все эти мысли подтолкнули меня поговорить с Анаром и закончить на хорошей ноте. Мы договорились, что, если в будущем у нас какая-то чакра откроется, мы продолжим. Он полностью со мной согласился.
О творческом перерыве
Я тратил время на семью, отдых, ремонт одной квартиры, другой квартиры. У меня маленькая дочка, поэтому я просто чувствовал себя отцом и был счастлив. И сейчас, естественно, счастлив. Я очень рад, что я не пропускаю важные моменты в жизни своей семьи. Моя дочка сейчас в таком возрасте, что каждый день выдает что-то новое. Когда ты это замечаешь, твоя жизнь играет другими красками.
О сольной карьере
После того, как мы объявили, что заканчиваем карьеру, мне поступило несколько предложений по гострайтингу, но я ничего не смог написать. Мне комфортнее писать в своем образе. Когда я выхожу из него, я абсолютно простой, закомплексованный, скромный парнишка.
Прошло время, и абсолютно нечаянно я написал песню «Шаде».
Это было на гастролях: после концерта я пришел в свой номер и не мог заснуть. У меня на телефоне не было инструменталов, только чужие песни. Был альбом Sampha — очень крутого певца и композитора, сотрудничавшего с Дрейком. Я с особым трепетом слушал его песни, потому что он потерял маму, переехал в лес и перевез туда все свое оборудование. Там он записал альбом «Process», полностью свел его и выпустил его бесплатно. Потом через некоторое время лейблы очухались и выпустили его на стриминг-площадках. В общем, я поставил его альбом и начал писать.
Тогда я сел за минуса (все инструменталы на альбоме «ГАДДЕМ» — мои). Получалась музыка, которая вдохновляла меня на следующие и следующие тексты. Так нарисовался альбом.
Об альбоме «ГАДДЕМ»
Если раньше в моем творчестве всегда была тематика 1990-х, то в альбоме «ГАДДЕМ» я перепрыгиваю в 2000-е. Писать про этот период для меня более органично.
Начало 2000-х — это переломный момент, когда люди из 1990-х пытались стать частью нового общества, а оно их потихоньку выдавливало. Я наблюдал со стороны, как наши герои, которые у нас на районе были звездами, спивались, умирали, шли работать малярами.
О лучшей песне альбома
Когда я писал этот альбом, я старался, чтобы все песни были разными. Начиная с bpm и заканчивая настроением, манерой исполнения и так далее. Первое, что приходит на ум, — песня «Дождь». Она мне очень нравится, потому что в ней много меня.
Еще мне нравится «Шаде», но это просто история, которую я описал. А вот «Дождь» мне очень близка.
Об обложке альбома «ГАДДЕМ»
Впервые я придумал обложку с сюжетом. Ее реализовывал для меня Саша GEX — очень крутой клипмейкер из Ростова. Он снимал большую часть клипов Пики, Кравца, для Айзы несколько клипов.
Рабочее название альбома — «Кинотеатр “Дружба”». Обложка — это фрагмент из одноименной песни: чувак понимает, что за ним хвост, паркуется в первом попавшемся месте (около кинотеатра «Дружба»), и до конца песни непонятно, что с ним случится. Обложка показывает, что за ним все-таки выбегают и берут его.
О баттлах
Мне очень нравится наблюдать за баттлами — смотреть, слушать, удивляться, искренне смеяться. Я сам думал об участии в баттлах, но каждый раз убеждался, что просто не вывезу — однозначно проиграю по харизме, подаче, потому что буду впервые стоять в этом кругу и волноваться.
Тема онлайн-баттлов мне никогда не была понятна и интересна. Писать песню ради чего-то — это уже немножечко странно. Мне кажется, что она должна сама родиться.
