Что такое гемиола в музыке
Гемиола
Резюме
Определение и примеры
— Жан-Жак Руссо, Музыкальный словарь
Пример 1
Вот переписанный предыдущий отрывок, который делает гемиолу более заметной:
Здесь гемиола удваивает темп, поскольку два такта 3/8 становятся одним тактом 3/4. В музыке барокко гемиола часто вставляется в тройные такты.
Обычное использование на Западе
Гемиола барокко почти систематически интегрируется в каденцию в конце предложения ( большую часть времени идеальная каденция ). Нарушение гемиолой ритмической регулярности произведения затем позволяет привлечь внимание слушателя к каденциальному движению, завершающему музыкальное произведение или одну из его частей.
Моцарт берет противоположность этой традиции в менуэте ( 3- я часть) своей 40- й симфонии. Recordare его Реквиема полон, каждый солист фраза заканчивая Hemiola, а финал этого движения, связав три в ряде. Гемиола присутствует в начале движения скрипки с 2-долной структурой фраз (более 3-х тактов), в то время как бас (виолончели и контрабасы) предлагает 3-дольный аккомпанемент, как указано в размере.
Значения
Как и любой другой музыкальный, ритмический или интервальный рисунок, использование гемиолы не лишено смысла.
В музыке барокко это дает ощущение пространства, легкости, владения временем, поскольку вы имеете право играть с вашими обычными «дедлайнами» и перемещать их (акценты в начале такта или в середине), возвращаясь в договоренность о следующем баре. Более того, это понятие контролируемой свободы в высшей степени причудливо. Можно задаться вопросом, до какой степени «игра» с бинарной серединой, немного подталкивая ее, является способом выразить потенциальную непокорность элементов или, наоборот, вызвать необычный ритм, мимоходом, прямо перед традиционным совершенная каденция., заключается не в дальнейшем установлении всемогущества исходного ритма, а в его несменяемости.
У Бетховена финал 5-го концерта начинается с короткого полубара из одного такта (3/4 в правой руке, 6/8 в левой), что придает основной теме необычную для того времени динамику.
В другом месте
Формы гемиолы встречаются во многих традиционных и классических репертуарах по всему миру. Центральноевропейская музыка регулярно призывает к этому: аккомпанирующие инструменты заботятся о стабильном ритме, скрипка или сольный голос меняют акценты, соблюдая общую метрику, создавая впечатление смены и импровизации.
solfamusictheory
This WordPress.com. site is about music theory and methodology
гемиола
Ритм. Метр. Темп
Ритм (с греч. ῥέω– течь) в широком смысле – форма протекания во времени каких-либо процессов (например, ритм жизни, ритм сердечных сокращений, ритм формы).
Музыкальный ритм – временная сторона мелодии, гармонии, фактуры, тематизма и др. элементов музыкального языка, а также система соотношений звуков во времени. Основоположником учения о ритме считается древнегреческий философ и теоретик музыки Аристоксен.
Ритмический рисунок – последовательный ряд длительностей звуков.
Основной вид ритмического деления бинарный – 2:1
В музыке также используются особые виды ритмического деления – деление длительностей не на 2, а на произвольное количество равных частей – на три (триоль), на пять (квинтоль), на шесть (секстоль), на семь(септоль), на девять (новемоль).
Последовательное сочетание двух или нескольких видов ритмического деления (например, соединение дуолей с триолями) называется полиритмией:
Метр – это организация ритма путем чередования сильных и слабых метрических долей такта.
Такт – это отрезок музыкального времени от одной сильной доли до другой. Затакт – это неполный такт, в котором отсутствует сильная доля. Затакт и последний такт по сумме длительностей образуют полный такт.
Метрическая доля – единица пульсации, выраженная в знаменателе дроби, обозначающей размер.
Сложными смешанными называются метры и размеры, образующиеся от слияния неоднородных простых метров (двухдольных и трехдольных). Такты в сложных смешанных метрах и размерах имеют 5, 7, 10, 11 и т.д. долей. В пятидольных тактах группировка (рассановка акцентов) может выглядеть следующим образом: 2+3 или 3+2. В семидольных тактах – 3+2+2; 2+3+2 или 2+2+3.
