Что такое география 5 класс конспект домогацких
Урок в 5 классе «Что такое география»
Цель урока: Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях изучением которых они занимаются.
— осознавать необходимость изучения географии;
— проявление учебно- познавательного интереса к предмету.
— ставить учебную задачу;
— планировать свою деятельность;
— оценивать работу одноклассников;
— умение работать с текстом, выделять в нем главное.
— самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
— учиться критично относиться к своему мнению;
— понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории)
— кратко формулировать свои мысли в устной и письменной форме.
— объяснять специфику географии как науки;
— рациональное использование источников географических знаний в конкретных ситуациях.
— знать основные правила работы в кабинете.
Тип урока: Вводный урок. Урок изучения нового материала.
Понятия, номенклатура и персоналии: География, наука, Эратосфен.
Оборудование: физическая карта полушарий, глобусы, портреты путешественников, учебник, атлас.
Приветствие учащихся. Подготовка к уроку. Контроль посещаемости.
II. Актуализация опорных знаний.
Ребята, вы изучали природу в 4 классе. Как назывался ваш предмет. Предполагаемый ответ (Окружающий мир). Хорошо. А какой учебник вы принесли сегодня на урок? Как он называется? (география). Как вы думаете, какую науку мы будем изучать на наших уроках? (география).
Но прежде чем, начнем изучать этот предмет, давайте ознакомимся с учебником. В этом учебнике всего 28 параграфов. Это мало, но это не значит, что в нем мало для вас информации. География – это серьезная наука. И не всегда информация будет простой. В начале параграфа, вы заметили, есть три рубрики: вспомните, вы узнаете, как вы думаете. В тексте параграфа, есть выводы и повторим главное. В конце параграфа есть вопросы, одни проще, другие сложнее «Проверим знания». В конце каждого тематического раздела даны итоговые задания. В конце учебника находится краткий словарь основных терминов, которые необходимо знать. На уроках географии вы узнаете много нового, необычного, необходимого каждому образованному человеку.
Наверное, не найдется такого человека, который не сталкивался с географией. Скажите, зачем нужна эта наука? (предполагаемые ответы).
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все – и млад, и стар,
Что она – большущий шар.
Вопрос: О чем идет речь в этой загадке? ( о Земле)
Какая наука изучает природу Земли, население Земли? (география)
Все ли вы знаете о том, что изучает география? А хотели бы вы знать? Вам это интересно?
Как вы думаете, какая тема нашего урока? Попробуйте сформулировать тему урока? (Предполагаемые ответы: Что такое география, что изучает география….)
Формулировка темы, запись на доске, в тетради.
Исходя из темы, определите цель урока? Какова цель нашего урока сегодня? (предполагаемые ответы)
— Что является главным объектом изучения географии?
— Какие другие науки изучают Землю?
— Зачем человеку необходимо изучать Землю?
А сейчас давайте попробуем ответить на такие вопросы:
— Что означает «география» в переводе с древнегреческого? Сформулируйте сами это определение, что такое география?
— Когда возникла география как наука?
— Что изучает география? (примерные ответы учащихся).
А сейчас ребята, откройте учебник стр.6 и найдите ответ на эти вопросы. Сравните ваши ответы, с ответами учебника.
Кто дал название науки география? Почему он так назвал эту науку? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 6.
А как бы вы назвали эту науку? ( предполагаемый ответ)
А сейчас, давайте попробуем порассуждать о том, какие задачи стоят перед географией?
Чем занимается современная география? Ведь к концу 19 века почти вся поверхность нашей планеты оказалась описанной. Открыты, измерены и нанесены на карту все известные острова, реки, озера, горы. Стали говорить о том, что на карте мира почти не осталось «белых пятен», то есть территорий, неизвестных человеку. Казалось, что география как наука прекратит свое существование, и от нее останутся только тысячи книг, описывающих поверхность нашей планеты, да подробные карты, поверхность которой они изображают. Оказалось, что это начало нового этапа развития древней науки. В чем заключался этот новый этап? Давайте разберемся. Откройте учебник стр. 7. Прочитайте этот абзац и ответьте на вопрос: Что изучает современная география? Что эта за наука?