Я жил в Баку. В период популярности онлайн-баттлов у меня не было ни интернета, ни компьютера. Я, допустим, только пару лет назад узнал, что Грязный Луи участвовал в каком-то из таких баттлов. ST1M и так далее — я вообще их не знал. Только сейчас я понимаю, что у этих ребят когда-то были конфликты, и сейчас они возобновлены. Эта предыстория прошла мимо меня.
О молодых артистах
Мне всегда очень нравится то, чего я никогда в жизни не смогу повторить. Допустим, я большой фанат Пики. Причем все знают Пику по одной песне, а я вообще не считаю ее особо важной.
Еще мне очень нравится Корж — я никогда в жизни не смогу так написать, спеть и подать. По этому же принципу мне нравится вайб Big Baby Tape. Позиция Yanix мне тоже близка — он панчит на свою тему и свою аудиторию, но у него есть панчи, вордплеи и все такое.
О музыке в стиле Rauf & Faik и HammAli & Navai
Сейчас все — околорэп. Если посмотреть на российскую сцену и взять топ рэперов — кто из них вообще делает рэп? Возьмем людей, которые ездят и собирают: Noize — он что, стопроцентный рэпер? Там и рока полно, и гранжа, и он поет. Все куда-то мутировало.
Если говорить про моих земляков: когда я чувствую, что песня написана ради стримов, лайков и так далее, я такую песню отторгаю. Землякам всем привет, но музыку вроде Rauf & Faik, HammAli & Navai я не слушаю и на плей ни разу не нажимал.
О планах
Моему концертному директору приходит очень много предложений о сольных выступлениях в связи с тем, что я выпустил альбом. Но я пока не тороплюсь с лайвами, потому что во многих городах мы дали прощальные концерты, и будет очень некрасиво врываться еще раз. Но у нас был концерт с бэндом в Москве, в клубе «16 тонн». Мы записали его на видео и выложили на YouTube. Все песни мы полностью переаранжировали для живого звука, и они зазвучали кардинально по-другому.
О фитах
В первое время, когда мы только вернулись в рэп-игру, мы записали огромное количество совместных работ со всеми, с кем были более-менее на одной волне. Потом желание писать совместки утихло.
В 2017 году на прощальном альбоме «Саундтрек к так и не снятому фильму» у нас были две совместные работы — на тот момент совместки мечты. Всю жизнь я мечтал записать что-то с Влади. Loc-Dog долгое время не звучал у меня в плеере — он тоже прошел мимо меня. А потом я его расслушал и понял, что он очень большой поэт.
Сейчас у меня предвзятое отношение к совместкам, потому что это определенный поиск компромиссов. Плюс с точки зрения бюрократии и бумажек это стало настолько сложно, что даже не хочется этим заморачиваться.
Я недавно послушал последний альбом Face, и 70% мне очень понравилось. С ним я бы записался. Но мне кажется, что делать целую песню политической и оппозиционной — это вульгарно. Это слишком ярко-красная помада. Нужно взять какую-то нейтральную тему и в нее вкраплять 2-3 панчлайна, которые будут отражать твою позицию. Но в целом песня должна быть о чем-то большем, чем политическая повестка.
От бадибэга до байта: гид по рэп-сленгу, после которого можно сразу залетать на баттл
Я приготовил бадибэги всем ноунеймам, кто нас диссит. Playboy флексит вместе с групис, Playboy флексит даже в кризис.
Здесь и далее фото unsplash.com
Буквально несколько лет назад российское общество сотрясла новость о противостоянии двух матерых рэперов — Оксимирона и Гнойного. Они встретились в рамках проекта Versus Battle, облили друг друга грязью в стихотворной форме и на несколько недель стали главной культурной сенсацией современности.
Двух артистов обсуждали буквально все — от главных телеведущих федеральных каналов и солидных политиков в галстуках до простых обывателей (не шарящих за рэп) и их любопытных бабушек. Надо признать, что далеко не все поняли, почему вокруг какого-то интернет-события поднялось столько хайпа, и почему эти ноунеймы так много сквернословили, называя свои строчки рил током.