Переменный метр – изменяющийся на протяжении одного произведения метр.
Сложные смешанные метры и переменный метр – явления, связанные с метрической нерегулярностью.
Синкопа (от греч. sygkopn – усечение, пропуск чего-либо) – это метроритмический диссонанс, смещение акцента с сильной доли на слабую. Синкопы подразделяются на простые и сложные, внутритактовые и межтактовые:
Гемиола (от греч. – полуторный) – метроритмический диссонанс, двухдольное акцентирование в трехдольных тактах:
Полиметрия (не путать с полиритмией) – одновременное сочетание разных метров (например, в опере В. А. Моцарта “Дон Жуан” в сцене бала одновременно сочетаются три танца в размерах 3/4, 2/4 и 3/8).
Пример полиметрии (в верхней партии размер можно было обозначить как 3/4 и 6/8):
Группировка длительностей – объединение длительностей в группы при помощи ребер и лиг. В простых метрах длительности группируются по метрическим долям, в сложных и смешанных размерах – по образующим их простым тактам. Группировка длительностей должна облегчать чтение нотного текста.
В вокальной музыке ноты группируются по слогам словесного текста. Длительности не объединяются в группы, если на каждую из них приходится по одному слогу стиха.
Темп – скорость исполнения, частота пульсации метрических долей.
Метроном (от греч. μέτροn — мера, nόμος — закон) — прибор для определения темпа исполнения муз. произведения. Метроном системы Мельцеля :
Итальянские темповые обозначения
Итальянский | Русский |
grave | гра́вэ — очень медленно, значительно, торжественно, тяжело |
largo | ла́рго — широко, очень медленно |
largamente | ларгамэ́нтэ — протяжно |
adagio | ада́жио — медленно, спокойно |
lento | ле́нто — медленно, слабо, тихо, скорее, чем largo |
lentamente | лентамэ́нтэ — медленно, слабо, тихо, скорее, чем lento |
larghetto | ларгэ́тто — довольно широко |
andante assai | анда́нтэ асса́и — очень спокойным шагом |
adagietto | адажиэ́тто — довольно медленно, но подвижнее, чем adagio |
andante | анда́нтэ — умеренный темп, в характере шага (букв. «идя») |
andante maestoso | анда́нтэ маэсто́зо — торжественным шагом |
andante mosso | анда́нтэ мо́ссо — оживлённым шагом |
comodo, comodamente | комо́до, комодамэ́нтэ — удобно, непринуждённо, неспеша |
andante non troppo | анда́нтэ нон тро́ппо — небыстрым шагом |
andante con moto | анда́нтэ кон мо́то — удобно, непринуждённо, неспеша |
andantino | анданти́но — скорее, чем andante, но медленнее, чем allegretto |
moderato assai | модера́то асса́и — очень умеренно |
moderato | модера́то — умеренно, сдержанно, средний темп между andante и allegro |
con moto | кон мо́то — с движением |
allegretto moderato | аллегрэ́тто модера́то — умеренно оживлённо |
allegretto | аллегрэ́тто — медленнее, чем allegro, но скорее, чем andante |
allegretto mosso | аллегрэ́тто мо́ссо — быстрее, чем allegretto |
animato | анима́то — оживлённо |
animato assai | анима́то асса́и — очень оживлённо |
allegro moderato | алле́гро модера́то — умеренно быстро |
tempo di marcia | тэмпо ди ма́рча — в темпе марша |
allegro non troppo | алле́гро нон тро́ппо — быстро, но не слишком |
allegro tranquillo | алле́гро транкуи́лло — быстро, но спокойно |
allegro | алле́гро — скорый темп (буквально: «весело») |
allegro molto | алле́гро мо́льто — весьма быстро |
allegro assai | алле́гро асса́и — весьма быстро |
allegro agitato, allegro animato | алле́гро аджита́то — весьма быстро, взволнованно |
allegro vivace | алле́гро вива́че — значительно быстро |
vivo, vivace | ви́во, вива́че — быстро, живо, быстрее, чем allegro, медленнее, чем presto |
presto | прэ́сто — быстро |
prestissimo | прэсти́ссимо — в высшей степени быстро |
Агогика (с греч. – увод, унесение) – небольшие отклонения от темпа, обусловленные выразительностью исполнения. Например, tempo rubato.
accel. (accelerando) – ускоряя
string. (stringendo) – ускоряя
ritard. (ritardando) – замедляя
rall. (rallentando) – замедляя.