Ребята посмотрите на экран. Как вы думаете, чья эта фотография. Да, на этой фотографии Эратосфен.
Задание: Ребята, хорошо подумайте и приведите примеры профессий, где знания географии особо необходимы. Свой ответ аргументируйте.
Ребята, как вы думаете, достаточно ли уметь писать и читать, для того, что бы знать географию? ( ответы учащихся)
— Давайте подумаем и составим схему, какие еще науки помогают изучать географию? ( Ответы учащихся. Учитель помогает составлять схему наук о природе.)
( можно использовать вопросы на стр. 8)
— я узнал на уроке______________
— мне было трудно___________________
— я не понял_________________________
— мне было интересно, я все понял и смогу рассказать об этом _______________
§ 1. Что такое география
1. Какие науки изучают Землю?
2. Зачем человеку необходимо изучать Землю?
1. Когда возникла география как наука.
2. чем отличается современная география от географии в древности.
могла ли наука география получить другое название?
Начало географии
Само слово «география» появилось более 2 тыс. лет назад в Древней Греции. Книгу с таким названием написал в III веке до н.э. учёный Эратосфе́н из города Кирена. Она рассказывала о природе стран, лежащих на берегах Средиземного моря (рис. 1). Эратосфен описал эти земли, отсюда и название книги — «География». В переводе с греческого «география» — значит «землеописание» (от слов «ге» — земля и «графо» — описываю). Очень многие термины, которыми пользуются современные географы, имеют греческое происхождение. Так что скоро вы будете знать много греческих слов.
Что же это за наука? Что она изучает? Чем вы будете заниматься на уроках географии?
Эратосфен первым применил слово «география».
География — наука древняя
Долгое время она действительно была простым землеописанием. Люди путешествовали, открывали новые земли, знакомились с другими народами, изучали их, описывали их нравы и обычаи. Географические книги прошлого читаются как приключенческие романы, так как они рассказывают о дальних путешествиях, полных самых неожиданных опасностей (рис. 2).
Презентация 1 урока в 5 классе (учебник Е.Домогацких)
Описание презентации по отдельным слайдам:
ЧТО НУЖНО ДЛЯ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ
Эратосфен Киренский (ок. 276–194 гг. до н. э.) Древнегреческий математик, астроном, географ и поэт Родился в городе Кирене (Северная Африка). Впервые в истории измерил окружность Земли. В труде по землеведению Эратосфен впервые применил термины «география», «широта» и «долгота». Карта Эратосфена к тесту Гриднева Г.В. География: древняя и современная наука, 2012
Основные вопросы на которые отвечает ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ЧТО? ГДЕ? ПОЧЕМУ? Современная ГЕОГРАФИЯ должна ПРЕДВИДЕДЬ и ПРОГНОЗИРОВАТЬ изменения в природе, которые могут произойти в результате деятельности людей, чтобы правильно пользоваться благами природы и не наносить ей вред.
Зачем нам нужна география?
Чтение по ролям: Правдин Госпожа Простакова Митрофан Стародум Правдин. Да не у ней ли (скотницы Хавроньи) оба вы учились и географии? Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука? Митрофан (тихо матери). А я почем знаю. Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать. Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают. Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то? Правдин. География. Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия. Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу. Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет. Правдин. Описание земли. Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай? Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь. Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка. Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Зачем нам нужна география? — География помогаем нам видеть образ мира и ориентироваться в нём. — География изучает, исследует, прогнозирует, объясняет. — География помогает решать практические вопросы в повседневной жизни.
Задание на дом: ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Принести тетрадь для проверочных работ § 1, записи в тетради Ответить на вопросы в рабочей тетради § 1 и принести её в класс
Дайте ответ: 1.Величайшая по площади страна мира? 2. Полуостров, на котором расположен вулкан Везувий? 3. Самая длинная параллель? 4. Крупнейшее в мире млекопитающее? 5. Море, в которое впадает река Лена? 6. Высочайшая вершина мира? 7. Характерная птица Антарктиды? 8. Ледяной поток, медленно спускающийся с гор? 9. Государство на полуострове Ютландия? 10. Море, омывающее берега Греции и Турции?