Но процесс уже было не остановить. Культура баттлов, да и рэпа в целом еще плотнее вошла в повседневность непритязательного российского слушателя, дав ему новые смыслы и потребность быть в теме.
Несмотря на то, что сейчас в России рэперские батлы почти полностью утратили свою актуальность, вернувшись в дремучий андерграунд, интерес к самому рэпу по-прежнему остается большим. Вместе с этим растет потребность понимать, о чем вообще читают все эти эмси, выдавая в каждой строчке по новому неизвестному слову.
Будучи рэпером со стажем (рил ток), я постараюсь ввести тебя в курс дела и познакомить с основными понятиями, которыми оперируют современные артисты. После того, как все запомнишь, можешь смело залетать на баттл (если их еще где-то проводят).
Gadem
Смотреть что такое «Gadem» в других словарях:
Gadem — (auch Gaden) Smn Haus mit nur einem Raum u.ä. per. Wortschatz arch. reg. (8. Jh.), mhd. gadem, gaden n., ahd. gadum, gadem n., mndd. gadem, gām n. Stammwort Herkunft unklar. ✎ Törnqvist, N. NPhM 61 (1960), 153 159. deutsch d … Etymologisches Wörterbuch der deutschen sprache
Gadem — (Gaden, altdeutsch), Haus, Hütte; Kammer, Verkaufsladen; Stockwerk. Gademer, Häusler … Kleines Konversations-Lexikon
Gadem — Salzsieder Gademe in Unna Königsborn, um 1780 erbaut Der Ausdruck Gaden (auch Gadem, i.d.R. sächlich) bezeichnet in der Architektur ein einräumiges Haus oder ein einzelne Räumlichkeit. Auch als altes Maß für Bauholz findet sich das Wort.… … Deutsch Wikipedia
Gaden — Salzsieder Gademe in Unna Königsborn, um 1780 erbaut Der Ausdruck Gaden (auch Gadem, meist sächlich, im Schweizerdeutschen meist männlich) bezeichnet in der Architektur ein einräumiges Haus oder eine einzelne Räumlichkeit. Auch als altes Maß für… … Deutsch Wikipedia
Wartburg (Burg) — Die Wartburg bei Eisenach Die Wartburg – Palas (ganz links) und Bergfried … Deutsch Wikipedia
Wartburg — Die Wartburg bei Eisenach Panorama … Deutsch Wikipedia
Gademer — Berufsname zu mhd. gadem, gaden »Kammer«, mnd. gadem »Bude, Kramladen«, fnhd. gadem »Laden, Werkstatt« für einen Kleinhändler, Krämer … Wörterbuch der deutschen familiennamen
gadma — *gadma, *gadmaz germ., stark. Maskulinum (a): nhd. Raum; ne. room; Rekontruktionsbasis: afries., anfrk., ahd.; Etymologie: unbekannt; Weiterleben: afries … Germanisches Wörterbuch
Gartentür — Japanischer Garten in Australien Ein Garten ist ein abgegrenztes Stück Land, in dem Pflanzen unter mehr oder minder intensiver Pflege mit Hilfe von Gartengeräten angebaut werden (Gartenwirtschaft/Gartenbau). Gärten werden nicht nur angelegt, um… … Deutsch Wikipedia
Gärtnern — Japanischer Garten in Australien Ein Garten ist ein abgegrenztes Stück Land, in dem Pflanzen unter mehr oder minder intensiver Pflege mit Hilfe von Gartengeräten angebaut werden (Gartenwirtschaft/Gartenbau). Gärten werden nicht nur angelegt, um… … Deutsch Wikipedia
Episodios de Astroboy — Anexo:Episodios de Astroboy Saltar a navegación, búsqueda Artículo principal: Astroboy Contenido 1 Guía de episodios original 1.1 Astroboy Serie 1 (1963) 1.2 Astroboy Serie 2 (1980) … Wikipedia Español