Ритм, метр и темп являются важными средствами музыкальной выразительности. Они выявляют характер и жанровые особенности музыкальных произведений.
Холопова В. Ритм //Музыкальная энциклопедия. Под ред. Ю. В. Келдыша.– М.,1973—1982.
Холопова В. Музыкальный ритм.– М.,1980.
Ямпольский И. Мельцель И.//Музыкальная энциклопедия. Под ред. Ю. В. Келдыша.– М.,1973—1982.
СОДЕРЖАНИЕ
В западной художественной музыке
В некоторой европейской художественной музыке полиритмия периодически противоречит преобладающему метру. Например, в опере Моцарта « Дон Жуан» слышно, как два оркестра играют вместе в разных метрах ( 3
4 а также 2
4 ):
Позже к ним присоединяется третья группа, играющая в 3
8 время.
В «Снег танцует» из сюиты « Детский уголок» Дебюсси вводит мелодию «на статичном повторяющемся си-бемоле, составленном в перекрестных ритмах с тройным делением, которые смещают этот слой независимо от шестнадцатых нот, составляющих две линии танцующих снежинок. под этим.» «В этом разделе большого внимания к точности ритмов требует полиритмическое наложение педалей, остинато и мелодии».
Гемиола
Полиритмия, а не полиметр
Композитная гемиола
Четыре ноты остинато картина Николая Леонтовича «с„ Кэрол в колокола “(первый такт ниже) является композицией двух-трех против- Hemiola (вторая мера).
Кросс-ритм
Финал симфонии № 2 Брамса отличается мощным отрывком, в котором превалирующий размер четырех долей такта нарушается. Вот отрывок, отмеченный в партитуре:
Вот тот же отрывок, измененный, чтобы прояснить, как ухо может на самом деле ощущать изменение метра:
Музыкальные традиции стран Африки к югу от Сахары
Сравнение счетчиков в Европе и странах Африки к югу от Сахары
Принцип генерации
Адаптивные инструменты
3: 2 кросс-ритм
2: 3 кросс-ритм
Знаменитый джазовый барабанщик Элвин Джонс использовал противоположный подход, наложив два перекрестных удара на каждый такт 3
4 джазовый вальс (2: 3). Это качнулось 3
4 пожалуй, самый распространенный пример открытого перекрестного ритма в джазе. В 1963 году Джон Колтрейн записал «Afro Blue» с Элвином Джонсом на барабанах. Колтрейн изменил метрическую иерархию композиции Сантамарии, исполнив ее вместо 3
4 качели (2: 3).
В популярной музыке
Группа Queen использовала полиритм в своей песне 1974 года » The March of the Black Queen » с 8
8 а также 12
8 подписи времени.
На протяжении всего альбома Talking Heads ‘ Remain in Light использовали плотные полиритмы, особенно в песне «The Great Curve».
Megadeth часто использует полиритмичность в игре на ударных, особенно в таких песнях, как «Sleepwalker» или финал «My Last Words», которые обе играются в формате 2: 3.
Aphex Twin широко использует полиритмы в своих электронных композициях.
Бритни Спирс сингл « До World Ends » (выпущен марта 2011) использует 4: 3 поперечный ритм в его крюке.
Заключительная часть песни «Animals» из альбома группы Muse » Второй закон » использует 5
4 а также 4
4 размер гитары и ударных соответственно.
В национальной песне » Fake Empire » используется полиритм 4 на 3.
В песне Cars » Touch and Go » есть 5
4 ритм в драм-н-бэйсе и 4
4 ритм в клавишах и вокале.