КТП 5 класс к учебнику Домогацких
Действие учащихся на уровне УУД
Тема 1 «Наука география»
Что такое география
П.Р № 1 Составление схемы наук о природе
География как наука. Предмет географии.
Карта полушарий, атласы, интернет-ресурсы,
ПК, ММО, электронное приложение к учебнику
Осознание ценности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. (Л)
Формирование представления о географической науке ее роли в освоении планеты человеком.(П)
Методы географических исследований
П.Р № 2 Организация наблюдений за погодой
Методы географических исследований: описательный, картографический Космические методы. Источники географических знаний.
Глобус, физическая карта полушарий,
Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации (Р). Давать определение понятию картография
Называть методы географических исследований изучения Земли (П).
Распознавать, чем отличаются методы географических исследований друг от друга. Выявлять источники географических знаний (П, Р).
Тема: Земля и ее изображение
От плоской Земли к земному шару.
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена.
Глобус, физическая карта полушарий,
Создавать историко-географические образы, о территориях и границах. (Л)
Форма, размеры и движение Земли.
П.Р № 3 Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности
Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара.
атласы, электронное приложение к учебнику
Создание географического образа (Л)
Использовать различные источники географической информации (П)
Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки.
Глобус, физическая карта полушарий,
атласы, электронное приложение к учебнику
Создание географического образа территории (Л)
Анализировать географическую информацию (П)
Ориентирование на местности.
П.Р № 4 Определение с помощью компаса сторон горизонта
Компас. Ориентирование на местности.
Топографическая карта, компасы,
атласы, электронное приложение к учебнику
Осознать необходимость изучения окружающего мира.(Л)
Овладение практическими умениями использования приборов (П).
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)
Урок обобщения и контроля № 1 по теме « Земля и её изображение».
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Глобус, физическая карта полушарий,
Использовать географические знания для самостоятельной деятельности (Р)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)
Тема 3. История географических открытий
По следам путешественников каменного века
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики».
Глобус, физическая карта полушарий,
Осознать необходимость изучения окружающего мира.(Л)
Использовать географические знания для самостоятельной деятельности (Р)
Плавания финикийцев вокруг Африки. География. Древней Греции. Путешествие Пифея.
Глобус, физическая карта полушарий,
Осознать необходимость изучения окружающего мира.(Л)
Использовать географические знания для самостоятельной деятельности (Р)
Путешествия морских народов.
П.Р № 5 Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
Географические открытия викингов.
Глобус, физическая карта полушарий,
Анализировать и интерпретировать географическую информацию (П)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)
Первые европейцы на краю Азии.
Путешествие Марко Поло.
Глобус, физическая карта полушарий,
Анализировать и интерпретировать географическую информацию (П)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)
Хождение за три моря.
Хождение за три моря.
Глобус, физическая карта полушарий,
Анализировать и интерпретировать географическую информацию (П)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)
Морской путь в Индию.
Генрих Мореплаватель – великий организатор. Васко да Гама.
Глобус, физическая карта полушарий,
Анализировать и интерпретировать географическую информацию (П)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)
Замысел Колумба. Плавание на запад. Имя материка.
Глобус, физическая карта полушарий,
Анализировать и интерпретировать географическую информацию (П)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)
Первое кругосветное плавание.
Адмирал Магеллан. Капитан Элькано.
Глобус, физическая карта полушарий,
Анализировать и интерпретировать географическую информацию (П)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)
Открытие Южного материка.
Поиски Южной земли. Первое плавание Джеймса Кука. Кенгуру.
Глобус, физическая карта полушарий,
Анализировать и интерпретировать географическую информацию (П)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)
Поиски Южной земли продолжаются.
Вдоль ледяного барьера. Негостеприимные Гавайи.
Глобус, физическая карта полушарий,
Анализировать и интерпретировать географическую информацию (П)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)
П.Р № 6 Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»
Роль русских исследований. «Колумбы Русские».
Глобус, физическая карта полушарий,
Анализировать и интерпретировать географическую информацию (П)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)
Вокруг света под русским флагом.
Глобус, физическая карта полушарий,
Анализировать и интерпретировать географическую информацию (П)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)
Урок обобщения и контроля № 2 по теме « История географических открытий»
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Глобус, физическая карта полушарий,
Осознать необходимость изучения окружающего мира.(Л)
Использовать географические знания для самостоятельной деятельности (Р)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)
Обобщать географическую информацию (П)
Тема 4. Путешествие по планете Земля
Мировой океан и его части.
Мировой океан и его размеры. Сколько океанов и их отличия.
Карта мирового океана, карта «Строения земной коры», атласы, электронное приложение к учебнику
Создание географического образа территории (Л)
Преобразовывать практическую задачу в познавательную (Р)
Анализировать географическую информацию (П)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)
Значение Мирового океана для природы и человека.
Жизнь в Мировом океане, отличие живых организмов, населяющих Мировой океан, значение Мирового океана.
Глобус, физическая карта полушарий,
атласы, электронное приложение к учебнику
Воспитывать бережное отношение к природе. (Л)
Анализировать и обобщать географическую информацию (П)
Использовать географические знания для самостоятельной деятельности (Р)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)
Путешествие по Евразии.
Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «рекордсмены» материка.
Глобус, физическая карта Евразии,
Экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе (Л)
Различать изученные географические объекты. (Р)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)
Путешествие по Африке.
Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «рекордсмены» материка.
Глобус, физическая карта Африки,
Экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе (Л)
Различать изученные географические объекты. (Р)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)
Путешествие по Северной Америке.
Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «уникумы» материка.
Глобус, физическая карта Северной Америки,
Экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе (Л)
Различать изученные географические объекты. (Р)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)
Путешествие по Южной Америке.
Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «уникумы» материка.
Глобус, физическая карта Южной Америки,
Экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе (Л)
Различать изученные географические объекты. (Р)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)
Путешествие по Австралии.
Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка.
Глобус, физическая карта Австралии,
Экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе (Л)
Различать изученные географические объекты. (Р)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)
Путешествие по Антарктиде.
Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка.
Глобус, физическая карта Антарктиды,
Экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе (Л)
Различать изученные географические объекты. (Р)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)
Путешествие по Антарктиде.
Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка.
Глобус, физическая карта Антарктиды,
Экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе (Л)
Различать изученные географические объекты. (Р)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)
Урок обобщения и контроля № 3 по теме «Путешествие по планете Земля»
Глобус, физическая карта полушарий,
Использовать географические знания для самостоятельной деятельности (Р)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)
Обобщать географическую информацию (П)
Тема 5. Природа Земли
П.Р № 7 Организация фенологических наблюдений в природе
Понятие природа, «объект» природы, отличия объектов природы от объектов, созданных человеком.
Глобус, физическая карта полушарий,
Воспитывать бережное отношение к природе. (Л)
Анализировать и обобщать географическую информацию (П)
Использовать географические знания для самостоятельной деятельности (Р)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)
П.Р № 8 Обозначение на контурной карте материков и океанов
Понятие оболочки Земли, какие бывают оболочки и в чем их отличие друг от друга. Взаимодействие оболочек Земли.
Глобус, физическая карта полушарий,
Воспитывать бережное отношение к природе. (Л)
Анализировать и обобщать географическую информацию (П)
Использовать географические знания для самостоятельной деятельности (Р)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)
П.Р № 9 Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка
Понятие оболочки Земли, какие бывают оболочки и в чем их отличие друг от друга. Взаимодействие оболочек Земли.
Глобус, физическая карта полушарий,
Воспитывать бережное отношение к природе. (Л)
Анализировать и обобщать географическую информацию (П)
Использовать географические знания для самостоятельной деятельности (Р)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(К)
Урок обобщения и контроля № 4 за курс 5 класса.
Глобус, физическая карта полушарий,
Осознать необходимость изучения окружающего мира.(Л)
Использовать географические знания для самостоятельной деятельности (Р)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-061374
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.