King Gizzard широко использовал полиритмы в своем альбоме Polygondwanaland и во всей своей дискографии.
Примеры
2-х тактный ритм | Икс | Икс | Икс | Икс | Икс | Икс | Икс | Икс | Икс | Икс | Икс | Икс |
3-х тактный ритм | Икс | Икс | Икс | Икс | Икс | Икс | Икс | Икс |
Подобные фразы для полиритмии 4 против 3: «пройти золотое масло» или «пройти чертово масло» и «какая ужасная погода» (или «какая чушь» в британском английском); Полиритм 4 против 3 показан ниже.
В Музыка, гемиола (также гемиолия) это соотношение 3: 2. Эквивалентный латинский термин сесквиальтера. В смоле, гемиола относится к интервалу идеальный пятый. В ритм, гемиола относится к трем удары равной ценности по времени, обычно занимаемому двумя ударами.
Содержание
Этимология
Слово гемиола происходит от греческого прилагательного ἡμιόλιος, гемиолия, что означает «содержащий половину», «снова вдвое меньше», «в соотношении полтора к одному (3: 2), как в музыкальных звуках». [1] Слова «hemiola» и «sesquialtera» означают соотношение 3: 2, и в музыке впервые использовались для описания отношения высоты звука. Разделив строку монохорд в этом соотношении производит интервал из идеальный пятый. Начиная с 15 века, оба слова также использовались для описания ритмических отношений, в частности, замены (обычно с использованием окраска- красные ноты вместо черных или черные вместо «белых», пустые заголовки) трех несовершенный примечания (разделенные на две части) для двух совершенных (разделенных на три части) в tempus perfectum или в Platio Maior. [2] [3]
Подача
Идеальный пятый
Гемиола может использоваться для описания отношения длин двух струн как три к двум (3: 2), которые вместе звучат идеальный пятый. [2] Ранние пифагорейцы, такие как Гиппас и Филолай, использовал этот термин в теоретико-музыкальный контекст означать идеальный пятый. [4]
Другие интервалы
Поздние греческие авторы, такие как Аристоксен и Птолемей используйте это слово для описания меньших интервалов, например, полуолического хроматический пикнон, что в полтора раза превышает размер полутон включая энгармонический пикнон. [6]
В ритм, гемиола относится к трем удары равной ценности по времени, обычно занимаемому двумя ударами. [7]
Вертикальная гемиола: sesquialtera
Оксфордский словарь музыки иллюстрирует гемиолу с наложением трех нот на время двух и наоборот. [8]
Музыка Африки к югу от Сахары
Информация о медиа
Поделиться медиа
Библиотека собирает всю информацию из открытых источников и предоставляет материалы только для ознакомительных целей. Если у вас возникли вопросы или есть претензии от правообладателей Ознакомьтесь с документацией
Информационный ресурс soundmain.ru является общедоступным для пользователей и осуществляет свою деятельность c соблюдением действующего законодательства РФ.
Администрация soundmain.ru не осуществляет контроль и не может отвечать за размещаемую пользователями на ресурсе soundmain.ru информацию.
Администрация ресурса отрицательно относится к нарушению авторских прав на информационном ресурсе soundmain.ru.
Посмотреть на карте
Звукорежиссер помогает сделать из творческого произведения «продукт», который передает заложенную автором идею слушателю. Фактически, этот специалист является связующим звеном между творчеством и технологиями, без него не обходится ни один концерт, кинофильм, театральное представление или шоу.
Звукорежиссер должен понимать акустику и физику звука, в чем могут хорошо помочь такие книги по звукорежиссуре: Modern Recording Techniques (Дэвид Майлс Хубер), Mixing Secrets For The Small Studio (Майк Сеньйор), The Art Of Mixing: A Visual Guide To Recording, Engineering And Production (Дэвид Гибсон), The Recording Engineer’s Handbook (Бобби Овсински);
Кроме этого, не забывайте читать статьи для звукорежиссеров, где можно почерпнуть не только информацию, но и некоторые хитрости опытных специалистов.